Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Заголовки Ивана Билибина из «Истории русского искусства» Грабаря. Обратите внимание на букву «я» (изучая «я», узнал неожиданное про «а» — скоро напишу про эволюцию их форм)
Типы русского письма на примере буквы А
Буква А (аз)

І. Отступление

Когда я начал изучение кириллицы, ничего не предвещало открытия. Я наблюдал за буквами: просматривал оцифрованные рукописи, копировал буквы, собирал визуальную информацию, никак ее не оценивая. Постепенно накопленное само собой сложилось в общую систему, назовем ее естественной классификацией типов русского письма. Самый первый пост на эту тему с наглядной иллюстрацией — https://vk.com/ruslettering?w=wall-100891702_728. На этот раз расскажу об этой классификации на примере буквы А.

Существует три уровня, или три яруса типов русского письма.

(средний)
Простые. Буквы имеют разную форму: квадратную, круглую, треугольную, в строке стоят свободно, выносных элементов почти нет (Ц, Щ). К простому типу относится устав и подобные ему поздние шрифты, а аналог в латинице — прописные буквы антиквы и гротеска.
В русской каллиграфии сюда еще относятся витые буквы, в которых концы штрихов закручены по часовой стрелке, и полувитые — завитки только в нижней части букв. Из-за декоративного вида использовались только в заголовках и в качестве буквиц и заглавных букв (как и вязь).

(верхний).
Мачтовые. Самый важный признак: основные штрихи выпрямлены в вертикальные штрихи — мачты, общий вид — плотный и ритмичный ряд букв. Подробно я писал о них здесь https://telegram.me/rustype/63.
Это огромная группа стилей письма (шрифтов), которая не имеет аналогов в латинице. Масштабы разнообразия можно представить по вариантам буквы А на схеме, причем это далеко не всё. Умножьте это на разные формы засечек, толщины штрихов, пропорции знаков, и получится бесконечное количество вариаций.

(нижний)
Строчные. Сюда относится скоропись, а буквы имеют простую основную (строчную) часть и выносные элементы. Буквы стремятся к уменьшению и упрощению, а если есть выступающий вверх или вниз штрих, то он становится выносным элементом, иногда очень длинным и размашистым. Типов такого письма очень много, а аналоги в латинице — строчные буквы антиквы, гротеска и рукописных шрифтов.
На общую схему строчные «а» я пока не поместил, зато сделал отдельную иллюстрацию.
Скорописная «а»
ІІ. Строчная «а»

Все виды скорописной «а» я условно разделил на три группы.

1. Эта буква встречается в полууставной скорописи, и по сути является полууставной «а». Ранний, редкий вариант.

2. Вторую группу я разделил на строки последовательно их появлению.

Первая строка — ножка остро переходит в перекладину через едва наметившуюся петельку.

Вторая строка — петелька увеличивается в размерах. Первоначально для меня это было гипотетическое «промежуточное звено», которое потом обнаружилось в рукописях. Быстро эволюционировало до следующего варианта, и произошло это, по-видимому, из-за того что петлю стали писать с другого конца (картинка ниже).

Третья строка — самая обычная скорописная «а». Левая часть буквы, петля, соединена короткой ножкой с основным штрихом, который может иметь какую угодно форму. Вариант без выносных элементов (2*) напоминает полууставную а (1), но эволюционно отстоит от неё далеко. Скорее всего, он появился и утвердился на письме под влиянием этой первой а: и в том, и в другом случае буква имеет штрих справа и замкнутый контур слева.

Четвертая и пятая строки — игра с формами, декоративные варианты петли. Ромбовидная форма встречается часто в эпоху Алексея Михайловича.

3. Третья группа — заимствованная из греческой скорописи альфа. Обычно в одной рукописи писали и альфу, и основную скорописную а (вторая группа, третий ряд).
Написание буквы «а»
Элементы буквы «а»
ІІІ. Части буквы (терминология)

Основной штрих [буквы А] — штрих в правой части буквы, вертикальный или наклонённый влево, высотой со строку или вынесенный вверх, вниз. Обязательный элемент буквы, её «ствол».

Навес — нависающее над буквой продолжение основного штриха, декоративный элемент буквы. Подробнее: https://telegram.me/rustype/52.

Нога — крепится слева к основному штриху, второй обязательный элемент буквы. На иллюстрации показана красным цветом.

Перекладина — горизонтальный или наклонный штрих, соединяющий ногу и основной штрих. Буква А без перекладины — это Л, однако перекладина не обязательна для А. Важно наличие замкнутого контура, а он может получиться из петли, которая словно стремится продолжиться перекладиной, но останавливается за ненадобностью.

Петелька — резкая смена направления штриха, в данном случае переход от ноги к перекладине.

Петля — штрих, пересекающий сам себя.

Ножка, черенок — та же нога, но присоединяющая петлю к основному штриху. (Черенок в ботанике — узкая часть листа растения, соединяющая его со стеблем, а еще рукоятка инструмента.)

Полукруг, ромб — декоративные варианты петли. Возможны и другие формы (есть над чем поэкспериментировать).

Завиток — 1. Закрученное окончание ноги в витых шрифтах, характерный признак этих шрифтов. 2. Незамкнутая петля. Тоже продолжение ножки, но в этом случае это особенность конкретной буквы А.

Вот пожалуй и все составляющие буквы А :)
Титулы С. Телингатера из книги: Героические былины. — М.; Л.: Детгиз, 1951.
Редчайший случай в советской практике — настоящие витые буквы в книжном оформлении (все страницы с титулами собрал здесь https://vk.com/ruslettering?w=wall-100891702_1078&z=album-100891702_237955249) Вроде бы ерунда, всего лишь завитки на концах штрихов, но это след настоящей традиции. Ниточка тянется из ХѴІІ века, когда существовала целая группа подобных направлений в каллиграфии, от простых заглавных букв до разузоренных заголовочных.

Книжка, разумеется, с былинами — русский стиль допускался только в сказках, максимум — на обложке археологического журнала. При внимательном рассмотрении оказывается, что витых букв во всей книжке только четыре — В, М, П, К. Остальные буквы «обычные», будто художник (шрифтовик, кстати) не догадался, что их можно написать в едином стиле. Выглядит это так же, как если написать в заголовке одни буквы шрифтом Zapf Book, а другие Bodoni — то есть по меньшей мере неграмотно. Можете ли вы представить, чтобы западный дизайнер забыл, скажем, курсив (italic) и пользовался только нормальным начертанием антиквы, изредка ляпая курсивные буквы?

К чему это я. Нужно беречь свои шрифтовые традиции. Даже если они почти потеряны, ниточки всё тоньше — всё равно, искать, изучать, практиковать. Вытаскивать богатство на свет.
«Щит веры» (НИОР РГБ, ф. 173.VI, № 60, время и место создания не указаны), полностью книга здесь http://old.stsl.ru/manunoscripts/mda-prochie/62
Один из вариантов витых букв, в истории русского книжного оформления такой стиль называется — правильно, никак не называется. Нет общепринятой классификации, нет каталогов стилей. Кое-какую информацию найти можно, но в основном она касается орнаментации рукописей и в меньшей степени текста.

Вы спросите, а зачем нам это старьё, эти давно забытые рукописи?

Историю русского письма у нас традиционно изучает палеография — вспомогательная историческая дисциплина, которую волнует датировка текстов, а не их графическая сторона сама по себе. Для нашей науки русское письмо — это археология, мёртвые артефакты, не связанные с сегодняшним днём. В поле зрения дизайнеров и шрифтовиков оно почти не попадает, попросту не доходит до них.

Всё должно быть иначе. Старые рукописи — это шрифтовой опыт предыдущих поколений, который показывает возможности кириллицы: варианты написания букв, способы украшения текста и так далее. Такого опыта нам сейчас очень не хватает. Когда нам нужно сделать красивую и запоминающуюся надпись или логотип, мы обращаемся к опыту западных дизайнеров, делая более очевидной нашу культурную зависимость и вторичность. У них свою шрифтовую историю любят, изучают и продолжают. Чем мы хуже?
Если вы внимательно посмотрите на предыдущую картинку, то заметите, что заголовки написаны не одним, а двумя типами шрифтов. Отличаются они не только размером, но и формой.

• Первый тип — мачтовый витой. Основные штрихи букв — мачты, то есть прямые вертикальные штрихи, не имеющие завитков; «стержни», основы букв. Завитки есть только на дополнительных штрихах. Те что слева от мачты — завернуты по часовой стрелке, справа от мачты — против часовой.

• Второй тип — [простой] витой. Здесь завитки уже почти на каждом штрихе, завернуты обязательно по часовой стрелке.

Раньше я встречал эти типы по отдельности, здесь первый раз вижу их на одной странице. Значит, книгописец различал эти типы и использовал их по-разному: м. в. — как заголовок первого уровня, в. — как заголовок второго уровня.
В телеграме пока мало каналов о типографике и дизайне, порекомендую те, что мне известны.

@typeschool
Сергей Рассказов начал вести канал «Школы шрифтового дизайна» — о типографике, леттеринге, каллиграфии и дизайне шрифта. Новости, мысли, события, инспирации.

О буквах больше ничего нет, о дизайне вообще — чуть больше.

@mosinkru
Кирилл Мосин пишет о дизайне, дизайн-мышлении, UX, UI, типографике, верстке, цвете, прототипировании, инструментах. Основной контент — ссылки на статьи на английском языке.

@graphicstory
Канал Владислава Алдохина, который занимается визуализацией данных. Инфографика, логотипы, тренды в графике.

@bizikovru
Начинающий дизайнер Саша Бизиков делится идеями, мыслями и статьями. Канал будет полезен таким же начинающим дизайнерам.

Напишите мне (@zetetic), если знаете каналы с полезным и уникальным контентом — особенно о типографике и каллиграфии, — которые сами с удовольствием читаете (или сами ведёте).
Я для себя решил, что не буду делать шрифтов, пока достаточно хорошо не изучу кириллицу. Но букв рисую много, например для тех схем-иллюстраций, что здесь вам показываю.

Вот один из шрифтов, приготовленный на скорую руку по старинному русскому рецепту. Относится он к мачтовому витому типу и демонстрирует его особенности (см. посты выше). В качестве законченного вязевого шрифта он ещё не годится, так как не даёт ровного набора, в словах возможны пустоты. Нужно либо уменьшать завитки, либо добавлять декор (какой и куда, я напишу, когда проработаю эту тему).
Фита