НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
🖊 Стартовали конкурсы для молодых ученых и педагогов в рамках Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности», приуроченной к 20-летию Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» 🖊

В рамках Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» отобранные на основе конкурса молодые ученые – педагоги, историки, психологи, культурологи, этнографы, политологи, филологи, социологи, журналисты и другие специалисты в сфере гуманитарных и социальных наук – в составе межрегиональной научно-исследовательской проектной группы отправятся к лучшим педагогам из всех регионов России, чтобы собрать их уникальные авторские практики, методики и технологии формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Педагоги-носители практик также будут отобраны на основе конкурса.

Конкурс по формированию межрегиональной научно-исследовательской проектной группы молодых ученых и специалистов и конкурс по выявлению лучшего педагогического опыта продлятся до 30 сентября 2022 года. Экспедиция по регионам России запланирована на 2023 год.

Приглашаем к участию в Экспедиции педагогов-практиков и молодых ученых со всей страны! Оставить свои заявки можно на сайте проекта: http://экспедициямоейстраны.рф

Партнерами-организаторами Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, президентская платформа «Россия – страна возможностей», ОАО «Российские железные дороги», Российское историческое общество, фонд «История Отечества», АНО «Научно-методический центр развития и сопровождения образовательных и социально-экономических программ и проектов «Моя страна» и Российский государственный гуманитарный университет. Маршруты Экспедиции пройдут при информационной поддержке «Научно-образовательной политики» @scienpolicy

Приглашаем к партнерству все заинтересованные организации и сообщества! По вопросам сотрудничества: orgkomitet@moyastrana.ru

Подробности: https://moyastrana.ru/novosti/11110/

#МинобрнаукиРоссии #РоссияСтранаВозможностей #РЖД #РИО #ИсторияОтечества #МояСтранаМояРоссия #РГГУ
РЖД: от Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности

В рамках Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» отобранные на основе конкурса молодые ученые – педагоги, историки, психологи, культурологи, этнографы, политологи, филологи, социологи, журналисты и другие специалисты в сфере гуманитарных и социальных наук – в составе межрегиональной научно-исследовательской проектной группы отправятся к лучшим педагогам из всех регионов России.

Одним из партнеров-организаторов Экспедиции выступит ОАО «Российские железные дороги».

Дмитрий Шаханов, Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» для «Научно– образовательной политики»:

«В 2022 году ОАО «РЖД» совместно с конкурсом «Моя страна – моя Россия» запустили совместную номинацию «Железнодорожный транспорт. Пути сообщения моей страны», участниками которой стали 1838 молодых людей с инициативами по совершенствованию и развитию железнодорожного транспорта. Компания не ограничивается конкурсным форматом – вместе мы реализуем мероприятия во всероссийских детских центрах и поддерживаем педагогическое сообщество, популяризируя в высшей степени достойный труд учителя. Всероссийская просветительская экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» станет основным совместным проектом в данном направлении. В течение всего 2023 года группа молодых исследователей будет собирать и тиражировать лучшие практики педагогов со всей страны.

И, конечно, большая часть путешествия пройдет в поездах. ОАО «Российские железные дороги» и конкурс «Моя страна – моя Россия» – ровесники, в следующем году мы будем отмечать своё 20-летие, которое, уверен, пройдет насыщенно и плодотворно!»

Маршруты Экспедиции пройдут при информационной поддержке «Научно-образовательной политики» @scienpolicy.

https://news.1rj.ru/str/moyastrana_ru/546
Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете (1/2)

Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ:

Мы сегодня будем говорить о том, что университеты против бизнеса или за бизнес в университете? Такая задача будет стоять сегодня перед нами.

Алексей Троцак, директор проектов центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ:

Смысл ДПО состоит в том, чтобы позволять человеку быстро и оперативно реагировать на изменения, которые происходят на рынке труда. Исторически, если мы копнем в глубь, что такое – сейчас в международной сфере ДПО как сущности нет. В терминологии ЕС есть повышение квалификации и образование на протяжение всей жизни.

В программах переподготовки кроется множество проблем, которыми оперирует и хорошо играют недобросовестные поставщики образовательных услуг. Мы знаем, что ДПО строится на квалификационных требованиях.

Андрей Латышев, проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета:

Мне кажется, что вузы должны сосредотачиваться не на ДПО, а на образовании, частью которого является ДПО. А ДПО с позиции бизнеса дает возможность за короткие сроки обеспечить операционное повышение эффективности бизнеса за счет внедрения новых квалификаций, которые необходимы для выполнения конкретных проектов.

Для меня как человека, который этим занимается в университете,
ДПО это разработка и продвижение программ, которые позволяют бизнесу и организациям повышать сотрудникам компетенции, необходимые бизнесу.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «НОП», председатель экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию:

Я этой тематикой занимаюсь 17 лет, порядка 200 университетов внедрили по нашей методологии, развили систему ДПО.

Буду критиком, хотя ДПО люблю очень сильно. Терминология ДПО порядком устарела, об этом надо чаще говорить на мероприятиях и публичных дискуссиях.

Если мы посмотрим на все ключевые тренды, которые существуют в последние годы, то увидим, что неформальное и информальное дополнительное образование развивается бурными темпами вместе с различными онлайн–платформами. Многие курсы лучше развиваются вне университетов или в коллаборациях с ними.

Ключевые тренды в том, что сила ДПО сегодня – это всё менее выпускные документы, которые дают право работать, а компетенции. Мы проводим фокус-группы, спрашивая у слушателей по всей стране, и люди считают, что самые короткие курсы могут дать какую-то компетенцию. Мы видим, что и магистерские курсы сейчас могут сократиться.

Антон Сажин, генеральный директор X10 Академии и образовательной платформы CoreApp, резидент Сколково:

Я считаю, что термин ДПО надо убрать, он устаревший. ДПО, по моему мнению, делится на 3 группы: необходимое ДПО, куда входят грамотности, а дальше разделение на осмысленное ДПО – это большой пласт работы, чтобы люли понимали, зачем им нужно учиться, и третий тип – неосмысленное образование, где рекламное сообщение не соответствует результату.

Валерий Овечкин, операционный директор платформы Megacampus:

Хотел бы подчеркнуть зачем люди применяют и потребляют ДПО: самореализация и развитие, адаптация к быстро меняющимся реалиям жизни, повышение стоимости своего часа – самое популярное направление в последнее время и освоение новых направлений и профессий.

Прослеживается тенденция к укорачиванию программ. Самые востребованные курсы перестают хвастаться объемом материала, а демонстрируют скорость и сжатость прохождения.

Антон Оцепов, директор Центра непрерывного образования Томского политехнического университета:

Очень важно, что мы перешли от обсуждения того, что ДПО полезно бизнесу к тому, что ДПО – полезно людям, потому что они наши клиенты, образование для них делается.

Помогать людям, которые потеряли уверенность в завтрашнем дне – это задача ДПО.

Подробнее
Дополнительное образование. Университеты против бизнеса или бизнес в университете (2/2)

Марина Шалашова, директор Института непрерывного образования МГПУ:

Мы авторы проекта «Серебряный университет», который был пионером. Мы запустили его в 2017 году. После того как 3 млн пенсионеров узнали об открытии «Серебряного университета», за 3 дня мы получили более 10 тыс. заявок. Все программы, которые ведутся в стенах «Серебряного университета» - это образовательные программы, которые ставили себе ценность получение образовательного результата.

В нашем сегменте осталась ценность общеразвивающих программ, это статус программ, которые мы называем ДО для взрослых. И человек приходит туда за актуальными знаниями. Но оказалось, что для старшего возраста актуально и ДПО.

Роман Мартемьянов, заместитель директора Центра развития ИТ-образования, МФТИ:

Мы понимаем ДПО как формальное образование, за которое даются корочки, а есть непрерывное образование – это более широкий объект. Когда мы говорим про корочки, к нам приходят из-за смены профессии, либо за дополнительными актуальными навыками.

Мы запускаем много проектов для непрерывного образования. Мы все им занимаемся, когда много времени тратим на узнавание чего-то нового.

Андрей Латышев, проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета:

Мне кажется, что ДПО в университете, которое охватывает все формы возможные получения человеком эмоционального, культурного, профессионального и духовного развития, ориентированного на все возраста, это и делает современный университет, который поставит такую задачу, современным университетом. Который позволит в свою орбиту захватить сотни тысяч и даже миллионы людей.

Любой университет имеет от 200 до 300 тысяч лояльных пользователей, которых он не использует.

Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ:

Сегодня появились люди, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, которые заработали на ДПО 7 млрд. рублей в год. Эти центры намного меньше вузов.

Алексей Троцак, директор проектов центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ:

В топ-100 АСИ «Сильные идеи» попали 2 идеи, которые могут быть применены в университетской среде, они связаны с ДПО: Убер для преподавателя-практика, университетские центры для ИТ-разработок. Идеи проработанные есть, они будут взяты в работу, не вижу никаких преград для реализации вузов.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «НОП», председатель экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию:

ДПО – это больше ремесло. Вопрос, должны ли в нем университеты быть победителями. Однозначно, университеты в нем должны участвовать, и побеждать. Но надо выбрать победную стратегию и следовать ей. Давно пора перестать рассуждать, что нам мешает законодательство. Нас вообще ничего не сдерживает.

ДПО давно стало философией и площадкой успеха на любом уровне.

Роман Мартемьянов, заместитель директора Центра развития ИТ-образования, МФТИ:

Мы небольшой вуз с тысячью для набора, большинство направлений у нас специфические. Мы только недавно, 3-4 года назад, начали развивать ДПО массово.

Антон Сажин, генеральный директор X10 Академии и образовательной платформы CoreApp, резидент Сколково:

Люди учатся у людей, а не у вузов. У наших преподавателей, у большей части отсутствует бренд. Им не хватает выстраиванию отношений между студентами и преподавателей. И часть университетов построили свой бренд в Советском Союзе, а сейчас почивают на лаврах.

Антон Оцепов, директор Центра непрерывного образования Томского политехнического университета:

Мы внедряем продуктовую логику и защитили этот подход, нам дали карт-бланш. Мы проверяем ряд гипотез, сейчас это гипотеза по внешнему продюсеру: 2 программы у нас полностью разработают за счет внешнего продюсера. Гипотеза проверяется по продюсеру внутреннему. И есть гипотеза по привлечению внешних преподавателей, мы взяли людей из бизнеса, они составляют программу «Кризисный управляющий». Нам дали зеленый свет.

Подробнее
Ценности Тавриды: фундамент и вечность

Системные подходы к молодежной политике, развитию креативных индустрий и продолжению идейного импортоопережающего прорыва к суверенитету проявились в обращении президента Владимира Путина к участникам фестиваля «Таврида.Арт».

Фундаментальные ценности единства:
1. любовь к Родине,
2. стремление к саморазвитию,
3. искреннее желание помогать людям.

Характеристики категории «вечности»: «Именно эти качества, качества национального характера делают наш народ непобедимым, а нашу тысячелетнюю культуру – великой».

Главной сквозной задачей (как всей истории России, так и сегодня) является единство: «Сегодня вы все рядом, готовы объединять усилия ради достижения общих целей, а значит, уверены: чтобы быть сильными, нужно быть вместе».

Нас не отменишь: «Все попытки отменить нашу культуру, отменить Россию тщетны».

История в обращении Владимира Путина предстает не только как пространство глобальной динамики деяний народов и культур, но и как рукотворный процесс: «Историю делают люди». Таким образом творцы истории — то есть активные общественно-политические акторы — становятся элементом цельной исторической политики.

Глава государства акцентировал внимание на межпоколенческий трансфер ценностей – молодежь должна воспринять лучшие фундаментальные ценности и транслировать их далее:

«Сегодня это в том числе вы – молодые, умеющие мечтать и творить, работать и побеждать, [бороться и искать, найти и не сдаваться – прим. НОП]. Вам продолжать традиции культуры, обеспечивать преемственность поколений».

Особое внимание – идее единства фронта СВО и тыла. Отдельный акцент – на самую сложную молодежную аудиторию:

«Знаю, что вы своими творческими достижениями, своими делами поддерживаете наших героев – солдат, офицеров, добровольцев и ополченцев на Донбассе. Спасибо вам за это».

Здесь вплотную вступает в игру волонтерство – помимо обсуждаемого, например, научного добровольчества, явно существует и творческое. Это та самая проактивная позиция по созданию креативных объектов и дискурсов, посвященных священной и народной СВО.

С другой стороны, Владимир Путин подчеркнул, что смелость и отвага – это общие характеристики Метанарода Русского, а не только воинов на передовой:

«Мы знаем, что любые сложности и испытания – это время новых возможностей, и часто говорим об этом. Это время смелых людей, это так и есть, а вы – именно такие».

По итогу этого краткого, но насыщенного обращения напрашивается вывод – креативные индустрии (напомним, наука – тоже процесс творческий) и в целом культурная сфера становятся самостоятельным фронтом для укрепления единства всего общества, а также особым общественным метапроектом формирования поддержки и СВО, и всей политики страны в целом, причем как внутренней, так и внешней.

Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69164
Базовые и опорные школы для «Приоритета»

В рамках участия в программе «Приоритет 2030» некоторые вузы запустили работу по созданию базовых и опорных школ. Базовая школа – территориальный центр подготовки учащихся для поступления и успешной учебы практически на любых факультетах и специальностях университета. Довузовская профильная ориентация направлена, в первую очередь, на развитие конкретных представлений о мире и специфике профессий, на формирование интереса к той или иной специальности, на расширение профориентационного пространства. Конкурс на присвоение статуса базовых и опорных школ проводился среди общеобразовательных организаций с мая по июль 2022 года.

В 2021 году Самарский государственный медицинский университет провел конкурс базовых и опорных школ. СамГМУ отобрал шесть опорных и двадцать две базовых школы, в которых организовали образовательные курсы.

В опорных школах оборудованы специальные медицинские классы для обучения по расширенной программе. Они оснащены оборудованием для отработки навыков оказания первой помощи, хирургическими тренажерами, тренажерами с применением 3D- и VR-технологий. Школьники получают уникальный доступ к инновационным технологиям, в которых силен университет: виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект. Учащиеся смогут заниматься в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ СамГМУ), где они будут отрабатывать практические навыки.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:

«Это уникальный проект, которому нет аналогов в России. В базовых и опорных школах по специальной программе готовят способных учеников, у которых к тому же уже есть мотивация стать врачами. По сути, учась в 10-11 классе, школьники будут первокурсниками СамГМУ. В этом году мы расширили географию проекта: если в 2021 году были выбраны только школы из Самарской области, то в 2022 - уже и из других регионов страны».
Якорь ПИШ — электрический тягач из Московского Политеха

Разработки Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха внедрят в серийное производство. В этом заинтересованы индустриальные партнёры вуза и компании, производящие автокомпоненты.

Ключевыми индустриальными партнерами магистерской программы ПИШ Московского Политеха «Автомобильная мехатроника» стали лидеры российского автомобилестроения - ПАО «КАМАЗ» и ФГУП «НАМИ».

Якорный проект программы - разработка магистрального грузового электрического тягача. Это сложная междисциплинарная техническая задача. Студенты под руководством учёных и инженеров-практиков разработают новые решения для комфортабельности, аэродинамики, энергоэффективности, производительности и безопасности автомобиля.

Еще одна задача ПИШ – это подготовка специалистов, способных по завершении обучения сразу приступить к работе в инжиниринговых центрах «КАМАЗа» и «НАМИ», не тратя время на ознакомительную стажировку на производстве. Чтобы достичь цели, магистранты будут работать над проектами по заказу партнёров в единой цифрой среде, выполняя все этапы разработки и постановки продукции на производство: от этапа технического предложения до изготовления опытного образца и проведения испытаний. Результатом проекта станет рабочая конструкторская документация для серийного производства изделия.

Андрей Келлер, научный руководитель Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха, для «Научно-образовательной политики»:

«Современный автомобиль — это микс из IT, электроники и механики. Каждый из этих компонентов должен опережать свое время, а вместе они должны работать как одна команда. Программа "Автомобильная мехатроника" позволяет сформировать такое системное видение и междисциплинарные компетенции, создав Т-специалистов с прочными базовыми знаниями и широким техническим кругозором и развивая, тем самым, российское электромобилестроение. В 2022 год набор на программу составляет 12 человек, и мы планируем трудоустройство выпускников поровну: по 6 человек в ПАО «КАМАЗ» и ФГУП «НАМИ».
Клуб ректоров: университеты на пути к академическому совершенству

Открытая визионерская дискуссия ректоров ведущих университетов России.

17 августа | 14:00–15:30 МСК

Президент объявил в России десятилетие науки и технологий как одно из главных направлений общественно-экономического развития страны. Университеты в роли ключевого драйвера находятся в самом центре развития всех сфер экономики. При этом, стратегия развития высшей школы подразумевает качественные преобразования университетов в горизонте «2030», как по линии академического лидерства, так и в части укрепления технологического потенциала.

Участники дискуссии
Иван Романчук, ректор ТюмГУ
Максим Румянцев, ректор СФУ
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского
Анатолий Николаев, ректор СВФУ

Модератор: Евгений Сжёнов
@szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно–образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Научно-образовательная политика — генеральный партнер «Школы академического совершенства».

👉 Подключиться к дискуссии
Татьяна Голикова, вице-премьер Правительства РФ, на Тавриде.АРТ
@tavrida_art о государственной поддержке креативных индустрий:

Грантовые конкурсы в основном. Ну скажем, как Фонд президентских инициатив или Фонд социально-культурных инициатив, которые сейчас работают, и которые поддерживают проекты вне зависимости от возраста автора. Главное, чтобы это был крутой проект, который отберёт авторитетное жюри.

Что касается государственных структур, наверное, вы знаете, что с этого года стартовал и развивается проект, как продолжение в некотором смысле «Тавриды», который называется «Придумано в России».

Он состоит из нескольких частей. Первая часть его — это создание школ креативных индустрий. К концу этого года будут созданы 32 школы в 26-ти регионах страны.

Далее, в структуре творческих вузов создаются мастерские прототипирования. Планируется открыть порядка 30-ти таких мастерских. Ну, естественно, этот проект рассчитан на более длительную перспективу. И в школах креативных индустрий, и в центрах прототипирования можно себя и попробовать и создать какой-то продукт, и все это объединяется широким словом «креативные индустрии».

В каждом регионе инклюзивные лаборатории для людей с ограниченными возможностями и культурная карта 360, которую мы должны запустить к концу этого года, где можно будет обмениваться различного рода информацией, коммуникациями.

Я повлияю на Минкультуры так, чтобы они дали возможность вам больше узнать об этом проекте. Кстати говоря, есть ещё там тоже одна составляющая, которая называется «Гений Места». В рамках проекта во всех регионах страны приводятся в порядок библиотеки. В маленьких городах это очень своеобразные, но достаточно крутые места. Там собираются люди совершенно разных возрастов, которые обмениваются своим творчеством, и не важно, кто это: писатели, художники или просто обычные жители. Вот эти обновлённые библиотеки собирают большие группы людей, которые объединены какой-то одной идеей. Там есть возможность видео-конференц связи. Там есть возможность обмениваться с другими субъектами Российской Федерации. Я была в нескольких, мне очень нравится, и это поддерживается нашим Президентом.

То есть, я хочу сказать, что это развивается! «Таврида» в принципе серьезно вдохнула жизнь в развитие креативных индустрий в России, но и другие проекты, я уверена, займут свои ниши и будут развиваться.

Спасибо!
Андрей Сулейков, руководитель аналитики и развития продукта "Больше чем путешествие" от @stranavozmojnostey, продюсер киберпутеводителя "Это моя земля", для "Научно-образовательной политики":

Кто был на Тавриде Арт, знает, что обширная территория фестиваля богата достопримечательностями и арт объектами. Около некоторых из них установлены таблички с QR кодами, ведущими на ресурс "Легенды Тавриды".

Коллекция легенд Тавриды пополнилась еще двумя замыслами, созданными участниками мастер-класса "Молодёжный туризм: турпродукт от идеи до реализации", которую вел я и Яна Боднева из команды программы "Больше, чем путешествие" АНО "Россия - страна возможностей".

Маршрут одной команды построен от Великого Новгорода до Тавриды по следам купца Афанасия, и воплотился в Корабль с алыми парусами. Второй начался в Норильске и сопровождал путь сварщика из Арктики, воплотившегося в скульптора на Тавриде, создавшего Китов.

Общее в этих историях - это пути героев, которые преодолели. А когда добрались до Тавриды, поняли, что теперь жизнь никогда не станет прежней. Именно такое чувство возникло и у участников мастерской и у тех, кто проходил маршрутами программы "Больше. чем путешествие". Каждый почувствовал себя автором легенды и героем своего сюжета.

Знаете, чем герой отличается от персонажа? Герой двигает сюжет!

Участники, кто добрался до Тавриды Арт, способны двигать не только сюжет, но и горы!
Дмитрий Гужеля @stranavozmojnostey, для @scienpolicy:

Прошло официальное открытие центра компетенций на Тавриде. Центр компетенций — один из ведущих проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», и в рамках программы на Тавриде пройдет целый ряд мастер-классов, лекций, тренингов по развитию и прокачке тех самых надпрофессиональных компетенций или софт скиллс. В числе участников программы лучшие, самые активные ребята, прошедшие в течение прошлого года оценку в ЦК по всей стране (50 чел.). Ребята делятся с остальными участниками Тавриды своими результатами, опытом использования центра компетенций и теми возможностями, которые он им предоставил. Многие из них в этом году уже устроились на работу по результат прохождения оценки развития последующих компетенций, многие ребята нашли себе возможность для развития и прокачки компетенций, а кто-то сейчас попал в число новых лидеров, которые, соответсвенно, принимают участие во всех активностях и являются активистами на уровне своих университетов.