НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Сегодня в 17:30 приму участие в работе заседания Экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодежной политике.
Комитет Артёма Метелева @artemmetelev сегодня несёт большую нагрузку, очень активно участвуя в поддержке студентов, неправомерно мобилизованных.

На заседании обсудим итоги деятельности ЭС, планы на осеннюю сессию 2022 и международный опыт работы с молодежью (кейс Вышки). Ключевой темой станет работа общественных организаций, бизнеса и общество в целом по поддержке семей мобилизованных.
Ещё одной важной темой повестки будет обсуждение социологических исследований в молодёжной среде: итоги работы представит "Центр 14/35". Я также планирую рассказать о работе, которую мы с коллегами по "Научно– образовательной политике" @scienpolicy провели в части иследований запросов университетской молодёжи.
Полярная звезда Монголии

19 сентября в посольстве Монголии в РФ прошла торжественная церемония вручения ордена «Алтан гадас» («Полярная звезда») ректору Национального исследовательского университета «МЭИ», доктору наук, профессору Николаю Рогалеву.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», рассказал «Научно-образовательной политике» о сотрудничестве университета с Монголией:

С 1959 года НИУ «МЭИ» окончили почти 300 выпускников из Монголии. На сегодняшний день в НИУ «МЭИ» граждане Монголии обучаются по следующим направлениям подготовки: «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Теплоэнергетика и теплотехника».

Также сейчас у нас работают сотрудники Научно-исследовательского центра по атомной энергетике. Помимо них, в НИУ «МЭИ» работают еще несколько граждан Монголии.

Выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в органах государственной власти Монголии, занимают посты Министров, директоров ТЭЦ, возглавляют крупные компании. Многие выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в энергетике, промышленности, в современных IT компаниях, университетах Монголии.

В настоящее время НИУ «МЭИ» активно сотрудничает с университетами Монголии. Наиболее тесные связи у нас с Монгольским государственным университетом науки и технологий и Улаанбаатарским университетом.

С 2018 года я являюсь сопредседателем правления Российско-Монгольского консорциума технических университетов с российской стороны. В рамках консорциума обеспечивается работа сетевых совместных образовательных программ Монгольского государственного университета науки и технологии с российскими университетами. В 2018 году у нас в университете был открыт Российско-монгольский центр цифровых технологий в энергетике. За последние 5 лет совместно с Энергетическим институтом Монгольского государственного университета науки и технологии развернута программа подготовки на базе НИУ «МЭИ» магистров и аспирантов.

В 2019 году уже на базе Совместной Монголо-Российской средней школы в Улан-Баторе в рамках федерального проекта «Экспорт образования» НИУ «МЭИ» был создан ресурсный центр российского образования. В процессе работы ресурсного центра наши преподаватели проводят занятия по физике для учеников 9—11(12) классов.

Сотрудники и преподаватели НИУ «МЭИ» принимают активное участие в сотрудничестве с различными организациями Монголии в области энергетики, науки и образования. Например, НИУ «МЭИ» поддерживает тесное взаимодействие с монголо-российским предприятием «Горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», Институтом экономики энергетики Монголии, Ассоциацией магистров и инженеров монгольской энергетики.

За последние несколько лет 5 сотрудников НИУ «МЭИ» удостоены звания «Передовой работник энергетики Монголии» и почетного звания «Передовой работник образования Монголии». А в декабре 2016 года Президент Монголии Цахиа Элбэгдорж подписал указ о награждении НИУ «МЭИ» орденом Полярной звезды Монголии за большой вклад в развитие и подготовку кадров энергетического сектора.

НИУ «МЭИ» планирует и дальше расширять сотрудничество с вузами-партнерами и развивать двустороннее сетевое взаимодействие в рамках работы Российско-монгольского консорциума технических университетов и Монгольского центра цифровых технологий в энергетике, тем самым внося вклад в развитие российско-монгольского академического и научного сотрудничества и подготовку кадров для энергетики Монголии.
Forwarded from Ирина Гордина
К ИОТ-платформе Modeus подключились САФУ, Южный федеральный университет и Новосибирский государственный университет. Общее число пользователей Modeus выросло на четверть.
 
С 1 сентября 2022 года к обучению по индивидуальным образовательным траекториям приступили более 6000 студентов САФУ, ЮФУ и НГУ. Таким образом, На сегодняшний день ИОТ-платформа Modeus обеспечивает уникальную цифровую среду для 32819 пользователей в шести крупных российских университетах: в ТюмГУ, УрФУ и ТИУ работа идёт уже несколько лет. Напомним, что внедрение ИОТ стартует не с полного перевода вуза, а с «тестовой» части: это могут быть отдельные Институты, магистратура или бакалавриат, или же, как в случае с НГУ - аспирантура. На сегодняшний день все 100% студентов обучаются по индивидуальным траекториям только в ТюмГУ, пионере индивидуализации в госвузах России и первом вузе, внедрившем Modeus с 2017 года.

Руководитель портфеля проектов CUSTIS Ольга Вовк специально для НОП:

«В первые недели учебного года у наших университетов-партнёров идет очень ответственная фаза работы на платформе. Это, прежде всего, проведение массовой выборной кампании. И мы очень довольны тем, что процесс проходит комфортно и бесперебойно в том числе у новых вузов». Старт работы в Modeus не всегда привязывается к началу учебного года. Но в любом случае работа в системе начинается задолго до «часа икс», когда в неё заходят студенты и преподаватели:
«Необходимо настроить интеграции, занести описание дисциплин, построить образовательное пространство, запланировать нагрузку преподавателей, составить расписание и при необходимости организовать выбор. Процесс внедрения Modeus вместе с консультированием администраторов и ППС занимает от трех до девяти месяцев. Все это время команда CUSTIS находится в постоянной коммуникации с сотрудниками вуза, чтобы помогать университету и разъяснять новые для него процессы. После внедрения мы переходим в режим сопровождения пользователей», – отметила Ольга Вовк.
«Подключение к ИТ-платформе Modeus не всегда предполагает полномасштабный переход на ИОТ. Modeus может поддерживать любой диапазон индивидуализации обучения. Все начинается с экспресс-обследования нашими специалистами общей готовности вуза к ИОТ. Здесь формируется решение уровня «да-нет-отложить на время». На следующем этапе взаимодействия, после уверенного «да» с обеих сторон, мы запускаем консалтинговый предпроект, который позволит определить цель трансформации, разработать концепцию ИОТ, необходимую в интересах конкретного университета, спроектировать ключевые организационные и процессные изменения и составить дорожную карту проекта изменений».

Генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка специально для НОП:

«С начала года к нам обратилось более 20 вузов по вопросу перехода на ИОТ и внедрения платформы Modeus. Ответом на запросы стало появление в составе группы компаний CUSTIS отдельной консалтинговой и образовательной структуры для работы с вузами - ИОТ-университета. За восемь месяцев мы провели 15 экспресс-обследований «внутренней» процессной и ИТ-готовности перехода на ИОТ. С двумя университетами уже завершили консалтинговые предпроекты внедрения. Это Новосибирский технический и Астраханский госуниверситеты. В работе несколько предпроектов с крупными вузами, например, с Московским политехом и Сеченовским университетом».
Короткий путь к технологическому партнеру лежит через акселератор

Из-за действия западных санкций Правительство РФ в этом году объявило о введении различных льгот для российских предпринимателей. Цифровизация экономики, электронные торговые площадки, возможности электронных коммуникаций, снижающих издержки бизнеса, позволяют оптимизировать часть работы. Важным направлением работы становятся акселераторы российских вузов, которые направлены не просто на развитие необходимых навыков, но и помогают найти технологического партнера для проектов, созданных в акселерационных программах.

Образовательная программа «Акселератор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения» предлагает концепцию «от идеи до создания собственного бизнеса». В рамках его работы участники сформируют предпринимательские навыки и компетенции, а главным результатом станут университетские технологические проекты и их развитие с помощью инвесторов. Теоретические материалы образовательной программы «Акселератора ГУАП» предоставлены для самостоятельного ознакомления, а большее внимание уделено именно практической части в очном формате.

Стартовый этап акселератора предложил участникам «Ярмарку проектов», в ходе которой компании-партнеры представили участникам свои технологические задачи. Для тех, кто проходит образовательную программу акселератора, – это шанс найти интересный проект, команду и создать уникальный продукт при поддержке крупной корпорации.

В «Точке кипения – Санкт-Петербург. ГУАП» компании-партнеры (ОАО «РЖД», ПАО «Газпром нефть», АО «Силовые машины», ООО «АСК Лаборатория», ООО «Вольтс Бэтэри», ПАО «МТС») представили 21 проект. Еще 50 проектов студентов и преподавателей ГУАП будет выложено на витрину проектов акселератора. До 26 сентября участники могут выбрать тот проект, который они будут развивать.

Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения»:

В акселераторе мы собираемся гармонично соединить вместе теоретические знания, которые вы получаете на лекциях, технологии, умение решать практические задачи и, наконец, навыки предпринимательства. Вы попробуете себя в качестве инноватора и технологического предпринимателя, получите ценные навыки личностного роста. Вы узнаете, как из идеи рождается проект, как собирается сильная команда, какие задачи нужно решать, чтобы ваша идея превратилась в успешный бизнес.
Большие данные на службе комплексной безопасности

В Санкт-Петербурге прошел ежегодный форум «Открытые данные – 2022», объединяющий команды ведущих российских университетов для решения социально значимых задач.

В ходе работы форума ректоры российских вузов, IT-команды университетов, ученые, представители государственных органов, эксперты и руководители ведущих EdTech- и IT-компаний обсудили современные подходы к применению технологий прикладного анализа данных в целях решения задач медицины, образования и общества.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, рассказал на форуме об использовании больших данных для разработки системы социетальной (комплексной) безопасности Каспийского макрорегиона:

Основная цель работы по стратпроекту «Разработка системы социетальной (комплексной) безопасности Каспийского макрорегиона (Большого Каспия)» программы «Приоритет 2030» – создание центра стратегического анализа и математического прогнозирования возможных проблемных ситуаций, рисков и угроз военной, государственной, культурной, политической, социальной, экологической, экономической и безопасности.

В сотрудничестве с Университетской ассоциацией исследователей больших данных Томского государственного университета под руководством профессора Михаила Мягкова команда учёных-гуманитариев нашего вуза освоила совершенно новые для себя компетенции по обработке биг дата и получила существенную помощь в виде доступа к ряду программ для работы с БД и методологией работы с тестовыми данными.

Применить новые навыки ученые АГУ смогли при исследовании такого важного фактора, как общественное мнение – прежде всего, региональных акторов. Анализ больших массивов текстовых данных, которые дают нам популярные социальные сети, мессенджеры, блоги, веб-сайты, СМИ, в динамике способен показать степень изменения отношения людей к той или иной проблеме, оценить влияние социума на конкретные группы людей, влияние на трансформацию их идентичности и отношения к тем или иным социальным процессам.

С начала 2022 года, с январских событий в Казахстане в рамках проекта ведется мониторинг общественного мнения, касающийся введения контингента ОДКБ в Казахстан, отношения к России, политики памяти относительно совместной истории стран постсоветского Прикаспия, выявления характера влияния внутренних и внешних факторов, формирующих отношение соседей по Каспию к России, перспектив формирования общей каспийской идентичности и т.д.

Командой проекта была предложена методология реализация проекта в части разработки отдельных цифровых модулей, выбраны группы наиболее релевантных для изучения СМИ и социальных сетей по странам Прикаспия, проработаны запросы для выгрузки данных из различных систем, таких как «Крибрум», Brand Analytics, разработаны программы для сбора дополнительных данных с сайтов СМИ, телеграм- каналов, из групп социальной сети «ВКонтакте».

Далее исследователями были созданы проекты контент-анализа данных с помощью системы PolyAnalyst с целью определения мнений населения на основе данных групп во «ВКонтакте» и интернет-СМИ. Разработана нейросетевая модель выделения основной темы (суммаризации) текста на основе технологии Transformers для дальнейшего её использования в задачах классификации данных.

Кроме того, осуществлено изучение существующих моделей переводчика текста на основе технологии Transformers и подбор обучающих корпусов на языках Прикаспийского региона, что позволит увеличить охват использования текстовых данных на языках стран Прикаспия для дальнейшего получения более полной картины происходящих процессов. Стоит отметить, что данные шаги реализуются с использованием вычислительной мощности ИИ-сервера, приобретенного в рамках программы «Приоритет 2030».
Уже завтра начинается массовая мобилизация студентов негосударственных вузов.

Только в Университете "Синергия" не менее 50 студентов-очников вместо лекций прямо с утра, с вещами отправляются в пункт сбора. С собой предписано иметь повестку, паспорт, военный билет и мобилизационное предписание, рекомендуется взять туалетные принадлежности и продукты питания на одни сутки.

Наши источники в вузе сообщают, что сотрудники военкоматов полностью удовлетворены данной ситуацией, и даже проявляют инициативу–сами звонят в "Синергию" и ссылаются на Указ Президента. По которому студенты частных вузов не имеют право на отсрочку от мобилизации.

Всё еще не имеют...
История в одной картине

Выступая в Великом Новгороде, президент России выстроил одну линию общероссийских ценностей суверенитет, культуру и традиции: «За свое Отечество, за свою Родину, которая у нас одна, за нашу свободу, независимость и суверенитет, за нашу культуру и традиции мы будем бороться, будем их отстаивать и защищать во имя наших предков и наших потомков, ради России, ее великой истории и великого будущего». Общаясь 1 сентября со школьниками, победителями «Большой перемены», Владимир Путин отметил, что история и ее изучение необходимы для того, чтобы понять кто мы такие, чтобы двигаться дальше.

Ведущие российсские вузы включают в свою просветительскую миссию изучение истории. Например, в севастопольском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова создан проект «История в одной картине». Это мультимедийная платформа, содержащая образовательный контент, посвященный определенным российским историческим деятелям. Изучение исторического материала происходит через использование техники цифровой визуализации, а также, благодаря тщательной подборке сопроводительного видеоматериала. Основой выступают оцифрованные художественные полотна авторства известных отечественных художников. Благодаря анимации, зрителю предоставляется возможность детально рассмотреть объекты и персонажи, расположенные на картине и получить содержательную информацию о каждом из них, а также об эпохе в которой они жили.

На сегодняшний день проект «История в одной картине» воплощен на примере двух картин:

— Интерактивный образовательный проект «История в одной картине», посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского и созданный на основе картины Владимира Александровича Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».

Проект стал победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Александр Невский — защитник земли Русской» в Москве и был включен в ресурс Всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов РФ». Также проект был представлен на XXIX Международных образовательных чтениях в Главном зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве и стал победителем IX конкурса мультимедийных ресурсов «Юность России» в Русском музее в Санкт-Петербурге.

— Интерактивное прочтение церковно-исторической картины «Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром Великим в Санкт-Петербург», написанной современным российским художником Филиппом Москвитиным.

Проект был презентован на Х парламентских встречах «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» в рамках ХХХ Международных образовательных чтений на площадке Законодательного Собрания Севастополяи на XXX Международных образовательных чтениях в Главном зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве.

Иван Лобанов, ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:

«Обязательным условием для успешного функционирования современных образовательных технологий становится их мультифункциональность.

Таким качеством обладает проект, разработанный Севастопольским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова «История в одной картине», благодаря которому изучение исторического материала происходит через использование техники цифровой визуализации, а также, благодаря тщательной подборке сопроводительного видеоматериала. Проект способен реализовать несколько целей: нравственно-эстетическое воспитание подрастающего гражданина и патриота и изучение исторических событий в русле исторической правды, что безусловно является крайне актуальным вопросом».
#ИнформируемВместе

В соответствии со статьей 10 Закона Об образовании в РФ (п.5.) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно Статьи 12 названного Закона программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), наравне с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры являются основными профессиональными образовательными программами.
Таким образом, лицо, осваивающее основную профессиональную программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (аспирант), является лицом, осваивающим программу соответствующего уровня впервые.

Вместе с тем, указ Президента РФ от 24 сентября 2022 г. № 664 содержит указание на предоставление отсрочки от призыва по мобилизации только в отношении студентов.

Термины "студент" и "аспирант" приведены в статье 33 Закона.

Так, студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, а аспирантами - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Вместе с тем, по духу Указа Президента видится, что возможным в данном случае являлся бы термин "обучающиеся", как обобщающий все категории лиц, осваивающих образовательную программу и определенный п. 15 статьи 2 Закона.

В редакцию НОП продолжает поступать масса обращений от студентов негосударственных вузов и аспирантов с вопросом, почему в первом случае они оказались "недостудентами", а во втором–имеется явная правовая коллизия между статусом аспиранта, закреплённым в федеральном законодательстве, и упомянутом Указе Президента.

В данном случае можем только давать осторожный прогноз: как и всё научно–образовательное сообщество, мы ждём уточнения/разъяснения тезисов Указа.

По информации НОП, необходимые согласования на уровне Минобрнауки России и курирующего науку и высшее образование вице-премьера Дмитрия Чернышенко имеются.
Решение – за Старой площадью.


Вместе с тем, и президент РАН Геннадий Красников обозначил позицию Академии:

"Мы готовим соответствующее обращение в Минобрнауки и Минобороны, чтобы аспирантам, кандидатам и докторам наук была предоставлена бронь в ходе частичной мобилизации"

https://nauka.tass.ru/nauka/15883413
Три столпа лингвистики

В условиях актуальных социально-политических, экономических, цивилизационных противоречий и угроз глобального и регионального характера, руководствуясь долгосрочными целями совершенствования качества высшего профессионального образования, Московский, Нижегородский и Минский— три из трёх лингвистических университетов России и Республики Беларусь, — выступили равноправными партнерами и приняли решение о создании консорциума лингвистических университетов РФ и Республики Белоруссии. Он призван содействовать обеспечению глобальной конкурентоспособности лингвистического образования в Союзном государстве.

Торжественная церемония подписания соглашения прошла в Нижнем Новгороде, на площадке Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Участие в ней приняли соучредители проекта: Жанна Никонова, ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Наталья Лаптева, ректор Минского государственного лингвистического университета, Екатерина Похолкова, декан переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета, представители переводческих школ России, широкая академическая общественность.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова для «Научно-образовательной политики»:

«Мы убеждены, что синергетический альянс трёх лингвистических университетов России и Республики Беларусь, которые связаны долгими годами результативного сотрудничества и взаимопонимания, обеспечит выход российско-белорусского лингвистического образования на качественно новый уровень.

Объединение наших усилий позволит решать стратегические задачи существенно более системно, динамично и эффективно, послужит основой для создания и апробации инновационных, экосистемных продуктов, сетевых программ, экспериментальных, практико-ориентированных инициатив и перспективных стартапов. Пусть наш тандем даст успешный и вдохновляющий старт многим добрым начинаниям и поможет в реализации амбиционных задач нового поколения».
Об учителях и ученых

Первый зампредседателя комитета Государственной думы по просвещению Яна Лантратова направила обращение к министру обороны России Сергею Шойгу с просьбой предоставить учителям начальной и средней школы отсрочку от мобилизации.
«Считаю важным обеспечивать непрерывность образовательного процесса, поэтому полагаю, что список работников, которые не попадают под частичную мобилизацию, необходимо дополнить педагогами начального и среднего образования»,- говорится в письме.

Просьбу о резервировании научных кадров, выполняющих государственное задание, на случай получения мобилизационного предписания отправили президенту РАН и министру науки и высшего образования молодые ученые. В письме председателя Совета молодых ученых Андрея Котельникова говорится, что без значительной части ученых страна может утратить целые научные школы и направления, в результате чего обеспечение ее технологического суверенитета может оказаться под большим вопросом.
По мнению молодых ученых, бронь от военного призыва необходима сотрудникам, имеющим ученые степени, и обучающимся в очной аспирантуре.
Стартап-академ для будущих предпринимателей

Минобрнауки России утвердило методические рекомендации вузам о предоставлении студентам академического отпуска для создания университетских стартапов. Такая возможность предусмотрена э при работе над стартапами в рамках ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства».

В документе отмечается, что в ряде случаев студент не может одновременно осваивать образовательную программу и развивать университетский стартап: проводить научные исследования и опытно-конструкторские работы, готовить документы для привлечения финансирования и выполнять другую работу по созданию и коммерциализации продукта. В такой ситуации студент сможет получить академический отпуск сроком до двух лет.

Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки:

«Новые рекомендации станут дополнительным стимулом для появления и развития технологических стартапов в российских вузах. Уверен, что вузы положительно отреагируют на нашу инициативу и примут у себя соответствующие нормативные акты».

Игорь Петухов, Ректор Поволжского государственного технологического университета для НОП:

«Получение образования в вузе не должно являться самоцелью. В первую очередь, это возможность получения профессиональных навыков и компетенций для их последующего применения в реальном секторе экономики.

Идеология технологического предпринимательства позволяет укоротить цепочку запуска стартапа, поэтому инициатива Минобрнауки России дает необходимую гибкость как университетам, так и самим обучающимся в части профессиональной самореализации»