НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Более 10 тысяч звонков за трое суток поступило на горячую линию Минобрнауки России по вопросам, связанным с частичной мобилизацией, возникающим у обучающихся в вузах

Мы публикуем самые часто задаваемые вопросы и ответы. Напоминаем, что горячая линия работает круглосуточно по телефону: 8 (800) 222-55-71 (доб. 1, доб. 2).

Если вы студент и получили повестку — обратитесь на горячую линию, либо заполните форму.

Часть 1 / Часть 2
Сегодня в 17:30 приму участие в работе заседания Экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодежной политике.
Комитет Артёма Метелева @artemmetelev сегодня несёт большую нагрузку, очень активно участвуя в поддержке студентов, неправомерно мобилизованных.

На заседании обсудим итоги деятельности ЭС, планы на осеннюю сессию 2022 и международный опыт работы с молодежью (кейс Вышки). Ключевой темой станет работа общественных организаций, бизнеса и общество в целом по поддержке семей мобилизованных.
Ещё одной важной темой повестки будет обсуждение социологических исследований в молодёжной среде: итоги работы представит "Центр 14/35". Я также планирую рассказать о работе, которую мы с коллегами по "Научно– образовательной политике" @scienpolicy провели в части иследований запросов университетской молодёжи.
Полярная звезда Монголии

19 сентября в посольстве Монголии в РФ прошла торжественная церемония вручения ордена «Алтан гадас» («Полярная звезда») ректору Национального исследовательского университета «МЭИ», доктору наук, профессору Николаю Рогалеву.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», рассказал «Научно-образовательной политике» о сотрудничестве университета с Монголией:

С 1959 года НИУ «МЭИ» окончили почти 300 выпускников из Монголии. На сегодняшний день в НИУ «МЭИ» граждане Монголии обучаются по следующим направлениям подготовки: «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Теплоэнергетика и теплотехника».

Также сейчас у нас работают сотрудники Научно-исследовательского центра по атомной энергетике. Помимо них, в НИУ «МЭИ» работают еще несколько граждан Монголии.

Выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в органах государственной власти Монголии, занимают посты Министров, директоров ТЭЦ, возглавляют крупные компании. Многие выпускники НИУ «МЭИ» успешно работают в энергетике, промышленности, в современных IT компаниях, университетах Монголии.

В настоящее время НИУ «МЭИ» активно сотрудничает с университетами Монголии. Наиболее тесные связи у нас с Монгольским государственным университетом науки и технологий и Улаанбаатарским университетом.

С 2018 года я являюсь сопредседателем правления Российско-Монгольского консорциума технических университетов с российской стороны. В рамках консорциума обеспечивается работа сетевых совместных образовательных программ Монгольского государственного университета науки и технологии с российскими университетами. В 2018 году у нас в университете был открыт Российско-монгольский центр цифровых технологий в энергетике. За последние 5 лет совместно с Энергетическим институтом Монгольского государственного университета науки и технологии развернута программа подготовки на базе НИУ «МЭИ» магистров и аспирантов.

В 2019 году уже на базе Совместной Монголо-Российской средней школы в Улан-Баторе в рамках федерального проекта «Экспорт образования» НИУ «МЭИ» был создан ресурсный центр российского образования. В процессе работы ресурсного центра наши преподаватели проводят занятия по физике для учеников 9—11(12) классов.

Сотрудники и преподаватели НИУ «МЭИ» принимают активное участие в сотрудничестве с различными организациями Монголии в области энергетики, науки и образования. Например, НИУ «МЭИ» поддерживает тесное взаимодействие с монголо-российским предприятием «Горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», Институтом экономики энергетики Монголии, Ассоциацией магистров и инженеров монгольской энергетики.

За последние несколько лет 5 сотрудников НИУ «МЭИ» удостоены звания «Передовой работник энергетики Монголии» и почетного звания «Передовой работник образования Монголии». А в декабре 2016 года Президент Монголии Цахиа Элбэгдорж подписал указ о награждении НИУ «МЭИ» орденом Полярной звезды Монголии за большой вклад в развитие и подготовку кадров энергетического сектора.

НИУ «МЭИ» планирует и дальше расширять сотрудничество с вузами-партнерами и развивать двустороннее сетевое взаимодействие в рамках работы Российско-монгольского консорциума технических университетов и Монгольского центра цифровых технологий в энергетике, тем самым внося вклад в развитие российско-монгольского академического и научного сотрудничества и подготовку кадров для энергетики Монголии.
Forwarded from Ирина Гордина
К ИОТ-платформе Modeus подключились САФУ, Южный федеральный университет и Новосибирский государственный университет. Общее число пользователей Modeus выросло на четверть.
 
С 1 сентября 2022 года к обучению по индивидуальным образовательным траекториям приступили более 6000 студентов САФУ, ЮФУ и НГУ. Таким образом, На сегодняшний день ИОТ-платформа Modeus обеспечивает уникальную цифровую среду для 32819 пользователей в шести крупных российских университетах: в ТюмГУ, УрФУ и ТИУ работа идёт уже несколько лет. Напомним, что внедрение ИОТ стартует не с полного перевода вуза, а с «тестовой» части: это могут быть отдельные Институты, магистратура или бакалавриат, или же, как в случае с НГУ - аспирантура. На сегодняшний день все 100% студентов обучаются по индивидуальным траекториям только в ТюмГУ, пионере индивидуализации в госвузах России и первом вузе, внедрившем Modeus с 2017 года.

Руководитель портфеля проектов CUSTIS Ольга Вовк специально для НОП:

«В первые недели учебного года у наших университетов-партнёров идет очень ответственная фаза работы на платформе. Это, прежде всего, проведение массовой выборной кампании. И мы очень довольны тем, что процесс проходит комфортно и бесперебойно в том числе у новых вузов». Старт работы в Modeus не всегда привязывается к началу учебного года. Но в любом случае работа в системе начинается задолго до «часа икс», когда в неё заходят студенты и преподаватели:
«Необходимо настроить интеграции, занести описание дисциплин, построить образовательное пространство, запланировать нагрузку преподавателей, составить расписание и при необходимости организовать выбор. Процесс внедрения Modeus вместе с консультированием администраторов и ППС занимает от трех до девяти месяцев. Все это время команда CUSTIS находится в постоянной коммуникации с сотрудниками вуза, чтобы помогать университету и разъяснять новые для него процессы. После внедрения мы переходим в режим сопровождения пользователей», – отметила Ольга Вовк.
«Подключение к ИТ-платформе Modeus не всегда предполагает полномасштабный переход на ИОТ. Modeus может поддерживать любой диапазон индивидуализации обучения. Все начинается с экспресс-обследования нашими специалистами общей готовности вуза к ИОТ. Здесь формируется решение уровня «да-нет-отложить на время». На следующем этапе взаимодействия, после уверенного «да» с обеих сторон, мы запускаем консалтинговый предпроект, который позволит определить цель трансформации, разработать концепцию ИОТ, необходимую в интересах конкретного университета, спроектировать ключевые организационные и процессные изменения и составить дорожную карту проекта изменений».

Генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка специально для НОП:

«С начала года к нам обратилось более 20 вузов по вопросу перехода на ИОТ и внедрения платформы Modeus. Ответом на запросы стало появление в составе группы компаний CUSTIS отдельной консалтинговой и образовательной структуры для работы с вузами - ИОТ-университета. За восемь месяцев мы провели 15 экспресс-обследований «внутренней» процессной и ИТ-готовности перехода на ИОТ. С двумя университетами уже завершили консалтинговые предпроекты внедрения. Это Новосибирский технический и Астраханский госуниверситеты. В работе несколько предпроектов с крупными вузами, например, с Московским политехом и Сеченовским университетом».
Короткий путь к технологическому партнеру лежит через акселератор

Из-за действия западных санкций Правительство РФ в этом году объявило о введении различных льгот для российских предпринимателей. Цифровизация экономики, электронные торговые площадки, возможности электронных коммуникаций, снижающих издержки бизнеса, позволяют оптимизировать часть работы. Важным направлением работы становятся акселераторы российских вузов, которые направлены не просто на развитие необходимых навыков, но и помогают найти технологического партнера для проектов, созданных в акселерационных программах.

Образовательная программа «Акселератор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения» предлагает концепцию «от идеи до создания собственного бизнеса». В рамках его работы участники сформируют предпринимательские навыки и компетенции, а главным результатом станут университетские технологические проекты и их развитие с помощью инвесторов. Теоретические материалы образовательной программы «Акселератора ГУАП» предоставлены для самостоятельного ознакомления, а большее внимание уделено именно практической части в очном формате.

Стартовый этап акселератора предложил участникам «Ярмарку проектов», в ходе которой компании-партнеры представили участникам свои технологические задачи. Для тех, кто проходит образовательную программу акселератора, – это шанс найти интересный проект, команду и создать уникальный продукт при поддержке крупной корпорации.

В «Точке кипения – Санкт-Петербург. ГУАП» компании-партнеры (ОАО «РЖД», ПАО «Газпром нефть», АО «Силовые машины», ООО «АСК Лаборатория», ООО «Вольтс Бэтэри», ПАО «МТС») представили 21 проект. Еще 50 проектов студентов и преподавателей ГУАП будет выложено на витрину проектов акселератора. До 26 сентября участники могут выбрать тот проект, который они будут развивать.

Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения»:

В акселераторе мы собираемся гармонично соединить вместе теоретические знания, которые вы получаете на лекциях, технологии, умение решать практические задачи и, наконец, навыки предпринимательства. Вы попробуете себя в качестве инноватора и технологического предпринимателя, получите ценные навыки личностного роста. Вы узнаете, как из идеи рождается проект, как собирается сильная команда, какие задачи нужно решать, чтобы ваша идея превратилась в успешный бизнес.
Большие данные на службе комплексной безопасности

В Санкт-Петербурге прошел ежегодный форум «Открытые данные – 2022», объединяющий команды ведущих российских университетов для решения социально значимых задач.

В ходе работы форума ректоры российских вузов, IT-команды университетов, ученые, представители государственных органов, эксперты и руководители ведущих EdTech- и IT-компаний обсудили современные подходы к применению технологий прикладного анализа данных в целях решения задач медицины, образования и общества.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, рассказал на форуме об использовании больших данных для разработки системы социетальной (комплексной) безопасности Каспийского макрорегиона:

Основная цель работы по стратпроекту «Разработка системы социетальной (комплексной) безопасности Каспийского макрорегиона (Большого Каспия)» программы «Приоритет 2030» – создание центра стратегического анализа и математического прогнозирования возможных проблемных ситуаций, рисков и угроз военной, государственной, культурной, политической, социальной, экологической, экономической и безопасности.

В сотрудничестве с Университетской ассоциацией исследователей больших данных Томского государственного университета под руководством профессора Михаила Мягкова команда учёных-гуманитариев нашего вуза освоила совершенно новые для себя компетенции по обработке биг дата и получила существенную помощь в виде доступа к ряду программ для работы с БД и методологией работы с тестовыми данными.

Применить новые навыки ученые АГУ смогли при исследовании такого важного фактора, как общественное мнение – прежде всего, региональных акторов. Анализ больших массивов текстовых данных, которые дают нам популярные социальные сети, мессенджеры, блоги, веб-сайты, СМИ, в динамике способен показать степень изменения отношения людей к той или иной проблеме, оценить влияние социума на конкретные группы людей, влияние на трансформацию их идентичности и отношения к тем или иным социальным процессам.

С начала 2022 года, с январских событий в Казахстане в рамках проекта ведется мониторинг общественного мнения, касающийся введения контингента ОДКБ в Казахстан, отношения к России, политики памяти относительно совместной истории стран постсоветского Прикаспия, выявления характера влияния внутренних и внешних факторов, формирующих отношение соседей по Каспию к России, перспектив формирования общей каспийской идентичности и т.д.

Командой проекта была предложена методология реализация проекта в части разработки отдельных цифровых модулей, выбраны группы наиболее релевантных для изучения СМИ и социальных сетей по странам Прикаспия, проработаны запросы для выгрузки данных из различных систем, таких как «Крибрум», Brand Analytics, разработаны программы для сбора дополнительных данных с сайтов СМИ, телеграм- каналов, из групп социальной сети «ВКонтакте».

Далее исследователями были созданы проекты контент-анализа данных с помощью системы PolyAnalyst с целью определения мнений населения на основе данных групп во «ВКонтакте» и интернет-СМИ. Разработана нейросетевая модель выделения основной темы (суммаризации) текста на основе технологии Transformers для дальнейшего её использования в задачах классификации данных.

Кроме того, осуществлено изучение существующих моделей переводчика текста на основе технологии Transformers и подбор обучающих корпусов на языках Прикаспийского региона, что позволит увеличить охват использования текстовых данных на языках стран Прикаспия для дальнейшего получения более полной картины происходящих процессов. Стоит отметить, что данные шаги реализуются с использованием вычислительной мощности ИИ-сервера, приобретенного в рамках программы «Приоритет 2030».
Уже завтра начинается массовая мобилизация студентов негосударственных вузов.

Только в Университете "Синергия" не менее 50 студентов-очников вместо лекций прямо с утра, с вещами отправляются в пункт сбора. С собой предписано иметь повестку, паспорт, военный билет и мобилизационное предписание, рекомендуется взять туалетные принадлежности и продукты питания на одни сутки.

Наши источники в вузе сообщают, что сотрудники военкоматов полностью удовлетворены данной ситуацией, и даже проявляют инициативу–сами звонят в "Синергию" и ссылаются на Указ Президента. По которому студенты частных вузов не имеют право на отсрочку от мобилизации.

Всё еще не имеют...
История в одной картине

Выступая в Великом Новгороде, президент России выстроил одну линию общероссийских ценностей суверенитет, культуру и традиции: «За свое Отечество, за свою Родину, которая у нас одна, за нашу свободу, независимость и суверенитет, за нашу культуру и традиции мы будем бороться, будем их отстаивать и защищать во имя наших предков и наших потомков, ради России, ее великой истории и великого будущего». Общаясь 1 сентября со школьниками, победителями «Большой перемены», Владимир Путин отметил, что история и ее изучение необходимы для того, чтобы понять кто мы такие, чтобы двигаться дальше.

Ведущие российсские вузы включают в свою просветительскую миссию изучение истории. Например, в севастопольском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова создан проект «История в одной картине». Это мультимедийная платформа, содержащая образовательный контент, посвященный определенным российским историческим деятелям. Изучение исторического материала происходит через использование техники цифровой визуализации, а также, благодаря тщательной подборке сопроводительного видеоматериала. Основой выступают оцифрованные художественные полотна авторства известных отечественных художников. Благодаря анимации, зрителю предоставляется возможность детально рассмотреть объекты и персонажи, расположенные на картине и получить содержательную информацию о каждом из них, а также об эпохе в которой они жили.

На сегодняшний день проект «История в одной картине» воплощен на примере двух картин:

— Интерактивный образовательный проект «История в одной картине», посвященный 800-летию со дня рождения Александра Невского и созданный на основе картины Владимира Александровича Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».

Проект стал победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Александр Невский — защитник земли Русской» в Москве и был включен в ресурс Всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов РФ». Также проект был представлен на XXIX Международных образовательных чтениях в Главном зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве и стал победителем IX конкурса мультимедийных ресурсов «Юность России» в Русском музее в Санкт-Петербурге.

— Интерактивное прочтение церковно-исторической картины «Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром Великим в Санкт-Петербург», написанной современным российским художником Филиппом Москвитиным.

Проект был презентован на Х парламентских встречах «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» в рамках ХХХ Международных образовательных чтений на площадке Законодательного Собрания Севастополяи на XXX Международных образовательных чтениях в Главном зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве.

Иван Лобанов, ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:

«Обязательным условием для успешного функционирования современных образовательных технологий становится их мультифункциональность.

Таким качеством обладает проект, разработанный Севастопольским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова «История в одной картине», благодаря которому изучение исторического материала происходит через использование техники цифровой визуализации, а также, благодаря тщательной подборке сопроводительного видеоматериала. Проект способен реализовать несколько целей: нравственно-эстетическое воспитание подрастающего гражданина и патриота и изучение исторических событий в русле исторической правды, что безусловно является крайне актуальным вопросом».