НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Уже в 10:00 участники Форсайта «100-летний горизонт» представят прогнозы, а также практические предложения, которые будут учтены технологическими командами при доработке проектов и продуктов на следующем этапе Архипелага. Также эксперты презентуют 15 тезисов о будущем: вызовы, тренды и сценарии ключевых изменений. Подключайтесь прямо сейчас!

Форсайт «100-летний горизонт» проходил с 21 по 27 июля на первом этапе Архипелага 2121. Участники попробовали:
найти ответ на центральный вопрос интенсива: «как мы и наши дети проживем следующие 100 лет?»,
увидеть, какие системные решения позволяют человечеству преодолеть вызовы 21 века и пройти в процветающее будущее,
определить возможные ключевые ставки России на следующие 30 лет и перспективные ходы для формирования опережающей научно-технологической, социальной, макрополитической и экологической повестки.

Пакет решений включает предложения для ключевых стейкхолдеров, реализующих технологическую и социальную повестку в стране:
🔷 климатический вызов и энергопереход,
🔷 научно-технологические приоритеты и развитие высшего образования,
🔷 новые рынки, технологический бизнес,
🔷 стратегические приоритеты широкой повестки общественного развития, развития городов и регионов.

Не пропустите трансляцию!
В Телеграме появился и активно обсуждается список из 42 (на самом деле – 53) паспортов инициатив социально-экономического развития РФ. Это те самые будущие практические составляющие создаваемой сейчас профильной Стратегии СЭР.

Четко видны все три ключевые ветви прорыва: наука, кадры, цифра.

Исследования и разработки активно включены в цели и задачи проектов. Всего Минобрнауки (читаем: МОН, вузы, НИИ и РАН) – включено в 16 проектов, причем в 7 из них ведомство участвует совместно с Минпросвещения. А то участвует еще в 2 проектах.

В двух инициативах Минобрнауки является головным исполнителем: №14. «Платформа университетского технологического предпринимательства» и №15. «Передовые инженерные школы», где первые роли готовится играть ТПУ.

Во многиех проектах Минобрнауки присутствует в качестве участника, но лишь потому, что головное ведомство в каждом проекте должно быть одно. Особенно примечательны проекты по аграрной и медицинкой науке, а также по фундаменту цифровой трансформации.

Полный список проектов
Учись в Нижнем!

23 июля стартовал новый перспективный проект «Учись в Нижнем!». На одной онлайн площадке мы объединили 12 ведущих вузов Нижегородской области. Команды университетов одновременно провели прямые эфиры, в ходе которых рассказали о возможностях для абитуриентов.

Конечно, проводить подобные мероприятия лучше в тот момент, когда школьники выбирают ЕГЭ. Например, в октябре и/или в январе. Мы это учтем и мы это сделаем. Проект востребован. Вузы проявили готовность к совместной работе, подошли к делу ответственно и показали сильные презентации. Межвузовское сотрудничество – это уже не тренд, а реалии нашей жизни.

Более того, мы получили сигналы из других регионов. Инициатива «Учись в Нижнем!» имеет достаточный потенциал, чтобы выйти на больший масштаб и стать проектом «Учись в ПФО!», а в перспективе – «Учись в России!».

Друзья, как вы считаете, нужен такой проект? Буду рада вашим комментариям, оценкам и предложениям.
Экосистема пищевых компетенции

МГУПП — флагманский вуз пищевой промышленности страны. Его направления развития непосредственно соприкасаются сразу с несколькими приоритетами СНТР, в частности, по функциональным темам продуктов питания.

МГУПП реализует широкий спектр образовательных форматов. Но, например, зачем Пищевому Университету токари и столяры, действительно интересно. Этот вопрос НОП задал непосредственно ректору МГУПП Михаилу Балыхину.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП для НОП:


«Сейчас пищевая промышленность высокотехнологична. Много предприятий связано с роботизированными системами. Чисто технологов сейчас уже недостаточно. Сейчас нужны специалисты с гибридными специальностями, с мультиконтурным образованием.

Что означает, что у них несколько образовательных фронтиров. Получая базовое технологическое образование, человек обязательно должен получить модуль инженерного, и у него должен быть комплекс гибких навыков (soft skills).

Также должен быть набор перспективных компетенций, компетенций будущего, связанных с программированием, аддитивными технологиями, большими данными и т.д.

Компетенции будущего неразрывно связаны с направлениями рабочих профессий, потому что в настоящее время утвержден перечень направлений 50 топовых рабочих профессий World Skills, куда входит десяток, полностью сопрягающихся с пищевой промышленностью.

Именно такой подход реализуем мы: подготовку ребят по рабочим профессиям, выпускников колледжей, СПО, причем не только на своей базе.

В Топ-50 сейчас входят столярно-плотничные работы и слесарные работы. Мы реализуем эти направления для того, чтобы те ребята, которые потом будут получать топовую квалификацию специалиста, не только заканчивали школу и знали хорошо точные науки, а имели базовое специальное образование СПО.

Именно такие ребята максимально четко осознают и понимают, что выбранная профессия пищевого инженера или пищевого технолога — это профессия будущего. Мы за счет этого увеличиваем количество вовлеченных в процесс обучения, минимизируя отчисления. Также эти ребята наиболее активным и качественным способом осваивают в дальнейшем программы бакалавриата, которые мы реализуем в формате «2+2+2».

Мы реализуем программу индивидуальных траекторий, когда подбираем индивидуальный подход, программу под каждого студента, в основе этого подхода все равно лежит проектное образование.

Отличие в том, что каждый студент в команде может работать не с группой преподавателей, а с точечными наставниками от университета — это руководители лабораторий центров, и от бизнеса — это лучшие представители предприятий, наших партнеров.

Благодаря этому мы добиваемся того, что студент может в течение обучения пройти несколько, так называемых, профессиональных жизней, траекторий.

Теперь мы строим уникальный комплекс инжиниринговый центр по инженерным технологиям совместно с компанией «Бегарат». Задумка этого центра такова: если раньше мы открывали либо лаборатории под рабочие профессии, либо под высшее образование, то теперь мы решили совместить эти две компоненты в одну композицию.


Это чистой воды рабочие профессии, там будут готовиться как студенты СПО, так и студенты высшего образования, и мы планируем, что ребята параллельно смогут получать гибридную специальность, то есть студент учится по программе бакалавриата, но параллельно проходит программу СПО. На выходе будет получать как минимум два диплома.

Это будет еще и инжиниринговый центр, компания «Бегарат» планирует реализовывать там научные исследования вместе с нами.

На базе университета планируется создать небольшой полигон по мелкосерийному производству точечных деталей.

В дальнейшем мы с компанией «Бегарат» планируем открыть компанию, где будет построено и сборочное производство, и производство полностью с нуля, от идеи до воплощения, а на базе университета останется мозговой проектный офис, который будет генерировать хорошую науку для ребят.

В будущем этот центр должен стать драйвером производства российского оборудования.
Это уже говорит об импортозамещении, об импортоопережении, о глобальных государственных интересах».
⚡️⚡️ Президент Российской Федерации Владимир Путин направил участникам Международной математической олимпиады поздравительную телеграмму.

Он отметил блестящее выступление российских школьников на престижном международном состязании:
«Дорогие Иван, Айдар, Матвей, Данил, Максим, Андрей! Поздравляю вас и ваших тренеров с отличным выступлением на 62-й международной олимпиаде по математике. Этот командный успех – большая, заслуженная награда за годы упорного творческого труда, за ваш талант и подвижничество ваших наставников. И, конечно, особенно ценно, что столь яркое, вдохновляюще событие произошло в преддверии международного конгресса математиков, которой состоится в Санкт-Петербурге в будущем году. От души желаю вам новых достижений и всего самого доброго!»

📍Напомним, что сборная России завоевала пять золотых и одну серебряную награду, заняв в неофициальном командном зачёте второе место.

Учите, учитесь, берегите себя и близких!
«Российская полка»: процессы и политика (1/2)

Наука является процессом уникальным для человеческой деятельности. Само по себе это творчество. Именно полет мысли характеризовал первых ученых на протяжении долгих веков истории. И вместе с такими эмоциальными характеристиками как любопытство, готовность идти на риск, желание постигать неизведанное она достаточно быстро превратилась в сферу довольно жесткой регламентации.

Постепенно нарастали репутационные требования для того, чтобы быть принятым в корпорацию. По механике наука во многих смыслах осталась цехом – то есть группой коллег, которые разработали систему принятия решений и механику стадиального отбора новых членов в свои ряды.

В настоящее время одним из ключевых способов оценки «мощи» исследователя стали публикации в достойных журналах. И проблема перешла именно в плоскость фиксации уровня изданий. Отсюда проистекает известный всем Перечень ВАК – индекс журналов, в которых требуется публикация статей для получения ученой степени или ученого звания. С внедрением наукометрии окончательно закрепилась достаточно стройная иерархия: журналы РИНЦ – Перечень ВАК – Scopus и Web of Science (с выделением квартильных требований и иных).

Вместе с тем и сами международные БД развиваются – так в Web of Science был создан индекс «начинающих» - ESCI, куда практически сразу вошло достаточно много российских журналов. Для сквозного сравнения уровня изданий в этом году в дополнение к традиционному импакт-фактору в Web of Science интегрирован новый показатель – индекс цитируемости журналов (JCI).

Для интеграции региональных научных пространств на платформе WoS получили распространение региональные «полки». Таковой стала и российская – Russian Science Citation Index. Механика отбора в нее была совершенно иной – решение принимается внутри страны в рамках выделения ведущих журналов, присутствующих в РИНЦ. Недавно распоряжением РАН был официально утвержден Регламент Рабочей группы по оценке качества и отбору. Он закрепил сложившуюся практику и процедуры — в этом смысле содержательно ничего нового не добавилось. Вместе с тем главный экспертный функционал был зафиксирован в полномочиях Академии наук, а точнее — Рабочей группы, за формирование которой и отвечает РАН.

Положения Регламента регулируют деятельность органов, которые участвуют в работе по формированию и ведению RSCI, а именно:
(1) Рабочая группа по оценке и отбору изданий в RSCI на уровне научного и методического руководства и организации экспертных процедур при отборе изданий для комплектования RSCI.
(2) Тематические экспертные советы на уровне содержательной экспертизы, предметно-ориентированной оценки и отбору изданий для комплектования RSCI.
(3) Группа мониторинга качества комплектования базы данных RSCI на уровне наблюдения и контроля за качеством информационного массива данных RSCI.
(4) Техническая служба сопровождения RSCI на уровне подготовки и загрузки в базу информационного массива метаданных публикаций из изданий RSCI.

Члены Рабочей группы представляют институты РАН, ведущие российские университеты (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» и т.д.), национальные, федеральные и государственные научные центры. В состав Рабочей группы по согласованию включаются представитель от Clarivate Analytics и представитель от НЭБ. Также в состав Рабочей группы по согласованию может быть включен специалист по наукометрии, качественным и количественным методам оценки результатов научной деятельности.

В качестве постоянной практики зафиксирован ежегодный отчет Рабочей группы. По нему теперь будет полноценная возможность отследить динамику интеграции российских изданий в RSCI, а также выпадение из индекса.

Закреплены два основных способа попадания в RSCI:
1. Лидерские позиции в регулярно проводимом ежегодном Расширенном мониторинге качества изданий, включенных в РИНЦ
2. Инициативное выдвижение.

На самом деле, есть и третий способ — когда общественных эксперт либо член экспертного совета выдвигает собственное предложение о включении того или иного издания.

Регламент Рабочей группы.
«Российская полка»: процессы и политика (2/2)

В любом случае изначально важнейшей частью отбора журналов была общественная экспертиза. К ней привлекаются ведущие исследователи по РИНЦ, которым предлагается заполнить анкету по журналам из их научных областей. Единственной проблемой на данном этапе всегда было соотнесение журналов с их предметными областями (задаваемыми самими редакциями) и ученых. Все это завязано и на Номенклатуру научных специальностей (сейчас обновляемую), и на катастрофически устаревший рубрикатор ГРНТИ.

Далее журналы попадают в тематический совет, который отбирает итоговый список и выносит на утверждение рабочей группы.

Отклонение заявки журнала приводит к заморозке на три года его права на повторное выдвижение.

Все процедуры получили достаточно четкое описание механики и смыслового содержания – это большой плюс.

В Регламенте заключены базовые требования ко всем изданиям. Основное – это соблюдение редакционной этики, включение и грамотная работа в РИНЦ, наличие DOI. На этапе выдвижения экспертом журнал может и не соответствовать им, но в итоге – обязательно должен подтянуть свой уровень.

Детально прописаны механизмы ретракции (отзыва) публикаций, а также исключения журнала из RSCI – далее, скорее всего, это будет означать исключение и из РИНЦ.

В целом ничего в самой системе отбора в RSCI не поменялось – именно так (с небольшими и несущественными отклонениями) происходила многоступенчатая экспертиза несколько лет.

Если судить в общем, то хороший журнал, соблюдающий этику и активно работающий в научно-информационном пространстве – имеет все шансы войти на «российскую полку» Web of Science.

Однако помимо позитивных практик, Регламент также зафиксировал несколько более негативных обстоятельств.

1. В документе вообще никак не затронут вопрос конфликта интересов. Не прописаны права и обязанности экспертов и членов Рабочей группы в данном случае.
2. Произведена окончательная фиксация процесса отбора на коммерческую организацию – НЭБ (оператора eLibrary и РИНЦ). Учитывая важность наукометрических показателей, в том числе, по RSCI, это означает, что у государства остается лишь опосредованный контроль (через РАН) за процессом вхождения журналов на «российскую полку» и исключения из нее.
3. Не до конца понятна механика перехода на новую номенклатуру научных специальностей. Напомним, что от нее зависят не только специализации советов или соискателей ученых степеней и званий, но и те рубрики, по которым журнал входит в Перечень ВАК. Хотя для журналов из экосистем Scopus и Web of Science есть известные расширительные послабления.

Основной вектор движения в области научно-журнальной политики следующий – постепенный переход от Перечня ВАК к RSCI. Безусловно, качество журналов «российской полки» выше, чем в среднем по Перечню, куда попадают даже весьма спорные по научному качеству журналы. Однако, при данном трансфере сильно снижается роль государства в контроле за частью областей системы научной аттестации.

Отметим также, что в этой сфере особенно активен вице-президент РАН Алексей Хохлов, что также работает на укрепление позиций Академии как высшего экспертного органа страны и единство внутри нее. Однако, например, часть идей и принципов Диссернета уже имплементированы в политику РИНЦ. И отсюда еще один вектор разгосударствления процессов отбора и оценки журналов.

В рамках «фондовой перестройки» Российский фонд фундаментальных исследований планируется сориентировать на работу с научной информацией. Если это будет проведено успешно – то как раз в РФФИ и стоит передать полномочия по формированию «российской полки» с сохранением всех экспертных процедур, общественных обсуждений и репутационных механизмов оценки.
Молодые, но такие разные, что объединяет всех этих ребят? — Все они вакцинировались!

Когда нет времени болеть, потому что ты молод и у тебя куча планов — этому посвящён новый социальный ролик Росмолодежи в поддержку вакцинации.

Ролик получился действительно живым и ярким, но, что самое главное, основной его акцент сделан не на последствиях отказа от вакцинации, а на возможностях, которые открываются перед теми, кто вакцинирован.

Тем временем, нам удалось подслушать, что в самом агентстве вакцинировано уже более 70% сотрудников.

https://youtu.be/XQVNLzYEIsk
Виктор Садовничий:

Российский союз ректоров не планирует запрещать посещение очных занятий в новом учебном году студентам, которые не прошли вакцинацию против COVID-19.