НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Базовые и опорные школы для «Приоритета»

В рамках участия в программе «Приоритет 2030» некоторые вузы запустили работу по созданию базовых и опорных школ. Базовая школа – территориальный центр подготовки учащихся для поступления и успешной учебы практически на любых факультетах и специальностях университета. Довузовская профильная ориентация направлена, в первую очередь, на развитие конкретных представлений о мире и специфике профессий, на формирование интереса к той или иной специальности, на расширение профориентационного пространства. Конкурс на присвоение статуса базовых и опорных школ проводился среди общеобразовательных организаций с мая по июль 2022 года.

В 2021 году Самарский государственный медицинский университет провел конкурс базовых и опорных школ. СамГМУ отобрал шесть опорных и двадцать две базовых школы, в которых организовали образовательные курсы.

В опорных школах оборудованы специальные медицинские классы для обучения по расширенной программе. Они оснащены оборудованием для отработки навыков оказания первой помощи, хирургическими тренажерами, тренажерами с применением 3D- и VR-технологий. Школьники получают уникальный доступ к инновационным технологиям, в которых силен университет: виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект. Учащиеся смогут заниматься в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ СамГМУ), где они будут отрабатывать практические навыки.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:

«Это уникальный проект, которому нет аналогов в России. В базовых и опорных школах по специальной программе готовят способных учеников, у которых к тому же уже есть мотивация стать врачами. По сути, учась в 10-11 классе, школьники будут первокурсниками СамГМУ. В этом году мы расширили географию проекта: если в 2021 году были выбраны только школы из Самарской области, то в 2022 - уже и из других регионов страны».
Якорь ПИШ — электрический тягач из Московского Политеха

Разработки Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха внедрят в серийное производство. В этом заинтересованы индустриальные партнёры вуза и компании, производящие автокомпоненты.

Ключевыми индустриальными партнерами магистерской программы ПИШ Московского Политеха «Автомобильная мехатроника» стали лидеры российского автомобилестроения - ПАО «КАМАЗ» и ФГУП «НАМИ».

Якорный проект программы - разработка магистрального грузового электрического тягача. Это сложная междисциплинарная техническая задача. Студенты под руководством учёных и инженеров-практиков разработают новые решения для комфортабельности, аэродинамики, энергоэффективности, производительности и безопасности автомобиля.

Еще одна задача ПИШ – это подготовка специалистов, способных по завершении обучения сразу приступить к работе в инжиниринговых центрах «КАМАЗа» и «НАМИ», не тратя время на ознакомительную стажировку на производстве. Чтобы достичь цели, магистранты будут работать над проектами по заказу партнёров в единой цифрой среде, выполняя все этапы разработки и постановки продукции на производство: от этапа технического предложения до изготовления опытного образца и проведения испытаний. Результатом проекта станет рабочая конструкторская документация для серийного производства изделия.

Андрей Келлер, научный руководитель Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха, для «Научно-образовательной политики»:

«Современный автомобиль — это микс из IT, электроники и механики. Каждый из этих компонентов должен опережать свое время, а вместе они должны работать как одна команда. Программа "Автомобильная мехатроника" позволяет сформировать такое системное видение и междисциплинарные компетенции, создав Т-специалистов с прочными базовыми знаниями и широким техническим кругозором и развивая, тем самым, российское электромобилестроение. В 2022 год набор на программу составляет 12 человек, и мы планируем трудоустройство выпускников поровну: по 6 человек в ПАО «КАМАЗ» и ФГУП «НАМИ».
Клуб ректоров: университеты на пути к академическому совершенству

Открытая визионерская дискуссия ректоров ведущих университетов России.

17 августа | 14:00–15:30 МСК

Президент объявил в России десятилетие науки и технологий как одно из главных направлений общественно-экономического развития страны. Университеты в роли ключевого драйвера находятся в самом центре развития всех сфер экономики. При этом, стратегия развития высшей школы подразумевает качественные преобразования университетов в горизонте «2030», как по линии академического лидерства, так и в части укрепления технологического потенциала.

Участники дискуссии
Иван Романчук, ректор ТюмГУ
Максим Румянцев, ректор СФУ
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского
Анатолий Николаев, ректор СВФУ

Модератор: Евгений Сжёнов
@szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно–образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Научно-образовательная политика — генеральный партнер «Школы академического совершенства».

👉 Подключиться к дискуссии
Татьяна Голикова, вице-премьер Правительства РФ, на Тавриде.АРТ
@tavrida_art о государственной поддержке креативных индустрий:

Грантовые конкурсы в основном. Ну скажем, как Фонд президентских инициатив или Фонд социально-культурных инициатив, которые сейчас работают, и которые поддерживают проекты вне зависимости от возраста автора. Главное, чтобы это был крутой проект, который отберёт авторитетное жюри.

Что касается государственных структур, наверное, вы знаете, что с этого года стартовал и развивается проект, как продолжение в некотором смысле «Тавриды», который называется «Придумано в России».

Он состоит из нескольких частей. Первая часть его — это создание школ креативных индустрий. К концу этого года будут созданы 32 школы в 26-ти регионах страны.

Далее, в структуре творческих вузов создаются мастерские прототипирования. Планируется открыть порядка 30-ти таких мастерских. Ну, естественно, этот проект рассчитан на более длительную перспективу. И в школах креативных индустрий, и в центрах прототипирования можно себя и попробовать и создать какой-то продукт, и все это объединяется широким словом «креативные индустрии».

В каждом регионе инклюзивные лаборатории для людей с ограниченными возможностями и культурная карта 360, которую мы должны запустить к концу этого года, где можно будет обмениваться различного рода информацией, коммуникациями.

Я повлияю на Минкультуры так, чтобы они дали возможность вам больше узнать об этом проекте. Кстати говоря, есть ещё там тоже одна составляющая, которая называется «Гений Места». В рамках проекта во всех регионах страны приводятся в порядок библиотеки. В маленьких городах это очень своеобразные, но достаточно крутые места. Там собираются люди совершенно разных возрастов, которые обмениваются своим творчеством, и не важно, кто это: писатели, художники или просто обычные жители. Вот эти обновлённые библиотеки собирают большие группы людей, которые объединены какой-то одной идеей. Там есть возможность видео-конференц связи. Там есть возможность обмениваться с другими субъектами Российской Федерации. Я была в нескольких, мне очень нравится, и это поддерживается нашим Президентом.

То есть, я хочу сказать, что это развивается! «Таврида» в принципе серьезно вдохнула жизнь в развитие креативных индустрий в России, но и другие проекты, я уверена, займут свои ниши и будут развиваться.

Спасибо!
Андрей Сулейков, руководитель аналитики и развития продукта "Больше чем путешествие" от @stranavozmojnostey, продюсер киберпутеводителя "Это моя земля", для "Научно-образовательной политики":

Кто был на Тавриде Арт, знает, что обширная территория фестиваля богата достопримечательностями и арт объектами. Около некоторых из них установлены таблички с QR кодами, ведущими на ресурс "Легенды Тавриды".

Коллекция легенд Тавриды пополнилась еще двумя замыслами, созданными участниками мастер-класса "Молодёжный туризм: турпродукт от идеи до реализации", которую вел я и Яна Боднева из команды программы "Больше, чем путешествие" АНО "Россия - страна возможностей".

Маршрут одной команды построен от Великого Новгорода до Тавриды по следам купца Афанасия, и воплотился в Корабль с алыми парусами. Второй начался в Норильске и сопровождал путь сварщика из Арктики, воплотившегося в скульптора на Тавриде, создавшего Китов.

Общее в этих историях - это пути героев, которые преодолели. А когда добрались до Тавриды, поняли, что теперь жизнь никогда не станет прежней. Именно такое чувство возникло и у участников мастерской и у тех, кто проходил маршрутами программы "Больше. чем путешествие". Каждый почувствовал себя автором легенды и героем своего сюжета.

Знаете, чем герой отличается от персонажа? Герой двигает сюжет!

Участники, кто добрался до Тавриды Арт, способны двигать не только сюжет, но и горы!
Дмитрий Гужеля @stranavozmojnostey, для @scienpolicy:

Прошло официальное открытие центра компетенций на Тавриде. Центр компетенций — один из ведущих проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», и в рамках программы на Тавриде пройдет целый ряд мастер-классов, лекций, тренингов по развитию и прокачке тех самых надпрофессиональных компетенций или софт скиллс. В числе участников программы лучшие, самые активные ребята, прошедшие в течение прошлого года оценку в ЦК по всей стране (50 чел.). Ребята делятся с остальными участниками Тавриды своими результатами, опытом использования центра компетенций и теми возможностями, которые он им предоставил. Многие из них в этом году уже устроились на работу по результат прохождения оценки развития последующих компетенций, многие ребята нашли себе возможность для развития и прокачки компетенций, а кто-то сейчас попал в число новых лидеров, которые, соответсвенно, принимают участие во всех активностях и являются активистами на уровне своих университетов.
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Столкновение империй: Порядок vs Хаос

С начала Специальной военной операции в острую фазу вышел идейно-ценностный конфликт России и США. Мы имеем дело со столкновением двух имперских мировоззрений.

Америка – Империя постмодерна. Она строится на симуляции и различениях – отсюда такая страсть к выделению мириадов идентичностей – тех же гендеров и ориентаций – на фоне тотальной универсалистской войны за толерантность.

Для своей жизни эта Империя создает хаос – только на его фоне она еще и может казаться конструктивной. В действительности она глубоко симулятивна – ведет «войны, которых не было» на экранах компьютеров и телеэкранов, политические кампании – в соцсетях через цензуру, а развитие общества – через культуру отмены. Различия – это редиктор отмен, гетто и «крестовых походов». Чтобы переварить этот первородный грех хаоса Империя выплескивает его на фронтир. В случае американцев – это весь мир. Об этом рассуждал я ранее относительно идей Владислава Суркова о Порядке и Хаосе.

Глобальные элиты тоталитарной либеральной империи воспроизводящие неколониализм – концепты диксурса Владимира Путина:

«…западные глобалистские элиты, провоцируя хаос, разжигая застарелые и новые конфликты, реализуя политику так называемого сдерживания, а по сути – подрыва любых альтернативных, суверенных путей развития. Тем самым они … пытаются удержать страны и народы в тисках неоколониального по своему характеру порядка. Их гегемония означает стагнацию для всего мира, для всей цивилизации, мракобесие и отмену культуры, неолиберальный тоталитаризм».

Это и есть враг Цивилизации – как калейдоскопа фундаментально родственных, но самодостаточных идентичностей.

Имперская Америка сознательно разрушает все возможные форматы Порядка, сложившегося после Второй Мировой войны – отсюда необоснованное расширение НАТО, подминание под себя ОБСЕ, переход к формату AUKUS в АТР.

США способны лишь симулировать альтерПорядки, но в отсутствии референтного образца в реальности, это всего лишь симулякры (антиПорядки) – НАТО своим расширением лишь снижает безопасность для ряда стран. Обсуждается, что в краткосрочном и локализованном конфликте «старая Европа» вряд ли захочет применять 5-ую статью. Раскол старой и новой Европы – что в ЕС, что в НАТО – это тоже продукт имперской Америки, которой важно преумножение хаоса для успешного его преодоления.

Россия также представляет собой Империю – но эпохи Метамодерна – ей присущ и мессианизм, и универсализм. Для нашей страны нормальна ситуация «Большой Игры» и договоренностей «Империй» (великих держав) относительно судеб территорий и процессов. Конец XIX века во многих смыслах является образцом. Ровно таким же образом как пентархия постоянных членов Совбеза с правом вето является рефреном концерта европейских держав после наполеоновских войн.

Для России важно равенство – в правах, возможностях, свободах выстраивания любых отношений. В концепции либеральной демократии – акцент на Fraternité. Для США – это абсолют либеральной Liberté. Битва идет за Égalité.

Америка – как нация Капитолийского холма и Сената – считает себя вершиной эволюции как просвещенного Рима, так и богоизбранного колена Израилева. Отсюда ветхозаветная нетерпимость к любой другой силе, претендующей на универсализм как таковой.

Россия через «Москва – Третий Рим» заимствовала свой мессианизм, но глубоко ощущала родственное равноправие («большая европейская семья монархов»). Уникальность и равенство – девиз России. Различия и толерантность – вторит Америка. Россия признает возможность альтерПорядков, Америка же способна лишь создавать бесконечные антиПорядки – по аналогии как демонизировали Слободана Милошевича и Саддама Хусейна. Из Украины сотворили «антиРоссию», судьба которой – быть перемолотой движениями Империй.

Россия выступает как Империя Порядка (апеллируя к универсальным фундаментальным ценностям, но признавая возможность альтерПорядков), США – в качестве Империи Хаоса (продуцента антиПорядков).
Система управления в научно-образовательных организациях. Задачи и вызовы трансформации (1/2)

Есть разные точки зрения, что такое университет. Есть такая точка зрения, что университет должен давать образование, вырастить воспитанного человека, а не давать профессию, она уже сама «приложится». Точки зрения людей из бизнеса и общественности не совпадают. А что такое университет в современных условиях, что он должен делать, чтобы называться университетом?

Олег Гринько, лидер рабочей группы «Энерджинет» НТИ, генеральный директор ООО «Т-система»:

«Первое — модель выгод. В основе у университета лежит модель выгод. Модель, потому что есть как минимум четыре универсальных роли: заказчик, учитель, ученик и регулятор. Я пытаюсь на университет смотреть с этих четырех точек, и этот базовый процесс «учу-учусь» производит продукты.

Первый продукт – это образование, но мы настолько деградировали в этом понятии, что, когда я поднимаю тривиум, квадривиум и понимаю, какой в базе был образованный человек 2-3 тысячи лет назад, даже чуть больше.
Вот этот тривиум, квадривиум, который с одной стороны опирался на философию, где философия указывала на границы познаваемого, а с другой стороны на человека, где технологии указывали на границы непознаваемого. Человек мог говорить о механике, владеть искусствами и вживую добираться до тех самых элементарных частиц, называя их просто другими словами.

Второе — я отнесусь к высказыванию, что исследования – это каскадированная конвертация, когда мы с вами из уровня «теория-гипотеза" получаем продукт, пригодный для метазнания, и направляем его на следующий этап передела вплоть до рынка, экономики – то есть для конечного применения, и когда вы разрабатываете, управляете вакуумом в плазме, но при этом вы разрабатываете концептуальное устройство, то есть минимального размера, этой цепочки конвертации в современных российских университетах нет от слова совсем».

Подробнее: https://vk.com/video-29346_456239484
Система управления в научно-образовательных организациях. Задачи и вызовы трансформации (2/2)

Иван Романчук, ректор ТюмГУ:

«Главная задача в том, что мы социальный банк. Мы держим молодой бурлящий организм в закрытом пространстве, чтобы он хотя бы чем-то занимался, если говорить также про ZOOM. Трансформации какой-то не произошло. Наоборот — самое главное своё качество, за счет которого живут университеты – это социальное общение.

Но если говорить о генеральной цели, то у университета – это не подстраиваться под изменяющийся мир, а, если говорить по-настоящему об интеллектуальной корпорации, она должна предложить, как должен меняться мир, иначе другие институции, как корпоративные университеты или другие, этим займутся, потому что вопрос диплома решается, особенно в самых инновационных отраслях — IT, цифровизация. Там нужны компетенции, и если университет перестроится и не сделает эффективным то, что он будет предлагать, в том числе какие-то недостающие компоненты, которые нужны, то мы умрем, поэтому университет должен быть тем местом, где будет трансформироваться общество.

Очень нивелировано понятие образование. Мы под ним понимаем, что надо различать подготовку, воспитание, образование, обучение. Университет должен сделать другой шаг — что-то большее: предпринимательский, инновационный шаг. Я имею в виду то, что туда люди постоянно будут обращаться. Он должен задавать тон развития общества и предлагать какие-то инновационные решения. Ведь очень быстро и серьёзно меняется мир».

Анатолий Николаев, ректор СВФУ:

«В настоящее время ректоры — это люди, которые решают задачи с множеством неизвестных и при этом правильный ответ постоянно меняется. Найти конечный ответ в этом достаточно сложно. Мы должны предугадывать, куда нужно развиваться. А куда мы должны развиваться, к чему готовиться сейчас?

В последние несколько месяцев уже много говорят о создании национальной системы образования. Что это, к чему мы придем, что мы изменим — произойдут изменения. Да, хотя говорят о капитальных изменениях, но полностью убрать то, что мы сейчас имеем, не получится. Да, совсем новая система. И я думаю, что необходимо создание команд, кадрового состава, которые будут способны сделать этот переход. Для меня как руководителя это максимальный вызов, который радует. Для университета, который работает в двух больших макрорегионах, такие, как дальний Восток и Арктика, это ставит перед собой задачу решения социально-экономических задач и общего развития в макрорегионах.

Для университетов нужно создание команды единомышленников, готовых к изменениям, которые умеют быстро принимать правильные решения, могут на себя брать ответственность за принимаемые решения и имеют твёрдую волю для достижения результата, если это будет у команды ректора, то можно ответить на любые вызовы».

Алексей Барабашев, профессор НИУ ВШЭ, заслуженный профессор МГУ:

«Трансформации вузов можно рассматривать как сшивание страны. Именно образовательные процессы в очень долгой перспективе ведут к появлению единого национального, интеллектуального и социального пространства».
Ирина Шрайбер, один из главных идеологов Школы академического совершенства @openutmn и постоянный участник форумных мероприятий
«Научно–образовательной политики» создала личный Telegram- канал.

Ирина кандидат физ.-мат. наук, ученый с международным признанием (CERN, Fermilab), лектор, ментор, с 2019 по 2022 руководитель «Школы научного лидерства» и соорганизатор ЦРК Западно-Сибирского НОЦ, руководитель Energy SIG IPMA.

Советуем читателям НОП:

https://news.1rj.ru/str/irinashreyber/232
Forwarded from Skolkovo Leaks
Мантуров искренне интересуется проектами НТИ на форуме Армия (это там вчера собачку с гранатомётом выгуливали). На фото директор фонда НТИ Медведев рассказывает о последних разработках.

Фонд «Сколково» мог бы тоже такое показать, санкции-то уже ввели, но мы пока продолжаем надеется и верить в светлое будущее на фоне двойных интервью. Теперь непонятно где именно такое могут показать - «Открытые инновации» осенью под вопросом.

@skolkovoleaks
#выборыРАН – Буря и натиск

Академик и кандидат в президенты РАН Роберт Нигматулин представил свою предвыборную программу. Сделано это было спустя пару дней после публикации на новом сайте Академии основных тезисов, с которыми он идет на выборы.

Основная фишка Роберта Нигматулина – личная энергетика. Оборотная сторона медали – нужна трибуна и атмосфера. В тихих кабинетах и на рабочих заседаниях ему будет скучно и неуютно, на публике же – иногда откровенно заносит.

В своем выступлении он сформулировал образ идеального президента РАН:
1. Крупный ученый.
2. Владеет проблемами страны.
3. Обладает системным видением процессов.
4. Способен доходчиво докладывать научную компоненту властям.
5. Готов доносить свою (академическую) линию.
6. Найдет и сохранит контакт с президентом России.

Основная идея Роберта Нигматулина: интегрировать президента в каждое заседание Правительства, а Президиум РАН – в рабочие процессы органов госвласти. В частности – выделить вице-президентам фронты работы по аналогии с вице-премьерскими, а далее – включать эмиссаров Академии в заседания и совещания ФОИВов, РОИВов, госкорпораций. Еще один вектор – постоянно напоминать о себе с помощью дайджестов и журналов.

Примечательно, что для самой РАН кандидат предлагает создать попечительский совет – желательно во главе с президентом РФ, но можно и с премьером.

В области полномочий Академии предложения не менее радикальные. РАН должна вернуть себе права:
1. Назначения директоров научных институтов.
2. Утверждения госзаданий и распределения базового финансирования.
3. Оценки институтов и их работы.

Возрождать отраслевую науку предлагается директиво: все госкорпорации (видимо, и министерства) должны завести собственные отраслевые институты, «даже не зная, что они будут там делать».

Роберт Нигматулин весьма серьезно «прошелся» по нынешнему составу руководства Академии.

Александр Сергеев, получивший высокую оценку как ученый, все же оказался «не руководителем» в том числе и потому что не смог «добиться доверия и авторитета у главы государства».

Здесь в жертву красоте слога приносятся факты – встреч двух президентов (РАН и РФ) было достаточно, доверие к Академии у главы государства есть, что подтверждено расширением функционала. Причина критики проста – Александр Сергеев не стал транслировать наверх выкладки Роберта Нигматулина по экономическим вопросам.

Неудовольствие кандидата вызывает и работа Президиума: «Сейчас я не знаю, чем у нас занимаются вице-президенты. Они сидят в президиуме, даже редко выступают даже на нашем президиуме. Но, во всяком случае, они не участвуют ни в какой общественной, государственной деятельности нашей академии».

С другой стороны, досталось и Минобрнауки: там де заседают одни «юристы» (слово скоро станет бранным в некоторых академических дискурсах).

Роберт Нигматулин предлагает достаточно радикальные изменения внутриакадемической структуры. В частности, постепенно сократить набор членов-корреспондентов (чтобы увеличить долю академиков и снизить общее количество членов), более активно интегрировать профессоров и внешних экспертов к работе отделений, расширить полномочия академиков-секретарей. Из популизма – повысить стипендии членам РАН.

Преимущества свои кандидат расписывал долго. Опыт, конечно, уникальный. Но вот формулировка «я все-таки прожил 13 лет [там], где президентом республики был восточный деспот» несколько неаккуратна. Высоких трибун и прямого общения с первыми лицами государства у президента РАН бывает не много, зато в избытке – взаимодействия с элитами и лавирования между центрами силы.

В «заносах» вдохновения Роберт Нигматулин нащупал кое-что важное. Писать статьи о том, как обустроить экономику страны и говорить «в перпендикуляр» главе государства – это задачи деятеля и мыслителя государственного масштаба. Make РАН great again – с таким лозунгом идет Роберт Нигматулин на выборы. Только вот нужнее ли государству великая Академия, чем эффективная – вопрос открытый.

Подробнее.