Пути трансформации «Приоритет 2030»: кейс РОСБИОТЕХ
Скорость изменения социально-экономического развития общества требует от современных университетов постоянной трансформации, чтобы быть достойным конкурентом на рынке институтов развития. Современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов. Поэтому актуальным ответом всем вызовам, которые формируются вокруг системы высшего образования в России, стала программа «Приоритет 2030». Она должна создать в российских университетах постоянную основу для трансформации процессов образования, воспитания и научных исследований, отвечающую на любые новые вызовы современности.
Поэтому в процессе реализации стратегических проектов важно, чтобы команда университета не возводил их в золотой стандарт, а позволяла открывать новые возможности проектов, реагировала на меняющиеся условия и другие факторы, которые и делают реализацию «Приоритета» живым процессом, а не бюрократической ворожбой над папкой бумаг. Для этого оператор «Приоритет 2030» проводит различные мероприятия с участниками программы.
В РОСБИОТЕХ прошла проектно-аналитическая сессия под руководством экспертной группы ФГАНУ «Социоцентр» в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Работа в группах проходила по нескольким направлениям: целевая модель и система управления, трансформация базовых процессов (образование, наука, инновации), трансформация сквозных и вспомогательных процессов (кадровая политика, молодежная политика, цифровая трансформация), стратегические проекты — «Биогород», «Аддитивные технологии и ингредиенты рынка FoodNet», «Art Science – Парк».
Алексей Кучумов, и. о. ректора РОСБИОТЕХ, рассказал «Научно-образовательной политике» о результатах проектно-аналитической сессии:
Хочется выразить огромную благодарность и сказать огромное спасибо за тот импульс, который дали представили Социоцентра. Они зарядили всю команду нашего университета. Мы посмотрели по-новому на стратегические проекты, заявленные нами в рамках программы «Приоритет 2030», на основные политики, которые реализует наш университет. Теперь, уже с учетом мнений и рекомендаций экспертов будем двигаться вперед, трансформировать наш университет.
Я уверен, что с помощью таких мероприятий, которые мы в дальнейшем уже самостоятельно планируем проводить на базе нашего университета, мы привлечем полностью 100% профессорско-преподавательский состав, студентов и аспирантов к реализации программ проекта «Приоритет 2030».
Скорость изменения социально-экономического развития общества требует от современных университетов постоянной трансформации, чтобы быть достойным конкурентом на рынке институтов развития. Современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов. Поэтому актуальным ответом всем вызовам, которые формируются вокруг системы высшего образования в России, стала программа «Приоритет 2030». Она должна создать в российских университетах постоянную основу для трансформации процессов образования, воспитания и научных исследований, отвечающую на любые новые вызовы современности.
Поэтому в процессе реализации стратегических проектов важно, чтобы команда университета не возводил их в золотой стандарт, а позволяла открывать новые возможности проектов, реагировала на меняющиеся условия и другие факторы, которые и делают реализацию «Приоритета» живым процессом, а не бюрократической ворожбой над папкой бумаг. Для этого оператор «Приоритет 2030» проводит различные мероприятия с участниками программы.
В РОСБИОТЕХ прошла проектно-аналитическая сессия под руководством экспертной группы ФГАНУ «Социоцентр» в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Работа в группах проходила по нескольким направлениям: целевая модель и система управления, трансформация базовых процессов (образование, наука, инновации), трансформация сквозных и вспомогательных процессов (кадровая политика, молодежная политика, цифровая трансформация), стратегические проекты — «Биогород», «Аддитивные технологии и ингредиенты рынка FoodNet», «Art Science – Парк».
Алексей Кучумов, и. о. ректора РОСБИОТЕХ, рассказал «Научно-образовательной политике» о результатах проектно-аналитической сессии:
Хочется выразить огромную благодарность и сказать огромное спасибо за тот импульс, который дали представили Социоцентра. Они зарядили всю команду нашего университета. Мы посмотрели по-новому на стратегические проекты, заявленные нами в рамках программы «Приоритет 2030», на основные политики, которые реализует наш университет. Теперь, уже с учетом мнений и рекомендаций экспертов будем двигаться вперед, трансформировать наш университет.
Я уверен, что с помощью таких мероприятий, которые мы в дальнейшем уже самостоятельно планируем проводить на базе нашего университета, мы привлечем полностью 100% профессорско-преподавательский состав, студентов и аспирантов к реализации программ проекта «Приоритет 2030».
Forwarded from Forbes | Образование
НИУ ВШЭ опубликовал мониторинг качества приема в российские вузы. В 2022 году исследование охватило 812 вузов. Университет Иннополис снова стал рекордсменом: средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места вуза составил 99,0.
Больше подробностей на карточках и на нашем сайте: https://education.forbes.ru/tpost/ep9mapbo21-rossiiskie-vuzi-kak-izmenilos-kachestvo.
@forbes_education
Больше подробностей на карточках и на нашем сайте: https://education.forbes.ru/tpost/ep9mapbo21-rossiiskie-vuzi-kak-izmenilos-kachestvo.
@forbes_education
ДПО по-питерски
12 новых программ повышения квалификации были представлены 1 марта 2023 года в ходе стратегической сессии в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП). Курсы были разработаны в рамках образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов», которая была реализована Лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ при участии НОП в сентябре прошлого года.
Юлия Антохина, ректор ГУАП для НОП:
«Образование – непрерывный процесс, и очень важно получать дополнительные знания. Масштабирование и распространение разработанных программ во внешний мир – важная и ценная для нас задача. Интерес к этим программам будет способствовать продвижению университета как профессионального сообщества».
Пять из 12-ти новых курсов были признаны наиболее перспективными и презентованы перед Министерством науки и высшего образования РФ и экспертами ДПО: «Технология SpaceWire и ее применение в бортовых системах», «Моделирование объектов протезирования», «Цифровое проектирование антенных систем», «Снижение природоохранных затрат предприятий приборостроения», «Интернет вещей для детей».
Иван Ефремов, замдиректора департамента проектной деятельности Минобрнауки РФ для НОП:
«ДПО – это самые гибкие, самые быстроизменяемые и быстросоздаваемые программы в высших учебных заведениях. Министерство и инфраструктурные проекты направлены на то, чтобы ориентировать вузы на ДПО, как на отдельное направление, которое позволяет внедрять новые программы, модернизировать программы высшего образования, привлекать преподавателей к созиданию учебного процесса в ДПО. Такие преподаватели являются носителями уникального знания».
Программы были разработаны ведущими преподавателями ГУАП с учётом рекомендаций от экспертов Высшей школы экономики. Они готовы к внедрению в образовательный процесс ДПО и нацелены на решение важнейших отраслевых задач.
Евгений Сженов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
«Быть методологом ДПО сегодня – это особенная и очень значимая миссия. Ценность дополнительного образования, как такого «вязкого пластилина», в котором рождаются очень многие государственные проекты через стратсессии и такие круглые столы, очень высокая. Я надеюсь, что таких мероприятий через инструменты ДПО будет всё больше и больше».
Модератором образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов» выступил Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лаборатории непрерывного образования взрослых:
«Проделан большой путь, но я уверен, что наше сотрудничество с ГУАП и с командами проектов продолжится. Почему так популярно дополнительное образование сегодня? Создатели программ ДПО – это настоящие рационализаторы основных образовательных программ. Благодаря проведенной работе и получению дополнительных знаний основные программы будут больше настроены на рынок труда».
В завершении слушателям вручили удостоверения о повышении квалификации. С заключительным словом выступила Александра Мельниченко, декан факультета дополнительного профессионального образования ГУАП, доцент, кандидат экономических наук:
«Дополнительное образование – одно из самых сложных направлений в образовании: в разработках, в адаптации, в совершенствовании программ и соответствии их современному рынку, тенденциям. Появляются новые вводные и мы должны за ними успевать. Нет, мы должны их опережать! Мы выражаем огромную благодарность Высшей школе экономики и лично Илье Алексеевичу Коршунову за высокую вовлеченность, за то, что курировал каждую программу».
12 новых программ повышения квалификации были представлены 1 марта 2023 года в ходе стратегической сессии в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП). Курсы были разработаны в рамках образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов», которая была реализована Лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ при участии НОП в сентябре прошлого года.
Юлия Антохина, ректор ГУАП для НОП:
«Образование – непрерывный процесс, и очень важно получать дополнительные знания. Масштабирование и распространение разработанных программ во внешний мир – важная и ценная для нас задача. Интерес к этим программам будет способствовать продвижению университета как профессионального сообщества».
Пять из 12-ти новых курсов были признаны наиболее перспективными и презентованы перед Министерством науки и высшего образования РФ и экспертами ДПО: «Технология SpaceWire и ее применение в бортовых системах», «Моделирование объектов протезирования», «Цифровое проектирование антенных систем», «Снижение природоохранных затрат предприятий приборостроения», «Интернет вещей для детей».
Иван Ефремов, замдиректора департамента проектной деятельности Минобрнауки РФ для НОП:
«ДПО – это самые гибкие, самые быстроизменяемые и быстросоздаваемые программы в высших учебных заведениях. Министерство и инфраструктурные проекты направлены на то, чтобы ориентировать вузы на ДПО, как на отдельное направление, которое позволяет внедрять новые программы, модернизировать программы высшего образования, привлекать преподавателей к созиданию учебного процесса в ДПО. Такие преподаватели являются носителями уникального знания».
Программы были разработаны ведущими преподавателями ГУАП с учётом рекомендаций от экспертов Высшей школы экономики. Они готовы к внедрению в образовательный процесс ДПО и нацелены на решение важнейших отраслевых задач.
Евгений Сженов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
«Быть методологом ДПО сегодня – это особенная и очень значимая миссия. Ценность дополнительного образования, как такого «вязкого пластилина», в котором рождаются очень многие государственные проекты через стратсессии и такие круглые столы, очень высокая. Я надеюсь, что таких мероприятий через инструменты ДПО будет всё больше и больше».
Модератором образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов» выступил Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лаборатории непрерывного образования взрослых:
«Проделан большой путь, но я уверен, что наше сотрудничество с ГУАП и с командами проектов продолжится. Почему так популярно дополнительное образование сегодня? Создатели программ ДПО – это настоящие рационализаторы основных образовательных программ. Благодаря проведенной работе и получению дополнительных знаний основные программы будут больше настроены на рынок труда».
В завершении слушателям вручили удостоверения о повышении квалификации. С заключительным словом выступила Александра Мельниченко, декан факультета дополнительного профессионального образования ГУАП, доцент, кандидат экономических наук:
«Дополнительное образование – одно из самых сложных направлений в образовании: в разработках, в адаптации, в совершенствовании программ и соответствии их современному рынку, тенденциям. Появляются новые вводные и мы должны за ними успевать. Нет, мы должны их опережать! Мы выражаем огромную благодарность Высшей школе экономики и лично Илье Алексеевичу Коршунову за высокую вовлеченность, за то, что курировал каждую программу».
В ведущем вузе Нижнего Новгорода, Университете Лобачевского – сменилась власть. За последние 5 лет это уже третья смена ректора в вузе.
По нашей информации, назначенного вчера и.о. ректора Олега Трофимова завтра учёному совету университета представит заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.
Новый руководитель ННГУ не "варяг" – Университет Лобачевского это альма матер, с которой у него связана масса научных проектов, в том числе – руководство Нижегородским НОЦ.
Масса наших источников в Нижегородской области называют профессора Трофимова хорошим учёным и организатором, человеком из команды губернатора Глеба Никитина. Мы уже связались с новым руководителем – в планах много совместных проектов.
Команда "Научно–образовательной политики" благодарит Елену Вадимовну Загайнову за совместную работу на благо российской науки и образования.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/30812
По нашей информации, назначенного вчера и.о. ректора Олега Трофимова завтра учёному совету университета представит заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.
Новый руководитель ННГУ не "варяг" – Университет Лобачевского это альма матер, с которой у него связана масса научных проектов, в том числе – руководство Нижегородским НОЦ.
Масса наших источников в Нижегородской области называют профессора Трофимова хорошим учёным и организатором, человеком из команды губернатора Глеба Никитина. Мы уже связались с новым руководителем – в планах много совместных проектов.
Команда "Научно–образовательной политики" благодарит Елену Вадимовну Загайнову за совместную работу на благо российской науки и образования.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/30812
Суверенитет: образовательный, педагогический, наставнический
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт Году педагога и наставника в России. На днях был утвержден План мероприятий.
Мероприятие в «Машуке» было идеологически заряжено – президент приветствовал тех педагогов, которые воспитали Героев России. И говорил глава государства, конечно, не только о Годе, но и об историческом моменте.
Учитель – педагог и наставник – возвращаются на пьедестал героев пантеона России 2.0 и ролевых моделей для молодежи. В текущих условиях, конечно, приоритетны именно аспекты воспитания, в этом духовно-нравственные ценности отечественной системы образования, ведь ее «историческая миссия … всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны».
Образование в качестве одной из траекторий всегда имело научно-технологическое развитие. Такие амбиции закладываются еще в школе, впрочем, как и в иных сферах: «Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды и так далее, служили надёжным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжёлых испытаний».
Принято ругать школу, систему ЕГЭ, госстандарты, но президент отметает все эти инсинуации. Педагоги и учителя воспитали солдат и офицеров, которые «героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов».
Президент четко определяет, что должны делать педагоги и наставники по аналогии с теми, кто воспитал героев: «Своим примером вы научили их отличать подлость от правды, предательство – от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине».
Инцидент в Брянской области президент назвал «террористическим актом». В этом смысле он символически поставил Россию в дипломатическом позиционировании в ситуацию, где у нас есть только одна опция – «мочить», если придется – то и «в сортирах». Обернется ли СВО в формат войны либо КТО или останется в нынешнем качестве – само позиционирование противоборствующих сил еще раз изменилось.
Если раньше это были нацисты – как рефрен гитлеровцев и «гнилой фашистской нечисти» - то теперь это именно «террористы», те самые – борьбой с которыми начал свою политическую карьеру Владимир Путин. Те самые, которые истязали Россию все 90-е, которые творили зверства в нулевые. И те самые, которые дали возможность выпить ту самую историческую «рюмку водки» лишь многие годы спустя.
И если – доходя до сути вещей – нацистские захватчики все-таки были солдатами вражеской армии, то к террористам никакие законы войны и гуманитарное право просто неприменимы.
Примечательно прозвучали слова об убийстве Дарьи Дугиной. Как отец президент Путин не может не сочувствовать философу Дугину – независимо от того, насколько весомы соображения последнего для нынешней идеологии.
Итог может быть только один – «мы их дожмём». Эта фраза точно войдет в историю.
Образование плотно интегрируется в систему обеспечения суверенитета и безопасности:
«Мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, – мы всё время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причём будем это делать на всех её уровнях – от школы до колледжей и вузов».
Именно педагогам придается важнейшая функция ценностного межпоколенческого трансфера. Сопряженная задача – повышение престижа и привлекательности учительского труда.
Педагогов также надо обучать и готовить: «По всей стране будем также наращивать потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развивать движение наставников». Отдельно – будут развиваться конкурсы президентской платформы «Россия – страна возможностей» и другие инициативы, в частности, региональные и в рамках Российского движения детей и молодежи.
Подробнее.
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт Году педагога и наставника в России. На днях был утвержден План мероприятий.
Мероприятие в «Машуке» было идеологически заряжено – президент приветствовал тех педагогов, которые воспитали Героев России. И говорил глава государства, конечно, не только о Годе, но и об историческом моменте.
Учитель – педагог и наставник – возвращаются на пьедестал героев пантеона России 2.0 и ролевых моделей для молодежи. В текущих условиях, конечно, приоритетны именно аспекты воспитания, в этом духовно-нравственные ценности отечественной системы образования, ведь ее «историческая миссия … всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны».
Образование в качестве одной из траекторий всегда имело научно-технологическое развитие. Такие амбиции закладываются еще в школе, впрочем, как и в иных сферах: «Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды и так далее, служили надёжным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжёлых испытаний».
Принято ругать школу, систему ЕГЭ, госстандарты, но президент отметает все эти инсинуации. Педагоги и учителя воспитали солдат и офицеров, которые «героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов».
Президент четко определяет, что должны делать педагоги и наставники по аналогии с теми, кто воспитал героев: «Своим примером вы научили их отличать подлость от правды, предательство – от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине».
Инцидент в Брянской области президент назвал «террористическим актом». В этом смысле он символически поставил Россию в дипломатическом позиционировании в ситуацию, где у нас есть только одна опция – «мочить», если придется – то и «в сортирах». Обернется ли СВО в формат войны либо КТО или останется в нынешнем качестве – само позиционирование противоборствующих сил еще раз изменилось.
Если раньше это были нацисты – как рефрен гитлеровцев и «гнилой фашистской нечисти» - то теперь это именно «террористы», те самые – борьбой с которыми начал свою политическую карьеру Владимир Путин. Те самые, которые истязали Россию все 90-е, которые творили зверства в нулевые. И те самые, которые дали возможность выпить ту самую историческую «рюмку водки» лишь многие годы спустя.
И если – доходя до сути вещей – нацистские захватчики все-таки были солдатами вражеской армии, то к террористам никакие законы войны и гуманитарное право просто неприменимы.
Примечательно прозвучали слова об убийстве Дарьи Дугиной. Как отец президент Путин не может не сочувствовать философу Дугину – независимо от того, насколько весомы соображения последнего для нынешней идеологии.
Итог может быть только один – «мы их дожмём». Эта фраза точно войдет в историю.
Образование плотно интегрируется в систему обеспечения суверенитета и безопасности:
«Мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, – мы всё время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причём будем это делать на всех её уровнях – от школы до колледжей и вузов».
Именно педагогам придается важнейшая функция ценностного межпоколенческого трансфера. Сопряженная задача – повышение престижа и привлекательности учительского труда.
Педагогов также надо обучать и готовить: «По всей стране будем также наращивать потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развивать движение наставников». Отдельно – будут развиваться конкурсы президентской платформы «Россия – страна возможностей» и другие инициативы, в частности, региональные и в рамках Российского движения детей и молодежи.
Подробнее.
Президент России
Открытие Года педагога и наставника
На встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника», прошедшей в режиме видеоконференции, Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника в России.
Развитие территорий и геоаналитика для бизнеса и государства
Новую информационную рассылку по геоаналитике запустили молодые ученые Научно-исследовательской лаборатории городских технологий и пространственного развития и студенты Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).
Актуальные новости и аналитика в сфере пространственного развития будут собраны воедино и доступны пользователям благодаря запуску профильной почтовой рассылки по инициативе студентов МИИГАиК. Возможность регулярно получать информацию в сфере геодезии, картографии и пространственных данных необходима для эффективного использования и управления территориями.
Разработчики проекта самостоятельно собирают, анализируют и представляют читателям информацию и мнения экспертов о масштабных проектах в России и мире, последние новости в сфере законодательства, а также разработки и проекты молодежной лаборатории городских технологий и пространственного развития.
Надежда Камынина, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), для «Научно-образовательной политики»:
«Тема пространственного развития и геоаналитики – чрезвычайно актуальна сегодня, быстрый рост количества подписчиков нового проекта МИИГАиК это подтверждает. Пространственные данные помогают выявлять закономерности и взаимосвязи для обоснованного распределения ресурсов. Разработчики ориентируют рассылку на отраслевые компании в сфере территориального развития и консалтинга, государственные ведомства и широкое экспертное сообщество. Но я уверена, что подобная инициатива имеет кроме этого и большой просветительский потенциал. Она наглядно покажет широкому кругу читателей, как геоаналитика позволяет принимать взвешенные решения для развития новых территорий, роста бизнеса и в итоге - повышения качества жизни каждого гражданина, поэтому с готовностью поддержала инициативу наших студентов».
Информационная рассылка молодежной Лаборатории городских технологий и пространственного развития будет распространяться с периодичностью 2 раза в месяц. Подписаться и быть в курсе событий может каждый.
Новую информационную рассылку по геоаналитике запустили молодые ученые Научно-исследовательской лаборатории городских технологий и пространственного развития и студенты Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).
Актуальные новости и аналитика в сфере пространственного развития будут собраны воедино и доступны пользователям благодаря запуску профильной почтовой рассылки по инициативе студентов МИИГАиК. Возможность регулярно получать информацию в сфере геодезии, картографии и пространственных данных необходима для эффективного использования и управления территориями.
Разработчики проекта самостоятельно собирают, анализируют и представляют читателям информацию и мнения экспертов о масштабных проектах в России и мире, последние новости в сфере законодательства, а также разработки и проекты молодежной лаборатории городских технологий и пространственного развития.
Надежда Камынина, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), для «Научно-образовательной политики»:
«Тема пространственного развития и геоаналитики – чрезвычайно актуальна сегодня, быстрый рост количества подписчиков нового проекта МИИГАиК это подтверждает. Пространственные данные помогают выявлять закономерности и взаимосвязи для обоснованного распределения ресурсов. Разработчики ориентируют рассылку на отраслевые компании в сфере территориального развития и консалтинга, государственные ведомства и широкое экспертное сообщество. Но я уверена, что подобная инициатива имеет кроме этого и большой просветительский потенциал. Она наглядно покажет широкому кругу читателей, как геоаналитика позволяет принимать взвешенные решения для развития новых территорий, роста бизнеса и в итоге - повышения качества жизни каждого гражданина, поэтому с готовностью поддержала инициативу наших студентов».
Информационная рассылка молодежной Лаборатории городских технологий и пространственного развития будет распространяться с периодичностью 2 раза в месяц. Подписаться и быть в курсе событий может каждый.
gtpr-miigaik.ru
Рассылка о новостях в сфере пространственного развития
Самые актуальные новости из мира геоаналитики, управления и развития территорий. Кейсы, практики и курсы в России и за ее пределами
Локальный рейтинги – системная картина
Рейтинги и места в них долго были важным фактором развития вузов. Быстро стало понятно – вузы России отличаются от университетов западных стран. Меньше бюджеты, больше связь с регионами и отраслями. Отсюда родилось множество отечественных рейтингов, рэнкингов и прочих вычислительных моделей расположения вузов в порядке убывания тех или иных качеств.
Отечественные модели не лишены недостатков, но и среди них есть интересные находки. Например, рейтинг «локальных» вузов 2023 по версии RAEX. Примечательно в нем то, что он сфокусирован именно на университетах как драйверах социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, а также локальных сообществ. Это условная «региональная» лига – в нее не входят те, кто вошел в RAEX-100 или в «Три миссии университета».
В Центральном федеральном округе (впрочем, почти везде по России) высокие места занимают нишевые, региональные классические или столичные отраслевые (например, аграрные) вузы. На первом месте – Российская экономическая школа, а вот знаменитая «Шанинка» (МШВСЭН) лишь на 19-м, уступая, например, и Первому казаьчему (МГУТУ им. Разумовского на 17 месте), и Тульскому госуниверситету (он является точкой сборки «оборонного» НОЦ «ТулаТЕХ»). Высокие позиции у геодезистов (МИИГАиК на 21-м) и архитекторов (МАрхИ на 22-м).
Вторая образовательная столица – северная. В Северо-Западном ФО отметим лидерство Алферовского университета (который все еще в стадии интеграции в Питерский политех). Второе место – у Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого. При его активном участии развивается ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай». Выделим ГУАП (третье место), который стремительными темпами рвется в лидирующие списки, как, впрочем и ВОЕНМЕХ (с 5 места). Отметим «темную лошадку» - Псковский госуниверситет (17 место), который становится базовым для многих проектов, в том числе – гуманитарных. Здесь значимо влияние митрополита Тихона.
В рейтинге Южного ФО всего 26 вузов, а весь пьедестал у Красонадара: Кубанские мед, агарный и государственный университеты. Еще меньше – 22 участника – в Северо-Кавказском федеральном округе. Регионы поделили высокие места. Отметим два ведущих вуза Чечни – Чеченский госуниверситет им. А.А. Кадырова (4 место) и ГГНТУ им. ак. М.Д. Миллионщикова (9 место). Оба вуза известны энергичными управленческими командами и большими амбициями. Впрочем, то же справедливо, например, для Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова (6 место).
В Приволжском ФО традиционно высокая конкуренция. На первом и втором местах – Вятский и Удмуртский госуниверситеты, на третьем – Кировский мед, на четверном Нижегородский педагадогический им. Козьмы Минина. Некоторые ведущие региональные вузы даже не в топ-10. Там, например, есть Тольяттинский госуниверситет (7 место), а вот Оренбургский – лишь на 11 месте.
В Уральском ФО всего 21 вуз в рейтинге. На пермо месте – Челядинский госуниверситет, на втором частный Технический университет УГМК (что является отличным результатом).
В Сибирском ФО на первом месте Кемеровский мед, далее СибГУПС, а также Сибирский госуниверситет геосистем и технологий.
В Дальневосточном федеральном округе всего 22 участника. На фоне ДВФУ и еще пары вузов, остальные борятся за локальные рейтинги. Здесь лидирует Тихоокеанский мед, далее идут Дальневосточный ГУПС и Бурятский госуниверситет.
Заметим, что многие из них уже участвуют в дальневосточном треке «Приоритета-2030», а некоторые очень хотят туда войти во вторую волну.
Складывается ощущение, что авторы рейтингов в своем стремлении каждому вузу определить свою позицию наконец-то докопались до настоящей третьей миссии университетов. Локальные (по федеральным округам) рейтинги особенно интересны и для вузов, и для регионов. Формирование консорциумов самых разных видов представляется хорошим бустером, чтобы пробиться на более высокие места и в иные зачеты.
Подробнее.
Рейтинги и места в них долго были важным фактором развития вузов. Быстро стало понятно – вузы России отличаются от университетов западных стран. Меньше бюджеты, больше связь с регионами и отраслями. Отсюда родилось множество отечественных рейтингов, рэнкингов и прочих вычислительных моделей расположения вузов в порядке убывания тех или иных качеств.
Отечественные модели не лишены недостатков, но и среди них есть интересные находки. Например, рейтинг «локальных» вузов 2023 по версии RAEX. Примечательно в нем то, что он сфокусирован именно на университетах как драйверах социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, а также локальных сообществ. Это условная «региональная» лига – в нее не входят те, кто вошел в RAEX-100 или в «Три миссии университета».
В Центральном федеральном округе (впрочем, почти везде по России) высокие места занимают нишевые, региональные классические или столичные отраслевые (например, аграрные) вузы. На первом месте – Российская экономическая школа, а вот знаменитая «Шанинка» (МШВСЭН) лишь на 19-м, уступая, например, и Первому казаьчему (МГУТУ им. Разумовского на 17 месте), и Тульскому госуниверситету (он является точкой сборки «оборонного» НОЦ «ТулаТЕХ»). Высокие позиции у геодезистов (МИИГАиК на 21-м) и архитекторов (МАрхИ на 22-м).
Вторая образовательная столица – северная. В Северо-Западном ФО отметим лидерство Алферовского университета (который все еще в стадии интеграции в Питерский политех). Второе место – у Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого. При его активном участии развивается ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай». Выделим ГУАП (третье место), который стремительными темпами рвется в лидирующие списки, как, впрочем и ВОЕНМЕХ (с 5 места). Отметим «темную лошадку» - Псковский госуниверситет (17 место), который становится базовым для многих проектов, в том числе – гуманитарных. Здесь значимо влияние митрополита Тихона.
В рейтинге Южного ФО всего 26 вузов, а весь пьедестал у Красонадара: Кубанские мед, агарный и государственный университеты. Еще меньше – 22 участника – в Северо-Кавказском федеральном округе. Регионы поделили высокие места. Отметим два ведущих вуза Чечни – Чеченский госуниверситет им. А.А. Кадырова (4 место) и ГГНТУ им. ак. М.Д. Миллионщикова (9 место). Оба вуза известны энергичными управленческими командами и большими амбициями. Впрочем, то же справедливо, например, для Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова (6 место).
В Приволжском ФО традиционно высокая конкуренция. На первом и втором местах – Вятский и Удмуртский госуниверситеты, на третьем – Кировский мед, на четверном Нижегородский педагадогический им. Козьмы Минина. Некоторые ведущие региональные вузы даже не в топ-10. Там, например, есть Тольяттинский госуниверситет (7 место), а вот Оренбургский – лишь на 11 месте.
В Уральском ФО всего 21 вуз в рейтинге. На пермо месте – Челядинский госуниверситет, на втором частный Технический университет УГМК (что является отличным результатом).
В Сибирском ФО на первом месте Кемеровский мед, далее СибГУПС, а также Сибирский госуниверситет геосистем и технологий.
В Дальневосточном федеральном округе всего 22 участника. На фоне ДВФУ и еще пары вузов, остальные борятся за локальные рейтинги. Здесь лидирует Тихоокеанский мед, далее идут Дальневосточный ГУПС и Бурятский госуниверситет.
Заметим, что многие из них уже участвуют в дальневосточном треке «Приоритета-2030», а некоторые очень хотят туда войти во вторую волну.
Складывается ощущение, что авторы рейтингов в своем стремлении каждому вузу определить свою позицию наконец-то докопались до настоящей третьей миссии университетов. Локальные (по федеральным округам) рейтинги особенно интересны и для вузов, и для регионов. Формирование консорциумов самых разных видов представляется хорошим бустером, чтобы пробиться на более высокие места и в иные зачеты.
Подробнее.
Миссия: выявить культурную память
28 февраля в БФУ им. И. Канта прошла презентация двухгодичного исследования историков и социологов Института геополитических и региональных исследований (ИГРИ), посвященного выявлению структуры и содержания культурной памяти жителей Калининградской области.
Основной фокус внимания был сосредоточен на отношении калининградцев к событиям, процессам и персоналиям отечественной истории, а также на восприятии ими региональной истории, в том числе довоенной. Исследователи указали на то, что несмотря на особенности положения Калининградской области, сложные переплетения истории этой территории, историческое сознание жителей региона не отличается от общероссийский картины.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:
В БФУ им. И. Канта состоялась презентация нашего большого двухгодичного исследования, посвященного историческому сознанию жителей Калининградской области.
Ученые представили данные об отношении калининградцев к событиям, процессам и персоналиям далекой и новейшей истории нашего Отечества и региона. Показали, что несмотря на особое географическое положение, сложные перипетии прошлого нашего эксклава, историческое сознание местных жителей не отличается от общероссийский картины: те же герои, доминанты, акценты. Это русская земля!
В ходе мероприятия, в котором приняли участие заместитель полномочного представителя Президента России в СЗФО Роман Викторович Балашов, коллеги из регионального правительства и муниципалитетов, были сформулированы предложения органам власти по «донастройке» исторической политики в Калининградской области. На основе результатов исследования будет составлена дорожная карта для практической реализации в сфере образования, музейной деятельности, туризма.
Благодарю коллег из Института региональных и геополитических исследований, организовавших социологический мониторинг. Эта работа будет продолжена — будем вести ее на регулярной основе.
28 февраля в БФУ им. И. Канта прошла презентация двухгодичного исследования историков и социологов Института геополитических и региональных исследований (ИГРИ), посвященного выявлению структуры и содержания культурной памяти жителей Калининградской области.
Основной фокус внимания был сосредоточен на отношении калининградцев к событиям, процессам и персоналиям отечественной истории, а также на восприятии ими региональной истории, в том числе довоенной. Исследователи указали на то, что несмотря на особенности положения Калининградской области, сложные переплетения истории этой территории, историческое сознание жителей региона не отличается от общероссийский картины.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:
В БФУ им. И. Канта состоялась презентация нашего большого двухгодичного исследования, посвященного историческому сознанию жителей Калининградской области.
Ученые представили данные об отношении калининградцев к событиям, процессам и персоналиям далекой и новейшей истории нашего Отечества и региона. Показали, что несмотря на особое географическое положение, сложные перипетии прошлого нашего эксклава, историческое сознание местных жителей не отличается от общероссийский картины: те же герои, доминанты, акценты. Это русская земля!
В ходе мероприятия, в котором приняли участие заместитель полномочного представителя Президента России в СЗФО Роман Викторович Балашов, коллеги из регионального правительства и муниципалитетов, были сформулированы предложения органам власти по «донастройке» исторической политики в Калининградской области. На основе результатов исследования будет составлена дорожная карта для практической реализации в сфере образования, музейной деятельности, туризма.
Благодарю коллег из Института региональных и геополитических исследований, организовавших социологический мониторинг. Эта работа будет продолжена — будем вести ее на регулярной основе.
К развитию сибирского туризма подключат молодых
В ближайшие годы нас ждет настоящий бум внутреннего туризма. Внешние ограничения сослужили хорошую службу: во многих регионах страны вовсю обновляется или создается с нуля нужная инфраструктура, к качественным изменениям готовится и сам сервис. Если взять Сибирь, то в роли законодателя перемен выступает республика Алтай, по совместительству – одна из главных природных сокровищниц страны.
Именно на Алтае строится взявший в прошлом году награду «Инвестиционный проект года» образцовый курорт «Манжерок», но им одним дело не исчерпывается. На Красноярском экономическом форуме в рамках совета «Сибирское соглашение» по туризму глава республики Олег Хорохордин только что поделился рабочими планами на ближайшее время. По его мнению, к делу развития туризма в Сибири можно и нужно привлекать студентов. Для этого на Алтае скоро стартует всероссийская молодежная школа студенческого туризма, где ребята под руководством экспертов отрасли смогут освоить важнейшие механизмы продвижения и выдвинуть на конкурс собственные проекты.
В некотором смысле Алтай берет эстафету у Крыма, где в свое время также была организована аналогичная школа. Алтай же в свою очередь готов масштабировать начинание по другим сибирским регионам. Так или иначе, новому туризму в Сибири – быть. Для этого, в частности, власти продвигают доступные авиарейсы между регионами и даже запускают так называемое аэротакси. С помощью быстрого и регулярного сообщения любители горных лыж смогут объединить в одном отпуске сразу несколько горнолыжных курортов: в Горно-Алтайске, Белокурихе и Шерегеше.
В ближайшие годы нас ждет настоящий бум внутреннего туризма. Внешние ограничения сослужили хорошую службу: во многих регионах страны вовсю обновляется или создается с нуля нужная инфраструктура, к качественным изменениям готовится и сам сервис. Если взять Сибирь, то в роли законодателя перемен выступает республика Алтай, по совместительству – одна из главных природных сокровищниц страны.
Именно на Алтае строится взявший в прошлом году награду «Инвестиционный проект года» образцовый курорт «Манжерок», но им одним дело не исчерпывается. На Красноярском экономическом форуме в рамках совета «Сибирское соглашение» по туризму глава республики Олег Хорохордин только что поделился рабочими планами на ближайшее время. По его мнению, к делу развития туризма в Сибири можно и нужно привлекать студентов. Для этого на Алтае скоро стартует всероссийская молодежная школа студенческого туризма, где ребята под руководством экспертов отрасли смогут освоить важнейшие механизмы продвижения и выдвинуть на конкурс собственные проекты.
В некотором смысле Алтай берет эстафету у Крыма, где в свое время также была организована аналогичная школа. Алтай же в свою очередь готов масштабировать начинание по другим сибирским регионам. Так или иначе, новому туризму в Сибири – быть. Для этого, в частности, власти продвигают доступные авиарейсы между регионами и даже запускают так называемое аэротакси. С помощью быстрого и регулярного сообщения любители горных лыж смогут объединить в одном отпуске сразу несколько горнолыжных курортов: в Горно-Алтайске, Белокурихе и Шерегеше.
Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев посетил с рабочим визитом Белоярскую АЭС
В ходе рабочего визита 2 марта он осмотрел производственную площадку и отделение энергоблока № 4 Белоярской АЭС с реактором БН-800, где ему рассказали об уникальных особенностях реакторов на быстрых нейтронах, их роли в формировании замкнутого ядерного топливного цикла и обеспечении энергетической безопасности страны в будущем.
В рамках визита прошло совещание, в котором принял участие вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Развитие науки и укрепление технологического суверенитета вошли в повестку –Научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев представил флагманские научные проекты НЦФМ, нацеленные на укрепление технологического суверенитета страны, обозначил усиливающуюся роль цифровых технологий в экономике, отметив, что от их развития будет завесить конкурентоспособность страны в мире.
В ходе рабочего визита 2 марта он осмотрел производственную площадку и отделение энергоблока № 4 Белоярской АЭС с реактором БН-800, где ему рассказали об уникальных особенностях реакторов на быстрых нейтронах, их роли в формировании замкнутого ядерного топливного цикла и обеспечении энергетической безопасности страны в будущем.
В рамках визита прошло совещание, в котором принял участие вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Развитие науки и укрепление технологического суверенитета вошли в повестку –Научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев представил флагманские научные проекты НЦФМ, нацеленные на укрепление технологического суверенитета страны, обозначил усиливающуюся роль цифровых технологий в экономике, отметив, что от их развития будет завесить конкурентоспособность страны в мире.