НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Сибирское развитие – наука и образование

Правительство утвердило план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Традиционно наука и образование выступают фундаментом для развития экономики и общества. Потому среди мероприятий достойное место заняли и профильные научно-образовательные и инновационно-технологические.

Им посвящен раздел II. Развитие науки и образования, кадровое обеспечение.

Блок 1. Наука и инновации включает 8 мероприятий:
1. Разработка новой редакции развития СО РАН.
2. Создание кампусов мирового уровня: ввод в эксплуатацию объектов в Томске и Новосибирске, подача заявок Иркутска, Горно-Алтайска и Кемерово.
3. Ввод в эксплуатацию СКИФа и Национального гелиогеофизического комплекса.
4. Реализация КНТП полного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс».
5. Реализация КНТП «Нефтехимический кластер» в Омской области.
6. Создание опытнодемонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива в г. Железногорске Красноярского края.
7. Создание там же исследовательского жидкосолевого реактора.
8. Создание Федерального центра химии в г. Усолье-Сибирское.

Блок 2. Образование предусматривает 3 мероприятия:
1. Создание и развитие Сибирского научно-образовательного кластера.
2. Организация профессионального обучения и ДПО отдельных категорий граждан в рамках федпроекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография».
3. Стимулирование целевого обучения в области культуры.

По блоку 3. Кадровое обеспечение значатся 7 мероприятий:
1. Разработка и реализация программ профобучения по востребованным и приоритетным направлениям.
2. Стимулирование закрепления выпускников вузов и СПО.
3. Содействие работодателям в заполнении кадровых потребностей.
4. Технологические комплексы малых производств для занятости лиц с ОВЗ.
5. Участие в мероприятиях Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.
6. Развитие творческих (креативных) индустрий.
7. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений в сфере культуры.

Также в иных разделах представлено в частности строительство опытнодемонстрационного энергокомплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300» с пристанционным ядерным топливным циклом в г. Северске – это проект «Прорыв» Росатома с выходом на двухкомпонентную атомную энергетику с замкнутым топливным циклом.

Также выделены мероприятия по кластерному развитию в рамках отдельных отраслей промышленности и экономики.

На оперативном совещании с вице-премьерами председатель правительства Михаил Мишустин отметил:

«В ряде регионов округа уже сформирована прочная образовательная и научно-исследовательская база, которую необходимо совершенствовать для достижения технологического суверенитета нашей страны».

В Сибирском федеральном округе есть много регионов, которые входят в число флагманов научно-образовательного и инновационно-технологического развития. Это Новосибирская и Томская области, Красноярский край и Кузбасс. Тринадцать университетов региона являются участниками проекта «Приоритет-2030» - 3 получателя гранта по треку «Исследовательское лидерство», 5 по территориальному/отраслевому. Четыре вуза получают базовую часть. На территории СФО функционируют НОЦы и научные центры мирового уровня, научно-образовательные математические центры.

Подробнее: http://government.ru/docs/49853/
Яндекс создает новые рабочие места для гуманитарных специалистов

Яндекс нанимает в штат AI-тренеров — специалистов, которые на примере своих текстов обучают нейросеть. Новая вакансия на рынке подходит для лингвистов, копирайтеров, учителей, журналистов, редакторов и других гуманитарных специальностей.

Компания сама готова обучать таких сотрудников, и весной этого года открыла школу AI-тренеров. По результатам первого выпуска каждый третий студент получил предложение о работе от компании.

Сейчас Яндекс открыл второй набор на обучение — отборочный этап, во время которого нужно выполнить тестовое задание, продлится до 29 октября.  Само обучение в школе пройдет  в два этапа – онлайн-этап с разбором базовых принципов работы AI-тренеров и очная стажировка в офисе Яндекса в Москве. Компания также обещает покрыть иногородним студентам расходы на проезд и проживание на время стажировки.

Подробнее.
ДПО как инструмент развития высшего образования

Недавно на базе МГИМО в рамках Priority Fest прошло совещание рабочей группы по развитию ДПО в вузах Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию (куратор - первый зампред Комитета по науке и высшему образованию) Ксения Горячева @DeputatGoryacheva). Мероприятие было организовано Лабораторией непрерывного образования Инобра НИУ ВШЭ @laboratoria2030 и Высшей школой бизнеса и международных компетенций МГИМО, чьи руководители Илья Коршунов и Анжелика Мирзоева стали модераторами встречи.

Илья Коршунов, со-председатель ЭС Госдумы по непрерывному образованию, для НОП:

Развитие ДПО стало одной из важнейших стратегий при реализации третьей миссии университета. В рамках организованного совместно Социоцентром и МГИМО фестиваля практик  Priority Fest мы видим очень серьёзное влияние консорциумов, которые организовали университеты на появление уникальных комбинированных программ, сочетающих приоритетные  навыки  сразу нескольких ВУЗов. Таким образом программы ДПО в университетах Приоритета оказываются развивающими и граждан и экономику в целом.

Андрей Щербенок, профессор, руководитель программ бакалавриата МШУ "Сколково", директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, для НОП:

Недавнее обсуждение ДПО на Priority Fest 2023 в МГИМО выявило одну показательную особенность: университеты занимаются ДПО с разной степенью интенсивности, но все они воспринимают дополнительное образование именно как дополнение к своей основной деятельности. Поэтому, размышляя об открытии новых программ ДПО, университеты рассматривают свои существующие программы ВО и свою исследовательскую деятельность как данность, которую можно использовать как ресурс. Переупаковать в ДПО какие-то элементы программ ВО или создать ДПО с использованием имеющегося научного оборудования.

Не отрицая важности этой магистральной стратегии, хочу обратить внимание на то, что программы ДПО могут быть использованы не только как надстройка над высшим образованием, но и как инструмент его трансформации. Хорошие программы ДПО отличает ряд характеристик, которых высшему образованию как раз часто не хватает. Эти программы обычно состоят из относительно коротких модулей, жестко ориентированных на измеримый образовательный результат и динамично подстраивающихся под актуальные цели и задачи. У этих программ другая интенсивность, другая политика подбора преподавателей, другая педагогика, другая система управления.

Поэтому, если университет заинтересован в неинерционном развитии своей программы ВО, он может интегрировать ее с программой ДПО, как своей собственной, так и партнерской. Часть учебных модулей при этом будут отданы программе ДПО, которая проведет их, основываясь на других принципах и подходах. Студент такой программы получит дополнительные компетенции и два диплома, а базовая программа ВО – стимул для развития. Во-первых – за счет необходимости содержательной интеграции модулей ВО с модулями ДПО, а во-вторых -- благодаря изменившимся ожиданиям и требованиям студентов. Существующая программа бизнес-бакалавриата МШУ СКОЛКОВО (ДПО) с МФТИ (ВО) и наши будущие программы с другими партнерами реализуют именно такую модель.
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко об итогах пленарной дискуссии "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе" на III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity для "Научно-образовательной политики":

Наш разговор строился вокруг вопроса субъектности студентов университета, ее назначении и способах формирования. В ходе дискуссии мы выяснили несколько вещей. Во-первых, современный университет, если он современный и если университет, не может отказаться от необходимости заниматься развитием субъектности студентов, потому что этого требует экономика, потому что на это есть значимый общественный запрос, потому что по-другому, скорее всего, вряд ли будут появляться необходимые технологии, необходимые новые отрасли экономики и новые формы продуктивного существования общества. Даже доходит до того, что если университет не видит субъектность студентов результатом обучения в университете, то, скорее всего, это СПО, а не высшее образование.

Возникает самый сложный вопрос, что если университет, ставит себе задачу развивать субъектность, то какая должна быть модель у этого самого университета? И мы сегодня в дискуссии выяснили, что это вообще принципиально другая модель, она работает по-другому, она строится иначе. Ее как угодно можно назвать, но ней точно есть определенные атрибуты. Первое, в ней большое количество времени студенты заняты тем, что выбирают, делают выбор, они ошибаются в своем выборе, и у них есть возможность эту ошибку как-то осознать, сделать выводы и подготовиться к следующему действию. Второе, они во всевозможных форматах работают над своим собственным продуктом. От студентов не требуют воспроизводства знаний, а им предлагается что-то сделать с тем, что они знают. А непосредственно образовательная модель в итоге работет не на усвоение новых знаний каким-нибудь конкретным студентом, а на то, чтобы студент начал действовать другим образом ставил цели, их достигал, нес ответственность за результат, пробовал ошибался, исправлял ошибки. Мне даже сегодня показалось, что образовательная модель, которая ориентирована на субъектность, это та, которая в большей степени порождает студенческие ошибки в развивающей среде и работу над ними, нежели что-то другое.

Есть и награда, которую университет может получить, занимаясь развитием субъектности студентов, это выпускник, который очень много чего может, который способен внести значительный вклад в репутацию университета. Однако для этого придется трансформировать практически всю образовательную модель. Будет серьезное сопротивление в университете, трудности и ошибки, недовольство, потому что меняется философия, на которой, собственно, строится университет. Это переход от философии академического воспроизводства и ретрансляции знания к философии социальной эффективности, где человек с высшим образованием способен решать проблемы, ставить цели, их достигать и вносить продуктивный вклад в общество, в котором живет.
Спорт всем!

Совместно с ООО «Спортивная организация «ГТО» студенты и сотрудники МЭИ @mpeiuniversity в рамках проекта «Энергия спорта – мирной жизни» доставили в Мариуполь спортивную площадку и уже занимаются ее установкой.

Спортивный комплекс позволит жителям полноценно заниматься спортом на открытом воздухе.

Монтаж мини-стадиона выполняется силами бойцов студенческих отрядов МЭИ и членами туристическо-поискового клуба «Горизонт» на территории парка культуры и отдыха им. Гурова.

Команда НИУ «МЭИ» уже залила фундамент, установила несущие конструкции тренажёров и баскетбольных стоек. Следующим этапом станет укладка эластичного покрытия в зоне воркаута, создание и разметка баскетбольного корта и беговых дорожек.

Это уже второй спорткомплекс, переданный в дар жителям новых территорий выпускниками МЭИ в рамках проекта «Энергия спорта – мирной жизни». В городе продолжается уверенное развитие спортивной инфраструктуры, а у мариупольцев появляется всё больше мест для комфортных занятий спортом и физической активности.

Помимо материалов для строительства спортивной площадки, в Мариуполь доставили более 60 тонн одежды и бытовой химии. Всё это администрация города распределит среди нуждающихся постояльцев общежитий маневренного фонда.

Помощь в доставке и сопровождении груза обеспечила команда волонтера Василия Лукунина.

Алексей Плотников, проректор по вопросам безопасности МЭИ, для НОП:

НИУ «МЭИ» старается оказывать всестороннюю помощь как бойцам СВО, так и жителям новых регионов нашей страны. Силами выпускников и руководства университета был запущен проект «Энергия спорта – мирной жизни», в рамках которого в июне в Луганске при участии заместителя Министра науки и высшего образования РФ Айрата Гатиятова была открыта спортивная площадка, сертифицированная для сдачи норм ГТО. Открытие площадки в Мариуполе – следующий этап большой и планомерной работы, который позволит жителям разных возрастов не забывать о своем здоровье и заниматься физкультурой.
Минобрнауки подготовило проект приказа об утверждении нового порядка приема в университеты на следующий учебный год.

После того, как он пройдет обсуждение и будет принят, все университеты нашей страны будут обязаны до 20 января вывесить свои правила приема.

Главное:

1. Сохранилась возможность подачи заявления в пять университетов и на пять направлений подготовки.
Но при этом приоритет будет выставлен по всем вузам и направлениям подготовки, менять приоритеты можно не более 1 раза в сутки;

2. Согласно новому порядку, конкурсные списки должны обновляться каждый час. Это удобно для абитуриентов, так как позволяет оперативно отслеживать ситуацию;

3. Прием на целевое обучение с 2024 года будет происходить на платформе «Работа в России» (согласно новой редакции закона «Об образовании в РФ»). Это сделает процесс поступления, в рамках целевого договора, прозрачным и понятным абитуриенту;

4. Добавлена возможность образовательным организациям добавлять баллы за индивидуальные достижения за медаль «За особые успехи в учебе» I или II степени (золотая или серебряная медаль).

Сроки такие:

20 июня
— начало подачи заявлений
25 июля — завершения приема документов (20 июля - завершение приема документов, если в организации есть вступительные испытания)
Не ранее 1 августа и не позднее 3 августа — издание приказов

С моей точки зрения, процесс поступления в вуз становиться более автоматизированным и прозрачным. И это очень правильный вектор.
Целевое 2.0

Мы также добавим к посту Александра Мажуги новые правила целевого приема и обучения, которые были анонсированы ранее.

Напомним, изменения вступят в силу с 1 мая 2024 года.

Было:

Срок заключения договора — до зачисления абитуриента;

Количество заключаемых договоров — несколько;

Стороны договора: абитуриент и заказчик — обязательные основные стороны, образовательная организация и работодатель могут выступать третьей стороной;

Срок обязательной работы после обучения — минимальный срок — 3 года;

Поиск заказчика — абитуриент самостоятельно ищет варианты целевого обучения.

Станет:

Срок заключения договора — после приказа о зачислении, до начала учебного года;

Количество заключаемых договоров — 1 (1 вуз, 1 образовательная программа);

Стороны договора: обязательные стороны — гражданин, заказчик и образовательная организация, которая осуществляет контроль успеваемости студента и прохождение практики. Третьей стороной может выступать работодатель.

Срок обязательной работы после обучения: минимальный срок — 3 года, максимальный срок — 5.

Поиск заказчика — запуск специального раздела с предложениями о целевом обучении на портале «Работа России».

Обещают, что среди заказчиков на платформе «Работа России» появятся также резиденты территорий опережающего развития, особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны, свободного порта Владивосток, а также участники проекта «Сколково», международного медицинского кластера, инновационных научно-технологических центров, военного инновационного технополиса «Эра».

https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/67060/
Исследования Африки

В Казанском федеральном университете @kznuniversity в рамках IV Международного научного форума «Россия – Африка: политика, экономика, история и культура» открылся Центр африканских исследований. В Центре планируется обсуждение общих проблем, ведение научно-просветительской работы, а также запуск специального кружа по африканистике.

Отметим, что в КФУ сегодня обучается 350 граждан стран Африки.

Рамиль Хайрутдинов, директор Института международных отношений КФУ, для НОП:

С 2014 года в Казанском университете открыто направление африканистики в Институте международных отношений, уже состоялось два выпуска четырёх академических групп бакалавров с изучением языка суахили и африкаанс. Студенты и преподаватели Института международных отношений неоднократно бывали на стажировках в странах Юго-Восточной, Южной и Северной Африки, где они знакомились с языками, историей, традициями народов Африки. На протяжении последних лет наши студенты-африканисты традиционно принимают успешное участие в работе «Школы молодого африканиста», организуемой Институтом Африки РАН в г. Москве.

«Международный научный форум «Россия – Африка»: политика, экономика, история и культура» собрал в Казани ведущих российских и зарубежных учёных и исследователей-африканистов. На нём были рассмотрены различные вопросы, связанные с историей, культурой, африканскими языками. В работе форума в этом году приняли участие более 70 специалистов из 12 стран: России, Эфиопии, Мозамбика, Замбии, Кот-д'Ивуара, Анголы, Египта, Палестины, Алжира, Ирака, Йемена, Казахстана, Таджикистана.

Отмечу, что нынешний форум прошёл в условиях быстро меняющейся международной обстановки, в частности идёт переформатирование сфер влияния на Африканском контингенте, вспыхнул с новой жестокой силой конфликт на Ближнем Востоке. Как никогда в таких условиях становится востребована экспертная оценка текущих событий со стороны ведущих учёных, занимающихся проблемами Азии и Африки.