НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Минобрнауки укрепляет коммуникацию

Минобрнауки России провело на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова семинар-совещание с проректорами по информационной работе и руководителями пресс-служб вузов.

Редакция "Научно–образовательной политики" высоко оценивает мероприятие как по формату, так и по содержанию – Департамент информационной политики и комплексной безопасности провёл эту встречу с вузами в доброжелательной и командной атмосфере. Не было "запрещённых вопросов" и управленческих установок в приказном духе. Наоборот, подход всех мероприятий семинара-совещания говорил об открытости информационной команды Минобрнауки, о готовности поддерживать лучшие вузовские (в т.ч.студенческие) практики коммуникации, об умении слушать и слышать критику, конструктивно и командно работать с профессиональным сообществом. Было отдельно отмечено, что в ближайшие месяцы периодичность и насыщенность такого диалога министерства с сетью подведов будет нарастать. И даже прозвучала дата следующей встречи – ноябрь 2022 года.

Одной из главных тем, прозвучавшей в обратной связи от вузов, стала патриотическая повестка в студенческой среде. Как её освещать? Как подавать информацию в социальных сетях, не вызывая раскол студентов, а наоборот– стараясь сплотить? К кем из вузов взаимодействовать в плане перенимания опыта?

Вообще, тематика работы вузов в соцсетях была в центре дискуссии, и вместе с вузами над ней работали представители соцсетей - VK, Одноклассники, Рутьюб. Много говорили и о динамично растущей роли новых медиа (и особенно, Telegram) в медиастратегии вузов: разобрали кейсы Минобрнауки (НОС, M-Rate), Российской академии образования, "Научно–образовательной политики", лучшие практики университетов (МГУ, РЭУ им.Плеханова, НИТУ МИСиС, МЭИ и др.).

Минобрнауки, так держать!
Инструменты медиакоммуникации в руках пресс-служб вузов

На базе РЭУ им. Г.В.Плеханова Департамент информационной политики и комплексной безопасности Министерства науки и высшего образования РФ провел семинар-совещание для проректоров по информационной работе и руководителей пресс-служб вузов.

В рамках мероприятия участники обсудили вопросы медиакоммуникации вузов, рассмотрели инструменты продвижения в социальных медиа, познакомились с успешными кейсами работы в социальных медиа, уделили внимание развитию студенческих медиа в образовательных организациях высшего образования.

Марина Булгакова, руководитель пресс-центра Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, поделилась с «Научно-образовательной политикой» мнением о прошедшем семинаре-совещании:

С огромным интересом приняла участие в семинаре-совещании для проректоров по информационной политике и руководителей пресс-служб вузов, организованном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Разбор конкретных практических кейсов коллег, возможность «взять на карандаш» лучшие практики высших учебных заведений в сфере медиакоммуникаций, задать вопросы представителям Пресс-службы Минобра — о контенте, о медиарейтинге, о взаимодействии с вузовской молодёжью — ценный и высокомотивационный опыт.

Личное знакомство с настоящими звёздами социальных медиа и представителями соцсетей акцентировало внимание на конкретных инструментах работы с целевой аудиторией.

Научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов обратил внимание участников семинара на необходимость осознанного подхода к контенту для Телеграм-каналов вузов, а именно на отказ от «описательного» стиля новостей, углубление в научную тему, искренность экспертных комментариев.

Менеджер образовательных проектов соцсети ВКонтакте Андрей Мурашев подсказал новые возможности работы с ВК, в частности, проведение вебинаров через приложение ВК-звонки, общение с аудиторией в чатах сообществ, адаптацию записей мероприятий под формат ВК-клипов. Менеджер по стратегическим коммуникациям соцсети «Одноклассники» Андрей Берёзкин дал реальный портрет аудитории ОК, обратил внимание собравшихся на сообщества «Мы учителя» и «Бесценный урок», которые пресс-службы вузов могут использовать себе на пользу. А руководитель направления по работе с гос.контентом RuTube Марина Котельникова и руководитель редакции внутреннего промо RuTube Татьяна Подлесная рассказали, какие недочёты нового российского видеохостинга уже устранены и какие преимущества даёт верификация вузовского канала.

Не могу не отметить также высокопрофессиональную и в то же время дружескую атмосферу семинара-совещания, которая позволяет с азартом погрузиться в профессиональную тематику.

Анна Горохова, проректор по науке и международному сотрудничеству НГЛУ, для «Научно-образовательной политики»:

Исключительно приятно, что коллектив Нижегородского государственного лингвистического университета им.Н.А.Добродюбова был отмечен Благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования РФ за вовлеченное участие в медиа-проекте «Научный полк».

Для нас это была особенная, трогательная и искренняя история по ознакомлению студентов и абитуриентов с подвигами педагогов и учащихся Горьковского иняза в годы Великой Отечественной войны — бескомпромиссно ответственная, кропотливая и чрезвычайно важная работа по персонализации глубоко жертвенного, воистину героического межпоколенческого опыта наших предшественников, которые с непоколебимой верой и твёрдостью в каждом шаге шли вперёд, к заветной Победе.

Убеждены, что именно через такие живые и напитанные искренней эмоцией инициативы достигаются сохранение и трансляция исторической памяти и исторической правды, передача незыблемых ценностных доминант российской лингвокультуры, духовное единение многонационального российского народа. Спасибо за уникальную идею, которая отзывается в наших сердцах!
Как создать не просто Telegram-канал, а крепкое сообщество

Рассказал участникам «Мастерской новых медиа» научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Делимся несколькими советами, которые помогут выйти на новый уровень взаимодействия с подписчиками.👇

🔹Не важно, сколько у вас подписчиков, – важно их качество. Чтобы формировать медиаполе, нужно создавать именно сообщество, где каждый пользователь будет вовлечен.

🔹И хотя наш мир становится все более цифровым, при создании сообщества важен синтез онлайн и офлайн. Подумайте, как перенести сообщество в реальность. Например, мы проводим форумы, стратегические сессии. Офлайн-клуб очень обогатит ваш канал.

🔹Искренность – наше все. Вести за собой людей можно только с искренним энтузиазмом. Важна искренность и в плане подачи: не канцелярский язык, полезный контент.

🔹Сообщество – это не про график. Здесь нельзя работать с 9 до 18 часов с понедельника по пятницу. Поэтому будьте готовы отвечать на запросы в любое время.

🔹Слушайте людей, сообщество — диалог. Можно привязать к Telegram-каналу боты для обратной связи от пользователей.

Как собирать аудиторию в Telegram:

🔹Партнерьтесь с небольшими узконаправленными пабликами. Сделайте подборку небольших пабликов, на которые подписаны. Многие репостят такие посты. Это поможет обменяться пользователями с другими каналами.

🔹Пользователям интересен синтез разных тем и сфер. Например, наука и образование.

🔹Проявляйте гибкость. Так, Telegram был только про тексты, а теперь появляется много визуальных форматов.

🔹Экспериментируйте с форматами и следите за статистикой – только так можно выяснить, что зайдет именно вашей аудитории.

🔹Не забывайте благодарить людей за вовлеченность.
Вписать в систему

Во вторник — 11 октября — состоялось первое заседание Президиума РАН. Оно стало публичным тестом нового президента Академии Геннадия Красникова и команды его заместителей.

В повестке дня находились в основном технические вопросы и тем не менее неизбежно оказались затронуты и более системные сюжеты.

Президент Академии зафиксировал ключевой вектор работы: «Главная задача перед нами – как можно быстрее вписать академию наук в государственную систему принятия решения, поднять авторитет Академии наук и ее членов, об этом мы говорили на общем собрании, сделать реальным научно-методическое руководство научными учреждениями нашей страны, существенно поднять роль научных советов».

Изменения ожидают и саму механику проведения заседаний Президиума — Геннадий Красников взял курс на оргуправленческие вопросы в противовес к чисто научным докладам. Так на Президиум будут выноситься те сюжеты, что касаются большинства членов Академии. Научные сообщения отнесут к ведению научных советов. Поднятие их престижа — одна из насущных задач для нового руководства РАН.

Президент Академии видит ее роль в обеспечении безопасности страны — причём в комплексном и системном формате:

«Мы будем обсуждать на президиуме задачи, связанные с безопасностью: в широком понимании: биологическая безопасность, продовольственная, вопросы, связанные со здравоохранением, вопросы, связанные с технологической независимостью государства, где Академия наук может активно участвовать в этих вопросах».

Здесь мы видим явный задел на укрепление отношений между РАН и Курчатовским институтом. Именно его президент Михаил Ковальчук долгие годы занимался тем, чтобы включить научно-технологические сюжеты (особенно – генетика, продовольствие, уникальные мегаустановки) в контур государственной безопасности. Впервые за долгие годы мы можем стать свидетелями сотрудничества двух стержневых научных организаций страны, а не постоянного бодания.

Дополнительным благожелательным фактором в будущем сотрудничестве станет Росатом. У атомной госкорпорации очень близкие и взаимовыгодные отношения с Академией, что неизбежно сближает ее и Курчатовский институт.

С определённой условностью можно сказать, что Геннадий Красников одновременно хочет достичь двух целей: сделать машинерию Академии более логичной, при этом выстроить более чёткую вертикаль власти. Поэтому он сочетает идеи федерализации с унитаризацией. Главная задача, которую поставил перед Президиумом новый президент Академии: максимально оперативное информирование его обо всех проблемах. Решению этой задачи будут посвящены и ежемесячные «оперативки» с академиками-секретарями отделений.

Одним из ключевых решений прошедшего Президиума стало распределение обязанностей между вице-президентами. В частности, по вопросам сотрудничества с Белоруссией в рамках реализации совместных программ и выработки единой стратегии научно-технологического развития.

Принципиально важно с научно-политической точки зрения, что ответственным за это направление стал Владислав Панченко, а председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон — лишь одним из двух заместителей. Это означает, что координация научной политики Союзного государства окончательно переходит в ведение Курчатовского института.

Среди насущных проблем, которые были озвучены на Президиуме — пробуксовка в вопросах подготовки к 300-летию Академии. Этому событию будет уделено много внимания руководства и Академии, и России.

Важно, что Геннадий Красников транслирует простой и понятный месседж — есть способы коммуникации с властью. Академию будут слушать и слышать: «Мы донесем свое мнение, и не только до Минобрнауки, но и до правительства».

Подробнее: https://scientificrussia.ru/articles/pervoe-zasedanie-novogo-sostava-prezidiuma-ran-11102022-pramaa-translacia
⚡️Академик РАН Александр Сергеев возглавил Национальный центр физики и математики в Сарове. Александр Сергеев - один из идеологов создания Центра.

Вероятность этого Александр Михайлович сообщал членам редакции НОП ещё год назад.

Поздравляем с назначением!
12 октября в Самарском национальном исследовательском университете им. С.П. Королева прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 80-летия университета. В программе празднования приняли участие именитые гости со всей России.

Пётр Кучеренко, статс-секретарь, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

«Самарский университет стал настоящим научно-образовательных центром региона федерально-экономического развития. Сегодня он входит в топ лучших российских вузов, участвует в программе «приоритет 2030», а также входит в 30-ку университетов обеспечивающих создание передовых инженерных школ».

Виктор Кудряшов, первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области:

«Сегодня Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева подошёл к юбилею, 80 лет, с множеством важнейших достижений и он является одним из признанных, ведущих в стране и других странах мира, а также центром подготовки лучших специалистов.

Из последних высот, достигнутых университетом, можно отметить победу в конкурсе стратегического и академического лидерства «приоритет 2030». Университет создал передовую инженерную школу, которая будет развиваться и дальше.

Сегодня университет является ядром НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», в создании которого приняли участие опытные и профессиональные эксперты. Наш НОЦ признан одним из самых лучших, самых эффективных в стране. Сама идея была связана с выстраиванием горизонтальных связей между индустриалами, школами, вузами.

Сегодня мы движемся в этом направлении и появляется все больше активных разработок, которые внедряются в деятельность предприятий города».

Михаил Погосян, ректор МАИ:

«У нас есть мощная космическая индустрия, есть существующая система подготовки кадров для космической индустрии, все основания для того чтобы мы могли говорить о реализации проектов в области космических программ. Такую задачу сегодня ставит руководство перед индустрией, перед вузом. У нас есть большой потенциал для решения этой задачи и мы сегодня находимся в самаре, а Самарский университет один из ведущих вузов который готовит высококвалифицированных специалистов в области авиации и космической отрасли».
Исторический универсум аналитика

История как главная наука из числа социально-гуманитарных продолжает наступление в пространстве высшей школы. По следам первого форума университетских преподавателей истории прошла встреча по линии сотрудничества РИО и ВШЭ. Сергей Нарышкин и Никита Анисимов обсудили, как может и должно развиваться историческое образование в условиях научно-технологического прорыва к суверенитету.

Основную идею дискуссии сформулировал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин: «Историк — это универсальный аналитик». Стоит напомнить, что уже не в первый раз глава СВР позитивно отзывается об историческом образовании. Умение работать с источниками, реконтекстуализировать их, критически осмыслять потоки информации — все это отличает и хорошего историка и толкового разведчика.

В ходе дискуссии были затронуты понятные темы — единый модуль по истории, проект Digital Петр, запуск исторической ЭБС. Сергей Нарышкин отметил:

«Сегодня сфера высшего исторического образования переживает глубокие изменения. На прошлой неделе в Тобольске при поддержке РИО и Минобрнауки состоялся первый Национальный форум преподавателей истории. В рамках этого форума был дан старт профессиональному и общественному обсуждению Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки. Этот базовый документ разрабатывался Институтом [российской истории] РАН, и его содержание представляет собой минимум исторический знаний, которыми должны владеть все студенты, получающие высшее образование в нашей стране.

Считаю, что данный курс должен научить студентов видеть исторические закономерности, российским студентам – ощущать свою сопричастность к великой тысячелетней истории нашей страны, а иностранным студентам – лучше понимать Россию. Рассчитаю, что опыт ВШЭ позволит внести вклад в развитие данной концепции как с методологической точки зрения, так и с содержания самого документа
».

Прозвучали и более нишевые выступления. Екатерина Болтунова из НИУ ВШЭ поставила очень интересный вопрос — как локальной истории «прорасти» в рамках единого модуля, избежав и фронды самообличения, и откровенного сепаратизма.
Константин Могилевский, председатель Правления Российского исторического общества @historyrussia_org по итогам встречи РИО в НИУ ВШЭ для «Научно-образовательной политики»:

Вышка ещё в 2013 году одной из первых вступила в члены Российского исторического общества. С приходом нового ректора, Никиты Юрьевича Анисимова, наше сотрудничество получило дополнительный импульс к развитию. Потенциал НИУ ВШЭ очень велик, поэтому хотелось бы, чтобы эксперты Вышки активнее вовлекались в дискуссию по ключевым вопросам развития высшего исторического образования.

Для РИО, как для «центра ответственности» по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», чрезвычайно важно, чтобы распределение контрольных цифр приёма между регионами рассчитывалось бы на основании реальной потребности в специалистах с исторической подготовкой.

Допускаю, что эта потребность шире формальных рамок рынка труда. Наличие исторического образования позволяет человеку лучше ориентироваться в мире, глубже понимать социальные процессы, а значит и разъяснять их суть другим – своим родным, друзьям, знакомым, сослуживцам.
Существует популярная «теория шести рукопожатий».

Так вот, хотелось бы, чтобы у каждого на расстоянии хотя бы двух-трех рукопожатий был бы знакомый историк. Приняв это как цель, мы – РИО и Минобрнауки – могли бы, исходя из общей численности населения региона, ежегодно подсчитывать, сколько бюджетных мест на исторические специальности нужно заложить. Полагаю, что специальное исследование, которое мы планируем провести вместе с Вышкой, поможет или доработать эту модель или, быть может, найти какой-то другой способ подсчёта требуемого количества историков.