Команда РДДМ Григория Гурова
@GurovGrigoriy запустила Марафон Первых и провела Координационный совет РДДМ под председательством Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Участие приняли помощник Президента Андрей Фурсенко, министр просвещения Сергей Кравцов, руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева, гендиректор РО "Знание" Максим Древаль и другие. Кроме прочего, было подписано соглашение о сотрудничестве с Институтом воспитания.
Наталья Агре @nataliaagre, директор Института воспитания, для НОП:
Фактически сотрудничество началось с момента создания Движения. Институтом был разработан проект программы воспитания Движения, обеспечивающий преемственность с программами воспитания в образовательных учреждениях.
В начале этого года вместе провели Всероссийское родительское собрание и «Разговоры о важном» о Движении.
В планах осуществлять научно-методическую поддержку деятельности Движения в области воспитания и совместно осуществлять работу с родительским сообществом.
@GurovGrigoriy запустила Марафон Первых и провела Координационный совет РДДМ под председательством Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Участие приняли помощник Президента Андрей Фурсенко, министр просвещения Сергей Кравцов, руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева, гендиректор РО "Знание" Максим Древаль и другие. Кроме прочего, было подписано соглашение о сотрудничестве с Институтом воспитания.
Наталья Агре @nataliaagre, директор Института воспитания, для НОП:
Фактически сотрудничество началось с момента создания Движения. Институтом был разработан проект программы воспитания Движения, обеспечивающий преемственность с программами воспитания в образовательных учреждениях.
В начале этого года вместе провели Всероссийское родительское собрание и «Разговоры о важном» о Движении.
В планах осуществлять научно-методическую поддержку деятельности Движения в области воспитания и совместно осуществлять работу с родительским сообществом.
Forwarded from Аналитический центр ВЦИОМ
Путешествие по отечественной истории
Подавляющее большинство россиян заявило, что интересуется историей России (90%). Лишь 9% россиян сообщили об отсутствии интереса к истории своей страны.
Если бы предоставилась возможность отправиться в путешествие во времени, то самым популярным направлением был бы XX век (29%). Далее по популярности следуют XIX и XVIII века и настоящее время, т.е. XXI век (16%, 12% и 10% соответственно). Более ранние исторические периоды упоминались реже (6%).
С Петром I хотели бы познакомиться и пообщаться 17% опрошенных. Конкуренцию Петру Великому составляет И.В. Сталин, с ним изъявили желание пообщаться 15% россиян. Россияне проявляют интерес не только к государственным деятелям, но и к известным «научным умам», полководцам, и к тем, кого сейчас называют «селебрити» - к деятелям культуры.
Источник: ВЦИОМ
Подавляющее большинство россиян заявило, что интересуется историей России (90%). Лишь 9% россиян сообщили об отсутствии интереса к истории своей страны.
Если бы предоставилась возможность отправиться в путешествие во времени, то самым популярным направлением был бы XX век (29%). Далее по популярности следуют XIX и XVIII века и настоящее время, т.е. XXI век (16%, 12% и 10% соответственно). Более ранние исторические периоды упоминались реже (6%).
С Петром I хотели бы познакомиться и пообщаться 17% опрошенных. Конкуренцию Петру Великому составляет И.В. Сталин, с ним изъявили желание пообщаться 15% россиян. Россияне проявляют интерес не только к государственным деятелям, но и к известным «научным умам», полководцам, и к тем, кого сейчас называют «селебрити» - к деятелям культуры.
Источник: ВЦИОМ
Союзный научно-технологический суверенитет
Ход истории неизбежно интегрирует те страны и народы, что разделяют общие ценности. Неслучайно в свое время появилось Союзное государство России и Белоруссии. Долгое время оно было одним из интеграционных фантомов, но чем ширилось давление на наши страны со стороны «коллективного Запада», тем более реальные черты обретало оно.
В последние пару лет взаимодейстие обрело резкий стимул по 28 союзным программам, но ими интеграция никогда не исчерпывалась. Научно-образовательный и инновационно-технологический обмен всегда были и шире и глубже любых формальных политико-экономических проектов.
Об этом как раз много говорилось на заседании Совета министров Союзного государства. Напомним, что предстоит доктринальная перестройка. Сейчас действует базовая Стратегия научно-технологического развития России. Предполагается практически одновременно и параллельно разработать СНТ Сюзного государства и Концепцию технологического развития РФ. Именно поэтому данные темы все чаще и чаще будут всплывать и на официальных встречах, и в кулуарах.
Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил ключевые векторы совместной работы:
«Особое внимание уделим укреплению взаимодействия в области космических исследований, а также кооперации в микроэлектронике, в сферах электронной компонентной базы, электронного машиностроения.
Давайте обсудим Стратегию научно-технологического развития Союзного государства. По итогам заседания будет подписано межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве.
Важно активизировать работу для укрепления технологического суверенитета России и Белоруссии, использовать преимущества наших государств и для проведения совместных прикладных исследований, а также реализации масштабных проектов уровня «мегасайенс».
Обе страны поставлены перед необходимостью проведения импортозамещения – и оно (как согласны обе стороны) должно быть умным. Требуется провести ревизию – что есть у каждого из партнеров, а с помощью чего можно заместить иностранный прибор с меньшими затратами. Собственно, с этой ревизии и можно говорить о едином и неделимом научно-технологическом пространстве Союзного государства.
Следующим шагом должно стать признание единой промышленной политики и операций. Логика в том, чтобы совместными усилиями, имея заделы в одних и тех же процессах выстроить единый полный инновационный цикл, а не дублировать его двумя менее отлаженными и современными.
Взаимодополнение – именно эта характеристика чаще всего сейчас звучат в разговорах о научно-технологической интеграции внутри Союзного государства. И вместе с тем многих волнует вопрос – как будут учитываться успехи, засчитываться результаты проектов и т.п. Многие опасения связаны с тем, что можно помочь коллегам по СГ, а в итоге получить проблемы уже с собственными проверяющими органами.
По итогам заседания подписано много документов, среди них:
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О разработке Стратегии научно-технологического развития Союзного государства».
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О программах Союзного государства в области космоса (о создании спутника (спутниковой группировки) и проведении совместных исследований по дистанционному зондированию Земли)».
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О сотрудничестве Республики Беларусь и Российской Федерации в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения».
В итоге можно сказать следующее – интеграция России и Белоруссии неизбежна. Нас объединяет не только история, но и комплиментарная структура высоких техологий. Единственными препятствиями на этом пути могут быть лишь те, что создадим мы сами.
Подробнее: http://government.ru/news/48082/
Ход истории неизбежно интегрирует те страны и народы, что разделяют общие ценности. Неслучайно в свое время появилось Союзное государство России и Белоруссии. Долгое время оно было одним из интеграционных фантомов, но чем ширилось давление на наши страны со стороны «коллективного Запада», тем более реальные черты обретало оно.
В последние пару лет взаимодейстие обрело резкий стимул по 28 союзным программам, но ими интеграция никогда не исчерпывалась. Научно-образовательный и инновационно-технологический обмен всегда были и шире и глубже любых формальных политико-экономических проектов.
Об этом как раз много говорилось на заседании Совета министров Союзного государства. Напомним, что предстоит доктринальная перестройка. Сейчас действует базовая Стратегия научно-технологического развития России. Предполагается практически одновременно и параллельно разработать СНТ Сюзного государства и Концепцию технологического развития РФ. Именно поэтому данные темы все чаще и чаще будут всплывать и на официальных встречах, и в кулуарах.
Премьер-министр Михаил Мишустин обозначил ключевые векторы совместной работы:
«Особое внимание уделим укреплению взаимодействия в области космических исследований, а также кооперации в микроэлектронике, в сферах электронной компонентной базы, электронного машиностроения.
Давайте обсудим Стратегию научно-технологического развития Союзного государства. По итогам заседания будет подписано межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве.
Важно активизировать работу для укрепления технологического суверенитета России и Белоруссии, использовать преимущества наших государств и для проведения совместных прикладных исследований, а также реализации масштабных проектов уровня «мегасайенс».
Обе страны поставлены перед необходимостью проведения импортозамещения – и оно (как согласны обе стороны) должно быть умным. Требуется провести ревизию – что есть у каждого из партнеров, а с помощью чего можно заместить иностранный прибор с меньшими затратами. Собственно, с этой ревизии и можно говорить о едином и неделимом научно-технологическом пространстве Союзного государства.
Следующим шагом должно стать признание единой промышленной политики и операций. Логика в том, чтобы совместными усилиями, имея заделы в одних и тех же процессах выстроить единый полный инновационный цикл, а не дублировать его двумя менее отлаженными и современными.
Взаимодополнение – именно эта характеристика чаще всего сейчас звучат в разговорах о научно-технологической интеграции внутри Союзного государства. И вместе с тем многих волнует вопрос – как будут учитываться успехи, засчитываться результаты проектов и т.п. Многие опасения связаны с тем, что можно помочь коллегам по СГ, а в итоге получить проблемы уже с собственными проверяющими органами.
По итогам заседания подписано много документов, среди них:
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О разработке Стратегии научно-технологического развития Союзного государства».
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О программах Союзного государства в области космоса (о создании спутника (спутниковой группировки) и проведении совместных исследований по дистанционному зондированию Земли)».
Резолюция Совета Министров Союзного государства «О сотрудничестве Республики Беларусь и Российской Федерации в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения».
В итоге можно сказать следующее – интеграция России и Белоруссии неизбежна. Нас объединяет не только история, но и комплиментарная структура высоких техологий. Единственными препятствиями на этом пути могут быть лишь те, что создадим мы сами.
Подробнее: http://government.ru/news/48082/
government.ru
Заседание Совета Министров Союзного государства
Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Министров Союзного государства Михаил Мишустин провёл совместно с Премьер-министром Республики Беларусь Романом Головченко заседание Совета Министров Союзного государства.
День культуры Ингушетии
Одна из задач университета по созданию условий для получения образования – это адаптация студентов. Этот процесс у студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе затрагивает все уровни жизни, общения и деятельности человека, на его эффективность оказывают влияние целый комплекс факторов. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приѐмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента. Студенты, которые приезжают из других городов или регионов, сталкиваются с различными трудностями не только в образовательной плоскости, но и социокультурной. Помочь с адаптацией могут студенческие землячества.
Кроме общего образования и мероприятий по адаптации, которые предоставляет вуз, немалый вклад в развитие студентов вносит и землячество. Помимо встречи впервые приезжающих студентов, оказания им помощи с документами и расселением, землячество проводит различные мероприятия в процессе всего обучения студентов в вузе: мастер-классы, спортивные состязания, праздники в рамках национально-культурных традиций и культурно-массовые мероприятия.
В МТУСИ прошел день культуры Республики Ингушетия, направленный на развитие института землячества между регионами России.
Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики, для «Научно-образовательной политики»:
«Подобные мероприятия всегда напоминают нам о том, что мы – одна большая страна, объединившая в себе более 190 братских народов и национальностей. Мы вместе прошли через множество испытаний, сохраняя единство и веру в нашу победу».
Михаил Илезов, заместитель председателя Правительства Ингушетии — руководитель Постоянного представительства Республики при Президенте России:
«Сила России в ее многонациональности и сплоченности. Проведение Дней культур народов нашей страны для студентов должно стать доброй традицией. Мы с гордостью приняли роль первооткрывателя этого начинания в МТУСИ. Ингушетии есть, что показать в этой части – наша культура обладает уникальными особенностями и колоритом, а обычаи и традиции формировали на протяжении многих веков».
Одна из задач университета по созданию условий для получения образования – это адаптация студентов. Этот процесс у студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе затрагивает все уровни жизни, общения и деятельности человека, на его эффективность оказывают влияние целый комплекс факторов. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приѐмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента. Студенты, которые приезжают из других городов или регионов, сталкиваются с различными трудностями не только в образовательной плоскости, но и социокультурной. Помочь с адаптацией могут студенческие землячества.
Кроме общего образования и мероприятий по адаптации, которые предоставляет вуз, немалый вклад в развитие студентов вносит и землячество. Помимо встречи впервые приезжающих студентов, оказания им помощи с документами и расселением, землячество проводит различные мероприятия в процессе всего обучения студентов в вузе: мастер-классы, спортивные состязания, праздники в рамках национально-культурных традиций и культурно-массовые мероприятия.
В МТУСИ прошел день культуры Республики Ингушетия, направленный на развитие института землячества между регионами России.
Сергей Ерохин, ректор Московского технического университета связи и информатики, для «Научно-образовательной политики»:
«Подобные мероприятия всегда напоминают нам о том, что мы – одна большая страна, объединившая в себе более 190 братских народов и национальностей. Мы вместе прошли через множество испытаний, сохраняя единство и веру в нашу победу».
Михаил Илезов, заместитель председателя Правительства Ингушетии — руководитель Постоянного представительства Республики при Президенте России:
«Сила России в ее многонациональности и сплоченности. Проведение Дней культур народов нашей страны для студентов должно стать доброй традицией. Мы с гордостью приняли роль первооткрывателя этого начинания в МТУСИ. Ингушетии есть, что показать в этой части – наша культура обладает уникальными особенностями и колоритом, а обычаи и традиции формировали на протяжении многих веков».
Курчатов под сенью Академии
Основные требованиями к научно-образоватльной и инновационной-технологической политики минувших пары лет: эффективность, интегрированность в принятие решение, управляемость. Должно быть понятно, кто за что отвечает. А элитно-политические взаимодействия нужно вести в формате игр (с правилами и арбитрами), а не схваток (или «разборок»).
Геннадий Красников (от группы прорыва) становится президентом РАН, но за это Курчатовский институт (пусть и формально) интегрируется единую систему научного и научно-методического руководство. Михаил Ковальчук публично озвучил новую «формулу»: РАН – центр науки, Курчатник – главная научная организация. Оставалось это официально оформить. Этому посвящено ПП от 24 марта 2023 г. №461.
Суть перемен в дополнении пункта 12 абзацем следующего содержания:
«Научное и научно-методическое руководство деятельностью Центра осуществляет ФГБУ "Российская академия наук" в соответствии с Правилами осуществления ФГБУ "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. No 1781» [Это ПП и говорит о том, как РАН осуществляет все эти функции.]
Второй блок перемен находится в Правилах осуществления вышеуказанных функций – исключение Курчатника из перечня исключений. Того самого «правительственного», об который ломались копья пару лет назад. Собственно, судьба исключений всегда была завязана именно на Курчатовском институте, потому можно ожидать унификации всех экспертно-оценочных процессов без изъятий.
Вместе с тем, остается главный водораздел – оборонная тематика, секреты и гособоронзаказ. Тот факт, что «мирные» работы Курчатника подпадают под научное и начно-методическое руководство со стороны РАН категорически не означает аналогичных решений для военных и грифованных тематика.
Подробнее.
Основные требованиями к научно-образоватльной и инновационной-технологической политики минувших пары лет: эффективность, интегрированность в принятие решение, управляемость. Должно быть понятно, кто за что отвечает. А элитно-политические взаимодействия нужно вести в формате игр (с правилами и арбитрами), а не схваток (или «разборок»).
Геннадий Красников (от группы прорыва) становится президентом РАН, но за это Курчатовский институт (пусть и формально) интегрируется единую систему научного и научно-методического руководство. Михаил Ковальчук публично озвучил новую «формулу»: РАН – центр науки, Курчатник – главная научная организация. Оставалось это официально оформить. Этому посвящено ПП от 24 марта 2023 г. №461.
Суть перемен в дополнении пункта 12 абзацем следующего содержания:
«Научное и научно-методическое руководство деятельностью Центра осуществляет ФГБУ "Российская академия наук" в соответствии с Правилами осуществления ФГБУ "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. No 1781» [Это ПП и говорит о том, как РАН осуществляет все эти функции.]
Второй блок перемен находится в Правилах осуществления вышеуказанных функций – исключение Курчатника из перечня исключений. Того самого «правительственного», об который ломались копья пару лет назад. Собственно, судьба исключений всегда была завязана именно на Курчатовском институте, потому можно ожидать унификации всех экспертно-оценочных процессов без изъятий.
Вместе с тем, остается главный водораздел – оборонная тематика, секреты и гособоронзаказ. Тот факт, что «мирные» работы Курчатника подпадают под научное и начно-методическое руководство со стороны РАН категорически не означает аналогичных решений для военных и грифованных тематика.
Подробнее.
Forwarded from Социоцентр
Новая программа ДПО разработана Адыгейским государственным университетом совместно с Университетом «Сириус» в рамках консорциума «Университетская математическая и цифровая экосистема Юга России». В её основу положены апробированные методики работы с талантливыми школьниками.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Социетальная безопасность Каспийского макрорегиона
В Астраханском государственном университете в рамках программы «Приоритет 2030» ведутся работы по построению новой методологической модели анализа и управления уровнем комплексной безопасности региона с последующей разработкой уникальных методологических основ её оценки и управления.
Исследования проходят в научной коллаборации с Атырауским университетом имени Х. Досмухамбетова, Атырауским университетом нефти и газа имени С. Утебаева, Каспийским государственным университетом технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, Университетом Туран (Астана).
Активно ведётся студенческая научная волонтёрская работа над отдельными проблемами проекта. Студенты и преподаватели шести факультетов вовлечены в научно-исследовательскую деятельность по проекту как через непосредственное участие в исследованиях, так и через профильные конференции. В рамках проекта активно развивается такой исследовательский подход, как «гражданская наука».
Михаил Топчиев, ведущий научный сотрудник центра изучения проблем комплексной безопасности Каспийского макрорегиона и противодействия терроризму и экстремизму АГУ имени В. Н. Татищева, для «Научно-образовательной политики»:
«Формирование настроений в медиасреде Республики Казахстан как части Прикаспийского фронтира является одной из проблем научно-исследовательских работ, проводимых в рамках проекта по разработке системы социетальной безопасности Каспийского макрорегиона.
Осуществлён библиографический анализ источников, затрагивающих формирование новой национальной идентичности в Республике Казахстан, а также первичный контент-анализ реакции пользователей социальных сетей на конфликтные ситуации в регионе.
Будет собрана база данных (новости, посты, комментарии) для последующей обработки в системе PolyAnalyst».
В Астраханском государственном университете в рамках программы «Приоритет 2030» ведутся работы по построению новой методологической модели анализа и управления уровнем комплексной безопасности региона с последующей разработкой уникальных методологических основ её оценки и управления.
Исследования проходят в научной коллаборации с Атырауским университетом имени Х. Досмухамбетова, Атырауским университетом нефти и газа имени С. Утебаева, Каспийским государственным университетом технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, Университетом Туран (Астана).
Активно ведётся студенческая научная волонтёрская работа над отдельными проблемами проекта. Студенты и преподаватели шести факультетов вовлечены в научно-исследовательскую деятельность по проекту как через непосредственное участие в исследованиях, так и через профильные конференции. В рамках проекта активно развивается такой исследовательский подход, как «гражданская наука».
Михаил Топчиев, ведущий научный сотрудник центра изучения проблем комплексной безопасности Каспийского макрорегиона и противодействия терроризму и экстремизму АГУ имени В. Н. Татищева, для «Научно-образовательной политики»:
«Формирование настроений в медиасреде Республики Казахстан как части Прикаспийского фронтира является одной из проблем научно-исследовательских работ, проводимых в рамках проекта по разработке системы социетальной безопасности Каспийского макрорегиона.
Осуществлён библиографический анализ источников, затрагивающих формирование новой национальной идентичности в Республике Казахстан, а также первичный контент-анализ реакции пользователей социальных сетей на конфликтные ситуации в регионе.
Будет собрана база данных (новости, посты, комментарии) для последующей обработки в системе PolyAnalyst».
Инженеры с ДНК гуманитария (1/2)
С приближением финала Всероссийского инженерного конкурса на базе его оператора — НИЯУ МИФИ — 20 марта стартовала череда публичных дискуссий. Открывающим стало заседание Клуба ректоров инженерных вузов – участников проекта «ДНК России» на тему «Гуманитарная подготовка инженеров: мода или необходимость».
Что раньше: яйцо или курица?
История появления научного знания берет начало в философии. Любые научные теории и концепции — это поиск смысла и объяснение существующих реалий. Таким образом, наука — это всегда философия, а любые технологии и инженерные решения — этот ответ на вопрос на экзистенциальные «зачем?», «как?» или «почему?». Иными словами, как и в вопросе «Что раньше: яйцо или курица?» — новым технологиям предшествует потребность человека, а значит, у каждого инженера есть ДНК гуманитария.
Как укрепить технологический суверенитет нашей страны? Каким должно быть современное инженерное образование? Зачем молодым инженерам такие науки как история, философия, психология, социология? Помогают ли социально-гуманитарные дисциплины формированию целостного мировоззрения? Какие барьеры лежат на пути реализации образовательных программ гуманитарного профиля в инженерных вузах? — все эти вопросы задал участникам сессии модератор, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика Евгений Сженов.
Симбиоз инженера и гуманитария
Хозяин встречи, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, точно не понаслышке знает о целостной картине мира — он много лет проработал в НИЦ «Курчатовский институт», президент и главный идеолог современности которого, Михаил Ковальчук, уже давно заявляет слиянии естественного и гуманитарного знания, превращении гуманитарного знания в технологии. Сам Владимир Шевченко выделяет 3 аспекта инженерно-гуманитарного симбиоза:
1. Ценностный, который касается вопросов этики;
2. Дизайн технологических изделий – определяет то, как инженер будет думать о продукте для потребителя;
3. Общекультурный уровень инженера.
«Информационный океан, в котором живут сегодня молодые люди, приводит к интеллектуальному ожирению, когда становится сложно воспринимать длинные и глубокие тексты, серьезные мысли. Изучение социальных и гуманитарных наук предполагает необходимость читать, рассуждать, развиваться, поэтому оно необходимо», – отметил Владимир Шевченко.
У-ВИК-овечение НИЯУ МИФИ
С 2014 года стартовал ВИК, его бессменным оператором выступает НИЯУ МИФИ. На открытии заседания Клуба ректоров заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Александр Ведехин поблагодарил руководство НИЯУ МИФИ за содействие в организации ВИК и вручил благодарственное письмо проректору университета Елене Весне.
«Гуманитарная компонента должна присутствовать в образовательных программах подготовки инженеров. Наша задача создать для этого увлекательные форматы. Также нам важно подумать и о том, как привить интерес к инженерным специальностям и гуманитариям», — прокомментировал Александр Ведехин, развивая тему встречи.
«Технологический» и «суверенитет»
События, происходящие в современном мире, накладывают отпечаток на все сферы деятельности. Умение их трактовать является основополагающим в определении норм морали и ценностей. Даже в самом термине «технологический суверенитет» лексически заложен симбиоз инженерного и гуманитарного аспектов. Словосочетание соединяет слово «технологический», напрямую ассоциирующийся с высокими достижениями инженерной мысли, и «суверенитет» — константа, которой преимущественно бравируют гуманитарии по многим направлениям подготовки.
С приближением финала Всероссийского инженерного конкурса на базе его оператора — НИЯУ МИФИ — 20 марта стартовала череда публичных дискуссий. Открывающим стало заседание Клуба ректоров инженерных вузов – участников проекта «ДНК России» на тему «Гуманитарная подготовка инженеров: мода или необходимость».
Что раньше: яйцо или курица?
История появления научного знания берет начало в философии. Любые научные теории и концепции — это поиск смысла и объяснение существующих реалий. Таким образом, наука — это всегда философия, а любые технологии и инженерные решения — этот ответ на вопрос на экзистенциальные «зачем?», «как?» или «почему?». Иными словами, как и в вопросе «Что раньше: яйцо или курица?» — новым технологиям предшествует потребность человека, а значит, у каждого инженера есть ДНК гуманитария.
Как укрепить технологический суверенитет нашей страны? Каким должно быть современное инженерное образование? Зачем молодым инженерам такие науки как история, философия, психология, социология? Помогают ли социально-гуманитарные дисциплины формированию целостного мировоззрения? Какие барьеры лежат на пути реализации образовательных программ гуманитарного профиля в инженерных вузах? — все эти вопросы задал участникам сессии модератор, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика Евгений Сженов.
Симбиоз инженера и гуманитария
Хозяин встречи, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, точно не понаслышке знает о целостной картине мира — он много лет проработал в НИЦ «Курчатовский институт», президент и главный идеолог современности которого, Михаил Ковальчук, уже давно заявляет слиянии естественного и гуманитарного знания, превращении гуманитарного знания в технологии. Сам Владимир Шевченко выделяет 3 аспекта инженерно-гуманитарного симбиоза:
1. Ценностный, который касается вопросов этики;
2. Дизайн технологических изделий – определяет то, как инженер будет думать о продукте для потребителя;
3. Общекультурный уровень инженера.
«Информационный океан, в котором живут сегодня молодые люди, приводит к интеллектуальному ожирению, когда становится сложно воспринимать длинные и глубокие тексты, серьезные мысли. Изучение социальных и гуманитарных наук предполагает необходимость читать, рассуждать, развиваться, поэтому оно необходимо», – отметил Владимир Шевченко.
У-ВИК-овечение НИЯУ МИФИ
С 2014 года стартовал ВИК, его бессменным оператором выступает НИЯУ МИФИ. На открытии заседания Клуба ректоров заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Александр Ведехин поблагодарил руководство НИЯУ МИФИ за содействие в организации ВИК и вручил благодарственное письмо проректору университета Елене Весне.
«Гуманитарная компонента должна присутствовать в образовательных программах подготовки инженеров. Наша задача создать для этого увлекательные форматы. Также нам важно подумать и о том, как привить интерес к инженерным специальностям и гуманитариям», — прокомментировал Александр Ведехин, развивая тему встречи.
«Технологический» и «суверенитет»
События, происходящие в современном мире, накладывают отпечаток на все сферы деятельности. Умение их трактовать является основополагающим в определении норм морали и ценностей. Даже в самом термине «технологический суверенитет» лексически заложен симбиоз инженерного и гуманитарного аспектов. Словосочетание соединяет слово «технологический», напрямую ассоциирующийся с высокими достижениями инженерной мысли, и «суверенитет» — константа, которой преимущественно бравируют гуманитарии по многим направлениям подготовки.
Инженеры с ДНК гуманитария (2/2)
«Задача формирования инженерных кадров не противоречит задаче дать студентам гуманитарные знания. Сегодня человечество столкнулось с целым рядом вызовов, которые сопряжены с новыми техническими и технологическими достижениями.
Понятие «третье полушарие головного мозга», выраженное в гаджетах, доступе к соцсетям, стало метафорой для многих экспертов, подтверждением того, что в мире сейчас меняется все. В этом новом мире предстоит сформулировать большое количество новых решений, что без высокой технической подготовки и понимания процессов, относящихся к когнитивной и социальной области, невозможно.
Для любой созидательной деятельности необходимо целеполагание, вынесенное за скобки личных интересов и приоритетов. Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – подчеркнул директор департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.
Гуманитарные фокусы
Очевидно, что инженеру не требуется полный спектр подготовки по гуманитарным дисциплинам и есть конкретные аспекты, на которых стоит заострить внимание. Ректор СФУ Максим Румянцев рассказал о 3 фокусах преподавания гуманитарных дисциплин при подготовке инженеров:
1. Понимание того, что мир сложен и хрупок;
2. Потребность в творчестве;
3. Культура мышления и формирование широкого кругозора.
Гуманитарная подготовка: выбор, а не требование
Как, не навязывая гуманитарные знания инженерам, рассказать об их значимости поделился ректор ТПУ Дмитрий Седнев:
«Социально-гуманитарные науки должны заложить мировоззренческий базис. Мы в Томском Политехе сейчас как раз пересобираем социо-гуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись переосмыслению, философия и история. Например, мы добавили большой блок, который касается истории инженерии. Потому что столкнулись с тем, что ребята, зная историю России, ничего не знают о великих российских инженерах, изобретателях. Методика преподавания тоже меняется».
«Перекрестное» преподавание
Ректор ТюмГУ Иван Романчук считает, что всё дело в педагогах — насколько они увлечены своей деятельностью и участвуют в научных исследованиях, настолько они смогут и увлечь студентов. Дефицит таких преподавателей породил межвузовскую кадровую конкуренцию. Решением может стать «перекрестное» преподавание дисциплин для гуманитариев и для инженеров, уверен Иван Романчук.
«Увлеченные преподаватели всегда привлекают студентов, собирают полные аудитории. Инженер сегодня – это очень могущественней человек. Перед инженерами открываются совершенно новые горизонты. Поэтому так важны этические и онтологические вопросы, ответы на которые может дать философия», – дополнила тезис заведующая кафедрой НИУ МЭИ Юлия Соколова.
Этика и психология инженера
По мнению проректора Университета МИСИС Александра Волкова, технологическое развитие упирается в этические нормы — чтобы не допустить технологической или социальной катастрофы, необходимо прививать инженерам нормы и ценности через социально-гуманитарное образование.
Проректор НГТУ Евгений Ивашкин считает, что важная миссия инженера — просвещение. Для ее реализации необходимо владеть риторикой и знать основы психологии.
Гуманитарная подготовка через креатив и амбиции
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова уверена, что в студентах необходимо развивать стремление к творчеству:
«Креативному городу нужны креативные строители. Креативный строитель должен обладать методологией дизайн-мышления, проектирования креативного пространства. Необходимо и понимание того, что такое техническая эстетика, зачем человеку нужны те или иные технологии, что даст их внедрение».
Ее коллега проректор НИУ МГСУ Таймураз Кайтуков считает, что изучение гуманитарных дисциплин, особенно истории, будет способствовать тому, что из инженеры будут ставить перед собой амбициозные цели.
«Задача формирования инженерных кадров не противоречит задаче дать студентам гуманитарные знания. Сегодня человечество столкнулось с целым рядом вызовов, которые сопряжены с новыми техническими и технологическими достижениями.
Понятие «третье полушарие головного мозга», выраженное в гаджетах, доступе к соцсетям, стало метафорой для многих экспертов, подтверждением того, что в мире сейчас меняется все. В этом новом мире предстоит сформулировать большое количество новых решений, что без высокой технической подготовки и понимания процессов, относящихся к когнитивной и социальной области, невозможно.
Для любой созидательной деятельности необходимо целеполагание, вынесенное за скобки личных интересов и приоритетов. Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – подчеркнул директор департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.
Гуманитарные фокусы
Очевидно, что инженеру не требуется полный спектр подготовки по гуманитарным дисциплинам и есть конкретные аспекты, на которых стоит заострить внимание. Ректор СФУ Максим Румянцев рассказал о 3 фокусах преподавания гуманитарных дисциплин при подготовке инженеров:
1. Понимание того, что мир сложен и хрупок;
2. Потребность в творчестве;
3. Культура мышления и формирование широкого кругозора.
Гуманитарная подготовка: выбор, а не требование
Как, не навязывая гуманитарные знания инженерам, рассказать об их значимости поделился ректор ТПУ Дмитрий Седнев:
«Социально-гуманитарные науки должны заложить мировоззренческий базис. Мы в Томском Политехе сейчас как раз пересобираем социо-гуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись переосмыслению, философия и история. Например, мы добавили большой блок, который касается истории инженерии. Потому что столкнулись с тем, что ребята, зная историю России, ничего не знают о великих российских инженерах, изобретателях. Методика преподавания тоже меняется».
«Перекрестное» преподавание
Ректор ТюмГУ Иван Романчук считает, что всё дело в педагогах — насколько они увлечены своей деятельностью и участвуют в научных исследованиях, настолько они смогут и увлечь студентов. Дефицит таких преподавателей породил межвузовскую кадровую конкуренцию. Решением может стать «перекрестное» преподавание дисциплин для гуманитариев и для инженеров, уверен Иван Романчук.
«Увлеченные преподаватели всегда привлекают студентов, собирают полные аудитории. Инженер сегодня – это очень могущественней человек. Перед инженерами открываются совершенно новые горизонты. Поэтому так важны этические и онтологические вопросы, ответы на которые может дать философия», – дополнила тезис заведующая кафедрой НИУ МЭИ Юлия Соколова.
Этика и психология инженера
По мнению проректора Университета МИСИС Александра Волкова, технологическое развитие упирается в этические нормы — чтобы не допустить технологической или социальной катастрофы, необходимо прививать инженерам нормы и ценности через социально-гуманитарное образование.
Проректор НГТУ Евгений Ивашкин считает, что важная миссия инженера — просвещение. Для ее реализации необходимо владеть риторикой и знать основы психологии.
Гуманитарная подготовка через креатив и амбиции
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова уверена, что в студентах необходимо развивать стремление к творчеству:
«Креативному городу нужны креативные строители. Креативный строитель должен обладать методологией дизайн-мышления, проектирования креативного пространства. Необходимо и понимание того, что такое техническая эстетика, зачем человеку нужны те или иные технологии, что даст их внедрение».
Ее коллега проректор НИУ МГСУ Таймураз Кайтуков считает, что изучение гуманитарных дисциплин, особенно истории, будет способствовать тому, что из инженеры будут ставить перед собой амбициозные цели.
Прямо сейчас в Национальной академии наук Беларуси проходит торжественное открытие Конгресса молодых учёных Беларуси и России.
Начинается пленарное заседание на тему: «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Беларуси и России».
Участники:
- Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства;
- Андрей Иванец, Министр образования Республики Беларусь;
- Владимир Гусаков, Председатель Президиума НАН Беларуси;
- Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт»;
- Денис Секиринский, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
Начинается пленарное заседание на тему: «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Беларуси и России».
Участники:
- Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства;
- Андрей Иванец, Министр образования Республики Беларусь;
- Владимир Гусаков, Председатель Президиума НАН Беларуси;
- Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт»;
- Денис Секиринский, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» и другие.