НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Госсовет: дисбалансы Науки

Утвержден состав комиссии Государственного совета по направлению «Наука». Напомним, что в новом госсоветском раскладе «Наука» и «Образование» оказались разведены в разные комиссии. Председателем научной части остался губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Функционировать комиссия (в виде работы секретариата) будет на базе Правительства этого региона. Интересно, но состав утвержден именно Постановлением губернатора. И уже здесь мы видим важное качество единой системы публичной власти – регионы в рамках Госсовета получают больше полномочий и свободы действий.

На губернаторском уровне представлены: Кировская область (Игорь Васильев, он же председатель комиссии «Образование»), Иркутская область (Игорь Кобзев). Уровнем ниже (чаще всего заместителем губернатора) в состав Комиссии входят: Тамбовская, Ярославская, Челябинская, Кемеровская области, Алтайский и Забайкальский края.

От университетского сообщества: Юрий Боровиков (НовГУ), Марина Боровская (президент ЮФУ), Сергей Иванченко (Тихоокеанский госуниверситет), Николай Кропачев (СПбГУ), Ярослав Кузьминов (НИУ ВШЭ), Николай Пустовой (президент НГТУ), Роман Стронгин (президент Университета Лобачевского – ННГУ), Александр Шестаков (ЮУрГУ).

По научному вектору в состав Комиссии входят: Александр Благов (директор Курчатовского института), Валентин Пармон (председатель Сибирского отделения РАН), Григорий Трубников (директор ОИЯИ).

От других органов власти – представитель Администрации Президента Денис Секеринский, и отдельно - Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента, члены Совета Федерации (Лилия Гумерова) и Госдумы (Вячеслав Никонов), представители Роспатента (Григорий Ивлиев), Минсельхоза и Минцифры.

Ожидаемо на высшем уровне представлены оба научных фонда – РФИИ (Вячеслав Панченко) и РНФ (Александр Хлунов). Присутствует и Сергей Поляков от Фонда Бортника.

Присутствие Елены Шмелевой также понятно – «Сириус» уже вырос в сторону университета и технологической долина, и даже больше – как федеральная территория.

А теперь о странностях состава. Профильное Министерство науки и высшего образования – представлено только подведами. Нет представителей Минпросвещения. С отраслевым представительством тоже не все однозначно – Минцифра и Минсельхоз присутствуют в составе Комиссии, а Минпромторг проигнорирован.

Также вряд ли сбалансированным можно назвать присутствие Российской академии наук. Валентин Пармон, как показал и проходящий в эти дни визит президента РАН Александра Сергеева в Новосибирскую область, исходит из региональных интересов. Не включен ни один другой председатель регионального отделения РАН – Уральского или Дальневосточного, не вошел в состав ни один другой вице-президент Академии.

Вообще в составе Комиссии слишком много Новосибирска и чуть шире – Сибири. Это объяснимо, но удивляет отсутствие даже формальной попытки соблюсти хотя бы некоторый баланс. Конечно, Госсовет имеет своей задачей более сбалансированное развитие страны, но относительно остальной России до смешения далеки и обе столицы, и сам Новосибирск.

Если говорить о связи состава Комиссии Госсовета и нацпроекта «Наука и университеты» (ранее – просто «Наука»), то и здесь есть серьезный дисбаланс. Из всех регионов, кроме самой Новосибирской области, опытом участия в прорывных форматах развития может поделиться разве что Кемерово (со своим НОЦ «Кузбасс»). Лишь в небольшой степени это компенсируется представительством Университета Лобачевского (точки сборки НОЦ Нижегородской области «Техноплатформа-2035»).

По итогам – комиссия «Наука» Госсовета выглядит однобокой, она дисбалансирована. Ее состав явно подобран под председателя – Андрея Травникова, Новосибирскую область и Сибирское отделение РАН (председатель – Валентин Пармон). Будет ли такая Комиссия эффективно представлять в Государственном совете интересы всей страны – увидим.

Состав Комиссии.
Многоуровневый инжиниринг

МАДИ, представительство корейской ассоциации OKTA, Корейский центр по развитию бизнеса и ООО «НИОКР» (Россия) приступили к созданию Международного инжинирингового центра (МИЦ). Базовым университетом станет именно МАДИ.

Работа по проведению переговоров и разработке концепции и принципов центра велась на протяжении всей второй половины 2020 года – года культурных обменов России и Южной Кореи.

«В создании проекта центра принимали участие инициативные группы обеих стран. Это представители корейской стороны (госслужащие, предприниматели, общественные деятели), а также российские предприниматели. Также в работе инициативной группы с российской стороны активно участвовал врио ректора МАДИ Андрей Келлер – университет стал базовым для инжинирингового центра», - рассказывает директор ООО «НИОКР» Иван Юрин.

Инжиниринговый центр – это масштабный консорциум, к которому в ближайшее время присоединятся ведущие университеты России. Сейчас идет работа по присоединению 6 рос-сийских вузов. С корейской стороны в проект готовы войти 4 университета. Более того, в ближайших планах центра – установить сотрудничество с университетами из Франции и Германии. Некоторые из них уже дали предварительное согласие. Но в центре будут тру-диться не только вузы – в кооперацию скоро войдут малые и средние предприятия из Рос-сии, Южной Кореи, а также Чехии.

В планах МИЦ – решение актуальных для обеих стран задач. Центр будет способствовать осуществлению трансфера в Россию востребованных технологий из Южной Кореи. Функ-ционал компьютерного инжиниринга поможет адаптировать актуальные южнокорейские технологии под потребности российского рынка и производственных предприятий.

Центр будет реализовывать и обратный процесс – трансфер российских технологий в Юж-ную Корею. Сегодня в Корее очень востребованы российские разработки, и отечественную инженерную школу ценят очень высоко. Ряд российских предпринимателей из инициатив-ной группы МИЦ уже занимается трансфером технологий в Южную Корею – там создаются производственные линии, размещаются центры. В планах – развить этот процесс, нарастив обороты экспорта высокотехнологичной продукции отечественного производства.

Третья задача центра заключается в коллаборации – страны-участницы проекта будут создавать конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и выводить их на международ-ый рынок. Для этого предполагается объединить усилия российской и корейской инженерных школ, заручившись поддержкой бизнеса, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства.

МАДИ, как уже было подчеркнуто, с первого дня активно участвовал в работе над концепцией центра и планирует активно работать в его составе. Помимо указанного, для университета в проекте просматривается еще один важнейший функционал – создание выставочной площадки для инновационного оборудования и технологий, которая будет востребована и в учебном процессе, и в реальных прикладных проектах.

Сам МИЦ, как и формат участия в нем МАДИ многогранен и многослоен – здесь и коллаборация между университетами различных стран (научно-образовательно-технологическая дипломатия), и более глубокая интеграция с индустриальными партнерами (причем не толь-ко российскими). Не менее важна образовательная составляющая – МИЦ однозначно усилит и без того высокий уровень практической подготовки выпускников МАДИ.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, специально для НОП:

«Участие в столь крупном международном проекте – это возможность и серьезный вызов одновременно. С одной стороны, это свидетельство безупречной репутации МАДИ, высокой степени признания нашего инжинирингового потенциала.

С другой стороны, это хорошая возможность выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции, зарекомендовать себя и побороться за глобальную конкурентоспособность научных школ вуза. У нас для этого, на мой взгляд, многое есть. Есть сильные наработки в области интеллектуальных транспортных систем, беспилотных автомобилей и многое другое. Будем работать над развитием научно-инжиниринговой активности МАДИ на мировом рынке».
Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга научит школьников физике

На базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ реализован проект «Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга», который поможет повысить мотивацию к изучению физики.

Инна Шевченко, ректор ЮФУ, специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university:

«Чат-боты, как способ взаимодействия с аудиторией, – уже привычный формат для ведущих вузов, в том числе и нашего университета, но в рамках акселерационной программы «Архипелаг 20.35» команда ЮФУ работала над новым применением такой технологии.

Мы считаем важным развивать этот инструментарий для использования не только в рамках образовательного процесса, но и для повышения мотивации, интереса и активного вовлечения студентов в исследования, популяризации науки».

Команда Reflection студентов ИКТИБ ЮФУ, наставником которых выступил доцент Виталий Компаниец, представила проект «Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга» и заняла 65 место в рейтинге лучших по итогам крупнейшей в России акселерационной программы «Архипелаг 20.35».

Два года назад не стало всемирно известного английского физика-теоретика Стивена Хокинга, но он оставил огромное наследие из книг, интервью, фильмов, в том числе специально написанных для детей. Так родилась идея команды Reflection – создать цифрового двойника ученого, чат-бота, способного отвечать на самые разнообразные вопросы по физике.

«В настоящее время человечество накопило значительные объемы знаний, которые мы должны усваивать в школе, в университете, на протяжении всей жизни. Меняются образовательные программы, стандарты, учебники, но значимой остается проблема низкой мотивации к учебе, особенно к сложным дисциплинам, в том числе к физике.

Часто учебный материал дается сухим языком законов, формул и теорем. Гораздо увлекательнее послушать известных популяризаторов науки, способных не только объяснить простыми, но точными словами сложнейшие понятия, но и увлечь школьников своим энтузиазмом»,
– считает наставник Проектного офиса ИКТИБ ЮФУ Виталий Компаниец.

В рамках проекта команда много внимания уделила формированию базы вопросов и ответов, причем в значительной мере ответы были сформулированы с использованием оригинальных текстов интервью Стивена Хокинга на языке оригинала, поскольку многие еще не переведены на русский язык. Параллельно шла работа по созданию алгоритма и программной реализации двойника.

В условиях дефицита времени команда приняла решение использовать известную платформу по реализации чат-ботов – DialogFlow, основанную на облачных решениях корпорации Google.

«Платформа имеет достаточно понятный интерфейс, хорошо документирована и главное – многие процессы, связанные с обработкой естественного языка, выполняются автоматически на достаточно хорошем уровне. При этом, бесплатного функционала платформы нам оказалось достаточно, чтобы создать и протестировать прототип цифрового двойника. Если запускать проект в эксплуатацию, то надо будет подбирать платный тариф.

В первую очередь, нужны инвестиции для работ по расширению базы знаний цифрового двойника, добавлению игровых элементов и механик.

Далее в планах реализация алгоритмов более глубокого анализа диалогов, например, чтобы бот не только «понимал» вопросы школьника, но и формировал представление о его словарном запасе в области физики, учитывая частоту и корректность совместного использования основных терминов и понятий. Чтобы наш Стивен не только увлеченно рассказывал о физике, но и «слышал» ученика, как это делает настоящий учитель», –
рассказал Виталий Компаниец.

Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга доступен по ссылке.

Мнение НОП:
Популяризация науки, тем более для школьников - отличная инициатива ЮФУ. Считаем, что учёные и ректор университета очень слабо участвуют в диалоге о задачах и реализации проектов научно- образовательной политики на федеральном уровне. Возможно, в 2021 ситуация изменится к лучшему: потенциал у ЮФУ хороший.
Новосибирск академический – 1

Состоялся визит президента РАН Александра Сергеева в Новосибирскую область.

Глава Академии предстал энергичным и достаточно жестким руководителем. Основная мысль, которую он доносил до исследователей – необходимо расширять горизонты сотрудничества, будущее – за консорциумами.

Важная черта успешного развития – меж- и трансрегиональные взаимодействия. Нельзя замыкаться в рамках области или даже регионального отделения РАН. Местечковость мышления и проектной деятельности как структур Академии, так и научных институтов должна быть полностью изжита.

Александр Сергеев четко продемонстрировал, что руководство Академии готово напрямую говорить с представителями академического сообщества – в том числе, спрашивать с них результаты, помогать выводить проекты на более глобальный и системный уровень.

Именно в новосибирских лабораториях, залах и коридорах мы четко увидели реальное научное и научно-методическое руководство со стороны РАН.
Новосибирск академический – 2

По поведению главы Академии можно было многое сказать о научной политике – и об академической, как ее части. Зафиксировано очень тесное и продуктивное общение Александра Сергеева со своим новым заместителем – Сергеем Люлиным, который в конце 2020 года ушел с поста замминистра науки и высшего образования.

На новом месте он вполне может укрепить продуктивные линии общих проектов Минобрнауки и РАН.

Год науки и технологий заставляет соответствовать – в том числе, в управленческом плане. Александр Сергеев демонстрирует серьезность своих намерений выстроить эффективную вертикаль академической власти, на деле проверить слаженность функционирования управленческих механизмов.
Новосибирск академический – 3

Визит Александра Сергеева также был крайне важен во внутриакадемической политике. Он логично солировал, в то время как председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон находился в тени.

Глава Академии дал ясный сигнал – несмотря на определенную автономию региональных отделений – устройство РАН скорее унитарное, нежели федеративное. Таковым оно и останется.
Фото: пресс-служба РАН, Научная Россия.

Мнение НОП может не совпадать с мнением Президиума РАН.
Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ встретился с Романом Ротенбергом, первым вице-президентом Федерации хоккея России, главой штаба национальной сборной России. Обсудили вопросы развития молодежного спорта и меры поддержки Студенческой хоккейной лиги.

Валерий Фальков:

Спорт, наука и высшее образование немыслимы друг без друга, они формируют характер и позволяют проявлять его лучшие черты. К хоккею в нашей стране особое отношение, это наша национальная гордость. В год 75-летия отечественного хоккея мы продолжим работу по развитию спортивных клубов в вузах и поддержке студенческой хоккейной лиги.

Роман Ротенберг:

Развитие студенческого хоккея – очень важное направление. Наша задача – чтобы в каждом вузе была хоккейная коробка, общее расписание, чтобы студентам не приходилось выбирать между спортом и учебой. Люди должны развиваться гармонично: хорошо учиться и заниматься спортом. У нас есть дополнительные программы, направленные на совмещение спорта и учебы.
sciedu@criptext.com (резервная - sciedu@protonmail.com) и @SciEdu_bot
Дмитрий Глушко, первый замминистра просвещения РФ:

«На сегодняшний день в социальных сетях большое количество педагогов ведут свои социальные страницы: жизни, о профессии, хотят быть интересными своим ученикам и понятными для родителей и общества. Поэтому это абсолютно добровольная история, мы можем лишь только приветствовать творчество».

Учителей и педагогов в Telegram всё больше, а персонально руководителей школ и вузов - пока мало.

10 лет назад в ректорской среде хорошим тоном было сказать что вуз не планирует никакой цифровой трансформации, а онлайн-курсы - это Зло.

Сегодня эти же коллеги (буквально) в каждом интервью подчёркивают своё цифровое лидерство и важность смешанного формата обучения.

Самые продвинутые уже поняли, что свой канал и живая дискуссия в Telegram - это возможность прямого ежедневного диалога со своими руководителями и кураторами.

В Телеграме, как в бане - генералов нет.

Дискуссия о научно - образовательной политике тут - это всегда «селектор» с участием первых лиц сферы.

Telegram, если уметь в нём работать, в этой части гораздо эффективнее чем другие соцсети и СМИ (включая даже большие информагенства).
​​​​🎯Молодежная политика: университеты как центры силы

28 января состоялся открытый разговор Александра Бугаева, руководителя «Росмолодежи», Ларисы Пастуховой, координатора Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», проректора РГГУ, и Евгения Сжёнова, научного руководителя Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». @scienpolicy
Спикеры обсудили наиболее актуальные молодежные темы, закон о молодёжной политики и место университетов в стратегии её развития.

«Региональные университеты являются центрами силы в регионе, притяжением интеллигенции, притяжением интеллектуальных кадров и молодёжной политики. Поэтому молодёжная политика реализуется комплексно. У нас есть молодые ученые, молодые врачи, молодые учителя, молодые работники сельского хозяйства, молодые военные… И каждая отрасль должна отвечать за развитие молодёжной политики. Должен быть комплексный подход и, на мой взгляд, опорными точками вполне должны и могут, и являются, и должны стать университеты», – Александр Бугаев, руководитель Федерального агенства по делам молодёжи «Росмолодёжь»

«Я подключился как раз из регионального университета из Нижегородского Государственного университета им. Лобачевского. Сегодня мы с коллегами, с руководством университета, с руководством области, с теми, кто курирует молодёжную политику, науку и образование, как раз говорили об этом. Как быть и что необходимо делать, чтобы молодёжь естественным путём видела заботу государства в развитии молодёжной политики», – Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Смотрите полностью по ссылке.
В эти минуты проходит подписание соглашения между Минобрнауки России и «Деловой Россией».

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков:
Это взаимная инициатива министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», объединение усилий.
Мне представляется важным в Год науки и технологий зафиксировать единство целей и задач.

Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик:
Это такая и перезагрузка отношений, и укрепление сформированного отношений. Хотел бы поблагодарить не только Валерия Николаевича, но и всех сотрудников министерства.

Трансляция.
Forwarded from Глушко
Коллеги из Научно-Образовательная политика : «В телеграмм, как в бане - Генералов нет».
Это точно!

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/14737

Дмитрий Глушко, первый замминистра просвещения РФ:

«На сегодняшний день в социальных сетях большое количество педагогов ведут свои социальные страницы: жизни, о профессии, хотят быть интересными своим ученикам и понятными для родителей и общества. Поэтому это абсолютно добровольная история, мы можем лишь только приветствовать творчество».

Учителей и педагогов в Telegram всё больше, а персонально руководителей школ и вузов - пока мало.

10 лет назад в ректорской среде хорошим тоном было сказать что вуз не планирует никакой цифровой трансформации, а онлайн-курсы - это Зло.

Сегодня эти же коллеги (буквально) в каждом интервью подчёркивают своё цифровое лидерство и важность смешанного формата обучения.

Самые продвинутые уже поняли, что свой канал и живая дискуссия в Telegram - это возможность прямого ежедневного диалога со своими руководителями и кураторами.

В Телеграме, как в бане - генералов нет.

Дискуссия о научно - образовательной политике тут - это всегда «селектор» с участием первых лиц сферы.

Telegram, если уметь в нём работать, в этой части гораздо эффективнее чем другие соцсети и СМИ (включая даже большие информагенства).
Арктика начинается в Питере

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) побывала с визитом делегация Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ). Во время встречи ректор СПбПУ Андрей Рудской и ректор САФУ Елена Кудряшова подписали Соглашение об участии СПбПУ в работе Научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Напомним, что этот НОЦ был в числе второй пятерки победителей в рамках отбора по нацпроекту «Наука»

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, специально для НОП: «Мы должны объединить наши и ваши компетенции для работы с промышленностью. Наука должна быть практико-ориентированной, заточенной на решение региональных проблем, и чтобы итогом этой деятельности был готовый продукт».

Обсуждение перспектив сотрудничества и совместных проектов в рамках НОЦ «Российская Арктика» стали главной темой во время посещения гостями лабораторий, образовательных и исследовательских центров Политеха, знакомства с разработками ученых-политехников. Они побывали в Лаборатории лёгких материалов и конструкций, Научно-образовательном центре промышленной робототехники «Kawasaki-Политех», Суперкомпьютерном центре «Политехнический», Центре открытого образования, Телестудии СПбПУ.

Состоялись рабочие совещания по совместной реализации проектов между Научно-образовательным центром «Газпромнефть-Политех» и Высшей школой энергетики нефти и газа (САФУ); по организации совместных исследований в области физики и технологий материалов.

В силу географических особенностей Санкт-Петербург давно включен в «арктическую повестку», в том числе по международной линии сотрудничества. Одна из российских академических столиц «пестрит» экспертами по «северу».

Политех интенсивно создает канву перекрестных связей различной специализации. Арктика - новый востребованный вектор, который эффективно впишется в «консорциумную сеть» СПбПУ. Стоит напомнить, что Питерский политех уже давно и очень активно участвует в работе НОЦ «Инженерия будущего» (точка сборки - Самарская область). Этот центр также получил статус мирового уровня в рамках второй волны отбора НОЦ.

Таким образом, СПбПУ будет, в том числе, выступать как важный элемент сети новых форматов научно-образовательных коллабораций, которые выстраиваются в рамках научно-технологического прорыва.