НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Исторический контур российской идентичности (1/2)

Сегодня стартовала Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: единство и многообразие». Накануне в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам 10 лет работы Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям и реализации стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года.

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, поэтому вопросы госполитики в этой области относятся к числу наиболее важных и приоритетных. Ее основные принципы были изложены в статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» в 2012 году. В том же году вышел один из первых Майских указов Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия».

Ключевые решения, которые были приняты:
1. Образование Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям;
2. Формирование Стратегии государственной национальной политики.

Поручения носят системообразующий характер при этому учитывают мнения на местах. Главная цель — общероссийское гражданское единство. С этой целью 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России. Основы госполитики направлены на сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей.

В результате реализованных мер уже удалось достичь системных и фундаментальных изменений — за 10 лет удалось существенности снизить градус напряженности и количество локальных конфликтов на этнической и религиозной почве.

Но сейчас ситуация осложняется рядом факторов — риски на границах России, миграция, внешнее давление. Все это представляет серьезным вызов сохранению единства. В этой связи было принято решение о проведении 16-17 ноября Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие». Минобрнауки выступает одним из организаторов конференции. «Цель конференции — обобщение накопленного опыта, анализ результатов и координация действий. Результатом должно стать определение дальнейших приоритетов и актуальных вызовов», — отметил заместитель руководителя Администрации президента РФ, председатель президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Магомедсалам Магомедов. Он также подчеркнул, что Министерство очень внимательно и серьезно относятся к вопросам государственной межнациональной политики.

Подробнее: https://tass.ru/press/18137
Исторический контур российской идентичности (2/2)

«Министерство науки и высшего образования проводит активную работы по реализации государственной национальной политики. Скрепляющая сила — это общая история. Минобрнауки проводит серьезную работу по противодействию фальсификации истории, защите исторической памяти, поддержке актуальных научных исследований в данной сфере», — рассказал замминистра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко.

По линии Министерства предпринимаются конкретные меры:
- сформирован экспертный совет по историческому развитию и образованию, который координирует профильные мероприятия и занимается популяризацией исторических знаний;
- последовательно увеличиваются КЦП по укрупненной группе специальностей по направлению «История и археология»;
- приняты стандарты по преподаванию истории;
- 10 ноября в Минобрнауки создана рабочая группа по укреплению общероссийской гражданской идентичности при координационном совете по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
- поддержка научных исследований, связанных с развитием межкультурных связей и другие.

Директор Института российской истории РАН, член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Юрий Петров выделил историю как важнейший фактор формирования российской идентичности и патриотизма: «История нашей страны — прекрасный материал для формирования чувства сопричастности и единства нашего государства. Один из главных трендов развития России в ретроспективе — сохранение народов, которые в разное время вошли в состав России. Но ни один из них не исчез с исторической правды — в этом кардинальное отличие России. Было важно, чтобы эти народы оставались в составе государства, были опорой и хребтом и служили для дальнейшего прогрессивного развития».

И действительно, если посмотреть актуальную линию государства, то можно увидеть цепочку взаимосвязанных мероприятий и событий, объединенных общей целью — сохранение гражданского единства. Проведению пресс-конференции предшествовали старт Всероссийская просветительская онлайн-экспедиция «Моя страна – моя Россия» («История в лицах моей страны») и Всероссийская просветительская экспедиция «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности», встреча Президента с историками и представителями традиционных религий России по случаю 10-летия воссозданий РИО и РВИО, формирование концепции преподавания истории России для неисторических специальностей вузов (одним из авторов которой и выступил Юрий Петров) и многие другие. Вектор «история — общенациональное единство» все больше укрепляется и структуририруется, облекая в более четкие контуры понятие российской идентичности.
Инновации в альтернативной энергетике: производство и накопление

14 ноября в университете «Дубна» стартовала Всероссийская конференция с международным участием, посвященная вопросам альтернативной энергетики. В работе конференции принимают участие ученые из разных стран и организаций, включая РАН и ОИЯИ.

Как отметил ректор университета «Дубна» Дмитрий Фурсаев, стратегия развития университета направлена на формирование научно-исследовательского и политехнического компонента. В сфере интересов молодого вуза – подготовка кадров для инновационных компаний как Московской области, так и России в целом, разработка и развитие цифровых технологий.

Дмитрий Фурсаев, ректор университета «Дубна» для «Научно-образовательной политики»:

«Сегодня основное внимание уделяется разработкам университета в области создания новых источников питания на литий-ионной основе для мобильных станций и для нужд ЖКХ. Мы надеемся, что с этими разработками в ближайшее время выйдем на передовые позиции».
Победа, слава, доблесть, память

Под председательством президента России Владимира Путина прошло заседание Российского организационного комитета «Победа». В фокусе внимания оказались системно значимые для национального самосознания кейсы: мемориалы в память о геноциде советского народа, почетные звания городам, грядущие 80-летние юбилеи прорыва и снятия блокады Ленинграда.

Во вступительном слове Владимир Путин еще раз подчеркнул, что историческая правда и историческая память являются основами государственного суверенитета России. Следовательно, «попытки ряда государств переписать, перелицевать мировую историю» — это прямое посягательство на независимость и безопасность страны.

Президент еще раз обозначил столпы национальной идентичности:
1. Преемственность поколений.
2. Верность традициям.
3. Высокие духовно-нравственные ориентиры.

Историческая память еще раз закреплена как одна из ключевых духовно-нравственных ценностей.

Инструментами в битвах за историю со стороны наших соперников стали «искажение истории, насаждение мифов, размывание ценностей», со своей стороны Россия отвечает объективными свидетельствами, исторически точными фактами, методологически грамотной работой с источниками, «судами истории».

Владимир Путин еще раз обозначил процесс всестороннего и исчерпывающего изучения преступлений нацистов против мирного населения СССР – это был геноцид в чистом виде. Россия завершает работу Нюрнбергского трибунала – до последнего свидетельства собирая летопись преступлений нацистов и их пособников.

Особый акцент президент сделал на комплексное изучение и осмысление Великой Отечественной войны как краеугольного камня национально-народной идентичности, в том числе – как определяющих рамок патриотическо-воспитательного вектора молодежной политики:

«Крайне важно сформировать мировоззренческую позицию молодёжи по отношению к ключевым вехам нашей истории, прежде всего к таким, как Победа в Великой Отечественной войне – Победа, которая ковалась и на фронте, и в тылу и с которой прямо связана практически каждая российская семья, каждый наш регион, каждый большой и малый город, каждая деревня, каждый посёлок России».

Родина в философии Путина начинается все-таки с Великой Победы.

Вторым слово получил новый президент РАН Геннадий Красников. Традиционно Академия занимается экспертизой заявок на почетные звания городов воинской славы и трудовой доблести. В этой итерации оценок присутствовали представители 4 новых регионов РФ.

Из таковых Мелитополь и Мариуполь получили почетное звание «Город воинской славы», а Горловка и Луганск – «Город трудовой доблести». Помимо них «трудовое» звание было присвоено: Астрахани, Вологде, Златоусту, Каспийску, Норильску, Орску и Якутску.

Принципиально важно, что в этих вопросах – при всем многообразии акторов, включая РИО и РВИО – президент все же ориентируется на экспертизу Российской Академии наук.

Стоит напомнить, что согласно поручению главы государства в составе Правительство, Минобрнауки, РАН (на ее базе должен быть развернут научный совет), РИО, РВИО сотоварищи-историки должен быть создан национальный центр изучения Великой Отечественной войны.

Много внимания было уделено мемориализации концентрационных и трудовых лагерей на территории бывшего СССР. Речь шла о концлагере Красный (Крым), Дулаг-241 (Симферополь), Дулаг-142 (Брянская область), Дулаг-154 (Ленинградская область). Здесь на символическо-вербальном уровне виден перехват повестки – пока иноагенты разгоняют тему ГУЛАГа, массовая патриотическая культура ответит мемориалами Дулагов.

Крымчане также попросили поддержать создание центра сквозной истории русского Крыма. А ленинградцы спросили у президента, не против ли он возглавить оргкомитет по ближайшим 80-летним юбилеям блокады и ее прорыва.

Победа – краеугольный камень нашей идентичности. Это вневременной и сквозной концепт, на котором основывается картина настоящего и желаемого будущего. От этого – непреходящая ценность исторической памяти вообще и мемориалов Победы – в частности.

Подробнее.
Киберполигоны на кибервойне

Против России развязана мощная кибервойна, которая ведется не только школьниками, придумывающими различные фейки в духе отправленной жвачки или испорченных кедов, но и специалистами, которые прошли серьезную подготовку на Западе. Среди новых тенденций эксперты отмечают массированные атаки на серверы, отключение провайдеров от магистральных каналов связи, прекращение работы целого ряда защитных средств иностранного производства, а также внедрение вредоносного кода в их обновления. Александр Хинштейн, председатель комитета ГД РФ по информационной политике, что для подготовки специалистов, занимающихся киберзащитой, необходимы киберполигоны.

«С начала этого года количество кибератак на Россию увеличилось на 80% — поэтому вопросы сдерживания и приобретают особое значение. Нам необходимо решить два ключевых вопроса: Первый — соразмерный ответ нашим противникам. Я не понимаю, почему Россия может наносить удары по объектам того же стратегического назначения, но не наносит такие же удары в киберпространстве? Мы с февраля текущего года наблюдаем непрекращающийся рост атак на нашу страну, и с точки зрения последствий — вывод из строя системы военного управления не менее важен, чем физическое уничтожение самих органов управления.

Второй — усиление киберзащиты, совершенствование технологий и обучение новых кадров. «Киберполигон» может стать базисом для такой подготовки. Так, уже открылись 8 опорных центров Национального киберполигона. А до 2024 их число должно увеличиться до 15. Ими становятся и вузы, что позволяет повысить квалификацию уже действующих сотрудников для ликвидации различных цифровых атак и подготовить специалистов по кибербезопасности»
- отметил Хинштейн.

В начале октября в Московском техническом университете связи и информатики открылся подобный полигон, который обладает уникальным учебно-тренировочным комплексом на основе квантово-криптографической системы выработки и распределения ключей.

Дженнет Магомедова, старший преподаватель кафедры информационной безопасности МТУСИ, рассказала «Научно-образовательной политике» об эффективности обучения специалистов на базе киберполигона:

Внедрение киберполигона в учебный процесс позволяет готовить специалистов по информационной безопасности в условиях, максимально приближенных к реальным. В МТУСИ в начале октября состоялось открытие киберполигона на базе продуктов и решений для защиты информации от компании «Инфотекс». В ходе обучения будущие специалисты получают практические навыки выявления компьютерных атак, практических навыков расследования компьютерных инцидентов ИБ, а также реализации защитных мер по устранению найденных недостатков информационной безопасности в информационных сетях общего и специального назначения.

Киберполигон МТУСИ является первым в России киберполигоном с возможностями анализа атак на системы квантового распределения ключей.

Мы обучаем студентов, начиная с первых курсов бакалавриата по дисциплинам «Безопасность операционных систем», «Безопасность вычислительных сетей», «Вредоносное программное обеспечение», «Угрозы информационной безопасности инфокоммуникационных систем».

Благодаря распределенной архитектуре киберполигона, которая включает в себя основной корпус вуза, Колледж телекоммуникаций, Институт повышения квалификации, а также Северно-Кавказский и Волго-Вятский филиалы, мы имеем возможность осуществлять практическую подготовку студентов на всех уровнях образования и в разных регионах страны.
Сегодня стартовал финал II сезона конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей» ТопБЛОГ на базе НИУ ВШЭ

Иван Шулюпин, руководитель направления развития президентской платформы «Россия — страна возможностей»:

Проект ТопБЛОГ один из самых любимых ярких и интересных в составе президентской платформы «Россия — страна возможностей», потому что это проект для каждого человека. Сегодня каждый имеет телефон и может быть блогером.

АНО РСВ существует, чтобы в России были социальные лифты и каждый человек мог себя реализовать. Проект ТопБЛОГ простой и понятный механизм, который может привести к успеху и помочь стать известным.


Сергей Коляда, руководитель Департамента коммуникаций президентской платформы «Россия — страна возможностей»:

Мы ждали этого дня. У нас прошли яркие полуфиналы, но в финале встретились лучшие из лучших. Вы приехали подружиться — самое важное для блогеров это коллаборация. Вы здесь будете два дня и сможете найти соратников для обоюдного продвижения.

Для меня коммуникации — это призвание. Я работаю в этой сфере уже 16 лет. Это всегда что-то новое и яркое.

Хоть это и конкурс, самое главное — не стать конкурентами друг другу, а поддерживать друг друга.


Ольга Такшаитова, руководитель направления стратегических проектов ВКонтакте:

Программа получилась насыщенная, нам удалось до вас донести много нового. Мы вас будем сопровождать и сегодня, и завтра в роли поддержки и наставников. Пусть все это будет вам в кайф и даст классный заряд!

Рузанна Айрапетян, руководитель направления SMM-сопровождения общественных проектов Минпросвещения РФ:

Многие победители прошлого сегодня уже стали экспертами Совета учителей-блогеров при Минпросвещения РФ. Во многом это стало возможно благодаря конкурсу ТопБЛОГ.

Дмитрий Бескромный, руководитель проекта ТопБЛОГ:

У нас более 40 блогеров-миллионников и экспертов медиаиндустрии. ТопБЛОГ не был бы таким экспертным и вовлекающим без наших замечательных наставников.
Списочные соображения

В настоящий момент научно-издательское сообщество занято изучением и осмыслением первой редакции «белого списка». Он включает в себя более 30 тыс. журналов и является перечнем изданий, которые индексируются в одном из трех перечней: Web of Science Core Collection, Scopus, Russian Science Citation Index. В целом – это т.н. «ядро РИНЦ», по которому уже достаточно давно исчисляется собственная статистика.

Помимо этого – и некоторое время назад – был обнародован ранжированный по трем категориям перечень ВАК. Эта новость вызвала большое оживление в научном и издательском мирах – ведь на три категории (по модели 25-50-25%) были ранжированы издания, которые содержатся лишь в перечне ВАК и не входят ни в один из вышеупомянутых индексов.

Делению на три категории должен будет подвергнуться и «наличный вариант» «белого списка». Присутствие «индекса научной значимости» в ранжированном перечне ВАК подталкивает нас к мысли, что он будет подверстан как раз в низ «белого списка» индексированных изданий. Впрочем, это все еще неточно – профессионалы продолжают работу.

Один из активных участников этого процесса – директор Издательства «Наука» @naukapublishersru Николай Федосеенков – прокомментировал ход работ специально для «Научно-образовательной политики»:

«В список, опубликованный на сайте РЦНИ вошли более 30 тысяч научных журналов. В рамках разработанных критериев их количество будет меняться в обе стороны. Ни для кого не секрет, что есть «мусорные» журналы. Задача критериев их выявить и исключить или не допустить. И дать шанс качественным журналам быть в списке.

На сегодняшний день речь идет только о научных журналах. Включение в состав «Белого списка» книг и монографий пока не обсуждалось».

Последняя фраза примечательна тем, что как раз книжная литература интегрирована в методологию исчисления Комплексного балла публикационной результативности, где играет особую роль в случае с общественными и гуманитарными науками. Традиционна и ситуация, при которой монографии засчитываются за «ВАКовские публикации» – это особенно распространено в случаях защит докторских диссертаций.

Помимо персональных произведений есть и коллективные монографии – и здесь возникает вопрос, как оценивать публикацию в подобном труде (или даже сборнике статей), уровень которого может быть намного выше ведущих журналов, не обладая при этом формальными признаками периодического издания. Тот же вопрос возникает в отношении продолжающихся изданий – есть «Труды» и «ежегодники», которые не подпадают под определение журналов, но которые весомы в профессиональных сегментах научного сообщества.

Построение Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок продолжается. Ее базой станет как раз исчерпывающий (но не неизменный) «белый список», в который должны войти лучшие мировые и отечественные журналы, а также те издания, что, несмотря на не слишком высокие рейтинги, являются стержневыми для отдельных научных областей и емких в научно-технологическом плане отраслей.
Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве

«Мы противостоим совместно беспрецедентному санкционному давлению со стороны недружественных государств, сравнимому с тотальной экономической войной» - еще летом отмечал Михаил Мишустин, председатель правительства РФ. После и до настоящего момента было принято несколько новых пакетов ограничений, в том числе откровенно русофобских, запрещающих гражданам России въезд в некоторые страны, которые таким образом сводят счеты с историей.

Беспрецедентные ограничения дали толчок для развития российских технологий и промышленности, о чем неоднократно говорил Мишустин. Активно разрабатываются системы цифрового проектирования, математического моделирования и управления жизненным циклом продукции. Поэтому Правительство считает необходимым создать условия, чтобы востребованных нашей промышленностью технологий с каждым годом становилось всё больше.

Актуальна эта задача и для разработчиков и исследователей, которые работают в области применения современных методов математического моделирования и интеллектуальных систем в высокотехнологичном производстве как в теоретическом, так и прикладном аспекте, включая автоматизацию промышленных объектов, методы защиты данных.

В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения прошел II Международный форум «Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве».

Первый международный форум «Математические методы и модели в высокотехнологичном производстве» состоялся в ГУАП в 2021 году, тогда доклады представляли в нескольких секциях, которые работали в течение двух дней. Большой интерес к первому форуму показал, что его проведение следует сделать регулярным.

Валерий Матьяш, проректор по учебной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, на открытии форума:

«Современное производство и индустрия 4.0 предъявляют все более высокие требования к развитию науки в целом и к математической науке, в частности. Сейчас много говорят о цифровых технологиях и цифровизации, но в основе «цифры» лежат серьезные математические методы. Я очень рад, что нам удалось на площадке ГУАП собрать уважаемых ученых, дорогих коллег, посвятивших свою деятельность математике. Благодаря цифровым технологиям дистанционно у нас принимают участие коллеги из других стран».

Елена Фролова, директор Института фундаментальной подготовки и технологических инноваций ГУАП, для «Научно-образовательной политики»:

«Особенно хочется отметить важность участия в форуме молодых ученых, аспирантов и просто студентов вузов, которые смогли не только присутствовать на выступлениях ведущих ученых, но и получить ответы на свои вопросы, выступить с тематическими докладами, отражающими прикладные аспекты их будущей профессиональной деятельности. Бурно развиваются технологии, которые казались не применимыми 10-20 лет назад, а сегодня они активно используются в нашей жизни. Поэтому нужно оставаться конкурентоспособным как в науке, так и наукоемких производствах и экономике».
Руслан Гагкуев, член Правления РИО @historyrussia_org, заместитель исполнительного директора фонда «История Отечества», участник Всероссийской конференции «Россия: единство и многообразие» для «Научно-образовательной политики»:

«Одним из обсуждавшихся сегодня на секции вопросов стало изучения истории родного края в школах. Обращение к истории своей малой родины, истории своего города, семьи — одна из тех основ, которая укрепляет нашу гражданскую идентичность, воспитывает чувство патриотизма.

В настоящее время изучение истории родного края в школе не является обязательным. В ряде регионов она преподается системно, благодаря позиции руководства местных органов управления образованием. В большинстве же субъектов Российской Федерации вопрос изучать или не изучать историю родного края оставлен на усмотрение самих школ. Сложившуюся ситуацию безусловно необходимо менять.

Важно отметить, что Президентом России Владимиром Путиным в октябре этого года дано поручение Министерству просвещения РФ совместно с органами исполнительной власти регионов страны и при участии РИО и РВИО обеспечить разработку согласованного подхода к преподаванию истории родного края.

РИО в текущем году уже приступило к выполнению этого поручения. Так, историками из Луганской Народной республики и ведущими специалистами из академических институтов системы РАН подготовлен проект Историко-культурного стандарта по истории Луганщины. Его содержание синхронизировано с Историко-культурным стандартом по истории России и содержит все важные события, происходившие на территории современной Луганской Народной республики — с древнейших времен до наших дней.

В дальнейшем, на основе его содержания предстоит сделать следующий шаг — подготовить учебники для школ республики. Учитывая опыт разработки стандарта для ЛНР, в дальнейшем может быть организована подготовка аналогичных документов для других российских регионов»
.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/3575
Школы: векторы движения

В Государственной Думе прошел правительственный час с Министром просвещения Сергеем Кравцовым. На фоне того, как много говорится о пост-Болонской системе высшего образования, школьный уровень также претерпевает важные трансформации.

Вертикали
В фокусе внимания и Минпросвещения, и парламентариев – возможность передачи школ с муниципального на региональный уровень. Соответствующий законопроект силами 345 депутатов внесен в Госдуму. Его принятие сомнений не вызывает.

История с регионализацией школьного образования тянется уже достаточно давно. Одним из главных лоббистов такого решения была и остается Ольга Васильева – тогда она это делала как глава старого Минобрнауки и далее Минпросвещения, сейчас – как президент Российской академии образования.

Мотивация возможности трансфера достаточно прозаична: муниципалитеты имеют катастрофически разные финансовые возможности, часто даже в рамках одного региона. Для выравнивания качества школьного образования и гарантированности его единого уровня по всей стране – как раз и предусматривается перевод муниципальных образовательный учреждений в государственные (то есть – на уровень регионов).

Универсалии
Сергей Кравцов отчитался перед Госдумой о том, что по ключевым предметам, обеспечивающих воспитание, патриотизм и гражданскую социализацию – в частности, литература, история, обществознание – теперь будут работать универальный федеральные образовательные программы, которые станут обязательными к реализации. Это позволит гарантировать (при известной гибкости) единое образовательное пространство по всей стране.

Учебники
Вместе с едиными программами перезагрузка прошла и в учебниковом вопросе. Теперь Минпросвещения становится оператором госзаказа на учебники и учебную литературу (которая должна идти с ними в комплекте). Экспертиза станет еще более системной, а права на созданные по госзаказу книги останутся у государства.

Оба последних изменения внесены в сентябре 2022 года Указом Президента. Минпросвещения уже начало активно работать по новым полномочиям и форматам – именно об этом Сергей Кравцов докладывал депутатам.

История
Основным «гражданообразующим» предметом (сочетающим обучение, воспитание, патриотизм) является История. В значительной части содержание образования по этому предмету регулируется историко-культурным стандартном. Вместе с тем, именно в рамках Истории (впрочем, наравне с «Разговорами о важном») дети должны получать ответы на самые злободневные вопросы: о суверенной внешней политике России, о Крыме, Донбассе и СВО и т.п.

Еще один блок изменений – корректировка европоцентричного подхода. Суть его в том, что ключевое внимание в блоках по всеобщей истории уделялось именно становлению и развитию европейской цивилизации. В текущих условиях, во-первых, как отметил Сергей Кравцов, главным рефреном должна стать история самой России, которая была бы, во-вторых, вписана в мировую историю с особым вниманием к вне-европейским цивилизациям и странам.

Кадры
Одной из болезненных тем школьного образования являются кадры. Вячеслав Володин обратил внимание на необходимость честного и сутевого анализа ситуации, который не должен сводить к количественным отчетам. В свою очередь, Сергей Кравцов рапортовал о повышении конкуренции при поступлении в педагогические вузы и усиления наполняемости школ молодыми кадрами. Также он отметил, что в четырех новых российских регионах будут открыты федеральные педагогические вузы, которые будут включать в себя педколледжи, а также масштабные возможности для повышения квалификации педагогов.

Труд
Популярной темой всегда были вопросы трудового воспитания – теплые чувства проявляют к ним парламентарии и поныне. Усиливать эти сюжеты нужно – тут Сергей Кравцов согласился с Вячеславом Володиным. А вот как нащупать грань между принуждением ребенка к труду и воспитанием ответственности – это предстоит решить методологам, педагогам, психологам, учителям и родителям.

Подробнее: http://duma.gov.ru/news/55746/