НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Инженеры – регионы – консорциумы

Подготовка инженерных кадров еще буквально несколько лет назад в широком научно-политическом дискурсе была темой прикладной и дополнительной к воспроизводству исследовательского сословия. Коронавирус и последовавшая за ним санкционная война против России буквально за пару лет вывели эту тему в число критически значимых для обеспечения научно-образовательной безопасности и технологического суверенитета.

Подготовка инженеров становится настолько важной, что совещания по развитию региональных систем их подготовки проводит секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. В ходе последней беседы в Челябинске он отметил:

«Следует повышать привлекательность для молодежи среднего профессионального образования, активнее создавать в образовательных организациях классы инженерного профиля. Обеспечить привлечение молодых специалистов в аэрокосмическую, металлургическую, радиоэлектронную, программно-вычислительную и другие наукоемкие отрасли».

Это не первое подобное совещание. Аналогичное в начале февраля состоялось в Рыбинске. Примечательно, что в обеих географических точках в итоге разговор приходил к темам не только Передовых инженерных школ и Приоритета-2030 (две основные формы развития инженерного образования), но также и к вопросам создания кампусов.

В Рыбинске Николай Патрушев подчеркнул:

«В целях обеспечения инженерными кадрами ПАО «ОДК-Сатурн» и других предприятий города требуется создание в Рыбинске современного университетского кампуса, образовательного пространства, не уступающего по уровню созданным на базе ведущих вузов страны. Успешная реализация этого проекта способствовала бы созданию в городе промышленно-производственной особой экономической зоны».

В Челябинске же вообще прошла двухдневная стратегическая сессия Минобрнауки по кампусам мирового уровня – подобные мероприятия запланированы во всех 17 регионах-победителей конкурса.

Кампусы должны стать средой усиленного «кипения» научной, предпринимательской, технологической и образовательной мысли, а также драйвером муниципального, городского, регионального развития.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков убежден:

«Кампус будет влиять и на город, и на школьную систему, и на событийную и культурную повестки. Сама идея кампуса подразумевает, что вуз становится институтом городского и регионального развития. Мы рассчитываем, что работа по разработке концепции кампуса будет продолжена уже инициативно коллективами университетов».

В рамках общей траектории на регионы (именно на поддержку их развития рассчитана большая часть программ поддержки) теперь особо выделяется инженерный и интеграционный векторы.

Для усиления подготовки инженеров в масштабах всей страны уже принято решение учитывать четыре ЕГЭ – информатика, профильная математика, физика (все количественно для целей конкурсного отбора) и русский (дополнительно – скорее по системе «зачет-незачет»). Ключевым здесь является повышение качества подготовки по физике и исключение определяющего влияния балла по непрофильному русскому на ранжирование кандидатов.

Кроме того, на Совете по науке и образованию вице-премьер Дмитрий Чернышенко обнародовал траекторию в сторону формирования консорциумов для реализации комплексных научно-технических программ и проектов во главе с ведущими научными организациями (речь также идет про вузы) и персональной ответственностью главы этих «координаторов». Как раз межвузовские кампусы – это хорошая база для дальнейшей консорциумной интеграции. Яркий пример дает Томская область со своим Большим Университетом. А сами консорциумы уже хорошо себя зарекомендовали в НОЦ и НЦ мирового уровня, ПИШ и Приоритете-2030.

Подробнее: Челябинск и Рыбинск.
Наращивая атомные узы

Большой Атом (Росатом, Курчатовский институт и прочие организации в их «созвездиях») является одним из локомотивов научно-технологического прорыва. Наравне с ним действует ОПК, который сейчас переключился скорее на проверенные решения для обеспечения нужд армии. Также есть Космос, который последние годы допускает пробуксовки.

На внешнеполитическом контуре атомная дипломатия – одно из самых успешных направлений. Росатом предлагает не просто строительство АЭС – но пакетное предложение: от разработки законодательства до подготовки будущих атомных «контролеров», от разведки грунтов до снабжения топливом и обработки отработавшего ядерного топлива. Это уникальное предложение на рынке – все остальные игроки имеют лакуны в комплексном сервисе.

Вместе с тем, ряд стран хотят развивать ядерные исследование или атомную энергетику, но обстоятельства (например, емкость энергосистем) таковы, что стандартная АЭС слишком крупна или нет надежды подготовить столько специалистов. А те государства, что имеют свои блоки – часто хотят развиваться не только «вширь», но и «вглубь».

Именно поэтому Росатом на мировой арене выступает еще с двумя предложениями. Первое – центр ядерных исследований и технологий (реактор, лаборатории, ускорители). Здесь Росатом обладает уникальными компетенциями – он производит именно то топливо (19% по урану-235), которое требуется для работы исследовательских реакторов. Также госкорпорация обеспечивает переработку ОЯТ, полный комплект оборудования, подготовку первого поколения специалистов (а если нужно – то и далее).

Благодаря подобным решениям государства, которые не обладают собственной развитой атомной промышленностью, могут включиться в исследовательскую и технологическую работу, использовать возможности радиационной обработки изделий и товаров, создавать фармпрепараты и т.п.

Очевидно, что в дальнейшем – если у страны возникнет желание развернуть большую АЭС – она обратится именно к России. Спрос на исследовательские центры существует – один ЦИЯТ (причем, с включением в технологический контур канадского ускорителя) строится в Боливии. Интерес проявляют наши традиционные партнеры из Белоруссии и Сербии. Большой потенциал есть и среди стран-участниц Объединенного института ядерных исследований. В дальнейшей перспективе можно создавать «зеркальные» центры или лаборатории, делать различные компоновки приборов и лабораторий, запускать центры обработки данных.

Второе перспективное направление – атомные станции малой мощности. Технология была отработана на плавучей АЭС «Михаил Ломоносов», которая сейчас питает Певек. Следующий шаг – «вытащить» на землю реактор РИТМ-200. Это серийный ректор, который, в частности, стоит на ледоколах проекта 22220. Пилотный проект малой станции будет реализован в Усть-Янском районе Якутии. Причем власти республики уже просят сделать реактор парным, чтобы разработать не только месторождение золота, но и олова. Интерес к АСММ проявила и Киргизия. Еще раньше – глядя на вояж ПАЭС в Певек, многие страны заинтересовались именно плавучим исполнением атомной станции. Здесь также видны хорошие перспективы.

В первую очередь, заказчиков что ЦИЯТ, что АСММ интересует практика – и если исследовательские центры уже можно демонстрировать, то со станциями малой мощности еще предстоит работа. Вместе с тем это направление однозначно перспективное.

Третье перспективное направление – водородная энергетика. У Росатома есть резервные мощности, чтобы развернуть тестовые площадки. Одна из них – в Мурманской, вторая – в Сахалинской областях. Модули по синтезу водорода также могут стать отличным дополнением к экспортному меню Росатома – в частности, тогда будет понятно, куда можно деть «лишние» мощности.

Подробнее – в интервью Евгения Пакерманова, президента компании Русатом Оверсиз.
Диалог вызывает министров на диалог

АНО «Диалог» @ano_dialog (отвечает за цифровой диалог власти и общества) подготовило доклад, подробности которого сообщает Коммерсантъ. Речь идет о лучших коммуникативных практиках, которые можно использовать в российских реалиях.

Не удивидетельно, что многое завязано на молодежь. Отсюда и примеры – например, ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства» @univertechpred, который реализует Минобрнауки.

Он нацелен на молодых бизнесменов, но в соцсетях проекта редко рассказывают истории этих людей и скорее концентрируются на их разработках. Поэтому эксперты предлагают сместить акцент «на впечатления, ожидания и перспективы молодых предпринимателей».

Эксперты «Диалога» приводят в примеры иностранных чиновников, которые успешно коммуницируют в соцсетях. Надо отметить, что в России такие тоже не редкость. Например, Максут Шадаев (глава Минцифры) – свой канал не ведет, но в профильных чатах и личной коммуникации очень активен – мы знаем не по наслышке.

Блоги мэра Москвы Сергея Собянина @mos_sobyanin и главы Чечни Рамзана Кадырова @RKadyrov_95 давно уже стали хрестоматийными примерами. Регулярно проводится смотр соцсетей министерств и губернаторов.

В статье приведено мнение Александра Немцева (доцента Финансового университета): «Я отлично вижу, как это могли бы делать министр просвещения, министр науки и образования, глава Росмолодежи. Но, например, главу Минфина Антона Силуанова я в этой роли не вижу. Не уверен, что это так уж нужно его ведомству».

К слову, у Ксении Разуваевой уже есть свой Тг-канал - @kseniarazuvaeva. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов личного канала не имеет, но в обойме ведомства официальный @minprosrf и классные неофициальные («Большая перемена» @bpshkola и «Молодцы» @welldoners). Свой канал есть и у SMM Минпроса Рузанны Айрапетян @obrazovanie_pro.

У Минобрнауки ситуация еще более сложносоставная. Есть официальный канал @minobrnaukiofficial, есть несколько полуофициальных (например @M_Rate или @privet_podved), был ряд каналов проектного плана (они постепенно трансформировались). И существует большая экосистема экспертов, аналитиков и комментаторов. Включая, конечно, «Научно-образовательную политику» @scienpolicy вместе с «НОП.ректоры» @nop_rectors, «НОП – Молодежь и система» @youthpolicy, «НОП – Лаборатория непрерывного образования» @laboratoria2030, «Университет.Онлайн» @go_university и ряд других.

Для профильных образовательных министров хорошим примером могут послужить ректоры – многие из них успешно ведут личные каналы, в которых четко персональное участие: например, у Дмитрия Глушко (@DmitriiGlushko Мордовский госуниверситет им. Огарева), Андрея Рудского (@andreyrudskoi Питерский политех) и ряда других коллег.

Не хватает ли «новой искренности» от лица министров? Да, хотелось бы более открытой коммуникации. С другой стороны, за исключением Алексея Комиссарова @akomissarov2022, Григория Гурова @GurovGrigoriy, Сергея Плуготаренко @plugonews и Максима Древаля @maxdreval, практически нет примеров, когда первое лицо большой федеральной команды в сферах, о которых пишет НОП, имело бы личный Тг-канал. Из ФОИВ Ксения Разуваева вообще одна.

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», верно отмечают – многие чиновники боятся «идти в соцсети». А если и идут – в качестве иллюстрации возьмем странички и каналы ректоров – часто получается сплошные патока и официоз. Такая «новая искренность» никому не нужна.

С другой стороны, широко распространена практика полуофициальных каналов – например «Другой Беляков» @dbelyakov о работе Правительства и премьер-министра Михаила Мишустина.

При этом стоит отметить – многие инициативы (особенно в молодежной и научно- образовательной политике) действительно требуют иного подхода к продвижению и освещению. Каждая инициатива – а их действительно много и очень толковых – должна быть прорекламирована и продвинута в нужном информационном сегменте. А не только отработана пресс-службой ведомства как инфоповод с участием министра – а этим грешат очень многие ФОИВы.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/5839495.
«Ни при каких обстоятельствах программа по фундаментальным и поисковым исследованиям сокращаться не будет».

(Президент РАН Геннадий Красников перед Посланием Президента Федеральному Собранию в эфире России 1).
«Победить Россию на поле боя невозможно. Против нас ведут информационные атаки – целью выбирают молодых, молодые поколения. Извращают исторические факты, не прекращают нападки на культуру, церковь». (Владимир Путин)
«Мы обязаны защитить наших детей. И мы защитим их от деградации и вырождения» (Владимир Путин).
«Все мы гордимся, что наш многонациональный народ – абсолютное большинство граждан – заняли принципиальную позицию в отношении СВО. В этой поддержке проявился настоящий патриотизм, чувство, которое исторически присуще нашему народу». (Далее почти прозвучала формула «судьба и Родина едины») (Владимир Путин).
На нашей собственной научной и технологической базе [расширяется выполнение гособоронзаказа]. (Владимир Путин)
По программе льготного арендного жилья для сотрудников ОПК будут строить дома, в первую очередь, в том числе в городах расположения «крупных научно-исследовательских центров». (Владимир Путин).
❗️У нас есть все, чтобы и безопасность обеспечить и чтобы обеспечить уверенное развитие страны — Путин
«На первый план выходят новые рынки, научная, технологическая, кадровая база. Это позволяет раскрыть громадный потенциал России во всех областях» (Владимир Путин)
«Мы много говорили об изменениях в … развитии технологий, [подготовке] кадров. Мы знаем, что необходимо делать для суверенного независимого развития России вопреки любому внешнему давлению. Стратегическая задача – вывести нашу экономику на новые рубежи» (Владимир Путин)
«Научные открытия и технологии – это тоже победа!» (Владимир Путин)
«Никто из простых граждан страны, поверьте, не пожалел тех, кто потерял свои капиталы в зарубежных банках. Кто лишился яхт, дворцов за рубежом. А в разговорах на кухнях люди наверняка припомнили и приватизацию 90-х годов, и показную роскошь «новых элит» (Владимир Путин)
«Помогайте школам и университетам, науке!» (призыв Владимира Путина отечественному бизнесу и бизнес-релокантам)
Из исторических деятелей Владимир Путин процитировал Петра Столыпина:

«В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права – права России быть сильной».
Мы должны повысить качество курсов – по истории, географии, литературе – чтобы молодое поколение могло больше узнать о России. (Владимир Путин)
Блок по науке и высшему образованию в послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию:

«На недавнем Совете мы говорили о необходимости четко расставить приоритеты, расставить ресурсы на получение результатов в тех сферах, где есть заделы и которые имеют практическое значение для страны (медицина, АПК, промышленность и т.п.).

В основе всегда лежат фундаментальные исследования. В этой сфере, как и в культуре, мы должны предоставить ученым, исследователям – большую свободу творчества. Нельзя всех загонять в прокрустово ложе результатов завтрашнего дня. Постановка и решение амбициозных задач – стимул для молодежи идти в науку. Нашим научным командам есть чем гордиться

В декабре встречался с молодыми исследователями. Одна из тем – жилье. Дополнительно направили 1 млрд руб. Поручаю Правительству определить резервы для расширения этой программы.

Вырос престиж СПО. Спрос на выпускников техникумов и колледжей огромный. Кадры нужны новые. Мы должны существенно расширить проект «Профессионалитет» - в рамках которого формируются учебно-производственный кластеры, обновляется оборудование. Важно, чтобы в эту сферу приходили наставники с опытом работы на реальном сложном производстве. За ближайшие пять лет стоит задача подготовить не менее миллиона специалистов для IT и ИИ, промышленности, строительства, транспорта, атомной отрасли и т.п. [Т.е. для областей] ключевых для обеспечения безопасности и суверенитета.

Очень важный вопрос о высшей школе. Здесь также назрели существенные требования с учетом новых требований. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. Предлагается:
1. Вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения от 4 до 6 лет. Даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные программы подготовки.
2. Если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации – человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.
3. В отдельный уровень образования будет выделена аспирантура.

Переход на новую систему должен быть плавным. Потребуется внести многочисленные поправки. Здесь нужно все продумать, проработать до мелочей. У молодежи и наших граждан должны появиться новые возможности для трудоустройства и профессионального роста. Возможности, а не проблемы. Те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующем программам. Также не подлежат пересмотру полученные дипломы – граждане не должны потерять в своих правах. Прошу ОНФ взять все вопросы изменений в высшем образовании под особый контроль.

Год назван годом педагога и наставника. Нужно повысить престиж учительского труда».
Путин предложил увеличить образовательный налоговый вычет на детей с 50 до 100 тысяч рублей, вычет за лечение — со 120 тысяч до 150 тысяч рублей
Минобороны и Росатом должны обеспечить готовность к испытаниям ядерного оружия (Владимир Путин)
«Фронт проходит сейчас через сердца миллионов наших людей» (Владимир Путин)