100 идей для СНГ: опыт МИРЭА
Ректор МИРЭА @rtumirea_official — Российского технологического университета принял участие в финале Международного молодёжного проекта «100 идей для СНГ» в Минске.
Международный этап включает выставку-презентацию номинантов и определение лауреатов конкурса. В Минске представлены лучшие разработки и проекты по развитию социально-экономического сектора от молодёжи государств Содружества.
Раз в два года РТУ МИРЭА отправляет лучших выпускников проекта на финал «100 идей для СНГ».
В финале россияне представили свои проекты в номинациях:
• «IT-сфера»
• «Гостеприимство»
• «Социальная сфера»
• «Образование»
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, рассказал НОП о значимости участия делегации университета в молодежном проекте «100 идей для СНГ»:
Это прекрасная возможность продемонстрировать лучшие разработки молодых ученых и студентов, а также определить наиболее перспективные идеи для дальнейшего развития социально-экономической сферы. Мы гордимся тем, что наш университет представлен на таком значимом мероприятии, и уверены, что это поможет укрепить связи между молодыми талантами разных стран Содружества и будет способствовать их дальнейшему профессиональному росту.
Ректор МИРЭА @rtumirea_official — Российского технологического университета принял участие в финале Международного молодёжного проекта «100 идей для СНГ» в Минске.
Международный этап включает выставку-презентацию номинантов и определение лауреатов конкурса. В Минске представлены лучшие разработки и проекты по развитию социально-экономического сектора от молодёжи государств Содружества.
Раз в два года РТУ МИРЭА отправляет лучших выпускников проекта на финал «100 идей для СНГ».
В финале россияне представили свои проекты в номинациях:
• «IT-сфера»
• «Гостеприимство»
• «Социальная сфера»
• «Образование»
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, рассказал НОП о значимости участия делегации университета в молодежном проекте «100 идей для СНГ»:
Это прекрасная возможность продемонстрировать лучшие разработки молодых ученых и студентов, а также определить наиболее перспективные идеи для дальнейшего развития социально-экономической сферы. Мы гордимся тем, что наш университет представлен на таком значимом мероприятии, и уверены, что это поможет укрепить связи между молодыми талантами разных стран Содружества и будет способствовать их дальнейшему профессиональному росту.
"Абилимпикс" — 2023 (1/2)
Важной задачей в области социальной защиты населения является поддержка людей с ограниченными возможностями, причем значимый аспект здесь – вовлечение их в образовательную и трудовую деятельность. На этом пути для государства во главе угла стоит формирование цельной системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которая включает в себя как медицинские, финансовые, так и социальные меры, нацеленные на создание условий для гармоничного развития и самореализации людей с инвалидностью. В последние годы все более пристальное внимание уделяется созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, а также осуществлению мер поддержки тех работодателей, которые включают в свой штат людей с инвалидностью и дают им возможности для профессиональной самореализации. В частности, в сентябре Минтруда РФ были вынесены предложения по расширению возможностей программы субсидирования найма на граждан с инвалидностью.
В России с 2014 года проходит чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Он проводится с целью популяризации и развития профессионального образования и расширения возможностей трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В рамках "Абилимпикс" участники соревнуются в различных профессиональных навыках, чемпионат состоит из отборочного (регионального) и федерального этапов. Особенностям проходящего в октябре этого года очередного Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" — 2023 "Возможности без границ!" была посвящена пресс-конференция на площадке МИА "Россия сегодня".
Директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о некоторых подробностях предстоящего чемпионата. В этом году соревнования проходят по 49 компетенциям, за каждой из закреплен работодатель – организация реального сектора экономики, которая участвует в разработке заданий. "Для того чтобы продемонстрировать свое мастерство, приедет 750 ребят из 76 регионов Российской Федерации, в трех возрастных категориях - это будут школьники от 14 лет, это будут студенты колледжей, техникумов и вузов, это специалисты, взрослое население, которое уже работает, и здесь верхнего ограничения по возрасту нет", – уточнил Виктор Неумывакин.
Важной задачей в области социальной защиты населения является поддержка людей с ограниченными возможностями, причем значимый аспект здесь – вовлечение их в образовательную и трудовую деятельность. На этом пути для государства во главе угла стоит формирование цельной системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которая включает в себя как медицинские, финансовые, так и социальные меры, нацеленные на создание условий для гармоничного развития и самореализации людей с инвалидностью. В последние годы все более пристальное внимание уделяется созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, а также осуществлению мер поддержки тех работодателей, которые включают в свой штат людей с инвалидностью и дают им возможности для профессиональной самореализации. В частности, в сентябре Минтруда РФ были вынесены предложения по расширению возможностей программы субсидирования найма на граждан с инвалидностью.
В России с 2014 года проходит чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Он проводится с целью популяризации и развития профессионального образования и расширения возможностей трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В рамках "Абилимпикс" участники соревнуются в различных профессиональных навыках, чемпионат состоит из отборочного (регионального) и федерального этапов. Особенностям проходящего в октябре этого года очередного Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" — 2023 "Возможности без границ!" была посвящена пресс-конференция на площадке МИА "Россия сегодня".
Директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о некоторых подробностях предстоящего чемпионата. В этом году соревнования проходят по 49 компетенциям, за каждой из закреплен работодатель – организация реального сектора экономики, которая участвует в разработке заданий. "Для того чтобы продемонстрировать свое мастерство, приедет 750 ребят из 76 регионов Российской Федерации, в трех возрастных категориях - это будут школьники от 14 лет, это будут студенты колледжей, техникумов и вузов, это специалисты, взрослое население, которое уже работает, и здесь верхнего ограничения по возрасту нет", – уточнил Виктор Неумывакин.
"Абилимпикс" — 2023 (2/2)
Одним из основных партнеров конкурса является Президентская платформа "Россия–страна возможностей". Заместитель генерального директора АНО "РСВ" Алексей Агафонов напомнил, что конкурс "Абилимпикс" особо важен для платформы, потому что был одним из проектов, с которых начиналась ее работа в 2018 году. "За пять лет работы Президентской платформы "Россия - страна возможностей" количество ее участников выросло до 20 млн человек из 89 регионов России и 150 стран мира. Создавая проекты на платформе или принимая в нее существующие конкурсы, мы всегда уделяем особое внимание вопросам удобства участия людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья", – подчеркнул Алексей Агафонов.
Руководитель Национального центра "Абилимпикс" Дина Макеева акцентировала внимание на том, что чемпионат становится способом для трудоустройства многих его участникам: "На сегодняшний момент уровень трудоустройства наших участников составляет 90,5%. Это очень хорошие показатели. Практически все участники трудоустроены, либо осваивают программы профессионального образования. Мы точечно отрабатываем траекторию профессионального роста с каждым из участников, начиная от профориентации и до трудоустройства. Есть ряд традиционных профессий, которые стабильно показывают высокие показатели по трудоустройству: "Информационные системы", "Поварское дело", "Швея", "Столярное и Слесарное дело", "Сварочные технологии". Также есть и уникальные, например, "Ружейное мастерство" – всего 7 участников, но они все трудоустроены. На сегодняшний момент заявлено 196 профессий, по которым проходят соревнования в рамках чемпионатов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Именно трудоустройство людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является основным результатом проводимого чемпионата.
Увеличение числа участников и расширение количества профилей демонстрируют популярность чемпионата как для молодых специалистов, так и для их потенциальных работодателей. Примечательно, что чемпионат был одним из первых в линейке мероприятий РСВ в 2018 году и стоит в одном ряду с такими масштабными кадровыми проектами, как конкурс "Лидеры России" и олимпиада "Я – профессионал". Развитие чемпионатного движения и популяризация профессиональной подготовки молодых кадров является на сегодняшний день важными направлениями работы в сфере образования, поэтому реализация проекта "Абилимпикс" гармонично встраивается в текущие вектора работы как в области социальной поддержки, так и в сфере образования.
Полная версия: https://vk.com/video-211698990_456239909
Одним из основных партнеров конкурса является Президентская платформа "Россия–страна возможностей". Заместитель генерального директора АНО "РСВ" Алексей Агафонов напомнил, что конкурс "Абилимпикс" особо важен для платформы, потому что был одним из проектов, с которых начиналась ее работа в 2018 году. "За пять лет работы Президентской платформы "Россия - страна возможностей" количество ее участников выросло до 20 млн человек из 89 регионов России и 150 стран мира. Создавая проекты на платформе или принимая в нее существующие конкурсы, мы всегда уделяем особое внимание вопросам удобства участия людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья", – подчеркнул Алексей Агафонов.
Руководитель Национального центра "Абилимпикс" Дина Макеева акцентировала внимание на том, что чемпионат становится способом для трудоустройства многих его участникам: "На сегодняшний момент уровень трудоустройства наших участников составляет 90,5%. Это очень хорошие показатели. Практически все участники трудоустроены, либо осваивают программы профессионального образования. Мы точечно отрабатываем траекторию профессионального роста с каждым из участников, начиная от профориентации и до трудоустройства. Есть ряд традиционных профессий, которые стабильно показывают высокие показатели по трудоустройству: "Информационные системы", "Поварское дело", "Швея", "Столярное и Слесарное дело", "Сварочные технологии". Также есть и уникальные, например, "Ружейное мастерство" – всего 7 участников, но они все трудоустроены. На сегодняшний момент заявлено 196 профессий, по которым проходят соревнования в рамках чемпионатов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Именно трудоустройство людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является основным результатом проводимого чемпионата.
Увеличение числа участников и расширение количества профилей демонстрируют популярность чемпионата как для молодых специалистов, так и для их потенциальных работодателей. Примечательно, что чемпионат был одним из первых в линейке мероприятий РСВ в 2018 году и стоит в одном ряду с такими масштабными кадровыми проектами, как конкурс "Лидеры России" и олимпиада "Я – профессионал". Развитие чемпионатного движения и популяризация профессиональной подготовки молодых кадров является на сегодняшний день важными направлениями работы в сфере образования, поэтому реализация проекта "Абилимпикс" гармонично встраивается в текущие вектора работы как в области социальной поддержки, так и в сфере образования.
Полная версия: https://vk.com/video-211698990_456239909
VK Видео
Пресс-конференция, посвященная проведению Национального чемпионата по профессиональному мастерству «Абилимпикс»
Какие команды примут участие в чемпионате "Абилимпикс" — 2023? Каковы этапы турнира? В чем особенности проведения соревнований в этом году? Каково значение чемпионата для участников? В чем заключается работа их наставников?
Forwarded from Майский указ
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко: По поручению Президента в России планируется запустить новый нацпроект «Экономика данных», который в том числе предусматривает развитие систем связи. Создание и обеспечение надёжной и качественной работы таких систем, самых передовых и импортонезависимых, — ключевой вектор нашей совместной работы. Год назад на площадке форума «Спектр» мы дали старт разработке Стратегии развития отрасли связи до 2035 года. Особое место в ней отведено радиочастотному обеспечению отрасли. Для страны актуальной задачей является повышение эффективности сферы управления и использования спектра. Важно не допустить ограничений в сетях мобильной связи вследствие увеличения трафика, а также создать условия для внедрения современных и перспективных технологий.
government.ru
Дмитрий Чернышенко: В рамках нового нацпроекта «Экономика данных» предусмотрено развитие систем связи
Правительство России
Forwarded from ОИЯИ / JINR
#jinr_science
⚛️ В ОИЯИ впервые в мире синтезирован ливерморий-288
Образование ранее не известного изотопа ливермория-288 было зафиксировано учёными ЛЯР ОИЯИ на Фабрике сверхтяжёлых элементов. Уникальный атом был получен в результате слияния ядер хрома-54 и урана-238.
⏳ Время жизни нового изотопа — чуть менее одной миллисекунды.
➡️ Подробнее
______
⚛️ Livermorium-288 synthesised at JINR for first time in world
The formation of the previously unknown isotope of livermorium-288 was detected by the scientists of FLNR at JINR at the Superheavy Element Factory. The unique atom was obtained as a result of the fusion of chromium-54 and uranium-238 nuclei.
⏳ The lifetime of the new isotope is just under one millisecond.
➡️ More details
⚛️ В ОИЯИ впервые в мире синтезирован ливерморий-288
Образование ранее не известного изотопа ливермория-288 было зафиксировано учёными ЛЯР ОИЯИ на Фабрике сверхтяжёлых элементов. Уникальный атом был получен в результате слияния ядер хрома-54 и урана-238.
⏳ Время жизни нового изотопа — чуть менее одной миллисекунды.
➡️ Подробнее
______
⚛️ Livermorium-288 synthesised at JINR for first time in world
The formation of the previously unknown isotope of livermorium-288 was detected by the scientists of FLNR at JINR at the Superheavy Element Factory. The unique atom was obtained as a result of the fusion of chromium-54 and uranium-238 nuclei.
⏳ The lifetime of the new isotope is just under one millisecond.
➡️ More details
Траекториями образования: школа – СПО – вузы
Возрождение СПО (качества, престижа, привлекательности) сформировала второй полноправный образовательно-профессиональный трек.
Сейчас с некоторым перевесом в пользу колледжей выпускники девятых классов разделяются в своем выборе – старшая школа или СПО.
Школа
Сейчас «базовым» является образование в рамках 9 классов – 4 начальной и 5 средней школы. По всей стране вводится единая система профориентации, которая поддержана целым созвездием внешкольных активностей. Наиболее ярким примером является «Билет в будущее».
Параллельно расширяются возможности для дополнительного образования детей – Кванториумы, IT-кубы, поддержка кружков – все это нацелено на выявление интересов и предпочтений ребенка.
Все старшие классы сделаны профильными. Для поступления в 10 класс значимы результаты ОГЭ – двух обязательных экзаменов (русский и математика) и двух по выбору. При этом старшая школа теряет собственную ценность – она скорее становится двумя подготовительными годами для университетов нежели системной надстройкой над 9 классами.
Трек СПО
Поступление в колледжи происходит на основе конкурса аттестатов. То есть необходимо хорошо учиться по всем школьным предметам, чтобы претендовать на желаемое место. Во многих учреждениях СПО есть весьма серьезный конкурс.
Дополнительным стимулом стал федпроект Профессионалитет. У него много преимуществ – фактически дуальное образование, практикоориентированность, тесные связи с работодателем, обучение на том же оборудовании, что ожидает будущего специалиста в рамках рабочего места. Образовательные программы стали более плотными и короткими.
Постепенно на формат Профессионалитета должны перейти практически все колледжи.
Одновременно с этим происходит дрейф от «школьных» компонентов. То есть СПО становится полноценным и фокусированным профессиональным образованием, а не гибридом старшей школы с освоением рабочей специальности. Среднее профессиональное образование становится самодостаточным.
При этом сохраняется некоторое количество тех ребят, что идут в колледжи уже после 11 класса. Впрочем, с вводом полной профилизации старшей школы эта доля наверняка будет падать.
В итоге СПО начинает больше походить на высшее образование, нежели на школьное – отсюда специфика в администрировании и возможные оргуправленческие трансформации. Колледжи, как и вузы, становятся главными «поставщиками» востребованных и квалифицированных кадров на рынок труда.
Университеты
Для поступления в университет требуются результаты ЕГЭ. Следовательно, уже на этапе сдачи ОГЭ в 9 классе школьнику (а чаще – его родителям) стоит четко понимать собственную траекторию развитию. Ведь далее следуют исключительно профильные классы, которые формируют определенный набор возможных будущих дисциплин на ЕГЭ.
С другой стороны, сохраняется возможность поступления в вузы после окончания колледжа – пока что есть варианты и без сдачи ЕГЭ.
Вузы все глубже интегрируются в школы – как раз через профильные классы. С другой стороны, взаимодействие с уровнем СПО пока что остается зоной роста. На это нацелены инициативы о параллельном получении квалификаций при освоении программ высшего образования.
Перспективы
Сейчас обсуждаются слова главы Рособрнадзоар Анзора Музаева, который заявил, что модели перехода из 9 класса в 10-й и поступления в учреждения СПО будут корректироваться.
«Конкурс аттестатов», по его словам, не работает. А в целом тренд идет на увеличение количества сдаваемых предметов на ОГЭ (от двух по выбору к четырем наравне с двумя обязательными).
Пресс-служба Рособрнадзора сообщила, что это частное мнение (sic!) руководителя ведомства.
Логика подсказывает, что для поступления в профильные 10 классы логично использовать результаты профильных же ОГЭ. Раз уж все равно в перспективе львиная доля выпускников 11 класса ориентированы на сдачу ЕГЭ и поступление в вузы. При этом остается дискуссионной надобность ОГЭ для поступления в колледжи.
Возрождение СПО (качества, престижа, привлекательности) сформировала второй полноправный образовательно-профессиональный трек.
Сейчас с некоторым перевесом в пользу колледжей выпускники девятых классов разделяются в своем выборе – старшая школа или СПО.
Школа
Сейчас «базовым» является образование в рамках 9 классов – 4 начальной и 5 средней школы. По всей стране вводится единая система профориентации, которая поддержана целым созвездием внешкольных активностей. Наиболее ярким примером является «Билет в будущее».
Параллельно расширяются возможности для дополнительного образования детей – Кванториумы, IT-кубы, поддержка кружков – все это нацелено на выявление интересов и предпочтений ребенка.
Все старшие классы сделаны профильными. Для поступления в 10 класс значимы результаты ОГЭ – двух обязательных экзаменов (русский и математика) и двух по выбору. При этом старшая школа теряет собственную ценность – она скорее становится двумя подготовительными годами для университетов нежели системной надстройкой над 9 классами.
Трек СПО
Поступление в колледжи происходит на основе конкурса аттестатов. То есть необходимо хорошо учиться по всем школьным предметам, чтобы претендовать на желаемое место. Во многих учреждениях СПО есть весьма серьезный конкурс.
Дополнительным стимулом стал федпроект Профессионалитет. У него много преимуществ – фактически дуальное образование, практикоориентированность, тесные связи с работодателем, обучение на том же оборудовании, что ожидает будущего специалиста в рамках рабочего места. Образовательные программы стали более плотными и короткими.
Постепенно на формат Профессионалитета должны перейти практически все колледжи.
Одновременно с этим происходит дрейф от «школьных» компонентов. То есть СПО становится полноценным и фокусированным профессиональным образованием, а не гибридом старшей школы с освоением рабочей специальности. Среднее профессиональное образование становится самодостаточным.
При этом сохраняется некоторое количество тех ребят, что идут в колледжи уже после 11 класса. Впрочем, с вводом полной профилизации старшей школы эта доля наверняка будет падать.
В итоге СПО начинает больше походить на высшее образование, нежели на школьное – отсюда специфика в администрировании и возможные оргуправленческие трансформации. Колледжи, как и вузы, становятся главными «поставщиками» востребованных и квалифицированных кадров на рынок труда.
Университеты
Для поступления в университет требуются результаты ЕГЭ. Следовательно, уже на этапе сдачи ОГЭ в 9 классе школьнику (а чаще – его родителям) стоит четко понимать собственную траекторию развитию. Ведь далее следуют исключительно профильные классы, которые формируют определенный набор возможных будущих дисциплин на ЕГЭ.
С другой стороны, сохраняется возможность поступления в вузы после окончания колледжа – пока что есть варианты и без сдачи ЕГЭ.
Вузы все глубже интегрируются в школы – как раз через профильные классы. С другой стороны, взаимодействие с уровнем СПО пока что остается зоной роста. На это нацелены инициативы о параллельном получении квалификаций при освоении программ высшего образования.
Перспективы
Сейчас обсуждаются слова главы Рособрнадзоар Анзора Музаева, который заявил, что модели перехода из 9 класса в 10-й и поступления в учреждения СПО будут корректироваться.
«Конкурс аттестатов», по его словам, не работает. А в целом тренд идет на увеличение количества сдаваемых предметов на ОГЭ (от двух по выбору к четырем наравне с двумя обязательными).
Пресс-служба Рособрнадзора сообщила, что это частное мнение (sic!) руководителя ведомства.
Логика подсказывает, что для поступления в профильные 10 классы логично использовать результаты профильных же ОГЭ. Раз уж все равно в перспективе львиная доля выпускников 11 класса ориентированы на сдачу ЕГЭ и поступление в вузы. При этом остается дискуссионной надобность ОГЭ для поступления в колледжи.
ТАСС
Глава Рособрнадзора анонсировал изменение модели поступления в 10-й класс и колледжи
Анзор Музаев отметил, что на данный момент они не соответствуют современным требованиям
Прямо сейчас в МГИМО стартует пленарная сессия «Высокие технологии как фактор современной мировой политики», открывающая II Международную научно-практическую конференцию «Цифровые международные отношения 2023».
В пленарной сессии принимают участие:
Ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов;
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль;
Генеральный директор Государственной корпорации «Роскосмос» Юрий Борисов;
Директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян и др.
В пленарной сессии принимают участие:
Ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов;
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль;
Генеральный директор Государственной корпорации «Роскосмос» Юрий Борисов;
Директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян и др.
Сибирское развитие – наука и образование
Правительство утвердило план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Традиционно наука и образование выступают фундаментом для развития экономики и общества. Потому среди мероприятий достойное место заняли и профильные научно-образовательные и инновационно-технологические.
Им посвящен раздел II. Развитие науки и образования, кадровое обеспечение.
Блок 1. Наука и инновации включает 8 мероприятий:
1. Разработка новой редакции развития СО РАН.
2. Создание кампусов мирового уровня: ввод в эксплуатацию объектов в Томске и Новосибирске, подача заявок Иркутска, Горно-Алтайска и Кемерово.
3. Ввод в эксплуатацию СКИФа и Национального гелиогеофизического комплекса.
4. Реализация КНТП полного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс».
5. Реализация КНТП «Нефтехимический кластер» в Омской области.
6. Создание опытнодемонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива в г. Железногорске Красноярского края.
7. Создание там же исследовательского жидкосолевого реактора.
8. Создание Федерального центра химии в г. Усолье-Сибирское.
Блок 2. Образование предусматривает 3 мероприятия:
1. Создание и развитие Сибирского научно-образовательного кластера.
2. Организация профессионального обучения и ДПО отдельных категорий граждан в рамках федпроекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография».
3. Стимулирование целевого обучения в области культуры.
По блоку 3. Кадровое обеспечение значатся 7 мероприятий:
1. Разработка и реализация программ профобучения по востребованным и приоритетным направлениям.
2. Стимулирование закрепления выпускников вузов и СПО.
3. Содействие работодателям в заполнении кадровых потребностей.
4. Технологические комплексы малых производств для занятости лиц с ОВЗ.
5. Участие в мероприятиях Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.
6. Развитие творческих (креативных) индустрий.
7. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений в сфере культуры.
Также в иных разделах представлено в частности строительство опытнодемонстрационного энергокомплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300» с пристанционным ядерным топливным циклом в г. Северске – это проект «Прорыв» Росатома с выходом на двухкомпонентную атомную энергетику с замкнутым топливным циклом.
Также выделены мероприятия по кластерному развитию в рамках отдельных отраслей промышленности и экономики.
На оперативном совещании с вице-премьерами председатель правительства Михаил Мишустин отметил:
«В ряде регионов округа уже сформирована прочная образовательная и научно-исследовательская база, которую необходимо совершенствовать для достижения технологического суверенитета нашей страны».
В Сибирском федеральном округе есть много регионов, которые входят в число флагманов научно-образовательного и инновационно-технологического развития. Это Новосибирская и Томская области, Красноярский край и Кузбасс. Тринадцать университетов региона являются участниками проекта «Приоритет-2030» - 3 получателя гранта по треку «Исследовательское лидерство», 5 по территориальному/отраслевому. Четыре вуза получают базовую часть. На территории СФО функционируют НОЦы и научные центры мирового уровня, научно-образовательные математические центры.
Подробнее: http://government.ru/docs/49853/
Правительство утвердило план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Традиционно наука и образование выступают фундаментом для развития экономики и общества. Потому среди мероприятий достойное место заняли и профильные научно-образовательные и инновационно-технологические.
Им посвящен раздел II. Развитие науки и образования, кадровое обеспечение.
Блок 1. Наука и инновации включает 8 мероприятий:
1. Разработка новой редакции развития СО РАН.
2. Создание кампусов мирового уровня: ввод в эксплуатацию объектов в Томске и Новосибирске, подача заявок Иркутска, Горно-Алтайска и Кемерово.
3. Ввод в эксплуатацию СКИФа и Национального гелиогеофизического комплекса.
4. Реализация КНТП полного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс».
5. Реализация КНТП «Нефтехимический кластер» в Омской области.
6. Создание опытнодемонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива в г. Железногорске Красноярского края.
7. Создание там же исследовательского жидкосолевого реактора.
8. Создание Федерального центра химии в г. Усолье-Сибирское.
Блок 2. Образование предусматривает 3 мероприятия:
1. Создание и развитие Сибирского научно-образовательного кластера.
2. Организация профессионального обучения и ДПО отдельных категорий граждан в рамках федпроекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография».
3. Стимулирование целевого обучения в области культуры.
По блоку 3. Кадровое обеспечение значатся 7 мероприятий:
1. Разработка и реализация программ профобучения по востребованным и приоритетным направлениям.
2. Стимулирование закрепления выпускников вузов и СПО.
3. Содействие работодателям в заполнении кадровых потребностей.
4. Технологические комплексы малых производств для занятости лиц с ОВЗ.
5. Участие в мероприятиях Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.
6. Развитие творческих (креативных) индустрий.
7. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений в сфере культуры.
Также в иных разделах представлено в частности строительство опытнодемонстрационного энергокомплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300» с пристанционным ядерным топливным циклом в г. Северске – это проект «Прорыв» Росатома с выходом на двухкомпонентную атомную энергетику с замкнутым топливным циклом.
Также выделены мероприятия по кластерному развитию в рамках отдельных отраслей промышленности и экономики.
На оперативном совещании с вице-премьерами председатель правительства Михаил Мишустин отметил:
«В ряде регионов округа уже сформирована прочная образовательная и научно-исследовательская база, которую необходимо совершенствовать для достижения технологического суверенитета нашей страны».
В Сибирском федеральном округе есть много регионов, которые входят в число флагманов научно-образовательного и инновационно-технологического развития. Это Новосибирская и Томская области, Красноярский край и Кузбасс. Тринадцать университетов региона являются участниками проекта «Приоритет-2030» - 3 получателя гранта по треку «Исследовательское лидерство», 5 по территориальному/отраслевому. Четыре вуза получают базовую часть. На территории СФО функционируют НОЦы и научные центры мирового уровня, научно-образовательные математические центры.
Подробнее: http://government.ru/docs/49853/
government.ru
Правительство утвердило план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года
Распоряжение от 16 октября 2023 года №2846-р
Яндекс создает новые рабочие места для гуманитарных специалистов
Яндекс нанимает в штат AI-тренеров — специалистов, которые на примере своих текстов обучают нейросеть. Новая вакансия на рынке подходит для лингвистов, копирайтеров, учителей, журналистов, редакторов и других гуманитарных специальностей.
Компания сама готова обучать таких сотрудников, и весной этого года открыла школу AI-тренеров. По результатам первого выпуска каждый третий студент получил предложение о работе от компании.
Сейчас Яндекс открыл второй набор на обучение — отборочный этап, во время которого нужно выполнить тестовое задание, продлится до 29 октября. Само обучение в школе пройдет в два этапа – онлайн-этап с разбором базовых принципов работы AI-тренеров и очная стажировка в офисе Яндекса в Москве. Компания также обещает покрыть иногородним студентам расходы на проезд и проживание на время стажировки.
Подробнее.
Яндекс нанимает в штат AI-тренеров — специалистов, которые на примере своих текстов обучают нейросеть. Новая вакансия на рынке подходит для лингвистов, копирайтеров, учителей, журналистов, редакторов и других гуманитарных специальностей.
Компания сама готова обучать таких сотрудников, и весной этого года открыла школу AI-тренеров. По результатам первого выпуска каждый третий студент получил предложение о работе от компании.
Сейчас Яндекс открыл второй набор на обучение — отборочный этап, во время которого нужно выполнить тестовое задание, продлится до 29 октября. Само обучение в школе пройдет в два этапа – онлайн-этап с разбором базовых принципов работы AI-тренеров и очная стажировка в офисе Яндекса в Москве. Компания также обещает покрыть иногородним студентам расходы на проезд и проживание на время стажировки.
Подробнее.
Школа AI-тренеров Яндекса
AI-тренеры помогают обучать нейронные сети. Они готовят эталонные тексты, на которые равняются алгоритмы, оценивают ответы нейросети и проверяют их на достоверность.
ДПО как инструмент развития высшего образования
Недавно на базе МГИМО в рамках Priority Fest прошло совещание рабочей группы по развитию ДПО в вузах Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию (куратор - первый зампред Комитета по науке и высшему образованию) Ксения Горячева @DeputatGoryacheva). Мероприятие было организовано Лабораторией непрерывного образования Инобра НИУ ВШЭ @laboratoria2030 и Высшей школой бизнеса и международных компетенций МГИМО, чьи руководители Илья Коршунов и Анжелика Мирзоева стали модераторами встречи.
Илья Коршунов, со-председатель ЭС Госдумы по непрерывному образованию, для НОП:
Развитие ДПО стало одной из важнейших стратегий при реализации третьей миссии университета. В рамках организованного совместно Социоцентром и МГИМО фестиваля практик Priority Fest мы видим очень серьёзное влияние консорциумов, которые организовали университеты на появление уникальных комбинированных программ, сочетающих приоритетные навыки сразу нескольких ВУЗов. Таким образом программы ДПО в университетах Приоритета оказываются развивающими и граждан и экономику в целом.
Андрей Щербенок, профессор, руководитель программ бакалавриата МШУ "Сколково", директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, для НОП:
Недавнее обсуждение ДПО на Priority Fest 2023 в МГИМО выявило одну показательную особенность: университеты занимаются ДПО с разной степенью интенсивности, но все они воспринимают дополнительное образование именно как дополнение к своей основной деятельности. Поэтому, размышляя об открытии новых программ ДПО, университеты рассматривают свои существующие программы ВО и свою исследовательскую деятельность как данность, которую можно использовать как ресурс. Переупаковать в ДПО какие-то элементы программ ВО или создать ДПО с использованием имеющегося научного оборудования.
Не отрицая важности этой магистральной стратегии, хочу обратить внимание на то, что программы ДПО могут быть использованы не только как надстройка над высшим образованием, но и как инструмент его трансформации. Хорошие программы ДПО отличает ряд характеристик, которых высшему образованию как раз часто не хватает. Эти программы обычно состоят из относительно коротких модулей, жестко ориентированных на измеримый образовательный результат и динамично подстраивающихся под актуальные цели и задачи. У этих программ другая интенсивность, другая политика подбора преподавателей, другая педагогика, другая система управления.
Поэтому, если университет заинтересован в неинерционном развитии своей программы ВО, он может интегрировать ее с программой ДПО, как своей собственной, так и партнерской. Часть учебных модулей при этом будут отданы программе ДПО, которая проведет их, основываясь на других принципах и подходах. Студент такой программы получит дополнительные компетенции и два диплома, а базовая программа ВО – стимул для развития. Во-первых – за счет необходимости содержательной интеграции модулей ВО с модулями ДПО, а во-вторых -- благодаря изменившимся ожиданиям и требованиям студентов. Существующая программа бизнес-бакалавриата МШУ СКОЛКОВО (ДПО) с МФТИ (ВО) и наши будущие программы с другими партнерами реализуют именно такую модель.
Недавно на базе МГИМО в рамках Priority Fest прошло совещание рабочей группы по развитию ДПО в вузах Экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию (куратор - первый зампред Комитета по науке и высшему образованию) Ксения Горячева @DeputatGoryacheva). Мероприятие было организовано Лабораторией непрерывного образования Инобра НИУ ВШЭ @laboratoria2030 и Высшей школой бизнеса и международных компетенций МГИМО, чьи руководители Илья Коршунов и Анжелика Мирзоева стали модераторами встречи.
Илья Коршунов, со-председатель ЭС Госдумы по непрерывному образованию, для НОП:
Развитие ДПО стало одной из важнейших стратегий при реализации третьей миссии университета. В рамках организованного совместно Социоцентром и МГИМО фестиваля практик Priority Fest мы видим очень серьёзное влияние консорциумов, которые организовали университеты на появление уникальных комбинированных программ, сочетающих приоритетные навыки сразу нескольких ВУЗов. Таким образом программы ДПО в университетах Приоритета оказываются развивающими и граждан и экономику в целом.
Андрей Щербенок, профессор, руководитель программ бакалавриата МШУ "Сколково", директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, для НОП:
Недавнее обсуждение ДПО на Priority Fest 2023 в МГИМО выявило одну показательную особенность: университеты занимаются ДПО с разной степенью интенсивности, но все они воспринимают дополнительное образование именно как дополнение к своей основной деятельности. Поэтому, размышляя об открытии новых программ ДПО, университеты рассматривают свои существующие программы ВО и свою исследовательскую деятельность как данность, которую можно использовать как ресурс. Переупаковать в ДПО какие-то элементы программ ВО или создать ДПО с использованием имеющегося научного оборудования.
Не отрицая важности этой магистральной стратегии, хочу обратить внимание на то, что программы ДПО могут быть использованы не только как надстройка над высшим образованием, но и как инструмент его трансформации. Хорошие программы ДПО отличает ряд характеристик, которых высшему образованию как раз часто не хватает. Эти программы обычно состоят из относительно коротких модулей, жестко ориентированных на измеримый образовательный результат и динамично подстраивающихся под актуальные цели и задачи. У этих программ другая интенсивность, другая политика подбора преподавателей, другая педагогика, другая система управления.
Поэтому, если университет заинтересован в неинерционном развитии своей программы ВО, он может интегрировать ее с программой ДПО, как своей собственной, так и партнерской. Часть учебных модулей при этом будут отданы программе ДПО, которая проведет их, основываясь на других принципах и подходах. Студент такой программы получит дополнительные компетенции и два диплома, а базовая программа ВО – стимул для развития. Во-первых – за счет необходимости содержательной интеграции модулей ВО с модулями ДПО, а во-вторых -- благодаря изменившимся ожиданиям и требованиям студентов. Существующая программа бизнес-бакалавриата МШУ СКОЛКОВО (ДПО) с МФТИ (ВО) и наши будущие программы с другими партнерами реализуют именно такую модель.
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко об итогах пленарной дискуссии "Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе" на III Всероссийской ИОТ-конференции @iotuniversity для "Научно-образовательной политики":
Наш разговор строился вокруг вопроса субъектности студентов университета, ее назначении и способах формирования. В ходе дискуссии мы выяснили несколько вещей. Во-первых, современный университет, если он современный и если университет, не может отказаться от необходимости заниматься развитием субъектности студентов, потому что этого требует экономика, потому что на это есть значимый общественный запрос, потому что по-другому, скорее всего, вряд ли будут появляться необходимые технологии, необходимые новые отрасли экономики и новые формы продуктивного существования общества. Даже доходит до того, что если университет не видит субъектность студентов результатом обучения в университете, то, скорее всего, это СПО, а не высшее образование.
Возникает самый сложный вопрос, что если университет, ставит себе задачу развивать субъектность, то какая должна быть модель у этого самого университета? И мы сегодня в дискуссии выяснили, что это вообще принципиально другая модель, она работает по-другому, она строится иначе. Ее как угодно можно назвать, но ней точно есть определенные атрибуты. Первое, в ней большое количество времени студенты заняты тем, что выбирают, делают выбор, они ошибаются в своем выборе, и у них есть возможность эту ошибку как-то осознать, сделать выводы и подготовиться к следующему действию. Второе, они во всевозможных форматах работают над своим собственным продуктом. От студентов не требуют воспроизводства знаний, а им предлагается что-то сделать с тем, что они знают. А непосредственно образовательная модель в итоге работет не на усвоение новых знаний каким-нибудь конкретным студентом, а на то, чтобы студент начал действовать другим образом ставил цели, их достигал, нес ответственность за результат, пробовал ошибался, исправлял ошибки. Мне даже сегодня показалось, что образовательная модель, которая ориентирована на субъектность, это та, которая в большей степени порождает студенческие ошибки в развивающей среде и работу над ними, нежели что-то другое.
Есть и награда, которую университет может получить, занимаясь развитием субъектности студентов, это выпускник, который очень много чего может, который способен внести значительный вклад в репутацию университета. Однако для этого придется трансформировать практически всю образовательную модель. Будет серьезное сопротивление в университете, трудности и ошибки, недовольство, потому что меняется философия, на которой, собственно, строится университет. Это переход от философии академического воспроизводства и ретрансляции знания к философии социальной эффективности, где человек с высшим образованием способен решать проблемы, ставить цели, их достигать и вносить продуктивный вклад в общество, в котором живет.
Наш разговор строился вокруг вопроса субъектности студентов университета, ее назначении и способах формирования. В ходе дискуссии мы выяснили несколько вещей. Во-первых, современный университет, если он современный и если университет, не может отказаться от необходимости заниматься развитием субъектности студентов, потому что этого требует экономика, потому что на это есть значимый общественный запрос, потому что по-другому, скорее всего, вряд ли будут появляться необходимые технологии, необходимые новые отрасли экономики и новые формы продуктивного существования общества. Даже доходит до того, что если университет не видит субъектность студентов результатом обучения в университете, то, скорее всего, это СПО, а не высшее образование.
Возникает самый сложный вопрос, что если университет, ставит себе задачу развивать субъектность, то какая должна быть модель у этого самого университета? И мы сегодня в дискуссии выяснили, что это вообще принципиально другая модель, она работает по-другому, она строится иначе. Ее как угодно можно назвать, но ней точно есть определенные атрибуты. Первое, в ней большое количество времени студенты заняты тем, что выбирают, делают выбор, они ошибаются в своем выборе, и у них есть возможность эту ошибку как-то осознать, сделать выводы и подготовиться к следующему действию. Второе, они во всевозможных форматах работают над своим собственным продуктом. От студентов не требуют воспроизводства знаний, а им предлагается что-то сделать с тем, что они знают. А непосредственно образовательная модель в итоге работет не на усвоение новых знаний каким-нибудь конкретным студентом, а на то, чтобы студент начал действовать другим образом ставил цели, их достигал, нес ответственность за результат, пробовал ошибался, исправлял ошибки. Мне даже сегодня показалось, что образовательная модель, которая ориентирована на субъектность, это та, которая в большей степени порождает студенческие ошибки в развивающей среде и работу над ними, нежели что-то другое.
Есть и награда, которую университет может получить, занимаясь развитием субъектности студентов, это выпускник, который очень много чего может, который способен внести значительный вклад в репутацию университета. Однако для этого придется трансформировать практически всю образовательную модель. Будет серьезное сопротивление в университете, трудности и ошибки, недовольство, потому что меняется философия, на которой, собственно, строится университет. Это переход от философии академического воспроизводства и ретрансляции знания к философии социальной эффективности, где человек с высшим образованием способен решать проблемы, ставить цели, их достигать и вносить продуктивный вклад в общество, в котором живет.