Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
ІІ. Строчная «а»

Все виды скорописной «а» я условно разделил на три группы.

1. Эта буква встречается в полууставной скорописи, и по сути является полууставной «а». Ранний, редкий вариант.

2. Вторую группу я разделил на строки последовательно их появлению.

Первая строка — ножка остро переходит в перекладину через едва наметившуюся петельку.

Вторая строка — петелька увеличивается в размерах. Первоначально для меня это было гипотетическое «промежуточное звено», которое потом обнаружилось в рукописях. Быстро эволюционировало до следующего варианта, и произошло это, по-видимому, из-за того что петлю стали писать с другого конца (картинка ниже).

Третья строка — самая обычная скорописная «а». Левая часть буквы, петля, соединена короткой ножкой с основным штрихом, который может иметь какую угодно форму. Вариант без выносных элементов (2*) напоминает полууставную а (1), но эволюционно отстоит от неё далеко. Скорее всего, он появился и утвердился на письме под влиянием этой первой а: и в том, и в другом случае буква имеет штрих справа и замкнутый контур слева.

Четвертая и пятая строки — игра с формами, декоративные варианты петли. Ромбовидная форма встречается часто в эпоху Алексея Михайловича.

3. Третья группа — заимствованная из греческой скорописи альфа. Обычно в одной рукописи писали и альфу, и основную скорописную а (вторая группа, третий ряд).
Написание буквы «а»
Элементы буквы «а»
ІІІ. Части буквы (терминология)

Основной штрих [буквы А] — штрих в правой части буквы, вертикальный или наклонённый влево, высотой со строку или вынесенный вверх, вниз. Обязательный элемент буквы, её «ствол».

Навес — нависающее над буквой продолжение основного штриха, декоративный элемент буквы. Подробнее: https://telegram.me/rustype/52.

Нога — крепится слева к основному штриху, второй обязательный элемент буквы. На иллюстрации показана красным цветом.

Перекладина — горизонтальный или наклонный штрих, соединяющий ногу и основной штрих. Буква А без перекладины — это Л, однако перекладина не обязательна для А. Важно наличие замкнутого контура, а он может получиться из петли, которая словно стремится продолжиться перекладиной, но останавливается за ненадобностью.

Петелька — резкая смена направления штриха, в данном случае переход от ноги к перекладине.

Петля — штрих, пересекающий сам себя.

Ножка, черенок — та же нога, но присоединяющая петлю к основному штриху. (Черенок в ботанике — узкая часть листа растения, соединяющая его со стеблем, а еще рукоятка инструмента.)

Полукруг, ромб — декоративные варианты петли. Возможны и другие формы (есть над чем поэкспериментировать).

Завиток — 1. Закрученное окончание ноги в витых шрифтах, характерный признак этих шрифтов. 2. Незамкнутая петля. Тоже продолжение ножки, но в этом случае это особенность конкретной буквы А.

Вот пожалуй и все составляющие буквы А :)
Титулы С. Телингатера из книги: Героические былины. — М.; Л.: Детгиз, 1951.
Редчайший случай в советской практике — настоящие витые буквы в книжном оформлении (все страницы с титулами собрал здесь https://vk.com/ruslettering?w=wall-100891702_1078&z=album-100891702_237955249) Вроде бы ерунда, всего лишь завитки на концах штрихов, но это след настоящей традиции. Ниточка тянется из ХѴІІ века, когда существовала целая группа подобных направлений в каллиграфии, от простых заглавных букв до разузоренных заголовочных.

Книжка, разумеется, с былинами — русский стиль допускался только в сказках, максимум — на обложке археологического журнала. При внимательном рассмотрении оказывается, что витых букв во всей книжке только четыре — В, М, П, К. Остальные буквы «обычные», будто художник (шрифтовик, кстати) не догадался, что их можно написать в едином стиле. Выглядит это так же, как если написать в заголовке одни буквы шрифтом Zapf Book, а другие Bodoni — то есть по меньшей мере неграмотно. Можете ли вы представить, чтобы западный дизайнер забыл, скажем, курсив (italic) и пользовался только нормальным начертанием антиквы, изредка ляпая курсивные буквы?

К чему это я. Нужно беречь свои шрифтовые традиции. Даже если они почти потеряны, ниточки всё тоньше — всё равно, искать, изучать, практиковать. Вытаскивать богатство на свет.
«Щит веры» (НИОР РГБ, ф. 173.VI, № 60, время и место создания не указаны), полностью книга здесь http://old.stsl.ru/manunoscripts/mda-prochie/62
Один из вариантов витых букв, в истории русского книжного оформления такой стиль называется — правильно, никак не называется. Нет общепринятой классификации, нет каталогов стилей. Кое-какую информацию найти можно, но в основном она касается орнаментации рукописей и в меньшей степени текста.

Вы спросите, а зачем нам это старьё, эти давно забытые рукописи?

Историю русского письма у нас традиционно изучает палеография — вспомогательная историческая дисциплина, которую волнует датировка текстов, а не их графическая сторона сама по себе. Для нашей науки русское письмо — это археология, мёртвые артефакты, не связанные с сегодняшним днём. В поле зрения дизайнеров и шрифтовиков оно почти не попадает, попросту не доходит до них.

Всё должно быть иначе. Старые рукописи — это шрифтовой опыт предыдущих поколений, который показывает возможности кириллицы: варианты написания букв, способы украшения текста и так далее. Такого опыта нам сейчас очень не хватает. Когда нам нужно сделать красивую и запоминающуюся надпись или логотип, мы обращаемся к опыту западных дизайнеров, делая более очевидной нашу культурную зависимость и вторичность. У них свою шрифтовую историю любят, изучают и продолжают. Чем мы хуже?
Если вы внимательно посмотрите на предыдущую картинку, то заметите, что заголовки написаны не одним, а двумя типами шрифтов. Отличаются они не только размером, но и формой.

• Первый тип — мачтовый витой. Основные штрихи букв — мачты, то есть прямые вертикальные штрихи, не имеющие завитков; «стержни», основы букв. Завитки есть только на дополнительных штрихах. Те что слева от мачты — завернуты по часовой стрелке, справа от мачты — против часовой.

• Второй тип — [простой] витой. Здесь завитки уже почти на каждом штрихе, завернуты обязательно по часовой стрелке.

Раньше я встречал эти типы по отдельности, здесь первый раз вижу их на одной странице. Значит, книгописец различал эти типы и использовал их по-разному: м. в. — как заголовок первого уровня, в. — как заголовок второго уровня.
В телеграме пока мало каналов о типографике и дизайне, порекомендую те, что мне известны.

@typeschool
Сергей Рассказов начал вести канал «Школы шрифтового дизайна» — о типографике, леттеринге, каллиграфии и дизайне шрифта. Новости, мысли, события, инспирации.

О буквах больше ничего нет, о дизайне вообще — чуть больше.

@mosinkru
Кирилл Мосин пишет о дизайне, дизайн-мышлении, UX, UI, типографике, верстке, цвете, прототипировании, инструментах. Основной контент — ссылки на статьи на английском языке.

@graphicstory
Канал Владислава Алдохина, который занимается визуализацией данных. Инфографика, логотипы, тренды в графике.

@bizikovru
Начинающий дизайнер Саша Бизиков делится идеями, мыслями и статьями. Канал будет полезен таким же начинающим дизайнерам.

Напишите мне (@zetetic), если знаете каналы с полезным и уникальным контентом — особенно о типографике и каллиграфии, — которые сами с удовольствием читаете (или сами ведёте).
Я для себя решил, что не буду делать шрифтов, пока достаточно хорошо не изучу кириллицу. Но букв рисую много, например для тех схем-иллюстраций, что здесь вам показываю.

Вот один из шрифтов, приготовленный на скорую руку по старинному русскому рецепту. Относится он к мачтовому витому типу и демонстрирует его особенности (см. посты выше). В качестве законченного вязевого шрифта он ещё не годится, так как не даёт ровного набора, в словах возможны пустоты. Нужно либо уменьшать завитки, либо добавлять декор (какой и куда, я напишу, когда проработаю эту тему).
Фита
Недавно я решил разобраться, из каких этапов состоит моя исследовательско-дизайнерская работа по возрождению допетровской кириллицы, в результате чего появилась эта схемка. Делюсь с вами.
Итак, три уровня, снизу вверх: сбор материала — выработка инструментария — итоговая деятельность.
Первый уровень. Для изучения кириллицы необходима исходная информация, которую я собираю в виде структурированных архивов. Это долгая рутинная работа, без которой, однако, невозможно остальное.

1. Архив кириллических рукописей Х–ХѴІІІ вв. Рукописи я беру в цифровых собраниях, сохраняю выборочно (несколько первых страниц или все страницы с заголовками) + ссылка на страницу, откуда взяты файлы.
Структура такая: Архив\фонд\рукопись, например: НИОР РГБ\ф. 173.II\105. Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

2. Архив кириллического леттеринга ХІХ–ХХ вв. Особый период — начало ХХ века. В основном это книги и журналы (обложки, титульные листы, заголовки), а также плакаты, открытки и т. д. Источники — цифровые библиотеки и сайты букинистических аукционов.
Структура: Художник\Год. Наименование\Работа.
Например: Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)\1913. Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности\ Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. Худ. обл и тит. листа Васнецов В. М. — М., Б. и., 1913.jpg.
Есть ещё специальные вре́менные категории: (художник) «не указан», (подпись) «неразб.» и неопознанные инициалы: АБ, АВ, АК и т. п. По мере накопления материала удается установить авторство многих работ. В итоге получаются каталоги с работами художников, их «творческие биографии».

3. Архив типографских кириллических шрифтов. Печатные кириллические книги, отсортированные по центрам книгопечатания (или печатникам) и годам, а также каталоги шрифтов.

4. Литература о кириллице. Всё, что написано о кириллице к настоящему времени — книги, статьи, монографии. Написано катастрофически мало, в 10000 раз меньше, чем о латинице (к сожалению, это не шутка).
Хэштег: #литература_о_кириллице
Следующий уровень — создаваемые на основе анализа накопленного материала знания. Условно можно поделить на историю и теорию кириллицы.

5. История. Имена, эпохи, стили — всё, что удаётся узнать из предыдущих четырех пунктов. Примеры постов в этом канале:
Буквы на страницах «Мира искусств» https://news.1rj.ru/str/rustype/26
Эскизы Б. В. Ше́ргина https://news.1rj.ru/str/rustype/56
Телингатер и витые буквы https://news.1rj.ru/str/rustype/90
Хэштег для последующих постов: #история_кириллицы

6. Теория. Классификация стилей шрифтов, строение букв, варианты написания. Посты на эту тему:
О «недостатках» кириллицы https://news.1rj.ru/str/rustype/21
О терминологии https://news.1rj.ru/str/rustype/32 и пример https://news.1rj.ru/str/rustype/88
Пересечина https://news.1rj.ru/str/rustype/36
Конструкция букв Б, В, Г, Р https://news.1rj.ru/str/rustype/38
Положение букв на строке https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Буквы А, Д, Л, М и навес https://news.1rj.ru/str/rustype/52
Мачтовые шрифты https://news.1rj.ru/str/rustype/63 и дальше
Буква «ц» https://news.1rj.ru/str/rustype/75
Классификация шрифтов, буква «а» https://news.1rj.ru/str/rustype/83 и дальше.
Хэштег для новых постов: #теория_кириллицы

Итогом изучения букв должна стать книга, подобная «От А до Я» Гордона, только посвященная не гражданице, а кириллице.
Наконец, третий уровень — то, что я планирую создавать, используя полученные знания.

7. Леттеринг и каллиграфия. Сам я только подступаюсь к этому уровню, зато можно посмотреть, что сейчас происходит в этой области — в паблике «Русский леттеринг» https://vk.com/ruslettering2 (спасибо Виктору Пушкареву за крутой контент!) и в инстаграме https://www.instagram.com/ruslettering.
#леттеринг

8. Шрифты (допетровская кириллица). Примеров пока очень мало. Что касается меня, поставил перед собой задачу сделать шрифты на основе скорописи, ждите рассказа.
#шрифты

Популяризация — это не последний пункт, а скорее то, что должно сопровождать все перечисленные этапы: делиться находками, мыслями, вести паблики. В отдаленной перспективе — сайт, книги. Сейчас, когда я систематизировал свою работу, мне будет проще делиться с вами :)
Елена Алексеева (руководитель школы каллиграфии, Нижний Новгород) о лигатурах в скорописи:

«До реформы школьного образования Екатерины II в России не знали таких связок в письме, какие считаются традиционными сегодня в школьном чистописании курсивом. Он пришел к нам из латинской ветки, от Англии и Франции — законодателей тогда письменной моды. Истоки скорописи же в ветке греческой — те самые альфа и епсилон. Часть букв сливались безотрывным письмом, часть писалась отдельно, часть выносилась над строкой (множеством сокращений увеличивалась скорость письма, что полностью искоренилось в печатных текстах). А логика связок букв того времени разрывает наши стереотипы: соединения "Се", "ре", "ан", "бв", соединения согласной и "ы", "ь" просто нижним подчеркиванием — всё это кажется нетипичным нашей культуре или "вообще не нашим".

На самом деле нет. Очень нашим, исключительно самобытным для России, неповторимым и практически незаимствованным видом письма является именно скоропись. 6 веков скорописи против 4 веков курсива. А то, что не помним подкоркой, забыли — вопрос популяризации.

На фото почерк, в котором используются:
— прямые цитаты лигатур из определенных источников,
— стилизованные, продолжающие шрифтовую логику,
— современные буквы из курсива для адаптации к современности.

Также приложены 2 нижегородские грамоты из архива http://rusarchives.ru/projects/smuta/05-1-nizhnii-novgorod.shtml с непривычными лигатурами.»

Цитата отсюда: https://vk.com/calligraphy_school?w=wall-87595623_337
#скоропись #лигатуры #история_кириллицы