НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Никите Анисимову – 45!

Ректор Высшей школы экономики встречает День рождения в статусе одного из самых опытных и эффективных топ-менеджеров в системе высшей школы России.

За его плечами – руководство несколькими ведущими российскими университетами, которые он существенно укрепил в период работы в них ректором. Это уникальный опыт – среди коллег, руководивших в карьере несколькими вузами, у Никиты Анисимова самый убедительный пример.

Стоит отметить также что ряд его учеников–членов команды также возглавляют российские вузы.

Что касается НИУ ВШЭ – под руководством Никиты Анисимова университет уверенно справляется с любыми вызовами и держит высокий уровень флагмана высшего образования.
Антон Сериков, @serikov_channel, заместитель генерального директора российского общества «Знание», руководитель Центра Знаний «Машук» для «Научно-образовательной политики»:

Центру знаний «Машук» за время работы уже много что удалось, что-то мы дорабатываем и достраиваем, планируем. Получилось собрать основу команды, это люди с разных сторон — люди из корпоративных университетов, государственных институтов развития, вузов и просто из бизнеса, которые создают образовательную организацию нового формата.

Мы максимально близки по духу с «Тавридой» и «Сенежем», являемся тремя братьями. Мы дружны с руководством всех этих организаций, обмениваемся опытом, бываем друг друга в гостях, подсматриваем друг у друга и делимся чем-то.

Первые итоги — это команда, которую удалось сформировать. Следующий итог — это 4 тысячи человек, которые прошли через обучение в Центре. Большое спасибо нашим партнерам, без которых мы бы не справились на старте. Это Академия Минпросвещения, мы вместе учили учителей Донбасса, первыми посетителями стали учителя истории России, обществознания, основ российской государственности из новых регионов. Они осваивали новые для себя предметы именно в стенах нашего Центра.

Для нас это очень важно. Здесь были люди, которые меняют образовательные пространства, ведущие российские дизайнеры рассказывали руководителям образования, что учить можно, меняя пространство вокруг самих школьников и студентов. Здесь были проректоры, ректоры вузов, много молодёжи: руководители клубов национальной дружбы, руководители НКО, министры молодёжи. Были те, кто связан с педагогикой: школы, вузы, СПО.

С Росатомом мы обсуждали, как можно перезагрузить преподавание физики в школе. Программа, которая заставила задуматься о многом. Чтобы завтра пришли инженеры работать на предприятия корпораций, нужно, чтобы они выпустились из вузов, а для этого нужно, чтобы они сдали ЕГЭ по физике. А чтобы они сдавали ЕГЭ по физике, они должны в 5 или 7 классе влюбиться в этот предмет и выучить его на достаточном уровне. А чтобы они это сделали, в школах должны быть учителя физики, которые соответствуют требованиям, любят свой предмет и могут ему научить.

Поэтому Центр — это образовательная организация, которая претендует и мечтает стать ещё исследовательской, экспертной площадкой. В этом году мы планируем выпуск авторских учебно-методических пособий, которые станут нашей визитной карточкой. Будем развиваться и двигаться в этом в этом направлении. С нами Российское общество «Знание», Росмолодёжь, два министерства. Совместно с РДДМ мы хотим сделать лабораторию. Без науки никуда. Как говорят, учёные знают, а политики могут. Хочется, чтобы где-то они встречались. Я сам из «двух миров». Я очень долгое время жил в мире науки. И мы всегда печалились о том, что наши теории, разработки не используют там, где могут это сделать.

С Центром компетенций АНО «РСВ» у нас есть несколько проектов по сотрудничеству, в том числе про оценку наших участников. Мы в прошлом году совместно с АНО «РСВ» пробовали сделать нашу площадку домом для участников кадровых конкурсов, которых много на юге страны. За большими федеральными задачами хочется не забыть об интересных региональных вызовах Ставрополья, Кавказа и Юга России.
Нанороботы против тромбоза и атеросклероза

Студент третьего курса Медицинского института РУДН Андрей Костылев придумал, как бороться с тромбозом и атеросклерозом с помощью нанороботов.

Андрей Костылев, студент РУДН для «Научно-образовательной политики»:

В ближайшем будущем мы закончим процесс сертификации доклинических исследований нашей микроструктуры медицинского изделия, а также зарегистрируем программно-аппаратный комплекс - это в основном программное обеспечение и подключение к аппарату МРТ. Таким образом, всё будет взаимосвязано между собой, так как управление продуктом будет осуществляться благодаря магнитам, встроенным в МРТ, и другим кольцевым оборудованиям, в которых находится наводящий магнит.

Масштабирование: сейчас у нас есть договоренность с Белоруссией и Сингапуром о том, что после сертификации для клиник мы можем интегрироваться с другими странами и там масштабировать научную часть. В данном случае мы еще не говорим о выходе на рынок, когда продукт будет полностью готов уже к испытанию на людях.

Также есть потенциальная договоренность с Австрией, а именно с главным медицинским университетом Вены о том, что мы можем проводить исследования, проводить сертификации нашего изделия после того, как мы их сделаем в нашей стране.

После того, как мы закончим доклинические испытания официально и перейдем к клиническим испытаниям, когда продукт будет уже более устоявшимся и будет готов к какому-то массовому использованию в рамках клинических испытаний, тогда мы будем продумывать идею выхода на зарубежный рынок.

Сейчас у нас есть соглашение с Национальным фондом управления активами по финансированию программы, масштабированию научной части регионов нашей страны, и, я думаю, данное партнерство поможет очень быстро закрыть вопросы по распространению нашей разработки в пределах государства. Мы отталкиваемся от тех ресурсов, которые есть в России, и будем под них подстраиваться.

Мы хотим, чтобы наша разработка заменила устоявшуюся практику на 70-80 % в ближайшие 3-4 года после выхода на рынок. Мы будем доказывать всеми нашими исследованиями, что метод эффективен на 95-97%. При этом мы будем стараться уменьшать процент смертности от инфаркта миокарда и атеросклероза. Преимущество — легкость терапии после операционного периода. Мы хотим ту смертность и используемые сейчас методы заменить, потому что они имеют большое количество осложнений и побочных эффектов.

Значение и перспективы для российской науки: у нас есть заинтересованность в научно-исследовательских центрах, которые хотели бы наши микроструктуры заказать для исследования, внедрения в другие области науки. Не только оперируя на атеросклерозе, но и в других направлениях, например, при болезни Паркинсона. То есть у нас есть заинтересованность в том, что наш продукт пойдет вперед, им заинтересуются другие научно-исследовательские институты, и, может быть, тем самым мы найдем еще какие-то новые методы применения той микроструктуры, которая была создана.
Инженеры – регионы – консорциумы

Подготовка инженерных кадров еще буквально несколько лет назад в широком научно-политическом дискурсе была темой прикладной и дополнительной к воспроизводству исследовательского сословия. Коронавирус и последовавшая за ним санкционная война против России буквально за пару лет вывели эту тему в число критически значимых для обеспечения научно-образовательной безопасности и технологического суверенитета.

Подготовка инженеров становится настолько важной, что совещания по развитию региональных систем их подготовки проводит секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. В ходе последней беседы в Челябинске он отметил:

«Следует повышать привлекательность для молодежи среднего профессионального образования, активнее создавать в образовательных организациях классы инженерного профиля. Обеспечить привлечение молодых специалистов в аэрокосмическую, металлургическую, радиоэлектронную, программно-вычислительную и другие наукоемкие отрасли».

Это не первое подобное совещание. Аналогичное в начале февраля состоялось в Рыбинске. Примечательно, что в обеих географических точках в итоге разговор приходил к темам не только Передовых инженерных школ и Приоритета-2030 (две основные формы развития инженерного образования), но также и к вопросам создания кампусов.

В Рыбинске Николай Патрушев подчеркнул:

«В целях обеспечения инженерными кадрами ПАО «ОДК-Сатурн» и других предприятий города требуется создание в Рыбинске современного университетского кампуса, образовательного пространства, не уступающего по уровню созданным на базе ведущих вузов страны. Успешная реализация этого проекта способствовала бы созданию в городе промышленно-производственной особой экономической зоны».

В Челябинске же вообще прошла двухдневная стратегическая сессия Минобрнауки по кампусам мирового уровня – подобные мероприятия запланированы во всех 17 регионах-победителей конкурса.

Кампусы должны стать средой усиленного «кипения» научной, предпринимательской, технологической и образовательной мысли, а также драйвером муниципального, городского, регионального развития.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков убежден:

«Кампус будет влиять и на город, и на школьную систему, и на событийную и культурную повестки. Сама идея кампуса подразумевает, что вуз становится институтом городского и регионального развития. Мы рассчитываем, что работа по разработке концепции кампуса будет продолжена уже инициативно коллективами университетов».

В рамках общей траектории на регионы (именно на поддержку их развития рассчитана большая часть программ поддержки) теперь особо выделяется инженерный и интеграционный векторы.

Для усиления подготовки инженеров в масштабах всей страны уже принято решение учитывать четыре ЕГЭ – информатика, профильная математика, физика (все количественно для целей конкурсного отбора) и русский (дополнительно – скорее по системе «зачет-незачет»). Ключевым здесь является повышение качества подготовки по физике и исключение определяющего влияния балла по непрофильному русскому на ранжирование кандидатов.

Кроме того, на Совете по науке и образованию вице-премьер Дмитрий Чернышенко обнародовал траекторию в сторону формирования консорциумов для реализации комплексных научно-технических программ и проектов во главе с ведущими научными организациями (речь также идет про вузы) и персональной ответственностью главы этих «координаторов». Как раз межвузовские кампусы – это хорошая база для дальнейшей консорциумной интеграции. Яркий пример дает Томская область со своим Большим Университетом. А сами консорциумы уже хорошо себя зарекомендовали в НОЦ и НЦ мирового уровня, ПИШ и Приоритете-2030.

Подробнее: Челябинск и Рыбинск.
Наращивая атомные узы

Большой Атом (Росатом, Курчатовский институт и прочие организации в их «созвездиях») является одним из локомотивов научно-технологического прорыва. Наравне с ним действует ОПК, который сейчас переключился скорее на проверенные решения для обеспечения нужд армии. Также есть Космос, который последние годы допускает пробуксовки.

На внешнеполитическом контуре атомная дипломатия – одно из самых успешных направлений. Росатом предлагает не просто строительство АЭС – но пакетное предложение: от разработки законодательства до подготовки будущих атомных «контролеров», от разведки грунтов до снабжения топливом и обработки отработавшего ядерного топлива. Это уникальное предложение на рынке – все остальные игроки имеют лакуны в комплексном сервисе.

Вместе с тем, ряд стран хотят развивать ядерные исследование или атомную энергетику, но обстоятельства (например, емкость энергосистем) таковы, что стандартная АЭС слишком крупна или нет надежды подготовить столько специалистов. А те государства, что имеют свои блоки – часто хотят развиваться не только «вширь», но и «вглубь».

Именно поэтому Росатом на мировой арене выступает еще с двумя предложениями. Первое – центр ядерных исследований и технологий (реактор, лаборатории, ускорители). Здесь Росатом обладает уникальными компетенциями – он производит именно то топливо (19% по урану-235), которое требуется для работы исследовательских реакторов. Также госкорпорация обеспечивает переработку ОЯТ, полный комплект оборудования, подготовку первого поколения специалистов (а если нужно – то и далее).

Благодаря подобным решениям государства, которые не обладают собственной развитой атомной промышленностью, могут включиться в исследовательскую и технологическую работу, использовать возможности радиационной обработки изделий и товаров, создавать фармпрепараты и т.п.

Очевидно, что в дальнейшем – если у страны возникнет желание развернуть большую АЭС – она обратится именно к России. Спрос на исследовательские центры существует – один ЦИЯТ (причем, с включением в технологический контур канадского ускорителя) строится в Боливии. Интерес проявляют наши традиционные партнеры из Белоруссии и Сербии. Большой потенциал есть и среди стран-участниц Объединенного института ядерных исследований. В дальнейшей перспективе можно создавать «зеркальные» центры или лаборатории, делать различные компоновки приборов и лабораторий, запускать центры обработки данных.

Второе перспективное направление – атомные станции малой мощности. Технология была отработана на плавучей АЭС «Михаил Ломоносов», которая сейчас питает Певек. Следующий шаг – «вытащить» на землю реактор РИТМ-200. Это серийный ректор, который, в частности, стоит на ледоколах проекта 22220. Пилотный проект малой станции будет реализован в Усть-Янском районе Якутии. Причем власти республики уже просят сделать реактор парным, чтобы разработать не только месторождение золота, но и олова. Интерес к АСММ проявила и Киргизия. Еще раньше – глядя на вояж ПАЭС в Певек, многие страны заинтересовались именно плавучим исполнением атомной станции. Здесь также видны хорошие перспективы.

В первую очередь, заказчиков что ЦИЯТ, что АСММ интересует практика – и если исследовательские центры уже можно демонстрировать, то со станциями малой мощности еще предстоит работа. Вместе с тем это направление однозначно перспективное.

Третье перспективное направление – водородная энергетика. У Росатома есть резервные мощности, чтобы развернуть тестовые площадки. Одна из них – в Мурманской, вторая – в Сахалинской областях. Модули по синтезу водорода также могут стать отличным дополнением к экспортному меню Росатома – в частности, тогда будет понятно, куда можно деть «лишние» мощности.

Подробнее – в интервью Евгения Пакерманова, президента компании Русатом Оверсиз.
Диалог вызывает министров на диалог

АНО «Диалог» @ano_dialog (отвечает за цифровой диалог власти и общества) подготовило доклад, подробности которого сообщает Коммерсантъ. Речь идет о лучших коммуникативных практиках, которые можно использовать в российских реалиях.

Не удивидетельно, что многое завязано на молодежь. Отсюда и примеры – например, ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства» @univertechpred, который реализует Минобрнауки.

Он нацелен на молодых бизнесменов, но в соцсетях проекта редко рассказывают истории этих людей и скорее концентрируются на их разработках. Поэтому эксперты предлагают сместить акцент «на впечатления, ожидания и перспективы молодых предпринимателей».

Эксперты «Диалога» приводят в примеры иностранных чиновников, которые успешно коммуницируют в соцсетях. Надо отметить, что в России такие тоже не редкость. Например, Максут Шадаев (глава Минцифры) – свой канал не ведет, но в профильных чатах и личной коммуникации очень активен – мы знаем не по наслышке.

Блоги мэра Москвы Сергея Собянина @mos_sobyanin и главы Чечни Рамзана Кадырова @RKadyrov_95 давно уже стали хрестоматийными примерами. Регулярно проводится смотр соцсетей министерств и губернаторов.

В статье приведено мнение Александра Немцева (доцента Финансового университета): «Я отлично вижу, как это могли бы делать министр просвещения, министр науки и образования, глава Росмолодежи. Но, например, главу Минфина Антона Силуанова я в этой роли не вижу. Не уверен, что это так уж нужно его ведомству».

К слову, у Ксении Разуваевой уже есть свой Тг-канал - @kseniarazuvaeva. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов личного канала не имеет, но в обойме ведомства официальный @minprosrf и классные неофициальные («Большая перемена» @bpshkola и «Молодцы» @welldoners). Свой канал есть и у SMM Минпроса Рузанны Айрапетян @obrazovanie_pro.

У Минобрнауки ситуация еще более сложносоставная. Есть официальный канал @minobrnaukiofficial, есть несколько полуофициальных (например @M_Rate или @privet_podved), был ряд каналов проектного плана (они постепенно трансформировались). И существует большая экосистема экспертов, аналитиков и комментаторов. Включая, конечно, «Научно-образовательную политику» @scienpolicy вместе с «НОП.ректоры» @nop_rectors, «НОП – Молодежь и система» @youthpolicy, «НОП – Лаборатория непрерывного образования» @laboratoria2030, «Университет.Онлайн» @go_university и ряд других.

Для профильных образовательных министров хорошим примером могут послужить ректоры – многие из них успешно ведут личные каналы, в которых четко персональное участие: например, у Дмитрия Глушко (@DmitriiGlushko Мордовский госуниверситет им. Огарева), Андрея Рудского (@andreyrudskoi Питерский политех) и ряда других коллег.

Не хватает ли «новой искренности» от лица министров? Да, хотелось бы более открытой коммуникации. С другой стороны, за исключением Алексея Комиссарова @akomissarov2022, Григория Гурова @GurovGrigoriy, Сергея Плуготаренко @plugonews и Максима Древаля @maxdreval, практически нет примеров, когда первое лицо большой федеральной команды в сферах, о которых пишет НОП, имело бы личный Тг-канал. Из ФОИВ Ксения Разуваева вообще одна.

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», верно отмечают – многие чиновники боятся «идти в соцсети». А если и идут – в качестве иллюстрации возьмем странички и каналы ректоров – часто получается сплошные патока и официоз. Такая «новая искренность» никому не нужна.

С другой стороны, широко распространена практика полуофициальных каналов – например «Другой Беляков» @dbelyakov о работе Правительства и премьер-министра Михаила Мишустина.

При этом стоит отметить – многие инициативы (особенно в молодежной и научно- образовательной политике) действительно требуют иного подхода к продвижению и освещению. Каждая инициатива – а их действительно много и очень толковых – должна быть прорекламирована и продвинута в нужном информационном сегменте. А не только отработана пресс-службой ведомства как инфоповод с участием министра – а этим грешат очень многие ФОИВы.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/5839495.
«Ни при каких обстоятельствах программа по фундаментальным и поисковым исследованиям сокращаться не будет».

(Президент РАН Геннадий Красников перед Посланием Президента Федеральному Собранию в эфире России 1).
«Победить Россию на поле боя невозможно. Против нас ведут информационные атаки – целью выбирают молодых, молодые поколения. Извращают исторические факты, не прекращают нападки на культуру, церковь». (Владимир Путин)
«Мы обязаны защитить наших детей. И мы защитим их от деградации и вырождения» (Владимир Путин).
«Все мы гордимся, что наш многонациональный народ – абсолютное большинство граждан – заняли принципиальную позицию в отношении СВО. В этой поддержке проявился настоящий патриотизм, чувство, которое исторически присуще нашему народу». (Далее почти прозвучала формула «судьба и Родина едины») (Владимир Путин).
На нашей собственной научной и технологической базе [расширяется выполнение гособоронзаказа]. (Владимир Путин)
По программе льготного арендного жилья для сотрудников ОПК будут строить дома, в первую очередь, в том числе в городах расположения «крупных научно-исследовательских центров». (Владимир Путин).
❗️У нас есть все, чтобы и безопасность обеспечить и чтобы обеспечить уверенное развитие страны — Путин
«На первый план выходят новые рынки, научная, технологическая, кадровая база. Это позволяет раскрыть громадный потенциал России во всех областях» (Владимир Путин)
«Мы много говорили об изменениях в … развитии технологий, [подготовке] кадров. Мы знаем, что необходимо делать для суверенного независимого развития России вопреки любому внешнему давлению. Стратегическая задача – вывести нашу экономику на новые рубежи» (Владимир Путин)
«Научные открытия и технологии – это тоже победа!» (Владимир Путин)
«Никто из простых граждан страны, поверьте, не пожалел тех, кто потерял свои капиталы в зарубежных банках. Кто лишился яхт, дворцов за рубежом. А в разговорах на кухнях люди наверняка припомнили и приватизацию 90-х годов, и показную роскошь «новых элит» (Владимир Путин)
«Помогайте школам и университетам, науке!» (призыв Владимира Путина отечественному бизнесу и бизнес-релокантам)
Из исторических деятелей Владимир Путин процитировал Петра Столыпина:

«В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права – права России быть сильной».
Мы должны повысить качество курсов – по истории, географии, литературе – чтобы молодое поколение могло больше узнать о России. (Владимир Путин)
Блок по науке и высшему образованию в послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию:

«На недавнем Совете мы говорили о необходимости четко расставить приоритеты, расставить ресурсы на получение результатов в тех сферах, где есть заделы и которые имеют практическое значение для страны (медицина, АПК, промышленность и т.п.).

В основе всегда лежат фундаментальные исследования. В этой сфере, как и в культуре, мы должны предоставить ученым, исследователям – большую свободу творчества. Нельзя всех загонять в прокрустово ложе результатов завтрашнего дня. Постановка и решение амбициозных задач – стимул для молодежи идти в науку. Нашим научным командам есть чем гордиться

В декабре встречался с молодыми исследователями. Одна из тем – жилье. Дополнительно направили 1 млрд руб. Поручаю Правительству определить резервы для расширения этой программы.

Вырос престиж СПО. Спрос на выпускников техникумов и колледжей огромный. Кадры нужны новые. Мы должны существенно расширить проект «Профессионалитет» - в рамках которого формируются учебно-производственный кластеры, обновляется оборудование. Важно, чтобы в эту сферу приходили наставники с опытом работы на реальном сложном производстве. За ближайшие пять лет стоит задача подготовить не менее миллиона специалистов для IT и ИИ, промышленности, строительства, транспорта, атомной отрасли и т.п. [Т.е. для областей] ключевых для обеспечения безопасности и суверенитета.

Очень важный вопрос о высшей школе. Здесь также назрели существенные требования с учетом новых требований. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. Предлагается:
1. Вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения от 4 до 6 лет. Даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные программы подготовки.
2. Если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации – человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.
3. В отдельный уровень образования будет выделена аспирантура.

Переход на новую систему должен быть плавным. Потребуется внести многочисленные поправки. Здесь нужно все продумать, проработать до мелочей. У молодежи и наших граждан должны появиться новые возможности для трудоустройства и профессионального роста. Возможности, а не проблемы. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующем программам. Также не подлежат пересмотру полученные дипломы – граждане не должны потерять в своих правах. Прошу ОНФ взять все вопросы изменений в высшем образовании под особый контроль.

Год назван годом педагога и наставника. Нужно повысить престиж учительского труда».