Инфраструктура мегасайенс: драйвер научных прорывов (2/3)
Исследовательский ядерный реактор «ПИК» на территории ПИЯФ имени Б.П. Константинова в Гатчине предназначен для изучения нейтронов, нейтронного излучения, изучения объектов микромира, а также многих других фундаментальных и прикладных научных исследований, находящийся на заключительной стадии строительства. Александр Благов, вице-президент, НИЦ «Курчатовский институт», сообщил, что реактор полностью воссоздан и заменен практически на 80%, а в настоящий момент установка планово набирает мощность после своего энергетического пуска в 2020 году. Важно, что в разработке находится единая международная программа нейтронных исследований, где «ПИК» является ключевым узлом в этом комплексе. «Сейчас “ПИК” становится новым форпостом развития нейтронных исследователей», - отметил Александр Благов.
Комплекс Московской технологической долины НИЦ «Курчатовский институт» на базе синхротрона в Зеленограде
в данный момент находится в высокой степени готовности. По словам Марченкова центр будет «технологической машиной», ориентированной на развитие и работу реального сектора – бизнеса и промышленности, развивая механизм государственно-частного партнёрства. Одна из задач комплекса - работа по внедрению результатов в промышленность, в частности, в области создания новых лекарств.
Циклотронный комплекс «Ц-80» в Гатчине совместно создан учеными ПИЯФ имени Б.П. Константинова и НИИЭФА имени Д.В. Ефремова, являющегося предприятием «Росатома». В рамках развития «ядерной медицины» с помощью циклотрона будут производиться радиофармпрепараты для ранней диагностики кардиологических заболеваний и онкологических заболеваний глаз и кожи, а также для их лечения.
Тему «ядерной медицины», у истоков которой, как заметил Михаил Ковальчук, стояла именно Россия, продолжил Владислав Баранов, председатель совета директоров группы компаний «Мой медицинский центр». В своем выступлении он затронул тему развития бизнес-интеграции науки и медицины, обозначив три главных уровня этого развития: «Megascience -> Megaknowledge -> Megapractice». «Ядерная медицина» – это отрасль, которая затрагивает все процедуры и состояния, связанные с пациентом: от профилактического набора процедур до его критического состояния.
Владислав Баранов обозначил самое прогрессивное направление «ядерной медицины», основу для интеграции науки, клинической практики и технологий персонифицированного лечения – тераностика. Тераностика — это новый подход к созданию фармацевтических композиций, заключающийся в комплексном решении терапевтических и диагностических проблем, в основе которого лежит применение препаратов, которые являются одновременно и средством ранней диагностики, и терапевтическим агентом. По мнению, Владислава Баранова, применение радиофармпрепаратов – настоящая революция в медицине. Благодаря установкам мегасайенс онкологические центры эволюционируют. Сейчас, по словам Владислава Баранова, «для того, чтобы максимально применить все те знания и весь тот объем научных результатов работы и программы мегасайенс в области ядерной медицины, к лечению пациентов», идёт процесс формирования нового стандарта онкологического центра, реализуемого на практике – к открытию готовится Высокотехнологичный многопрофильный медицинский комплекс в Юкки, Ленинградская область.
Помимо вышеуказанных мегасайенс-установок также упоминались: Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» («СКИФ»); Синхротрон «Российский источник фотонов» («РИФ»); Многоцелевой реактор на быстрых нейтронах («МБИР»).
#КМУ2022
Исследовательский ядерный реактор «ПИК» на территории ПИЯФ имени Б.П. Константинова в Гатчине предназначен для изучения нейтронов, нейтронного излучения, изучения объектов микромира, а также многих других фундаментальных и прикладных научных исследований, находящийся на заключительной стадии строительства. Александр Благов, вице-президент, НИЦ «Курчатовский институт», сообщил, что реактор полностью воссоздан и заменен практически на 80%, а в настоящий момент установка планово набирает мощность после своего энергетического пуска в 2020 году. Важно, что в разработке находится единая международная программа нейтронных исследований, где «ПИК» является ключевым узлом в этом комплексе. «Сейчас “ПИК” становится новым форпостом развития нейтронных исследователей», - отметил Александр Благов.
Комплекс Московской технологической долины НИЦ «Курчатовский институт» на базе синхротрона в Зеленограде
в данный момент находится в высокой степени готовности. По словам Марченкова центр будет «технологической машиной», ориентированной на развитие и работу реального сектора – бизнеса и промышленности, развивая механизм государственно-частного партнёрства. Одна из задач комплекса - работа по внедрению результатов в промышленность, в частности, в области создания новых лекарств.
Циклотронный комплекс «Ц-80» в Гатчине совместно создан учеными ПИЯФ имени Б.П. Константинова и НИИЭФА имени Д.В. Ефремова, являющегося предприятием «Росатома». В рамках развития «ядерной медицины» с помощью циклотрона будут производиться радиофармпрепараты для ранней диагностики кардиологических заболеваний и онкологических заболеваний глаз и кожи, а также для их лечения.
Тему «ядерной медицины», у истоков которой, как заметил Михаил Ковальчук, стояла именно Россия, продолжил Владислав Баранов, председатель совета директоров группы компаний «Мой медицинский центр». В своем выступлении он затронул тему развития бизнес-интеграции науки и медицины, обозначив три главных уровня этого развития: «Megascience -> Megaknowledge -> Megapractice». «Ядерная медицина» – это отрасль, которая затрагивает все процедуры и состояния, связанные с пациентом: от профилактического набора процедур до его критического состояния.
Владислав Баранов обозначил самое прогрессивное направление «ядерной медицины», основу для интеграции науки, клинической практики и технологий персонифицированного лечения – тераностика. Тераностика — это новый подход к созданию фармацевтических композиций, заключающийся в комплексном решении терапевтических и диагностических проблем, в основе которого лежит применение препаратов, которые являются одновременно и средством ранней диагностики, и терапевтическим агентом. По мнению, Владислава Баранова, применение радиофармпрепаратов – настоящая революция в медицине. Благодаря установкам мегасайенс онкологические центры эволюционируют. Сейчас, по словам Владислава Баранова, «для того, чтобы максимально применить все те знания и весь тот объем научных результатов работы и программы мегасайенс в области ядерной медицины, к лечению пациентов», идёт процесс формирования нового стандарта онкологического центра, реализуемого на практике – к открытию готовится Высокотехнологичный многопрофильный медицинский комплекс в Юкки, Ленинградская область.
Помимо вышеуказанных мегасайенс-установок также упоминались: Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» («СКИФ»); Синхротрон «Российский источник фотонов» («РИФ»); Многоцелевой реактор на быстрых нейтронах («МБИР»).
#КМУ2022
Инфраструктура мегасайенс: драйвер научных прорывов (3/3)
Степан Калмыков, декан химического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, обратил внимание не только на выполнение мегасайенс-установками основной задачи – обеспечении национально-технологического суверенитета, но и на кадровый потенциал данного вопроса. Реализация этой задачи происходит в виде «огромного бульона сотен тысяч людей, которые вокруг …[этих] установок варятся». В этот «бульон», по мнению Калмыкова, входят компании, создающие компонентную базу, детекторы и электронику; ВУЗы, готовящие кадры – то есть тех, кто будет эксплуатировать, и тех, кто будет управлять; учёные, создающие новую инфраструктуру, новые методы и т.д. При этом это должен быть безусловно высококвалифицированный персонал, обладающий глубокими знаниями в нескольких научных областях – химии, биологии, физике, генетике, IT.
За подготовку высококвалифицированных кадров в данной сфере отвечает, безусловно, МИФИ. Владимир Шевченко, ректор НИЯУ «МИФИ», сказал о главном, по его мнению, отличии специалистов, разрабатывающих и создающих подобные мегасайенс-установки:
«…вы – носители этого понимания, которого нет у очень большого количества людей, которые занимаются научной работой, и именно это делает вас уникальным специалистом, обладающим непревзойденным преимуществом на рынке труда <…> Те молодые люди, которые откликаются на этот призыв - мы их ждем, мы их любим, выращиваем и надеемся, что они будут в том числе и вот эту инфраструктуру мегасайенс в человеческом измерении нашего отечества, в горизонте 10, 20, 30 лет нести в своих руках в будущем».
Важность реализации проекта установок уровня мегасайенс и их развития – одна из главных смысловых идей, транслируемых на сессии. Создание установок мегасайенс для российской науки будущего – это образование её каркаса, фундамента, а также развитие её инфраструктуры. «В ближайшие 5-10 лет мы будем обладать самой совершенной в мире исследовательской инфраструктурой», - заметил Михаил Ковальчук.
Одним из главных выводов сессии стало осознание и понимание критически важного для развития российской науки аспекта - создание общей, единой, не сегрегированной синхротронно-нейтронной программы и объединения ведущих научно-исследовательских центров: «Мы должны представлять единую страну, у нас должна быть единая нейтронная программа», - подчеркнул Михаил Ковальчук, - а также создание высококвалифицированного кадрового потенциала.
На основе создаваемых установок класса мегасайенс должны быть сформированы международные научно-образовательные кластеры, которые смогу стать центрами притяжения для ведущих ученых, специалистов и талантливой молодежи, что особенно важно в Десятилетие науки и технологий.
#КМУ2022
Степан Калмыков, декан химического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, обратил внимание не только на выполнение мегасайенс-установками основной задачи – обеспечении национально-технологического суверенитета, но и на кадровый потенциал данного вопроса. Реализация этой задачи происходит в виде «огромного бульона сотен тысяч людей, которые вокруг …[этих] установок варятся». В этот «бульон», по мнению Калмыкова, входят компании, создающие компонентную базу, детекторы и электронику; ВУЗы, готовящие кадры – то есть тех, кто будет эксплуатировать, и тех, кто будет управлять; учёные, создающие новую инфраструктуру, новые методы и т.д. При этом это должен быть безусловно высококвалифицированный персонал, обладающий глубокими знаниями в нескольких научных областях – химии, биологии, физике, генетике, IT.
За подготовку высококвалифицированных кадров в данной сфере отвечает, безусловно, МИФИ. Владимир Шевченко, ректор НИЯУ «МИФИ», сказал о главном, по его мнению, отличии специалистов, разрабатывающих и создающих подобные мегасайенс-установки:
«…вы – носители этого понимания, которого нет у очень большого количества людей, которые занимаются научной работой, и именно это делает вас уникальным специалистом, обладающим непревзойденным преимуществом на рынке труда <…> Те молодые люди, которые откликаются на этот призыв - мы их ждем, мы их любим, выращиваем и надеемся, что они будут в том числе и вот эту инфраструктуру мегасайенс в человеческом измерении нашего отечества, в горизонте 10, 20, 30 лет нести в своих руках в будущем».
Важность реализации проекта установок уровня мегасайенс и их развития – одна из главных смысловых идей, транслируемых на сессии. Создание установок мегасайенс для российской науки будущего – это образование её каркаса, фундамента, а также развитие её инфраструктуры. «В ближайшие 5-10 лет мы будем обладать самой совершенной в мире исследовательской инфраструктурой», - заметил Михаил Ковальчук.
Одним из главных выводов сессии стало осознание и понимание критически важного для развития российской науки аспекта - создание общей, единой, не сегрегированной синхротронно-нейтронной программы и объединения ведущих научно-исследовательских центров: «Мы должны представлять единую страну, у нас должна быть единая нейтронная программа», - подчеркнул Михаил Ковальчук, - а также создание высококвалифицированного кадрового потенциала.
На основе создаваемых установок класса мегасайенс должны быть сформированы международные научно-образовательные кластеры, которые смогу стать центрами притяжения для ведущих ученых, специалистов и талантливой молодежи, что особенно важно в Десятилетие науки и технологий.
#КМУ2022
Юные кадры в науку заказывали?
На сегодняшний день наиболее актуальной и приоритетной задачей становится привлечение детей в мир науки и популяризация этой сферы среди школьников и студентов. Очевидно, что абитуриенты, заинтересованы в поступлении на интересующие их факультеты с бюджетным отделением, которые будут гарантом успеха в будущем, но не у всех получается добраться до заветной цели.
Не находя выходов на грантовые меры поддержки или экспертов-наставников, молодые перспективные ребята растворяются среди безынициативных сверстников. Чтобы преумножить численность научного сообщества и привести таланты в науку - эксперты образования, бизнеса, политики и технологий рассказали об одном из самых популярных социальных лифтов, позволяющем молодежи окунуться в мир интеллектуальных конкурсов и соревнований.
Юлия Горбунова, доктор химических наук; профессор, академик, Российская академия наук; вице-президент, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева:
«Нужно создавать среду, чтобы был поиск детей определенного характера, с определенными склонностями. Творческие мероприятия, что мы сейчас обсуждаем, очень важны. Потому что они позволяют выявить талантливых детей и дать им развиваться в среде единомышленников, которые разделяют интересы друг друга».
Министерство просвещения РФ отмечает, что современная инфраструктура создает комфортные условия для самореализации ребят, формирования их межпредметных мета-компетенций и решения реальных производственных задач, что на самом деле сейчас стоит в приоритете у современной молодежи.
Антон Лыжин @minprosrf, заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха, Министерство просвещения Российской Федерации:
«Мы формируем кадровый резерв научной элиты нашей страны и эти конкурсы, мероприятия являются факторами мотивации, которые двигают ребят заниматься наукой для прохождения в эту область. Мы продолжаем именно развивать эту систему, архитектуру творческих олимпиад. Большая олимпиада «искусство, технология, спорт» - яркий проект, который министерство просвещения реализует. 2 дня назад мы завершили в Артеке год искусства и следующий будет год технологий. Поэтому мы уже приступили совместно с ведущими предприятия страны и Минобрнауки к формированию непосредственно конкурсных задания».
Алевтина Черникова @nust_misis, профессор, доктор экономических наук; ректор, Университет «МИСиС»:
«Дети не должны идти в науку принудительно, если у них нет этого призвания. И задача взрослых, университетов, фондов, которые организуют олимпиады и конкурсы, организовывать еще и проф-навигационные мероприятия для того, чтобы дети в этом мире сориентировались, выбрали то, что им по душе. Если ребенок уже почувствовал, что ему интересно, хотя бы интересен этот блок вопросов, то тогда мы должны ему показать, с чем он столкнется, как формируются команды и с какими задачами он будет справляться. Нам взрослым очень важно дать и мотивацию, вдохновение, желание идти вперед».
Андрей Богданов, исполнительный директор, Фонд развития физтех-школ (ФРФШ):
«Перед Россией стоят большие вызовы по развитию новых технологий, подготовки инженерных кадров. Инженерные конкурсы, которые сейчас существуют, они существуют как сильный механизм популяризации, но при этом не предоставляют полноценных возможностей для учеников поступление в университеты. Эти механизмы, как таковые не проработаны, там есть много нюансов. Система оценки сейчас вырабатывается и совершенствуется, кого принимать в университет, кого нет. И конечно, это один из ключевых барьеров, который поможет в будущем инженерам, действительно попасть на перспективные места, в лучшие университеты нашей страны».
Российскую молодежь толкает «в гору» возможность реализации своих идей и государство предприимчиво содействует этому. В настоящее время мы уже имеем не только наработки масштабных, прозрачных и разнообразных по формату интеллектуальных состязаний, но и воплощаем их в жизнь, взращивая выдающихся ученых.
#КМУ2022
На сегодняшний день наиболее актуальной и приоритетной задачей становится привлечение детей в мир науки и популяризация этой сферы среди школьников и студентов. Очевидно, что абитуриенты, заинтересованы в поступлении на интересующие их факультеты с бюджетным отделением, которые будут гарантом успеха в будущем, но не у всех получается добраться до заветной цели.
Не находя выходов на грантовые меры поддержки или экспертов-наставников, молодые перспективные ребята растворяются среди безынициативных сверстников. Чтобы преумножить численность научного сообщества и привести таланты в науку - эксперты образования, бизнеса, политики и технологий рассказали об одном из самых популярных социальных лифтов, позволяющем молодежи окунуться в мир интеллектуальных конкурсов и соревнований.
Юлия Горбунова, доктор химических наук; профессор, академик, Российская академия наук; вице-президент, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева:
«Нужно создавать среду, чтобы был поиск детей определенного характера, с определенными склонностями. Творческие мероприятия, что мы сейчас обсуждаем, очень важны. Потому что они позволяют выявить талантливых детей и дать им развиваться в среде единомышленников, которые разделяют интересы друг друга».
Министерство просвещения РФ отмечает, что современная инфраструктура создает комфортные условия для самореализации ребят, формирования их межпредметных мета-компетенций и решения реальных производственных задач, что на самом деле сейчас стоит в приоритете у современной молодежи.
Антон Лыжин @minprosrf, заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха, Министерство просвещения Российской Федерации:
«Мы формируем кадровый резерв научной элиты нашей страны и эти конкурсы, мероприятия являются факторами мотивации, которые двигают ребят заниматься наукой для прохождения в эту область. Мы продолжаем именно развивать эту систему, архитектуру творческих олимпиад. Большая олимпиада «искусство, технология, спорт» - яркий проект, который министерство просвещения реализует. 2 дня назад мы завершили в Артеке год искусства и следующий будет год технологий. Поэтому мы уже приступили совместно с ведущими предприятия страны и Минобрнауки к формированию непосредственно конкурсных задания».
Алевтина Черникова @nust_misis, профессор, доктор экономических наук; ректор, Университет «МИСиС»:
«Дети не должны идти в науку принудительно, если у них нет этого призвания. И задача взрослых, университетов, фондов, которые организуют олимпиады и конкурсы, организовывать еще и проф-навигационные мероприятия для того, чтобы дети в этом мире сориентировались, выбрали то, что им по душе. Если ребенок уже почувствовал, что ему интересно, хотя бы интересен этот блок вопросов, то тогда мы должны ему показать, с чем он столкнется, как формируются команды и с какими задачами он будет справляться. Нам взрослым очень важно дать и мотивацию, вдохновение, желание идти вперед».
Андрей Богданов, исполнительный директор, Фонд развития физтех-школ (ФРФШ):
«Перед Россией стоят большие вызовы по развитию новых технологий, подготовки инженерных кадров. Инженерные конкурсы, которые сейчас существуют, они существуют как сильный механизм популяризации, но при этом не предоставляют полноценных возможностей для учеников поступление в университеты. Эти механизмы, как таковые не проработаны, там есть много нюансов. Система оценки сейчас вырабатывается и совершенствуется, кого принимать в университет, кого нет. И конечно, это один из ключевых барьеров, который поможет в будущем инженерам, действительно попасть на перспективные места, в лучшие университеты нашей страны».
Российскую молодежь толкает «в гору» возможность реализации своих идей и государство предприимчиво содействует этому. В настоящее время мы уже имеем не только наработки масштабных, прозрачных и разнообразных по формату интеллектуальных состязаний, но и воплощаем их в жизнь, взращивая выдающихся ученых.
#КМУ2022
Легко ли быть молодым ... ученым в аграрной науке? (1/2)
В последнее время уделяется много внимания привлечению молодых учёных в мир науки, поддержка молодых учёных в нашей стране началась ещё в 2016 году, в этот период начинается формирование образа молодого учёного, формирующегося через национальный проект «Наука и Университеты», который стал ключевым элементом в решении задач обозначенных в стратегии научно-технологического развития.
Образ молодого учёного в аграрном секторе обсудили в рамках Конгресса молодых учёных.
Становление молодых учёных происходит в университетах, и о том, как популяризируется наука и ведётся работа со студентами, рассказал Вадим Герасименко - проректор по научной работе, Оренбургского государственного аграрного университета: «Мы работаем от детского сада до доктора наук».
В университете создана комплексная программа, которая популяризирует и наше учебное заведение, и аграрную науку для самых широких масс.
- Для детей младшего возраста у нас проводятся экскурсионные программы, простым языком рассказывающие об аграрном секторе;
- Для школьников, начиная с 8 класса, действует программа «Агроклассники», в которой учащимся предлагается включиться в проектную деятельность, по результатам которой, ученики защищают свой итоговый бизнес проект. Ученики, представившие лучшие проекты получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в наш ВУЗ;
- Для студентов 1 курса проводятся мероприятия, позволяющие в научно-популярной форме продемонстрировать научную работу каждой лаборатории, каждого факультета;
- Для магистров и аспирантов, при ведении успешной научной деятельности ВУЗ выделяет грант для стимулирования дальнейшей работы, так же магистрам и аспирантам выплачивается дополнительная стипендия от губернатора.
Благодаря внутренней поддержке и грамотной кадровой политике в Оренбургском аграрном университете из 186 преподавателей, 61 является молодым учёным.
После получений учёной степени выпускники аспиранты должны быть заинтересованы оставаться в научной среде и заниматься научной деятельностью в исследовательских центрах.
О привлечении молодых специалистов и работе в исследовательских центрах рассказала Анжела Асатурова - директор, Федерального научного центра биологической защиты растений; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«На данный момент в нашем центре 54% молодых учёных от всех сотрудников».
Для достижения такого результата, была выстроена система мер поддержки молодых кадров:
- Проводится комплексная работа с университетами. Чтобы взрастить востребованного учёного, работать со студентами нужно начинать с первого курса, в том числе привлекая их на практику в свои центры. Очень часто молодые учёные, контактируя со студентами ВУЗов популяризируют науку, и приводят выпускников в научные центры;
- Вводится система поощрений для молодых учёных, в виде стажировок в других центрах или университетах, а так же участие на конференциях и конгрессах;
- Научные центры должны стать привлекательными рабочими местами, прежде всего по трём основным направлениям: рабочее место, зарплата, интересные задачи.
Сейчас государство решает проблему диссонанса зарплат, как по регионам, так и по разнице между профессиями, тем самым, повышая престиж образа молодого учёного.
#КМУ2022
В последнее время уделяется много внимания привлечению молодых учёных в мир науки, поддержка молодых учёных в нашей стране началась ещё в 2016 году, в этот период начинается формирование образа молодого учёного, формирующегося через национальный проект «Наука и Университеты», который стал ключевым элементом в решении задач обозначенных в стратегии научно-технологического развития.
Образ молодого учёного в аграрном секторе обсудили в рамках Конгресса молодых учёных.
Становление молодых учёных происходит в университетах, и о том, как популяризируется наука и ведётся работа со студентами, рассказал Вадим Герасименко - проректор по научной работе, Оренбургского государственного аграрного университета: «Мы работаем от детского сада до доктора наук».
В университете создана комплексная программа, которая популяризирует и наше учебное заведение, и аграрную науку для самых широких масс.
- Для детей младшего возраста у нас проводятся экскурсионные программы, простым языком рассказывающие об аграрном секторе;
- Для школьников, начиная с 8 класса, действует программа «Агроклассники», в которой учащимся предлагается включиться в проектную деятельность, по результатам которой, ученики защищают свой итоговый бизнес проект. Ученики, представившие лучшие проекты получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в наш ВУЗ;
- Для студентов 1 курса проводятся мероприятия, позволяющие в научно-популярной форме продемонстрировать научную работу каждой лаборатории, каждого факультета;
- Для магистров и аспирантов, при ведении успешной научной деятельности ВУЗ выделяет грант для стимулирования дальнейшей работы, так же магистрам и аспирантам выплачивается дополнительная стипендия от губернатора.
Благодаря внутренней поддержке и грамотной кадровой политике в Оренбургском аграрном университете из 186 преподавателей, 61 является молодым учёным.
После получений учёной степени выпускники аспиранты должны быть заинтересованы оставаться в научной среде и заниматься научной деятельностью в исследовательских центрах.
О привлечении молодых специалистов и работе в исследовательских центрах рассказала Анжела Асатурова - директор, Федерального научного центра биологической защиты растений; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«На данный момент в нашем центре 54% молодых учёных от всех сотрудников».
Для достижения такого результата, была выстроена система мер поддержки молодых кадров:
- Проводится комплексная работа с университетами. Чтобы взрастить востребованного учёного, работать со студентами нужно начинать с первого курса, в том числе привлекая их на практику в свои центры. Очень часто молодые учёные, контактируя со студентами ВУЗов популяризируют науку, и приводят выпускников в научные центры;
- Вводится система поощрений для молодых учёных, в виде стажировок в других центрах или университетах, а так же участие на конференциях и конгрессах;
- Научные центры должны стать привлекательными рабочими местами, прежде всего по трём основным направлениям: рабочее место, зарплата, интересные задачи.
Сейчас государство решает проблему диссонанса зарплат, как по регионам, так и по разнице между профессиями, тем самым, повышая престиж образа молодого учёного.
#КМУ2022
Легко ли быть молодым ... ученым в аграрной науке? (2/2)
Для учёных аграрного сектора активная публикационная деятельность является большой проблемой из-за узкой направленности исследовательских работ.
Екатерина Гризанова - ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный аграрный университет.
«Для публикации в таком рейтинговом журнале, как Science, нужны прорывные исследования, которые в аграрном секторе сделать очень сложно.
Для молодых учёных не обязательно сразу публиковаться в рейтинговых журналах, печататься нужно там, где находится твоя ниша читателей, там где тебя начнут цитировать. Главная задача сделать себе имя как учёный, чтобы оно стало узнаваемым в научном сообществе.
Стоит отметить, что так же важно самому продвигать собственные статьи, выпуская под них пресс-релизы.
И самое главное, о чём уже не раз упоминалось в рамках Конгресса, нужно не количество статей, а их качество".
Тем не менее, без публикаций молодому специалисту сложно выйти на гранты, которые на сегодняшний момент являются основной статьёй доходов для учёных. Поэтому стоит начинать с заявок на малые гранты, в которых и требования несколько проще.
Анна Крутикова - кандидат биологических наук; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных – филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста:
«Чем больше вы, как учёный умеете делать, тем больше шансов у вас попасть в грант».
Лоран Генцбиттель - директор проектного центра агротехнологий, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
"Во Франции около 50% выпускников университетов остаются работать в индустрии, и в среднем до 30% молодых учёных остаются работать в университетах или в исследовательских центрах, что является качественным показателем поддержки науки и научных исследований".
Такие показатели достигаются несколькими факторами:
- Студент, как выпускник университета обязан провести 12 недель на учебной практике за границей. Причём данный проект студент организует себе полностью сам, но работает в сопровождении куратора.
- В последний год обучения по магистерской программе, вы должны пройти производственную практику в течении 6 месяцев.
- Достойная зарплата для молодых учёных.
Всё это помогает популяризировать и развивать науку, поддерживать постоянный молодой состав учёных в университетах, в исследовательских центрах и на производстве.
Татьяна Мамонтова - ведущий научный сотрудник, Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«Образ молодого российского учёного из аграрной науки нельзя нарисовать, он остаётся неизменным, а главное, российские ученые, занимающиеся работающие в аграрном секторе, являются патриотами и интеллигентами».
#КМУ2022
Для учёных аграрного сектора активная публикационная деятельность является большой проблемой из-за узкой направленности исследовательских работ.
Екатерина Гризанова - ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный аграрный университет.
«Для публикации в таком рейтинговом журнале, как Science, нужны прорывные исследования, которые в аграрном секторе сделать очень сложно.
Для молодых учёных не обязательно сразу публиковаться в рейтинговых журналах, печататься нужно там, где находится твоя ниша читателей, там где тебя начнут цитировать. Главная задача сделать себе имя как учёный, чтобы оно стало узнаваемым в научном сообществе.
Стоит отметить, что так же важно самому продвигать собственные статьи, выпуская под них пресс-релизы.
И самое главное, о чём уже не раз упоминалось в рамках Конгресса, нужно не количество статей, а их качество".
Тем не менее, без публикаций молодому специалисту сложно выйти на гранты, которые на сегодняшний момент являются основной статьёй доходов для учёных. Поэтому стоит начинать с заявок на малые гранты, в которых и требования несколько проще.
Анна Крутикова - кандидат биологических наук; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных – филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста:
«Чем больше вы, как учёный умеете делать, тем больше шансов у вас попасть в грант».
Лоран Генцбиттель - директор проектного центра агротехнологий, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
"Во Франции около 50% выпускников университетов остаются работать в индустрии, и в среднем до 30% молодых учёных остаются работать в университетах или в исследовательских центрах, что является качественным показателем поддержки науки и научных исследований".
Такие показатели достигаются несколькими факторами:
- Студент, как выпускник университета обязан провести 12 недель на учебной практике за границей. Причём данный проект студент организует себе полностью сам, но работает в сопровождении куратора.
- В последний год обучения по магистерской программе, вы должны пройти производственную практику в течении 6 месяцев.
- Достойная зарплата для молодых учёных.
Всё это помогает популяризировать и развивать науку, поддерживать постоянный молодой состав учёных в университетах, в исследовательских центрах и на производстве.
Татьяна Мамонтова - ведущий научный сотрудник, Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«Образ молодого российского учёного из аграрной науки нельзя нарисовать, он остаётся неизменным, а главное, российские ученые, занимающиеся работающие в аграрном секторе, являются патриотами и интеллигентами».
#КМУ2022
Новые управленцы для новых вызовов (1/2)
В рамках II Конгресса молодых ученых состоялась панельная дискуссия «Развитие кадрового и управленческого резерва в области науки и образования как инструмент для решения основных вызовов общества».
3 задачи науки от Андрея Фурсенко, помощника Президента РФ:
- «Наука — вещь не сама в себе. Это инструмент, позволяющий решить ключевые проблемы для человечества. Во всем мире она позволяет ответить на «большие вызовы», которые не укладываются в существующие инструменты» [цит. А.Фурсенко];
- Конкретные результаты от научной деятельности. «Подготовка кадров в том, что люди должны понимать, как организовывать процесс ради получения результата» [цит. А.Фурсенко];
- Ориентация на общую командную работу.
Сириус талантов — «Модель образовательного центра Сириус она именно про то, как работать с талантами, чтобы строить экономику талантов, чтобы те задачи, которые есть, обучающийся мог применить к себе. Нам нужно поддерживать связку сильных школ и региональных университетов» [цит. Е.Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех»]. Проводя параллели, и талант управленца в науке — это особая компетенция, которая позволяет эффективно организовать исследовательскую работу команд. В то же время вектор на предоставление возможностей самореализации для каждого учитывает и это направление.
Инфраструктурный аспект — для управленческих команд регионов с долгими стратегиями актуален запрос на развитие инфраструктуры под новые задачи. «Президент создал Сириус триединым — спорт, наука и искусство. Это очень важно, чтобы в регионах большие вузы шли по этому же пути комплексных амбиций при равных максимальных загруженностях» [цит. Е.Шмелевой].
Наука и социально-экономическое развитие — «Сегодня наука становится ключевым элементом социально-экономического развития и политическим фактором, отсюда запрос на новых управленцев» [цит. Н.Марченкова, председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт»]. Современные управленцы в науке должны быть готовы к скоростям, которые диктуют вызовы современности, соблюдая при этом баланс между конкуренцией и кооперацией.
#КМУ2022
В рамках II Конгресса молодых ученых состоялась панельная дискуссия «Развитие кадрового и управленческого резерва в области науки и образования как инструмент для решения основных вызовов общества».
3 задачи науки от Андрея Фурсенко, помощника Президента РФ:
- «Наука — вещь не сама в себе. Это инструмент, позволяющий решить ключевые проблемы для человечества. Во всем мире она позволяет ответить на «большие вызовы», которые не укладываются в существующие инструменты» [цит. А.Фурсенко];
- Конкретные результаты от научной деятельности. «Подготовка кадров в том, что люди должны понимать, как организовывать процесс ради получения результата» [цит. А.Фурсенко];
- Ориентация на общую командную работу.
Сириус талантов — «Модель образовательного центра Сириус она именно про то, как работать с талантами, чтобы строить экономику талантов, чтобы те задачи, которые есть, обучающийся мог применить к себе. Нам нужно поддерживать связку сильных школ и региональных университетов» [цит. Е.Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех»]. Проводя параллели, и талант управленца в науке — это особая компетенция, которая позволяет эффективно организовать исследовательскую работу команд. В то же время вектор на предоставление возможностей самореализации для каждого учитывает и это направление.
Инфраструктурный аспект — для управленческих команд регионов с долгими стратегиями актуален запрос на развитие инфраструктуры под новые задачи. «Президент создал Сириус триединым — спорт, наука и искусство. Это очень важно, чтобы в регионах большие вузы шли по этому же пути комплексных амбиций при равных максимальных загруженностях» [цит. Е.Шмелевой].
Наука и социально-экономическое развитие — «Сегодня наука становится ключевым элементом социально-экономического развития и политическим фактором, отсюда запрос на новых управленцев» [цит. Н.Марченкова, председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт»]. Современные управленцы в науке должны быть готовы к скоростям, которые диктуют вызовы современности, соблюдая при этом баланс между конкуренцией и кооперацией.
#КМУ2022
Новые управленцы для новых вызовов (2/2)
Инструменты привлечения молодежи — «В последние годы много программ по привлечению талантливых ученых, в том числе молодых. Это постановление 218, постановление 220, программа «Приоритет 2030», ПИШ — везде участвуют молодые ученые как члены коллектива» [цит. А.Черниковой, ректора Университета МИСиС]. Ключевое — мотивировать остаться в вузе после обучения. Второе — интеграция науки и высшего образования и реализация востребованных образовательных программ, третье — внедрение инноваций в реальный сектор экономики.
Алевтина Черникова предложила рассмотреть возможность доступа руководящего состава университетов к программе кадрового резерва как повышение квалификации.
«Происходят тектонические сдвиги и формируется запрос на новые кадры. Сегодня есть большой запрос у молодежи, чтобы, оперируя большой мечтой, создавать новую электронную технологическую политику» [цит. Б.Чернышова, заместителя председателя Государственной Думы РФ].
Зачем нужны меры поддержки молодых ученых? — «Наука для молодых она такая же, как для взрослых. Получить первый грант невозможно, а второй уже легко — потому что у тебя нет авторитета. Чтобы его получить, нужна какая-то поддержка. Это наука, но есть ограничения, поэтому требуются определенные меры поддержки молодых ученых» [цит. А.Фурсенко]. Таким образом, меры поддержки выступают механизмом компенсации неравных конкурентных условий на первом этапе.
«Не навреди» как принцип управленца — аккуратность решений и их глубокая проработка нужны для оценки риска. Как следствие — вынужденным решением может становиться отказ от интересных проектов. То есть управленец в науке должен уметь брать на себя непопулярную роль тормоза.
Когда можно стать управленцем в науке? — «Ты должен понимать цену труда, тогда ты можешь стать управленцем в науке. Ты должен понимать, что можно требовать, а что нельзя — ты должен пропустить это через себя» [цит. А.Фурсенко].
Экономика талантов и управление через смыслы — совместная парадигма. Создание сред становится важным этапом, начальном полного инновационного цикла и трансфера технологий. Задача общества — дать возможности каждого раскрыть таланты и интегрировать в экономику.
#КМУ2022
Инструменты привлечения молодежи — «В последние годы много программ по привлечению талантливых ученых, в том числе молодых. Это постановление 218, постановление 220, программа «Приоритет 2030», ПИШ — везде участвуют молодые ученые как члены коллектива» [цит. А.Черниковой, ректора Университета МИСиС]. Ключевое — мотивировать остаться в вузе после обучения. Второе — интеграция науки и высшего образования и реализация востребованных образовательных программ, третье — внедрение инноваций в реальный сектор экономики.
Алевтина Черникова предложила рассмотреть возможность доступа руководящего состава университетов к программе кадрового резерва как повышение квалификации.
«Происходят тектонические сдвиги и формируется запрос на новые кадры. Сегодня есть большой запрос у молодежи, чтобы, оперируя большой мечтой, создавать новую электронную технологическую политику» [цит. Б.Чернышова, заместителя председателя Государственной Думы РФ].
Зачем нужны меры поддержки молодых ученых? — «Наука для молодых она такая же, как для взрослых. Получить первый грант невозможно, а второй уже легко — потому что у тебя нет авторитета. Чтобы его получить, нужна какая-то поддержка. Это наука, но есть ограничения, поэтому требуются определенные меры поддержки молодых ученых» [цит. А.Фурсенко]. Таким образом, меры поддержки выступают механизмом компенсации неравных конкурентных условий на первом этапе.
«Не навреди» как принцип управленца — аккуратность решений и их глубокая проработка нужны для оценки риска. Как следствие — вынужденным решением может становиться отказ от интересных проектов. То есть управленец в науке должен уметь брать на себя непопулярную роль тормоза.
Когда можно стать управленцем в науке? — «Ты должен понимать цену труда, тогда ты можешь стать управленцем в науке. Ты должен понимать, что можно требовать, а что нельзя — ты должен пропустить это через себя» [цит. А.Фурсенко].
Экономика талантов и управление через смыслы — совместная парадигма. Создание сред становится важным этапом, начальном полного инновационного цикла и трансфера технологий. Задача общества — дать возможности каждого раскрыть таланты и интегрировать в экономику.
#КМУ2022
В эти минуты на Конгрессе молодых учёных проходит заседение Координационного комитета по проведению в РФ десятилетия науки и технологий с участием вице-премьера Дмитрия Чернышенко, помощника президента Андрея Фурсенко, министра Валерия Фалькова, гендиректора РСВ Алексея Комиссарова, главы Сириуса Елены Шмелёвой, председателя Оргкомитета КМУ, заместителя министра Дениса Секиринского, гендиректора РО "Знание" Максима Древаля и др.
#КМУ2022
#КМУ2022
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко посетил II Конгресс молодых ученых. Дмитрий Николаевич начал свой визит с обхода стендов вузов, где представлены разработки молодых ученых.
Экскурсию вице-премьеру провел заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский.
#КМУ2022
Экскурсию вице-премьеру провел заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский.
#КМУ2022
Наш прибор: что – где – как?
В условиях форсированного перехода к технологическому суверенитету особый акцент нужно сделать на научном приборостроении. Западная техника работает, но требует обслуживания, новые компоненты не всегда доступны (даже с помощью контрабанды), а российские приборы часто находятся в фазе развития.
Вопросы российской приборной базы обсуждали на нескольких площадках. Первой из них стала «Программа развития научного приборостроения в России».
Общая ситуация с российскими приборами на данный момент весьма печальна – в среднем они занимают лишь 5% всего оснащения отечественных исследовательских институций.
Юрий Костюкевич (Сколтех) подчеркнул, что заниматься предстоит не тем, что интересно, а тем, что необходимо.
Дмитрий Ливанов (ректор МФТИ) сделал акцент на том, что мы сами виноваты в сложившейся ситуации, не нужно никого винить – требуется вместе работать над поиском выхода. Приборы вошли в отдельный федеральный проект, но его – в силу бюрократических аспектов – удастся запустить лишь с нового года. Потому, в «нулевом» году были выбраны несколько приборов для форсированного их трансфера в производство – 7 линеек и 15 наименований. Критерии выбора были просты – наличие компетенций, ресурс сконцентрировать их в одной точке, критическая значимость приборов, которые вряд ли удастся купить даже в Китае.
Сформирован консорциум «Научное приборостроение» с участием ведущих вузов страны, которые в экстренном режиме дорабатывают технологии для передачи на тиражирование и производство.
Одна из ключевых задач – не только физически произвести приборы, но и обеспечить их точность. Метрологией занимается Росстандарт, который гарантирует качество измерений и сравнимость результатов.
В ходе дискуссии стали ясны несколько развилок. Научное приборостроение – это неоднородный конструкт. Есть крыло, которое тяготеет к массово востребованному оборудованию, но существует – на другом полюсе – и то, что изготавливается в штучном количестве, каждый раз под требования заказчика.
Михаил Гордин (и.о. ректора МГТУ им. Баумана) подчеркнул, что непосредственно в научном приборостроении нет и не может быть интереса бизнеса, поэтому не стоит ждать инвестиций и запросов от него.
Модератор Юрий Костюкевич (Сколтех) подчеркнул, что заказчикам нужно не только железо, им нужно решение их задач – то есть еще и софт, методички, расходники, сервисное обслуживание.
Ректор Сколтеха Александр Кулешов напомнил, что важно не только изготовление прибора на территории страны, но и наличие деталей для него – во многих случаях у нас есть неочевидная зависимость от западных комплектующих.
Александр Мажуга @MAGnit80, первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, подчеркнул, что результатом проектов должа быть не конструкторская документация, а сам прибор.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко напомнил собравшимся о некоторых важных аспектах: нельзя допустить, чтобы итогом программы был «музей лабораторных образцов», а при ее реализации нужно обязательно изучить рынок научного приборостроения зарубежных стран.
В ходе обсуждения была поднята важная проблема – нужно не просто создать прототип, но и гарантировать возможность его тиражирования. А для этого необходим постоянный контакт с промышленными предприятиями, что будут производить новое оборудование.
В корне этой ситуации, конечно, ситуация в микроэлектронике, где необходимо добиться ощутимого технологического суверенитета. Об этом также говорил Владимир Шевченко – нужен отечественный доверенный дизайн. При этом собравшиеся в основном скептически отнеслись к идее создания профильной госкорпорации, подчеркнув, что важен плюрализм мнений и квазирыночные отношения.
Базой должны быть университеты – в этом уверен ректор Физтеха Дмитрий Ливанов, поскольку вузы это и заказчики, и будущие производители.
Помимо собственно «железа» важен софт (он не должен быть лучшим, он должен быть стандартным), а также кадры. Все эти вопросы решаются сейчас «на бегу», но здесь жизненно важны стандарты – та же метрология в самом широком смысле.
#КМУ2022
В условиях форсированного перехода к технологическому суверенитету особый акцент нужно сделать на научном приборостроении. Западная техника работает, но требует обслуживания, новые компоненты не всегда доступны (даже с помощью контрабанды), а российские приборы часто находятся в фазе развития.
Вопросы российской приборной базы обсуждали на нескольких площадках. Первой из них стала «Программа развития научного приборостроения в России».
Общая ситуация с российскими приборами на данный момент весьма печальна – в среднем они занимают лишь 5% всего оснащения отечественных исследовательских институций.
Юрий Костюкевич (Сколтех) подчеркнул, что заниматься предстоит не тем, что интересно, а тем, что необходимо.
Дмитрий Ливанов (ректор МФТИ) сделал акцент на том, что мы сами виноваты в сложившейся ситуации, не нужно никого винить – требуется вместе работать над поиском выхода. Приборы вошли в отдельный федеральный проект, но его – в силу бюрократических аспектов – удастся запустить лишь с нового года. Потому, в «нулевом» году были выбраны несколько приборов для форсированного их трансфера в производство – 7 линеек и 15 наименований. Критерии выбора были просты – наличие компетенций, ресурс сконцентрировать их в одной точке, критическая значимость приборов, которые вряд ли удастся купить даже в Китае.
Сформирован консорциум «Научное приборостроение» с участием ведущих вузов страны, которые в экстренном режиме дорабатывают технологии для передачи на тиражирование и производство.
Одна из ключевых задач – не только физически произвести приборы, но и обеспечить их точность. Метрологией занимается Росстандарт, который гарантирует качество измерений и сравнимость результатов.
В ходе дискуссии стали ясны несколько развилок. Научное приборостроение – это неоднородный конструкт. Есть крыло, которое тяготеет к массово востребованному оборудованию, но существует – на другом полюсе – и то, что изготавливается в штучном количестве, каждый раз под требования заказчика.
Михаил Гордин (и.о. ректора МГТУ им. Баумана) подчеркнул, что непосредственно в научном приборостроении нет и не может быть интереса бизнеса, поэтому не стоит ждать инвестиций и запросов от него.
Модератор Юрий Костюкевич (Сколтех) подчеркнул, что заказчикам нужно не только железо, им нужно решение их задач – то есть еще и софт, методички, расходники, сервисное обслуживание.
Ректор Сколтеха Александр Кулешов напомнил, что важно не только изготовление прибора на территории страны, но и наличие деталей для него – во многих случаях у нас есть неочевидная зависимость от западных комплектующих.
Александр Мажуга @MAGnit80, первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, подчеркнул, что результатом проектов должа быть не конструкторская документация, а сам прибор.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко напомнил собравшимся о некоторых важных аспектах: нельзя допустить, чтобы итогом программы был «музей лабораторных образцов», а при ее реализации нужно обязательно изучить рынок научного приборостроения зарубежных стран.
В ходе обсуждения была поднята важная проблема – нужно не просто создать прототип, но и гарантировать возможность его тиражирования. А для этого необходим постоянный контакт с промышленными предприятиями, что будут производить новое оборудование.
В корне этой ситуации, конечно, ситуация в микроэлектронике, где необходимо добиться ощутимого технологического суверенитета. Об этом также говорил Владимир Шевченко – нужен отечественный доверенный дизайн. При этом собравшиеся в основном скептически отнеслись к идее создания профильной госкорпорации, подчеркнув, что важен плюрализм мнений и квазирыночные отношения.
Базой должны быть университеты – в этом уверен ректор Физтеха Дмитрий Ливанов, поскольку вузы это и заказчики, и будущие производители.
Помимо собственно «железа» важен софт (он не должен быть лучшим, он должен быть стандартным), а также кадры. Все эти вопросы решаются сейчас «на бегу», но здесь жизненно важны стандарты – та же метрология в самом широком смысле.
#КМУ2022
«Наша лаба»: приборы и расходники
Назрела необходимость провести системный аудит – какие приборы есть в стране и какие мы (вместе с братской Белоруссией) можем производить. Здесь ярко проявили себя волонтеры с проектом «Наша лаба». О чем и была дискуссия на профильной сессии КМУ-2022:
Наша страна давно искала ответ на вопрос, как снизить зависимость от импорта научного оборудования, реактивов, других расходных материалов. Это легло в основу поручения Президента о разработке программы по развитию отечественного научного приборостроения, которая была принята в начале 2022 года.
Основные меры поддержки действующих компаний:
- Одна из самых главных мер поддержки, это Постановление Правительства от 18.02.2022 № 208 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности". В рамках действующей программы, предоставляются гранты размером до 100 млн.руб. на разработку конструкторской документации, а так же важных комплектующих для ведущих отраслей.
- Постановление Правительства РФ от 16.12.2020 № 2136. В рамках этого постановления поддержку получили не только производители оборудования, но и производители материалов, а также необходимого программного обеспечения.
- В этом году запущена программа поддержки отечественного приборостроения, в рамках которой определяется приоритетная линейка приборов из 15 позиций. В реализации программы принимают участие ведущие университеты: МФТИ, МИЭТ, МИФИ и МГТУ им. Н.Э.Баумана.
- В рамках проекта «Наша Лаба» экспертным научным советом создан «Народный каталог» научного оборудования и расходных материалов, производимых в России и в Республике Беларусь.
- Государственная Дума внесла поправки в налоговый кодекс для производителей научного оборудования, снизив налоговую ставку на прибыль с 20% до 5%, также снижены страховые взносы с 30,2% до 7,6%.
- Правительство освободило импортеров от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых критически значимых товаров, оборудования и сырья.
- Реализуется федеральная целевая программа по поддержке НИОКРов в сфере электронного машиностроения.
- Ведутся работы по стимулированию спроса, на закупку специального оборудования для предприятий, выполняющих государственный заказ.
Сохраняющиеся проблемы в развитии предприятий отечественного научного приборостроения:
- Плохой доступ к кредитованию для небольших, развивающихся предприятий. Господдержка функционирует через казначейское сопровождение, которое работает только со свободными денежными средствами, а свободные денежные средства малые и средние предприятия могут получить только в качестве кредитов в банках, но не всегда по приемлемой процентной ставке.
- Слабая конкуренция произведённой продукции на внутреннем рынке из-за слабого потребительского спроса.
- Большое количество бюрократических барьеров, в том числе связанные с получением регистрационных удостоверений на выпускаемую продукцию.
- Сложная организация работы в реестре Минпромторга.
Предложения по поддержке предприятий:
- Необходимо расширять взаимодействие с Центрами Коллективного Пользования.
- Необходимо развивать адресную поддержку уже существующих предприятий.
- Необходимо разрабатывать меры поддержки для узко специализированных отраслей, таких как химическая промышленность.
Опыт государственной поддержки научных предприятий в Республике Беларусь:
- Льготные ставки на подоходный налог для предприятий от 0% до 9%.
- Отсутствие территориальной привязки офисов или производства к локации, что позволяет не быть резидентом в других технопарках при аренде новых площадей для размещения производства.
- Льготная ставка при аренде площадей, что является очень важным стимулом для новых небольших предприятий.
#КМУ2022
Назрела необходимость провести системный аудит – какие приборы есть в стране и какие мы (вместе с братской Белоруссией) можем производить. Здесь ярко проявили себя волонтеры с проектом «Наша лаба». О чем и была дискуссия на профильной сессии КМУ-2022:
Наша страна давно искала ответ на вопрос, как снизить зависимость от импорта научного оборудования, реактивов, других расходных материалов. Это легло в основу поручения Президента о разработке программы по развитию отечественного научного приборостроения, которая была принята в начале 2022 года.
Основные меры поддержки действующих компаний:
- Одна из самых главных мер поддержки, это Постановление Правительства от 18.02.2022 № 208 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности". В рамках действующей программы, предоставляются гранты размером до 100 млн.руб. на разработку конструкторской документации, а так же важных комплектующих для ведущих отраслей.
- Постановление Правительства РФ от 16.12.2020 № 2136. В рамках этого постановления поддержку получили не только производители оборудования, но и производители материалов, а также необходимого программного обеспечения.
- В этом году запущена программа поддержки отечественного приборостроения, в рамках которой определяется приоритетная линейка приборов из 15 позиций. В реализации программы принимают участие ведущие университеты: МФТИ, МИЭТ, МИФИ и МГТУ им. Н.Э.Баумана.
- В рамках проекта «Наша Лаба» экспертным научным советом создан «Народный каталог» научного оборудования и расходных материалов, производимых в России и в Республике Беларусь.
- Государственная Дума внесла поправки в налоговый кодекс для производителей научного оборудования, снизив налоговую ставку на прибыль с 20% до 5%, также снижены страховые взносы с 30,2% до 7,6%.
- Правительство освободило импортеров от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых критически значимых товаров, оборудования и сырья.
- Реализуется федеральная целевая программа по поддержке НИОКРов в сфере электронного машиностроения.
- Ведутся работы по стимулированию спроса, на закупку специального оборудования для предприятий, выполняющих государственный заказ.
Сохраняющиеся проблемы в развитии предприятий отечественного научного приборостроения:
- Плохой доступ к кредитованию для небольших, развивающихся предприятий. Господдержка функционирует через казначейское сопровождение, которое работает только со свободными денежными средствами, а свободные денежные средства малые и средние предприятия могут получить только в качестве кредитов в банках, но не всегда по приемлемой процентной ставке.
- Слабая конкуренция произведённой продукции на внутреннем рынке из-за слабого потребительского спроса.
- Большое количество бюрократических барьеров, в том числе связанные с получением регистрационных удостоверений на выпускаемую продукцию.
- Сложная организация работы в реестре Минпромторга.
Предложения по поддержке предприятий:
- Необходимо расширять взаимодействие с Центрами Коллективного Пользования.
- Необходимо развивать адресную поддержку уже существующих предприятий.
- Необходимо разрабатывать меры поддержки для узко специализированных отраслей, таких как химическая промышленность.
Опыт государственной поддержки научных предприятий в Республике Беларусь:
- Льготные ставки на подоходный налог для предприятий от 0% до 9%.
- Отсутствие территориальной привязки офисов или производства к локации, что позволяет не быть резидентом в других технопарках при аренде новых площадей для размещения производства.
- Льготная ставка при аренде площадей, что является очень важным стимулом для новых небольших предприятий.
#КМУ2022
Десятилетие науки и технологий: управленческие особенности и универсальные приемы
Деcятилетие науки и технологий – это не просто отсечки на календаре, но и регулярные оргуправлеческие циклы. Их период вращения был синхронизирован с II Конгрессом молодых ученых.
На площадке Конгресса сопредседатели Координационного комитета Десятилетия науки и технологий помощник Президента России Андрей Фурсенко и вице-премьер Дмитрий Чернышенко провели его итоговое в 2022 году заседание. На нем был представлен отчет об основных результатах реализации Плана проведения первого года Десятилетия. С докладом выступил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
«Сейчас все очень быстро меняется, и наука меняется, может быть, быстрее всего остального. Вынуждено меняется, потому что появляются новые вызовы, и к науке сегодня гораздо большие требования. Наука сегодня – это реальная надежда на существенные прорывы, существенные изменения», — сказал Андрей Фурсенко.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул:
«Мы видим, что первый год Десятилетия был продуктивным. Проведено более 1 000 мероприятий. В них приняло участие почти 100 млн человек. Приоритетной задачей является популяризация деятельности исследователей и их достижений. В обществе высокий запрос на эту информацию. Большинство наших соотечественников – более 80% – доверяют мнению российских ученых и гордятся российской наукой. 83% студентов планируют строить карьеру в научной сфере – это отличный результат первого года Десятилетия. Кроме того, я предлагаю продумать организацию сети научных музеев в России. А также создание открытых научных детских площадок, аналоги которых представлены на Конгрессе. Считаю, что наряду с «умными» спортивными площадками, запускаемыми по инициативе «Единой России», - это дало бы нам эффект синергии для физического и интеллектуального развития наших детей».
Вице-премьер также поручил создать фильм о российской науке и молодых учёных.
Валерий Фальков отметил, что План включает в себя 18 инициатив, которые нацелены на решение трех ключевых задач Десятилетия. Это - привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан России.
Также на заседании присутствовали ученые, которые принимали участие во встрече с Президентом Владимиром Путиным. Они рассказали о своих инициативах, которые могут войти в план Десятилетия науки и технологий.
«Вы представили ряд интересных предложений и инициатив, которые получили поддержку главы государства. Эти проекты должны быть учтены при обновлении Плана Десятилетия науки и технологий. Напомню, все результаты Десятилетия должны работать на поставленную Президентом задачу – обеспечение технологического суверенитета страны», — сказал Дмитрий Чернышенко.
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв в свою очередь подчеркнул важность развития международного сотрудничества с дружественными странами и необходимости укрепления научного и технологического лидерства страны.
Председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию Никита Марченков рассказал о реализации проектов в рамках научного волонтерства, запуске соответствующе инфраструктуры, в том числе цифровой.
Десятилетие науки и технологий – это процесс не только медийный или научный, но и управленческий. И здесь рождаются многие приемы, которые могут быть использованы для популяризации науки и привлечения молодежи.
#КМУ2022
Деcятилетие науки и технологий – это не просто отсечки на календаре, но и регулярные оргуправлеческие циклы. Их период вращения был синхронизирован с II Конгрессом молодых ученых.
На площадке Конгресса сопредседатели Координационного комитета Десятилетия науки и технологий помощник Президента России Андрей Фурсенко и вице-премьер Дмитрий Чернышенко провели его итоговое в 2022 году заседание. На нем был представлен отчет об основных результатах реализации Плана проведения первого года Десятилетия. С докладом выступил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
«Сейчас все очень быстро меняется, и наука меняется, может быть, быстрее всего остального. Вынуждено меняется, потому что появляются новые вызовы, и к науке сегодня гораздо большие требования. Наука сегодня – это реальная надежда на существенные прорывы, существенные изменения», — сказал Андрей Фурсенко.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул:
«Мы видим, что первый год Десятилетия был продуктивным. Проведено более 1 000 мероприятий. В них приняло участие почти 100 млн человек. Приоритетной задачей является популяризация деятельности исследователей и их достижений. В обществе высокий запрос на эту информацию. Большинство наших соотечественников – более 80% – доверяют мнению российских ученых и гордятся российской наукой. 83% студентов планируют строить карьеру в научной сфере – это отличный результат первого года Десятилетия. Кроме того, я предлагаю продумать организацию сети научных музеев в России. А также создание открытых научных детских площадок, аналоги которых представлены на Конгрессе. Считаю, что наряду с «умными» спортивными площадками, запускаемыми по инициативе «Единой России», - это дало бы нам эффект синергии для физического и интеллектуального развития наших детей».
Вице-премьер также поручил создать фильм о российской науке и молодых учёных.
Валерий Фальков отметил, что План включает в себя 18 инициатив, которые нацелены на решение трех ключевых задач Десятилетия. Это - привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан России.
Также на заседании присутствовали ученые, которые принимали участие во встрече с Президентом Владимиром Путиным. Они рассказали о своих инициативах, которые могут войти в план Десятилетия науки и технологий.
«Вы представили ряд интересных предложений и инициатив, которые получили поддержку главы государства. Эти проекты должны быть учтены при обновлении Плана Десятилетия науки и технологий. Напомню, все результаты Десятилетия должны работать на поставленную Президентом задачу – обеспечение технологического суверенитета страны», — сказал Дмитрий Чернышенко.
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв в свою очередь подчеркнул важность развития международного сотрудничества с дружественными странами и необходимости укрепления научного и технологического лидерства страны.
Председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию Никита Марченков рассказал о реализации проектов в рамках научного волонтерства, запуске соответствующе инфраструктуры, в том числе цифровой.
Десятилетие науки и технологий – это процесс не только медийный или научный, но и управленческий. И здесь рождаются многие приемы, которые могут быть использованы для популяризации науки и привлечения молодежи.
#КМУ2022
Тема №1, стоящая перед человечеством
В зале #КМУ2022 – грантополучатели РНФ, в первом ряду Андрей Фурсенко и Руслан Эдельгериев, советник президента РФ по вопросам экологии, идет дискуссия по глобальным вызовам и устойчивому развитию территорий: баланс природных и антропогенных систем.
Николай Дурманов, специальный представитель министерства науки и высшего образования РФ по вопросам биологической и экологической безопасности:
Когда говорят о развитии территорий, пытаются определить, что является приоритетом, мы попадаем в большие трудности, если мы говорим о низкоуглеродной экономике и климатических проектах.
Например, вчера вышла скандальная статья о полном провале климатических проектов в Калифорнии. Ни на один грамм не увеличилось количество углеродов. Мы толком не знаем к чему цепляться. СО2, метан? Метан, говорят, скоро выйдет из моды. Непонятно, что делать с болотами, рисовыми чеками. Новая звезда на небосклоне – закись азота, главные в этой повестке – голландцы. Но их фермеры не согласны с этим.
Поскольку мы не знаем, с чего начинать, нужно начинать со всего. Но только в режиме минимизации рисков. Вместо того, чтобы сидеть и ждать, лучше начинать минипроекты. Есть набор готовых технологий, на их основе нужно начинать маленькие проекты.
Мы должны четко понимать, что за климатической индустрией будущее. Но мы толком не знаем, что в этой истории – главное.
Для Сириуса есть целый букет климатических проектов, при условии, что они будут маленькие и что не будет жалко, если они не получатся.
Елена Шмелева, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех»:
Центр в области экологии и вопросов изменения климата, который предписано создать на базе научно-технологического университета Сириус должен решать 3 ключевые задачи:
- поиск и анализ передовых научных технологий, анализ их внедрения и практическая апробация.
Мы запланировали создание нескольких магистерских программ, которые связаны с экологической геофизикой, экологическим мониторингом и контролем, разработкой тех решений по трансформации, которые мы предвидим.
- инфраструктура, которая здесь будет развиваться.
Нехватка лабораторной приводит всегда к тому, что исследования задерживаются или не развиваются. Мы создаем один из самых масштабных лабораторных комплексов в стране.
- переподготовка кадров в области междисциплинарных климатических и экологических исследований.
Мы хотели бы создать центр, который с одной стороны будет заниматься научно-образовательной деятельностью, а с другой стороны станет консалтинговым, внедренческим, технологическим. Этот мониторинг инновационной деятельности в области экологии и климатических изменений станет залогом того, чтобы мы могли обеспечить на федеральной территории и у наших индустриальных партнеров.
Александр Хлунов, генеральный директор Российского научного фонда:
Проблемы климата, экологии и биоразнообразия являются краеугольными. Здесь масса вопросов, связанная с береговой зоной. Эта федеральная территория обладает проблемами, связанными с повышением качества жизни.
Много слухов и мифов, у нас новый функционал: переход к ОКРам, но заявляю здесь, что у нас сохраняется объем финансирования по фундаментальным исследованиям.
Чем ценен РНФ, теми людьми, которые реализуют проекты. Совсем недавно мне говорили, что открытие выбросов метана в арктической зоне – это что-то потрясающее, теперь мода на закись азота.
Мишустину я рассказывал о проекте сибирских ученых, которые смогли утвердить методику подсчета углеродного следа. По сути она базируется на данных дистанционного космического обследования. Им удалось опубликовать ее в Nature – это полное признание. Конечно, важно основываться на таких научных подходах.
Важно, чтобы научный план по развитию федеральной территории родился. Реализация научных планов порождает потребность в образовательных программах, которые должны быть связаны с прикладной реализации.
Главная проблема, с нашей точки зрения, отсутствие квалифицированного заказчика. Если бы Сириус мог бы разместить такой квалифицированный заказ, это бы было главным приоритетом.
В зале #КМУ2022 – грантополучатели РНФ, в первом ряду Андрей Фурсенко и Руслан Эдельгериев, советник президента РФ по вопросам экологии, идет дискуссия по глобальным вызовам и устойчивому развитию территорий: баланс природных и антропогенных систем.
Николай Дурманов, специальный представитель министерства науки и высшего образования РФ по вопросам биологической и экологической безопасности:
Когда говорят о развитии территорий, пытаются определить, что является приоритетом, мы попадаем в большие трудности, если мы говорим о низкоуглеродной экономике и климатических проектах.
Например, вчера вышла скандальная статья о полном провале климатических проектов в Калифорнии. Ни на один грамм не увеличилось количество углеродов. Мы толком не знаем к чему цепляться. СО2, метан? Метан, говорят, скоро выйдет из моды. Непонятно, что делать с болотами, рисовыми чеками. Новая звезда на небосклоне – закись азота, главные в этой повестке – голландцы. Но их фермеры не согласны с этим.
Поскольку мы не знаем, с чего начинать, нужно начинать со всего. Но только в режиме минимизации рисков. Вместо того, чтобы сидеть и ждать, лучше начинать минипроекты. Есть набор готовых технологий, на их основе нужно начинать маленькие проекты.
Мы должны четко понимать, что за климатической индустрией будущее. Но мы толком не знаем, что в этой истории – главное.
Для Сириуса есть целый букет климатических проектов, при условии, что они будут маленькие и что не будет жалко, если они не получатся.
Елена Шмелева, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех»:
Центр в области экологии и вопросов изменения климата, который предписано создать на базе научно-технологического университета Сириус должен решать 3 ключевые задачи:
- поиск и анализ передовых научных технологий, анализ их внедрения и практическая апробация.
Мы запланировали создание нескольких магистерских программ, которые связаны с экологической геофизикой, экологическим мониторингом и контролем, разработкой тех решений по трансформации, которые мы предвидим.
- инфраструктура, которая здесь будет развиваться.
Нехватка лабораторной приводит всегда к тому, что исследования задерживаются или не развиваются. Мы создаем один из самых масштабных лабораторных комплексов в стране.
- переподготовка кадров в области междисциплинарных климатических и экологических исследований.
Мы хотели бы создать центр, который с одной стороны будет заниматься научно-образовательной деятельностью, а с другой стороны станет консалтинговым, внедренческим, технологическим. Этот мониторинг инновационной деятельности в области экологии и климатических изменений станет залогом того, чтобы мы могли обеспечить на федеральной территории и у наших индустриальных партнеров.
Александр Хлунов, генеральный директор Российского научного фонда:
Проблемы климата, экологии и биоразнообразия являются краеугольными. Здесь масса вопросов, связанная с береговой зоной. Эта федеральная территория обладает проблемами, связанными с повышением качества жизни.
Много слухов и мифов, у нас новый функционал: переход к ОКРам, но заявляю здесь, что у нас сохраняется объем финансирования по фундаментальным исследованиям.
Чем ценен РНФ, теми людьми, которые реализуют проекты. Совсем недавно мне говорили, что открытие выбросов метана в арктической зоне – это что-то потрясающее, теперь мода на закись азота.
Мишустину я рассказывал о проекте сибирских ученых, которые смогли утвердить методику подсчета углеродного следа. По сути она базируется на данных дистанционного космического обследования. Им удалось опубликовать ее в Nature – это полное признание. Конечно, важно основываться на таких научных подходах.
Важно, чтобы научный план по развитию федеральной территории родился. Реализация научных планов порождает потребность в образовательных программах, которые должны быть связаны с прикладной реализации.
Главная проблема, с нашей точки зрения, отсутствие квалифицированного заказчика. Если бы Сириус мог бы разместить такой квалифицированный заказ, это бы было главным приоритетом.