НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Рецепт умной промышленности

На Конгрессе молодых ученых сегодня развернулась дискуссия «Умная промышленность: новые тренды трансфера компетенций». Компании и научное сообщество обсуждали новые модели взаимодействия для подготовки молодых специалистов и их привлечения в научно-исследовательскую среду.

Эксперт из Томского политеха, директор Инженерной школы природных ресурсов вуза Артем Боев поделился с «Научно-образовательной политикой» мнением, в чем рецепт успешного взаимодействия с индустрией:

«У Томского политеха выстроена полноценная система коммуникации и партнерства с индустриальными партнерами и в образовании, и в технологиях. В крупных игроках рынков — «Газпром нефть», «Газпром», «Роснефть», «Росатом», «СИБУР» — есть свои корпоративные институты. И они не конкуренты университетам. Такие структуры часто один из ключевых факторов успеха. Они помогают обеспечить быстрый доступ к функциональным направлениям индустриального партнера.

И с компаниями нужно стремиться работать комплексно. Не только по классической схеме — только образование. Когда в повестке университета есть и хоздоговора, и НИОКР, и образование, тогда будет успех. Тогда студенты, сотрудники, ученые получают возможность занимаются прикладными исследованиями в интересах компании. И синхронизация, разговор на одном языке идет быстрее. Поэтому для такого сложного вопроса взаимодействия есть несложный действенный рецепт. Наука в виде НИОКР с компанией + хоздоговора + образование.

И нужно добавить немного скорости. Это тоже очень важно. Чем быстрее студент будет входить в рабочий процесс, тем лучше. Мы в ТПУ четко видим запрос от бизнеса: компаниям нужен готовый специалист за год. Это реально в формате магистратуры, мы научились это делать для нефтегазовой отрасли. Мы умеем готовить отменных магистров за год. Поэтому мы видим, что повышение интенсивности магистратуры при сокращении сроков обучения — реальный путь».

#КМУ2022
КБ Молодость: развилки и подводные камни (1/2)

Мало привлечь абитуриента на инженерно-конструкторские направления подготовки – надое его мотивировать и удержать в контуре НИОКР. Одним из возможных решений могут быть молодежные (студенческие) конструкторские бюро. Они же могут выступать настоящими инкубаторами инженеров новой формации, но для этого их еще предстоит запустить.

Что сразу отличает проект МКБ – его действительно обсуждают и проговаривают. Этот проект был в центре дискуссии на ПМЭФ-2022, а на КМУ-2022 разговор продолжили.

У программы МКБ два драйвера – автор идеи Денис Кравченко, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, и Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ и модератор дискуссии.

Денис Кравченко определил главные вызовы – санкционное давление, обеспечение технологической независимости и суверенитета. Единая Россия видит выход в трех направления работы:
1. Создание промышленного каркаса страны – для этого действуют преференциальные режимы, оказывается многовекторная поддержка, тут же МКБ.
2. Территориальное развитие – в первую очередь для территорий с повышенным научно-технологическим и человеческим потенциалом.
3. Кадры – надо построить бесшовную систему образования, вовлечь ребя в занятие науки и технологий, дать интересные задачи, давать возможность самореализации.

Дмитрий Шишкин, директор административного департамента Роскосмоса, сообщил, что Юрий Борисов поставил перед корпорацией принципиально новую задачу – конвейерным способом запустить производство многоспутниковых группировок. Исходя из этого должны меняться задачи на каждом звене цепи: школа – вуз – предприятие.

Вообще в дискуссии очень много говорили о сложных развилках. Причем сами лидеры проекты просили акцентировать внимание именно на них. Последуем их совету.

Корпоративная культура
Дмитрий Шишкин выделил проблему – членам МКБ однозначно необходимо посещать предприятия, чтобы воспринять корпоративную культуру, но это крайне трудно организовать.

Формации мышления
Эмиссар Роскосмоса выделил еще одну двуединую задачу: чтобы одновременно молодой персонал воспринял ценности и традиции, а его наставники – восприняли новую, в т.ч. цифровую, методологию.

Целеполагание
Основные споры были вокруг того – какие заказы должны поступать в МКБ.

Дмитрий Шишкин считает, что это должны быть те задачи, которые вписаны в задачи, стоящие перед предприятиями в данный момент, оттуда же должна идти финансовая поддержка. Это может быть и фронтирная задача, но поставленная наставнику, к которому приходят студенты в МКБ.

Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации Питерского политеха, считает, что задачи должны быть фронтирными, проистекать от государственных приоритетов и интересных, воплощаться сразу на цифровой платформе в формате цифровых двойников. А далее обязателен переход к сетевым форматам взаимодействия.

И.о. ректора Бауманки Михаил Гордин на это возразил, что у студентов в 20 лет нет ни знания, ни опыта. Куда им фронтирные задачи.

С ним не согласился Александр Ведехин, врио директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки, который заявил – учебных задач нет, молодежь надо привлекать к работам по большим вызовам, на предприятиях остро востребованы люди с опытом. Создавать надо по каждому вектору минимум по десятку лабораторий, чтобы они могли ежегодно соревноваться друг с другом.

Подробнее о дискуссии на ПМЭФ-2022: части 1 и 2.

#КМУ2022
КБ «Молодость»: развилки и подводные камни (2/2)

Индивид и коллектив
Еще одна зона дискуссий – как нужно работать с МКБ: индивидуально с каждым студентом или исключительно с коллективом (за последнее ратовал Дмитрий Земцов)?

Развитие и смена поколений
Другой вопрос – что делать с «сотрудниками» МКБ по их выпуску. В идеале они должны интегрироваться во взрослые КБ, но идивидуально или командно? Что делать с составом – набирать заново и начинать с нуля? Кто будет доводить повисшие задачи?

Участники пришли к неутешительному выводу – МКБ почкованием на размножаются, а ключевой является роль личности в истории.

Другая проблема – что если уходит главный энтузиаст, ведь тогда разваливается все МКБ. Впрочем, на это Дмитрий Земцов возразил, что даже хорошие специалисты часто не могу подготовить никого, кроме подмастерьев – нужда более гибкая модель.

Рефрены
Оксана Кухарчук (из ГК Элемент) подтвердила, что IT поглощает сопредельные области – на этот раз микроэлектронику. А она, напомним – в фокусе госполитики суверенного технологического прорыва.

Проблемы коммуникации
Оксана Кухарчук также, хоть и мельком, обмолвилась о том, что вузы, МКБ, предприятия должны говорить на одном языке – для этого потребуется привести к одному знаменателю на только университетскую, но и промышленную сторону.

Возможности кризиса
Денис Кравченко подчеркнул – сейчас от слов все перешли ко внепроцедурным делам, ориентированным на эффективность – в этом большой шанс для всех новых начинаний.

Еще развилки
Молодые ученые и инженеры накидали еще развилок: нет четких протоколов финансовой или кадровой работы; нет входящего контроля на знание ГОСТом и конструкторской документации; нет масштабируемости и смены поколений; о МКБ часто не знает львиная доля студентов и даже ректорат.

Решения?
Есть много подходов в попытке решить системные проблемы – Академия наставников (где главных двое – от образования и от производства), это предлагает Екатерина Морозова из Открытого университета Сколково. Либо формат молодежного НОЦа как у Инженерии будущего @enginethefuture.

В итоге – молодежные (студенческие) конструкторские бюро могут в идеале стать эффективными инкубаторами инженеров новой формации, но на пути развития слишком много развилок, которые способны превратить масштабные планы по созданию МКБ в мертворожденный процесс.

К сожалению, в ходе дискуссии не прозвучали ответы на принципиальные вопросы, что были сформулированы на ПМЭФ-2022. Как минимум, нет понимания – как можно передать с предприятия в МКБ документацию, которая защищена коммерческой или военной (государственной) тайной. Есть много других, уже выявленных, подводных камней. Как лавировать между ними – пока остается неясно.

#КМУ2022
На КМУ клёво

Afterparty Конгресса молодых учёных в Сочи прошла в очень позитивной атмосфере  в легендарном ресторане "КЛЁВО".

Команда НОП и Заместитель председателя Государственной Думы Борис Чернышов собрали в кулуарах главного научного мероприятий года ректоров 15 ведущих университетов, руководителей ФОИВ, депутатов Государственной Думы, кураторов молодёжной политики России. В дружеской доверительной атмосфере состоялся искренний разговор, в рамках которого был анонсирован и обсуждён новый экспертно- коммуникационный проект под кураторством вице-спикера Бориса Чернышова.
Константин Могилевский, председатель Правления РИО @historyrussia_org на КМУ 2022 для «Научно-образовательной политики»:

«Конгресс молодых ученых – одно из ключевых научных событий года, поэтому Российское историческое общество с удовольствием приняло приглашение поучаствовать в его организации.

На нашей площадке «Глубины исторической памяти и искусственный интеллект» будут подняты вопросы, связанные с оцифровкой архивного наследия. Повышение доступности исторических источников имеет огромное практическое значение для развития исторической науки. Свой интерес к данной теме есть и со стороны «технарей».

Благодаря проекту «Digital.Петр» стало понятно, что технологии компьютерного зрения позволяют очень оперативно и при этом с высокой точностью распознавать кириллический рукописный текст. А это значит, что оцифровка, то есть машинное распознавание, наиболее востребованной части архивного фонда Российской Федерации становится реальной задачей, которую настало время обсуждать».

#КМУ2022
Инфраструктура мегасайенс: драйвер научных прорывов (1/3)

Важнейшим фактором обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности России является уровень развития российской науки. Уникальные исследовательско-технологические установки класса мегасайенс играют в этом вопросе первостепенную роль, являясь основой научных прорывов, определенных Стратегией научно-технологического развития (СНТР) Российской Федерации.

Вопрос установок мегасайенс как драйвера научных прорыв обсуждался 2 декабря на сессии в рамках Конгресса молодых ученых. Обсуждение началось со вступительного слова Михаила Ковальчука, президента НИЦ «Курчатовский институт», выступившего модератором прошедшей дискуссии и подчеркнувшего важность задачи обеспечения автономности российской науки и её технологического суверенитета: «Мы должны обеспечить себе полную технологическую независимость <…> Важно сформировать идеологию и единую понятийную платформу».

Для достижения поставленных задач в рамках Федеральной научно-технической программы (ФНТП) развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры создаётся огромный комплекс установок:

- Курчатовский источник синхротронного излучения – «КИСИ-Курчатов»;
- Источник синхротронного излучения «СИнхротрон ЛАзер» («СИЛА»);
- Исследовательский ядерный реактор «ПИК»;
- Комплекс Московской технологической долины НИЦ «Курчатовский институт» на базе синхротрона в Зеленограде;
- Циклотронный комплекс «Ц-80».

Курчатовский источник синхротронного излучения – «КИСИ-Курчатов» является единственным специализированным источником синхротронного излучения на постсоветском пространстве. Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» отмечает, что «КИСИ-Курчатов» — это «самая востребованная научная установка в России», где реализуется около 300 экспериментов в год. Поэтому полная модернизация ускорителя, проводимая в рамках ФНТП, является важной задачей для дальнейшего планомерного развития синхротронных исследований.

«СИнхротрон ЛАзер» («СИЛА») в Протвино – совершенно новый, превосходящий по техническим характеристикам действующие и проектируемые международные источники синхротронного излучения, также сочетающий возможности синхротронного источника излучения и лазера на свободных электронах, и перспективный Источник синхротронного излучения. Строительство «СИЛА» планируется осуществить к 2032 году. По мнению Павла Логачева, директора ИЯФ имени Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН, создание установок класса мегасайенс двигает нас к «переднему краю науки», и именно установка «СИЛА» является в этом процессе флагманской машиной.

#КМУ2022
Инфраструктура мегасайенс: драйвер научных прорывов (2/3)

Исследовательский ядерный реактор «ПИК» на территории ПИЯФ имени Б.П. Константинова в Гатчине предназначен для изучения нейтронов, нейтронного излучения, изучения объектов микромира, а также многих других фундаментальных и прикладных научных исследований, находящийся на заключительной стадии строительства. Александр Благов, вице-президент, НИЦ «Курчатовский институт», сообщил, что реактор полностью воссоздан и заменен практически на 80%, а в настоящий момент установка планово набирает мощность после своего энергетического пуска в 2020 году. Важно, что в разработке находится единая международная программа нейтронных исследований, где «ПИК» является ключевым узлом в этом комплексе. «Сейчас “ПИК” становится новым форпостом развития нейтронных исследователей», - отметил Александр Благов.

Комплекс Московской технологической долины НИЦ «Курчатовский институт» на базе синхротрона в Зеленограде
в данный момент находится в высокой степени готовности. По словам Марченкова центр будет «технологической машиной», ориентированной на развитие и работу реального сектора – бизнеса и промышленности, развивая механизм государственно-частного партнёрства. Одна из задач комплекса - работа по внедрению результатов в промышленность, в частности, в области создания новых лекарств.

Циклотронный комплекс «Ц-80» в Гатчине совместно создан учеными ПИЯФ имени Б.П. Константинова и НИИЭФА имени Д.В. Ефремова, являющегося предприятием «Росатома». В рамках развития «ядерной медицины» с помощью циклотрона будут производиться радиофармпрепараты для ранней диагностики кардиологических заболеваний и онкологических заболеваний глаз и кожи, а также для их лечения.

Тему «ядерной медицины», у истоков которой, как заметил Михаил Ковальчук, стояла именно Россия, продолжил Владислав Баранов, председатель совета директоров группы компаний «Мой медицинский центр». В своем выступлении он затронул тему развития бизнес-интеграции науки и медицины, обозначив три главных уровня этого развития: «Megascience -> Megaknowledge -> Megapractice». «Ядерная медицина» – это отрасль, которая затрагивает все процедуры и состояния, связанные с пациентом: от профилактического набора процедур до его критического состояния.

Владислав Баранов обозначил самое прогрессивное направление «ядерной медицины», основу для интеграции науки, клинической практики и технологий персонифицированного лечения – тераностика. Тераностика — это новый подход к созданию фармацевтических композиций, заключающийся в комплексном решении терапевтических и диагностических проблем, в основе которого лежит применение препаратов, которые являются одновременно и средством ранней диагностики, и терапевтическим агентом. По мнению, Владислава Баранова, применение радиофармпрепаратов – настоящая революция в медицине. Благодаря установкам мегасайенс онкологические центры эволюционируют. Сейчас, по словам Владислава Баранова, «для того, чтобы максимально применить все те знания и весь тот объем научных результатов работы и программы мегасайенс в области ядерной медицины, к лечению пациентов», идёт процесс формирования нового стандарта онкологического центра, реализуемого на практике – к открытию готовится Высокотехнологичный многопрофильный медицинский комплекс в Юкки, Ленинградская область.

Помимо вышеуказанных мегасайенс-установок также упоминались: Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» («СКИФ»); Синхротрон «Российский источник фотонов» («РИФ»); Многоцелевой реактор на быстрых нейтронах («МБИР»).

#КМУ2022
Инфраструктура мегасайенс: драйвер научных прорывов (3/3)

Степан Калмыков, декан химического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, обратил внимание не только на выполнение мегасайенс-установками основной задачи – обеспечении национально-технологического суверенитета, но и на кадровый потенциал данного вопроса. Реализация этой задачи происходит в виде «огромного бульона сотен тысяч людей, которые вокруг …[этих] установок варятся». В этот «бульон», по мнению Калмыкова, входят компании, создающие компонентную базу, детекторы и электронику; ВУЗы, готовящие кадры – то есть тех, кто будет эксплуатировать, и тех, кто будет управлять; учёные, создающие новую инфраструктуру, новые методы и т.д. При этом это должен быть безусловно высококвалифицированный персонал, обладающий глубокими знаниями в нескольких научных областях – химии, биологии, физике, генетике, IT.

За подготовку высококвалифицированных кадров в данной сфере отвечает, безусловно, МИФИ. Владимир Шевченко, ректор НИЯУ «МИФИ», сказал о главном, по его мнению, отличии специалистов, разрабатывающих и создающих подобные мегасайенс-установки:
«…вы – носители этого понимания, которого нет у очень большого количества людей, которые занимаются научной работой, и именно это делает вас уникальным специалистом, обладающим непревзойденным преимуществом на рынке труда <…> Те молодые люди, которые откликаются на этот призыв - мы их ждем, мы их любим, выращиваем и надеемся, что они будут в том числе и вот эту инфраструктуру мегасайенс в человеческом измерении нашего отечества, в горизонте 10, 20, 30 лет нести в своих руках в будущем».

Важность реализации проекта установок уровня мегасайенс и их развития – одна из главных смысловых идей, транслируемых на сессии. Создание установок мегасайенс для российской науки будущего – это образование её каркаса, фундамента, а также развитие её инфраструктуры. «В ближайшие 5-10 лет мы будем обладать самой совершенной в мире исследовательской инфраструктурой», - заметил Михаил Ковальчук.

Одним из главных выводов сессии стало осознание и понимание критически важного для развития российской науки аспекта - создание общей, единой, не сегрегированной синхротронно-нейтронной программы и объединения ведущих научно-исследовательских центров: «Мы должны представлять единую страну, у нас должна быть единая нейтронная программа», - подчеркнул Михаил Ковальчук, - а также создание высококвалифицированного кадрового потенциала.

На основе создаваемых установок класса мегасайенс должны быть сформированы международные научно-образовательные кластеры, которые смогу стать центрами притяжения для ведущих ученых, специалистов и талантливой молодежи, что особенно важно в Десятилетие науки и технологий.

#КМУ2022
Юные кадры в науку заказывали?

На сегодняшний день наиболее актуальной и приоритетной задачей становится привлечение детей в мир науки и популяризация этой сферы среди школьников и студентов. Очевидно, что абитуриенты, заинтересованы в поступлении на интересующие их факультеты с бюджетным отделением, которые будут гарантом успеха в будущем, но не у всех получается добраться до заветной цели.

Не находя выходов на грантовые меры поддержки или экспертов-наставников, молодые перспективные ребята растворяются среди безынициативных сверстников. Чтобы преумножить численность научного сообщества и привести таланты в науку - эксперты образования, бизнеса, политики и технологий рассказали об одном из самых популярных социальных лифтов, позволяющем молодежи окунуться в мир интеллектуальных конкурсов и соревнований.

Юлия Горбунова, доктор химических наук; профессор, академик, Российская академия наук; вице-президент, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева:

«Нужно создавать среду, чтобы был поиск детей определенного характера, с определенными склонностями. Творческие мероприятия, что мы сейчас обсуждаем, очень важны. Потому что они позволяют выявить талантливых детей и дать им развиваться в среде единомышленников, которые разделяют интересы друг друга».

Министерство просвещения РФ отмечает, что современная инфраструктура создает комфортные условия для самореализации ребят, формирования их межпредметных мета-компетенций и решения реальных производственных задач, что на самом деле сейчас стоит в приоритете у современной молодежи.

Антон Лыжин @minprosrf, заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха, Министерство просвещения Российской Федерации:

«Мы формируем кадровый резерв научной элиты нашей страны и эти конкурсы, мероприятия являются факторами мотивации, которые двигают ребят заниматься наукой для прохождения в эту область. Мы продолжаем именно развивать эту систему, архитектуру творческих олимпиад. Большая олимпиада «искусство, технология, спорт» - яркий проект, который министерство просвещения реализует. 2 дня назад мы завершили в Артеке год искусства и следующий будет год технологий. Поэтому мы уже приступили совместно с ведущими предприятия страны и Минобрнауки к формированию непосредственно конкурсных задания».

Алевтина Черникова @nust_misis, профессор, доктор экономических наук; ректор, Университет «МИСиС»:

«Дети не должны идти в науку принудительно, если у них нет этого призвания. И задача взрослых, университетов, фондов, которые организуют олимпиады и конкурсы, организовывать еще и проф-навигационные мероприятия для того, чтобы дети в этом мире сориентировались, выбрали то, что им по душе. Если ребенок уже почувствовал, что ему интересно, хотя бы интересен этот блок вопросов, то тогда мы должны ему показать, с чем он столкнется, как формируются команды и с какими задачами он будет справляться. Нам взрослым очень важно дать и мотивацию, вдохновение, желание идти вперед».

Андрей Богданов, исполнительный директор, Фонд развития физтех-школ (ФРФШ):

«Перед Россией стоят большие вызовы по развитию новых технологий, подготовки инженерных кадров. Инженерные конкурсы, которые сейчас существуют, они существуют как сильный механизм популяризации, но при этом не предоставляют полноценных возможностей для учеников поступление в университеты. Эти механизмы, как таковые не проработаны, там есть много нюансов. Система оценки сейчас вырабатывается и совершенствуется, кого принимать в университет, кого нет. И конечно, это один из ключевых барьеров, который поможет в будущем инженерам, действительно попасть на перспективные места, в лучшие университеты нашей страны».

Российскую молодежь толкает «в гору» возможность реализации своих идей и государство предприимчиво содействует этому. В настоящее время мы уже имеем не только наработки масштабных, прозрачных и разнообразных по формату интеллектуальных состязаний, но и воплощаем их в жизнь, взращивая выдающихся ученых.

#КМУ2022
Легко ли быть молодым ... ученым в аграрной науке? (1/2)

В последнее время уделяется много внимания привлечению молодых учёных в мир науки, поддержка молодых учёных в нашей стране началась ещё в 2016 году, в этот период начинается формирование образа молодого учёного, формирующегося через национальный проект «Наука и Университеты», который стал ключевым элементом в решении задач обозначенных в стратегии научно-технологического развития.

Образ молодого учёного в аграрном секторе обсудили в рамках Конгресса молодых учёных.

Становление молодых учёных происходит в университетах, и о том, как популяризируется наука и ведётся работа со студентами, рассказал Вадим Герасименко - проректор по научной работе, Оренбургского государственного аграрного университета: «Мы работаем от детского сада до доктора наук».

В университете создана комплексная программа, которая популяризирует и наше учебное заведение, и аграрную науку для самых широких масс.
- Для детей младшего возраста у нас проводятся экскурсионные программы, простым языком рассказывающие об аграрном секторе;
- Для школьников, начиная с 8 класса, действует программа «Агроклассники», в которой учащимся предлагается включиться в проектную деятельность, по результатам которой, ученики защищают свой итоговый бизнес проект. Ученики, представившие лучшие проекты получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в наш ВУЗ;
- Для студентов 1 курса проводятся мероприятия, позволяющие в научно-популярной форме продемонстрировать научную работу каждой лаборатории, каждого факультета;
- Для магистров и аспирантов, при ведении успешной научной деятельности ВУЗ выделяет грант для стимулирования дальнейшей работы, так же магистрам и аспирантам выплачивается дополнительная стипендия от губернатора.
Благодаря внутренней поддержке и грамотной кадровой политике в Оренбургском аграрном университете из 186 преподавателей, 61 является молодым учёным.

После получений учёной степени выпускники аспиранты должны быть заинтересованы оставаться в научной среде и заниматься научной деятельностью в исследовательских центрах.

О привлечении молодых специалистов и работе в исследовательских центрах рассказала Анжела Асатурова - директор, Федерального научного центра биологической защиты растений; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«На данный момент в нашем центре 54% молодых учёных от всех сотрудников».

Для достижения такого результата, была выстроена система мер поддержки молодых кадров:
- Проводится комплексная работа с университетами. Чтобы взрастить востребованного учёного, работать со студентами нужно начинать с первого курса, в том числе привлекая их на практику в свои центры. Очень часто молодые учёные, контактируя со студентами ВУЗов популяризируют науку, и приводят выпускников в научные центры;
- Вводится система поощрений для молодых учёных, в виде стажировок в других центрах или университетах, а так же участие на конференциях и конгрессах;
- Научные центры должны стать привлекательными рабочими местами, прежде всего по трём основным направлениям: рабочее место, зарплата, интересные задачи.

Сейчас государство решает проблему диссонанса зарплат, как по регионам, так и по разнице между профессиями, тем самым, повышая престиж образа молодого учёного.

#КМУ2022
Легко ли быть молодым ... ученым в аграрной науке? (2/2)

Для учёных аграрного сектора активная публикационная деятельность является большой проблемой из-за узкой направленности исследовательских работ.

Екатерина Гризанова - ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный аграрный университет.
«Для публикации в таком рейтинговом журнале, как Science, нужны прорывные исследования, которые в аграрном секторе сделать очень сложно.
Для молодых учёных не обязательно сразу публиковаться в рейтинговых журналах, печататься нужно там, где находится твоя ниша читателей, там где тебя начнут цитировать. Главная задача сделать себе имя как учёный, чтобы оно стало узнаваемым в научном сообществе.
Стоит отметить, что так же важно самому продвигать собственные статьи, выпуская под них пресс-релизы.
И самое главное, о чём уже не раз упоминалось в рамках Конгресса, нужно не количество статей, а их качество".


Тем не менее, без публикаций молодому специалисту сложно выйти на гранты, которые на сегодняшний момент являются основной статьёй доходов для учёных. Поэтому стоит начинать с заявок на малые гранты, в которых и требования несколько проще.

Анна Крутикова - кандидат биологических наук; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных – филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста:
«Чем больше вы, как учёный умеете делать, тем больше шансов у вас попасть в грант».

Лоран Генцбиттель - директор проектного центра агротехнологий, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).

"Во Франции около 50% выпускников университетов остаются работать в индустрии, и в среднем до 30% молодых учёных остаются работать в университетах или в исследовательских центрах, что является качественным показателем поддержки науки и научных исследований".

Такие показатели достигаются несколькими факторами:
- Студент, как выпускник университета обязан провести 12 недель на учебной практике за границей. Причём данный проект студент организует себе полностью сам, но работает в сопровождении куратора.
- В последний год обучения по магистерской программе, вы должны пройти производственную практику в течении 6 месяцев.
- Достойная зарплата для молодых учёных.
Всё это помогает популяризировать и развивать науку, поддерживать постоянный молодой состав учёных в университетах, в исследовательских центрах и на производстве.

Татьяна Мамонтова - ведущий научный сотрудник, Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«Образ молодого российского учёного из аграрной науки нельзя нарисовать, он остаётся неизменным, а главное, российские ученые, занимающиеся работающие в аграрном секторе, являются патриотами и интеллигентами».

#КМУ2022
Новые управленцы для новых вызовов (1/2)

В рамках II Конгресса молодых ученых состоялась панельная дискуссия «Развитие кадрового и управленческого резерва в области науки и образования как инструмент для решения основных вызовов общества».

3 задачи науки от Андрея Фурсенко, помощника Президента РФ:
- «Наука — вещь не сама в себе. Это инструмент, позволяющий решить ключевые проблемы для человечества. Во всем мире она позволяет ответить на «большие вызовы», которые не укладываются в существующие инструменты» [цит. А.Фурсенко];
- Конкретные результаты от научной деятельности. «Подготовка кадров в том, что люди должны понимать, как организовывать процесс ради получения результата» [цит. А.Фурсенко];
- Ориентация на общую командную работу.

Сириус талантов — «Модель образовательного центра Сириус она именно про то, как работать с талантами, чтобы строить экономику талантов, чтобы те задачи, которые есть, обучающийся мог применить к себе. Нам нужно поддерживать связку сильных школ и региональных университетов» [цит. Е.Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех»]. Проводя параллели, и талант управленца в науке — это особая компетенция, которая позволяет эффективно организовать исследовательскую работу команд. В то же время вектор на предоставление возможностей самореализации для каждого учитывает и это направление.

Инфраструктурный аспект — для управленческих команд регионов с долгими стратегиями актуален запрос на развитие инфраструктуры под новые задачи. «Президент создал Сириус триединым — спорт, наука и искусство. Это очень важно, чтобы в регионах большие вузы шли по этому же пути комплексных амбиций при равных максимальных загруженностях» [цит. Е.Шмелевой].

Наука и социально-экономическое развитие — «Сегодня наука становится ключевым элементом социально-экономического развития и политическим фактором, отсюда запрос на новых управленцев» [цит. Н.Марченкова, председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт»]. Современные управленцы в науке должны быть готовы к скоростям, которые диктуют вызовы современности, соблюдая при этом баланс между конкуренцией и кооперацией.

#КМУ2022
Новые управленцы для новых вызовов (2/2)

Инструменты привлечения молодежи — «В последние годы много программ по привлечению талантливых ученых, в том числе молодых. Это постановление 218, постановление 220, программа «Приоритет 2030», ПИШ — везде участвуют молодые ученые как члены коллектива» [цит. А.Черниковой, ректора Университета МИСиС]. Ключевое — мотивировать остаться в вузе после обучения. Второе — интеграция науки и высшего образования и реализация востребованных образовательных программ, третье — внедрение инноваций в реальный сектор экономики.

Алевтина Черникова предложила рассмотреть возможность доступа руководящего состава университетов к программе кадрового резерва как повышение квалификации.

«Происходят тектонические сдвиги и формируется запрос на новые кадры. Сегодня есть большой запрос у молодежи, чтобы, оперируя большой мечтой, создавать новую электронную технологическую политику» [цит. Б.Чернышова, заместителя председателя Государственной Думы РФ].

Зачем нужны меры поддержки молодых ученых? — «Наука для молодых она такая же, как для взрослых. Получить первый грант невозможно, а второй уже легко — потому что у тебя нет авторитета. Чтобы его получить, нужна какая-то поддержка. Это наука, но есть ограничения, поэтому требуются определенные меры поддержки молодых ученых» [цит. А.Фурсенко]. Таким образом, меры поддержки выступают механизмом компенсации неравных конкурентных условий на первом этапе.

«Не навреди» как принцип управленца — аккуратность решений и их глубокая проработка нужны для оценки риска. Как следствие — вынужденным решением может становиться отказ от интересных проектов. То есть управленец в науке должен уметь брать на себя непопулярную роль тормоза.

Когда можно стать управленцем в науке? — «Ты должен понимать цену труда, тогда ты можешь стать управленцем в науке. Ты должен понимать, что можно требовать, а что нельзя — ты должен пропустить это через себя» [цит. А.Фурсенко].

Экономика талантов и управление через смыслы — совместная парадигма. Создание сред становится важным этапом, начальном полного инновационного цикла и трансфера технологий. Задача общества — дать возможности каждого раскрыть таланты и интегрировать в экономику.

#КМУ2022