НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Рождество с книгой

Сегодня, в Рождество, и до конца новогодних праздников библиотеки открыты для посетителей. Во всех российских регионах подготовлены уникальные лекции-путешествия, семинары-концерты, экскурсии по редким коллекциям документов. Например, в Российской государственной библиотеке (РГБ) это «История прокуратуры России в нормативных актах».

В канун нового года Институт образования при поддержке Лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ завершил программу, направленную на развитие и оценку профессиональных навыков и универсальных компетенций персонала так называемых модельных библиотек в стране.

Анастасия Дятловская, директор Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:

Модельные библиотеки, созданные в рамках национального проекта “Культура” — это не только хранилище книг, но и центр интеллектуального досуга, пространство для реализации идей и творческого потенциала людей. Процесс обновления происходит по всей России, не только в крупных городах, но и в маленьких сёлах. Очевидно, что меняться и развиваться необходимо и сотрудникам библиотек. Коллегам нужно приобретать новые компетенции, чтобы быть в тренде и знать новые цифровые форматы, особенно в связи с научно-техническим прогрессом и глобальной трансформацией библиотечной сферы.

Уникальность программы, созданной совместно с ВШЭ, в том, что акцент был сделан не только на профессиональные компетенции (для их разбора был создан инструментарий, в девяти блоках раскрывший трудовые функции сотрудников муниципальных библиотек для оценки уровня образования и выявления имеющегося профессионального опыта, а также дефицитов профессиональных навыков сотрудников), но и на когнитивные навыки и универсальные компетенции. К ним относится критическое мышление, самоорганизация, гибкость мышления, взаимодействие между людьми, умение креативно действовать. На мой взгляд, принципиально важно в условиях трансформации библиотечной сферы обладать способностью эффективно принимать решения в ситуациях новизны и неопределенности.

Виолетта Дьяченко, руководитель Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Департамента модельных библиотек РГБ для «Научно-образовательной политики»:

Сотрудники библиотек отмечали, что особенно важно и полезно было узнать результаты исследований, которые проводятся совместно РГБ и НИУ ВШЭ. Именно они способствуют внедрению инноваций в библиотечную сферу и открывают коллегам возможность для обмена передовым опытом.

Научные исследования — основа деятельности созданного и развивающегося в РГБ Центра непрерывного образования РГБ. Мы заинтересованы в том, чтобы модернизация библиотечной сферы не была точечной и не завершилась с прекращением государственного финансирования. Я уверена, что необходимо системное и долгосрочное развитие библиотечной сферы в России. Именно исследования помогают нам лучше изучить потребности сотрудников библиотек, провести глубокий анализ сферы и определить потенциальные точки роста.
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО "Цифровая экономика" по направлению "Кадры для цифровой экономики" для "Научно -образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

За спиной АНО "Цифровая экономика" есть 27 компаний – лидеров цифровой трансформации. Это работодатели, которые понимают, какого качества должен прийти к ним на работу специалист.

Однозначно, нужно налаживать диалог с бизнесом и образовательными организациями абсолютно в разных форматах - мероприятиях или информационных площадках.

Мы прошли стратегирование, с 13 октября 2021 года у нас новая стратегия. Председатель Совета – Дмитрий Николаевич Чернышенко, мы переходим в проектный формат. Поэтому, если уважаемым коллегам из университетов захочется запартнёриться с АНО “Цифровая экономика” и иметь выход на крупный бизнес, это можно сделать очень легко в рамках наших проектов.

Это и многое другое в интервью с Юлией Горячкиной для НОП:
Интервью с Юлией Горячкиной, заместителем гендиректора АНО "Цифровая экономика" по направлению "Кадры для цифровой экономики" для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

К 2024 году около 600 тысяч специалистов для цифровой экономики государство сможет подготовить. Это контрольные цифры приема, это цифровые профессии и это как раз прекрасные цифровые кафедры, которые здорово вносят вклад в эту историю. Но это 600 тысяч. Соответственно, 400 тысяч человек делает бизнес.

Мы будем рады наладить взаимодействие с вузами, потому что компании- лидеры точно кое-что знают в части требований к кадрам для цифровой экономики и поэтому мы очень хотим чтобы эта экспертиза дошла до нужных рук.

Запись интервью:
Антон Нижников, д.б.н., главный научный сотрудник лаборатории протеомики надорганизмннных систем ВНИИСХМ, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год о «сельскохозяйственном» суверенитете России для «Научно-образовательной политики»:

Для повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в НЦМУ «Агротехнологии будущего» разрабатывается ряд технологий, способствующих развитию высокопродуктивного земледелия с минимальными экологическими рисками, рационального применения средств биологической защиты растений, созданию функциональных продуктов питания с заданными свойствами и повышению эффективности переработки отходов сельского хозяйства.

Важным направлением работы является разработка технологий ускоренной селекции сортов хозяйственно-значимых растений с использованием специальных молекулярных маркеров и анализа сложных количественных признаков. Применение подобных технологий позволит получать более приспособленные к определенным условиям сорта и расширить географию их выращивания, в том числе за счет северных областей и Дальнего Востока.

В рамках работы НЦМУ прорабатываются основы повышения пищевой ценности семян растений за счет снижения содержания в них трудноперевариваемых белковых агрегатов – амилоидов, присутствие которых в семенах растений недавно было открыто коллективом российских исследователей.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22712
Кирилл Антонец, к.б.н., ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, доцент СПбГУ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2020 год о «сельскохозяйственном» суверенитете России для «Научно-образовательной политики»:

Другим важным аспектом развития рационального сельского хозяйства является развитие инновационных подходов, основанных на применении полезных бактерий, способствующих оптимизации роста и питания растений, подавлению вредителей и патогенов.

Применение биологических препаратов, содержащих такие полезные бактерии, способно обеспечить высокую урожайность при существенном уменьшении использования химических удобрений и пестицидов. Это важно в контексте снижения экологической нагрузки от сельского хозяйства на окружающую среду и производства качественных и безопасных продуктов питания, в том числе в рамках так называемого органического земледелия.

Разработка и внедрение  таких биологических препаратов позволит сократить имеющееся отставание от ряда развитых стран по применению биологических методов борьбы с вредителями и оптимизации питания растений в сельском хозяйстве, а также создаст возможность для перехода к рациональному сельскому хозяйству с минимальными экологическими рисками.


https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/22712
Интервью с Сергеем Мардановым, Директором по связям с университетами в VK для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

Чтобы учебный цифровой контент был интересен, это вопрос уже не к преподавателям лично, а к той инфраструктуре, которая есть в университете, которая позволяет сделать так, чтобы светило оставалось светилом, но вокруг него все было сделано, организованно так, что превращает его лекцию в уникальный контент, который смотрят тысячи и миллионы потом.

Сегодняшние лекции лучших преподавателей, или даже тизеры к лекциям, набирают миллионы просмотров и привлекают внимание не хуже, чем фильмы, чем клипы музыкальные. Есть короткие видео форматы, есть длинные видео форматы. И университеты должны в любом случае наращивать компетенции в создании видео формата, не только как онлайн лекции, но и шире.

Например, трансляций со всех активностей, которые проводятся как научные конференции, форумы.

Запись интервью
Интервью с Сергеем Мардановым, Директором по связям с университетами в VK для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

Мы обладаем 13 игровыми студиями, плюс ещё проинвестированны десятки игровых студий в России и за рубежом. Для VK понятная история с тем, что в игры сегодня играют всё больше и больше, смотрят их больше, и работы с ними больше, чем с индустрией кино или театром, вместе взятыми.

Это важно, что эта креативная часть влияет сегодня на то, как потребляется контент, как формируются новости.

Пока ещё эти тренды не стали такими в высшем образовании, пока не готовят гейм-дизайнеров массово, хотя такие специалисты уже сегодня требуются: художники, 2Д, 3Д, дизайнеры нужны в креативной индустрии, и вакансии нарастают. Уже сейчас это 3000 вакансий в месяц в России! Хотя ещё 5 лет назад этобыло в мире в таком объёме. И зарплаты нарастают у них, естественно.

Это и многое другое в интервью с Сергеем Мардановым для НОП
Коллеги из АНО "Национальные приоритеты" и VK провели опрос и выяснили, что самой узнаваемой мерой национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" стало содействие самозанятым.

В этой связи хотим отметить, что среди стаптап-проектов от самозанятых, которые поддержал Владимир Путин на форуме АСИ (все они получили поддержку в 2021 году), большинство кейсов было в сфере образования.

То есть молодёжь уже сегодня видит образование в числе приоритетов для технологического предпринимательства и своего бизнеса.

На этот тренд стоит самым внимательных образом обратить внимание как руководителям университетов, так и региональным кураторам молодёжи и сферы образования.

В том числе, в связи с текущим состоянием студенческого предпринимательства в большинстве вузов и запуском по линии Минобрнауки РФ платформы университетского технологического предпринииательства в рамках другого нацпроекта ‐ "Наука и университеты".

Было бы интересно через какое-то время увидеть продолжение опроса от команды Софии Малявиной именно в разрезе тематики образования: как в рамках НП "Малое и среднее предпринимательство" реализована поддержка проектов самозанятых в сфере образования? Есть ли корреляция мероприятий между схожими векторами двух нацпроектов (ведь цели, включая и национальные, у них общие)?

https://news.1rj.ru/str/dbelyakov/4465
Интервью с Ниной Яныкиной, ректором Университета 20.35 для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

Чего не хватает ректорам? Не хватает способностей ставить задачу. Это компетенция, которой не хватает на всех уровнях. И я сейчас говорю не только про систему образования. Мы много общаемся с нашими промышленными партнерами, с производственными предприятиями. Практически везде нехватка компетенций происходит на стыке предметной области и ИТ, профессионального направления и цифры. Значит, фокусировки на каком-то хард скилл, присущему конкретному университету, и искусственном интеллекте и работе с данными.

Это и многое другое в интервью с Ниной Яныкиной для НОП
Интервью с Ниной Яныкиной, ректором Университета 20.35 для "Научно-образовательной политики" @scienpolicy, в рамках работы медиацентра РСВ&НОП.

Мы не ожидаем, что ректоры все поголовно побегут писать нейросетки, и я этого не умею делать пока. Но я хочу научиться, потому что хочу понимать, как это работает. Для того, чтобы иметь возможность ставить задачу своим подчиненным, которые будут сами эти нейросетки писать, и значит – контролировать.

И мне кажется, что ровно в этом сейчас компетенция проседает. Мы очень много говорим про административные ресурсы, про управленческие решения, про системы управления, мотивации, но с точки зрения цифры, зачастую мы все-таки находимся на уровне квалифицированных пользователей. А я думаю, что очень важный следующий шаг — это все-таки пойти в сторону квалифицированных постановщиков задач, а для этого нужно уметь делать цифру руками.

Запись интервью
Публичная политика: научно-образовательные нюансы

Коллега НЕЗЫГАРЬ (@russica2) представил примечательный список персон высоких политических эшелонов. Все они действительно являются акторами научно-образовательной политики. Коллеги сосредоточились на некоторых спорных заявлениях. Мы поместим в фокус более системные аспекты.

Из 6 поименованных персон «просчеты» по научной политике отмечены лишь у двоих. Олег Смолин предложил больше денег выделять на науку, а Вячеслав Никонов выступил против наукометрии.

Разберемся детальнее. Критика ЕГЭ – это общее место в российской политике. Обострения традиционно случаются перед экзаменационной порой – где-то с февраля-марта. Единый госэкзамен не идеален – и уже предприняты практические усилия, чтобы он стал не «выпускным школьным», а «вступительным университетским». Это должно положить конец всем спекуляциям.

С другой стороны, а куда деваться тем из высокопоставленных персон, что работают на ниве публичной политики? В образовании много проблем, но объективны и успехи – школы строятся, новые технологии внедряются аккуратно, все большее внимание уделяется воспитанию. ЕГЭ остается одной из последних тем, с помощью которых можно вызвать реакцию аудитории и электората. Понятно, что и сам экзамен, и систему олимпиад можно и нужно улучшать – этим занимаются постоянно и в рабочем режиме.

Если говорить о науке – то сложно было ожидать иных слов от представителя КПРФ Олега Смолина. Это его стиль – громить, требовать, настаивать, провоцировать. Такая работа востребована – недаром он сохранил свои позиции в профильном комитете. На науку денег всегда мало, а брать их всегда негде. Это столь же традиционная мантра, что и критика ЕГЭ.

С наукометрией ситуация более комплексная – действительно был определенный перекос на первых этапах внедрения данных подходов. Однако, постепенно нащупан грамотный баланс между наукометрическими оценками и экспертизой. В частности, при непосредственном участии научного сообщества разработан Комплексный балл публикационной результативности. Методика, конечно, тоже не идеальная – но это важный шаг вперед. В новейших организационных форматах поддержки науки – НОЦ, научные центры, консорциумы «Приоритета-2030» фокус смещен на конкретные результаты, а не на количественные или рейтинговые показатели.

Артем Метелев @artemmetelev предложил повысить стипендию до МРОТ, но это не из тех предложений, за которые его можно критиковать. МРОТ различен в каждом регионе – и отсюда многие дисбалансы в оплате труда учителей, преподавателей вузов и ученых. И стипендии, конечно, в основном у студентов низкие. Все эти проблемы нужно пытаться как-то решить. Государство, выделяя бюджетные места и оплачивая их из бюджета должно быть уверено, что студенты будут учиться, а не работать вместо этого. Отсюда и вся проблема со стипендиями. Здесь стоит напомнить о том подходе, что установил президент Владимир Путин – помощь должна быть адресной, тем, кто больше всего в ней нуждается. И для части студентов стипендия размером в региональный МРОТ действительно станет важным фактором – и окончания образования, и, возможно, работы по специальности.

Совет Федерации – и конкретно комитет Лилии Гумеровой – сейчас выполняют важнейшую функцию: выступают в качестве дискуссионной площадки, где происходит согласование самых острых законопроектов и в целом – государственных инициатив. Профессиональное сообщество знает и ценит это, но процесс переговоров и обсуждений – это все же не тема для итогового отчета.

Выступление Александра Бастрыкина действительно наделало шума, но стоит копнуть чуть поглубже – и станет понятно, речь здесь не о геронтократии, а об элитологии.

Проколы и неадекватные заявления – это данность для любого политического процесса. И действительно у многих игроков научно-образовательной политики есть проблемы с презентацией государственных (не своих собственных) успехов и представлении линии госполитики. Работать над информационным измерением нужно, но в ряде случаев стоит обратить внимания: весьма часто эти «просчеты» глубоко просчитаны и срежиссированы.

https://news.1rj.ru/str/russica2/43510
Приборное обновление – новая волна

Перед самым Новым годом Минобрнауки подвело итоги очередной волны «приборных» грантов. Напомним, что направлены они должны быть на закупку новых экспериментальных установок или оборудования. Примечательно, что эти гранты и «Приоритет-2030» являются антагонистами – то есть базовые организации консорциумов (более сотни ведущих вузов страны) не могут претендовать на «приборное» мероприятие и наоборот. В общем и целом, пока что «приборная» тема – почти исключительно для научных институтов. Предполагается, что вузы смогут решить свои соответствующие проблемы в рамках консорциумных отношений и программ развития по «Приоритету-2030».

Председателем комиссии по отбору заявок является вице-президент РАН Юрий Балега, в составе органа – примерно 50 на 50 от Минобрнауки и научных организаций. То есть распределение грантов идет в тесной координации с Академией наук и самими научными институтами.

Всего гранты получили 205 организаций – практически все, кто претендовал на них. Размеры господдержки серьезно разнятся. Минимальный размер гранта – 4 млн руб., его получил Институт всеобщей истории РАН. Основной объем – 10 млн руб., далее ступенями: 33,95 млн руб.; 67,9 млн; 135,8 млн; 203,7 млн руб.

В топ-5: ФИАН, МГУ и Курчатовский институт (по 339,5 млн руб.), а также ФТИ им. Иоффе и ИПФ РАН (по 271,6 млн руб.).

Общий объем выделенных средств – 11,8 млрд руб.

Стоит подчеркнуть – «приборные» гранты сейчас распределяются на универсальной основе: в числе их получателей структуры не только Минобрнауки-РАН, но также РАО, Минздрава, ФМБА, Минсельхоза.

В отборе приняло участие несколько университетов: УГАТУ (трансформируемый сейчас вместе с БашГУ в Уфимский университет науки и технологии), МТУСИ, Алферовский университет (интегрируемый в Питерский политех), и конечно – МГУ и СПбГУ (которые не могли участвовать в «Приоритете-2030»).

Обновление приборной базы – важная задача для повышения научно-технологического потенциала страны. «Стоимость» одного рабочего места в сфере НИОКР тесно связана с потенциальной (а как показывает практика – и реальной) эффективностью и результативностью работы.

Стоит отметить два важных обстоятельства. Первое – параллельно с программой обновления приборной базы действуют инициативы по развитию отечественного научного приборостроения. В будущих волнах отбора все больше будет присутствовать идея импортозамещения – и здесь важно выдержать баланс между поддержкой российских производителей и потребностями научных организаций в лучшем оборудовании из доступного в мире.

Второе – это будущая программа по образцу «Приоритета-2030» для научных институтов. Ее уже анонсировал президент РАН Александр Сергеев. Основной вопрос – будет ли возможно сочетать участие в ней с получением «приборных» грантов.

Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=45616
Коллеги из Министерства просвещения России, министры образования субъектов РФ!

У вас родители, бабушки и дедушки в WhatsApp и Viber чатах испытывают отрицательные эмоции.

А вот мы с вами общаемся преимущественно в Telegram и эмоции всегда замечательные!

Сделайте правильный вывод, переведите родительские чаты в Telegram.

https://news.1rj.ru/str/WCIOMofficial/6360
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков назначен представителем РФ в наблюдательном совете АНО «Цифровая экономика».

Это логичное решение обусловлено целым набором факторов:
1. Форсированная цифровизация высшего образования и науки.
2. Превращение университетов в хабы и драйверы развития – в том числе, цифрового.
3. Наука, образование и цифра неразрывно связаны – набсовет возглавляет вице-президент Дмитрий Чернышенко.

У самой «Цифровой экономики» амбициозные цели в вузовском сегменте. О них «Научно-образовательной политике» рассказала замгендиректора АНО Юлия Горячкина:

1. 1 млн программистов в цифровой экономике. Емкость государственной машины ограничена. К 2024 г. около 600 тыс. специалистов для цифровой экономики государство сможет подготовить. Это КЦП, это цифровые профессии и это прекрасные цифровые кафедры. Соответственно, 400 тыс. «делает» бизнес.

2. Ликвидация цифровой безграмотности. 10% населения должны повышать эту грамотность. [Речь о цифровой (пере)подготовке кадров].
Уже 13 января на площадке РАНХиГС начнётся Гайдаровский форум «Россия и мир: приоритеты».

На сайте уже опубликована программа Гайдаровского форума 2022: Макроэкономическая политика после пандемии, будущее здравоохранения и тренды в образовании.

В фокусе программы Форума – приоритетные инициативы Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны.

На протяжении двух дней работы Форума ведущие российские и зарубежные эксперты примут участие в более чем 80 мероприятиях.

Большое внимание в этом году будет уделено темам здравоохранения и ESG.

Форум традиционно проводится при поддержке Правительства РФ.

НОП официальный информационный партнер и участник деловой программы.

Онлайн-трансляция мероприятий на официальном сайте Форума.
Ректор ТюмГУ Иван Романчук, специально для "Научно-образовательной политики":

Я неоднократно бывал в Казахстане, сопереживаю и надеюсь на скорейшую стабилизацию ситуации. Казахстан для нас не просто сопредельная территория с большой протяженностью общей границы.

Казахстанцы – это по-настоящему братский народ. Мы заключили договоры о сотрудничестве с лучшими вузами. К примеру, новая программа «Магистр права» открыта в Институте государства и права ТюмГУ совместно с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилёва, который входит в число сильнейших университетов мира. В настоящий момент только очно у нас обучаются 614 студентов из Республики Казахстан. Из них примерно 400 человек уехали на каникулы домой. Поскольку их возвращение осложненно нестабильной ситуацией и перебоями в работе транспорта, мы приняли решение с максимальным вниманием относиться к каждому случаю неприбытия на сессию, рассматривать вопросы по студентам их Казахстана в индивидуальном формате.

Еще раз подчеркну, что наши страны являются верными друзьями и надежными партнерами, в том числе в системе высшего образования
.