Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Пётр Аркадьевич передаёт привет остальным каналам из списка и их читателям
О составляющих письменно-шрифтовой системы.

Их четыре, плюс одно важное дополнение. Знание этих составляющих помогает каллиграфу или шрифтовику изучить любую письменность (примерно как изучая язык, нужно осваивать лексику, грамматику и т. д.), и даже реформировать существующую или создать новую.
1. Знаки. Сюда входят буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. Каждый знак означает звук, целое понятие или что-то ещё, в данном случае это не важно. Не важно также, какие знаки включены в алфавит: алфавит — это формальность; имеет значение, что используется на практике.

Откуда они берутся: в них есть насущная потребность. Буквы нужны для обозначения конкретных звуков языка, другие знаки — для обозначения самых важных понятий, например чисел. Знаки препинания выполняют вспомогательные функции — показывают логические и грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску и т. д.

Для примера: традиционная старославянская азбука https://ru.wikipedia.org/wiki/Старославянская_азбука, там же про числовое значение букв, знаки препинания и диакритику.
2. Графемы (начерки, начертания) — графические «скелеты» знаков, способы их написания или построения. Каждому знаку сопоставляется одна или несколько графем.

Прописные и строчные буквы имеют разные графемы: Aa, Bb, Cc (размер и положение на строке тоже можно отнести к различиям графем). Далее, в любой развитой письменно-шрифтовой системе существует несколько подсистем, в которых набор графем частично отличается. В латинице это антиква, курсив, гротеск, рукописные почерки (внешне разнообразные, но единые в отношении графем). Гражданская кириллица полностью копирует эти системы.
Есть ещё диакритические знаки — маленькие графические дополнения, которые модифицируют графемы для изображения тех знаков, которым не досталось уникальных графем.

Почему используют те или иные графемы: традиция + способ их воспроизводства. Буквы пишут так, как это «принято», однако они могут меняться под влиянием инструмента и материала письма: упрощаться, деформироваться, связываться между собой, становиться более округлыми или угловатыми.
3. Элементы графем — отдельные штрихи, из которых состоят графемы. Каждая графема имеет свою «формулу», уникальный состав элементов.
Некоторые элементы встречаются только один раз, например ушко в букве g, но большинство присутствуют в нескольких графемах, сравните OQ, hnm, hl, bp.
Одни и те же элементы в разных буквах не всегда пишутся строго одинаково. Различия обусловлены влиянием соседних штрихов, способом соединения с ними, шириной знака. А регулярное соединение двух элементов можно принять за один, например, это нижняя часть БЬЪ.

Для примера — основные графемы начальной буквы Г и их состав. Шесть графем по две или три составляющих, первая Г — обычное прямое начертание, несколько других — из витых шрифтов (своеобразный русский «курсив»).
Графемы начальной буквы Г (в 4 варианте должно быть «витой штрих + зубец», уже поздно менять картинку)
4. Параметры шрифта — конкретные характеристики его элементов: толщина штрихов, контраст, форма засечек, наклон овалов, форма завитков, ширина букв и многие другие. Поскольку параметров очень много, то шрифты можно создавать почти бесконечно. Шрифтовой дизайнер, создавая шрифт, работает именно с его параметрами, выбор по остальным пунктам (какие знаки делать и какие графемы использовать) обычно второстепенный.

Пример с теми же буквами Г, 1-я, 4-я и 6-я графемы с предыдущей картинки.
Дальше будет про естественный или искусственно инициированный процесс, который делает сложившуюся шрифтовую систему удобной и красивой, а новосозданную — жизнеспособной.
Так вот. Допустим, вы создали очень необычный шрифт или даже письменность для языка, у которого не было письменности. Сами по себе буквы могут быть красивыми и продуманными. Но это не гарантирует, что текст, написанный ими, тоже будет красивым. Нужно, чтобы буквы «сработались».

Если написать по-русски, поменяв раскладку на английскую, текст будет выглядеть так: Tckb yfgbcfnm gj-heccrb? gjvtyzd hfcrkflre yf fyukbqcre.? ntrcn ,eltn dsukzltnm nfr. Текст из случайно расположенных букв (а между раскладками нет прямого фонетического соответствия) выглядит безобразно. Латиница «сломалась». То же получится и с кириллицей: Кгыышфт еуче цшер Утпдшыр лунищфквб щр пщв. Ш и ы зачастили, одни сплошные вертикали.
Важно, какая буква какой графемой изображена. Упрощая, можно выделить два правила:

1. Частотность букв на письме. Чем чаще буква встречается, тем проще она должна быть.
Статистику частотности букв на основе Национального корпуса русского языка можно узнать тут: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_letters или в более удобном виде в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Частотность

В кириллице самая частая буква о (каждая десятая), а самые редкие — ж, ш, ю, ц, щ, э, ф, ъ. Трудные и неприятные буквы используются реже всего (одна из 100, из 400), не чудо ли.
2. Соседство букв. Рядом должны стоять непохожие буквы, создавая чередование форм: округлых и прямых, с выносами и без. Слова состоят из слогов, то есть преимущественно из чередования согласных и гласных букв. Значит, гласные должны отличаться от согласных и могут быть схожи между собой — например, иметь округлую форму без выносных элементов.

Частотность двухбуквенных сочетаний для русского языка: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_2letters&noscript=
Для наглядности я переделал последний список в табличку. Белые ячейки — самые частые сочетания, чёрные — неиспользуемые (нехарактерные для русского языка).
Исторически отбор форм происходит сам собой, непосредственно во время письма. Буквы подстраиваются друг под друга, не теряя индивидуальности, а новые формы закрепляются лишь в том случае, если они отличаются от других букв, особенно от соседних.

Зная правила, мы можем искусственно повторить такой отбор. Это похоже на решение системы уравнений. Цепочка рассуждений может быть такой: находим самые частые буквы — задаём им простейшие формы — подбираем им контрастные пары — для новых букв подбираем следующие пары, постепенно заполняя алфавит.
Конкретный пример. Твёрдый знак — самая редкая буква в русском языке, не считая ё. Значит, её можно сделать «поинтереснее», например добавить верхний вынос, как это обычно и было в скорописи. Проверяем сочетания, в которых эта буква встречается: бъ, въ, дъ, зъ, съ, тъ, ъе, ъя. Все буквы кроме б маленькие, вынос им не помешает, а, наоборот, чуть ляжет на букву, не касаясь её. С б сложнее, в этом случае можно придумать лигатуру. Кроме того, упростится боковой контур буквы внутри строки и, соответственно, расчёт кернинга для этой редкой буквы.
Изредка появляются статьи, которые стоят тысяч других. Их сила в том, что они не только показывают тихий ужас происходящего, но и объясняют, как это изменить.
«Страна безразличия. О чем нужно вспомнить, чтобы вернуть себе Россию» Ивана Давыдова на Republic — одна из них.

http://telegra.ph/Republic---Strana-bezrazlichiya-O-chem-nuzhno-vspomnit-chtoby-vernut-sebe-Rossiyu-08-21

Статья не о шрифтах и письменности — и всё же она отлично описывает то, что происходит в этой области: игнорирование тысячелетней истории русской письменности и радостное некритическое подражание современной западной типографике. Кажущийся шрифтовой бум напоминает строительство торговых центров на месте развалин памятников архитектуры. Или уродливых новоделов, «без старания вырубленных из цельного березового полена». Мы теряем то настоящее и особенное, что у нас было.

Наша особость бесшумно уходит в черную пустоту, как отработанные ступени ракет.