НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Данк – Слава НИУ «МЭИ»

28 февраля прошла торжественная церемония вручения медали «Данк» коллективу Национального исследовательского университета «МЭИ». Медаль «Данк» («Слава») учреждена в 1996 году как государственная награда Кыргызстана, которой награждаются за существенный вклад в развитие социально-экономического, интеллектуального и культурного потенциала Кыргызстана, а также большие достижения в профессиональной деятельности. НИУ «МЭИ» стал первым университетом в мире удостоенным этой высокой награды.

НИУ «МЭИ» продолжает активное сотрудничество между и рядом вузов Кыргызской Республики по обучению и подготовке инженерных кадров, повышению квалификации и стажировке специалистов и преподавателей, развитию научной деятельности и обмену опытом в сфере энергетики и других смежных отраслей. Ректор НИУ «МЭИ» Николай Рогалев внёс существенный вклад в развитие российско-кыргызского академического и научного сотрудничества и подготовку кадров для энергетики Кыргызстана.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», для «Научно-образовательной политики»:

Из стен НИУ «МЭИ» вышли сотни высококвалифицированных специалистов для энергетической отрасли Кыргызской Республики, которые трудились на важнейших строительных объектах Советской Киргизии, а уже в суверенном Кыргызстане возводили каскад гидроэлектростанций на реке Нарын, прокладывали высоковольтные линии электропередач по всей стране, строили теплоэлектростанции в городах Бишкек и Ош, малые гидроэлектростанции в регионах.

В торжественную минуту вручения высокой государственной награды, медали «Данк», хочется разделить эти чувства с коллективом НИУ «МЭИ», ведь это общая оценка наших усилий по подготовке высококвалифицированных специалистов для энергетики Кыргызстана. Мы благодарны за такой высокий знак отличия нашей совместной деятельности и от себя лично хочу заверить, что мы продолжим покорять новые вершины в сотрудничестве на благо развития российско-кыргызских отношений.
Пути трансформации «Приоритет 2030»: кейс РОСБИОТЕХ

Скорость изменения социально-экономического развития общества требует от современных университетов постоянной трансформации, чтобы быть достойным конкурентом на рынке институтов развития. Современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов. Поэтому актуальным ответом всем вызовам, которые формируются вокруг системы высшего образования в России, стала программа «Приоритет 2030». Она должна создать в российских университетах постоянную основу для трансформации процессов образования, воспитания и научных исследований, отвечающую на любые новые вызовы современности.

Поэтому в процессе реализации стратегических проектов важно, чтобы команда университета не возводил их в золотой стандарт, а позволяла открывать новые возможности проектов, реагировала на меняющиеся условия и другие факторы, которые и делают реализацию «Приоритета» живым процессом, а не бюрократической ворожбой над папкой бумаг. Для этого оператор «Приоритет 2030» проводит различные мероприятия с участниками программы.

В РОСБИОТЕХ прошла проектно-аналитическая сессия под руководством экспертной группы ФГАНУ «Социоцентр» в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Работа в группах проходила по нескольким направлениям: целевая модель и система управления, трансформация базовых процессов (образование, наука, инновации), трансформация сквозных и вспомогательных процессов (кадровая политика, молодежная политика, цифровая трансформация), стратегические проекты — «Биогород», «Аддитивные технологии и ингредиенты рынка FoodNet», «Art Science – Парк».

Алексей Кучумов, и. о. ректора РОСБИОТЕХ, рассказал «Научно-образовательной политике» о результатах проектно-аналитической сессии:

Хочется выразить огромную благодарность и сказать огромное спасибо за тот импульс, который дали представили Социоцентра. Они зарядили всю команду нашего университета. Мы посмотрели по-новому на стратегические проекты, заявленные нами в рамках программы «Приоритет 2030», на основные политики, которые реализует наш университет. Теперь, уже с учетом мнений и рекомендаций экспертов будем двигаться вперед, трансформировать наш университет.

Я уверен, что с помощью таких мероприятий, которые мы в дальнейшем уже самостоятельно планируем проводить на базе нашего университета, мы привлечем полностью 100% профессорско-преподавательский состав, студентов и аспирантов к реализации программ проекта «Приоритет 2030».
НИУ ВШЭ опубликовал мониторинг качества приема в российские вузы. В 2022 году исследование охватило 812 вузов. Университет Иннополис снова стал рекордсменом: средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места вуза составил 99,0.

Больше подробностей на карточках и на нашем сайте: https://education.forbes.ru/tpost/ep9mapbo21-rossiiskie-vuzi-kak-izmenilos-kachestvo.

@forbes_education
ДПО по-питерски

12 новых программ повышения квалификации были представлены 1 марта 2023 года в ходе стратегической сессии в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП). Курсы были разработаны в рамках образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов», которая была реализована Лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ при участии НОП в сентябре прошлого года.

Юлия Антохина, ректор ГУАП для НОП:

«Образование – непрерывный процесс, и очень важно получать дополнительные знания. Масштабирование и распространение разработанных программ во внешний мир – важная и ценная для нас задача. Интерес к этим программам будет способствовать продвижению университета как профессионального сообщества».

Пять из 12-ти новых курсов были признаны наиболее перспективными и презентованы перед Министерством науки и высшего образования РФ и экспертами ДПО: «Технология SpaceWire и ее применение в бортовых системах», «Моделирование объектов протезирования»,  «Цифровое проектирование антенных систем», «Снижение природоохранных затрат предприятий приборостроения», «Интернет вещей для детей».

Иван Ефремов, замдиректора департамента проектной деятельности Минобрнауки РФ для НОП:

«ДПО – это самые гибкие, самые быстроизменяемые и быстросоздаваемые программы в высших учебных заведениях. Министерство и инфраструктурные проекты направлены на то, чтобы ориентировать вузы на ДПО, как на отдельное направление, которое позволяет внедрять новые программы, модернизировать программы высшего образования, привлекать преподавателей к созиданию учебного процесса в ДПО. Такие преподаватели являются носителями уникального знания».

Программы были разработаны ведущими преподавателями ГУАП с учётом рекомендаций от экспертов Высшей школы экономики. Они готовы к внедрению в образовательный процесс ДПО и нацелены на решение важнейших отраслевых задач.

Евгений Сженов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:

«Быть методологом ДПО сегодня – это особенная и очень значимая миссия. Ценность дополнительного образования, как такого «вязкого пластилина», в котором рождаются очень многие государственные проекты через стратсессии и такие круглые столы, очень высокая. Я надеюсь, что таких мероприятий через инструменты ДПО будет всё больше и больше».

Модератором образовательной программы «ДПО: создание и продвижение образовательных продуктов» выступил Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГД по науке и высшему образованию ФС РФ, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лаборатории непрерывного образования взрослых:

«Проделан большой путь, но я уверен, что наше сотрудничество с ГУАП и с командами проектов продолжится. Почему так популярно дополнительное образование сегодня? Создатели программ ДПО – это настоящие рационализаторы основных образовательных программ. Благодаря проведенной работе и получению дополнительных знаний основные программы будут больше настроены на рынок труда».

В завершении слушателям вручили удостоверения о повышении квалификации. С заключительным словом выступила Александра Мельниченко, декан факультета дополнительного профессионального образования ГУАП, доцент, кандидат экономических наук:

«Дополнительное образование – одно из самых сложных направлений в образовании: в разработках, в адаптации, в совершенствовании программ и соответствии их современному рынку, тенденциям. Появляются новые вводные и мы должны за ними успевать. Нет, мы должны их опережать!  Мы выражаем огромную благодарность Высшей школе экономики и лично Илье Алексеевичу Коршунову за высокую вовлеченность, за то, что курировал каждую программу».
В ведущем вузе Нижнего Новгорода, Университете Лобачевского – сменилась власть. За последние 5 лет это уже третья смена ректора в вузе.

По нашей информации, назначенного вчера и.о. ректора Олега Трофимова завтра учёному совету университета представит заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.

Новый руководитель ННГУ не "варяг" – Университет Лобачевского это альма матер, с которой у него связана масса научных проектов, в том числе – руководство Нижегородским НОЦ.

Масса наших источников в Нижегородской области называют профессора Трофимова хорошим учёным и организатором, человеком из команды губернатора Глеба Никитина. Мы уже связались с новым руководителем – в планах много совместных проектов.

Команда "Научно–образовательной политики" благодарит Елену Вадимовну Загайнову за совместную работу на благо российской науки и образования.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/30812
Суверенитет: образовательный, педагогический, наставнический

Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт Году педагога и наставника в России. На днях был утвержден План мероприятий.

Мероприятие в «Машуке» было идеологически заряжено – президент приветствовал тех педагогов, которые воспитали Героев России. И говорил глава государства, конечно, не только о Годе, но и об историческом моменте.

Учитель – педагог и наставник – возвращаются на пьедестал героев пантеона России 2.0 и ролевых моделей для молодежи. В текущих условиях, конечно, приоритетны именно аспекты воспитания, в этом духовно-нравственные ценности отечественной системы образования, ведь ее «историческая миссия … всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны».

Образование в качестве одной из траекторий всегда имело научно-технологическое развитие. Такие амбиции закладываются еще в школе, впрочем, как и в иных сферах: «Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды и так далее, служили надёжным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжёлых испытаний».

Принято ругать школу, систему ЕГЭ, госстандарты, но президент отметает все эти инсинуации. Педагоги и учителя воспитали солдат и офицеров, которые «героически исполняют свой долг, защищают Россию, наших людей, защищают от неонацистов и от террористов».

Президент четко определяет, что должны делать педагоги и наставники по аналогии с теми, кто воспитал героев: «Своим примером вы научили их отличать подлость от правды, предательство – от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине».

Инцидент в Брянской области президент назвал «террористическим актом». В этом смысле он символически поставил Россию в дипломатическом позиционировании в ситуацию, где у нас есть только одна опция – «мочить», если придется – то и «в сортирах». Обернется ли СВО в формат войны либо КТО или останется в нынешнем качестве – само позиционирование противоборствующих сил еще раз изменилось.

Если раньше это были нацисты – как рефрен гитлеровцев и «гнилой фашистской нечисти» - то теперь это именно «террористы», те самые – борьбой с которыми начал свою политическую карьеру Владимир Путин. Те самые, которые истязали Россию все 90-е, которые творили зверства в нулевые. И те самые, которые дали возможность выпить ту самую историческую «рюмку водки» лишь многие годы спустя.

И если – доходя до сути вещей – нацистские захватчики все-таки были солдатами вражеской армии, то к террористам никакие законы войны и гуманитарное право просто неприменимы.

Примечательно прозвучали слова об убийстве Дарьи Дугиной. Как отец президент Путин не может не сочувствовать философу Дугину – независимо от того, насколько весомы соображения последнего для нынешней идеологии.

Итог может быть только один – «мы их дожмём». Эта фраза точно войдет в историю.

Образование плотно интегрируется в систему обеспечения суверенитета и безопасности:

«Мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, – мы всё время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причём будем это делать на всех её уровнях – от школы до колледжей и вузов».

Именно педагогам придается важнейшая функция ценностного межпоколенческого трансфера. Сопряженная задача – повышение престижа и привлекательности учительского труда.

Педагогов также надо обучать и готовить: «По всей стране будем также наращивать потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развивать движение наставников». Отдельно – будут развиваться конкурсы президентской платформы «Россия – страна возможностей» и другие инициативы, в частности, региональные и в рамках Российского движения детей и молодежи.

Подробнее.
Развитие территорий и геоаналитика для бизнеса и государства

Новую информационную рассылку по геоаналитике запустили молодые ученые Научно-исследовательской лаборатории городских технологий и пространственного развития и студенты Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Актуальные новости и аналитика в сфере пространственного развития будут собраны воедино и доступны пользователям благодаря запуску профильной почтовой рассылки по инициативе студентов МИИГАиК. Возможность регулярно получать информацию в сфере геодезии, картографии и пространственных данных необходима для эффективного использования и управления территориями.

Разработчики проекта самостоятельно собирают, анализируют и представляют читателям информацию и мнения экспертов о масштабных проектах в России и мире, последние новости в сфере законодательства, а также разработки и проекты молодежной лаборатории городских технологий и пространственного развития.

Надежда Камынина, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), для «Научно-образовательной политики»:

«Тема пространственного развития и геоаналитики – чрезвычайно актуальна сегодня, быстрый рост количества подписчиков нового проекта МИИГАиК это подтверждает. Пространственные данные помогают выявлять закономерности и взаимосвязи для обоснованного распределения ресурсов. Разработчики ориентируют рассылку на отраслевые компании в сфере территориального развития и консалтинга, государственные ведомства и широкое экспертное сообщество. Но я уверена, что подобная инициатива имеет кроме этого и большой просветительский потенциал. Она наглядно покажет широкому кругу читателей, как геоаналитика позволяет принимать взвешенные решения для развития новых территорий, роста бизнеса и в итоге - повышения качества жизни каждого гражданина, поэтому с готовностью поддержала инициативу наших студентов».

Информационная рассылка молодежной Лаборатории городских технологий и пространственного развития будет распространяться с периодичностью 2 раза в месяц. Подписаться и быть в курсе событий может каждый.
Локальный рейтинги – системная картина

Рейтинги и места в них долго были важным фактором развития вузов. Быстро стало понятно – вузы России отличаются от университетов западных стран. Меньше бюджеты, больше связь с регионами и отраслями. Отсюда родилось множество отечественных рейтингов, рэнкингов и прочих вычислительных моделей расположения вузов в порядке убывания тех или иных качеств.

Отечественные модели не лишены недостатков, но и среди них есть интересные находки. Например, рейтинг «локальных» вузов 2023 по версии RAEX. Примечательно в нем то, что он сфокусирован именно на университетах как драйверах социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, а также локальных сообществ. Это условная «региональная» лига – в нее не входят те, кто вошел в RAEX-100 или в «Три миссии университета».

В Центральном федеральном округе (впрочем, почти везде по России) высокие места занимают нишевые, региональные классические или столичные отраслевые (например, аграрные) вузы. На первом месте – Российская экономическая школа, а вот знаменитая «Шанинка» (МШВСЭН) лишь на 19-м, уступая, например, и Первому казаьчему (МГУТУ им. Разумовского на 17 месте), и Тульскому госуниверситету (он является точкой сборки «оборонного» НОЦ «ТулаТЕХ»). Высокие позиции у геодезистов (МИИГАиК на 21-м) и архитекторов (МАрхИ на 22-м).

Вторая образовательная столица – северная. В Северо-Западном ФО отметим лидерство Алферовского университета (который все еще в стадии интеграции в Питерский политех). Второе место – у Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого. При его активном участии развивается ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай». Выделим ГУАП (третье место), который стремительными темпами рвется в лидирующие списки, как, впрочем и ВОЕНМЕХ (с 5 места). Отметим «темную лошадку» - Псковский госуниверситет (17 место), который становится базовым для многих проектов, в том числе – гуманитарных. Здесь значимо влияние митрополита Тихона.

В рейтинге Южного ФО всего 26 вузов, а весь пьедестал у Красонадара: Кубанские мед, агарный и государственный университеты. Еще меньше – 22 участника – в Северо-Кавказском федеральном округе. Регионы поделили высокие места. Отметим два ведущих вуза Чечни – Чеченский госуниверситет им. А.А. Кадырова (4 место) и ГГНТУ им. ак. М.Д. Миллионщикова (9 место). Оба вуза известны энергичными управленческими командами и большими амбициями. Впрочем, то же справедливо, например, для Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова (6 место).

В Приволжском ФО традиционно высокая конкуренция. На первом и втором местах – Вятский и Удмуртский госуниверситеты, на третьем – Кировский мед, на четверном Нижегородский педагадогический им. Козьмы Минина. Некоторые ведущие региональные вузы даже не в топ-10. Там, например, есть Тольяттинский госуниверситет (7 место), а вот Оренбургский – лишь на 11 месте.

В Уральском ФО всего 21 вуз в рейтинге. На пермо месте – Челядинский госуниверситет, на втором частный Технический университет УГМК (что является отличным результатом).


В Сибирском ФО на первом месте Кемеровский мед, далее СибГУПС, а также Сибирский госуниверситет геосистем и технологий.

В Дальневосточном федеральном округе всего 22 участника. На фоне ДВФУ и еще пары вузов, остальные борятся за локальные рейтинги. Здесь лидирует Тихоокеанский мед, далее идут Дальневосточный ГУПС и Бурятский госуниверситет.

Заметим, что многие из них уже участвуют в дальневосточном треке «Приоритета-2030», а некоторые очень хотят туда войти во вторую волну.

Складывается ощущение, что авторы рейтингов в своем стремлении каждому вузу определить свою позицию наконец-то докопались до настоящей третьей миссии университетов. Локальные (по федеральным округам) рейтинги особенно интересны и для вузов, и для регионов. Формирование консорциумов самых разных видов представляется хорошим бустером, чтобы пробиться на более высокие места и в иные зачеты.

Подробнее.