НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи

28-29 сентября 2022 года Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова организует в Нижнем Новгороде II Международную научно-практическую конференцию «Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи».

Конференция направлена на комплексный, многоступенчатый анализ состояния системы антитеррористической защищенности образовательных учреждений и выработку единого подхода к вопросам организации безопасности.

Жанна Никонова, ректор НГЛУ сообщила, что идея проведения конференции пришла руководству вуза в прошлом году после трагических событий в Казани в мае 2021-го, когда в школе были расстреляны девять человек.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:

«Именно тогда мы решили заострить вопросы антитеррористической безопасности образовательных учреждений, собрать сотрудников школ, вузов и силовых структур на своей площадке, чтобы понять, как защищать детей и педагогов во время террористической угрозы, как сделать таким образом, чтобы жертв не было вообще, больше никогда. Лишь общими целенаправленными усилиями мы сможем противостоять ужасу терроризма и войны, предотвратить насилие и страдания. Никакая цель не может быть оправдана гибелью ни в чем не повинных людей, тем более - гибелью детей и молодых людей.

НГЛУ с 2004 года проводит самую активную работу по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде, и эта работа охватывает не только российских, но и иностранных студентов нашего университета и всех преподавателей. Научно-практическое осмысление основ безопасности детей и молодежи в современном мире становится ядром исследовательской повестки университета.

Актуальность этой тематики послужила тому, что «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды» стал одним из проектов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова как федеральной инновационной площадки. Хочу отметить, что коллеги из российских и зарубежных вузов, присоединившиеся к нам в прошлом году, не только обменялись ценными теоретическими знаниями, но и прошли практические занятия по выявлению и обезвреживанию террористической угрозы, по защите детей и самообороне».

Участие в мероприятиях деловой программы осуществляется по предварительной регистрации. Заявки принимаются на почту ckb@lunn.ru.
А научно–образовательной корпорации и ректор не нужен, нет никакой возрастной проблемы, а значит и конфликта элит нет. Ведь возглавлять Корпорацию могут разного рода советы директоров и дирекции. А какой уж там возраст начальников, кого волнует.

Всё ведь так, ИТМО?

https://www.fontanka.ru/2022/08/30/71612549/
Регионрейтинг: наука и технологии

Состоялось очередное заседание Комиссии по научно-технологическому развитию. Основной темой стала подготовка к первому национальному рейтингу научно-технологического развития регионов.

Председатель КНТР вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил:

«Основной целью является совершенствование системы управления исследованиями и разработками, повышение инвестиционной привлекательности научной отрасли на региональном уровне. Это должно способствовать не только ускоренному и сбалансированному развитию субъектов, но и достижению технологического суверенитета страны, о котором неоднократно говорил Президент.

Рейтинг – инструмент поддержки субъектов, их стимулирования с учётом традиций и особенностей различных территорий.

Оценка будет производиться по различным показателям – например, по объёму средств, выделяемых на создание инновационных продуктов, вовлечённости бизнеса в этот процесс, количеству отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики, и многое другое.

Несмотря на изначально разный базовый уровень субъектов, важным фактором будет активность глав субъектов и их команд в решении вопросов научно-технологического развития вверенных территорий.

Методика рейтинга должна быть подготовлена к середине октября, а сам рейтинг представлен до конца года. Далее он должен составляться ежегодно».

Методику разрабатывает Минобрнауки совместно с комиссией «Наука» Госсовета, Минэкономразвития, Росстатом, Роспатентом и другими коллегами.

Предварительно оцениваться регионы будут по 54 показателям, разделённым на 7 блоков:
1. Человеческие ресурсы,
2. Финансирование исследований и разработок,
3. Материально-техническая база науки,
4. Инструменты научно-технической и инновационной политики,
5. Востребованность результатов научных исследований в экономике субъекта,
6. Результативность научно-технологической деятельности» и «Инновационная активность.

Факторами также будет являться утвержденная стратегия регионального НТР, наличие НОЦ, ИНТЦ, кампусов мирового уровня – и их интеграция в механизмы развития, участие в реализации Десятилетия науки и технологий и иные показатели.

Лучшие регионы будут определяться на основании суммирования мест субъекта по каждому из показателей всех семи блоков, также будет определён уровень потенциала и результативности каждого из регионов – высокий, средний или низкий.

Рейтинг, как подчеркнул Дмитрий Чернышенко, должен стать инструментом стимулирования регионов, а не применения к ним штрафных санкций, а также платформой для отбора и тиражирования лучших региональных практик научно-технологического развития. Основных проблем перед создателями рейтинга и его методологии две:
1. Исходно и временами кардинально разные стартовые позиции регионов – частично это может быть решено акцентом на относительные показатели, а не абсолютные.
2. «Эффект Матфея», который будет стимулировать выделять основные меры поддержки уже успешным регионам с консервацией нескольких эшелонов.

Всего этого авторы методологии и администраторы научной политики обещают избежать.

Напомним, что с идеями создания рейтинга научно-технологического развития регионов на выборы президента РАН идет Александр Сергеев. В принципе в работе Академии именно этот вектор стал одним из ключевых – вместе с возрождением совета по региональной политики РАН, а также (вос)созданием регионального Санкт-Петербургского отделения Академии.

Подробнее: http://government.ru/news/46379/
Солнечный город ценностей

Ребята из Донецкой и Луганской народных республик продолжают знакомиться с культурой и историей России на площадках российских вузов. Астраханский государственный университет принял школьников из Краснодона и Алчевска. Они приехали в Астрахань в рамках пилотного федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены», который реализуется при поддержке министерства просвещения и министерства науки и высшего образования России.

Для участников смен проводятся обзорные экскурсии с посещением объектов культурно-исторического наследия, музеев, театров, интерактивные образовательные занятия по истории и культуре России, спортивные мероприятия.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:

«Нашему университету, в числе прочих ведущих университетов России, выпала честь принимать у себя детей из Луганской Народной Республики. Педагогами АГУ для них разработана специальная образовательная программа «Солнечный город», цель которой – приобщение несовершеннолетних граждан ЛНР к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Мы делаем акцент на знакомство школьников с культурой и традициями многонационального Астраханского региона. Они уже побывали в этнопространстве «Соседи», где увидели русские и татарские обрядовые игры, попробовали калмыцкие и казахские блюда. А на церемонии открытия смены, на площадке на набережной Волги для ребят была организована тематическая концертная программа и флешмоб «Хоровод дружбы» – школьники разучили и все вместе исполнили элементы русского, азербайджанского и татарского народных танцев.

Ещё одна изюминка нашей профильной смены – казачий элемент. 1 сентября ребятам предстоит экскурсия в Казачий кадетский корпус имени атамана И. А. Бирюкова, где они примут участие в торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Астрахань и ЛНР роднит то, что это традиционно казачьи регионы, и АГУ примет участие в подготовке педагогов для открывающихся в республике казачьих корпусов».
Друзья, хочу поделиться с вами новостями моего Фонда поддержки молодых ученых имени Геннадия Комиссарова.

Завтра мы запускаем конкурс «Молодые ученые 2.0».

Приглашаю студентов и аспирантов со всей страны принять участие. По итогам конкурса будет оказана поддержка 90 талантливым ребятам – оплачены материалы и оборудование для исследований, а также будут выплачиваться ежемесячные стипендии.

Подробная информация доступна на нашем сайте.

Буду признателен вам, если поделитесь этой информацией – пусть больше молодых исследователей смогут принять участие в новой программе поддержки.

Также приглашаю ученых принять участие в работе экспертного совета и помочь отобрать самых достойных победителей.

Желаю удачи!
Электроника суверенитета

Развитие микроэлектронной промышленности выделено как фундаментально-стержневое для реализации всех остальных планов форсированного экономико-технологического прогресса.

Микроэлектроника (hard) является одним из трех ключевых – наравне с soft и skills – элементов цифрового прорыва. Как отрасль она находится под пристальным вниманием персонально премьер-министра Михаила Мишустина.

Лишнее подтверждение получено на «Технологической сессии по электронике»:

«Сейчас крайне важно предпринять все необходимые усилия для укрепления нашего технологического суверенитета.

Важнейшим направлением здесь является электроника. Об этом много говорят, в том числе в средствах массовой информации. Это означает, что сейчас нужно активнее развивать собственное профильное электронное машиностроение, производство технологического, вспомогательного оборудования, компонентов, в том числе через стимулирование спроса на микроэлектронную продукцию».


Премьер особенно отметил сопряжение мероприятий в области развития микроэлектроники с Десятилетием науки и технологий. Сигнал послан тонкий – именно глобальные программы (как атомная РТТН или формируемая по микроэлектронике) и должны занимать в глобальном измерении следующие стадии инновационного цикла после того, как отработает расширенная госпрограмма НТР.

«Пересборка» доктрины развития микроэлектроники уже стартовала:

«В первом полугодии провели стратегическую сессию, определили перспективный облик электронной промышленности, обозначили совершенно конкретные цели и задачи их достижения. Отрасль будет получать беспрецедентное финансирование, причём оно длинное – на восемь лет мы сделали планы».

Для полных инновационных циклов и оперативного трансфера разработок в производство нужно формировать интегрированные центры, отвечающие сразу за несколько аспектов микроэлектронного развития:

«Во многих секторах у наших научных центров уже есть соответствующие заделы. Их важно расширить, помочь с подготовкой кадров, совместно с промышленными партнёрами создать 50 новых лабораторий и 25 учебных дизайн-центров».

В перспективе это дает возможность комбинированно развивать микроэлектронную промышленность. В ряде случаев – это будет «модель ОПК» с жестко контролируемым инновационным циклом, но чаще – консорциумный формат, в который включены участники по hard, soft, skills, а также внедрению и другим аспектам. Здесь же находится огромное пространство для развития технологического предпринимательства и формирования множественных «мостов» через «долину смерти». Отдельный вектор намечен и в экосистеме НТИ.

Вся комплексная стратегия развития микроэлектроники – независимо от итогового формата в виде нацпроекта, комплексной программы, ФНТП, КНТП – должна будет иметь единый центр координации, который будет отвечать и за научную стадию, и за технологическую, и за их стыковку.

Именно в этом качестве Михаил Мишустин представил Геннадия Красникова – главу НИИЭМ, Микрона, кандидата в президенты РАН. Академик отреагировал кратко и системно, подчеркнув те области, где уже есть серьезные наработки (новые виды памяти и материалов), а также зоны роста: особо чистые материалы.

Сам формат, представленный на этом совещании по микроэлектронике является сигналом в нескольких измерениях:
1. Власть в лице Правительства начинает все более тесно взаимодействовать с наукой, но та должна представлять план действий и результат, а не размышления и жалобы.
2. Михаил Мишустин и Геннадий Красников разыграли своеобразную миниатюру о том, как в идеале должен выступать президент РАН на встречах правительственного уровня.
Можем лишь отметить,что это не последняя встреча «предвыборного» характера и для иных кандидатов на пост президента РАН. И, конечно, самое интересное нас ждёт впереди.

3. Микроэлектроника – в силу своей значимости для технологического суверенитета – будет обособляться. Здесь вероятнее «госкорпоративный» вектор развития, при этом возникает особое значение «головной научной организации», на место которой вполне может претендовать Курчатовский институт.

Подробнее: http://government.ru/news/46384/
Битвы за историю: День исторических знаний

Первого сентября начинается новый учебный год. Внешнеполитический контекст определяет особое значение воспитательной и патриотической работе – причем как в школах и колледжах, так и в вузах.

История становится ключевым предметом, в рамках которого будет проводиться воспитание, а также общественно-политическая социализация школьников и студентов.

Именно к новому 2022/23 учебному году заработала новая система выработки и реализации единой исторической политики. Она включает в себя несколько коллегиальных органов, среди которых стоит выделить два: Межведомственную комиссию по историческому просвещению, а также Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки.

Особенно примечательны те трансформации, что претерпевает история как школьный предмет и вузовская дисциплина. На школьном уровне существует Историко-культурный стандарт, которому должны соответствовать все учебники. Однако, уже проходит парадигмальная трансформация – отход от европоцентричности в преподавании всеобщей истории. Подготовлена Концепция, которая от лица Российского исторического общества отправлена в Минпросвещения.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян в недавнем интервью отметил:

«Следует усилить внимание особенно к тем периодам и событиям, которые пытаются пересмотреть и просто исказить многие общественные деятели, журналисты или представители науки в странах Запада. Например, в последнее время мы сталкиваемся с попытками отменить или обесценить наше культурное наследие. В этой связи следует изменить преподавание в школах истории, в частности, тех тем, которые касаются роли русской культуры. Я специально посмотрел все учебники, которые сейчас действуют. Как правило, проблемы развития культуры в России – это просто перечень имен. Я думаю, школьникам нужно обстоятельно и исчерпывающе рассказать, какое огромное значение сыграли отечественные культура, искусство и наука в мировом развитии».

Отдельный и весьма сложный сюжет – как сформировать у школьников (особенно старшеклассников) разумное видение проходящих сейчас в мире событий. С одной стороны, явно будет необходимо внести соответствующий раздел в сами учебники. Об этом упомянул Андрей Турчак:

«Мы выпустим правильный учебник истории, в котором будут новые главы, посвящённые специальной военной операции и подвигам наших ребят».

Вокруг учебников продолжаются споры. Безусловно все они должны соответствовать Историко-культурному стандарту, содержать достаточные сведения для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Логика политизации и патриотизации преподавания истории подталкивает к тому, чтобы и линейка была единой – четко выверенной и одобренной всеми участниками «битв за историю». С другой стороны, добиться единых формулировок не удастся, неизбежны споры и конфликты. Требуется вариативность, хотя и не слишком значительная. И здесь существует нюанс: сколько именно?

Александр Чубарьян отмечает, что при введении Историко-культурного стандарта планировалось, что линеек будет минимум три. Эта цифра на тот момент в целом и должна была предотвратить «противостояние издательств». В настоящее же время на рынке школьных учебников наблюдается монополизация, хотя и крупнейшие игроки не заинтересованы в единой линейке, потому как следом за ее формирование вполне может наступить государственное регулирование цен.

Помимо учебников и намного более оперативно помогать школьникам ориентироваться в мировых процессах должна позволить серия «Разговоров о важном» — дискуссионные занятия, введенные по предложению президента.

Серьезная трансформация ожидает историческое образование и на университетском уровне – сформировано предложение увеличить объем (особенно – аудиторной) нагрузки на обязательный к изучению на всех неисторических направлениях модуль «История России». Как раз он должен в максимальной степени стыковаться с Историко-культурным стандартом школьного уровня, чтобы обеспечивать должную преемственность.

Подробнее: https://rg.ru/2022/08/22/bolshe-chem-urok.html
Сбер представил образовательную онлайн-платформу Edutoria

Это маркетплейс, где представлены образовательные курсы по 10+ направлениям: от IT и бизнес-образования до дизайна и творчества. Edutoria предоставляет компаниям и экспертам бесплатный сервис по созданию и размещению курсов, который позволяет монетизировать свои знания и найти новых учеников.

Маркетплейс работает и с вузами. С МИСиС запущена совместная программа «Науки о данных», с МАИ в ближайшее время будет запущена программа дополнительного профессионального образования по цифровизации.

На платформе авторы получают доступ к конструктору курсов, позволяющему размещать образовательный контент для разных форматов обучения. В личном кабинете поставщики контента могут увидеть аналитику покупок своих курсов.

«Edutoria позволяет оперативно отвечать на запросы наших клиентов и поставщиков, предлагать новые возможности для развития, самые выгодные условия для обучения и сотрудничества. Уверена, что партнёрство лидеров сферы образования в едином онлайн-пространстве поможет обеспечить людям по всей стране лучшие образовательные решения», - говорит Наталья Журавлёва, директор Центра индустрии образования Сбербанка.

Сайт новой платформы: https://edutoria.ru/
Call to popularization (1/2)

В НИТУ «МИСиС» по инициативе Института развития интернета @irirussia и АНО «Национальные приоритеты» прошел воркшоп «Состояние современной науки и научных достижений» для создателей аудиовизуального контента.

Диалог 2 цивилизаций

Мероприятие стало знаковым в том плане, что впервые «за один стол переговоров» сели представители 2 неперекликающихся направлений, которым сегодня в рамках реализации госполитики надо искать точки соприкосновения. Если копнуть глубже, чтобы понять мотивацию проявленной инициативы, то верхнеуровнево можно увидеть интересные пересечения.

ИРИ возник как площадка взаимодействия государства, цифровой индустрии и общества для межотраслевого диалога. Немалую роль здесь играет и сама личность Алексея Гореславского как идеолога развития интернет-индустрии в России, который долгое время является одним из лидеров выстраивания диалога, как в прямом, так и в переносном смысле — уже длительное время он активно работает над развитием Рунета на различных позициях, включая кураторство интернет-отрасли в должности заместителя главы управления общественных проектов Администрации Президента до 2020 года. Следующим этапом стала АНО «Диалог», организация, заявленная как межведомственный центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом.

Если АНО «Диалог» и ИРИ — это зона влияния Администрации Президента, то АНО «Национальные приоритеты» напрямую завязаны с учредителем организации — Правительством РФ, как впрочем и ее руководитель София Малявина, которая эффективно проявила себя в различных правительственных должностях.

При этом «вторую цивилизацию» представили идеологи стартовавшего в России Десятилетия науки и технологий в лице сообщества молодых ученых с их гласными и негласными лидерами, включая Дениса Секиринского, заместителя начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике, и Никиту Марченкова, председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт».

Также в мероприятии приняли участие представители более 100 продакшнов, креативных агентств и блогеры.

Такой тандем вполне закономерно выстроился из спроса на контент в рамках реализации задачи по повышению доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан РФ в соответствии с Планом Десятилетия науки и технологий и предложения в виде обилия инструментов и участников медиапространства.

Акценты расставлены

Магистрально запросы научного сообщества сформулировал Денис Секиринский:
1. «Нам нельзя терять людей» [цит. Д.Секиринского] — на фоне не очень благоприятной демографической обстановки в стране сокращается доля исследователей в возрасте до 29 лет. Выбор будущей профессии сегодня ведется в условиях демографической ямы. Цель — сделать так, чтобы выбор приходился на науку.
2. Сильны в идеях и в их реализации — отразить ту сторону, которая позволила бы соединять ученых и тех, кто умеет успешно коммерциализировать результаты научного труда. И отразить это так, чтобы каждый смог «примерить» на себя эти результаты.
3. Фокусировка при выборе профессии — работа с аудиторией мам и бабушек, которые в большинстве своем оказывают решающее влияние на выбор будущей профессии ребенка, руководствуясь при выборе образом жизни, который сулит сделанный выбор.

Точечно — представители медиасферы смогли пообщаться с учеными, которые не просто рассказали о себе, но и дали свою экспертную оценку, какому контенту «да», а какому — «нет». Один из гипотетически интересных форматов как задел «на подумать» выделил Никита Марченков: «Можно ли построить юмор о науке в правильном смысле?»

В рамках мероприятия научное сообщество показало представителям медиасферы «другую» науку — зрители смогли увидеть и оценить Science Slam как нестандартный подход к популяризации. Идея этого формата вполне органично и ожидаемо была презентована именно в НИТУ «МИСиС».
Call to popularization (2/2)

Научные поединки пришли в Россию в 2012 году и впоследствии были подхвачены университетом и одним из идеологов их развития в вузах сегодня — Андреем Ворониным, директором Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСИС» и Точки кипения – Коммуна, членом Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, а по совместительству и модератором прошедшего воркшопа.

Главный акцент ИРИ от Алексея Гореславского: «Сделать науку модным явлением». Что удачно коррелирует с вполне «модным» и привлекательным форматом Science Slam.

АНО «Национальные приоритеты» уже в 2021 году в рамках Года науки и технологий ухватило приоритеты в области профильного контента, выступив оператором тематического года. «Мы перевернули отношение к научному контенту в рамках Года науки и технологий и начали формировать новый образ ученого. Наша задача — формировать новый образ ученого», — отмечает София Малявина. Причем здесь стоит добавить, что веса команде АНО «Национальные приоритеты» в части понимания и задач, и того, как и с кем выстраивать диалог в области популяризации науки добавляет присутствие Глеба Федорова, генерального продюсера АНО «Национальные приоритеты», который успел поработать с научной изнанкой в Министерстве науки и высшего образования и тонко чувствует актуальные запросы.

Хозяйка места встречи, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова также выделила актуальные, по ее мнению, задачи: «Для нас крайне важно объединять усилия, чтобы создавать возможности для настоящих и будущих студентов. Десятилетие — важный для нас проект, чтобы погрузить студентов в тему научного поиска».

Стереотипы и менталитет

«Сегодня российская наука на 45% состоит из лиц в возрасте до 39 лет, сегодня российская наука одна из самых молодых в мире. Однако стереотип об ученых сохраняется», — констатировал прискорбный факт Денис Секиринский.

Вероятно задача стоит куда масштабнее и шире, нежели создание контента с одной стороны, и популяризация науки с другой. Речь идет о создании контекста и фона, способного переменить ментальные установки населения. Как раз тут «не в бровь, а в глаз» вопрос, озвученный исполнительным директором ИРИ Еленой Лапиной от лица коллективного центра принятия решений — мам и бабушек потенциальных абитуриентов — как делать привлекательной науку для них. Стоит сказать, что этот вопрос чуть ли не ключевой в области вовлечения, поскольку именно мамы и бабушки воочию были свидетелями «нищей» и неблагодарной науки 1990-х. В сформировавшемся постсоветском менталитете негативное восприятие науки подпитывалось соответствующим образом ученых в художественных произведениях как отражение действительности и яркой черты целой эпохи, «выброшенных» за пределы интересов государства людей.

В этом смысле отчасти это еще и проблема психологического характера — понимание особенностей восприятия и поведения на разных возрастных этапах как ключ к решению в работе со стереотипами и выборе на базе этого наиболее подходящего контента.

Отдельно стоит обратить особое внимание креативным индустриям и искать ответы у людей творческих, многие идеи которых на первый взгляд могут показаться абсурдом, хотя в действительности могут стать зоной роста и выхода на новый уровень.

Вывод

Как справедливо отметил руководитель научной группы центра НТИ по квантовым коммуникациям НИТУ «МИСиС», победитель первого рейтинга Forbes Russia в рейтинге «30 до 30» в номинации «Наука» Алексей Федоров, разному контенту должно быть место в палитре медиапроектов. В то же время было заявлено, что к концу сентября План Десятилетия должен быть наполнен конкретными проектами, что обусловливает потребность в интенсификации аналогичных встреч для наполнения конкретикой имеющихся задач. По информации НОП, участники отметили пользу мероприятия, поэтому практика подобного рода встреч будет продолжена с целью побудить медиасообщество к популяризации науки.