Новый регионализм
Вчера вице-премьер Марат Хуснуллин буквально взорвал политикум, высказав свое (исключительно персональное и ни с кем не согласованное мнение – о чем он несколько раз оговорится) личное мнение: «85 регионов нам не нужно».
Он далеко не первый, кто озвучивает подобные идеи – «перекройка» региональной карты уже давно находится в повестке и государства, и ключевых элитных групп. Теме этой уже не один год.
Подход к понятию «успешный регион» постепенно меняется. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, недавно поставил вопрос жестко: если в субъекте федерации нет достойного университета, то регион стоит куда-то присоединить.
Если мы попытаемся понять, почему регионы в России выделены именно так, а не иначе – как правило, мы упремся в единственную причину: так исторически сложилось, причем весьма давно.
Формировалась эта региональная «нарезка» страны – особенно за Уралом – в то время, когда социально-экономическая формация была абсолютно другой. И вопрос – действительно ли сейчас в делении на регионе традиции, история и привычки обеспечивают эффективное развитие территорий?
Уже действует несколько парадигм регионального деления страны – пока, правда, на уровне макрорегионов. Самый явный пример – федеральные округа.
С принятием Стратегии пространственного развития возникло еще более дробное деление. В ней говорится о городских агломерациях, различного типа центрах, геостратегических территориях. Выделены 12 макрорегионов – впрочем, деление тоже не слишком дробное, но уже демонстрирующее потенциал к выравниванию территориального развития. Именно территориального, а не регионального – поскольку во главу угла поставлено повышение качества жизни каждого конкретного гражданина. И весьма странно, что оно – при всех усилиях федерального центра – столь сильно зависит от региональных дисбалансов.
Однако, в Стратегии пространственного развития выделены уже 20 перспективных центров экономического роста с вкладом более 1% в год. Определены геостратегические территории в рамках 8 макрорегионов.
Также стоит добавить «федерализацию» как тренд регионального развития. В первую очередь, в подобных рассуждениях стоит упомянуть первую федеральную территорию «Сириус». Уже сейчас идут дискуссии о том, где будут образованы еще несколько.
Но не стоит забывать об ином – некоторые регионы уже сейчас с финансовой точки зрения координируются из федерального центра. Говорить о полноценности развития в данном случае уже не приходится.
Марат Хуснуллин привел весьма яркие примеры того, насколько жизнь отличается буквально в паре десятков километров – и между регионами, и внутри одного субъекта. Межрегиональные различия давно и всем очевидны – даже «майские указы» попались в эту ловушку: в двух соседних городах учителя или ученые могут получать зарплату, отличающуюся в 1,5-2, а то и более раза. Поскольку таковы социально-экономические реалии двух соседних регионов.
В повседневной жизни складывается ситуация, когда полноценное территориальное развитие всего пространства России тормозится тем, что экономический потенциал регионов разительно отличается – в ряде случаев на порядки.
Во внутренней политике уже давно фиксируется процесс дерегионализации – перевода части функционала на федеральный уровень с траекторией на усиление муницпального уровня власти, причем одновременно он включается в единую систему публичной власти. С другой стороны, есть и тренд постепенного «поднятия» полномочий с муниципального уровня на региональный.
Конечно, до выборов в Госдуму вряд ли будут серьезные трансформации регионально-территориального деления России, а вот затем – это может стать очень важным направлением Большого Трансфера. Хотя здесь уже ожидаемо сильным оказалось сопротивление губернаторов. Также требуется консенсус ключевых элитных групп, которые должны согласиться на уменьшение числа «вакантных кресел» в своих раскладах, с учетом повышения статуса и возможностей новых постов.
https://news.1rj.ru/str/dimsmirnov175/21375
Вчера вице-премьер Марат Хуснуллин буквально взорвал политикум, высказав свое (исключительно персональное и ни с кем не согласованное мнение – о чем он несколько раз оговорится) личное мнение: «85 регионов нам не нужно».
Он далеко не первый, кто озвучивает подобные идеи – «перекройка» региональной карты уже давно находится в повестке и государства, и ключевых элитных групп. Теме этой уже не один год.
Подход к понятию «успешный регион» постепенно меняется. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, недавно поставил вопрос жестко: если в субъекте федерации нет достойного университета, то регион стоит куда-то присоединить.
Если мы попытаемся понять, почему регионы в России выделены именно так, а не иначе – как правило, мы упремся в единственную причину: так исторически сложилось, причем весьма давно.
Формировалась эта региональная «нарезка» страны – особенно за Уралом – в то время, когда социально-экономическая формация была абсолютно другой. И вопрос – действительно ли сейчас в делении на регионе традиции, история и привычки обеспечивают эффективное развитие территорий?
Уже действует несколько парадигм регионального деления страны – пока, правда, на уровне макрорегионов. Самый явный пример – федеральные округа.
С принятием Стратегии пространственного развития возникло еще более дробное деление. В ней говорится о городских агломерациях, различного типа центрах, геостратегических территориях. Выделены 12 макрорегионов – впрочем, деление тоже не слишком дробное, но уже демонстрирующее потенциал к выравниванию территориального развития. Именно территориального, а не регионального – поскольку во главу угла поставлено повышение качества жизни каждого конкретного гражданина. И весьма странно, что оно – при всех усилиях федерального центра – столь сильно зависит от региональных дисбалансов.
Однако, в Стратегии пространственного развития выделены уже 20 перспективных центров экономического роста с вкладом более 1% в год. Определены геостратегические территории в рамках 8 макрорегионов.
Также стоит добавить «федерализацию» как тренд регионального развития. В первую очередь, в подобных рассуждениях стоит упомянуть первую федеральную территорию «Сириус». Уже сейчас идут дискуссии о том, где будут образованы еще несколько.
Но не стоит забывать об ином – некоторые регионы уже сейчас с финансовой точки зрения координируются из федерального центра. Говорить о полноценности развития в данном случае уже не приходится.
Марат Хуснуллин привел весьма яркие примеры того, насколько жизнь отличается буквально в паре десятков километров – и между регионами, и внутри одного субъекта. Межрегиональные различия давно и всем очевидны – даже «майские указы» попались в эту ловушку: в двух соседних городах учителя или ученые могут получать зарплату, отличающуюся в 1,5-2, а то и более раза. Поскольку таковы социально-экономические реалии двух соседних регионов.
В повседневной жизни складывается ситуация, когда полноценное территориальное развитие всего пространства России тормозится тем, что экономический потенциал регионов разительно отличается – в ряде случаев на порядки.
Во внутренней политике уже давно фиксируется процесс дерегионализации – перевода части функционала на федеральный уровень с траекторией на усиление муницпального уровня власти, причем одновременно он включается в единую систему публичной власти. С другой стороны, есть и тренд постепенного «поднятия» полномочий с муниципального уровня на региональный.
Конечно, до выборов в Госдуму вряд ли будут серьезные трансформации регионально-территориального деления России, а вот затем – это может стать очень важным направлением Большого Трансфера. Хотя здесь уже ожидаемо сильным оказалось сопротивление губернаторов. Также требуется консенсус ключевых элитных групп, которые должны согласиться на уменьшение числа «вакантных кресел» в своих раскладах, с учетом повышения статуса и возможностей новых постов.
https://news.1rj.ru/str/dimsmirnov175/21375
Telegram
Пул N3
Хуснуллин: Я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить с Хабаровским краем, и пусть губернатор им занимается. Или Курган. Ну почему курганцы должны жить…
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков официально утвердил изменение режима работы учреждений высшего образования в период с 4 по 7 мая 2021 года
Чемпионаты как инструмент популяризации инженерного образования
Сегодня в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого на базовой кафедре индустриального партнера АО «Балтийская Промышленная Компания» прошёл завершающий этап отборочных соревнований для участия в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по международной компетенции «Командная работа на производстве».
Мероприятие организуют Правительство Санкт-Петербурга и Петербургский Политех. Отборочные соревнования начались 26 апреля. За право быть лучшим в России по компетенции «Командная работа на производстве» боролись команды из шести регионов: Москвы, Мурманской и Ростовской областей, Красноярского края, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, который представляют студенты Политеха. Все конкурсные задания выполняются на российских станках производства Балтийской промышленной компании и станкостроительного завода «Саста».
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, специально для НОП:
«Проведение региональных и национальных чемпионатов по компетенции «Командная работа на производстве» стало одним из важных способов популяризации инженерного образования и позволило привлечь промышленных партнеров. Петербургский Политех поддержал инициативу создания тренировочной площадки по этой компетенции, так как обладает современной базой оборудования и опытом проектного обучения команд».
Сегодня в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого на базовой кафедре индустриального партнера АО «Балтийская Промышленная Компания» прошёл завершающий этап отборочных соревнований для участия в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по международной компетенции «Командная работа на производстве».
Мероприятие организуют Правительство Санкт-Петербурга и Петербургский Политех. Отборочные соревнования начались 26 апреля. За право быть лучшим в России по компетенции «Командная работа на производстве» боролись команды из шести регионов: Москвы, Мурманской и Ростовской областей, Красноярского края, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, который представляют студенты Политеха. Все конкурсные задания выполняются на российских станках производства Балтийской промышленной компании и станкостроительного завода «Саста».
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, специально для НОП:
«Проведение региональных и национальных чемпионатов по компетенции «Командная работа на производстве» стало одним из важных способов популяризации инженерного образования и позволило привлечь промышленных партнеров. Петербургский Политех поддержал инициативу создания тренировочной площадки по этой компетенции, так как обладает современной базой оборудования и опытом проектного обучения команд».
Превосходная степень
Сессия «Развитие университетов: текущая политика академического превосходства» прошла на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021, где докладчики смогли обсудить эффект от вклада программы «5-100» на вузы и систему, а также международную мобильность и публикационную активность молодых ученых.
Ученые из Казанского федерального университета предлагают взглянуть на последствия Программы «5-100», благодаря которой КФУ прочно укрепился в своем статусе федерального университета.
Программа «5-100» закончилась в 2020 году, основные итоги ее работы уже подведены, осталось закрыть статистику и провести качественную аналитику, чтобы лучшие решения программы можно было масштабировать, преобразовав под типовой вуз.
К прямым эффектам от реализации Программы «5-100» следует отнести рост рейтинга университетов в международных рейтингах, увеличение количества иностранных студентов, рост публикационной активности университетов. Традиционным направлением молодежной миграции является образовательная миграция, когда переезд в другой населенный пункт продиктован мотивом получения образования.
Перераспределение молодежных мигрантов по территории России исследователи относят к косвенным эффектам Программы «5-100», поскольку она позволяет привлечь наиболее талантливую молодежь в университеты, а, следовательно, и на территорию его нахождения. Поэтому анализ последствий влияния программы «5-100» на образовательную миграцию населения представляется достаточно интересным и, самое главное, актуальным.
Авторы исследования «Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники?» из НИУ ВШЭ подвели первые итоги международной мобильности молодых российских ученых и той роли, которую обучение или работа за рубежом играют в их дальнейшей научной карьере (на примере публикационной активности). Уже сейчас можно заявить, что выявлено, что масштабы участия молодых российских ученых в международном научном сотрудничестве на протяжении всех последних лет являются сравнительно низкими. При этом данные подтверждают наличие положительной взаимосвязи между мобильностью и научной продуктивностью российских ученых.
Особенно важным кажется вопрос академической мобильности на фоне развивающейся пандемии, которая может быть как и препятствием, так и верным спутником. И у исследователей, у научного сообщества возникает потребность в поиске механизмов, которые могут хотя бы отчасти компенсировать сниженный уровень мобильности научных кадров.
Интересную работу в рамках секции предлагает Всемирный банк, чье исследование направлено на изучение разрозненных электронных платформ, не объединенных в одну базу данных. Основная цель одного из них - предоставить потенциальным студентам и их семьям точную информацию о перспективах выпускников каждого из университетов или колледжей. Подобные решения стимулируют внедрение искусственного интеллекта в систему.
Те глобальные вызовы, которые встают перед современными университетами, должны становиться не препятствием для развития, а выходить в роли настоящих мотиваторов, которые вдохновляют. Это может быть и эффект от программы «5-100», и академическая мобильность, и публикационная активность. Только такие истории способны приводить вузы к академическому превосходству и лидерским позициям, позволяющим реализовывать весь свой мощностной потенциал.
Апрельская конференция
Сессия «Развитие университетов: текущая политика академического превосходства» прошла на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021, где докладчики смогли обсудить эффект от вклада программы «5-100» на вузы и систему, а также международную мобильность и публикационную активность молодых ученых.
Ученые из Казанского федерального университета предлагают взглянуть на последствия Программы «5-100», благодаря которой КФУ прочно укрепился в своем статусе федерального университета.
Программа «5-100» закончилась в 2020 году, основные итоги ее работы уже подведены, осталось закрыть статистику и провести качественную аналитику, чтобы лучшие решения программы можно было масштабировать, преобразовав под типовой вуз.
К прямым эффектам от реализации Программы «5-100» следует отнести рост рейтинга университетов в международных рейтингах, увеличение количества иностранных студентов, рост публикационной активности университетов. Традиционным направлением молодежной миграции является образовательная миграция, когда переезд в другой населенный пункт продиктован мотивом получения образования.
Перераспределение молодежных мигрантов по территории России исследователи относят к косвенным эффектам Программы «5-100», поскольку она позволяет привлечь наиболее талантливую молодежь в университеты, а, следовательно, и на территорию его нахождения. Поэтому анализ последствий влияния программы «5-100» на образовательную миграцию населения представляется достаточно интересным и, самое главное, актуальным.
Авторы исследования «Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники?» из НИУ ВШЭ подвели первые итоги международной мобильности молодых российских ученых и той роли, которую обучение или работа за рубежом играют в их дальнейшей научной карьере (на примере публикационной активности). Уже сейчас можно заявить, что выявлено, что масштабы участия молодых российских ученых в международном научном сотрудничестве на протяжении всех последних лет являются сравнительно низкими. При этом данные подтверждают наличие положительной взаимосвязи между мобильностью и научной продуктивностью российских ученых.
Особенно важным кажется вопрос академической мобильности на фоне развивающейся пандемии, которая может быть как и препятствием, так и верным спутником. И у исследователей, у научного сообщества возникает потребность в поиске механизмов, которые могут хотя бы отчасти компенсировать сниженный уровень мобильности научных кадров.
Интересную работу в рамках секции предлагает Всемирный банк, чье исследование направлено на изучение разрозненных электронных платформ, не объединенных в одну базу данных. Основная цель одного из них - предоставить потенциальным студентам и их семьям точную информацию о перспективах выпускников каждого из университетов или колледжей. Подобные решения стимулируют внедрение искусственного интеллекта в систему.
Те глобальные вызовы, которые встают перед современными университетами, должны становиться не препятствием для развития, а выходить в роли настоящих мотиваторов, которые вдохновляют. Это может быть и эффект от программы «5-100», и академическая мобильность, и публикационная активность. Только такие истории способны приводить вузы к академическому превосходству и лидерским позициям, позволяющим реализовывать весь свой мощностной потенциал.
Апрельская конференция
conf.hse.ru
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / АМНК 2021
Конференция посвящена широкому кругу актуальных проблем экономического и социального развития страны. Основную часть выступлений на АМНК составляют научные доклады российских и зарубежных ученых.
Культурный форпост на Востоке России
Исследователей истории искусств, специалистов музейного дела, сотрудников культурных центров и арт-менеджеров, обладающих знаниями цифровых инструментов в области искусства, подготовит Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Третьяковской галерей. Соглашение о сетевой образовательной программе для магистров по направлению «Культурология» подписали ректор ДВФУ Никита Анисимов и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Обучение начнется уже в 2021/22 учебном году. Образовательный процесс будет реализован силами преподавателей Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ и специалистов Третьяковской галереи. Часть дисциплин будет посвящена инструментам и приемам цифровизации искусства.
Обучения будет смешанным: часть лекций пройдет дистанционно, часть — в кампусе ДВФУ на Русском острове, куда пригласят для очных занятий специалистов Третьяковской галереи. Практика для студентов запланирована в региональных учреждениях культуры Дальнего Востока. Выпускники войдут в кадровый резерв филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.
Сотрудничество ДВФУ и Третьяковской галереи началось в феврале 2019 года. В том же году на Восточном экономическом форуме стороны заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого договорились о запуске совместной программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) «Арт-менеджмент». Часть выпускников продолжили обучение в магистратуре ДВФУ, часть трудоустроились в сфере культуры и искусства, реализовала собственные культурные проекты. Старт новой образовательной программы выводит на новый уровень партнерские отношения ведущего вуза Дальнего Востока и главного музея национального искусства России.
Никита Анисимов, ректор ДВФУ, специально для НОП:
«Дальний Восток — область стратегических приоритетов России на весь ХХI век. Во Владивостоке проходит много культурных событий, развиваются региональные музеи, строится новый культурный центр. ДВФУ как драйвер развития всего макрорегиона обеспечивает кадровый резерв не только для технологически емкого сектора, но для сферы культуры. Ведь общество можно назвать развитым, когда от высоких экономических показателей не отстает и уровень общей культуры населения».
Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи,, специально для НОП:
«Магистерская программа с ДВФУ — абсолютно необходимая инициатива для того, чтобы сформировать полноценный коллектив филиала Третьяковской галереи на Дальнем Востоке, опираясь в том числе на местный кадровый резерв. Образовательные программы в области культуры — невероятно важны для страны. Мы рады, что нам удается открыть такую программу во Владивостоке. Верим, что на Дальнем Востоке у нас всё получится».
Исследователей истории искусств, специалистов музейного дела, сотрудников культурных центров и арт-менеджеров, обладающих знаниями цифровых инструментов в области искусства, подготовит Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Третьяковской галерей. Соглашение о сетевой образовательной программе для магистров по направлению «Культурология» подписали ректор ДВФУ Никита Анисимов и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Обучение начнется уже в 2021/22 учебном году. Образовательный процесс будет реализован силами преподавателей Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ и специалистов Третьяковской галереи. Часть дисциплин будет посвящена инструментам и приемам цифровизации искусства.
Обучения будет смешанным: часть лекций пройдет дистанционно, часть — в кампусе ДВФУ на Русском острове, куда пригласят для очных занятий специалистов Третьяковской галереи. Практика для студентов запланирована в региональных учреждениях культуры Дальнего Востока. Выпускники войдут в кадровый резерв филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.
Сотрудничество ДВФУ и Третьяковской галереи началось в феврале 2019 года. В том же году на Восточном экономическом форуме стороны заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого договорились о запуске совместной программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) «Арт-менеджмент». Часть выпускников продолжили обучение в магистратуре ДВФУ, часть трудоустроились в сфере культуры и искусства, реализовала собственные культурные проекты. Старт новой образовательной программы выводит на новый уровень партнерские отношения ведущего вуза Дальнего Востока и главного музея национального искусства России.
Никита Анисимов, ректор ДВФУ, специально для НОП:
«Дальний Восток — область стратегических приоритетов России на весь ХХI век. Во Владивостоке проходит много культурных событий, развиваются региональные музеи, строится новый культурный центр. ДВФУ как драйвер развития всего макрорегиона обеспечивает кадровый резерв не только для технологически емкого сектора, но для сферы культуры. Ведь общество можно назвать развитым, когда от высоких экономических показателей не отстает и уровень общей культуры населения».
Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи,, специально для НОП:
«Магистерская программа с ДВФУ — абсолютно необходимая инициатива для того, чтобы сформировать полноценный коллектив филиала Третьяковской галереи на Дальнем Востоке, опираясь в том числе на местный кадровый резерв. Образовательные программы в области культуры — невероятно важны для страны. Мы рады, что нам удается открыть такую программу во Владивостоке. Верим, что на Дальнем Востоке у нас всё получится».
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи (о Российском форуме "Молодёжь и наука")
Росмолодежь всегда тесно сотрудничала с вузами по всей России. Именно университеты обеспечивают обмен эффективными практиками между регионами, что является важным механизмом развития геостратегических территорий. Многие инициативы поступают именно от молодых людей, которых волнует, каким будет их регион завтра. За многими инновационными изобретениями стоят именно молодые специалисты. Поддерживая молодежь в их желании благоустроить пространство родного города и региона, мы делаем вклад в развитие всей страны.
Проведение подобных мероприятий на местах помогает наладить диалог между студенческой молодежью, научным сообществом и государством.
Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Росмолодежь всегда тесно сотрудничала с вузами по всей России. Именно университеты обеспечивают обмен эффективными практиками между регионами, что является важным механизмом развития геостратегических территорий. Многие инициативы поступают именно от молодых людей, которых волнует, каким будет их регион завтра. За многими инновационными изобретениями стоят именно молодые специалисты. Поддерживая молодежь в их желании благоустроить пространство родного города и региона, мы делаем вклад в развитие всей страны.
Проведение подобных мероприятий на местах помогает наладить диалог между студенческой молодежью, научным сообществом и государством.
Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Индивидуализация обучения на Каспии
Вчера в "Точке кипения" - Астрахань, на базе Астраханского государственного университета, состоялось встреча консорциума астраханских вузов, созданного в конце марта этого года. Более 30 профильных руководителей вузов присоединились к рабочему совещанию по управлению индивидуальными образовательными траекториями на платформе Modeus.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета для НОП:
Персонализация обучения позволяет студенту получить не только основную специальность, но и компетенции в других областях. Молодой человек сам выберет, какие предметы и в каком темпе осваивать.
При поступлении в вуз абитуриент определяет направление, которому посвятит четыре года, а в случае обучения в магистратуре – шесть лет. За это время профессия может серьезно трансформироваться, или даже умереть. А индивидуальная образовательная траектория поможет не остаться с неактуальным дипломом.
Использование индивидуального обучения вузами астраханского консорциума позволит готовить людей, которые способны самоопределяться на рынке труда. Можно рассмотреть вариант, когда студент одного вуза может в случае заинтересованности пройти курсы других университетов.
Выигрывают все: растет конкурентоспособность между учебными заведениями и в целом у регионального образования - вузы заинтересованы в том, чтобы их контент был интересен учащимся из других университетов, выпускник получает уникальный профиль компетенций, за которым теперь не нужно ехать в федеральный вуз, а работодатели - квалифицированных специалистов. Общий отклик у моих коллег - искренний интерес к сегодняшней сессии, а мы получили для себя много информации для практической реализации.
Елена Степанова, ректор Ярославского государственного технического университета для НОП:
Подход, взятый за основу в Modeus, нам близок, и ровно в такой логике сейчас вуз трансформирует свои основные образовательные программы (ОПП) и образовательный процесс: "ядро" вуза + "ядра" институтов + элективы = треки подготовки (вариативность которых формируется в двух плоскостях: содержание (углубление/расширение специализации) и ключевые виды деятельности/навыки, формируемые в процессе обучения (академический, прикладной, предпринимательский). Резюме: нам данный продукт очень интересен и нужен. Вопрос, который необходимо нам всем вместе решать - высокая входная стоимость (не вообще, но как крупного единовременного вложения, на которое у вуза в моменте нет средств).
Теперь про ограничения. ФГОС, несмотря на мнение многих коллег из вузов, на самом деле не является ограничителем. Массовую возможность выбора траектории стандарт безусловно позволяет предоставлять. И Modeus как раз технологизирует этот процесс. Сегодняшнее рабочее совещание лично мне во многом ответило на вопросы по действительно существующим барьерам: 1. "конфликт" гарантий для ППС по ТК (принимаем на определенный объем ставки) и задачей обеспечить выбор элективов (что делать с невыбранными курсами/ППС, как предлагать то, на что преподаватель еще не принят) 2. реальный переход - если такое предполагает ОП вуза и матричная структура ООП - с программы на программу/ с направления на направления - для студента бюджетной формы возможен только при наличии вакантного бюджетного места. У Custis уже есть практика работы с этими ограничениями, хоть они до конца и не сняты.
От редакции НОП: Сегодня состоится встреча нашего друга, ректора АГУ Константина Маркелова, с президентом РАН Александром Сергеевым.
Академик Сергеев укрепляет "вузовский вектор" РАН. В свою очередь, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин поддерживает амбиции ректора по укреплению диалога "область - вуз - РАН - промышленность".
Константин, желаем Вам удачи!
Вчера в "Точке кипения" - Астрахань, на базе Астраханского государственного университета, состоялось встреча консорциума астраханских вузов, созданного в конце марта этого года. Более 30 профильных руководителей вузов присоединились к рабочему совещанию по управлению индивидуальными образовательными траекториями на платформе Modeus.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета для НОП:
Персонализация обучения позволяет студенту получить не только основную специальность, но и компетенции в других областях. Молодой человек сам выберет, какие предметы и в каком темпе осваивать.
При поступлении в вуз абитуриент определяет направление, которому посвятит четыре года, а в случае обучения в магистратуре – шесть лет. За это время профессия может серьезно трансформироваться, или даже умереть. А индивидуальная образовательная траектория поможет не остаться с неактуальным дипломом.
Использование индивидуального обучения вузами астраханского консорциума позволит готовить людей, которые способны самоопределяться на рынке труда. Можно рассмотреть вариант, когда студент одного вуза может в случае заинтересованности пройти курсы других университетов.
Выигрывают все: растет конкурентоспособность между учебными заведениями и в целом у регионального образования - вузы заинтересованы в том, чтобы их контент был интересен учащимся из других университетов, выпускник получает уникальный профиль компетенций, за которым теперь не нужно ехать в федеральный вуз, а работодатели - квалифицированных специалистов. Общий отклик у моих коллег - искренний интерес к сегодняшней сессии, а мы получили для себя много информации для практической реализации.
Елена Степанова, ректор Ярославского государственного технического университета для НОП:
Подход, взятый за основу в Modeus, нам близок, и ровно в такой логике сейчас вуз трансформирует свои основные образовательные программы (ОПП) и образовательный процесс: "ядро" вуза + "ядра" институтов + элективы = треки подготовки (вариативность которых формируется в двух плоскостях: содержание (углубление/расширение специализации) и ключевые виды деятельности/навыки, формируемые в процессе обучения (академический, прикладной, предпринимательский). Резюме: нам данный продукт очень интересен и нужен. Вопрос, который необходимо нам всем вместе решать - высокая входная стоимость (не вообще, но как крупного единовременного вложения, на которое у вуза в моменте нет средств).
Теперь про ограничения. ФГОС, несмотря на мнение многих коллег из вузов, на самом деле не является ограничителем. Массовую возможность выбора траектории стандарт безусловно позволяет предоставлять. И Modeus как раз технологизирует этот процесс. Сегодняшнее рабочее совещание лично мне во многом ответило на вопросы по действительно существующим барьерам: 1. "конфликт" гарантий для ППС по ТК (принимаем на определенный объем ставки) и задачей обеспечить выбор элективов (что делать с невыбранными курсами/ППС, как предлагать то, на что преподаватель еще не принят) 2. реальный переход - если такое предполагает ОП вуза и матричная структура ООП - с программы на программу/ с направления на направления - для студента бюджетной формы возможен только при наличии вакантного бюджетного места. У Custis уже есть практика работы с этими ограничениями, хоть они до конца и не сняты.
От редакции НОП: Сегодня состоится встреча нашего друга, ректора АГУ Константина Маркелова, с президентом РАН Александром Сергеевым.
Академик Сергеев укрепляет "вузовский вектор" РАН. В свою очередь, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин поддерживает амбиции ректора по укреплению диалога "область - вуз - РАН - промышленность".
Константин, желаем Вам удачи!
Прямо сейчас министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков проводит брифинг об увеличении количества бюджетных мест в российских вузах:
В этом более 576 тысяч студентов в этом году смогут получить образование бесплатно. Из них 73% направлено в регионы.
В этом году приёмная кампания будет проходить в более спокойной обстановке, но она также будет доступна удалённо.
По закону до 1 мая мы должны распределить места на очередной учебный год: в 2021 - более 34 тысяч мест, к 2022 - более 11 тысяч, итого - 46293 мест откроется за 2 года.
Мы выполняем поручение Президента для реализации возможности широкого бесплатного доступа к высшему образованию.
https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
В этом более 576 тысяч студентов в этом году смогут получить образование бесплатно. Из них 73% направлено в регионы.
В этом году приёмная кампания будет проходить в более спокойной обстановке, но она также будет доступна удалённо.
По закону до 1 мая мы должны распределить места на очередной учебный год: в 2021 - более 34 тысяч мест, к 2022 - более 11 тысяч, итого - 46293 мест откроется за 2 года.
Мы выполняем поручение Президента для реализации возможности широкого бесплатного доступа к высшему образованию.
https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
Медицинские, педагогические, инженерно-технические направления - на них больше всего бюджетных мест из-за большого спроса.
По субъектам РФ наибольшее количество мест будет направлено в крупные научно образовательные регионы:
Татарстан, Томская область, Красноярская область, Ростовская область и другие.
Динамика числа бюджетных мест: в Карачаево-Черкесской Республике будет больше бюджетных мест на 30 процентов. В Мурманской, Новгородской, Еврейской автономной области и других также ожидается увеличение. Увеличат число мест в зависимости, в том числе, от числа университетов.
Мы смотрим по динамике прироста и по региональной специфике.
При распределении КЦП учитываются запросы регионов.
С помощью нового механизма конкурсного механизма будет определяться число бюджетных мест.
Если в регионе несколько вузов, которые готовят педагогов, то будет наибольшее количество бюджетных мест там, где качество подготовки более высокое.
Должен быть сбалансирован подход к разным направлениям подготовки при распределении бюджетных мест.
Что касается математики, мы большое внимание уделяем ее развитию.
Несмотря на появление новых направлений подготовки, специальностей индустрии мы все равно должны готовить химиков, биологов, физиков. Количество мест по этим направлениям тоже будет увеличиваться. Увеличение количества касается и узких, и широких специальностей подготовки.
Мы учитывали специфику научных организаций, кооперация между системой высшего образования и НИИ. На 2022 год мы увеличили количество мест в аспирантуре на 1000 мест для должного притока молодежи в науку. Мы учитываем специфику особенностей приема аспирантов и особенности того, чем занимается НИИ - это фундаментальная наука или прикладная.
Сейчас мы нивелировали требования, понимая, что нужна разная наука. Увеличили такой вес защит кандидатских диссертаций в этом году. Увеличение также по ординатуре, и в основном эти места ушли в регионы.
https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
Медицинские, педагогические, инженерно-технические направления - на них больше всего бюджетных мест из-за большого спроса.
По субъектам РФ наибольшее количество мест будет направлено в крупные научно образовательные регионы:
Татарстан, Томская область, Красноярская область, Ростовская область и другие.
Динамика числа бюджетных мест: в Карачаево-Черкесской Республике будет больше бюджетных мест на 30 процентов. В Мурманской, Новгородской, Еврейской автономной области и других также ожидается увеличение. Увеличат число мест в зависимости, в том числе, от числа университетов.
Мы смотрим по динамике прироста и по региональной специфике.
При распределении КЦП учитываются запросы регионов.
С помощью нового механизма конкурсного механизма будет определяться число бюджетных мест.
Если в регионе несколько вузов, которые готовят педагогов, то будет наибольшее количество бюджетных мест там, где качество подготовки более высокое.
Должен быть сбалансирован подход к разным направлениям подготовки при распределении бюджетных мест.
Что касается математики, мы большое внимание уделяем ее развитию.
Несмотря на появление новых направлений подготовки, специальностей индустрии мы все равно должны готовить химиков, биологов, физиков. Количество мест по этим направлениям тоже будет увеличиваться. Увеличение количества касается и узких, и широких специальностей подготовки.
Мы учитывали специфику научных организаций, кооперация между системой высшего образования и НИИ. На 2022 год мы увеличили количество мест в аспирантуре на 1000 мест для должного притока молодежи в науку. Мы учитываем специфику особенностей приема аспирантов и особенности того, чем занимается НИИ - это фундаментальная наука или прикладная.
Сейчас мы нивелировали требования, понимая, что нужна разная наука. Увеличили такой вес защит кандидатских диссертаций в этом году. Увеличение также по ординатуре, и в основном эти места ушли в регионы.
https://www.vesti.ru/broadcasts/61974
vesti.ru
Брифинг Валерия Фалькова
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков 29 апреля проводит брифинг об увеличении количества бюджетных мест в российских вузах.
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского:
Уважаемые коллеги-ректоры, дорогие молодые учёные!
Инициативы молодых людей, их планы и стремления– это двигатель развития общества, науки, культуры, спорта. Символично, что форум «Молодёжь и наука», который станет одним из ключевых событий Года науки и технологий, пройдет в Нижнем Новгороде одновременно с ярким праздником молодости и таланта – XXIX Всероссийским фестивалем «Российская студенческая весна».
Вместе с лучшими творческими достижениями российских студентов мы увидим их передовые научные разработки.
Форум станет центром обсуждения важнейших вопросов развития высшего образования, науки и молодёжной политики в нашей стране.
В год своего 105-летия, в год 800-летия Нижнего Новгорода университет Лобачевского рад принимать у себя форум «Молодёжь и наука». За молодыми – будущее, а создаётся это будущее сегодня и сейчас.
Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Уважаемые коллеги-ректоры, дорогие молодые учёные!
Инициативы молодых людей, их планы и стремления– это двигатель развития общества, науки, культуры, спорта. Символично, что форум «Молодёжь и наука», который станет одним из ключевых событий Года науки и технологий, пройдет в Нижнем Новгороде одновременно с ярким праздником молодости и таланта – XXIX Всероссийским фестивалем «Российская студенческая весна».
Вместе с лучшими творческими достижениями российских студентов мы увидим их передовые научные разработки.
Форум станет центром обсуждения важнейших вопросов развития высшего образования, науки и молодёжной политики в нашей стране.
В год своего 105-летия, в год 800-летия Нижнего Новгорода университет Лобачевского рад принимать у себя форум «Молодёжь и наука». За молодыми – будущее, а создаётся это будущее сегодня и сейчас.
Программа Форума и регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Бюджетка и приемка – 2021
Сегодня министр науки и высшего образования Валерий Фальков в пресс-центре Правительства провел брифинг, посвященный увеличению количества бюджетных мест и общим особенностям приемной кампании 2021 года.
Ключевые идеи в прямой речи министра:
Бюджетные места
По отношению к 2020 году мы вновь увеличили количество бюджетных мест. В частности, в этом году 576 498 студентов смогут получить высшее образование бесплатно.
В 2021 году по отношению к 2020-му мы добавили 34 747 мест. На следующий год мы ещё добавляем 11 546 мест. Более 73% и в 2021 году, и в 2022-м ушли в регионы.
Направления
Наибольшее количество бюджетных мест в 2022 году, которые мы распределили, пойдёт на инженерно-технические специальности и направления, это более 251 тыс. мест. Потом педагогические – 75 788 мест, затем медицинские – более 53 тыс. мест. И специальности и направления сельскохозяйственного, или аграрного, профиля. Вот четыре основные группы.
Что касается предпочтений абитуриентов, то в основном они стабильны и в последние годы в целом сбалансированы. Но внутри специальностей, направлений есть более любимые и менее любимые.
Регионы
Мы с каждым регионом индивидуально работаем.
Наибольшее количество мест, за исключением наших столиц, в 2022 году будут направлены в крупные научно-образовательные регионы: Республика Татарстан, Свердловская обл., Ростовская обл., Новосибирская обл., Республика Башкортостан, Томская обл. и Красноярский край. Это по абсолютному количеству бюджетных мест.
У нас есть регионы – лидеры по динамике увеличения количества бюджетных мест в 2022 году по отношению к 2021-му. К числу таких регионов относится Карачаево-Черкесская Республика – там почти на 30% больше бюджетных мест будет в 2022 году, чем в 2021-м, Мурманская обл. – рост на 29%, Псковская обл. – на 19% рост бюджетных мест, Республика Бурятия – на 16%, Новгородская обл. – на 14%, Еврейская автономная обл. – на 14%, Кабардино-Балкарская Республика – на 13% и Амурская обл. – на 10%.
Мы всегда советуемся и обсуждаем, сколько в принципе мест надо выделить в том или ином году и в тот или иной регион.
Тонкая настройка
Мы с помощью этого механизма нового, конкурсного распределения бюджетных мест, балансируем ситуацию как между регионами, так и внутри регионов. Если в регионе расположено несколько вузов, <…> то наибольшее количество бюджетных мест получит тот из них, где качество подготовки наиболее высокое. Это первая история.
Вторая. Мы, конечно же, смотрим и в этом году предпочтение отдали при распределении бюджетных мест в ординатуру региональным вузам.
Региональная специфика учитывается нами всякий раз, поскольку в распределении бюджетных мест задействованы, с одной стороны, сами регионы, с другой стороны, вузы, университеты, с третьей стороны, так называемые центры ответственности. Проще говоря, это либо федеральные органы исполнительной власти – Минздрав, Минсельхоз, которые определяют политику в той или иной отрасли, – либо это крупные советы, работодатели, некоммерческие организации, которые определяют политику в том или ином направлении.
Уровни и сферы
Должен быть сбалансированный подход и к естественно-научным, и к техническим, и к общественно-гуманитарным наукам, соответственно, направлениям подготовки.
На 2022 год мы на тысячу увеличили количество бюджетных мест в аспирантуре. Если в 2021 году у нас 16,5 тыс. бюджетных мест, то в 2022 году их будет 17,5 тыс. мест. Мы хотим обеспечить должный приток молодёжи в науку.
Практически вся ординатура теперь распределяется по квотам.
Нам нужна наука и поисковая, и прикладная, и фундаментальная. И конечно, это позволило нам больше бюджетных мест дать в сектор академический.
Сроки
Приём документов в вузы начнётся 20 июня. Вторая значимая дата – это 29 июля, когда закончится приём документов. И 17 августа – это все окончательные процедуры, связанные с зачислением в вузы.
Формат
Все наработки, которые мы опробовали в прошлом году, будут использоваться и в этом году. Я имею в виду в том числе подачу документов удалённо.
Стенограмма брифинга.
Сегодня министр науки и высшего образования Валерий Фальков в пресс-центре Правительства провел брифинг, посвященный увеличению количества бюджетных мест и общим особенностям приемной кампании 2021 года.
Ключевые идеи в прямой речи министра:
Бюджетные места
По отношению к 2020 году мы вновь увеличили количество бюджетных мест. В частности, в этом году 576 498 студентов смогут получить высшее образование бесплатно.
В 2021 году по отношению к 2020-му мы добавили 34 747 мест. На следующий год мы ещё добавляем 11 546 мест. Более 73% и в 2021 году, и в 2022-м ушли в регионы.
Направления
Наибольшее количество бюджетных мест в 2022 году, которые мы распределили, пойдёт на инженерно-технические специальности и направления, это более 251 тыс. мест. Потом педагогические – 75 788 мест, затем медицинские – более 53 тыс. мест. И специальности и направления сельскохозяйственного, или аграрного, профиля. Вот четыре основные группы.
Что касается предпочтений абитуриентов, то в основном они стабильны и в последние годы в целом сбалансированы. Но внутри специальностей, направлений есть более любимые и менее любимые.
Регионы
Мы с каждым регионом индивидуально работаем.
Наибольшее количество мест, за исключением наших столиц, в 2022 году будут направлены в крупные научно-образовательные регионы: Республика Татарстан, Свердловская обл., Ростовская обл., Новосибирская обл., Республика Башкортостан, Томская обл. и Красноярский край. Это по абсолютному количеству бюджетных мест.
У нас есть регионы – лидеры по динамике увеличения количества бюджетных мест в 2022 году по отношению к 2021-му. К числу таких регионов относится Карачаево-Черкесская Республика – там почти на 30% больше бюджетных мест будет в 2022 году, чем в 2021-м, Мурманская обл. – рост на 29%, Псковская обл. – на 19% рост бюджетных мест, Республика Бурятия – на 16%, Новгородская обл. – на 14%, Еврейская автономная обл. – на 14%, Кабардино-Балкарская Республика – на 13% и Амурская обл. – на 10%.
Мы всегда советуемся и обсуждаем, сколько в принципе мест надо выделить в том или ином году и в тот или иной регион.
Тонкая настройка
Мы с помощью этого механизма нового, конкурсного распределения бюджетных мест, балансируем ситуацию как между регионами, так и внутри регионов. Если в регионе расположено несколько вузов, <…> то наибольшее количество бюджетных мест получит тот из них, где качество подготовки наиболее высокое. Это первая история.
Вторая. Мы, конечно же, смотрим и в этом году предпочтение отдали при распределении бюджетных мест в ординатуру региональным вузам.
Региональная специфика учитывается нами всякий раз, поскольку в распределении бюджетных мест задействованы, с одной стороны, сами регионы, с другой стороны, вузы, университеты, с третьей стороны, так называемые центры ответственности. Проще говоря, это либо федеральные органы исполнительной власти – Минздрав, Минсельхоз, которые определяют политику в той или иной отрасли, – либо это крупные советы, работодатели, некоммерческие организации, которые определяют политику в том или ином направлении.
Уровни и сферы
Должен быть сбалансированный подход и к естественно-научным, и к техническим, и к общественно-гуманитарным наукам, соответственно, направлениям подготовки.
На 2022 год мы на тысячу увеличили количество бюджетных мест в аспирантуре. Если в 2021 году у нас 16,5 тыс. бюджетных мест, то в 2022 году их будет 17,5 тыс. мест. Мы хотим обеспечить должный приток молодёжи в науку.
Практически вся ординатура теперь распределяется по квотам.
Нам нужна наука и поисковая, и прикладная, и фундаментальная. И конечно, это позволило нам больше бюджетных мест дать в сектор академический.
Сроки
Приём документов в вузы начнётся 20 июня. Вторая значимая дата – это 29 июля, когда закончится приём документов. И 17 августа – это все окончательные процедуры, связанные с зачислением в вузы.
Формат
Все наработки, которые мы опробовали в прошлом году, будут использоваться и в этом году. Я имею в виду в том числе подачу документов удалённо.
Стенограмма брифинга.
Телеграм-канал «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) в рамках брифинга задал вопрос министру науки и высшего образования Валерию Фалькову и вот что ответил министр:
В.Фальков: Да, такие отличия имеются. В первую очередь мы в гораздо большей степени учитывали специфику научных организаций, научно-исследовательских институтов.
<...>
Полный ответ министра на вопрос НОП, основные идеи брифинга и полная стенограмма.
В.Фальков: Да, такие отличия имеются. В первую очередь мы в гораздо большей степени учитывали специфику научных организаций, научно-исследовательских институтов.
<...>
Полный ответ министра на вопрос НОП, основные идеи брифинга и полная стенограмма.