НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Перерасчёт стоимости обучения: сомнительная инициатива или мудрое решение?

20 ноября наши коллеги из Ассоциации «Глобальные университеты» выпустили заявление, в котором выразили обеспокоенность обсуждением в СМИ вопросов качества реализации образовательных программ на дистанте. По мнению членов Ассоциации, применение вузами дистанционных образовательных технологий полностью соответствует действующему закону об образовании и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг.

В ряде случаев интенсивность образовательного процесса усиливается, а количество часов, которые преподаватели и студенты проводят в контакте, увеличивается.
Подходы ведущих университетов основаны на сохранении или увеличении объема и качества текущего контроля – от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, а преподаватели должны их проверять в ускоренном режиме.

Членами ассоциации «Глобальные университеты» являются действительно ведущие вузы : БФУ им. И. Канта, ДВФУ, ИТМО, КФУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, НГУ, РУДН, Самарский университет, Сеченовский университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, СФУ, ТГУ, ТПУ, ТюмГУ, Университет Лобачевского, УрФУ, ЮУрГУ.

Университеты в период «дистанта» несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами связи и программным обеспечением.

Днем ранее, 19 ноября,
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила рассмотреть вопрос перерасчета оплаты за очную форму обучения в университетах. Об этом говорится в тематическом докладе уполномоченного, посвященном защите прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Редакция НОП обсудила инициативу Татьяны Москальковой с широким кругом заинтересованных лиц, включая ректоров, чиновников, сотрудников АП, ведущих экспертов.

Общее мнение респондентов: Татьяна Николаевна сделала своё заявление, получив (ожидаемо) массу писем от студентов вузов и их родителей. Действительно, вопрос поддержки студентов (включая, финансовую) - один из самых обсуждаемых и важных сегодня.

Вместе с тем, при всём уважении к позиции Москальковой, она представляется недостаточно проработанной.

Более того, обозначенное мнение способствует обострению диалога между студентами и вузами в период, когда обе стороны ищут консенсус.

В реальности и Минобрнауки РФ, и ректоры вузов стараются находить форматы поддержки студентов (включая, финансовые). Об этом - спецпроект НОП последних дней, который мы делаем вместе с ректорами ведущих вузов.

Помогая студентам, нужно понимать, что реальные расходы вузов не сократились, а местами и выросли. И это происходит на фоне повсеместных задержек платежей за обучение со стороны студентов - контрактников.

Вместе с тем, поддержка студентов - ключевая задача для ректора любого университета, и коллеги не должны снижать уровень приоритетности данного вопроса в своих личных КПЭ.

https://www.kommersant.ru/doc/4576597
Вчера довелось быть сторонним наблюдателем жаркого спора, разгоревшегося в чате «Молодежь и система».
Предметом спора стала критическая позиция администратора канала «Русский research» к действиям власти, из-за чего автору пришлось переживать нападки администраторов и лояльных к власти личностей.
Главным аргументом обвинения стал: «Неужели совсем ничего хорошего в научно-образовательной повестке нет?».

Наверное, моему каналу можно выдвинуть аналогичные обвинения🤨

Но! Не тут-то было! Вот смотрите, я пишу и о хорошем!😎
Мне на глаза попалась замечательная новость от Минобрнауки! Студенты-лингвисты помогут сохранить историческую правду о Нюрнбергском процессе.
Уважаю память о Подвиге предков во времена ВОв. Не уважаю те страны и их правителей, которые сегодня плюют на могилу своих дедов и прадедов отрицая Подвиг СССР и пытаясь отбелить гитлеровцев.
Поэтому промолчать не смог.

Студенты лингвисты будут делать несложное, но очень нужное дело. А именно – переводить для последующего придания огласке подлинные, не переводившиеся ранее документы и стенограммы Нюрнбергского трибунала для восстановления детальной хронологии событий👍

Хорошее дело. Мое спасибо инициаторам (Минобрнауки РФ и МИА «Россия сегодня»).

nauchnaya_iznanka
Александр Просеков, ректор КемГУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

В университете есть бесконтактные термометры, одноразовые маски и антисептиками.

На сайте университета и социальных сетях регулярно обновляется информация о COVID-19.

Студенты обучаются в смешанном формате: лекции проводятся дистанционно, практические и лабораторные занятия – очно.

Преподаватели применяют различные форматы и способы обучения, используют удобные онлайн-платформы.

Студенты КемГУ могут обратиться за помощью: с ними на связи находятся кураторы групп и представители дирекции институтов.

Перенесшим COVID-19 будет оказана материальная поддержка через Профком.

Во время пандемии студентам, проживающим в общежитии, организована следующая помощь:
1. Выдача сухих пайков;

2. Оборудованы компьютерные классы с доступом в интернет;

3. Материальная помощь для студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию;

4. Организация изоляторов для заболевших COVID-19;

5. Перерасчёт оплаты проживания.
Спасибо всем, кто принял участие в опросе НОП и помог с выбором тем, которые Евгений и Лариса обсудят в Открытом разговоре с Алексеем Комиссаровым уже 26 ноября.

Не ждите "дежурных" вопросов: только драйв, только НОП&roll🤘

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/13125
Дмитрий Мишин, ректор ПГУТИ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

ПГУТИ перешёл на дистанционное обучение. Работа по совершенствованию процесса ведётся с марта 2020 года.

С целью недопущения распространения коронавирусной инфекции усилены меры по содержанию помещений учебных корпусов и общежитий.

Помимо учебного процесса дистанционные технологии успешно были внедрены в иные сферы деятельности университета: воспитательная работа, профориентация учащихся школ и организаций СПО, социальная деятельность, международное сотрудничество.

Для помощи студентам университета, проживающим в общежитиях студенческого кампуса, в каждую комнату проведен высокоскоростной Интернет.

По заявлению студентов, находящихся в сложном финансовом положении, оказывается материальная помощь.

Закуплено специальное оборудование, позволяющее проводить дезинфекционные мероприятия для обеспечения охраны здоровья проживающих.
Хорошие разговоры в России часто начинаются за чашкой чая.

https://news.1rj.ru/str/stranavozmojnostey/4062
Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Обучение организованно дистанционно, однако ТПУ — инженерный вуз. В учебных планах много лабораторных работ, часть которых невозможно провести без специального оборудования. Эти лабораторные решено провести в корпусах до 1 декабря. В индивидуальном порядке мы можем допустить в лаборатории студентов старших курсов и аспирантов для работы над исследовательскими проектами.

Принято решение о выплате в ноябре социальной стипендии в тройном размере — более 10 тысяч рублей.

Государственную академическую стипендию учащиеся получат в повышенном размере в 4 квартале.

Студенты с COVID-19 смогут получить выплату до 10 тысяч рублей. Контактным вуз оплачивает проживание и питание и тесты.

Для иногородних студентов, планирующих покинуть общежитие, предусмотрена компенсация расходов за проживание и проезд до дома.

Для тех, кто остается в общежитиях, мы обустроим дополнительные учебные комнаты с компьютерами.
В программе “Доброволец” радио “Комсомольская правда” гостями эфира стали генеральный директор президентской платформы “Россия - страна возможностей” Алексей Комиссаров и проректор по образовательной деятельности Мастерской управления “Сенеж” Мария Афонина, они рассказали о проектах платформы, целях, задачах и интересных кейсах.

Алексей Комиссаров:

Сейчас 26 проектов, но мы не стремимся за количеством, у нас нет задачи их увеличивать. Но у нас есть задача сделать так, чтобы каждый нашел для себя возможность для самореализации от школьника до опытного управленца.

Про отличие “Большой перемены” от олимпиад:
Олимпиады - это всегда задания по какой-то конкретной дисциплине. Здесь больше про творчество, самореализацию, свой выбор.

О “Цифровом прорыве”-2020:
В этом году мы сконцентрировались не на количестве, а на качестве. Ребята предлагают проекты, которые сразу реализуются на практике нашими заказчиками, нашими партнерами.

О значении проектов РСВ:
Смысл заложен Президентом: сделать так, чтобы любой гражданин нашей страны нашел возможности для самореализации, для реализации своих талантов.

Я считаю, что главное качество чиновника - это понимание людей и работа для людей. Из дополнительных навыков - возможность и желание учиться, получать новые знания и применять их на практике.

Если вы посмотрите на Госсоветы, как они проходят сейчас и как они проходили раньше, вы увидите, что это 2 разных истории. Сейчас все участники сидят за круглыми столами вместе с экспертами, вживую обсуждают все проблемы, потом докладывают Президенту о том, к каким выводам они пришли. Но чтобы не только теоретическими были рассуждения, а еще и работа практическая, на Госсовете, который был посвящен дорожному строительству, губернаторам предложили самим руками положить асфальт. У нас теперь в Мастерской управления “Сенеж” есть губернаторская аллея, сделанная руками губернаторов
.

Мария Афонина:

Мы созданы как образовательный центр, который мы называем образовательный хаб, в котором собираем, анализируем, создаем самые лучшие инструменты по обучению и развитию, которые потом предлагаем нашим участникам.

Нам очень повезло: наша аудитория - люди молодые, проактивные, люди, которые хотят творить.

Реалии современности привели нас еще больше в цифровое пространство. Мы это делаем сейчас в гибридной форме.

У нас есть принципы, которые мы используем в наших программах, это обучение P2P, когда каждый учит каждого. В этом смысле мы видим ценность в том, чтобы создавать сообщество лучших, потому что, когда лучшие попадают и видят лучших, они несомненно начинит друг у друга учиться. Это огромный ресурс. Туда же мы относим принцип “Лидеры учат лидеров”. Мы вдохновляем лучших, которые к нам приходят, упаковывать знания.

Когда мы передаем знания, мы научаемся еще больше, нежели когда получаем. Это один из принципов обучения взрослых людей: когда ты понимаешь, что можешь кого-то научить, то более ответственно подходишь к своему развитию.

Лидер проявляется тогда, когда оказывается в предлагаемых обстоятельствах. Задача Мастерской управления “Сенеж” эти обстоятельства создавать и создавать новые инструменты развития.
Дмитрий Маевский, врио ректора ОмГТУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Система термометрии установлена на всех входах в здания университета.

На всех информационных ресурсах вуза размещены социальные видеоролики по гигиеническому воспитанию, созданные студенческой телестудией.

Обучение в университете ведется дистанционно. Для преподавателей, нуждающихся в методической помощи, организовано обучение.

Для студентов доступны рабочие места с необходимой техникой и Wi-Fi.

Ресурсная база ОмГТУ позволяет тесно взаимодействовать с обучающимися.

Для студентов, проживающих в общежитиях вуза, была организована выдача продовольственных наборов.

Студенты с признаками болезни размещаются в специально оборудованном помещении.

Временно покинувшие общежитие освобождены от платы за проживание и коммунальные услуги.

Пострадавшим от COVID-19 полагается выплата в размере 10000 рублей.

Материальная поддержка предусмотрена для получателей социальной стипендии и для студентов-платников.
Прямо сейчас: "Поезд Победы" прибыл в Москву.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/771
«Поезд Победы» - восемь вагонов иммерсивной экспозиции по сюжетам Великой Отечественной войны. Это совместный проект Минобрнауки России и ОАО «Российские железные дороги».

Прямо сейчас прибывший поезд осматривают Николай
Овсиенко
, заместитель министра культуры РФ и Николай Макаров, директор Института археологии и вице-президент РАН.

И вы можете: очень советуем.

https://xn--90afbbcj1cdee0l.xn--p1ai/
В последнем вагоне "Поезда Победы" гости присели, чтобы почтить память тех, кто не вернулся с войны. В окнах вместо пейзажей - портреты погибших и пропавших без вести солдат и офицеров.

Редакция НОП надеется, что таких проектов будет больше. В них образовательная и воспитательная компоненты идут рука об руку с исторической наукой и столь любимой молодёжью (да и не только) интерактивностью.
В редакцию НОП каждый день приходят сотни писем. В последние дни рекордсменами по критике являются Брянский государственный университет и Ухтинский государственный технический университет.

По Брянску - студенты (массово, разных факультетов) пишут об участившихся случаях сборов со стороны преподавателей.

А в Ухте руководители университета излишне жестко строят диалог с возрастными преподавателями, вынуждая уходить в неоплачивамый отпуск.
Николай Макаров, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН, после экскурсии в Поезде Победы, специально для НОП:

Отсутствие настоящих военных артефактов, предметов той эпохи не нарушает историчности, колорит времени передан, детали могут быть неподлинными, но это точные копии тех предметов, которые окружали человека в военное время. Как раз точность фактуры, той среды предметной, она здесь очень высокая. Мне кажется, здесь все научно достоверно. Задача такого проекта не показать события, о них мы узнаем через книги, интернет. Вот (задача –НОП) показать колорит, дух, атмосеферу, среду, повседневность – это очень важно. Потому что не всякий человек дотянется до книг, до длинных фильмов, которые были отсняты, когда война была еще ближе. Эти полчаса, которые мы проводим в поезде, это проход через всю войну, и после этого многие захотят и книжки перечитать, и обратиться к документам, которых сейчас так много, и пройтись по другим музеям. А это первый шаг, дает возможность для следующего шага.

Должны быть разные формы, мы не можем найти одну форму. Все-таки архивные документы, мы видим огромное количество архивных документов, которые размещены в интернете, замечательные порталы, которые созданы Министерством Обороны. Каждый может найти там документы о разных событиях, о разных моментах военной истории – не все до этого докапаются. Здесь легко сделать первый шаг, легко начать свой путь погружения в военную историю. А дальше уже приходят другие средства. Все это дополняет друг-друга, а не вступает в какое-то противоречие.

А для следующего шага большой выбор, я не буду навязывать свои книги, которые мне дороги, каждый найдет свое, издана Библиотека Победы, так что пусть молодые люди сами ищут, и наверняка найдут то, что им окажется ближе.
Реф-ИР-ма (1/2)

Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил ключевые составляющие реформы институтов развития.

Первое. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырёх фондов. В их числе – «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.

Второе. Часть функций ещё восьми институтов развития будут перераспределены между «
ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.

Третье. Предлагается укрупнить ряд институтов развития, объединив их со схожим функционалом. Речь идёт о двух лизинговых компаниях – ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», которые будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и Банка «
ДОМ.РФ». А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в единый Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.

Всё это позволит сократить дублирующие функции и сформировать 5 крупных институтов развития.

И четвёртое. В новой структуре будут сохранены стратегически важные организации, которые нацелены на развитие конкретных отраслей и поддержку обороноспособности страны. Это «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «
ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. При этом акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму.

Цель реформы – оптимизация, ликвидация дублирования функций, унификация процедур и интеграция с нацпроектным процессом достижения национальных целей развития. В нынешний условиях нужно использовать ресурсы прагматичнее и эффективнее.

Интересные изменения ждут научно-образовательную сферу, что скажется на соответствующей области политики.

Будет проведен достаточно четкий раздел между грантовым и инвестиционным механизмом.

Российский фонд фундаментальных исследований присоединяется к Российскому научному фонду. В итоге формируется единый грантовый центр по поддержке исследований. В нем, как и планировалось, будет проведена ревизия существующих грантовых программ и продолжится конструирование единой системы поддержки науки по различным направлениям – молодые ученые, микроколлективы, лаборатории, ведущие ученые, регионы, зарубежные партнеры. Все важнейшие направления поддержки исследований сохранятся, как не подвергнется серьезному секвестру и совокупный бюджет. Под единой крышей будут унифицированы формы заявок и отчетов, создан единый рубрикатор, будут введены общие правила проведения экспертизы. О необходимости оптимизации говорилось уже в самом начале «фондовой перестройки». Формат вливания РФФИ в РНФ обсусловлен общими установками реформы институтов развития.

Российская наука в свое время уже переживала эпоху слияния – когда Российский гуманитарный научный фонд возвращался в РФФИ. В целом, эта реформа оценивается скорее позитивно. Сейчас в рамках магистральных векторов государственной политики предстоит вливание уже Российского фонда фундаментальных исследований в РНФ. По большому счету, для исследователей не имеет значения, под какой вывеской выдается грант. Для них важнее удобство подачи заявок и отчетов, понятные процедуры отбора и экспертизы, вариативность грантовых линеек.

Стенограмма выступления Михаила Мишустина: http://government.ru/news/40921/