НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов создал личный Telegram-канал.

Советую всем – Вадим неутомимый инноватор, один из драйверов развития высшей школы в России, с мощными деловыми связями по всему миру. Было время, когда я относился к «Синергии» с иронией, но это время давно прошло. Лобов очень крутой, он делает космические проекты, приглашая в свою инфраструктуру все российские университеты.

Например, сегодня, при участии посла России в ОАЭ на конференции Росконгресса в Дубае, он предложил российским вузам безвозмездное использование кампуса «Синергии» в Дубае (Российский образовательный хаб) как площадки для экспорта российской науки, технологий и образования

И это только начало – только что ⚡️Вадим Лобов анонсировал супер–новость: Павильон России на международной выставке Дубай 2020 переходит в управление «Синергии» и ВЭБ.РФ.

Это тот самый павильон-планета с огромным интерактивным мозгом-инсталляцией, о котором писали все мировые СМИ, открытый в Дубае год назад премьером Михаилом Мишустиным.

https://news.1rj.ru/str/lvg_synergy/126
Суверенное высшее образование – уровни и сроки

В рамках перехода к суверенной пост-Болонской системе высшего образования Минобрнауки разработало проект внесения изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменений немного, но все принципиальные.

Специалитет предлагается сделать самостоятельным уровнем высшего образования – наравне с бакалавриатом, магистратурой и подготовкой кадров высшей квалификации.

Также законопроектом предлагается установить, что «подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики Российской Федерации, будет осуществляться преимущественно по программам специалитета». Здесь важно, что формулировка – «преимущественно». Это означает сохранение вариативности и лучших практик двухуровневой подготовки – будь то по интегрированным программам или другим форматам.

Второе – бюджетная магистратура открывается для выпускников специалитета: «по направлениям подготовки, преемственным полученной ими специальности».

Ранее специалитет был в подвешенном состоянии – котировался он в принципе на уровне бакалавриат+магистратура, давал право поступать в аспирантуру, но не на бюджетную магистратуру.

Также Минобрнауки пояснило, что сроки освоения программ магистратуры для выпускников специалитета может быть сокращен до 1 года.

Предложенные изменения устраняют избыточные ограничения, которые отечественная система высшего образования наложила сама на себя. Теперь появляется возможность реализовывать намного более гибкий набор образовательных программ. При этом предусмотрительно сохранена возможность реализации их в наиболее подходящей форме.

Нововведения должны вступить в силу только с 1 января 2024 года.

Вместе с тем, есть ряд важных вопросов, сопутствующих данному процессу. Один из них – это оперативное внесение изменение в наличные ФГОСы, а также разработка базовых стандартов для специалитета.

Второй вопрос – как пройдет переупаковка бакалавриата в специалитет на приоритетных направлениях. Будет ли это раздувание еще на год ранее кастрированных программ, которые впихивались в 4 года? Либо же с чистого листа будут формироваться полноценные образовательные программы более высокого уровня?

Базовым сроком получения высшего образования становится вилка 5-6 лет. То есть, это специалитет, он или бакалавриат с магистратурой. Здесь предстоит четко подтвердить, что бакалавриат является высшим образованием – это полноценный уровень со своими достоинствами и недостатками. Иначе бакалавриат окончательно потеряет толком, правда, так и не завоеванные позиции полноценного высшего образования.

Эксперты и комментаторы задают справедливые вопросы – почему вообще не сделать все программы более гибкими по срокам? Сейчас тот же бакалавриат зажат в свои 4 года, специалитет – в 5, хотя те же врачи учатся дольше. Если мы отпускаем гайки с магистратурой – аналогичные решения возможны и для остальных уровней. Тем более, что гибкость уже присутствует и в бакалавриате, и в специалитете, и в аспирантуре.

Еще один аспект – профессиональное образование в широком смысле, в которое входит и СПО. Скоро запустятся первые интегрированные программы СПО + прикладного бакалавриата – в тестовом режиме для IT-шников и лишь на базе Сириуса, но это явно перспективное направление. Вероятно, это направление развития потребует дальнейших изменений законодательства.

Большим плюсом является то, что ключевые «постулаты» системы высшего образования перестают быть «священной коровой» - оказывается, что их можно и нужно менять, исходя из национальных интересов развития России.

Подробнее: законопроект и новость на канале Минобрнауки.
Исторический контур российской идентичности (1/2)

Сегодня стартовала Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: единство и многообразие». Накануне в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам 10 лет работы Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям и реализации стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года.

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, поэтому вопросы госполитики в этой области относятся к числу наиболее важных и приоритетных. Ее основные принципы были изложены в статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» в 2012 году. В том же году вышел один из первых Майских указов Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия».

Ключевые решения, которые были приняты:
1. Образование Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям;
2. Формирование Стратегии государственной национальной политики.

Поручения носят системообразующий характер при этому учитывают мнения на местах. Главная цель — общероссийское гражданское единство. С этой целью 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России. Основы госполитики направлены на сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей.

В результате реализованных мер уже удалось достичь системных и фундаментальных изменений — за 10 лет удалось существенности снизить градус напряженности и количество локальных конфликтов на этнической и религиозной почве.

Но сейчас ситуация осложняется рядом факторов — риски на границах России, миграция, внешнее давление. Все это представляет серьезным вызов сохранению единства. В этой связи было принято решение о проведении 16-17 ноября Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие». Минобрнауки выступает одним из организаторов конференции. «Цель конференции — обобщение накопленного опыта, анализ результатов и координация действий. Результатом должно стать определение дальнейших приоритетов и актуальных вызовов», — отметил заместитель руководителя Администрации президента РФ, председатель президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Магомедсалам Магомедов. Он также подчеркнул, что Министерство очень внимательно и серьезно относятся к вопросам государственной межнациональной политики.

Подробнее: https://tass.ru/press/18137
Исторический контур российской идентичности (2/2)

«Министерство науки и высшего образования проводит активную работы по реализации государственной национальной политики. Скрепляющая сила — это общая история. Минобрнауки проводит серьезную работу по противодействию фальсификации истории, защите исторической памяти, поддержке актуальных научных исследований в данной сфере», — рассказал замминистра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко.

По линии Министерства предпринимаются конкретные меры:
- сформирован экспертный совет по историческому развитию и образованию, который координирует профильные мероприятия и занимается популяризацией исторических знаний;
- последовательно увеличиваются КЦП по укрупненной группе специальностей по направлению «История и археология»;
- приняты стандарты по преподаванию истории;
- 10 ноября в Минобрнауки создана рабочая группа по укреплению общероссийской гражданской идентичности при координационном совете по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
- поддержка научных исследований, связанных с развитием межкультурных связей и другие.

Директор Института российской истории РАН, член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Юрий Петров выделил историю как важнейший фактор формирования российской идентичности и патриотизма: «История нашей страны — прекрасный материал для формирования чувства сопричастности и единства нашего государства. Один из главных трендов развития России в ретроспективе — сохранение народов, которые в разное время вошли в состав России. Но ни один из них не исчез с исторической правды — в этом кардинальное отличие России. Было важно, чтобы эти народы оставались в составе государства, были опорой и хребтом и служили для дальнейшего прогрессивного развития».

И действительно, если посмотреть актуальную линию государства, то можно увидеть цепочку взаимосвязанных мероприятий и событий, объединенных общей целью — сохранение гражданского единства. Проведению пресс-конференции предшествовали старт Всероссийская просветительская онлайн-экспедиция «Моя страна – моя Россия» («История в лицах моей страны») и Всероссийская просветительская экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности», встреча Президента с историками и представителями традиционных религий России по случаю 10-летия воссозданий РИО и РВИО, формирование концепции преподавания истории России для неисторических специальностей вузов (одним из авторов которой и выступил Юрий Петров) и многие другие. Вектор «история — общенациональное единство» все больше укрепляется и структуририруется, облекая в более четкие контуры понятие российской идентичности.
Инновации в альтернативной энергетике: производство и накопление

14 ноября в университете «Дубна» стартовала Всероссийская конференция с международным участием, посвященная вопросам альтернативной энергетики. В работе конференции принимают участие ученые из разных стран и организаций, включая РАН и ОИЯИ.

Как отметил ректор университета «Дубна» Дмитрий Фурсаев, стратегия развития университета направлена на формирование научно-исследовательского и политехнического компонента. В сфере интересов молодого вуза – подготовка кадров для инновационных компаний как Московской области, так и России в целом, разработка и развитие цифровых технологий.

Дмитрий Фурсаев, ректор университета «Дубна» для «Научно-образовательной политики»:

«Сегодня основное внимание уделяется разработкам университета в области создания новых источников питания на литий-ионной основе для мобильных станций и для нужд ЖКХ. Мы надеемся, что с этими разработками в ближайшее время выйдем на передовые позиции».
Победа, слава, доблесть, память

Под председательством президента России Владимира Путина прошло заседание Российского организационного комитета «Победа». В фокусе внимания оказались системно значимые для национального самосознания кейсы: мемориалы в память о геноциде советского народа, почетные звания городам, грядущие 80-летние юбилеи прорыва и снятия блокады Ленинграда.

Во вступительном слове Владимир Путин еще раз подчеркнул, что историческая правда и историческая память являются основами государственного суверенитета России. Следовательно, «попытки ряда государств переписать, перелицевать мировую историю» — это прямое посягательство на независимость и безопасность страны.

Президент еще раз обозначил столпы национальной идентичности:
1. Преемственность поколений.
2. Верность традициям.
3. Высокие духовно-нравственные ориентиры.

Историческая память еще раз закреплена как одна из ключевых духовно-нравственных ценностей.

Инструментами в битвах за историю со стороны наших соперников стали «искажение истории, насаждение мифов, размывание ценностей», со своей стороны Россия отвечает объективными свидетельствами, исторически точными фактами, методологически грамотной работой с источниками, «судами истории».

Владимир Путин еще раз обозначил процесс всестороннего и исчерпывающего изучения преступлений нацистов против мирного населения СССР – это был геноцид в чистом виде. Россия завершает работу Нюрнбергского трибунала – до последнего свидетельства собирая летопись преступлений нацистов и их пособников.

Особый акцент президент сделал на комплексное изучение и осмысление Великой Отечественной войны как краеугольного камня национально-народной идентичности, в том числе – как определяющих рамок патриотическо-воспитательного вектора молодежной политики:

«Крайне важно сформировать мировоззренческую позицию молодёжи по отношению к ключевым вехам нашей истории, прежде всего к таким, как Победа в Великой Отечественной войне – Победа, которая ковалась и на фронте, и в тылу и с которой прямо связана практически каждая российская семья, каждый наш регион, каждый большой и малый город, каждая деревня, каждый посёлок России».

Родина в философии Путина начинается все-таки с Великой Победы.

Вторым слово получил новый президент РАН Геннадий Красников. Традиционно Академия занимается экспертизой заявок на почетные звания городов воинской славы и трудовой доблести. В этой итерации оценок присутствовали представители 4 новых регионов РФ.

Из таковых Мелитополь и Мариуполь получили почетное звание «Город воинской славы», а Горловка и Луганск – «Город трудовой доблести». Помимо них «трудовое» звание было присвоено: Астрахани, Вологде, Златоусту, Каспийску, Норильску, Орску и Якутску.

Принципиально важно, что в этих вопросах – при всем многообразии акторов, включая РИО и РВИО – президент все же ориентируется на экспертизу Российской Академии наук.

Стоит напомнить, что согласно поручению главы государства в составе Правительство, Минобрнауки, РАН (на ее базе должен быть развернут научный совет), РИО, РВИО сотоварищи-историки должен быть создан национальный центр изучения Великой Отечественной войны.

Много внимания было уделено мемориализации концентрационных и трудовых лагерей на территории бывшего СССР. Речь шла о концлагере Красный (Крым), Дулаг-241 (Симферополь), Дулаг-142 (Брянская область), Дулаг-154 (Ленинградская область). Здесь на символическо-вербальном уровне виден перехват повестки – пока иноагенты разгоняют тему ГУЛАГа, массовая патриотическая культура ответит мемориалами Дулагов.

Крымчане также попросили поддержать создание центра сквозной истории русского Крыма. А ленинградцы спросили у президента, не против ли он возглавить оргкомитет по ближайшим 80-летним юбилеям блокады и ее прорыва.

Победа – краеугольный камень нашей идентичности. Это вневременной и сквозной концепт, на котором основывается картина настоящего и желаемого будущего. От этого – непреходящая ценность исторической памяти вообще и мемориалов Победы – в частности.

Подробнее.
Киберполигоны на кибервойне

Против России развязана мощная кибервойна, которая ведется не только школьниками, придумывающими различные фейки в духе отправленной жвачки или испорченных кедов, но и специалистами, которые прошли серьезную подготовку на Западе. Среди новых тенденций эксперты отмечают массированные атаки на серверы, отключение провайдеров от магистральных каналов связи, прекращение работы целого ряда защитных средств иностранного производства, а также внедрение вредоносного кода в их обновления. Александр Хинштейн, председатель комитета ГД РФ по информационной политике, что для подготовки специалистов, занимающихся киберзащитой, необходимы киберполигоны.

«С начала этого года количество кибератак на Россию увеличилось на 80% — поэтому вопросы сдерживания и приобретают особое значение. Нам необходимо решить два ключевых вопроса: Первый — соразмерный ответ нашим противникам. Я не понимаю, почему Россия может наносить удары по объектам того же стратегического назначения, но не наносит такие же удары в киберпространстве? Мы с февраля текущего года наблюдаем непрекращающийся рост атак на нашу страну, и с точки зрения последствий — вывод из строя системы военного управления не менее важен, чем физическое уничтожение самих органов управления.

Второй — усиление киберзащиты, совершенствование технологий и обучение новых кадров. «Киберполигон» может стать базисом для такой подготовки. Так, уже открылись 8 опорных центров Национального киберполигона. А до 2024 их число должно увеличиться до 15. Ими становятся и вузы, что позволяет повысить квалификацию уже действующих сотрудников для ликвидации различных цифровых атак и подготовить специалистов по кибербезопасности»
- отметил Хинштейн.

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики открылся подобный полигон, который обладает уникальным учебно-тренировочным комплексом на основе квантово-криптографической системы выработки и распределения ключей.

Дженнет Магомедова, старший преподаватель кафедры информационной безопасности МТУСИ, рассказала «Научно-образовательной политике» об эффективности обучения специалистов на базе киберполигона:

Внедрение киберполигона в учебный процесс позволяет готовить специалистов по информационной безопасности в условиях, максимально приближенных к реальным. В МТУСИ в начале октября состоялось открытие киберполигона на базе продуктов и решений для защиты информации от компании «Инфотекс». В ходе обучения будущие специалисты получают практические навыки выявления компьютерных атак, практических навыков расследования компьютерных инцидентов ИБ, а также реализации защитных мер по устранению найденных недостатков информационной безопасности в информационных сетях общего и специального назначения.

Киберполигон МТУСИ является первым в России киберполигоном с возможностями анализа атак на системы квантового распределения ключей.

Мы обучаем студентов, начиная с первых курсов бакалавриата по дисциплинам «Безопасность операционных систем», «Безопасность вычислительных сетей», «Вредоносное программное обеспечение», «Угрозы информационной безопасности инфокоммуникационных систем».

Благодаря распределенной архитектуре киберполигона, которая включает в себя основной корпус вуза, Колледж телекоммуникаций, Институт повышения квалификации, а также Северно-Кавказский и Волго-Вятский филиалы, мы имеем возможность осуществлять практическую подготовку студентов на всех уровнях образования и в разных регионах страны.
Сегодня стартовал финал II сезона конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей» ТопБЛОГ на базе НИУ ВШЭ

Иван Шулюпин, руководитель направления развития президентской платформы «Россия — страна возможностей»:

Проект ТопБЛОГ один из самых любимых ярких и интересных в составе президентской платформы «Россия — страна возможностей», потому что это проект для каждого человека. Сегодня каждый имеет телефон и может быть блогером.

АНО РСВ существует, чтобы в России были социальные лифты и каждый человек мог себя реализовать. Проект ТопБЛОГ простой и понятный механизм, который может привести к успеху и помочь стать известным.


Сергей Коляда, руководитель Департамента коммуникаций президентской платформы «Россия — страна возможностей»:

Мы ждали этого дня. У нас прошли яркие полуфиналы, но в финале встретились лучшие из лучших. Вы приехали подружиться — самое важное для блогеров это коллаборация. Вы здесь будете два дня и сможете найти соратников для обоюдного продвижения.

Для меня коммуникации — это призвание. Я работаю в этой сфере уже 16 лет. Это всегда что-то новое и яркое.

Хоть это и конкурс, самое главное — не стать конкурентами друг другу, а поддерживать друг друга.


Ольга Такшаитова, руководитель направления стратегических проектов ВКонтакте:

Программа получилась насыщенная, нам удалось до вас донести много нового. Мы вас будем сопровождать и сегодня, и завтра в роли поддержки и наставников. Пусть все это будет вам в кайф и даст классный заряд!

Рузанна Айрапетян, руководитель направления SMM-сопровождения общественных проектов Минпросвещения РФ:

Многие победители прошлого сегодня уже стали экспертами Совета учителей-блогеров при Минпросвещения РФ. Во многом это стало возможно благодаря конкурсу ТопБЛОГ.

Дмитрий Бескромный, руководитель проекта ТопБЛОГ:

У нас более 40 блогеров-миллионников и экспертов медиаиндустрии. ТопБЛОГ не был бы таким экспертным и вовлекающим без наших замечательных наставников.
Списочные соображения

В настоящий момент научно-издательское сообщество занято изучением и осмыслением первой редакции «белого списка». Он включает в себя более 30 тыс. журналов и является перечнем изданий, которые индексируются в одном из трех перечней: Web of Science Core Collection, Scopus, Russian Science Citation Index. В целом – это т.н. «ядро РИНЦ», по которому уже достаточно давно исчисляется собственная статистика.

Помимо этого – и некоторое время назад – был обнародован ранжированный по трем категориям перечень ВАК. Эта новость вызвала большое оживление в научном и издательском мирах – ведь на три категории (по модели 25-50-25%) были ранжированы издания, которые содержатся лишь в перечне ВАК и не входят ни в один из вышеупомянутых индексов.

Делению на три категории должен будет подвергнуться и «наличный вариант» «белого списка». Присутствие «индекса научной значимости» в ранжированном перечне ВАК подталкивает нас к мысли, что он будет подверстан как раз в низ «белого списка» индексированных изданий. Впрочем, это все еще неточно – профессионалы продолжают работу.

Один из активных участников этого процесса – директор Издательства «Наука» @naukapublishersru Николай Федосеенков – прокомментировал ход работ специально для «Научно-образовательной политики»:

«В список, опубликованный на сайте РЦНИ вошли более 30 тысяч научных журналов. В рамках разработанных критериев их количество будет меняться в обе стороны. Ни для кого не секрет, что есть «мусорные» журналы. Задача критериев их выявить и исключить или не допустить. И дать шанс качественным журналам быть в списке.

На сегодняшний день речь идет только о научных журналах. Включение в состав «Белого списка» книг и монографий пока не обсуждалось».

Последняя фраза примечательна тем, что как раз книжная литература интегрирована в методологию исчисления Комплексного балла публикационной результативности, где играет особую роль в случае с общественными и гуманитарными науками. Традиционна и ситуация, при которой монографии засчитываются за «ВАКовские публикации» – это особенно распространено в случаях защит докторских диссертаций.

Помимо персональных произведений есть и коллективные монографии – и здесь возникает вопрос, как оценивать публикацию в подобном труде (или даже сборнике статей), уровень которого может быть намного выше ведущих журналов, не обладая при этом формальными признаками периодического издания. Тот же вопрос возникает в отношении продолжающихся изданий – есть «Труды» и «ежегодники», которые не подпадают под определение журналов, но которые весомы в профессиональных сегментах научного сообщества.

Построение Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок продолжается. Ее базой станет как раз исчерпывающий (но не неизменный) «белый список», в который должны войти лучшие мировые и отечественные журналы, а также те издания, что, несмотря на не слишком высокие рейтинги, являются стержневыми для отдельных научных областей и емких в научно-технологическом плане отраслей.
Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве

«Мы противостоим совместно беспрецедентному санкционному давлению со стороны недружественных государств, сравнимому с тотальной экономической войной» - еще летом отмечал Михаил Мишустин, председатель правительства РФ. После и до настоящего момента было принято несколько новых пакетов ограничений, в том числе откровенно русофобских, запрещающих гражданам России въезд в некоторые страны, которые таким образом сводят счеты с историей.

Беспрецедентные ограничения дали толчок для развития российских технологий и промышленности, о чем неоднократно говорил Мишустин. Активно разрабатываются системы цифрового проектирования, математического моделирования и управления жизненным циклом продукции. Поэтому Правительство считает необходимым создать условия, чтобы востребованных нашей промышленностью технологий с каждым годом становилось всё больше.

Актуальна эта задача и для разработчиков и исследователей, которые работают в области применения современных методов математического моделирования и интеллектуальных систем в высокотехнологичном производстве как в теоретическом, так и прикладном аспекте, включая автоматизацию промышленных объектов, методы защиты данных.

В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения прошел II Международный форум «Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве».

Первый международный форум «Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве» состоялся в ГУАП в 2021 году, тогда доклады представляли в нескольких секциях, которые работали в течение двух дней. Большой интерес к первому форуму показал, что его проведение следует сделать регулярным.

Валерий Матьяш, проректор по учебной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, на открытии форума:

«Современное производство и индустрия 4.0 предъявляют все более высокие требования к развитию науки в целом и к математической науке, в частности. Сейчас много говорят о цифровых технологиях и цифровизации, но в основе «цифры» лежат серьезные математические методы. Я очень рад, что нам удалось на площадке ГУАП собрать уважаемых ученых, дорогих коллег, посвятивших свою деятельность математике. Благодаря цифровым технологиям дистанционно у нас принимают участие коллеги из других стран».

Елена Фролова, директор Института фундаментальной подготовки и технологических инноваций ГУАП, для «Научно-образовательной политики»:

«Особенно хочется отметить важность участия в форуме молодых ученых, аспирантов и просто студентов вузов, которые смогли не только присутствовать на выступлениях ведущих ученых, но и получить ответы на свои вопросы, выступить с тематическими докладами, отражающими прикладные аспекты их будущей профессиональной деятельности. Бурно развиваются технологии, которые казались не применимыми 10-20 лет назад, а сегодня они активно используются в нашей жизни. Поэтому нужно оставаться конкурентоспособным как в науке, так и наукоемких производствах и экономике».
Руслан Гагкуев, член Правления РИО @historyrussia_org, заместитель исполнительного директора фонда «История Отечества», участник Всероссийской конференции «Россия: единство и многообразие» для «Научно-образовательной политики»:

«Одним из обсуждавшихся сегодня на секции вопросов стало изучения истории родного края в школах. Обращение к истории своей малой родины, истории своего города, семьи — одна из тех основ, которая укрепляет нашу гражданскую идентичность, воспитывает чувство патриотизма.

В настоящее время изучение истории родного края в школе не является обязательным. В ряде регионов она преподается системно, благодаря позиции руководства местных органов управления образованием. В большинстве же субъектов Российской Федерации вопрос изучать или не изучать историю родного края оставлен на усмотрение самих школ. Сложившуюся ситуацию безусловно необходимо менять.

Важно отметить, что Президентом России Владимиром Путиным в октябре этого года дано поручение Министерству просвещения РФ совместно с органами исполнительной власти регионов страны и при участии РИО и РВИО обеспечить разработку согласованного подхода к преподаванию истории родного края.

РИО в текущем году уже приступило к выполнению этого поручения. Так, историками из Луганской Народной республики и ведущими специалистами из академических институтов системы РАН подготовлен проект Историко-культурного стандарта по истории Луганщины. Его содержание синхронизировано с Историко-культурным стандартом по истории России и содержит все важные события, происходившие на территории современной Луганской Народной республики — с древнейших времен до наших дней.

В дальнейшем, на основе его содержания предстоит сделать следующий шаг — подготовить учебники для школ республики. Учитывая опыт разработки стандарта для ЛНР, в дальнейшем может быть организована подготовка аналогичных документов для других российских регионов»
.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/3575
Школы: векторы движения

В Государственной Думе прошел правительственный час с Министром просвещения Сергеем Кравцовым. На фоне того, как много говорится о пост-Болонской системе высшего образования, школьный уровень также претерпевает важные трансформации.

Вертикали
В фокусе внимания и Минпросвещения, и парламентариев – возможность передачи школ с муниципального на региональный уровень. Соответствующий законопроект силами 345 депутатов внесен в Госдуму. Его принятие сомнений не вызывает.

История с регионализацией школьного образования тянется уже достаточно давно. Одним из главных лоббистов такого решения была и остается Ольга Васильева – тогда она это делала как глава старого Минобрнауки и далее Минпросвещения, сейчас – как президент Российской академии образования.

Мотивация возможности трансфера достаточно прозаична: муниципалитеты имеют катастрофически разные финансовые возможности, часто даже в рамках одного региона. Для выравнивания качества школьного образования и гарантированности его единого уровня по всей стране – как раз и предусматривается перевод муниципальных образовательный учреждений в государственные (то есть – на уровень регионов).

Универсалии
Сергей Кравцов отчитался перед Госдумой о том, что по ключевым предметам, обеспечивающих воспитание, патриотизм и гражданскую социализацию – в частности, литература, история, обществознание – теперь будут работать универальный федеральные образовательные программы, которые станут обязательными к реализации. Это позволит гарантировать (при известной гибкости) единое образовательное пространство по всей стране.

Учебники
Вместе с едиными программами перезагрузка прошла и в учебниковом вопросе. Теперь Минпросвещения становится оператором госзаказа на учебники и учебную литературу (которая должна идти с ними в комплекте). Экспертиза станет еще более системной, а права на созданные по госзаказу книги останутся у государства.

Оба последних изменения внесены в сентябре 2022 года Указом Президента. Минпросвещения уже начало активно работать по новым полномочиям и форматам – именно об этом Сергей Кравцов докладывал депутатам.

История
Основным «гражданообразующим» предметом (сочетающим обучение, воспитание, патриотизм) является История. В значительной части содержание образования по этому предмету регулируется историко-культурным стандартном. Вместе с тем, именно в рамках Истории (впрочем, наравне с «Разговорами о важном») дети должны получать ответы на самые злободневные вопросы: о суверенной внешней политике России, о Крыме, Донбассе и СВО и т.п.

Еще один блок изменений – корректировка европоцентричного подхода. Суть его в том, что ключевое внимание в блоках по всеобщей истории уделялось именно становлению и развитию европейской цивилизации. В текущих условиях, во-первых, как отметил Сергей Кравцов, главным рефреном должна стать история самой России, которая была бы, во-вторых, вписана в мировую историю с особым вниманием к вне-европейским цивилизациям и странам.

Кадры
Одной из болезненных тем школьного образования являются кадры. Вячеслав Володин обратил внимание на необходимость честного и сутевого анализа ситуации, который не должен сводить к количественным отчетам. В свою очередь, Сергей Кравцов рапортовал о повышении конкуренции при поступлении в педагогические вузы и усиления наполняемости школ молодыми кадрами. Также он отметил, что в четырех новых российских регионах будут открыты федеральные педагогические вузы, которые будут включать в себя педколледжи, а также масштабные возможности для повышения квалификации педагогов.

Труд
Популярной темой всегда были вопросы трудового воспитания – теплые чувства проявляют к ним парламентарии и поныне. Усиливать эти сюжеты нужно – тут Сергей Кравцов согласился с Вячеславом Володиным. А вот как нащупать грань между принуждением ребенка к труду и воспитанием ответственности – это предстоит решить методологам, педагогам, психологам, учителям и родителям.

Подробнее: http://duma.gov.ru/news/55746/