НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
#словоРАН – Химия высшего образования

Вице-президент и академик РАН @rasofficial, научный руководитель химфака МГУ Степан Калмыков рассказал «Российской газете» о химической междисциплинарности – своем опыте и нынешнем состоянии.

Сегодня требуется важная вещь в плане подготовки кадров: и для современной науки, и для современного бизнеса, и для современного производства требуются кадры которые могут делать междисциплинарные вещи, проводить междисциплинарные исследования и разработки. Недостаточно быть узким специалистом в какой-то одной области, потому что она может через 5-10 лет стать вообще не актуальной. И ты несмотря на большие звания будешь никем, кроме как лаборантом, который может только воспроизводить какие-то вещи. Я всё время студентам говорю: важно учиться хорошо и широко смотреть на мир, на те предметы, которые преподают.

Я занимаюсь вопросами связанными с ядерными медициной: для этого нужна ядерная физика – как получить медицинский радионуклид; инженерные науки – это сложный инженерный процесс технологический, будь то в реакторе или в ускорителе ядерных частиц; затем это совершенно уникальная химия; затем биология и только потом это медицинское применение. Если ты не знаешь одну из этих цепочек – всё рассыпается. Невозможно быть специалистом во всех областях, но ты должен знать основы, представлять основные принципы и понимать, куда пойти и поговорить с кем из специалистов, который мог бы с тобой в сотрудничестве сделать тот или иной проект.

Всё что сейчас происходит нового и современного – это всё междисциплинарные вещи: нет чистой химии, нет чистой физики. В этом понимании у Академии наук и Минобрнауки нет расхождений. Министерство не занимается научной политикой, тем как саму науку строить. Для этого как раз есть Академия наук, учёные, профессора-члены академии или профессора, которые работают в различных университетах. Минобрнауки занимается только действительно общем политикой: куда направлять деньги, как их получать, как отчитываться.

По Московскому [государственному] университету и особенно по химии могу сказать, что у нас небольшой подъём с точки зрения среднего балла. В МГУ сдается 4 ЕГЭ и ещё дополнительный вступительный экзамен по химии – по каждому из них нужно набрать 86 или 87 баллов. А дальше получается, что мало школ, где одновременно хорошо ярко и доступно преподают химию и физику (что сложно) или химию и биологию (что еще встречается).

Дальше мы смотрим количество выпускников, которые сдают в химию и физику по стране. По физике статистика падает из года в год. Это даже не демографические вещи, которые есть. Но есть и тот фактор, что это сложно. И это вопрос преподавания в школе.

Здесь целая система – человеку, который будет учиться на инженера – понятно, что речь идёт о продвинутых инженерах, которые современные процессы технологические способны разрабатывать, эксплуатировать усовершенствовать и т.д. – нужно показать, что он будет востребован рынком, что у него будет хорошая зарплата и интересная работа. Первую часть сделали, имидж востребованности качества и уровня жизни у выпускников пока не создан. У нас пока есть некая иллюзия о том, что менеджеры и управленцы будут более успешными с точки зрения значит своей карьеры, чем физики, химики и уж тем более инженеры.

Что касается химии и химфака: я не помню, что кто-то из выпускников не нашел себе нормальной работы. А мы делаем опросы – сейчас глубина до выпускников 2012 года. Восемьдесят с лишним процентов так или иначе работают по специальности, в том числе кто-то в науку пошёл, кто-то остаётся в МГУ, кто-то идет в бизнес, но связанный так или иначе каким-то химическим процессом, кто-то идёт в госструктуры и так или иначе связанные с химией или близкими навыками.

Очень важна роль научного руководителя. Я всё время студентам говорю: в науке нет не интересных вещей – важно то, как и где ты себя найдёшь, где тебе комфортно для саморазвития.

Полное интервью.
#словоРАН – Эволюция экспертизы

На полях Технопрома-2023 президент РАН @rasofficial Геннадий Красников рассказал в интервью каналу «Сибирь-24» о будущем академической экспертизы.

Еще чуть меньше двух лет назад мы жили в определенных иллюзиях, мы жили в комфортной обстановке. Мы думали, что не так важно, что где-то наши исследования запаздывают, не выходят на какой-то результат. Были уверены, что все можем купить, как в магазине. Наш бизнес и технологичные компании даже порой не знали, какие исследования есть рядом, под боком, но знали, какие есть за рубежом. Сегодня маски сброшены, всем понятно, что никто не хочет сильной России. Перед нашей страной сегодня стоят высокие вызовы. Я считаю, что при помощи наших ученых и науки мы должны с этим справиться

Обсуждалась особая роль академии наук в этом вопросе. Главное – это экспертиза: высокопрофессиональная, объективная, непредвзятая. Это должна быть экспертиза с рейтингом, где мы должны выделять главное направление, главные научные коллективы, которые в первую очередь должны получать финансовое обеспечение.

Сейчас нет такой общей экспертизы. Во-первых до недавнего времени было очень много экспертных советов фактически при каждом ведомстве и зачастую эти ведомственные советы были уже ангажированы тем или иным ведомством для одобрения тех или иных решений и была предопределенность. Мы считаем очень важно, чтобы в этом это рейтинговании предложений было несколько больше, чем выделено средств на финансирование работ. Зачастую раньше происходила ситуация, когда ведомство само по каким-то своим соображениям принимало решение: вот именно столько-то работ на такую-то сумму. И мы [РАН] уже делали экспертизу, где фактически со 100% вероятности эти работы формально проходили.

Сегодня мы меняем эту ситуацию как по срокам подачи, так и по самому подходу. Мы считаем, что должны быть обязательно рейтинги Академии наук в лице её экспертов: мы должны говорить – такое 1 и 2 и 3 место по важности финансирования. И уже каждое ведомство и министерство должно в зависимости от того, сколько у них есть финансов и обеспечивать финансирование в соответствии с этим рейтингом. Это принципиальный момент.

Во-вторых, очень важно, что сегодня помимо публикационной активности мыв вводим такое понятие как востребованность научных исследований. Она является неотъемлемой частью технологического развития нашей страны.

С точки зрения фундаментальной и поисковой науки всегда очень сложно выделить приоритеты. Даже вот на примере Нобелевских премий: там есть и определённые не только гениальная идея и выдающиеся исследователи, но и эффект случайности и везения. Сложно найти приоритеты, но мы ориентируемся здесь на промышленность и различные Министерства, которые определяют приоритеты, и мы в рамках этих приоритетов смотрим: как поддерживать исследования, какие у нас есть результаты или какие новые работы [начать].

Сточки зрения фундаментальных поисковых исследования мы каждый год формируем так называемая форсайт – те важные направление развития, которые наши исследователи рассматривать как приоритетные. Второе – совместно с ними с партнерскими высокотехнологичными компаниями рассматриваем их программу развития и также смотрим, какие могут быть здесь фундаментальные и поисковые исследования для решения их задач, чтобы продукция была мирового уровня и конкурентоспособна.

У нас несколько региональных отделений: Дальневосточное, Сибирское, Уральское отделение. У нас открылось новое отделение спасения западу в Санкт-Петербургское отделение сегодня мы активно работаем с югом России, где большие перспективы этого региона в том числе и с учётом новых наших регионов.

Каждый регион имеет определённую специфику, у каждого есть и свои проблемы, и свои выдающиеся достижения. Академия наук помогает в этом отношении работать с нашими региональными отделениями, университетами и научными институтами, которые находятся на этом регионе, для решения в том числе и региональных проблем. У каждого они свои специфические.

Полное интервью.
Forwarded from ДИАЛОГ
⚡️ «Диалог» запускает «Вебер»

Социологическое агентство «Вебер» — это наш новый проект и результат многолетней экспертизы по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.

К началу учебного года «Вебер» узнал, сколько людей смогли осуществить свою школьную мечту, и на что жалуются родители современных школьников.

Несколько интересных цифр:

▶️57% россиян не реализовали свою школьную мечту в профессию, лишь 18% удалось это сделать;

▶️72% опрошенных встретили первую любовь в школе, но лишь 5% удалось сохранить отношения;

▶️82% взрослых считают успеваемость ребенка важной, 40% признаются, что хорошие оценки нужны больше им, чем детям;

▶️35% отмечают, что положительно относятся к использованию ребенком гаджетов в учебе. При этом 82% считают, что дети используют смартфоны слишком часто, и 72% поддерживают сдачу гаджетов учителю перед первым уроком.

Ещё больше — в наших карточках 👆

#ВЕБЕР
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Технологическое искусство для новой экономики

В рамках Московского урбанистического форума с 27 по 29 августа прошел Международный форум инноваций БРИКС «Облачный город». На панельной дискуссии «Бизнес, город, университет. Как подготовить кадры для новой экономики» представители Правительства Москвы, вузов, российского и международного бизнеса обсудили рост спроса на городские специальности, кооперацию между высокотехнологичными компаниями и университетами с точки зрения подготовки кадров для современной экономики.
 
Как ведущий технический вуз Москвы и России, Университет МИСИС стремится максимально эффективно и оперативно отвечать на запросы бизнеса. При разработке образовательных программ НИТУ МИСИС не только отталкивается от сегодняшних потребностей рынка труда, но и предугадывает запросы работодателей на подготовку специалистов будущего. Например, широкое распространение получают мультимедийные музеи, создание малых архитектурных форм и использование современных технологий в кино и театре, для которых необходимы квалифицированные кадры. В Университете МИСИС открыта магистерская программа «Технологическое искусство» – уникальный образовательный проект на стыке технологий и искусства.

Совместно с ведущими компаниями НИТУ МИСИС создает и реализует образовательные программы, готовит кадры под запросы конкретных работодателей. Так, магистерская программа, разработанная вузом и ПАО «Сбербанк», направлена на подготовку высококлассных специалистов для решения передовых прикладных задач, в которых используются современные технологии искусственного интеллекта. С 2019 года университет реализует магистерскую программу «BIM-технологии в проектировании и строительстве». Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 января 2022 года применение BIM-технологий в строительстве стало обязательным. НИТУ МИСИС выпустил первых в России дипломированных специалистов по BIM-технологиям уже в 2021 году. Выпускники университета работают в ведущих российских компаниях, в том числе на предприятиях ГМК, в IT-компаниях, организациях градостроительного комплекса и пр.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС для «Научно-образовательной политики»:

«Цель магистерской программы «Технологическое искусство» – подготовка специалистов в области R&D, архитекторов VR-пространств и AR-объектов, медиа-художников. Она разработана совместно с профессионалами-практиками и ведущими экспертами отрасли, идеологами медиа-арта. За время обучения магистранты подготовили ряд проектов, которые одержали победы во всероссийских конкурсах, провели несколько выставок своих работ в галереях «ГРАУНД Солянка», «Краснохолмская» и пр. Открытая защита дипломных работ выпускников программы прошла в Музее современного искусства "Гараж"».
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Я б в ученые пошёл

На сайте Десятилетия науки и технологий заработал Навигатор научных по специальностям и направлениям – как высшего образования, так и научным.

По мысли оператора информационного обеспечения ДНТ – АНО «Национальные приоритеты» – подобный портал поможет более четко понять школьникам, абитуриентам и студентам, в каком направлении строить свою траекторию образовательного и научного развития.

И всё бы хорошо, если бы не некоторые странности. Часть описаний явно взяты бездумным копипастом с сайтов университетов. Почему бездумным? Вот яркий пример – бакалавры по международным отношениям (это в Науках об обществе, далее Политические науки и регионоведение) во первых строках будут изучать страноведение Северной Европы… И только?

В общем – как это водится с порталами (все помним буксовку с навигатором по педагогическому образованию): хотели как лучше, а получилось как всегда.

Адрес навигатора: https://навигатор.наука.рф
Наталья Трухановская, ректор Института Пушкина @pushkininstitute, ответила на вопросы НОП об изменениях подхода к обучению филологов:

Как со сменой технологий менялось обучение в вузе?

Безусловно, пандемия стала серьёзным мотивационным и стимулирующим фактором для развития технологий в образовании. В первую очередь мы говорим о внедрении дистанционного обучения. Если до пандемии оно вводилось осторожно, поддерживалось не всеми вузами (например, не все считали дистант эффективным), то с момента самоизоляции всем пришлось перейти на цифровые форматы обучения.

Институт Пушкина был заранее хорошо подготовлен к дистанту, потому что основной контингент наших студентов — это иностранные граждане, а уже с 2015 года мы широко использовали портал Образование на русском, на котором есть большой массив учебного видеоконтента по русскому языку и не только.

Сейчас Институт Пушкина использует для дистанционного обучения этот портал, а также платформы, на которых можно вести занятия онлайн. Для иностранных студентов мы очень активно применяем смешанный формат. Так, у нас проходят занятия в иностранных группах: часть студентов смогли приехать в Россию и сидят в аудитории за партами, а часть — у себя в стране перед компьютером, их выводят на экран.

Переход на дистанционные технологии потребовал от преподавателей смены форм представления — это очень важная практика. Одно дело показывать презентацию или что-то рассказывать в аудитории, глядя на ребят за партами, другое дело — удержать внимание, интерес аудитории к предмету в дистанционном формате. Преподаватели очень серьёзно расширили свои компетенции.

На какие должности стремились попасть студенты в нулевых и сейчас?

Здесь очень сложно сравнивать, потому что сами должности изменились за 20 лет. В начале двухтысячных пределом мечтаний каждого студента, который заканчивает вуз со знанием иностранных языков, было работать переводчиком в российском представительстве и зарубежной организации. Должности были простые. Если не идти работать переводчиком, то, закончив филфак, все шли в школу. Но за 20 лет расширился спектр профессий, в которых требуется компетенция работы с текстом.

Филолог — это не просто грамотное владение русским языком и умение преподавать правила орфографии или грамматики, это ещё и колоссальные умения профессиональной работы с текстом. Сейчас потребности в таких специалистах на рынке труда очень сильно возросли, поэтому все, кто грамотно работает с текстом, могут работать в СМИ на различных позициях. Кроме того, развитие цифровых технологий за последние 20 лет сформировало и новые профессии на стыке лингвистики и IT. Филологи участвуют в разработках текстовых редакторов, онлайн-переводчиков и других сервисов — везде, где требуется работа со связным текстом или с корпусом текстов.

Какую практику выбирали студенты прошлых лет и сейчас?

Практики меняются в соответствии с изменениями на рынке труда. Если раньше «практика» означала фактически практику в школе, то теперь это практика и в ведущих СМИ, в IT-структурах, стартапах и небольших компаниях. Наши студенты вместе с ребятами из IT-сферы делают совместные мобильные приложения, которые пользуются популярностью.

Как изменились необходимые требования к трудоустройству выпускника?

Скажу, только про одно требование, которое нас безумно радует. Недавно проводили аналитику требований работодателей на самых популярных агрегаторах вакансий типа HeadHunter и SuperJob. У 80% работодателей вне зависимости от того, нужно ли для вакансии высшее образование, требуется грамотный русский язык и наличие навыков для общения с людьми.

Это очень важное требование рынка труда, которое обязывает всех, кто занимается русским языком, ещё более качественно его преподавать и ещё активнее продвигать владение русским языком на высоком уровне.
Владимир Иванов: «Регионы играют важную роль»

У региональной науки есть две приоритетные задачи: развитие фундаментальных исследований и решение задач в интересах развития региона. Такое мнение высказал заместитель президента РАН член-корреспондент РАН Владимир Иванов в ходе конференции «Актуальные вопросы развития научных исследований в регионах России и взаимодействие региональных отделений РАН» во Владивостоке.

🗣«Сейчас ощущается недостаток высококвалифицированной независимой экспертизы. РАН — уникальная организация, которая не зависит от федеральных органов власти, поэтому она способна проводить такую экспертизу и показывать реально существующую картину», — цитирует Владимира Иванова издание «Наука в Сибири».

⚡️ Конференция, посвященная вопросам взаимодействия региональных отделений, проводится впервые за двадцать лет. Руководители отделений РАН представили научный потенциал своих регионов и обсудили возможные векторы и тематики сотрудничества для комплексных совместных проектов с целью восстановления единого научно-технологического пространства страны.

⚡️ Среди основных направлений такой работы — создание научно-технических кластеров для развития высокотехнологической промышленности, работа с имущественным комплексом, оформление приоритетов научно-технического развития в соответствии с действующими стратегиями.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Газпром
Алексей Миллер и Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обсудили развитие взаимодействия «Газпрома» с российскими вузами.

Компания помогает вузам в совершенствовании учебных программ, формировании лабораторной и тренажерной базы, организации практик студентов. При поддержке «Газпрома» открыт ряд новых перспективных специальностей. В российских вузах действует 27 базовых кафедр «Газпрома».

Отмечено, что 18 высших учебных заведений являются опорными вузами и вузами – специальными партнерами «Газпрома». Они были определены для высокого качества профессиональной подготовки специалистов по основным направлениям деятельности компании.

Эти вузы, в том числе, выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах «Газпрома». Ряд таких работ внес существенный вклад в повышение эффективности технологических процессов.

Подробнее – https://telegra.ph/vuzy-08-30