Путешествия Президента через Вселенные
В 21 веке образ Президента России стал одной из художественных аллегорий: Владимир Владимирович много раз становился героем комиксов и мультфильмов. И далеко не всегда их действие носило исключительно земной характер.
Экспертный Совет по информационной политике при МП Государственной думы собрал для нас самые интересные и необычные упоминания Президента. И тут надо бы сказать, что любые совпадения случайны. Но кто знает, что могло произойти в этом огромном мире.
В 21 веке образ Президента России стал одной из художественных аллегорий: Владимир Владимирович много раз становился героем комиксов и мультфильмов. И далеко не всегда их действие носило исключительно земной характер.
Экспертный Совет по информационной политике при МП Государственной думы собрал для нас самые интересные и необычные упоминания Президента. И тут надо бы сказать, что любые совпадения случайны. Но кто знает, что могло произойти в этом огромном мире.
Итоги года: мнения «Науки»
Каждый год 31 декабря наша страна вместе с президентом подводит итоги уходящего года. Эксперты считают, что подведение итогов (саморефлексия) особенно важно в коронакризисную эпоху, в хрупком мире глобальных изменений.
Закрывая Год науки и технологий, когда подведены итоги работы демиургами и разработчиками, информированность россиян о главных научных достижениях выступает не менее важным показателем результативности и успеха проделанной работы.
Телеканал «Наука» при поддержке Российской академии наук провел опрос жителей РФ, оценив информированность респондентов о значимых, по мнению ученых, научных достижениях 2021 года, а также их значимость для человечества.
75% россиян считают, что они информированы об исследованиях климата: в поле их внимания был доклад ООН об ускоряющемся потеплении Земли, новости об изменениях климата Арктики, которая приводит к экстремальной зимней погоде в Северном полушарии, и других событиях.
Около половины россиян слышали о создании нейрокомпьютерных интерфейсов, в частности системы, позволяющей говорить парализованному человеку за счет улавливания нервных импульсов. Об этом достижении помог случай, который можно отнести к категории: не было бы счастья, да несчастье помогло. Потому что такой прогресс в 2021 году может быть связан с антивакционной кампанией и мифами о «чипировании». Ведь об использовании машинного обучения для раннего определения риска переноса опасных зоонозных вирусов от животных к человеку, слышали только 30% жителей страны, хотя в будущем это направление должно помочь предотвращать эпидемии, подобные пандемии COVID-19.
36% опрошенных считают важным развитие квантовых компьютеров и квантовой криптографии: первое моделирование барионов, презентация самого мощного компьютера от IBM, развертывание квантовых сетей связи в Китае и Европе.
Об одном из главных событий Года науки и технологий - запуске на Байкале нейтринного телескопа, самого большого в Северном полушарии и второго по размеру в мире слышали 31% респондентов в России.
Аналитики отмечают, что среди всех респондентов самыми информированными о новостях мира науки стали люди старше 60 лет.
Эту пятерку можно сравнить с топом от Science, который назвал свою версию главных достижений современной науки в 2021 году. Здесь звание «научный прорыв года» от издательства получили исследования трехмерной структуры белка, которые совершили «астрономический скачок», благодаря прогрессу в разработке искусственного интеллекта.
На второе место эксперты оценили прорыв в поиске элементов животной ДНК в древних образцах почвы. В России одним из достижений Года науки и технологий стал запуск термоядерной установки токамак Т-15МД, по версии издания третьего места достоен прорыв, который ученые совершили, впервые сгенерировав больше энергии в ходе реакции управляемого термоядерного синтеза, чем потребляет топливная капсула, в которой запускается слияние атомных ядер.
Коронавирус диктует условия всему миру, в прошлом году разработка вакцин занимала главную позицию в списке Science, а в этом это направление работы ученых на четвертом месте. А замыкает пятерку открытие, которое сталкивается с серьезными вопросами этики, эффекта плацебо и исторических сравнений – психоделическое средство от посттравматического стресса.
Каждый год 31 декабря наша страна вместе с президентом подводит итоги уходящего года. Эксперты считают, что подведение итогов (саморефлексия) особенно важно в коронакризисную эпоху, в хрупком мире глобальных изменений.
Закрывая Год науки и технологий, когда подведены итоги работы демиургами и разработчиками, информированность россиян о главных научных достижениях выступает не менее важным показателем результативности и успеха проделанной работы.
Телеканал «Наука» при поддержке Российской академии наук провел опрос жителей РФ, оценив информированность респондентов о значимых, по мнению ученых, научных достижениях 2021 года, а также их значимость для человечества.
75% россиян считают, что они информированы об исследованиях климата: в поле их внимания был доклад ООН об ускоряющемся потеплении Земли, новости об изменениях климата Арктики, которая приводит к экстремальной зимней погоде в Северном полушарии, и других событиях.
Около половины россиян слышали о создании нейрокомпьютерных интерфейсов, в частности системы, позволяющей говорить парализованному человеку за счет улавливания нервных импульсов. Об этом достижении помог случай, который можно отнести к категории: не было бы счастья, да несчастье помогло. Потому что такой прогресс в 2021 году может быть связан с антивакционной кампанией и мифами о «чипировании». Ведь об использовании машинного обучения для раннего определения риска переноса опасных зоонозных вирусов от животных к человеку, слышали только 30% жителей страны, хотя в будущем это направление должно помочь предотвращать эпидемии, подобные пандемии COVID-19.
36% опрошенных считают важным развитие квантовых компьютеров и квантовой криптографии: первое моделирование барионов, презентация самого мощного компьютера от IBM, развертывание квантовых сетей связи в Китае и Европе.
Об одном из главных событий Года науки и технологий - запуске на Байкале нейтринного телескопа, самого большого в Северном полушарии и второго по размеру в мире слышали 31% респондентов в России.
Аналитики отмечают, что среди всех респондентов самыми информированными о новостях мира науки стали люди старше 60 лет.
Эту пятерку можно сравнить с топом от Science, который назвал свою версию главных достижений современной науки в 2021 году. Здесь звание «научный прорыв года» от издательства получили исследования трехмерной структуры белка, которые совершили «астрономический скачок», благодаря прогрессу в разработке искусственного интеллекта.
На второе место эксперты оценили прорыв в поиске элементов животной ДНК в древних образцах почвы. В России одним из достижений Года науки и технологий стал запуск термоядерной установки токамак Т-15МД, по версии издания третьего места достоен прорыв, который ученые совершили, впервые сгенерировав больше энергии в ходе реакции управляемого термоядерного синтеза, чем потребляет топливная капсула, в которой запускается слияние атомных ядер.
Коронавирус диктует условия всему миру, в прошлом году разработка вакцин занимала главную позицию в списке Science, а в этом это направление работы ученых на четвертом месте. А замыкает пятерку открытие, которое сталкивается с серьезными вопросами этики, эффекта плацебо и исторических сравнений – психоделическое средство от посттравматического стресса.
Наука
Научные события — итоги 2021 года. Ежегодный рейтинг телеканала «Наука»
Телеканал «Наука» представляет итоги проведенного при поддержке Российской академии наук (РАН) ежегодного опроса экспертов-ученых и обычных россиян о ключевых научных событиях уходящего года....
Александр Сергеев: давайте вместе будем двигать науку и образование (1/2)
Президент РАН Александр Сергеев дал эксклюзивное новогоднее интервью «Научно-образовательной политике» @scienpolicy, в котором рассказал нашему коллеге Евгению Сжёнову @szhenov об итогах встречи с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, амбициозных задачах и планах РАН, в том числе поделился настоящими инсайдами.
ЕС: Александр Михайлович, как впечатления по итогам встречи с Михаилом Мишустиным? Даже не то, как прошло, а что дальше будет, о чем договорились?
Александр Сергеев: «Дальше» уже началось, потому что Правительство работает очень оперативно, и сегодня уже пришли поручения от вице-премьера Дмитрия Чернышенко, и мы с ним уже встречались по всем основным предложениям, которые обсуждали с Михаилом Владимировичем. По году фундаментальной науки в интересах устойчивого развития в России. По вопросу, связанному с организацией конкурса наподобие программы «Приоритет-2030». И по вопросу реформирования российских научных журналов, и по двум астрономическим вопросам: это вступление России в Европейскую южную обсерваторию и развитие обсерватории «Суффа».
По всем этим вопросам уже даны поручение и РАН, и Минобрнауки, и другим министерствам. Так что будем после новогодних каникул все вместе работать, там сроки очень жёсткие.
Вы спрашиваете: «Что будет дальше?», а дальше уже пошло.
ЕС: Замечательная новость, очередной конкретный шаг работы РАН и Минобрнауки со сферой.
Александр Сергеев:
Вы знаете, очень хорошо встретили в руководстве Правительства наш проект Года фундаментальной науки в России, и мы планируем, что это будут не только отдельные мероприятия, но и довольно активное наступательное продвижение России на международных фронтах, прежде всего через ЮНЕСКО.
Мы предложили создать специализированный фонд России в ЮНЕСКО. То есть, Россия вносит регулярный взнос годовой в ЮНЕСКО, но кроме того существует другая форма: это специализированный фонд, который тоже выносится на площадку ЮНЕСКО, но им фактически руководит страна, которая этот фонд создаёт. В отличие от регулярного взноса, который тратится на общие нужны. И там есть очень интересное предложение, как мы на разных международных площадках хотим продвигать российскую фундаментальную науку через ЮНЕСКО. Это по Году фундаментальной науки.
Конечно очень серьёзный вопрос по организации конкурса для научных институтов. И не только научные институты, это поле гораздо шире. Собственно и в «Приоритете-2030» ведь участвовали университеты не только подведы Минобрнауки, а и более широко.
ЕС: А удалось с премьер-министром о каких-то датах договориться? Когда примерно запуск этого проекта планируется?
Александр Сергеев:
Вы знаете, даны очень жесткие сроки на запуск. Буквально пару месяцев, по-моему, на проработку этого вопроса и внесение предложений. И очень важно, что мы этот проект хотим делать в той стезе, которую мы пробиваем последнее время, по расширению связей с наукоориентированной промышленностью.
Конгресс, который мы проводили 16 декабря в стенах Российской академии наук при участии лидеров промышленности - эти линии тоже поддерживаются. Участвовать в этом конкурсе, конечно, если нам удастся правильно со всеми сформулировать условия конкурса, будут консорциумы: наряду с научными институтами обязательно присутствие высокотехнологичной промышленности и бизнеса.
ЕС: Александр Михайлович, замечательные новости. Команда НОП регулярно с вашим участием делает проекты и мероприятия содержательные. Готовы после новогодних праздников подключиться, если нужно.
Александр Сергеев:
Обязательно! И вы знаете, мы по этому Конгрессу в РАН увидели, что очень тянется и бизнес наш высокотехнологичный, и вы нам нужны, давайте работать.
В будущем году будет очень много интересных мероприятий. У нас фактически на конец января планируется очень интересное мероприятие, вы наверное удивитесь, на Камазе.
Президент РАН Александр Сергеев дал эксклюзивное новогоднее интервью «Научно-образовательной политике» @scienpolicy, в котором рассказал нашему коллеге Евгению Сжёнову @szhenov об итогах встречи с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, амбициозных задачах и планах РАН, в том числе поделился настоящими инсайдами.
ЕС: Александр Михайлович, как впечатления по итогам встречи с Михаилом Мишустиным? Даже не то, как прошло, а что дальше будет, о чем договорились?
Александр Сергеев: «Дальше» уже началось, потому что Правительство работает очень оперативно, и сегодня уже пришли поручения от вице-премьера Дмитрия Чернышенко, и мы с ним уже встречались по всем основным предложениям, которые обсуждали с Михаилом Владимировичем. По году фундаментальной науки в интересах устойчивого развития в России. По вопросу, связанному с организацией конкурса наподобие программы «Приоритет-2030». И по вопросу реформирования российских научных журналов, и по двум астрономическим вопросам: это вступление России в Европейскую южную обсерваторию и развитие обсерватории «Суффа».
По всем этим вопросам уже даны поручение и РАН, и Минобрнауки, и другим министерствам. Так что будем после новогодних каникул все вместе работать, там сроки очень жёсткие.
Вы спрашиваете: «Что будет дальше?», а дальше уже пошло.
ЕС: Замечательная новость, очередной конкретный шаг работы РАН и Минобрнауки со сферой.
Александр Сергеев:
Вы знаете, очень хорошо встретили в руководстве Правительства наш проект Года фундаментальной науки в России, и мы планируем, что это будут не только отдельные мероприятия, но и довольно активное наступательное продвижение России на международных фронтах, прежде всего через ЮНЕСКО.
Мы предложили создать специализированный фонд России в ЮНЕСКО. То есть, Россия вносит регулярный взнос годовой в ЮНЕСКО, но кроме того существует другая форма: это специализированный фонд, который тоже выносится на площадку ЮНЕСКО, но им фактически руководит страна, которая этот фонд создаёт. В отличие от регулярного взноса, который тратится на общие нужны. И там есть очень интересное предложение, как мы на разных международных площадках хотим продвигать российскую фундаментальную науку через ЮНЕСКО. Это по Году фундаментальной науки.
Конечно очень серьёзный вопрос по организации конкурса для научных институтов. И не только научные институты, это поле гораздо шире. Собственно и в «Приоритете-2030» ведь участвовали университеты не только подведы Минобрнауки, а и более широко.
ЕС: А удалось с премьер-министром о каких-то датах договориться? Когда примерно запуск этого проекта планируется?
Александр Сергеев:
Вы знаете, даны очень жесткие сроки на запуск. Буквально пару месяцев, по-моему, на проработку этого вопроса и внесение предложений. И очень важно, что мы этот проект хотим делать в той стезе, которую мы пробиваем последнее время, по расширению связей с наукоориентированной промышленностью.
Конгресс, который мы проводили 16 декабря в стенах Российской академии наук при участии лидеров промышленности - эти линии тоже поддерживаются. Участвовать в этом конкурсе, конечно, если нам удастся правильно со всеми сформулировать условия конкурса, будут консорциумы: наряду с научными институтами обязательно присутствие высокотехнологичной промышленности и бизнеса.
ЕС: Александр Михайлович, замечательные новости. Команда НОП регулярно с вашим участием делает проекты и мероприятия содержательные. Готовы после новогодних праздников подключиться, если нужно.
Александр Сергеев:
Обязательно! И вы знаете, мы по этому Конгрессу в РАН увидели, что очень тянется и бизнес наш высокотехнологичный, и вы нам нужны, давайте работать.
В будущем году будет очень много интересных мероприятий. У нас фактически на конец января планируется очень интересное мероприятие, вы наверное удивитесь, на Камазе.
Александр Сергеев: давайте вместе будем двигать науку и образование (2/2)
ЕС: Почему, прекрасное место! Как раз здесь и промышленность, и наука, и университеты, и амбиции – все есть в Татарстане.
Александр Сергеев:
Мы подписали соглашение в декабре с руководством Камаза. Они у нас были, и мы вместе поняли, что в этом проекте очень много научных задач, а Камаз - совершенно передовая компания.
И в мире она очень активно продвигается, и в России у них очень большие успехи. Чего только их электробусы стоят.
ЕС: Важно, что у Камаза развивается хороший пул прикладных проектов и с сильными университетами.
Александр Сергеев:
Несколько лет назад с электробусами ещё не было понятно, что это такое и зачем делать что-то, что дороже автобусов, которые работают и на бензине, и на газе.
Но вы видите, рискнули, и какой резонанс сейчас идёт! И Москва вся переходит на электробусы, заказы из других мест идут.
И в общем они, на Камазе, очень довольны. У них масса интересных вопросов связаны конечно с беспилотным транспортом.
Вспоминаю, мы были 2 года назад в Кемерово, и там работают эти машины. Знаете этот проект?
ЕС: Я был там на этом разрезе. Мы в хороших отношениях с НОЦ в Кемерово и Кемеровским госуниверситетом.
Александр Сергеев:
Вы были, да? Я там на беспилотнике камазовском ездил. Там как раз тренировали его. И о чем идёт речь: есть ограниченная зона, где транспорт ходит, там нет пересечений каких-то, там нет пешеходов, другого какого-то транспорта и транспорт однотипный — вот это как раз место, которое в ближайшее время точно будет беспилотным транспортом покрыто: эти многотонные машины.
ЕС: Согласен. А вы знаете,в Кемерово есть еще проект [цифрового] картографирования - там над этими карьерами дроны летают и снимают сверху эти машины.
Александр Сергеев:
Машины, которые в данном случае возят уголь, это все конечно в ближайшее время будет беспилотным. Это очень здорово и есть идея относительно совершенно новых интереснейших форм. Камаз нас приглашает поработать в области современного беспилотного транспорта грузового. Поэтому, как ни удивительно, — в январе едем на Камаз.
ЕС: А есть уже какие-то сроки? По нашему опыту работы вузами и технологическими партнёрами в Татарстане, коллеги очень быстро включаются в решение задач.
Александр Сергеев:
Смотрите, последнее, что обсуждалось — это в районе 24-го января. Там [вице-президент РАН] Валерий Григорьевич Бондур у нас ответственный.
24 января, в понедельник, мы планируем там быть.
ЕС: Очень интересно, Александр Михайлович, хороший старт будет у 2022 года. Давайте в конце праздников встретимся, есть хороший повод, обсудим задачи года.
Александр Сергеев:
Жень, если пригласите, конечно, я с удовольствием!
ЕС: Спасибо, с наступающим Новым годом, Александр Михайлович.
Александр Сергеев:
Вас и команду НОП тоже, всего самого-самого хорошего.
Здоровья! И давайте вместе будем двигать науку и образование!
ЕС: Почему, прекрасное место! Как раз здесь и промышленность, и наука, и университеты, и амбиции – все есть в Татарстане.
Александр Сергеев:
Мы подписали соглашение в декабре с руководством Камаза. Они у нас были, и мы вместе поняли, что в этом проекте очень много научных задач, а Камаз - совершенно передовая компания.
И в мире она очень активно продвигается, и в России у них очень большие успехи. Чего только их электробусы стоят.
ЕС: Важно, что у Камаза развивается хороший пул прикладных проектов и с сильными университетами.
Александр Сергеев:
Несколько лет назад с электробусами ещё не было понятно, что это такое и зачем делать что-то, что дороже автобусов, которые работают и на бензине, и на газе.
Но вы видите, рискнули, и какой резонанс сейчас идёт! И Москва вся переходит на электробусы, заказы из других мест идут.
И в общем они, на Камазе, очень довольны. У них масса интересных вопросов связаны конечно с беспилотным транспортом.
Вспоминаю, мы были 2 года назад в Кемерово, и там работают эти машины. Знаете этот проект?
ЕС: Я был там на этом разрезе. Мы в хороших отношениях с НОЦ в Кемерово и Кемеровским госуниверситетом.
Александр Сергеев:
Вы были, да? Я там на беспилотнике камазовском ездил. Там как раз тренировали его. И о чем идёт речь: есть ограниченная зона, где транспорт ходит, там нет пересечений каких-то, там нет пешеходов, другого какого-то транспорта и транспорт однотипный — вот это как раз место, которое в ближайшее время точно будет беспилотным транспортом покрыто: эти многотонные машины.
ЕС: Согласен. А вы знаете,в Кемерово есть еще проект [цифрового] картографирования - там над этими карьерами дроны летают и снимают сверху эти машины.
Александр Сергеев:
Машины, которые в данном случае возят уголь, это все конечно в ближайшее время будет беспилотным. Это очень здорово и есть идея относительно совершенно новых интереснейших форм. Камаз нас приглашает поработать в области современного беспилотного транспорта грузового. Поэтому, как ни удивительно, — в январе едем на Камаз.
ЕС: А есть уже какие-то сроки? По нашему опыту работы вузами и технологическими партнёрами в Татарстане, коллеги очень быстро включаются в решение задач.
Александр Сергеев:
Смотрите, последнее, что обсуждалось — это в районе 24-го января. Там [вице-президент РАН] Валерий Григорьевич Бондур у нас ответственный.
24 января, в понедельник, мы планируем там быть.
ЕС: Очень интересно, Александр Михайлович, хороший старт будет у 2022 года. Давайте в конце праздников встретимся, есть хороший повод, обсудим задачи года.
Александр Сергеев:
Жень, если пригласите, конечно, я с удовольствием!
ЕС: Спасибо, с наступающим Новым годом, Александр Михайлович.
Александр Сергеев:
Вас и команду НОП тоже, всего самого-самого хорошего.
Здоровья! И давайте вместе будем двигать науку и образование!
Новосибирск: научные итоги года
Накануне Нового Года в пресс-центре ТАСС подвела итоги одна из академических столиц России — Новосибирск.
Год отметился 2 ключевыми для региона событиями (по мнению Ирины Мануйловой, заместителя губернатора Новосибирской области):
- Вице-премьером Дмитрием Чернышенко, министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым и губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым дан старт строительства установки мегасайенс СКИФ;
- Проведение крупномасштабного форума «Технопром». На Конгрессе молодых ученых подвели итоги работы форума — принято решение о его ежегодном проведении, начиная с 2022 года. Дмитрий Чернышенко согласился возглавить оргкомитет «Технопрома» на постоянной основе.
Помимо этого, удалось приступить к строительству кампуса мирового уровня на базе НГУ. Серьезную поддержку получил технопарк Академпарк — уже в 2022 году начнется его строительство, а первые площади его резиденты получат в 2023 году.
В рамках пространственного развития территорий инновационной и научно-образовательной деятельности запущен проект «СмартСити-Новосибирск». Он призван обеспечить связанность территорий между Кольцово и Академгородком. Его стратегические задачи — создание территории для будущего поколения ученых, которые приедут работать на установке СКИФ. Ожидания от будущей установки самые амбициозные — основания для появления в Сибири ученых с мировым именем.
В 2021 году Новосибирск также был представлен в программе развития «Приоритет 2030». 2 университет, НГУ и НГТУ, стали победителями и получателями специальной части гранта в исследовательском и территориально-отраслевом лидерстве.
Новосибирск выиграл конкурс на создание Центра трансфера технологий на базе Института теплофизики СО РАН, НГТУ и НГУ. Консорциум уже объединяет организации в 10 регионах РФ.
Еще одна победа — конкурс на реализацию Центра НТИ в регионе. На базе НГУ и Академпарка будет создан Центр функциональных материалов с заданными свойствами, еще один центр — «Водород как основа низкоуглеродной экономики» — будет создан на базе Института катализа СО РАН. Значительную поддержку в реализации проектов Новосибирску оказывает АСИ, отметила Ирина Мануйлова. Что само по себе свидетельствует о высочайшем уровне имеющихся наработок.
Большая работа проделана СиббиоНОЦ. Первые результаты — 62 проекта, которые легли в портфель НОЦ. В 2022 году планируется расширение числа участников НОЦ.
Регион также получил поддержку на создание 6 молодежных лабораторий.
Новосибирский областной инновационный фонд выступил единым операторов поддержки инноваторов. Задача фонда — под руководством Минобрнауки обеспечить максимальное информирование о всех существующих мерах поддержки и оказать меры поддержки будущим технопредпринимателям.
Что же касается СКИФ, Валерий Бухтиярова, директор Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН, отметил, что все работы идут по графику, и все участники реализации проекта довольны результатами работы по итогам 2021 года. Он также подчеркнул, что на счете СКИФ в казначействе 0 рублей, что означает, что целевое использование средств выполнено на 100%, и что ответственные лица не попадут под «карающий меч» вице-премьера Дмитрия Григоренко за неисполнение нацпроектов, намеченный на февраль 2022 года.
Сейчас стоит 2 задачи:
- Получение разрешения на строительство;
- Заключение основного контракта на строительно монтажные работы.
Директор ЦКП «СКИФ» Евгений Левичев отметил, что сейчас акцент в работе СКИФ должен постепенно смещаться на формирование коллектива для будущей эффективной работы установки.
Подробнее: https://tass.ru/press/15477
Накануне Нового Года в пресс-центре ТАСС подвела итоги одна из академических столиц России — Новосибирск.
Год отметился 2 ключевыми для региона событиями (по мнению Ирины Мануйловой, заместителя губернатора Новосибирской области):
- Вице-премьером Дмитрием Чернышенко, министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым и губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым дан старт строительства установки мегасайенс СКИФ;
- Проведение крупномасштабного форума «Технопром». На Конгрессе молодых ученых подвели итоги работы форума — принято решение о его ежегодном проведении, начиная с 2022 года. Дмитрий Чернышенко согласился возглавить оргкомитет «Технопрома» на постоянной основе.
Помимо этого, удалось приступить к строительству кампуса мирового уровня на базе НГУ. Серьезную поддержку получил технопарк Академпарк — уже в 2022 году начнется его строительство, а первые площади его резиденты получат в 2023 году.
В рамках пространственного развития территорий инновационной и научно-образовательной деятельности запущен проект «СмартСити-Новосибирск». Он призван обеспечить связанность территорий между Кольцово и Академгородком. Его стратегические задачи — создание территории для будущего поколения ученых, которые приедут работать на установке СКИФ. Ожидания от будущей установки самые амбициозные — основания для появления в Сибири ученых с мировым именем.
В 2021 году Новосибирск также был представлен в программе развития «Приоритет 2030». 2 университет, НГУ и НГТУ, стали победителями и получателями специальной части гранта в исследовательском и территориально-отраслевом лидерстве.
Новосибирск выиграл конкурс на создание Центра трансфера технологий на базе Института теплофизики СО РАН, НГТУ и НГУ. Консорциум уже объединяет организации в 10 регионах РФ.
Еще одна победа — конкурс на реализацию Центра НТИ в регионе. На базе НГУ и Академпарка будет создан Центр функциональных материалов с заданными свойствами, еще один центр — «Водород как основа низкоуглеродной экономики» — будет создан на базе Института катализа СО РАН. Значительную поддержку в реализации проектов Новосибирску оказывает АСИ, отметила Ирина Мануйлова. Что само по себе свидетельствует о высочайшем уровне имеющихся наработок.
Большая работа проделана СиббиоНОЦ. Первые результаты — 62 проекта, которые легли в портфель НОЦ. В 2022 году планируется расширение числа участников НОЦ.
Регион также получил поддержку на создание 6 молодежных лабораторий.
Новосибирский областной инновационный фонд выступил единым операторов поддержки инноваторов. Задача фонда — под руководством Минобрнауки обеспечить максимальное информирование о всех существующих мерах поддержки и оказать меры поддержки будущим технопредпринимателям.
Что же касается СКИФ, Валерий Бухтиярова, директор Института катализа имени Г. К. Борескова СО РАН, отметил, что все работы идут по графику, и все участники реализации проекта довольны результатами работы по итогам 2021 года. Он также подчеркнул, что на счете СКИФ в казначействе 0 рублей, что означает, что целевое использование средств выполнено на 100%, и что ответственные лица не попадут под «карающий меч» вице-премьера Дмитрия Григоренко за неисполнение нацпроектов, намеченный на февраль 2022 года.
Сейчас стоит 2 задачи:
- Получение разрешения на строительство;
- Заключение основного контракта на строительно монтажные работы.
Директор ЦКП «СКИФ» Евгений Левичев отметил, что сейчас акцент в работе СКИФ должен постепенно смещаться на формирование коллектива для будущей эффективной работы установки.
Подробнее: https://tass.ru/press/15477
ТАСС
"Академгородок 2.0" и СКИФ. Реализация проектов в Новосибирской области в 2021 году
В ТАСС (Новосибирск) состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная итогам развития в 2021 году Новосибирского научного центра (проект «Академгородок 2.0») и реализации проекта установки класса «мегасайенс» СКИФ.
Россия в ИТЭР: итоги 2021
Одним из крупнейших международных проектов с участием России является ИТЭР — проект международного экспериментального термоядерного реактора.
Миссия
У проекта 2 главные миссии:
- Демонстрация эффективной термоядерной реакции (термоядерная реакция в 10 раз больше, чем затраты на поддержание плазмы). Ученые длительное время будут удерживать ту плазму, в которой будет доминирование нагрева ее альфа-частицами — с таким человечество еще не сталкивалось, в этом и есть фундаментальная новизна.
- Создание технологической платформы для будущей термоядерной энергетики на Земле.
Подводя итоги года в деятельности ИТЭР, специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков отметил, что сейчас проект переходит к стадии ухода от «бумажных проектов» к реальному железному воплощению. Он выразил уверенность, в том, что ИТЭР будет реализован и ляжет в основу термоядерной энергетики.
Достижения
О реальных достижениях России в ИТЭР в 2021 году рассказал Анатолий Красильников, директор российского Агентства ИТЭР, среди них:
- Изготовление коммутирующей аппаратуры (шинопроводы, коммутаторы) и монтаж соответствующего электротехнического оборудования;
- Изготовление катушки БФ-1;
- Прототипы лазеров, детекторов, шторки для первого зеркала, прототипы самого первого зеркала;
- Изготовление уже шестого гиротрона, за который отвечает Россия
Все эти разработки делаются впервые в мире. Все результаты интеллектуальной собственности, по решению стран-участниц проекта, формируются как общее достижение человечества. Однако воспользоваться ими на безвозмездной основе смогут только участники проекта.
Анатолий Красильников отмечает, что в России благодаря проекту ИТЭР сформировалась сильная сверхпроводниковая промышленность, потому что именно в рамках проекта был получен огромный заказ.
Академические партнеры
В проекте ИТЭР в России участвует большое количество академических партнеров. Директор Института прикладной физики РАН Григорий Денисов отметил, что широко представлены Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. Анатолий Красильников дополнил его выступление тем, какие именно вузы участвую:
- МФТИ и МИФИ активно работают с московскими предприятиями, кафедры этих институтов обеспечивают приток кадров в проект;
- СПбПУ и СПбГУ;
- Институт прикладной физики РАН и ННГУ;
- НГУ, НГТУ (активно работают с ИЯФ СО РАН).
Со всеми этими университетами работа по проекту ИТЭР уже ведется на системной основе. Планируются шаги по расширению географии вузов, интегрированных в проект. Анатолий Красивльников выделил и проявил заинтересованность к включению в работу МГТУ им. Н.Э.Баумана, НИУ «МЭИ», МГУ. С ними уже есть сотрудничество, но оно ведется не на системной основе.
Ежегодно МФТИ выступает организаторов конференции (последняя прошла 2 декабря) для молодых аспирантов и специалистов, которые участвуют в проекте ИТЭР. Конференция стала эффективной площадкой для демонстрации научных и организационных достижений. Хорошее глубокое фундаментальное образование в России высоко ценится в рамках международного сотрудничества по проекту ИТЭР, однако в настоящее время «русские» недостаточно представлены в проекте, и это еще один из вызовов для России.
ИТЭР — это пример коллаборации, которая работает как единый целый организм. Именно поэтому острая тема санкций в отношении России никак не коснулась его. Над проектом работает 35 стран. Если кто-то из них применит санкции, то по сути применит их против сообщества, а значит, против себя. «Это выстрел в голову или в ногу - кому что нравится», — прокомментировал возможность применения санкций Анатолий Красильников. ИТЭР еще раз показал, что геополитические процессы не являются основанием для прекращения развития фундаментальной науки.
Подробнее: https://tass.ru/press/15475
Одним из крупнейших международных проектов с участием России является ИТЭР — проект международного экспериментального термоядерного реактора.
Миссия
У проекта 2 главные миссии:
- Демонстрация эффективной термоядерной реакции (термоядерная реакция в 10 раз больше, чем затраты на поддержание плазмы). Ученые длительное время будут удерживать ту плазму, в которой будет доминирование нагрева ее альфа-частицами — с таким человечество еще не сталкивалось, в этом и есть фундаментальная новизна.
- Создание технологической платформы для будущей термоядерной энергетики на Земле.
Подводя итоги года в деятельности ИТЭР, специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков отметил, что сейчас проект переходит к стадии ухода от «бумажных проектов» к реальному железному воплощению. Он выразил уверенность, в том, что ИТЭР будет реализован и ляжет в основу термоядерной энергетики.
Достижения
О реальных достижениях России в ИТЭР в 2021 году рассказал Анатолий Красильников, директор российского Агентства ИТЭР, среди них:
- Изготовление коммутирующей аппаратуры (шинопроводы, коммутаторы) и монтаж соответствующего электротехнического оборудования;
- Изготовление катушки БФ-1;
- Прототипы лазеров, детекторов, шторки для первого зеркала, прототипы самого первого зеркала;
- Изготовление уже шестого гиротрона, за который отвечает Россия
Все эти разработки делаются впервые в мире. Все результаты интеллектуальной собственности, по решению стран-участниц проекта, формируются как общее достижение человечества. Однако воспользоваться ими на безвозмездной основе смогут только участники проекта.
Анатолий Красильников отмечает, что в России благодаря проекту ИТЭР сформировалась сильная сверхпроводниковая промышленность, потому что именно в рамках проекта был получен огромный заказ.
Академические партнеры
В проекте ИТЭР в России участвует большое количество академических партнеров. Директор Института прикладной физики РАН Григорий Денисов отметил, что широко представлены Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. Анатолий Красильников дополнил его выступление тем, какие именно вузы участвую:
- МФТИ и МИФИ активно работают с московскими предприятиями, кафедры этих институтов обеспечивают приток кадров в проект;
- СПбПУ и СПбГУ;
- Институт прикладной физики РАН и ННГУ;
- НГУ, НГТУ (активно работают с ИЯФ СО РАН).
Со всеми этими университетами работа по проекту ИТЭР уже ведется на системной основе. Планируются шаги по расширению географии вузов, интегрированных в проект. Анатолий Красивльников выделил и проявил заинтересованность к включению в работу МГТУ им. Н.Э.Баумана, НИУ «МЭИ», МГУ. С ними уже есть сотрудничество, но оно ведется не на системной основе.
Ежегодно МФТИ выступает организаторов конференции (последняя прошла 2 декабря) для молодых аспирантов и специалистов, которые участвуют в проекте ИТЭР. Конференция стала эффективной площадкой для демонстрации научных и организационных достижений. Хорошее глубокое фундаментальное образование в России высоко ценится в рамках международного сотрудничества по проекту ИТЭР, однако в настоящее время «русские» недостаточно представлены в проекте, и это еще один из вызовов для России.
ИТЭР — это пример коллаборации, которая работает как единый целый организм. Именно поэтому острая тема санкций в отношении России никак не коснулась его. Над проектом работает 35 стран. Если кто-то из них применит санкции, то по сути применит их против сообщества, а значит, против себя. «Это выстрел в голову или в ногу - кому что нравится», — прокомментировал возможность применения санкций Анатолий Красильников. ИТЭР еще раз показал, что геополитические процессы не являются основанием для прекращения развития фундаментальной науки.
Подробнее: https://tass.ru/press/15475
ТАСС
Россия в глобальном термоядерном проекте ИТЭР: итоги 2021 года
В ТАСС состоится пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная участию России в международном термоядерном проекте ИТЭР (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor) в 2021 году.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН о работе в рамках проекта ИТЭР, специально для «Научно-образовательной политики»:
Научная группа Петербургского Политеха занимается расчетами пристеночной плазмы: как и какие примеси будут поступать в реактор, как будет перераспределяться мощность, которая идет из центральной зоны.
Для этого нашими учеными был разработан специальный численный код – SOLPS-ITER. Сейчас он объявлен как официальный для расчета параметров пристеночной плазмы не только ITER, но и всех существующих установок.
Научная группа Политеха исследовала электрические токи, которые протекают в тонком слое пристеночной плазмы. Наши ученые провели теоретические расчеты, а также проверили их на компьютерных математических моделях. В ходе исследования обдирочного слоя токамаков удалось обнаружить новый тип тока.
С помощью моделирования и экспериментов на существующих токамаках ученым Политеха удалось подтвердить теории механизмов формирования обдирочного слоя в реакторе: эксперименты на обоих токамаках полностью подтвердили теоретические расчеты. Поэтому можно делать предсказания и экстраполировать эти данные на более крупный объект – реактор ITER.
В течение 2021 года научная группа СПбПУ работала над моделированием самого большого в мире токамака JET, с наиболее близкими к ITER параметрами плазмы.
Научная группа Петербургского Политеха занимается расчетами пристеночной плазмы: как и какие примеси будут поступать в реактор, как будет перераспределяться мощность, которая идет из центральной зоны.
Для этого нашими учеными был разработан специальный численный код – SOLPS-ITER. Сейчас он объявлен как официальный для расчета параметров пристеночной плазмы не только ITER, но и всех существующих установок.
Научная группа Политеха исследовала электрические токи, которые протекают в тонком слое пристеночной плазмы. Наши ученые провели теоретические расчеты, а также проверили их на компьютерных математических моделях. В ходе исследования обдирочного слоя токамаков удалось обнаружить новый тип тока.
С помощью моделирования и экспериментов на существующих токамаках ученым Политеха удалось подтвердить теории механизмов формирования обдирочного слоя в реакторе: эксперименты на обоих токамаках полностью подтвердили теоретические расчеты. Поэтому можно делать предсказания и экстраполировать эти данные на более крупный объект – реактор ITER.
В течение 2021 года научная группа СПбПУ работала над моделированием самого большого в мире токамака JET, с наиболее близкими к ITER параметрами плазмы.
В прошедшем 2021 году правительство Казахстана активизировало сотрудничество с партнёрами из России в сфере образования, в том числе поддержало проведение ряда образовательных форумов совместно с российскими партнёрами и при участии российских министерств и институтов развития.
При этом больше всего проектов (в основном, в сфере общего образования) было запущено и запланировано к реалиции в Алматы, при поддержке акимата Алматы, Минобрнауки Казахстана и проправительственных фондов.
Кроме этого, в конце 2021 года обсуждался проект приглашения по правительственной линии в Алматы нескольких десятков ректоров ведущих российских вузов, с целью налаживания системного сотрудничества. По информации наших источников в Казахстане, такая пророссийская активность государственных функционеров очень сильно раздражает лоббистов западных стандартов и практик в системе образования Казахстана. В этом противопоставлении примечательно, что обращения выпускника МГИМО, президента Токаева к населению звучат на русском языке.
При этом больше всего проектов (в основном, в сфере общего образования) было запущено и запланировано к реалиции в Алматы, при поддержке акимата Алматы, Минобрнауки Казахстана и проправительственных фондов.
Кроме этого, в конце 2021 года обсуждался проект приглашения по правительственной линии в Алматы нескольких десятков ректоров ведущих российских вузов, с целью налаживания системного сотрудничества. По информации наших источников в Казахстане, такая пророссийская активность государственных функционеров очень сильно раздражает лоббистов западных стандартов и практик в системе образования Казахстана. В этом противопоставлении примечательно, что обращения выпускника МГИМО, президента Токаева к населению звучат на русском языке.
Skills-рефлексия, или О забытых трендах, которые сами о себе напомнят
Министр Сергей Кравцов дал большое программное интервью Известиям, где рассказал что такое «идеальная школа» и поделился планами на развитие системы СПО:
«Последовательное обновление учебных программ и оборудования подняло популярность системы среднего профобразования на беспрецедентный уровень. В колледжи сейчас идут 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. И если еще пару лет назад система СПО набирала в сумме около 900 тыс. первокурсников, то в этом году — почти 1,2 млн, что превысило число зачисленных в вузы.
Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах среднего звена, что, в частности, подтверждает высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей: 99% сразу после получения диплома.
При этом крайне важно, что повышение престижности и популярности среднего профессионального образования не ведет к падению общего уровня образованности россиян. Профессиональная подготовка в колледжах не только сочетается с получением общего образования в объеме одиннадцатилетки, но всё заметнее приближается к вузовскому уровню, на некоторых направлениях практически смыкаясь с ним. Например, работа на современных станках предполагает наличие компетенций практически инженерного уровня. И такими навыками сегодня овладевают в системе профобразования».
«Научно–образовательная политика» последние годы на постоянной основе проводит исследования предпочтений учащихся старших классов школы.
С 2020 года в молодёжной среде нарастающими темпами развивается тренд «компетенции важнее диплома», а бизнес (и особенно высокотехнологичный) с каждым годом всё более охотно и гибко отдаёт предпочтение кандидатам с доказанными компетенциями, чем кандидатам с доказанной квалификацией.
Цифровизация экономики лишь усиливает этот тренд, создавая возможности для работы самозанятых, которым для карьерной самореализации становятся не обязательными не только наличие квалификации (диплом), но даже само существование работодателя.
В этой «новой образовательной траектории» цифровой образовательный контент будет всё активнее заходить на поле формирования компетенций учащихся, причём чаще - в формате информального (неформального) обучения.
И системе СПО, и системе высшего образования в ближайшие годы предстоит осознать, что привычные физические стены учебных заведений не равны их образовательным границам.
Для новых поколений абитуриентов степенью легитимности, удобства и конкурентноспособности лучших колледжей и вузов станет умение этих организаций обеспечить естественную и комфортную работу и обучение как в живом, так и виртуальном пространстве.
И речь не о замене живого учителя/преподавателя цифрой, а о готовности понять и принять, что учителя/преподаватели с каждым годом всё больше будут работать вне физических границ.
Уже сегодня мы видим этот тренд у разного рода лидеров мнения, например, известных журналистов. Для них работа в живой студии со зрителями или на разного рода event’ах часто равноценна (а часто и менее важна) эфирам в YouTube или постам в FB и Telegram.
Новые тренды, при этом, не несут угрозы деградации ни СПО, ни высшей школе. Наоборот, и вузы и колледжи в ближайшие годы ждёт «новый ренессанс», причём рост количества и качества учащихся будет в меньшую степень идти через первую и вторую миссию вуза (образование и наука), а в большей - через «распаковку» третьей миссии. В которой всё больше будет элементов бесшовности единой площадки от школьников до дипломированных специалистов.
В этой связи министерствам, Росмолодёжи, АНО «Россия - страна возможностей», WorldSkills Russia, главам регионов уже сегодня стоит активнее работать со студенчеством системы СПО, в том числе по интеграции двух больших молодёжных групп - студентов СПО и студентов вузов.
Несмотря на заметный рост популярности СПО, модерация внеучебной работы и канализация процессов в этом контингенте молодёжи пока сильно отстаёт от работы различных государственных акторов со студентами вузов.
Подробнее.
Министр Сергей Кравцов дал большое программное интервью Известиям, где рассказал что такое «идеальная школа» и поделился планами на развитие системы СПО:
«Последовательное обновление учебных программ и оборудования подняло популярность системы среднего профобразования на беспрецедентный уровень. В колледжи сейчас идут 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников. И если еще пару лет назад система СПО набирала в сумме около 900 тыс. первокурсников, то в этом году — почти 1,2 млн, что превысило число зачисленных в вузы.
Российская экономика остро нуждается в высококвалифицированных кадрах среднего звена, что, в частности, подтверждает высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей: 99% сразу после получения диплома.
При этом крайне важно, что повышение престижности и популярности среднего профессионального образования не ведет к падению общего уровня образованности россиян. Профессиональная подготовка в колледжах не только сочетается с получением общего образования в объеме одиннадцатилетки, но всё заметнее приближается к вузовскому уровню, на некоторых направлениях практически смыкаясь с ним. Например, работа на современных станках предполагает наличие компетенций практически инженерного уровня. И такими навыками сегодня овладевают в системе профобразования».
«Научно–образовательная политика» последние годы на постоянной основе проводит исследования предпочтений учащихся старших классов школы.
С 2020 года в молодёжной среде нарастающими темпами развивается тренд «компетенции важнее диплома», а бизнес (и особенно высокотехнологичный) с каждым годом всё более охотно и гибко отдаёт предпочтение кандидатам с доказанными компетенциями, чем кандидатам с доказанной квалификацией.
Цифровизация экономики лишь усиливает этот тренд, создавая возможности для работы самозанятых, которым для карьерной самореализации становятся не обязательными не только наличие квалификации (диплом), но даже само существование работодателя.
В этой «новой образовательной траектории» цифровой образовательный контент будет всё активнее заходить на поле формирования компетенций учащихся, причём чаще - в формате информального (неформального) обучения.
И системе СПО, и системе высшего образования в ближайшие годы предстоит осознать, что привычные физические стены учебных заведений не равны их образовательным границам.
Для новых поколений абитуриентов степенью легитимности, удобства и конкурентноспособности лучших колледжей и вузов станет умение этих организаций обеспечить естественную и комфортную работу и обучение как в живом, так и виртуальном пространстве.
И речь не о замене живого учителя/преподавателя цифрой, а о готовности понять и принять, что учителя/преподаватели с каждым годом всё больше будут работать вне физических границ.
Уже сегодня мы видим этот тренд у разного рода лидеров мнения, например, известных журналистов. Для них работа в живой студии со зрителями или на разного рода event’ах часто равноценна (а часто и менее важна) эфирам в YouTube или постам в FB и Telegram.
Новые тренды, при этом, не несут угрозы деградации ни СПО, ни высшей школе. Наоборот, и вузы и колледжи в ближайшие годы ждёт «новый ренессанс», причём рост количества и качества учащихся будет в меньшую степень идти через первую и вторую миссию вуза (образование и наука), а в большей - через «распаковку» третьей миссии. В которой всё больше будет элементов бесшовности единой площадки от школьников до дипломированных специалистов.
В этой связи министерствам, Росмолодёжи, АНО «Россия - страна возможностей», WorldSkills Russia, главам регионов уже сегодня стоит активнее работать со студенчеством системы СПО, в том числе по интеграции двух больших молодёжных групп - студентов СПО и студентов вузов.
Несмотря на заметный рост популярности СПО, модерация внеучебной работы и канализация процессов в этом контингенте молодёжи пока сильно отстаёт от работы различных государственных акторов со студентами вузов.
Подробнее.
Известия
«Ничто и никогда не заменит личного контакта детей с учителем»
Министр просвещения Сергей Кравцов — об итогах 2021 года, идеальной школе и реформах в подготовке педагогов
Forwarded from Другой Беляков
🌾В 2021 году аграрные вузы Минсельхоза выпустили почти 57 тыс. специалистов, сообщается на сайте ведомства.
🚜Кроме того, профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли более 30 тыс. руководителей и специалистов агропредприятий.
🎓Около 80% выпускников, по статистике, устраиваются на работу по профилю, что является одним из лучших показателей современной в образовательной системе.
👍В прошлом году в образовательные учреждения Минсельхоза было зачислено свыше 81 тыс. человек – больше, чем в 2020 году.
⠀
👩🎓👨🎓На сегодняшний день в 54 вузах Минсельхоза обучаются более 300 тыс. студентов.
🚜Кроме того, профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли более 30 тыс. руководителей и специалистов агропредприятий.
🎓Около 80% выпускников, по статистике, устраиваются на работу по профилю, что является одним из лучших показателей современной в образовательной системе.
👍В прошлом году в образовательные учреждения Минсельхоза было зачислено свыше 81 тыс. человек – больше, чем в 2020 году.
⠀
👩🎓👨🎓На сегодняшний день в 54 вузах Минсельхоза обучаются более 300 тыс. студентов.
Интервью с Алексеем Половинкиным, основателем онлайн-школы Фоксфорд, руководителем компании Цифриум, для «Научно-образовательной политики» @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.
Если не нужно, давайте не будем федеральный проект реализовывать, давайте по-другому его напишем.
Очень круто, что сейчас и в вузах появляется очень много молодёжи в развитии цифры. И когда ты смотришь: в регионах и федеральных министерствах появляются ребята, у которых горят глаза, и вот это реально очень круто, потому что с ними можно говорить о проблемах.
Есть старая гвардия, которая защищает, ещё держит какую-то оборону про "давайте жить как раньше", но появляются люди, которые действительно готовы к изменениям и к внедрениям этих изменений и они понимают продуктовый подход, и как делать для людей, а не для какой-то формальной отчётности. И это круто.
Это и многое другое в интервью с Алексеем Половинкиным для НОП.
Если не нужно, давайте не будем федеральный проект реализовывать, давайте по-другому его напишем.
Очень круто, что сейчас и в вузах появляется очень много молодёжи в развитии цифры. И когда ты смотришь: в регионах и федеральных министерствах появляются ребята, у которых горят глаза, и вот это реально очень круто, потому что с ними можно говорить о проблемах.
Есть старая гвардия, которая защищает, ещё держит какую-то оборону про "давайте жить как раньше", но появляются люди, которые действительно готовы к изменениям и к внедрениям этих изменений и они понимают продуктовый подход, и как делать для людей, а не для какой-то формальной отчётности. И это круто.
Это и многое другое в интервью с Алексеем Половинкиным для НОП.
Telegraph
Интервью с Алексеем Половинкиным, основателем онлайн-школы Фоксфорд, руководителем компании Цифриум
Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Алексей, привет. Встречи в «Иннополисе» всегда более прикладной смысл имеют, потому что здесь, в университете и технопарке, больше работает выходцев из бизнеса, чем теоретиков. Тем и ценно. Конец…
Интервью с Алексеем Половинкиным, основателем онлайн-школы Фоксфорд, руководителем компании Цифриум, для «Научно-образовательной политики» @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.
Цифра, при ее грамотном использовании, может весь процесс образовательный сделать лучше, эффективнее, интереснее опять же для самих участников процесса.
Есть офисная история: бухгалтерия, учебные планы, деканат. Процессы, которые мы точно можем перевести в цифру. Листы отчётности, расписание, домашка студентов, отслеживание процессов - это было бы круто перевести в цифру. Тот же самый трекинг студента, насколько он хорошо учится от сессии до сессии.
Запись интервью
Цифра, при ее грамотном использовании, может весь процесс образовательный сделать лучше, эффективнее, интереснее опять же для самих участников процесса.
Есть офисная история: бухгалтерия, учебные планы, деканат. Процессы, которые мы точно можем перевести в цифру. Листы отчётности, расписание, домашка студентов, отслеживание процессов - это было бы круто перевести в цифру. Тот же самый трекинг студента, насколько он хорошо учится от сессии до сессии.
Запись интервью
YouTube
Интервью с Алексеем Половинкиным, основателем онлайн-школы Фоксфорд, руководителем компании Цифриум
Фондовая перестройка: консенсус
Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с гендиректором Российского научного фонда Александром Хлуновым.
Во вступительном слове председатель правительства обозначил три ключевых вектора работы РНФ, которые предусмотрены в русле государственной политики: системность, наука как фундамент развития и безопасности, подготовка кадров и молодежный вектор (73% исполнителей по грантам Фонда – молодые ученые).
Привлечение новых специалистов в сектор НИОКР и их стадиальная поддержка в профессиональном развитии – это ключевые задачи Президентской программы, которая реализуется на базе РНФ. Именно на ее примере были апробированы все основные характеристики единой сквозной системы поддержки молодых ученых, которые затем должны быть экстраполированы на всю архитектуру участия государства в стимулировании исследований и разработок.
Ранее мы уже отмечали, что создан взаимовыгодный альянс между Михаилом Мишустиным и Михаилом Ковальчуком – сферы приоритетного внимания разделены, они не пересекаются и взаимно дополняют друг друга.
На встрече Михаила Мишустина и Александра Хлунова видно, вокруг каких пунктов сложилось иное измерение системного консенсуса. Первое – наука молодых, второе – поддержка и университетов, и научных институтов. Здесь РНФ явно претендует на то, чтобы стать оператором нового «Приоритета» с фокусом на научные институты и регионы. Как раз региональный вектор – унаследованный от РФФИ – является третьим фокусом внимания РНФ и Андрея Фурсенко.
Формирование системного консенсуса в научно-образовательной политике на период Большого Трансфера стало возможным в результате «фондовой перестройки», которая проводилась в рамках реформы институтов развития. Александр Хлунов рапортовал, что в согласовании с Минобрнауки обеспечена преемственность в вопросах конкурса инициативных проектов («а» в классификации РФФИ). Судя по вводным словам Михаила Мишустина и формулировке ответа гендиректора РНФ – в высших эшелонах «фондовая перестройка» признана успешной и этот вопрос закрыт.
Российский научный фонд заметно усилился после «фондовой перестройки», однако произошло качественное изменение его функционала. Если ранее он был одним из двух ключевых институтов развития сектора НИОКР, то сейчас он стал единственным – а потому системным. Следовательно, он, с одной стороны, должен более тесно интегрироваться во властную вертикаль (отсюда как раз и встреча с Михаилом Мишустиным), а с другой – полноценно наращивать свою «платформенность», которая должна быть интегрирована в общую экосистему поддержки науки и инноваций в стране.
После фиксации Антанты с Михаилом Ковальчуком становление системного взаимодействия с Андреем Фурсенко (РНФ – это его детище) для премьер-министра Михаила Мишустина – это второй важный шаг. В итоге сформирована двойная система консенсуса – на уровне президента Владимира Путина и на премьерском эшелоне. Логическое развитие – это системная работа профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко по всем элементам научно-технологической матрицы.
Весьма условно, но можно рассмотреть тот «раздел научно-политического» мира, который сейчас сложился. Михаил Ковальчук и Курчатовский институт – меганаука, ФНТП, Атом и генетика, то есть самые крупные, структурные проекты. Андрей Фурсенко – гранты. Михаил Мишустин и Дмитрий Чернышенко – цифра (во всем ее многообразии: кадры, soft, hard).
Сквозная молодежная научная политика интересным образом преломляется во всех трех призмах: Михаил Ковальчук ратует за подготовку поколения творцов и мыслителей, Андрей Фурсенко через РНФ реализует систему поддержку молодых ученых, Правительство занимается вопросами госфинансирования и формирования цифровой экосистемы для всей сферы НИОКР с важной молодежной подсистемой.
Подробнее: http://government.ru/news/44294/
Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с гендиректором Российского научного фонда Александром Хлуновым.
Во вступительном слове председатель правительства обозначил три ключевых вектора работы РНФ, которые предусмотрены в русле государственной политики: системность, наука как фундамент развития и безопасности, подготовка кадров и молодежный вектор (73% исполнителей по грантам Фонда – молодые ученые).
Привлечение новых специалистов в сектор НИОКР и их стадиальная поддержка в профессиональном развитии – это ключевые задачи Президентской программы, которая реализуется на базе РНФ. Именно на ее примере были апробированы все основные характеристики единой сквозной системы поддержки молодых ученых, которые затем должны быть экстраполированы на всю архитектуру участия государства в стимулировании исследований и разработок.
Ранее мы уже отмечали, что создан взаимовыгодный альянс между Михаилом Мишустиным и Михаилом Ковальчуком – сферы приоритетного внимания разделены, они не пересекаются и взаимно дополняют друг друга.
На встрече Михаила Мишустина и Александра Хлунова видно, вокруг каких пунктов сложилось иное измерение системного консенсуса. Первое – наука молодых, второе – поддержка и университетов, и научных институтов. Здесь РНФ явно претендует на то, чтобы стать оператором нового «Приоритета» с фокусом на научные институты и регионы. Как раз региональный вектор – унаследованный от РФФИ – является третьим фокусом внимания РНФ и Андрея Фурсенко.
Формирование системного консенсуса в научно-образовательной политике на период Большого Трансфера стало возможным в результате «фондовой перестройки», которая проводилась в рамках реформы институтов развития. Александр Хлунов рапортовал, что в согласовании с Минобрнауки обеспечена преемственность в вопросах конкурса инициативных проектов («а» в классификации РФФИ). Судя по вводным словам Михаила Мишустина и формулировке ответа гендиректора РНФ – в высших эшелонах «фондовая перестройка» признана успешной и этот вопрос закрыт.
Российский научный фонд заметно усилился после «фондовой перестройки», однако произошло качественное изменение его функционала. Если ранее он был одним из двух ключевых институтов развития сектора НИОКР, то сейчас он стал единственным – а потому системным. Следовательно, он, с одной стороны, должен более тесно интегрироваться во властную вертикаль (отсюда как раз и встреча с Михаилом Мишустиным), а с другой – полноценно наращивать свою «платформенность», которая должна быть интегрирована в общую экосистему поддержки науки и инноваций в стране.
После фиксации Антанты с Михаилом Ковальчуком становление системного взаимодействия с Андреем Фурсенко (РНФ – это его детище) для премьер-министра Михаила Мишустина – это второй важный шаг. В итоге сформирована двойная система консенсуса – на уровне президента Владимира Путина и на премьерском эшелоне. Логическое развитие – это системная работа профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко по всем элементам научно-технологической матрицы.
Весьма условно, но можно рассмотреть тот «раздел научно-политического» мира, который сейчас сложился. Михаил Ковальчук и Курчатовский институт – меганаука, ФНТП, Атом и генетика, то есть самые крупные, структурные проекты. Андрей Фурсенко – гранты. Михаил Мишустин и Дмитрий Чернышенко – цифра (во всем ее многообразии: кадры, soft, hard).
Сквозная молодежная научная политика интересным образом преломляется во всех трех призмах: Михаил Ковальчук ратует за подготовку поколения творцов и мыслителей, Андрей Фурсенко через РНФ реализует систему поддержку молодых ученых, Правительство занимается вопросами госфинансирования и формирования цифровой экосистемы для всей сферы НИОКР с важной молодежной подсистемой.
Подробнее: http://government.ru/news/44294/
government.ru
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором Российского научного фонда Александром Хлуновым
Обсуждались результаты работы фонда за предыдущий год, в частности отбор проектов в рамках Президентской программы исследовательских проектов и объединение РФФИ и РНФ, а также перспективы на 2022 год.
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
О вузовском ДПО, розовых очках и выборе пути для ректоров
Коллеги из @EngineerUp взялись защищать ДПО в государственных вузах, но как‐то робко:
Хоронить ДПО в вузах пока точно рано. Документ об образовании, лицензия и статус университета все еще весомые аргументы на рынке образовательных услуг.
Государственные университеты последние десять лет планомерно теряют позиции на рынке дополнительного образования. Глубинная причина - почти нулевой уровень предпринимательских компетенций в административно- управленческих аппаратах любых уровней. Начиная от кафедр и деканатов и далее по вертикали власти. Осложняет ситуацию массовая боязнь ректоров создавать коллаборации с лидерами коммерческого допобразования (edtech, образовательные сетевые платформы и т.д.), отсутствие воли инвестировать в свои же вузовские проекты допобразования и тотальное неумение работать с кадрами при развитиии внутривузовских систем ДПО.
Остроты ситуации добавляет факт, что в массе своей вузы теряют для себя рынок допобразования (который гораздо шире чем "ДПО") на фоне возрастающего запроса рынка на кадры с цифровыми компетенциями, нарастающий мировой тренд популярности индивидуальных образовательных траекторий через инструменты допобразования и массу поручений Правительства и Президента России развивать сегмент дополнительного образования как ключевой фактор достижения национальных целей.
Правильным шагом станет комплексное изменение подхода к организации допобразования (включая и ДПО) в государственных вузах. В 99% никакого коммерческого успеха и притока "внебюджетки" не будет, пока ректоры назначают проректорами по ДПО людей без успешного опыта руководства в коммерческом образовании, или иного бизнеса, желательно, связанного со сферой обслуживания. И конечно, речь не идёт об опыте "освоения" госконтрактов и грантов. А об умении привлекать слушателей, при этом обеспечивая достойное качество образования в условиях самофинансирования и самоокупаемости.
Не будет у вас в вузе заметного роста доходов от допобразования, пока вы не доверите эту работу тем, кто имеет реальный личный успешный опыт зарабатывания денег.
https://news.1rj.ru/str/EngineerUp/133
Коллеги из @EngineerUp взялись защищать ДПО в государственных вузах, но как‐то робко:
Хоронить ДПО в вузах пока точно рано. Документ об образовании, лицензия и статус университета все еще весомые аргументы на рынке образовательных услуг.
Государственные университеты последние десять лет планомерно теряют позиции на рынке дополнительного образования. Глубинная причина - почти нулевой уровень предпринимательских компетенций в административно- управленческих аппаратах любых уровней. Начиная от кафедр и деканатов и далее по вертикали власти. Осложняет ситуацию массовая боязнь ректоров создавать коллаборации с лидерами коммерческого допобразования (edtech, образовательные сетевые платформы и т.д.), отсутствие воли инвестировать в свои же вузовские проекты допобразования и тотальное неумение работать с кадрами при развитиии внутривузовских систем ДПО.
Остроты ситуации добавляет факт, что в массе своей вузы теряют для себя рынок допобразования (который гораздо шире чем "ДПО") на фоне возрастающего запроса рынка на кадры с цифровыми компетенциями, нарастающий мировой тренд популярности индивидуальных образовательных траекторий через инструменты допобразования и массу поручений Правительства и Президента России развивать сегмент дополнительного образования как ключевой фактор достижения национальных целей.
Правильным шагом станет комплексное изменение подхода к организации допобразования (включая и ДПО) в государственных вузах. В 99% никакого коммерческого успеха и притока "внебюджетки" не будет, пока ректоры назначают проректорами по ДПО людей без успешного опыта руководства в коммерческом образовании, или иного бизнеса, желательно, связанного со сферой обслуживания. И конечно, речь не идёт об опыте "освоения" госконтрактов и грантов. А об умении привлекать слушателей, при этом обеспечивая достойное качество образования в условиях самофинансирования и самоокупаемости.
Не будет у вас в вузе заметного роста доходов от допобразования, пока вы не доверите эту работу тем, кто имеет реальный личный успешный опыт зарабатывания денег.
https://news.1rj.ru/str/EngineerUp/133
Telegram
Миссия: инженер
У проблем с сервисами, маркетингом и бюрократией в университетских ДПО понятный исток. Вузы в России не бизнес. Они по сути своей остаются бюджетными организациями. Конечно, на отдельно взятых направлениях в отдельно взятых вузах постепенно учатся зарабатывать…
Рождество с книгой
Сегодня, в Рождество, и до конца новогодних праздников библиотеки открыты для посетителей. Во всех российских регионах подготовлены уникальные лекции-путешествия, семинары-концерты, экскурсии по редким коллекциям документов. Например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) это «История прокуратуры России в нормативных актах».
В канун нового года Институт образования при поддержке Лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ завершил программу, направленную на развитие и оценку профессиональных навыков и универсальных компетенций персонала так называемых модельных библиотек в стране.
Анастасия Дятловская, директор Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:
Модельные библиотеки, созданные в рамках национального проекта “Культура” — это не только хранилище книг, но и центр интеллектуального досуга, пространство для реализации идей и творческого потенциала людей. Процесс обновления происходит по всей России, не только в крупных городах, но и в маленьких сёлах. Очевидно, что меняться и развиваться необходимо и сотрудникам библиотек. Коллегам нужно приобретать новые компетенции, чтобы быть в тренде и знать новые цифровые форматы, особенно в связи с научно-техническим прогрессом и глобальной трансформацией библиотечной сферы.
Уникальность программы, созданной совместно с ВШЭ, в том, что акцент был сделан не только на профессиональные компетенции (для их разбора был создан инструментарий, в девяти блоках раскрывший трудовые функции сотрудников муниципальных библиотек для оценки уровня образования и выявления имеющегося профессионального опыта, а также дефицитов профессиональных навыков сотрудников), но и на когнитивные навыки и универсальные компетенции. К ним относится критическое мышление, самоорганизация, гибкость мышления, взаимодействие между людьми, умение креативно действовать. На мой взгляд, принципиально важно в условиях трансформации библиотечной сферы обладать способностью эффективно принимать решения в ситуациях новизны и неопределенности.
Виолетта Дьяченко, руководитель Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:
Сотрудники библиотек отмечали, что особенно важно и полезно было узнать результаты исследований, которые проводятся совместно РГБ и НИУ ВШЭ. Именно они способствуют внедрению инноваций в библиотечную сферу и открывают коллегам возможность для обмена передовым опытом.
Научные исследования — основа деятельности созданного и развивающегося в РГБ Центра непрерывного образования РГБ. Мы заинтересованы в том, чтобы модернизация библиотечной сферы не была точечной и не завершилась с прекращением государственного финансирования. Я уверена, что необходимо системное и долгосрочное развитие библиотечной сферы в России. Именно исследования помогают нам лучше изучить потребности сотрудников библиотек, провести глубокий анализ сферы и определить потенциальные точки роста.
Сегодня, в Рождество, и до конца новогодних праздников библиотеки открыты для посетителей. Во всех российских регионах подготовлены уникальные лекции-путешествия, семинары-концерты, экскурсии по редким коллекциям документов. Например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) это «История прокуратуры России в нормативных актах».
В канун нового года Институт образования при поддержке Лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ завершил программу, направленную на развитие и оценку профессиональных навыков и универсальных компетенций персонала так называемых модельных библиотек в стране.
Анастасия Дятловская, директор Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:
Модельные библиотеки, созданные в рамках национального проекта “Культура” — это не только хранилище книг, но и центр интеллектуального досуга, пространство для реализации идей и творческого потенциала людей. Процесс обновления происходит по всей России, не только в крупных городах, но и в маленьких сёлах. Очевидно, что меняться и развиваться необходимо и сотрудникам библиотек. Коллегам нужно приобретать новые компетенции, чтобы быть в тренде и знать новые цифровые форматы, особенно в связи с научно-техническим прогрессом и глобальной трансформацией библиотечной сферы.
Уникальность программы, созданной совместно с ВШЭ, в том, что акцент был сделан не только на профессиональные компетенции (для их разбора был создан инструментарий, в девяти блоках раскрывший трудовые функции сотрудников муниципальных библиотек для оценки уровня образования и выявления имеющегося профессионального опыта, а также дефицитов профессиональных навыков сотрудников), но и на когнитивные навыки и универсальные компетенции. К ним относится критическое мышление, самоорганизация, гибкость мышления, взаимодействие между людьми, умение креативно действовать. На мой взгляд, принципиально важно в условиях трансформации библиотечной сферы обладать способностью эффективно принимать решения в ситуациях новизны и неопределенности.
Виолетта Дьяченко, руководитель Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:
Сотрудники библиотек отмечали, что особенно важно и полезно было узнать результаты исследований, которые проводятся совместно РГБ и НИУ ВШЭ. Именно они способствуют внедрению инноваций в библиотечную сферу и открывают коллегам возможность для обмена передовым опытом.
Научные исследования — основа деятельности созданного и развивающегося в РГБ Центра непрерывного образования РГБ. Мы заинтересованы в том, чтобы модернизация библиотечной сферы не была точечной и не завершилась с прекращением государственного финансирования. Я уверена, что необходимо системное и долгосрочное развитие библиотечной сферы в России. Именно исследования помогают нам лучше изучить потребности сотрудников библиотек, провести глубокий анализ сферы и определить потенциальные точки роста.
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО "Цифровая экономика" по направлению "Кадры для цифровой экономики" для "Научно -образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.
За спиной АНО "Цифровая экономика" есть 27 компаний – лидеров цифровой трансформации. Это работодатели, которые понимают, какого качества должен прийти к ним на работу специалист.
Однозначно, нужно налаживать диалог с бизнесом и образовательными организациями абсолютно в разных форматах - мероприятиях или информационных площадках.
Мы прошли стратегирование, с 13 октября 2021 года у нас новая стратегия. Председатель Совета – Дмитрий Николаевич Чернышенко, мы переходим в проектный формат. Поэтому, если уважаемым коллегам из университетов захочется запартнёриться с АНО “Цифровая экономика” и иметь выход на крупный бизнес, это можно сделать очень легко в рамках наших проектов.
Это и многое другое в интервью с Юлией Горячкиной для НОП:
За спиной АНО "Цифровая экономика" есть 27 компаний – лидеров цифровой трансформации. Это работодатели, которые понимают, какого качества должен прийти к ним на работу специалист.
Однозначно, нужно налаживать диалог с бизнесом и образовательными организациями абсолютно в разных форматах - мероприятиях или информационных площадках.
Мы прошли стратегирование, с 13 октября 2021 года у нас новая стратегия. Председатель Совета – Дмитрий Николаевич Чернышенко, мы переходим в проектный формат. Поэтому, если уважаемым коллегам из университетов захочется запартнёриться с АНО “Цифровая экономика” и иметь выход на крупный бизнес, это можно сделать очень легко в рамках наших проектов.
Это и многое другое в интервью с Юлией Горячкиной для НОП:
Telegraph
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО «Цифровая экономика»
Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ: Юля, добрый вечер. Очень здорово, что принимаете участие в этом очень полезном и таком практическом форуме. Приехало много ректоров, несмотря на то что повестка сегодня и в Москве, и в других…
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО "Цифровая экономика" по направлению "Кадры для цифровой экономики" для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.
К 2024 году около 600 тысяч специалистов для цифровой экономики государство сможет подготовить. Это контрольные цифры приема, это цифровые профессии и это как раз прекрасные цифровые кафедры, которые здорово вносят вклад в эту историю. Но это 600 тысяч. Соответственно, 400 тысяч человек делает бизнес.
Мы будем рады наладить взаимодействие с вузами, потому что компании- лидеры точно кое-что знают в части требований к кадрам для цифровой экономики и поэтому мы очень хотим чтобы эта экспертиза дошла до нужных рук.
Запись интервью:
К 2024 году около 600 тысяч специалистов для цифровой экономики государство сможет подготовить. Это контрольные цифры приема, это цифровые профессии и это как раз прекрасные цифровые кафедры, которые здорово вносят вклад в эту историю. Но это 600 тысяч. Соответственно, 400 тысяч человек делает бизнес.
Мы будем рады наладить взаимодействие с вузами, потому что компании- лидеры точно кое-что знают в части требований к кадрам для цифровой экономики и поэтому мы очень хотим чтобы эта экспертиза дошла до нужных рук.
Запись интервью:
YouTube
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО "Цифровая экономика"