Реф-ИР-ма (1/2)
Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил ключевые составляющие реформы институтов развития.
Первое. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырёх фондов. В их числе – «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.
Второе. Часть функций ещё восьми институтов развития будут перераспределены между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.
Третье. Предлагается укрупнить ряд институтов развития, объединив их со схожим функционалом. Речь идёт о двух лизинговых компаниях – ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», которые будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ». А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в единый Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.
Всё это позволит сократить дублирующие функции и сформировать 5 крупных институтов развития.
И четвёртое. В новой структуре будут сохранены стратегически важные организации, которые нацелены на развитие конкретных отраслей и поддержку обороноспособности страны. Это «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. При этом акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму.
Цель реформы – оптимизация, ликвидация дублирования функций, унификация процедур и интеграция с нацпроектным процессом достижения национальных целей развития. В нынешний условиях нужно использовать ресурсы прагматичнее и эффективнее.
Интересные изменения ждут научно-образовательную сферу, что скажется на соответствующей области политики.
Будет проведен достаточно четкий раздел между грантовым и инвестиционным механизмом.
Российский фонд фундаментальных исследований присоединяется к Российскому научному фонду. В итоге формируется единый грантовый центр по поддержке исследований. В нем, как и планировалось, будет проведена ревизия существующих грантовых программ и продолжится конструирование единой системы поддержки науки по различным направлениям – молодые ученые, микроколлективы, лаборатории, ведущие ученые, регионы, зарубежные партнеры. Все важнейшие направления поддержки исследований сохранятся, как не подвергнется серьезному секвестру и совокупный бюджет. Под единой крышей будут унифицированы формы заявок и отчетов, создан единый рубрикатор, будут введены общие правила проведения экспертизы. О необходимости оптимизации говорилось уже в самом начале «фондовой перестройки». Формат вливания РФФИ в РНФ обсусловлен общими установками реформы институтов развития.
Российская наука в свое время уже переживала эпоху слияния – когда Российский гуманитарный научный фонд возвращался в РФФИ. В целом, эта реформа оценивается скорее позитивно. Сейчас в рамках магистральных векторов государственной политики предстоит вливание уже Российского фонда фундаментальных исследований в РНФ. По большому счету, для исследователей не имеет значения, под какой вывеской выдается грант. Для них важнее удобство подачи заявок и отчетов, понятные процедуры отбора и экспертизы, вариативность грантовых линеек.
Стенограмма выступления Михаила Мишустина: http://government.ru/news/40921/
Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил ключевые составляющие реформы институтов развития.
Первое. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырёх фондов. В их числе – «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.
Второе. Часть функций ещё восьми институтов развития будут перераспределены между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.
Третье. Предлагается укрупнить ряд институтов развития, объединив их со схожим функционалом. Речь идёт о двух лизинговых компаниях – ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», которые будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ». А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в единый Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.
Всё это позволит сократить дублирующие функции и сформировать 5 крупных институтов развития.
И четвёртое. В новой структуре будут сохранены стратегически важные организации, которые нацелены на развитие конкретных отраслей и поддержку обороноспособности страны. Это «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. При этом акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» станет Корпорацией по туризму.
Цель реформы – оптимизация, ликвидация дублирования функций, унификация процедур и интеграция с нацпроектным процессом достижения национальных целей развития. В нынешний условиях нужно использовать ресурсы прагматичнее и эффективнее.
Интересные изменения ждут научно-образовательную сферу, что скажется на соответствующей области политики.
Будет проведен достаточно четкий раздел между грантовым и инвестиционным механизмом.
Российский фонд фундаментальных исследований присоединяется к Российскому научному фонду. В итоге формируется единый грантовый центр по поддержке исследований. В нем, как и планировалось, будет проведена ревизия существующих грантовых программ и продолжится конструирование единой системы поддержки науки по различным направлениям – молодые ученые, микроколлективы, лаборатории, ведущие ученые, регионы, зарубежные партнеры. Все важнейшие направления поддержки исследований сохранятся, как не подвергнется серьезному секвестру и совокупный бюджет. Под единой крышей будут унифицированы формы заявок и отчетов, создан единый рубрикатор, будут введены общие правила проведения экспертизы. О необходимости оптимизации говорилось уже в самом начале «фондовой перестройки». Формат вливания РФФИ в РНФ обсусловлен общими установками реформы институтов развития.
Российская наука в свое время уже переживала эпоху слияния – когда Российский гуманитарный научный фонд возвращался в РФФИ. В целом, эта реформа оценивается скорее позитивно. Сейчас в рамках магистральных векторов государственной политики предстоит вливание уже Российского фонда фундаментальных исследований в РНФ. По большому счету, для исследователей не имеет значения, под какой вывеской выдается грант. Для них важнее удобство подачи заявок и отчетов, понятные процедуры отбора и экспертизы, вариативность грантовых линеек.
Стенограмма выступления Михаила Мишустина: http://government.ru/news/40921/
government.ru
Оперативное совещание с вице-премьерами
Об оптимизации институтов развития; об устранении избыточных административных барьеров при реализации инфраструктурных проектов; о расширении перечня онлайн-сервисов для экспортёров.
Реф-ИР-ма (2/2)
Формирование на базе ВЭБ.РФ условной госкорпорации «Росинвестиции» сопряжено с передачей под ее крыло «Сколково», Фонда Бортника, Роснано (с их фондом) и Фонда развития промышленности.
Основной идеей опять же является оптимизация – не в виде огульной ликвидации, но с точки зрения оптимизации направлений работы, ликвидации дублирования функций и двойного финансирования. Конечные получатели грантов и субсидий, а также, например, резиденты «Сколково» от этого лишь выиграют.
«Сколково», судя по всему, будет в итоге интегрировано по форме и сути с ИНТЦ («технологическими долинами»).
Помимо чисто финансовых и административных причин стоит выделить также оценку эффективности. Сейчас вследствие большого количества институтов развития (грантодающих организаций) практические невозможно системным и сквозным способом оценить эффективность всей системы целиком.
Отдельно стоит отметить пункт реформы, по которому часть полномочий институтов развития передается (часто – «назад») в министерства и ведомства. В итоге всех трансформаций возникает достаточно логичная структура поддержки проектов и программ полного инновационного цикла.
Этап 1 – Минобрнауки + РНФ + РАН – поддержка исследований и разработок, администрирование проектов и программ с четким выходом на внедрение в производство
Этап 2. Технологический трансфер – ВЭБ.РФ (через те форматы работы, что признаны эффективными в Сколково, Фонде Бортника и т.п. – обеспечивается стыковка и с сектором исследований, и с реальным сектором экономики). Здесь важно отметить переход в ВЭБ.РФ Фонда развития промышленности.
Это означает, что будет четко структурирована поддержка на этих уровнях готовности технологий – ранее здесь оперировали не только интегрируемые институты развития, но и Минобрнауки с Минпромторгом (часто имевшие фактически дублирующие программы).
ВЭБ.РФ становится ключевым институтом инвестиционно-инновационного развития. Для этого у него есть и отличная управленческая команда, и системное видение процессов. Теперь он получает весь инструментарий средств для реализации своей миссии.
Этап 3. Практические инновации. Через интеграцию науки-бизнеса-образования по своим программам (НОЦ, ПСАЛ) здесь будут участвовать Минобрнауки и регионы. А по непосредственной поддержке промышленности – Минпромторг.
Примечательно одно из слияний – Российская венчурная корпорация вливается в Российский фонд прямых инвестиций. Что дни РВК сочтены, было понятно уже в самом начале «дела Повалко». В этой части реформы институтов развития мы видим усиление Екатерины Тихоновой. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев по информации публичных источников является мужем Натальи Поповой – однокурсницы и соратницы Екатерины Тихоновой.
В рамках реформы институтов развития в неприкосновенности остались ключевый госкорпорации научно-технологического прорыва – Росатом и Ростех. Изначально было понятно, что встроить их в некий универсальный механизм практически невозможно – в силу хотя бы серьезной ориентации на оборонно-промышленный комплекс.
Итог
В целом, реформа институтов развития не предполагает тектонических сдвигов в области науки, образования и инноваций. Речь идет о структурировании, систематизации, оптимизации. В ряде моментов вообще, по сути, будет лишь смена вывесок – наиболее успешные проекты и программные мероприятия просто перекочуют в другое институциональное образование.
Для исследователей и технологических предпринимателей система станет более прозрачной, человекоориентированной и понятной.
Если говорить о грантовой сфере, то в принципе уже сейчас сформированы ключевые ниши, по каждой из которых есть та или иная основная линейка грантов. Реформа институтов развития в части вливания РФФИ в РНФ лишь закрепит это положение. Заодно, вследствие профилизации грантов, частично будет снята проблема «двойной отчетности». А в целом – удастся сформировать единую картину поддержки сектора исследований и разработок и ее эффективности.
Формирование на базе ВЭБ.РФ условной госкорпорации «Росинвестиции» сопряжено с передачей под ее крыло «Сколково», Фонда Бортника, Роснано (с их фондом) и Фонда развития промышленности.
Основной идеей опять же является оптимизация – не в виде огульной ликвидации, но с точки зрения оптимизации направлений работы, ликвидации дублирования функций и двойного финансирования. Конечные получатели грантов и субсидий, а также, например, резиденты «Сколково» от этого лишь выиграют.
«Сколково», судя по всему, будет в итоге интегрировано по форме и сути с ИНТЦ («технологическими долинами»).
Помимо чисто финансовых и административных причин стоит выделить также оценку эффективности. Сейчас вследствие большого количества институтов развития (грантодающих организаций) практические невозможно системным и сквозным способом оценить эффективность всей системы целиком.
Отдельно стоит отметить пункт реформы, по которому часть полномочий институтов развития передается (часто – «назад») в министерства и ведомства. В итоге всех трансформаций возникает достаточно логичная структура поддержки проектов и программ полного инновационного цикла.
Этап 1 – Минобрнауки + РНФ + РАН – поддержка исследований и разработок, администрирование проектов и программ с четким выходом на внедрение в производство
Этап 2. Технологический трансфер – ВЭБ.РФ (через те форматы работы, что признаны эффективными в Сколково, Фонде Бортника и т.п. – обеспечивается стыковка и с сектором исследований, и с реальным сектором экономики). Здесь важно отметить переход в ВЭБ.РФ Фонда развития промышленности.
Это означает, что будет четко структурирована поддержка на этих уровнях готовности технологий – ранее здесь оперировали не только интегрируемые институты развития, но и Минобрнауки с Минпромторгом (часто имевшие фактически дублирующие программы).
ВЭБ.РФ становится ключевым институтом инвестиционно-инновационного развития. Для этого у него есть и отличная управленческая команда, и системное видение процессов. Теперь он получает весь инструментарий средств для реализации своей миссии.
Этап 3. Практические инновации. Через интеграцию науки-бизнеса-образования по своим программам (НОЦ, ПСАЛ) здесь будут участвовать Минобрнауки и регионы. А по непосредственной поддержке промышленности – Минпромторг.
Примечательно одно из слияний – Российская венчурная корпорация вливается в Российский фонд прямых инвестиций. Что дни РВК сочтены, было понятно уже в самом начале «дела Повалко». В этой части реформы институтов развития мы видим усиление Екатерины Тихоновой. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев по информации публичных источников является мужем Натальи Поповой – однокурсницы и соратницы Екатерины Тихоновой.
В рамках реформы институтов развития в неприкосновенности остались ключевый госкорпорации научно-технологического прорыва – Росатом и Ростех. Изначально было понятно, что встроить их в некий универсальный механизм практически невозможно – в силу хотя бы серьезной ориентации на оборонно-промышленный комплекс.
Итог
В целом, реформа институтов развития не предполагает тектонических сдвигов в области науки, образования и инноваций. Речь идет о структурировании, систематизации, оптимизации. В ряде моментов вообще, по сути, будет лишь смена вывесок – наиболее успешные проекты и программные мероприятия просто перекочуют в другое институциональное образование.
Для исследователей и технологических предпринимателей система станет более прозрачной, человекоориентированной и понятной.
Если говорить о грантовой сфере, то в принципе уже сейчас сформированы ключевые ниши, по каждой из которых есть та или иная основная линейка грантов. Реформа институтов развития в части вливания РФФИ в РНФ лишь закрепит это положение. Заодно, вследствие профилизации грантов, частично будет снята проблема «двойной отчетности». А в целом – удастся сформировать единую картину поддержки сектора исследований и разработок и ее эффективности.
Михаил Мишустин, председатель Правительства Российской Федерации:
Первое. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырёх фондов. В их числе – «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.
Второе. Часть функций ещё восьми институтов развития будут перераспределены между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.
Редакция НОП констатирует, что в руководстве ВЭБ.РФ есть прекрасные специалисты в сфере управления и развития системы образования России. Которые, к тому же, на одном языке говорят с командой Правительства РФ, которая занимается, сопровождением реализации нацпроектов.
В тему главных новостей из жизни институтов развития этот Открытый разговор НОП:
https://m.vk.com/video-89014401_456239263?list=club89014401%2Fpl_-89014401_-2
Первое. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырёх фондов. В их числе – «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.
Второе. Часть функций ещё восьми институтов развития будут перераспределены между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы.
Редакция НОП констатирует, что в руководстве ВЭБ.РФ есть прекрасные специалисты в сфере управления и развития системы образования России. Которые, к тому же, на одном языке говорят с командой Правительства РФ, которая занимается, сопровождением реализации нацпроектов.
В тему главных новостей из жизни институтов развития этот Открытый разговор НОП:
https://m.vk.com/video-89014401_456239263?list=club89014401%2Fpl_-89014401_-2
Vk
Открытый разговор с Софией Малявиной (АНО "Национальные приоритеты") и Михаилом Алашкевичем (ВЭБ.РФ)
В четверг, 27 августа в 19:00, в рамках сотрудничества между Московским международным салоном образования и Экспертно-аналитическим центром «Научно- образовательная политика» состоится Открытый разговор Евгения Сжёнова, научного руководителя ЭАЦ «Научно-образовательная…
Прогрессивная общественность загрустила было без Эдуарда Галажинского. Часто нам пишут - куда пропал Ректор ТГУ?!
Не пропал. В прорыве!
10 минут назад представлен Андреем Волковым, научным руководителем МШУ "Сколково", слушателям программы "Лидеры научно-технологического прорыва"
Не пропал. В прорыве!
10 минут назад представлен Андреем Волковым, научным руководителем МШУ "Сколково", слушателям программы "Лидеры научно-технологического прорыва"
Forwarded from РЕКТОРЫ.РФ
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» пройдет при поддержке Российской академии наук
24 ноября в 15:00 мск начнется прямая трансляция онлайн-конференции, посвященной объявлению Попечительского совета Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Ссылка на трансляцию будет опубликована на сайте пресс-центра МИА «Россия сегодня», здесь же можно задать вопрос спикерам.
Участники:
— президент Российской академии наук Александр Сергеев;
— ректор НИУ ВШЭ @hse_live Ярослав Кузьминов.
Организаторами выступили НИУ ВШЭ, МГПУ, НИЯУ МИФИ @mephi_of, ТГУ @tomskuniversity и УрФУ @urfu_ru в партнерстве с 10 ведущими университетами России.
«Своими словами» – это чемпионат сочинений по любой теме в рамках 9 широких направлений (спортивное, инженерное, медицинское, педагогическое и др.).
У победителей и призеров появится возможность получить дополнительные баллы для поступления в 14 федеральных вузов России.
@rectorsofrussia
24 ноября в 15:00 мск начнется прямая трансляция онлайн-конференции, посвященной объявлению Попечительского совета Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Ссылка на трансляцию будет опубликована на сайте пресс-центра МИА «Россия сегодня», здесь же можно задать вопрос спикерам.
Участники:
— президент Российской академии наук Александр Сергеев;
— ректор НИУ ВШЭ @hse_live Ярослав Кузьминов.
Организаторами выступили НИУ ВШЭ, МГПУ, НИЯУ МИФИ @mephi_of, ТГУ @tomskuniversity и УрФУ @urfu_ru в партнерстве с 10 ведущими университетами России.
«Своими словами» – это чемпионат сочинений по любой теме в рамках 9 широких направлений (спортивное, инженерное, медицинское, педагогическое и др.).
У победителей и призеров появится возможность получить дополнительные баллы для поступления в 14 федеральных вузов России.
@rectorsofrussia
#НОЦвости – Итоги первого года
Исполнился год с момента запуска первый научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».
Регионы
Нацпроект «Наука» не содержит в себе межбюджетных трансфертов, но тем не менее, он получил очень серьезное региональное измерение. Для губернаторов и их команд участие в создании и работе центров стало мерилом их интеграции в научно-технологический прорыв. Именно усилия по НОЦ стали одним из их ключевых неформальных KPI.
Заодно в реальных условиях внутриполитический блок Кремля изучил способность руководства тех или иных регионов как инициировать крупные системные проекты, так и включаться в инициативы других субъектов Федерации.
Получить свой НОЦ для многих губернаторов стало делом чести – а для работы над программами развития центров во многих случаях в первый раз за многие годы за одним столом собрались региональные власти, представители бизнеса, науки и высшего образования.
Центры рассматриваются как точки пересборки региональных социально-экономических пространств, а также как механизм их форсированного развитияВ фокусе НОЦ должны быть несколько ключевых технологических проектов, направленных на трансформацию экономики региона. Это должно привести к изменению структуры ВРП, росту численности занятых в новых растущих секторах, увеличении доли рынка продуктов и услуг, выбранных в качестве целевых приоритетов развития НОЦ.
Язык
В результате всем участникам пришлось выработать единый «язык прорыва». Уже не работают оправдания, что наука и бизнес не слышат друг друга – все вершины тетраэдра (наука-регионы-образование-промышленность) учатся слушать и слышать друг друга, доносить смыслы так, чтобы было понятно не только коллегам, но и партнерам.
Бизнес
Крупные компании стали более охотно входить в подобные научно-технологические мероприятия. Для себя они видят очевидную пользу не только в реализации конкретных проектов, но также – в активной коммуникации между всеми сторонами консорциумов НОЦ. На это площадке становится проще обсуждать и кадровые вопросы, и меры поддержки бизнеса.
Финансы
Объем внебюджетных средств, вовлеченных в проекты НОЦ составил 5 млрд. 356 млн. рублей в 2019 году, план на 2020 год – 7 млрд. 400 млн. рублей. Это превосходит объемы расходов госбюджета. Бизнесу стало выгодно вкладывать деньги в науку и образование – ведь в рамках НОЦ он может сформировать свой запрос и состыковать его с реальными возможностями партнеров.
Приоритезация
Приоритеты научных и образовательных организаций приводятся в соответствие с приоритетами Стратегии научно-технологического развития. Сформировались научные группы, которые нацелены на решение прорывных, но при этом очень практических задач.
Коррективы модели
После анализа результатов и уточнения модели НОЦ появилось понимание того, что необходимо скорректировать. Например, было решено сделать более жестким административный каркас НОЦ, прежде всего за счет усиления роли глав субъектов РФ в деятельности научно-образовательных центров. Субъект должен сформировать новые инструменты поддержки, сфокусировать имеющиеся на поддержку проектов НОЦ. Центры становятся драйверами трансформации городской среды.
Именно НОЦ подстегнули работу над разрешением регионам спонсировать научно-образовательные мероприятия. В частности – проводимые университетами и научными институтами федерального подчинения.
Результаты и перспективы
«Формирование научно-образовательных центров мирового уровня – это «длинная» повестка на предстоящие 10 лет и последующий период. Опыт реализации первого года указывает на то, что эффект от работы участников НОЦ будет накопительным. Позволяя наращивать потенциал для ускорения технологических изменений и развития человеческого капитала, а как следствие, формирования устойчивого каркаса пространственной связности нашей страны», – подчеркнул Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25903
Исполнился год с момента запуска первый научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».
Регионы
Нацпроект «Наука» не содержит в себе межбюджетных трансфертов, но тем не менее, он получил очень серьезное региональное измерение. Для губернаторов и их команд участие в создании и работе центров стало мерилом их интеграции в научно-технологический прорыв. Именно усилия по НОЦ стали одним из их ключевых неформальных KPI.
Заодно в реальных условиях внутриполитический блок Кремля изучил способность руководства тех или иных регионов как инициировать крупные системные проекты, так и включаться в инициативы других субъектов Федерации.
Получить свой НОЦ для многих губернаторов стало делом чести – а для работы над программами развития центров во многих случаях в первый раз за многие годы за одним столом собрались региональные власти, представители бизнеса, науки и высшего образования.
Центры рассматриваются как точки пересборки региональных социально-экономических пространств, а также как механизм их форсированного развитияВ фокусе НОЦ должны быть несколько ключевых технологических проектов, направленных на трансформацию экономики региона. Это должно привести к изменению структуры ВРП, росту численности занятых в новых растущих секторах, увеличении доли рынка продуктов и услуг, выбранных в качестве целевых приоритетов развития НОЦ.
Язык
В результате всем участникам пришлось выработать единый «язык прорыва». Уже не работают оправдания, что наука и бизнес не слышат друг друга – все вершины тетраэдра (наука-регионы-образование-промышленность) учатся слушать и слышать друг друга, доносить смыслы так, чтобы было понятно не только коллегам, но и партнерам.
Бизнес
Крупные компании стали более охотно входить в подобные научно-технологические мероприятия. Для себя они видят очевидную пользу не только в реализации конкретных проектов, но также – в активной коммуникации между всеми сторонами консорциумов НОЦ. На это площадке становится проще обсуждать и кадровые вопросы, и меры поддержки бизнеса.
Финансы
Объем внебюджетных средств, вовлеченных в проекты НОЦ составил 5 млрд. 356 млн. рублей в 2019 году, план на 2020 год – 7 млрд. 400 млн. рублей. Это превосходит объемы расходов госбюджета. Бизнесу стало выгодно вкладывать деньги в науку и образование – ведь в рамках НОЦ он может сформировать свой запрос и состыковать его с реальными возможностями партнеров.
Приоритезация
Приоритеты научных и образовательных организаций приводятся в соответствие с приоритетами Стратегии научно-технологического развития. Сформировались научные группы, которые нацелены на решение прорывных, но при этом очень практических задач.
Коррективы модели
После анализа результатов и уточнения модели НОЦ появилось понимание того, что необходимо скорректировать. Например, было решено сделать более жестким административный каркас НОЦ, прежде всего за счет усиления роли глав субъектов РФ в деятельности научно-образовательных центров. Субъект должен сформировать новые инструменты поддержки, сфокусировать имеющиеся на поддержку проектов НОЦ. Центры становятся драйверами трансформации городской среды.
Именно НОЦ подстегнули работу над разрешением регионам спонсировать научно-образовательные мероприятия. В частности – проводимые университетами и научными институтами федерального подчинения.
Результаты и перспективы
«Формирование научно-образовательных центров мирового уровня – это «длинная» повестка на предстоящие 10 лет и последующий период. Опыт реализации первого года указывает на то, что эффект от работы участников НОЦ будет накопительным. Позволяя наращивать потенциал для ускорения технологических изменений и развития человеческого капитала, а как следствие, формирования устойчивого каркаса пространственной связности нашей страны», – подчеркнул Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=25903
www.minobrnauki.gov.ru
Научно-образовательные центры: год спустя
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, а также функции по нормативно-правовому регулированию и…
Forwarded from Минобрнауки России
Григорий Трубников избран директором Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ)
#МинобрнаукиРоссии
#МинобрнаукиРоссии
Воспитание: проверка дистантом
В Екатеринбурге в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблема создания в школах воспитательной среды, воспитания учащихся во внеурочное время. Мероприятие проходило в рамках образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Тема особенно актуальна в условиях перехода на удаленный режим.
От умения педагогов правильно выстраивать досуг своих подопечных даже дистанционно зависит степень вовлеченности детей в образовательный процесс, а также эффективность передачи знаний. Не стоит забывать и о том, что школьники, как и взрослые, подверглись стресс-тесту дистантом. Разнообразие форм коммуникации позволяет легче пережить переход на удаленку. Это одна из задач одноименного конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия - страна возможностей».
«Нами с коллегами из Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ был проработан вопрос, и 24 ноября стартует большой конкурс «Учитель будущего. Студенты», в котором смогут принимать участие и студенты педагогических вузов, и студенты всех специальностей, кто хочет связать свою жизнь с образованием. В нашем конкурсе будет уделено большое внимание новым формам воспитания, студенты смогут показать, чему их обучают в университетах, практики, которые они получают», - рассказал НОП руководитель проекта «Учитель будущего» Андрей Богданцев.
В «Сенеже» реализуется значительное количество программ, направленных на развитие учителей, наставников и родителей, в том числе в октябре в Мастерской управления прошел форум для учителей «Линейка». Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина, сообщила, что в Мастерской разработаны и реализуются образовательные онлайн-программы, которые нацелены на поддержку полуфиналистов и финансистов конкурса «Учитель будущего».
«В «Сенеже» мы тоже непрерывно учимся и осваиваем новые инструменты. Отвечая на возникший запрос на дистанционные программы, мы подготовили онлайн-курс «Среда обучения», основной целью курса является разработка таких образовательных технологий и инструментов, которые позволят создать адаптивную образовательную среду, независимо от того в каком формате происходит образовательный процесс: онлайн или офлайн. Курс представляет собой 6 модулей, которые по большому счету являются шагами для проектирования образовательного проекта», - поделилась с НОП Мария Афонина.
Во время круглого стола эксперты также отметили важность подготовки и переквалификации педагогических кадров, которые могли бы грамотно организовать не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность, создать в школах воспитательную среду, учитывая современные реалии.
Для поддержки молодых педагогов, которые обладают всеми необходимыми инструментами, для внедрения в школах современных методов обучения, 24 ноября стартует студенческий трек «Учитель будущего».
В Екатеринбурге в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблема создания в школах воспитательной среды, воспитания учащихся во внеурочное время. Мероприятие проходило в рамках образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Тема особенно актуальна в условиях перехода на удаленный режим.
От умения педагогов правильно выстраивать досуг своих подопечных даже дистанционно зависит степень вовлеченности детей в образовательный процесс, а также эффективность передачи знаний. Не стоит забывать и о том, что школьники, как и взрослые, подверглись стресс-тесту дистантом. Разнообразие форм коммуникации позволяет легче пережить переход на удаленку. Это одна из задач одноименного конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия - страна возможностей».
«Нами с коллегами из Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ был проработан вопрос, и 24 ноября стартует большой конкурс «Учитель будущего. Студенты», в котором смогут принимать участие и студенты педагогических вузов, и студенты всех специальностей, кто хочет связать свою жизнь с образованием. В нашем конкурсе будет уделено большое внимание новым формам воспитания, студенты смогут показать, чему их обучают в университетах, практики, которые они получают», - рассказал НОП руководитель проекта «Учитель будущего» Андрей Богданцев.
В «Сенеже» реализуется значительное количество программ, направленных на развитие учителей, наставников и родителей, в том числе в октябре в Мастерской управления прошел форум для учителей «Линейка». Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей» Мария Афонина, сообщила, что в Мастерской разработаны и реализуются образовательные онлайн-программы, которые нацелены на поддержку полуфиналистов и финансистов конкурса «Учитель будущего».
«В «Сенеже» мы тоже непрерывно учимся и осваиваем новые инструменты. Отвечая на возникший запрос на дистанционные программы, мы подготовили онлайн-курс «Среда обучения», основной целью курса является разработка таких образовательных технологий и инструментов, которые позволят создать адаптивную образовательную среду, независимо от того в каком формате происходит образовательный процесс: онлайн или офлайн. Курс представляет собой 6 модулей, которые по большому счету являются шагами для проектирования образовательного проекта», - поделилась с НОП Мария Афонина.
Во время круглого стола эксперты также отметили важность подготовки и переквалификации педагогических кадров, которые могли бы грамотно организовать не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность, создать в школах воспитательную среду, учитывая современные реалии.
Для поддержки молодых педагогов, которые обладают всеми необходимыми инструментами, для внедрения в школах современных методов обучения, 24 ноября стартует студенческий трек «Учитель будущего».
💥 Минобонауки России обновило официальный сайт, и теперь коллеги будут ещё более открытыми для диалога.
Специально для НОП пресс-служба Минобрнауки:
Удобная навигация и быстрый доступ к важным документам – главные отличительные особенности нового сайта Минобрнауки России.
Главная страница сайта поможет ознакомиться с новостями о деятельности ведомства и анонсами ключевых мероприятий в сфере науки и высшего образования. На странице также предусмотрена удобная форма для обращений граждан, новый раздел «Открытые данные», возможность оперативного поиска документа, а также грантов и стипендий.
При разработке нового сайта акцент был сделан на повышение открытости и доступности информации о российской науке и образовании, а также на возможность доступа к ресурсу с помощью мобильных устройств. Предусмотрена адаптивная версия для смартфонов и версия для слабовидящих.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/786
Специально для НОП пресс-служба Минобрнауки:
Удобная навигация и быстрый доступ к важным документам – главные отличительные особенности нового сайта Минобрнауки России.
Главная страница сайта поможет ознакомиться с новостями о деятельности ведомства и анонсами ключевых мероприятий в сфере науки и высшего образования. На странице также предусмотрена удобная форма для обращений граждан, новый раздел «Открытые данные», возможность оперативного поиска документа, а также грантов и стипендий.
При разработке нового сайта акцент был сделан на повышение открытости и доступности информации о российской науке и образовании, а также на возможность доступа к ресурсу с помощью мобильных устройств. Предусмотрена адаптивная версия для смартфонов и версия для слабовидящих.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/786
Telegram
Минобрнауки России
💻📲Запущен обновленный сайт Минобрнауки России
🖇Обновленная версия сайта доступна по знакомому всем адресу: www.minobrnauki.gov.ru
💡Есть предложения по доработке? Просто напиши нашему боту @MinSciEduBot, и мы обязательно их учтём😉
#МинобрнаукиРоссии
🖇Обновленная версия сайта доступна по знакомому всем адресу: www.minobrnauki.gov.ru
💡Есть предложения по доработке? Просто напиши нашему боту @MinSciEduBot, и мы обязательно их учтём😉
#МинобрнаукиРоссии
Иван Лобанов, врио ректора РЭУ им. Г.В.Плеханова, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:
В первую волну пандемии проведена модернизация информационной инфраструктуры, создан Центр развития цифровой экосистемы, сформирована база онлайн-курсов.
Дистанционное образование - это зона роста на пути к концепции Университет 3.0 с новыми формами подачи учебных курсов и доступам к мировым базам знаний.
Качественно организован удалённый исследовательский процесс: высшая школа «Форсайт» для лучших студентов магистратуры Института цифровой экономики и информационных технологий; научные лаборатории «Облачные технологии и аналитики Больших данных», «Перспективные системы хранения и обработки сверхбольших массивов данных», «Перспективные композиционные материалы и технологии» и Центр коллективного пользования.
Проживающим в общежитиях доступны компьютерные классы.
Иногородним будут компенсированы расходы на дорогу домой и обратно. Предусмотрены различные меры социальной и материальной поддержки.
В первую волну пандемии проведена модернизация информационной инфраструктуры, создан Центр развития цифровой экосистемы, сформирована база онлайн-курсов.
Дистанционное образование - это зона роста на пути к концепции Университет 3.0 с новыми формами подачи учебных курсов и доступам к мировым базам знаний.
Качественно организован удалённый исследовательский процесс: высшая школа «Форсайт» для лучших студентов магистратуры Института цифровой экономики и информационных технологий; научные лаборатории «Облачные технологии и аналитики Больших данных», «Перспективные системы хранения и обработки сверхбольших массивов данных», «Перспективные композиционные материалы и технологии» и Центр коллективного пользования.
Проживающим в общежитиях доступны компьютерные классы.
Иногородним будут компенсированы расходы на дорогу домой и обратно. Предусмотрены различные меры социальной и материальной поддержки.
Forwarded from Минобрнауки России
Как повлияет «пересборка» нацпроекта «Наука» на поддержку ученых, каков вектор развития научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), а также как обеспечить эффективный баланс «высшая школа – наука – бизнес» - все это и не только обсудили на встрече вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко и глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
#МинобрнаукиРоссии
#МинобрнаукиРоссии
Елена Загайнова, ректор ННГУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:
Во вторую волну дистанта Университет Лобачевского вошёл вполне гармонично. И для преподавателей, и для студентов уже не было ничего непривычного: всем знаком Zoom, всем знаком Moodle, все уже ориентируются в пространстве университетского портала настолько эффективно, что это стало нормой жизни.
Особый акцент мы делаем на внеучебные аспекты образовательного процесса, сохраняя и расширяя форматы работы, которые были предложены студентам во время первой волны дистанта, поскольку понимаем всю важность реализации молодежной политики особенно в пространстве онлайн-формата.
Для студентов, которые проживают в общежитиях, мы создаем комфортные условия для обучения в читальных залах библиотеки кампуса, усилили сеть вай-фай, предлагаем возможности трудоустройства.
Во вторую волну дистанта Университет Лобачевского вошёл вполне гармонично. И для преподавателей, и для студентов уже не было ничего непривычного: всем знаком Zoom, всем знаком Moodle, все уже ориентируются в пространстве университетского портала настолько эффективно, что это стало нормой жизни.
Особый акцент мы делаем на внеучебные аспекты образовательного процесса, сохраняя и расширяя форматы работы, которые были предложены студентам во время первой волны дистанта, поскольку понимаем всю важность реализации молодежной политики особенно в пространстве онлайн-формата.
Для студентов, которые проживают в общежитиях, мы создаем комфортные условия для обучения в читальных залах библиотеки кампуса, усилили сеть вай-фай, предлагаем возможности трудоустройства.
Прямо сейчас на заседании Президиума РАН обсуждают не самую простую коммуникационную тему:
https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-24-11-2020-pryamaya-translyatsiya
https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-prezidiuma-ran-24-11-2020-pryamaya-translyatsiya
«Научная Россия» — наука в деталях!
Россия – США в глобальном контексте
24 ноября в 10.00 состоится очередное заседание Президиума РАН. Смотрим трансляцию с "Научной Россией"!
Об экспорте образования. Снова и вновь
РУДН инициировал проведение онлайн-форума сотрудников международных подразделений организаций высшего образования на тему “Экспорт образования как основа экономического развития РФ: российский и международный опыт”.
Эксперты из Совета Федерации, Госдумы, Россотрудничества, Минобрнауки, РАН и других органов власти и организаций обсудили важность развития экспорта образовательных услуг. Роль науки и высшего образования как движущих факторов развития экономики вызывают особый интерес экспертного сообщества на фоне целей и программ госполитики.
Ранее программа 5-100, направленная на повышение уровня конкурентоспособности вузов, продемонстрировала свою эффективность, приведя рядуниверситетов России в международные рейтинги. В этом году 5-100 завершается. Вобрав все самое лучшее в себя, программа сейчас модернизируется и преобразуется в Программу стратегического академического лидерства.
РУДН является одним из участников 5-100. Проведение форума, посвященного экспорту образования, на его базе символично и последовательно, поскольку вуз можно по праву считать хэдлайнером в отрасли.
Для России наука и образование способны повысить ее уровень конкурентоспособности в мире и снизить долю сырьевого экспорта в экономике. Сегодня в работу по повышению экспорта образовательных услуг включились различные структуры, начиная от отдельных вузов, заканчивая органами государственной власти. По этой причине в числе спикеров форума выступили заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов, заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов и другие.
О международном опыте рассказали Кирилл Быков, советник Посольства России во Франции, атташе по науке и образованию, Алексей Пойда, второй секретарь Посольства России в Норвегии, атташе по науке и образованию, и другие.
Тема продолжает оставаться актуальной и востребованной, несмотря на изменения в нормативной базе в части экспорта образования. Форумы и конференции, соединяющие различные стороны процесса, способны сформировать для этих целей эффективные совместные решения.
РУДН инициировал проведение онлайн-форума сотрудников международных подразделений организаций высшего образования на тему “Экспорт образования как основа экономического развития РФ: российский и международный опыт”.
Эксперты из Совета Федерации, Госдумы, Россотрудничества, Минобрнауки, РАН и других органов власти и организаций обсудили важность развития экспорта образовательных услуг. Роль науки и высшего образования как движущих факторов развития экономики вызывают особый интерес экспертного сообщества на фоне целей и программ госполитики.
Ранее программа 5-100, направленная на повышение уровня конкурентоспособности вузов, продемонстрировала свою эффективность, приведя рядуниверситетов России в международные рейтинги. В этом году 5-100 завершается. Вобрав все самое лучшее в себя, программа сейчас модернизируется и преобразуется в Программу стратегического академического лидерства.
РУДН является одним из участников 5-100. Проведение форума, посвященного экспорту образования, на его базе символично и последовательно, поскольку вуз можно по праву считать хэдлайнером в отрасли.
Для России наука и образование способны повысить ее уровень конкурентоспособности в мире и снизить долю сырьевого экспорта в экономике. Сегодня в работу по повышению экспорта образовательных услуг включились различные структуры, начиная от отдельных вузов, заканчивая органами государственной власти. По этой причине в числе спикеров форума выступили заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов, заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов и другие.
О международном опыте рассказали Кирилл Быков, советник Посольства России во Франции, атташе по науке и образованию, Алексей Пойда, второй секретарь Посольства России в Норвегии, атташе по науке и образованию, и другие.
Тема продолжает оставаться актуальной и востребованной, несмотря на изменения в нормативной базе в части экспорта образования. Форумы и конференции, соединяющие различные стороны процесса, способны сформировать для этих целей эффективные совместные решения.
Forwarded from ВЫ СЛУШАЛИ МАЯК
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Мишустин: Крайне важно, чтобы российская наука была конкурентноспособной. Становилась центром притяжения для ученых из других стран.Это, конечно, наш приоритет. Мы будем развивать линейку научных установок megascience. Но все эти успехи зависят не только от современного оборудования, центров, лабораторий, исследовательской инфраструктуры, а в первую очередь от тех, кто ведет эти уникальные исследования