НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Модель трансформации

В перечень инициатив для реализации национальных целей входит блок, который должен трансформировать строительную отрасль, сделав ее современной, соответствующей возможностям 21 века. Подготовительный законотворческий этап для проработки проекта трансформации отрасли уже запущен: с 2022 года на объектах государственных заказчиков станет обязательным применение BIM-технологий.

Важным шагом подготовки стало утверждение Минюстом России по поручению президента Владимира Путина профессионального стандарта «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве».

22 июля в НИУ Московский государственный строительный университет состоялась конференция «Технологии информационного моделирования. Жизненный цикл объекта».

Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов заявил о необходимости конструктивного сотрудничества строительного университета с НОПРИЗ в процессе формирования кадрового потенциала в контексте цифровой трансформации строительной отрасли.

Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, специально для НОП рассказал об актуальности практического союза с НОПРИЗ:

«В последнее время проводится много совместных мероприятий с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков в разных сферах. Каждый такой контакт очень полезен для развития технологий информационного моделирования. Эта конференция очень важна для строительного сообщества, потому что обсуждается острый вопрос внедрения информационной модели объекта. Мы все знаем дату - 1 января 2022 года, когда формирование этой модели капитального строительства станет обязательным для объектов госзаказа. Поэтому, мы должны выработать единый подход к внедрению BIM-технологий и обеспечить интеграцию научных цифровых разработок в практическую деятельность строительных организаций».

Михаил Посохин, президент НОПРИЗ, отметил динамичное развитие взаимодействия НИУ МГСУ и НОПРИЗ в рамках созданного в конце мая 2021 года Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура», а также становление НИУ МГСУ в качестве ведущей экспертной и дискуссионной площадки для обсуждения актуальных вопросов строительной отрасли.
3 года на Острове

Первый, «оригинальный», Остров (на Русском), прошёл без нас. Но в каждом последующем образовательном интенсиве есть много души, энергии и веры команды НОП.

Одна из островных традиций – критика, сопутствующая каждому из этих событий.

«Бардак с питанием на Русском», «достали ланчбоксы в Сколтехе», «отстойный интернет в Сочи» – все это эхо островов дней минувших.

«Понаехали москвичи и топчут траву в Кремле», «теоретики, чьи идеи неприменимы в реальной жизни» – а это из свеженького. НОП изучил сетевую рефлексию интернет-критиков «Архипелага 2121» и открыл, что чем выше градус критики – тем дальше автор от событий, происходящих в эти дни в Великом Новгороде. И интеллектуально, и физически.

«А ведь раньше в Нижнем Новгороде хорошие тренинги делали», – резюмирует в одном из чатов диванный эксперт, не сильно вникая даже в географию проведения мероприятия. Ливия, Боливия – действительно, какая разница?

На правах опытных островитян и мы внесём свою лепту в дискуссию.

Цифровая трансформация университета, развитие гибридных форм учебного процесса, внедрение индивидуальных образовательных траекторий – это программа не проходящего Архипелага, а треки прошедшего позапрошлым летом Острова 10.22 в Сколтехе.

В доковидную эпоху «теоретики и футурологи» Дмитрия Пескова (во главе с ним самим) собрали в Сколково сотни вузов, которые за время Острова существенно укрепили свои компетенции, программу развития, командное взаимодействие.

Список вузов, наиболее безболезненно прошедших «дистанционный» период пандемии на 100% совпадает со списком наиболее активных участников летнего Острова.

Но давайте вспомним и давно прошедший Зимний Остров в Сочи, его программу и тематику «стримов» (так организаторы назвали каждую из сочинских стратсессий): технологическое предпринимательство, кадры для цифровой экономики России, EdTech, кооперация науки-вузов-бизнеса, третья миссия университета, поддержка молодых ученых.

Сейчас каждая строчка является основой профильных национальных проектов и стратегических инициатив, а также и повесткой совещаний у президента и премьера, не так ли?

Но тогда, на зимнем Острове, «теоретики и футурологи» первыми отстаивали успешные кейсы и убеждали министерских чиновников в том, что именно эта островная повестка достойна стать основой государственной политики в области образования, науки, развития технологий.

Можно отдельно вспомнить, что заметная часть руководителей федерального уровня в правительстве Михаила Мишустина в недавнем прошлом были «островитянами».

Очень много победителей «Лидеров России», региональных министров, новых ректоров и проректоров вышли из «островной» тусовки, из лекций Дмитрия Пескова и утренних пробежек с Андреем Силингом.

Можно сколько угодно ворчать о «бесполезности» и «оторванности от реалий» терминологии программы проходящего Архипелага, но очередная «островная тематика» сделает участников интенсива более подготовленными к грядущему и позволяет увидеть будущее чуть раньше других. А значит, уже сегодня начать побеждать в еще не начатых битвах завтрашнего дня.

Что касается «переизбытка футурологии» и «спикеров-теоретиков»: в вузовских треках все спикеры дискуссий и модераторы проектных сессий точно имеют большой успешный практический опыт, поэтому никакой «воды» не будет.

Университетским командам и понравится, и будет полезно – в этом мы не сомневаемся.

Развитие российских регионов через повышение конкурентного потенциала университетов, укрепление командной работы в диалоге «губернатор – ректор», усиление открытости коммуникации вузов, государственная молодёжная политика, которую хочет сама молодёжь, укрепление сетевой коммуникации университетов и развитие их третьей миссии – все это тематика программы, с которой команда НОП едет на третий такт Архипелага в августе.

Этот яркий проект Минобрнауки, АСИ, Университета 20.35, Платформы НТИ однозначно сделает участников сильнее накануне нового учебного года.

Что касается мифической вытоптанной москвичами травы – обязательно вырастет новая.
Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с гепатитом, вирусом, поражающим в первую очередь печень.

Уроки пандемии научили нас тому, какую опасность представляют вирусы.

Достижения российской медицинской науки в борьбе с COVID-19 вселяют надежду, что и те меры, которые направлены на борьбу с гепатитом, не заставят долго ждать результат и о плодах этих трудов науки мы сможем с гордостью говорить уже в следующем году.

Не болейте!

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/18870
Зелёная химия устойчивого развития

Канал Forbes Woman, одноименный ежеквартальный журнал и раздел на сайте Forbes.ru представил интервью Натальи Тарасовой, доктора химических наук, директора Института проблем устойчивого развития РХТУ им. Д. И. Менделеева, которая в настоящее возглавляет кафедру ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития», ранее занимала пост президента Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC).

Выдержки из интервью:

«
Сначала я хочу объяснить, почему сам термин «химия» вызывает у людей отторжение. Обычно боятся того, чего не понимают. Химия сама по себе довольно сложная наука. К сожалению, система образования как у нас в стране, так и за рубежом устроена таким образом, что основы химии преподаются не вполне ясным и понятным способом. На современном этапе развития науки неспециалисту понять в химии абсолютно все невозможно.

По этой причине возникает такое явление, как хемофобия — иррациональная боязнь химических соединений.

Мое базовое образование связано с радиационной химией. Когда я училась в Менделеевском университете, нам казалось, что атомная энергия может решить все проблемы. Но в реальности все оказалось сложнее.

Именно через повестку устойчивого развития, которая предполагает гармоничное и сбалансированное развитие экономики с учетом социального и природного факторов, я пришла к зеленой химии. Я считаю, что социальная ответственность ученого очень важна. Я такую ответственность на себя взяла и с тех пор занимаюсь зеленой химией.

В 2019 году IUPAC отметил свое 100-летие. За все время существования союза женщины избирались президентами дважды: в 2010–2011 годах пост занимала профессор Николь Моро из Франции, а с 2016 по 2017 год — я. Хочу добавить, что гендерное равенство — один из принципов деятельности IUPAC, в формировании которого я принимала самое активное участие.

Я бы обратила внимание на тот факт, что гендерный перевес наблюдается при продвижении «к вершинам власти» — руководящим постам в научных коллективах и организациях (отечественных и международных), членству в академиях и т. д.

Замечу, что если бы перевес не был значительным во многих областях человеческой деятельности в глобальном масштабе, не появилась бы Цель устойчивого развития № 5: «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек».

Фармацевтическая промышленность самая неэффективная с точки зрения зеленой химии. Зачастую обыватели беспокоятся по поводу крупнотоннажной химии, говорят о загрязнении нефтью, нефтепродуктами, тяжелыми металлами, а в случае с фармацевтической отраслью — тишина. При этом в химической и нефтехимической промышленности экономия атомов гораздо выше, чем в фармацевтической. Но так как последняя спасает жизни людей, то считается, что любые риски оправданны.

В Менделеевском университете есть специальные кафедры, например кафедра промышленной экологии, которые занимаются разработкой технологических решений для ликвидации накопленного вреда. Наша кафедра скорее тяготеет к глобальной проблематике.

Еще десять лет назад зеленая химия воспринималась как нечто экзотическое и не имеющее отношение к серьезной науке. Сейчас ситуация меняется. В Менделеевском университете преподавание в области устойчивого развития, промышленной экологии началось в 80-х годах прошлого века, даже раньше, чем прошла конференция в Рио-да-Жанейро, где понятие устойчивого развития закрепилось в документах ООН».

Полный текст интервью
У портала «Навигатор образования» альтернативный взгляд на руководство РАН.

https://fulledu.ru/articles/1699_prioritet-2030-gosudarstvo-snova-protyagivaet.html
Президент наградил и поощрил многих представителей научно-образовательного сообщества.

Орденом Александра Невского награждены Виктор Сойфер, президент Самарского национального исследовательского университета, и Анатолий Крол (РАМ им. Гнесиных)

Орденом Почета – Иван Юрковский (МАДИ), Татьяна Пугачева (РАН), Магрез Келехсаев (СОГУ).

Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» I ст. – Мильда Агазарян (РАМ им. Гнесиных).

Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.:
Владимир Минкин – научный руководитель ЮФУ,
Геннадий Сыроваткин – помощник ректора МГИМО.

Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» присвоено представителям СПбГЛУ (лесотехнического), ИжГТУ, МГПУ, К(П)ФУ, ТюмГУ, Тольяттинского госуниверситета, ТУСУРа.

Звание «Заслуженный работник культуры» – Равилю Айдарову (КазГАСУ), а «Заслуженный юрист России» – Сергею Морозову (УлГУ).

Президент объявил благодарность коллективу МФТИ.

Почетные грамоты и благодарности получили представители НМИЦ трансплантологии и искусственных органов.
Коллектив Физтеха получил благодарность Президента России

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу коллективу Московского физико-технического института объявлена благодарность Президента Российской Федерации. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

«Благодарность Президента России — это признание вклада каждого физтеха — ученого, преподавателя и студента — в развитие современной науки и технологий», — прокомментировал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
Елена Шмелёва в Университете Лобачевского: очередной успех Нижнего Новгорода

27 июля во время пребывания в Нижегородской области сопредседателя ОНФ, руководителя «Сириуса», члена президиума Совета при Президенте по науке и образованию Елены Шмелевой на площадке Университета Лобачевского состоялся круглый стол, объединивший молодых учёных нижегородских вузов и представителей педагогического сообщества региона.

В центре внимания – актуальные вопросы развития системы образования региона, выявление и поддержка талантливых детей, выстраивание индивидуальных траекторий их развития на пути «школа – вуз».

То, что завершающее мероприятие в рамках визита Елены Шмелевой в Нижегородскую область состоялось в крупнейшем университете, вполне естественно.

На первый курс в вузы приходят абитуриенты – вчерашние школьники. И важно, чтобы эти школьники видели в своих регионах и городах максимум возможностей для получения качественного высшего образования и последующей профессиональной реализации.

Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова специально для НОП:

Закономерно, что большой разговор о талантливых школьниках, их образовании и о том, как они приходят в науку, ведется именно в университете.

Поскольку наш университет активно работает со школьниками и мы постоянно готовим себе смену талантливых абитуриентов, нам понятно, как их мотивировать, как открывать их исследовательскую жилку.

Тем более это актуально сейчас, когда мы создали в Нижегородской области СУНЦ «Лобачевский» – специализированный учебный научный центр для талантливых детей 10-11 классов, ориентированных на поступление в университет.

Подобные федеральные и региональные проекты, будь то «Сириус», или «Вега», или СУНЦ, или другие инициативы в регионах возможны благодаря налаженной системе работы с сильными, талантливыми школьниками.

В основе этой системы – объединение ресурсов вузов и лучших педагогических практик в их непрерывном развитии и совершенствовании.
Наука и образование: новый известный игрок

В научно-образовательной политике фиксируем интересный процесс – выход в публичное политическое пространство Елены Шмелевой. Ее визит в Нижегородскую область прошел продуктивно – губернатор Глеб Никитин презентовал достижения и инициативы региона.

Важен сам факт входа в публичную политику, которой ранее Елена Шмелева сторонилась. Напомним, что она в настоящее время сочетает в себе три основных роли: сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех» («Сириус») и член флагманской пятерки федерального списка Единой России.

Общественный контроль и надзор с формированием механизмов обратной связи и оперативного реагирования – данная задача поставлена главой государства и перед Общероссийским народным фронтом, и перед ЕдРом.

С другой стороны, важна и та часть визита, что была посвящена «Веге» – нижегородскому «светилу» созвездия региональных «филиалов» «Сириуса». Именно эта структура является опорной для Елены Шмелевой в ее работе с регионами страны.

По кругу вопросов, которые были обсуждены во время визита, мы четко видим ту зону ответственности, которая входит в функционал главы «Сириуса»: поиск и поддержка талантов, индивидуальные и сквозные образовательные программы, механизмы ДПО и допобразования детей, кадровая подготовка мастеров и педагогов (вместе с наставничеством), а также система среднего профессионального образования.

Напомним, что в губернаторских KPI «вшито» образование, но по достаточно ограниченному спектру параметров. Однако, работа по прорыву – научно-технологическому, научно-образовательному и кадровому – является одним из ключевых элементов в неформальной системе оценки губернаторов и их управленческих команд. Здесь у Нижегородской области все в порядке – есть свой НОЦ мирового уровня «Техноплатформа-2035» на базе «Университета Лобачевского» (ННГУ), не так давно лично глава региона Глеб Никитин представил проект IT-кампуса мирового уровня, активно идет сотрудничество в связке наука – образование – бизнес – власть, университеты реализуют свою «третью миссию». Многие сюжеты завязаны на 800-летний юбилей Нижнего Новгорода. В частности, Российский форум молодых ученых «Молодежь и наука», в котором соорганизатором выступала «Научно-образовательная политика», недавно с успехом прошел в регионе.

В визите Елены Шмелевой важно и другое измерение – именно «Сириус» стал первой федеральной территорией, причем созданной вокруг научно-образовательно-технологического ядра. В экспертной среде сразу же начались и не утихают дискуссии о новых кандидатах на подобный статус. Так что региональные вояжи Елены Шмелевой нельзя рассматривать в отрыве от «приглядывания» к тем территориям, что потенциально могут получить федеральный статус.

Уже достаточно давно Елену Шмелеву «сватают» то в Минпросвещения, то в Минобрнауки, то на пост вице-премьера. Пока однозначно понятно лишь одно – она действительно входит в публичное пространство большой политики. И само по себе это важно и значимо. Есть уверенность, что ее будущий пост не только будет связан с научно-образовательным измерением развития страны, но и позволит Елене Шмелевой активно помочь ему в обеспечении комплексного прорыва.
А ректоры где?

Ректоры российских университетов в очередной раз задают вопрос, почему их не очень зовут на «встречи ректоров российских университетов» с их зарубежными коллегами.

Например, на недавней встрече «ректоров российских университетов» с их визави из английских университетов Россию представляли ректор МГУ академик Садовничий и президент ННГУ Стронгин.

Вот и сейчас, рассказывая о российско-арабском ректорском диалоге, уважаемые коллеги из Научной России и пресс-службы МГУ сообщают, что от «российских ректоров» был Виктор Антонович. Знаем что было еще несколько ректоров, но их число, как говорится, «по пальцам одной руки»...

Может, ну её, ректорскую демократию, чего уж тут?

Давайте впредь так и анонсировать: встреча президента РСР Виктора Садовничего и президентов отдельных российских вузов с ректорами из страны N.

И понятнее будет, и «ректорам российских университетов» спокойнее.

https://news.1rj.ru/str/scientificrussia/1996
🛣Мы снова отправляемся в путь — продолжаем работу по интеграции с регионами-участниками «Инженерии будущего». В Ульяновске пройдет выездное заседание наших комитетов по искусственному интеллекту, аэрокосмосу и образованию. Интереснейшие разработки, уникальные проекты, новые соглашения — всё это ждёт нас уже завтра.

Официальное название заседания - «Кооперация машиностроительных предприятий и вузов по разработке новой продукции, инновационных технологических решений и подготовке кадров для промышленности».

В совещании учувствуют Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв и врио Губернатора Ульяновской области Алексей Русских.

Повестка обширная, интересных вопросов много, и вот ключевые темы для проработки:

🔹 НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего»: промежуточные результаты и перспективы развития. О наших достижениях и планах расскажет Ольга Михеева, советник Губернатора Самарской области, генеральный директор Института регионального развития, управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего».

🔹 Межрегиональное взаимодействие в составе НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего».

🔹 Работа наших комитетов по искусственному интеллекту, аэрокосмосу и образованию.

🔹Новые проекты и интеграции с участниками нашего НОЦ в Ульяновской области.

🔹 Появление в нашем периметре нового участника - АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», подписание с ним соглашения о сотрудничестве.

🔹 Проработка с крупнейшими предприятиями Ульяновской области вопросов, которые необходимо решить с применением технологических разработок. Формирование списка навыков и знаний, которыми должны обладать сотрудники этих предприятий — с целью создания новых сквозных программ образования и новых образовательных инфраструктурных проектов.

И многие другие вопросы. Обо всём подробней расскажем завтра на нашем канале❗️

#ВместеМыСоздаемБудущее #НовостиНОЦ #Ульяновск
Forwarded from Наука.рф
🗣29 июля состоится пресс-конференция «Год науки и технологий: Программа развития карбоновых полигонов»

📢Мероприятие пройдет в пресс-центре МИА «Россия Сегодня». Начало в 11:00.

🌾Участники пресс-конференции расскажут о ключевых событиях августа и передовых исследованиях российских ученых в области климата и экологии, а также представят научные разработки для сохранения окружающей среды.

🌿Основным акцентом пресс-конференции станет создание в России сети карбоновых полигонов.

🔷Среди участников: министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Аноприенко, вице-президент ПАО «Транснефть» Павел Ревель-Муроз, директор по устойчивому развитию компании «Сибур» Ремчуков Максим, специальный представитель Минобрнауки России по вопросам биологической и экологической безопасности Николай Дурманов, заведующий отделом гляциологии Института географии РАН Кутузов.

➡️ Читайте подробнее: https://годнауки.рф/news/5292/

#годнауки
@npnauka
@minobrnaukiofficial
Выплаты кураторам и трансфер СПО

Кураторы групп в колледжах и техникумах получат доплаты аналогичные тем, что ранее были адресованы классным руководителям в школах. На эти цели в 2021 году согласно Распоряжению Правительства будет направлено 2,79 млрд руб.

Размер вознаграждения за кураторство составит 5 тыс. рублей. Педагоги начнут получать надбавку с 1 сентября этого года.

«При подготовке бюджета на следующие три года предусмотрим необходимые средства на эти выплаты, чтобы помочь людям, которые выполняют такую нелёгкую, но очень важную работу, заслуживающую самого большого уважения», – сообщил Михаил Мишустин на заседании Правительства 22 июля.

Если принять за данность, что все эти средства пойдут именно на выплаты педагогам системы СПО с 1 сентября, а также учесть все налоги и выплаты – можно получить интересную картину: получается, что в России около 80 тысяч кураторов групп в техникумах и колледжах в конкретно взятый период времени. Всего около 3 700 организаций СПО, следовательно в каждой из них в среднем около 20 кураторов.

В принципе система среднего профессионального образования весьма часто оказывается в подобном провисании между инициативами, посвященным поддержки школьных учителей и профессорско-преподавательского состава в университетах. В первую очередь, потому что не до конца ясно – куратор в СПО в большей степени это классный руководитель или все же тьютор студенческой группы?

При этом именно в средне-профессиональном звене образования на кураторов ложится наибольшая нагрузка. Они выполняют функции и администратора, и наставника, и карьерного консультанта. Учитывая переход всей системы СПО на формат WorldSkills, аналогичным образом изменяются и повышаются требования к кураторам учебных групп.

Тем более будет специфической и ответственной нагрузка на них при разворачивании двухлетнего профессионалитета – нового уровня практико-ориентированного образования.

Наблюдается настоящий расцвет системы СПО в последние годы – после 9-го класса она привлекает приблизительно половину выпускников. Тем импонирует практическая ориентация подготовки, отстутствие ЕГЭ, поступление по среднему баллу аттестата, возможность более раннего выхода на рынок труда.

Заметим, что пока для выпускников 9-го класса, продолжающих обучение в системе СПО, остается обязательным «общеобразовательный блок» дисциплин, которые, откровенно говоря, воспринимаются и учениками и наставаниками в качестве серьезной обузы. В рамках профессионалитета явно взят курс на снижение необязательных предметов, а школа постепенно переходит к базовому 9-летнему формату, уровень подготовки на котором проверяет ГИА (аналог ЕГЭ для 9-классников).

В принципе, сам Единый госэкзамен в идеале должен остаться только для тех школьников, что планируют продолжать свое обучение в высших учебных заведениях. При этом напомним – в систему СПО возможен трансфер не только после 9-го, но и после 11-го класса. При этом применяются сокращенные программы подготовки, где есть только профильные предметы – собственно, это требование и предъявляется к профессионалитету.

Помимо особенностей на входе (поступлении) в систему СПО, у нее есть некоторые уникальные характеристики и на выходе. В частности – это возможность поступления в университет на сопряженные программы через внутренние экзамены вуза, а не через ЕГЭ. Заметим, что в высшей школе продолжаются попытки внедрить прикладной балакалавриат – и именно он будет в наибольшей степени сопряжен с обучением в СПО.

Также по поручениям президента будет внедрена возможность получения студентами квалиикации (фактически – диплома формата СПО) в рамках освоения образовательных программ высшего образования, что еще больше роднит колледжи и вузы.

СПО продолжает миграцию в сторону самостоятельности, а также выходит из гравитационной тени школ и двигается к вузовскому сектору.

Подробнее: http://government.ru/news/42893/