НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Современная онтология в ГУАП

С 26 по 30 июня 2023 года в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения @new_guap прошла международная научно-практическая конференция «Современная онтология – XI: онтология и религия».

В этом году организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Волгоградский государственный университет и Онтологическое общество. Участниками масштабного события стали более 110 ученых, среди которых были представители Республики Беларусь, Литвы и КНР.

Конференция проводилась на двух площадках: в ГУАП и ВолГУ. На базе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения конференция проводится с 2015 года.

Организаторы отметили, что концепция мероприятия подразумевает онтологию не только как базовый раздел философии, но и как знание о мире в целом; в онтологии находят свое отражение все аспекты бытия, в том числе религия.

Открыл конференцию председатель организационного комитета, декан гуманитарного факультета ГУАП Константин Лосев. Он выразил благодарность организаторам, а также ректору Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлии Антохиной и представителям ВолГУ, в частности, профессору, доктору философских наук Светлане Токаревой.

Константин Лосев, декан гуманитарного факультета ГУАП, для НОП:

Всего на конференции было представлено 84 доклада, а для публикации прислано порядка 50 статей. На открытии мы рассказывали, как обстоят дела с современной актуальной философией, и что она дает, прежде всего, студентам. Мы придаём этому большое значение – у нас есть студенческое научное общество, отдельно проводится Международная студенческая конференция, философия преподается на первом курсе на всех специальностях и направлениях. Важно изучать не только классику философии, например, труды Платона, Аристотеля, Канта или Гегеля, но и рассматривать философское знание в преломлении к настоящему, делая акцент именно на его практическое применение.

Научная программа конференции состояла из двух блоков. Доклады первого блока включали такие направления, как онтологические основания возникновения религии, ее предназначение, перспективы союза онтологии и религии. В тематике второго блока рассматривались теория и история онтологии, взаимосвязь онтологии и математики, естественных, гуманитарных наук, теологии и ангелологии, а также логики, этики, эстетики, философии религии.

Петр Колычев, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор философских наук:

Философия – одна из немногих федеральных дисциплин, входящих в учебный план любого вуза и любой специальности. Сегодня и в России, и в мире наблюдается социоэкономический переход, который неизбежно связан с ломкой мировоззрения. Отсюда вопрос: какую философию мы будем преподавать? Ответ на этот серьезный вопрос мы попытались найти в течение пяти дней работы конференции.

По итогам мероприятия планируется публикация сборника материалов конференции и размещение научных статей в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) с включением в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
⚡️Бывшему первому заместителю министра образования и науки РФ Валентине Переверзевой предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Валентина Переверзева в 2016 году работала советником министра образования и науки РФ. В том же году была назначена директором департамента контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений Минобрнауки, а 22 марта 2017 года была назначена первым заместителем министра образования и науки РФ.
В здании Института органической химии на Ленинском проспекте в Москве произошёл взрыв, в результате которого пострадал один человек.
ВолГУ в «Машуке»

Команда Волгоградского государственного университета @volsu_official в составе проректора по воспитательной работе и молодёжной политике Павла Переходова, начальника управления образовательных программ Юлии Бутенко и директора Волонтерского центра «Прорыв» Марии Сапунковой на базе Центра знаний «Машук» подготовилась к внедрению методики «Обучение служением». Программа проводится Ассоциацией волонтерских центров совместно с НИУ «Высшая школа экономики».

Павел Переходов, проректор по воспитательной работе и молодежной политике ВолГУ, для НОП:

Обучение служением — это уникальная образовательная методика, способствующая формированию у обучающихся гражданской позиции и одновременно построению индивидуальной траектории профессионального роста. Актуальность такой методики обусловлена задачами и принципами образования и воспитания, представленными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативно-правовых актах Правительства Российской Федерации. Это полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин. Внедрение методики обучение служением в учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность обучения, помогая оценивать значимость и практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

По этому поводу в Центре знаний «Машук» Ассоциация волонтерских центров и Высшая школа экономки собрали команды вузов, рекомендованных к включению в число пилотных организаций, внедряющих методику «Обучения служением» в образовательный процесс. По поручению Президента России Владимира Путина уже с 1 сентября 2023 года эта методика должна функционировать в пилотных вузах. Волгоградский государственный университет, участвующий практически во всех проектах Ассоциации волонтерских центров с момента ее учреждения, одним из первых подтвердил свое намерение взять ответственность для апробации непростого процесса интеграции методики «Обучения служения» в образовательный процесс. Через год вместе с коллегами, присутствующих здесь в «Машуке», мы будем уже в роли наставников в процессе внедрения данной методики для всех университетов страны.
Сближая вузы России и Африки

Состоялась встреча руководства Россотрудничества с послом Экваториальной Гвинеи Нкого Ндонг Айекаба Лусиано. На встрече стороны обсудили двустороннее взаимодействие в области образования, в том числе партнёрство вузов двух стран.

Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества, участник встречи, для НОП:

Это уже не первая встреча руководителя Россотрудничества с Послом Экваториальной Гвинеи г-ном Лусиано Нкого Ндонг Айекаба. На этих встречах мы всегда обсуждаем вопросы гуманитарного сотрудничества между странами.

Один из основных вопросов – это образование. В этот раз много времени было уделено квотам правительства России: последние несколько лет Россотрудничество на порядок увеличило квоту как для стран всего Африканского континента, так и для Экваториальной Гвинеи.
Сейчас мы видим активное экономическое и политическое развитие Африканского континента, а это требует привлечения высококвалифицированных кадров. Африканские страны с большим желанием приходят в Российскую Федерацию для подготовки своих кадров. Они помнят качество советского образования, видят, как активно реформируется и развивается система образования в России, и они заинтересованы в подготовке своих кадров в наших университетах.

Кроме этого, были обсуждены и другие вопросы гуманитарного сотрудничества. Господин Ндонг Айекаба отдельно упомянул вопрос об открытии центра Россотрудничества в Экваториальной Гвинеи. Мы подтвердили свою заинтересованность в этом вопросе. Но в связи с тем, что этот вопрос требует достаточно серьезной проработки и формирования межправительственных соглашений, а также этот процесс во многих странах требует еще и его ратификации в парламентах, то иногда, несмотря на желание обеих сторон, процесс может затягиваться. Но мы подтвердили свою готовность работы в различных других форматах, на других площадках, на площадках партнерских организаций. Я думаю, тот темп гуманитарного развития между нашими странами, который сейчас присутствует, он будет только наращиваться.


https://news.1rj.ru/str/rossotrudnichestvo/11879
Как бизнес поддерживает молодых учёных

На VC вышла статья о Tinkoff Lab — научно-исследовательской лаборатории для студентов на базе МФТИ. За 5 лет своей работы по изучению и внедрению искусственного интеллекта студенты совершили ряд научных открытий, которые были признаны мировым научном сообществом (NeurIPS, ICML, ACL, CVPR и другими) и внедрили собственные разработки в продукты бизнеса.

Тинькофф финансирует исследования в новых областях знаний обработки естественного языка (NLP), компьютерного зрения (CV), обучения с подкреплением (RL) и рекомендательных систем (RecSys). Это единственная лаборатория в России, которая специализируется на исследованиях RL.

Научную работу в Tinkoff Lab курируют исследователи из научного отдела компании Tinkoff Research. Они помогают с реализацией исследовательской идеи, постановкой экспериментов, доступом к вычислительным ресурсам компании, написанием статьи и ее публикацией на крупнейших конференциях. Многие из студентов продолжают свой исследовательский путь в штате Тинькофф.

Для популяризации науки среди студентов команда лаборатории отправилась в турне по вузам России: в НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге, МФТИ, МГУ, КФУ, Университет Иннополис, ИТМО и СПбГУ.
Наука – технологии – высшее образование: кадровые резервы

Кадровые резервы (скамейка запасных топ–руководителей: губернаторов, министров, мэров) создаются в самых разных областях – так более четко получается охватить специфику каждой из сфер.

В Координационном центре Правительства прошла заключительная защита проектов участников Программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Их работы были посвящены подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, деятельности научно-образовательных центров мирового уровня, развитию международного сотрудничества и другим темам. В защитах прозвучали все самые передовые форматы научно-образовательного развития.

Программа включала в себя восемь модулей, посвящённых цифровой трансформации научной отрасли, современным принципам эффективного менеджмента, стратегическому и операционному управлению университетом, научно-технологической деятельности, взаимодействию с компаниями и региональному развитию. Естественно, обстоятельства внесли свои коррективы, а слушателям пришлось размышлять над технологическим суверенитетом и комплексной научно-образовательной безопасностью.

Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко:

«Благодаря программе мы объединили ректоров вузов, перспективных управленцев университетов и научных организаций, а также технологических компаний. Уверен, данный кадровый резерв серьёзно усилит научно-образовательную и исследовательскую работу в масштабах страны».

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко:

«Программа подготовки управленцев, разработанная в рамках нацпроекта “Наука и университеты”, стала максимально проактивной. Её участниками стали 84 управленца сферы науки, образования, бизнеса и органов власти из 27 субъектов, в том числе новых регионов. Достичь технологического суверенитета мы можем только вместе».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:

«Сегодня мы увидели слаженную командную работу – все участники готовы защищать и отстаивать свои проекты. Представленные нам решения находятся в разной степени готовности – некоторые из них мы уже готовы взять в работу, другие лягут в основу будущих преобразований».

Очные образовательные модули проходили на базе университетов, технологических компаний, научных институтов, музеев, национальных спортивных объектов в разных регионах страны. За девять месяцев участники прослушали порядка 500 часов лекций, тренингов, семинаров и мастер-классов.

Подробнее: http://government.ru/news/48954/
Алексей Комиссаров @akomissarov2022, генеральный директор Президентской платформы "Россия – страна возможностей", и.о.ректора РАНХиГС, участвовал в приёме защит проектов и поделился с НОП впечатлениями:

Очень сильная команда участников! Академики, ректоры, чиновники, представители бизнеса. Такие разные, но при этом объединившиеся в реальные, дружные команды. Сейчас рассматриваю подарки от выпускников – альбом фотографий и очень крутой список ценностей, правил и традиций программы. Спасибо вам большое за то, что даете возможность учиться у вас! И за то, что вселяет уверенность в завтрашний день!

Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования, выпускник программы, для НОП:

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто поверил в меня и включил в команду «Кадровый резерв. Наука». Это были незабываемые 9 месяцев и 8 очень полезных, уникальных модулей, которые полноценно перезагрузили и внесли много решений и смыслов – я ежедневно использую их в работе.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/33819
Реверс-инжинирнг и социальная ответственность

Президент утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Ключевыми идеями главы государства стали кадры, их генераторами – науку и образование, а результатом – созидательный труд. Впрочем, длинный лист поручений содержал в себе намного больше важных указаний. Остановимся на научно-образовательных и инновационно-технологических.

Одно из первых в перечне и важнейших по значимости поручений: (Пр-1293, п.1 а)-4) «о разработке комплексной программы развития отечественного инжиниринга». И если лет 10 назад речь шла о стартапах (МИПах) с «прямым» ходом, то теперь среди задач стоит реверс-инжиниринг. На активную роль – согласно поручениям президента – претендует Сириус. Там будут готовить специалистов, разворачивать модельные центры. В целом, это получило название центр ремонта и обслуживания высокотехнологичного импортного оборудования.

И на фоне запуска Концепции технологического развития требуется обоснование условий и специфики подобных реверсивных задач. Этим и займется Правительство.

Второй важный блок – поддержка микроэлектронного производства. Его поручено расширить с использованием всех доступных механизмов.

Третий – скорее идеологический. В Россию возвращаются пятилетки. Пока что в формате созидательного труда. С другой стороны, элементы плановой экономики де-факто введены, но это решение должно приниматься исключительного главой государства.

Четвертый блок: АСИ, Деловая Россия, РСПП, ОПОРА России, ТПП и ВЭБ.РФ должны разработать (Пр-1293, п.6) «стандарт социального капитала бизнеса (на основе принципов ответственного ведения бизнеса, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 апреля 2023 г. № Пр-872) и меры стимулирования предпринимателей к внедрению указанного стандарта».

Бизнесу не стоит пугаться. Речь не идет о полноценном социальном «оброке». Здесь вводятся ежегодные отчеты по ESG и о стандартизации этой практики для возможностей сквозного сравнения:

«Рассмотреть вопрос о ежегодной публикации крупными российскими компаниями публичной нефинансовой отчетности, содержащей в том числе информацию о соблюдении ими принципов ответственного ведения бизнеса, таких как стабильное стратегическое развитие в Российской Федерации, забота о сотрудниках и членах их семей, поддержка социальных программ, реализация проектов, связанных с охраной окружающей среды, укрепление своей страны».

Подробнее: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/71562
Ректорам, проректорам вузов

Артём Метелев, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике, для НОП:

Решением Президента система высшего образования проходит комплексную трансформацию. Одним из её изменений станет расширение проектного обучения социальной практики о технологии обучения служению. Первые 100 университетов уже с сентября внедрят новый модуль. Ближайшие несколько лет он охватит абсолютное большинство студентов нашей страны.

Приглашаем университеты к внедрению модуля в реализации своей «третьей миссии».


https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/4730
Сотрудники РЖД повышают квалификацию в АГУ

На территории четырёх площадок Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева @asuinforms инженеры Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» приняли участие в стратегической сессии «Технологии повышения эффективности управления организацией».

В рамках стратегической сессии участников поделили на 4 группы, в которых они работали, повышая свои надпрофессиональные навыки и компетенции.

Константин Маркелов, ректор АГУ, для Научно-образовательной политики:

Всегда рад, когда у Астраханского государственного университета выстраиваются рабочие отношения с такими крупными кампаниями как, например, РЖД. Наше сотрудничество касается темы бережливого производства и программ, связанных с дополнительными, даже надпрофессиональными компетенциями для студентов нашего университета. Важно выпустить специалиста, который не просто наделён знаниями, но и умеет работать в коллективе и владеет применениями новых технологий для эффективности производства, где бы он ни работал. Важно, что мы делимся этими проектами с РЖД, потому что только при тесном общении и сотрудничестве мы достигнем больших результатов.