В рамках поручения президента РФ от 29 января 2023 года, при поддержке Правительства РФ и Минобрнауки РФ, на Восьмой международной конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" AI Journey был представлен Первый рейтинг российских вузов по качеству подготовки ИИ-специалистов. Рейтинг возглавили НИУ ВШЭ, МФТИ и ИТМО.
Мы попросили прокомментировать победу в рейтинге ректора и декана факультета компьютерных наук Вышки.
Никита Анисимов, Ректор НИУ ВШЭ для НОП:
"Мы гордимся тем, что Высшая школа экономики получила от Альянса в области искусственного интеллекта максимально высокую оценку в своём рейтинге. Это стало ещё одним подтверждением заслуг факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ в подготовке специалистов, способных не только активно использовать ИИ в работе и учёбе, но и самим его создавать. Машинное обучение, изучение алгоритмов, программирование и различные инструменты разработки представляют собой основы каждой из пятнадцати образовательных программ факультета. В профильных кадрах заинтересованы и наши индустриальные партнёры, такие, как МТС, Яндекс, Сбер и другие лидеры бизнеса, которые реализуют у нас специальные курсы и программы с применением современных методов, в том числе и искусственного интеллекта. А благодаря входящим в состав факультета научным лабораториям студенты во время обучения могут поучаствовать и в академических исследованиях по биоинформатике, оценке и интерпретации языковых моделей, обучению, пониманию и оптимизации моделей ИИ, и другим перспективным направлениям".
Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, для НОП:
"Наш успех в рейтинге подтверждает, что мы на правильном пути. На факультете компьютерных наук мы гордимся нашими программами и понимаем, что за искусственным интеллектом стоит будущее. Курсы, разработанные факультетом, позволяют студентам освоить актуальные методы и технологии в области ИИ, а также применить их на практике. Наш факультет активно сотрудничает с ведущими компаниями и научными центрами, что позволяет студентам получить ценный опыт и применить свои знания на реальных проектах. Благодаря этому сотрудничеству выпускники ФКН высоко востребованы на рынке труда и успешно реализуются в сфере ИИ".
https://www.gazeta.ru/social/news/2023/11/23/21771169.shtml
Мы попросили прокомментировать победу в рейтинге ректора и декана факультета компьютерных наук Вышки.
Никита Анисимов, Ректор НИУ ВШЭ для НОП:
"Мы гордимся тем, что Высшая школа экономики получила от Альянса в области искусственного интеллекта максимально высокую оценку в своём рейтинге. Это стало ещё одним подтверждением заслуг факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ в подготовке специалистов, способных не только активно использовать ИИ в работе и учёбе, но и самим его создавать. Машинное обучение, изучение алгоритмов, программирование и различные инструменты разработки представляют собой основы каждой из пятнадцати образовательных программ факультета. В профильных кадрах заинтересованы и наши индустриальные партнёры, такие, как МТС, Яндекс, Сбер и другие лидеры бизнеса, которые реализуют у нас специальные курсы и программы с применением современных методов, в том числе и искусственного интеллекта. А благодаря входящим в состав факультета научным лабораториям студенты во время обучения могут поучаствовать и в академических исследованиях по биоинформатике, оценке и интерпретации языковых моделей, обучению, пониманию и оптимизации моделей ИИ, и другим перспективным направлениям".
Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, для НОП:
"Наш успех в рейтинге подтверждает, что мы на правильном пути. На факультете компьютерных наук мы гордимся нашими программами и понимаем, что за искусственным интеллектом стоит будущее. Курсы, разработанные факультетом, позволяют студентам освоить актуальные методы и технологии в области ИИ, а также применить их на практике. Наш факультет активно сотрудничает с ведущими компаниями и научными центрами, что позволяет студентам получить ценный опыт и применить свои знания на реальных проектах. Благодаря этому сотрудничеству выпускники ФКН высоко востребованы на рынке труда и успешно реализуются в сфере ИИ".
https://www.gazeta.ru/social/news/2023/11/23/21771169.shtml
Газета.Ru
ВШЭ, МФТИ и ИТМО возглавили рейтинг лучших вузов по качеству подготовки ИИ-специалистов
Первый рейтинг российских вузов по качеству подготовки ИИ-специалистов включил 180 вузов из 64 регионов страны. В него вошли те вузы, у которых есть программы бакалавриата по соответствующим направлениям. В 2023 году в эти вузы на программы в области...
Образование в ИИ: поручения президента
Президент Владимир Путин на пленарном заседании AI Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности» обозначил направления научно-образовательного развития в этой сфере:
В самое ближайшее время как один из первых шагов будет подписан указ Президента и утверждена новая редакция Национальной стратегии развития искусственного интеллекта.
С учётом стремительного роста технологий в этот документ будет внесён ряд существенных изменений, конкретизированы цели и задачи. Прежде всего речь о расширении фундаментальных и прикладных исследований в области генеративного ИИ и больших языковых моделей.
Назову здесь ряд конкретных решений и предложений.
Первое. Прошу Правительство, Альянс, Российскую академию наук предложить механизм, который обеспечит доступ отечественных учёных к существующим и создаваемым в России суперкомпьютерам.
Особые льготы для пользования вычислительной инфраструктурой должны получить аспиранты, студенты, школьники, которые уже занимаются научной и практической деятельностью в области ИИ.
Второе. Обращаю внимание Правительства и компаний Альянса: действующие мощности российских суперкомпьютеров следует, конечно же, нарастить не менее чем на порядок. Это критически необходимо для дальнейшего развития генеративного ИИ.
Третье. Нужно существенно расширить подготовку кадров, сильнейших учёных-разработчиков. Такую задачу необходимо ставить перед лидером первого рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ – это Высшая школа экономики, МФТИ, ИТМО, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также Сколтех.
Предлагаю вузам с высоким рейтингом Альянса уже к 1 сентября 2024 года расширить свои программы магистратуры и аспирантуры на подготовку кадров именно в области разработки технологий искусственного интеллекта, а также дополнительно за счёт федерального бюджета увеличить приём студентов на базовые программы в области искусственного интеллекта.
Четвёртое. Мы готовы подумать о том, чтобы изменить структуру финансирования науки и направить дополнительные средства на исследования и разработки в сфере применения генеративного ИИ и больших языковых моделей.
При условии, если наши ведущие компании возьмут на себя обязательство софинансировать такие работы, обеспечить тестирование соответствующих технологий. И главное – на основе полученных результатов создать прорывные продукты, конкурентоспособные по сравнению с ведущими мировыми образцами.
<…>
Прежде всего речь о том, чтобы воспользоваться самыми передовыми технологиями, повысить свою эффективность могли бы врачи, учителя, строители, я уже говорил об этом, агрономы, работники промышленности, транспорта, государственного управления и многих других сфер.
В этой связи предлагаю подумать о разработке на основе генеративного ИИ больших отраслевых моделей, предложить механизмы их практического внедрения, чтобы существенно повысить производительность труда, а значит, и заработные платы в ключевых областях отечественной экономики.
Чтобы ускорить этот процесс, прошу Правительство совместно с Альянсом сформировать специальную образовательную программу по теории, практике разработки и применения искусственного интеллекта с особым акцентом на большие языковые и генеративные модели. Слушателями такой программы должны стать руководители крупнейших компаний, федеральных и региональных органов власти, вузов и системы среднего профессионального образования.
Надо внедрять эти инструменты самым широким образом, причём обучение должно начаться уже в первом квартале 2024 года.
Одновременно в рамках подготовки пятилетнего прогноза потребностей в кадрах с участием бизнеса, разумеется, прошу максимально внимательно проанализировать, где, в каких отраслях уже в краткосрочной перспективе изменятся требования к существующим специальностям и потребуются новые профессии, навыки, новые компетенции. На основе этого перед системой образования должны быть поставлены конкретные задачи по изменению программы профориентации и подготовки специалистов.
Подробнее.
Президент Владимир Путин на пленарном заседании AI Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности» обозначил направления научно-образовательного развития в этой сфере:
В самое ближайшее время как один из первых шагов будет подписан указ Президента и утверждена новая редакция Национальной стратегии развития искусственного интеллекта.
С учётом стремительного роста технологий в этот документ будет внесён ряд существенных изменений, конкретизированы цели и задачи. Прежде всего речь о расширении фундаментальных и прикладных исследований в области генеративного ИИ и больших языковых моделей.
Назову здесь ряд конкретных решений и предложений.
Первое. Прошу Правительство, Альянс, Российскую академию наук предложить механизм, который обеспечит доступ отечественных учёных к существующим и создаваемым в России суперкомпьютерам.
Особые льготы для пользования вычислительной инфраструктурой должны получить аспиранты, студенты, школьники, которые уже занимаются научной и практической деятельностью в области ИИ.
Второе. Обращаю внимание Правительства и компаний Альянса: действующие мощности российских суперкомпьютеров следует, конечно же, нарастить не менее чем на порядок. Это критически необходимо для дальнейшего развития генеративного ИИ.
Третье. Нужно существенно расширить подготовку кадров, сильнейших учёных-разработчиков. Такую задачу необходимо ставить перед лидером первого рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в сфере ИИ – это Высшая школа экономики, МФТИ, ИТМО, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также Сколтех.
Предлагаю вузам с высоким рейтингом Альянса уже к 1 сентября 2024 года расширить свои программы магистратуры и аспирантуры на подготовку кадров именно в области разработки технологий искусственного интеллекта, а также дополнительно за счёт федерального бюджета увеличить приём студентов на базовые программы в области искусственного интеллекта.
Четвёртое. Мы готовы подумать о том, чтобы изменить структуру финансирования науки и направить дополнительные средства на исследования и разработки в сфере применения генеративного ИИ и больших языковых моделей.
При условии, если наши ведущие компании возьмут на себя обязательство софинансировать такие работы, обеспечить тестирование соответствующих технологий. И главное – на основе полученных результатов создать прорывные продукты, конкурентоспособные по сравнению с ведущими мировыми образцами.
<…>
Прежде всего речь о том, чтобы воспользоваться самыми передовыми технологиями, повысить свою эффективность могли бы врачи, учителя, строители, я уже говорил об этом, агрономы, работники промышленности, транспорта, государственного управления и многих других сфер.
В этой связи предлагаю подумать о разработке на основе генеративного ИИ больших отраслевых моделей, предложить механизмы их практического внедрения, чтобы существенно повысить производительность труда, а значит, и заработные платы в ключевых областях отечественной экономики.
Чтобы ускорить этот процесс, прошу Правительство совместно с Альянсом сформировать специальную образовательную программу по теории, практике разработки и применения искусственного интеллекта с особым акцентом на большие языковые и генеративные модели. Слушателями такой программы должны стать руководители крупнейших компаний, федеральных и региональных органов власти, вузов и системы среднего профессионального образования.
Надо внедрять эти инструменты самым широким образом, причём обучение должно начаться уже в первом квартале 2024 года.
Одновременно в рамках подготовки пятилетнего прогноза потребностей в кадрах с участием бизнеса, разумеется, прошу максимально внимательно проанализировать, где, в каких отраслях уже в краткосрочной перспективе изменятся требования к существующим специальностям и потребуются новые профессии, навыки, новые компетенции. На основе этого перед системой образования должны быть поставлены конкретные задачи по изменению программы профориентации и подготовки специалистов.
Подробнее.
Президент России
Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта»
Президент принял участие в пленарном заседании Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности».
В НИУ ВШЭ прошла встреча
Заместителя руководителя Администрации президента РФ — пресс-секретаря президента
Дмитрия Пескова со студентами– участниками проекта ГосВышка, ориентированного на развитие в госсекторе студентов НИУ ВШЭ. Это был искренний, деловой и доверительный разговор о работе пресс-службы Президента и карьерных возможностях участников проекта. Так, участники ГосВышки примут участие в стажировках в команде Дмитрия Пескова.
Участие также приняли ректор Никита Анисимов и проректор Дмитрий Земцов, наставник платформы "Дигория", руководитель проекта ГосВышка.
Заместителя руководителя Администрации президента РФ — пресс-секретаря президента
Дмитрия Пескова со студентами– участниками проекта ГосВышка, ориентированного на развитие в госсекторе студентов НИУ ВШЭ. Это был искренний, деловой и доверительный разговор о работе пресс-службы Президента и карьерных возможностях участников проекта. Так, участники ГосВышки примут участие в стажировках в команде Дмитрия Пескова.
Участие также приняли ректор Никита Анисимов и проректор Дмитрий Земцов, наставник платформы "Дигория", руководитель проекта ГосВышка.
Лучшие российские практики трансформации университетов: сессии НОП на EdCrunch
В рамках 10‐й юбилейной международной конференции об образовании EdCrunch X 2023, прошедшей в Казахстане, несколько экспертных сессий деловой программы были традиционно организованы совместно с "Научно–образовательной политикой".
Так, на сессии "Индивидуализированное обучение: проактивность и самореализация студентов", модератором которой выступил Илья Дубинский, директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям, спикеры из нескольких стран обсуждали тренды будущего в индивидуализации образовательных траекторий. ИОТ-повестка входит в число ключевых трендов трансформации университетов по всему миру. В России ИОТ-сообщество также динамично развивается, и совместно с лидерами сферы наша команда уже три года организует ведущие экспертные форумы (ИОТ-конференция, ИОТ-слёт и др.)
Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк, приняла участие в сессиях, подготовленных при участии НОП и выступила одним из менторов EdCrunch, с кем участники конференции смогли в индивидуальном порядке обсудить практику внедрения и применения онлайн- и гибридного обучения, в том числе в ИОТ-обучении.
Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк, участник EdCrunch, для НОП:
Конференция EdCrunch уже более десяти лет играет важнейшую роль в популяризации цифровых технологий для образования по всему миру. В этом году главной темой EdCrunch X в Казахстане стала инклюзивность — равный доступ к образовательным возможностям для каждого в любом месте и в любое время. Эта тема близка МТС Линк. Во-первых, наша платформа дает возможность обучать тех, кто физически не может присутствовать на занятиях, а также студентов из отдаленных регионов. Во-вторых, саму платформу мы стремимся делать одинаково доступной для всех участников образовательного процесса: например, текст в чатах вебинаров на нашей платформе хорошо воспринимается программами экранного доступа, которые озвучивают каждое действие на экране — ими часто пользуются люди с нарушениями зрения.
Программа EdCrunch X 2023 была интенсивной и разнообразной. Хотела бы особо отметить три сессии. Прежде всего, сессия "Как устроена эффективная вертикаль инклюзивного образования": вопросы, затронутые на ней, крайне важны — это касается как самого процесса обучения, так и используемых инструментов.
Также очень интересной была сессия "От цифровых решений до управления университетом на основе данных", где тему цифровизации вузов обсудили под совершенно новым углом.
Не могу обойти вниманием сессию "Индивидуализированное обучение: проактивность и самореализация студентов", подготовленная совместно с НОП — особенно мне запомнилась "Студентоцентричная модель", которую представила Виола Ларионова, заместитель директора по проектам развития образования УрФУ.
В рамках 10‐й юбилейной международной конференции об образовании EdCrunch X 2023, прошедшей в Казахстане, несколько экспертных сессий деловой программы были традиционно организованы совместно с "Научно–образовательной политикой".
Так, на сессии "Индивидуализированное обучение: проактивность и самореализация студентов", модератором которой выступил Илья Дубинский, директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям, спикеры из нескольких стран обсуждали тренды будущего в индивидуализации образовательных траекторий. ИОТ-повестка входит в число ключевых трендов трансформации университетов по всему миру. В России ИОТ-сообщество также динамично развивается, и совместно с лидерами сферы наша команда уже три года организует ведущие экспертные форумы (ИОТ-конференция, ИОТ-слёт и др.)
Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк, приняла участие в сессиях, подготовленных при участии НОП и выступила одним из менторов EdCrunch, с кем участники конференции смогли в индивидуальном порядке обсудить практику внедрения и применения онлайн- и гибридного обучения, в том числе в ИОТ-обучении.
Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк, участник EdCrunch, для НОП:
Конференция EdCrunch уже более десяти лет играет важнейшую роль в популяризации цифровых технологий для образования по всему миру. В этом году главной темой EdCrunch X в Казахстане стала инклюзивность — равный доступ к образовательным возможностям для каждого в любом месте и в любое время. Эта тема близка МТС Линк. Во-первых, наша платформа дает возможность обучать тех, кто физически не может присутствовать на занятиях, а также студентов из отдаленных регионов. Во-вторых, саму платформу мы стремимся делать одинаково доступной для всех участников образовательного процесса: например, текст в чатах вебинаров на нашей платформе хорошо воспринимается программами экранного доступа, которые озвучивают каждое действие на экране — ими часто пользуются люди с нарушениями зрения.
Программа EdCrunch X 2023 была интенсивной и разнообразной. Хотела бы особо отметить три сессии. Прежде всего, сессия "Как устроена эффективная вертикаль инклюзивного образования": вопросы, затронутые на ней, крайне важны — это касается как самого процесса обучения, так и используемых инструментов.
Также очень интересной была сессия "От цифровых решений до управления университетом на основе данных", где тему цифровизации вузов обсудили под совершенно новым углом.
Не могу обойти вниманием сессию "Индивидуализированное обучение: проактивность и самореализация студентов", подготовленная совместно с НОП — особенно мне запомнилась "Студентоцентричная модель", которую представила Виола Ларионова, заместитель директора по проектам развития образования УрФУ.
Telegram
НОП.РФ
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП
Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.
Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/
Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.
Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/
Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
ДПО в университетах: стратегия интеграции с наукой
Миссия, роль и значимость университетов в реализации непрерывного образования все чаще фигурируют в повестке академических дискуссий.
Этому посвящена статья, вышедшая в свежем номере «Высшего образования в России» (Q1) Авторы статьи (Андрей Келлер, Илья Коршунов, Евгений Сжёнов и др.) отмечают серьезное разнообразие форматов и увеличение масштабов самой активности «вокруг ДПО», что существенно расширяет конкуренцию между образовательными и необразовательными организациями.
Последним вузы пока проигрывают. В этой связи выигрышным индикатором качества ДПО для потребителя может быть то, насколько передовые научные исследования и доказательный подход послужили основанием для разработки образовательного контента и обучения слушателей. Как показали результаты исследования, в настоящий момент основная часть российских вузов пока слабо использует потенциал своей научной деятельности для разработки и запуска программ ДПО, преимущественно опираясь на имеющиеся профессиональные стандарты, чуть реже – на запросы работодателей, и совсем в незначительной степени – на результаты собственной научной деятельности и экспертизы.
В то же время оказалось, что вузы, участвующие в программе «Приоритет-2030», обладают достаточно сильной научной базой (особенно вузы трека «Исследовательское лидерство»), и в опоре на исследования разрабатывают программы передачи по-настоящему прорывных знаний и навыков, реализуют их с устойчивым спросом по заметно более высокой стоимости.
Проведению исследования способствовала слаженная работа команды «Социоцентра» с большими данными на современном уровне.
Миссия, роль и значимость университетов в реализации непрерывного образования все чаще фигурируют в повестке академических дискуссий.
Этому посвящена статья, вышедшая в свежем номере «Высшего образования в России» (Q1) Авторы статьи (Андрей Келлер, Илья Коршунов, Евгений Сжёнов и др.) отмечают серьезное разнообразие форматов и увеличение масштабов самой активности «вокруг ДПО», что существенно расширяет конкуренцию между образовательными и необразовательными организациями.
Последним вузы пока проигрывают. В этой связи выигрышным индикатором качества ДПО для потребителя может быть то, насколько передовые научные исследования и доказательный подход послужили основанием для разработки образовательного контента и обучения слушателей. Как показали результаты исследования, в настоящий момент основная часть российских вузов пока слабо использует потенциал своей научной деятельности для разработки и запуска программ ДПО, преимущественно опираясь на имеющиеся профессиональные стандарты, чуть реже – на запросы работодателей, и совсем в незначительной степени – на результаты собственной научной деятельности и экспертизы.
В то же время оказалось, что вузы, участвующие в программе «Приоритет-2030», обладают достаточно сильной научной базой (особенно вузы трека «Исследовательское лидерство»), и в опоре на исследования разрабатывают программы передачи по-настоящему прорывных знаний и навыков, реализуют их с устойчивым спросом по заметно более высокой стоимости.
Проведению исследования способствовала слаженная работа команды «Социоцентра» с большими данными на современном уровне.
vovr.elpub.ru
Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями | Келлер…
Электромагнитная экология
В связи с развитием спутниковой и сотовой связи, увеличением числа телевизионных каналов, развитием радиовещания резко обострилась проблема электромагнитной экологии. Электромагнитное излучение — один из видов энергетического загрязнения окружающей среды. Эффективным способом его снижения до приемлемого уровня при работе радиоэлектронных систем является использование защитных материалов.
Данной проблемой отечественные и зарубежные учёные занимаются уже более 20 лет, за это время было создано много видов материалов. Все они в основном отражающие. Разработка Мордовских исследователей представляет собой поглощающий материал.
У Мордовского государственного университета им. Огарева @mrsu13 есть уникальная разработка, которая позволяет снижать электромагнитное излучение. Ее применение будет полезно там, где есть промышленные и бытовые СВЧ-установки. С сентября этого года уже ведутся предварительные испытания на «Заводе герметизирующих материалов» (Дзержинск).
Ректор МГУ им. Огарева Дмитрий Глушко специально для НОП:
Разработка представляет собой самоклеящийся радиопоглощающий материал, в отличие от имеющихся аналогов, обладающих отражающим эффектом. Наша разработка имеет и ещё ряд преимуществ.
Первое. Стоимость покрытия за кв. метр при толщине в один мм может быть ниже в разы: от 4 до более чем 90 раз! Составляет всего 620 рублей, тогда как аналоги – от 4 тыс. до 60 тыс. рублей. Второе. Подготовка для использования не требуется. Аналоги же требуют определённой предварительной технологии (нанесение клея, затем воздействие температурой в 100 градусов). Третье. Может применяться в температурном диапазоне от – 40 °C до +100 °C.
Состав – два компонента: герметик невысыхающего типа и наполнитель-поглотитель. Для поглотителя электромагнитных волн используется материал, наполненный рубленным углеродным волокном. При его содержании в 5−10% поглощение составляет 50−60%.
В связи с развитием спутниковой и сотовой связи, увеличением числа телевизионных каналов, развитием радиовещания резко обострилась проблема электромагнитной экологии. Электромагнитное излучение — один из видов энергетического загрязнения окружающей среды. Эффективным способом его снижения до приемлемого уровня при работе радиоэлектронных систем является использование защитных материалов.
Данной проблемой отечественные и зарубежные учёные занимаются уже более 20 лет, за это время было создано много видов материалов. Все они в основном отражающие. Разработка Мордовских исследователей представляет собой поглощающий материал.
У Мордовского государственного университета им. Огарева @mrsu13 есть уникальная разработка, которая позволяет снижать электромагнитное излучение. Ее применение будет полезно там, где есть промышленные и бытовые СВЧ-установки. С сентября этого года уже ведутся предварительные испытания на «Заводе герметизирующих материалов» (Дзержинск).
Ректор МГУ им. Огарева Дмитрий Глушко специально для НОП:
Разработка представляет собой самоклеящийся радиопоглощающий материал, в отличие от имеющихся аналогов, обладающих отражающим эффектом. Наша разработка имеет и ещё ряд преимуществ.
Первое. Стоимость покрытия за кв. метр при толщине в один мм может быть ниже в разы: от 4 до более чем 90 раз! Составляет всего 620 рублей, тогда как аналоги – от 4 тыс. до 60 тыс. рублей. Второе. Подготовка для использования не требуется. Аналоги же требуют определённой предварительной технологии (нанесение клея, затем воздействие температурой в 100 градусов). Третье. Может применяться в температурном диапазоне от – 40 °C до +100 °C.
Состав – два компонента: герметик невысыхающего типа и наполнитель-поглотитель. Для поглотителя электромагнитных волн используется материал, наполненный рубленным углеродным волокном. При его содержании в 5−10% поглощение составляет 50−60%.
Словарный запас нации
Лаборатория филологических исследований – старейшее научное подразделение Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute. Она была создана как сектор учебной лексикографии в 1966 году по инициативе основателя института академика Виталия Костомарова и известного лингвиста профессора Льва Новикова. Тогда Институт Пушкина был только научно-методическим центром русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, для НОП:
Лексикография играет ключевую роль в изучении языка, занимаясь сбором, систематизацией и описанием слов и их значений. Эта наука позволяет понять, как устроен язык, какие слова в нём существуют, как они употребляются и какие значения имеют. Основная задача лексикографии – создание словарей, в которых заключено лексическое и фразеологическое богатство языка. Они помогают расширить словарный запас и улучшить навыки коммуникации – это их социальная и культурная миссия.
В Институте Пушкина заложен крепкий фундамент лексикографической школы. Знаковые труды профессора Валерия Морковкина, в том числе тематические словари для изучающих РКИ, составляют гордость российской лексикографии. И нам особенно приятно, что молодое поколение учёных Института Пушкина достойно развивает это направление и добивается впечатляющих профессиональных результатов.
В 2018 году структурное подразделение получило новое название – лаборатория филологических исследований. Его возглавила кандидат филологических наук, эксперт в области лексикологии и лексикографии Александра Ольховская. В сфере научных интересов лаборатории литературоведческое исследование пушкинского кода, изучение категории вежливости и средств выражения речевой агрессии, языковая типология и лексикография – раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.
С целью создания максимально удобных в использовании и полезных словарей команда Александры Ольховской развивает экспериментальное направление, связанное с изучением эргономики словарного произведения. Работа ведётся в сотрудничестве с коллегами из лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина. Используется специальное оборудование, позволяющее фиксировать движение глаз во время чтения текста, а также методы математической статистики для обработки полученных данных. Результатом научных изысканий должна стать методика эффективного построения словарных статей.
Лаборатория филологических исследований – старейшее научное подразделение Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute. Она была создана как сектор учебной лексикографии в 1966 году по инициативе основателя института академика Виталия Костомарова и известного лингвиста профессора Льва Новикова. Тогда Институт Пушкина был только научно-методическим центром русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, для НОП:
Лексикография играет ключевую роль в изучении языка, занимаясь сбором, систематизацией и описанием слов и их значений. Эта наука позволяет понять, как устроен язык, какие слова в нём существуют, как они употребляются и какие значения имеют. Основная задача лексикографии – создание словарей, в которых заключено лексическое и фразеологическое богатство языка. Они помогают расширить словарный запас и улучшить навыки коммуникации – это их социальная и культурная миссия.
В Институте Пушкина заложен крепкий фундамент лексикографической школы. Знаковые труды профессора Валерия Морковкина, в том числе тематические словари для изучающих РКИ, составляют гордость российской лексикографии. И нам особенно приятно, что молодое поколение учёных Института Пушкина достойно развивает это направление и добивается впечатляющих профессиональных результатов.
В 2018 году структурное подразделение получило новое название – лаборатория филологических исследований. Его возглавила кандидат филологических наук, эксперт в области лексикологии и лексикографии Александра Ольховская. В сфере научных интересов лаборатории литературоведческое исследование пушкинского кода, изучение категории вежливости и средств выражения речевой агрессии, языковая типология и лексикография – раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.
С целью создания максимально удобных в использовании и полезных словарей команда Александры Ольховской развивает экспериментальное направление, связанное с изучением эргономики словарного произведения. Работа ведётся в сотрудничестве с коллегами из лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина. Используется специальное оборудование, позволяющее фиксировать движение глаз во время чтения текста, а также методы математической статистики для обработки полученных данных. Результатом научных изысканий должна стать методика эффективного построения словарных статей.
ЭКОфест в МИСИС
Второй год подряд в Университете МИСИС проходит всероссийский экологический фестиваль «ЭКОфест», направленный на развитие взаимодействия студенческих «зелёных» объединений, повышение экологической культуры.
«ЭКОфест» – это уникальная возможность для представителей экологических объединений и экоактивистов поделиться своим опытом и знаниями друг с другом. Участники слушают лекции на различные темы – от экологичного образа жизни до возможностей в науке и образовании в области экологии, обмениваются лучшими практиками просвещения и вовлечения в экологическую деятельность, обсуждают актуальные вопросы зелёной повестки с экспертами.
На панельной дискуссии представители ППК РЭО, Общественного совета при Минприроды, просветительских организаций обсудили со студентами, как экоклубы могут стать частью большой системы и сплотить усилия для достижения общих целей в сфере экологии. Модератором выступил Александр Мясков – заслуженный эколог РФ, руководитель стратегического проекта НИТУ МИСИС «Технологии устойчивого развития» в рамках программы «Приоритет 2030», член рабочей группы Минэнерго РФ по анализу состояния экологической безопасности в угольной промышленности, член общественного совета Минприроды РФ.
Организаторы «ЭКОфеста» – Студенческое научное общество и Экологический клуб Университета МИСИС при поддержке Минобрнауки РФ.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС, специально для НОП:
Университет МИСИС уделяет особое внимание повестке устойчивого развития. Совместно с бизнес-партнёрами мы разрабатываем образовательные программы, направленные на подготовку специалистов для решения прикладных природоохранных и технологических задач индустриальных компаний, формирования в стране ЭЗЦ. Учёные НИТУ МИСИС создают новые материалы и технологии для предприятий в рамках перехода к «зелёной» экономике. В вузе активно работает Экологический клуб, который занимается популяризацией ответственного отношения к нашей планете.
Второй год подряд в Университете МИСИС проходит всероссийский экологический фестиваль «ЭКОфест», направленный на развитие взаимодействия студенческих «зелёных» объединений, повышение экологической культуры.
«ЭКОфест» – это уникальная возможность для представителей экологических объединений и экоактивистов поделиться своим опытом и знаниями друг с другом. Участники слушают лекции на различные темы – от экологичного образа жизни до возможностей в науке и образовании в области экологии, обмениваются лучшими практиками просвещения и вовлечения в экологическую деятельность, обсуждают актуальные вопросы зелёной повестки с экспертами.
На панельной дискуссии представители ППК РЭО, Общественного совета при Минприроды, просветительских организаций обсудили со студентами, как экоклубы могут стать частью большой системы и сплотить усилия для достижения общих целей в сфере экологии. Модератором выступил Александр Мясков – заслуженный эколог РФ, руководитель стратегического проекта НИТУ МИСИС «Технологии устойчивого развития» в рамках программы «Приоритет 2030», член рабочей группы Минэнерго РФ по анализу состояния экологической безопасности в угольной промышленности, член общественного совета Минприроды РФ.
Организаторы «ЭКОфеста» – Студенческое научное общество и Экологический клуб Университета МИСИС при поддержке Минобрнауки РФ.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС, специально для НОП:
Университет МИСИС уделяет особое внимание повестке устойчивого развития. Совместно с бизнес-партнёрами мы разрабатываем образовательные программы, направленные на подготовку специалистов для решения прикладных природоохранных и технологических задач индустриальных компаний, формирования в стране ЭЗЦ. Учёные НИТУ МИСИС создают новые материалы и технологии для предприятий в рамках перехода к «зелёной» экономике. В вузе активно работает Экологический клуб, который занимается популяризацией ответственного отношения к нашей планете.
ИИ-тоги
В Москве наградили победителей Международного хакатона проекта «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия-страна возможностей» по искусственному интеллекту.
Соревнование такого формата стало первым в истории проекта и собрало более 2000 участников из Россия, Китая, Германии и других стран.
Участники хакатона по искусственному интеллекту разработали решения в 10 кейсах. До финальных защит дошли 226 команд.
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ:
«Участие студентов в хакатонах сейчас уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Решаемые задачи сразу используются компаниями в рабочем процессе, студенты же сразу применяют свои знания на практике. Компании обращают внимание на самых способных студентов, возникают истории социальных лифтов. Для ребят участие в хакатоне – это уникальная возможность, это дает развитие многим компетенциям. Очень часто мы видим, что, если студент поучаствовал один раз, он не останавливается на достигнутом. Участие в международном хакатоне «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» президентской платформы «Россия – страна возможностей» — это уже показатель верхнего уровня развития компетенций, и, участвуя в нем, еще больше осознаешь возможности, которые для тебя открываются».
Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»:
«Подошёл к концу такой масштабный и яркий третий сезон проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В этом году мы прошли длинный и насыщенный путь из 10 хакатонов по всей стране от Санкт-Петербурга до Хабаровска, познакомились с огромным количеством талантливых участников, а это более 10 000 крутых программистов! Третий сезон побил все рекорды проекта по числу конкурсантов и задач, призовому фонду и разнообразию кейсов. В этом году мы задали невероятно высокую планку, но я уверен, что следующий год принесет нам еще больше новых открытий и достижений. Международный хакатон – это первое соревнование в истории проекта, в котором приняли участие разработчики со всего мира!».
Кейсодержателями хакатона выступили Минприроды России совместно с ФГБУ «РФИ Минприроды России» и ФГБУ «ВНИИ Экология», Центральный банк Российской Федерации, Госкорпорация «Росатом», Департамент строительства города Москвы, национальный видеохостинг RUTUBE, Центр прикладного ИИ Сколтеха, ООО «Промобот», Образовательная платформа Geekbrains, DCS совместно с ООО «БУРГЕР РУС».
В Москве наградили победителей Международного хакатона проекта «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия-страна возможностей» по искусственному интеллекту.
Соревнование такого формата стало первым в истории проекта и собрало более 2000 участников из Россия, Китая, Германии и других стран.
Участники хакатона по искусственному интеллекту разработали решения в 10 кейсах. До финальных защит дошли 226 команд.
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ:
«Участие студентов в хакатонах сейчас уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Решаемые задачи сразу используются компаниями в рабочем процессе, студенты же сразу применяют свои знания на практике. Компании обращают внимание на самых способных студентов, возникают истории социальных лифтов. Для ребят участие в хакатоне – это уникальная возможность, это дает развитие многим компетенциям. Очень часто мы видим, что, если студент поучаствовал один раз, он не останавливается на достигнутом. Участие в международном хакатоне «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» президентской платформы «Россия – страна возможностей» — это уже показатель верхнего уровня развития компетенций, и, участвуя в нем, еще больше осознаешь возможности, которые для тебя открываются».
Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей»:
«Подошёл к концу такой масштабный и яркий третий сезон проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В этом году мы прошли длинный и насыщенный путь из 10 хакатонов по всей стране от Санкт-Петербурга до Хабаровска, познакомились с огромным количеством талантливых участников, а это более 10 000 крутых программистов! Третий сезон побил все рекорды проекта по числу конкурсантов и задач, призовому фонду и разнообразию кейсов. В этом году мы задали невероятно высокую планку, но я уверен, что следующий год принесет нам еще больше новых открытий и достижений. Международный хакатон – это первое соревнование в истории проекта, в котором приняли участие разработчики со всего мира!».
Кейсодержателями хакатона выступили Минприроды России совместно с ФГБУ «РФИ Минприроды России» и ФГБУ «ВНИИ Экология», Центральный банк Российской Федерации, Госкорпорация «Росатом», Департамент строительства города Москвы, национальный видеохостинг RUTUBE, Центр прикладного ИИ Сколтеха, ООО «Промобот», Образовательная платформа Geekbrains, DCS совместно с ООО «БУРГЕР РУС».
Уже завтра в рамках открытой программы III Конгресса молодых ученых в Сириусе состоится дискуссия «Таланты в науку: как через научно-популярный контент привлечь молодежь» при участии 2 членов команды телеграм-канала «Научно-образовательная политика».
Участники встречи обсудят наиболее востребованные форматы и способы популяризации науки в молодежной среде, а также актуальные тенденции на стыке науки и медиа.
Участники дискуссии:
- Илья Купряшкин, проректор ЗабГУ, ответственный по ДФО член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;
- Екатерина Зимакова, куратор СНО и председатель студенческого союза МГУ;
- Павел Ураков, аналитик АНО «Диалог», эксперт телеграм-канала «Научно-образовательная политика».
Модератор:
- Ксения Моисеева, студентка Самарского университета им. академика С.П. Королева, член РДДМ «Движение Первых» по направлению «Наука», журналист Научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего», репортер и копирайтер телеграм-канала «Научно-образовательная политика».
Дискуссия состоится 28 ноября в конференц-зале № 8 с 13.00 до 13.45.
https://news.1rj.ru/str/youngscienceofficial/1302
Участники встречи обсудят наиболее востребованные форматы и способы популяризации науки в молодежной среде, а также актуальные тенденции на стыке науки и медиа.
Участники дискуссии:
- Илья Купряшкин, проректор ЗабГУ, ответственный по ДФО член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;
- Екатерина Зимакова, куратор СНО и председатель студенческого союза МГУ;
- Павел Ураков, аналитик АНО «Диалог», эксперт телеграм-канала «Научно-образовательная политика».
Модератор:
- Ксения Моисеева, студентка Самарского университета им. академика С.П. Королева, член РДДМ «Движение Первых» по направлению «Наука», журналист Научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего», репортер и копирайтер телеграм-канала «Научно-образовательная политика».
Дискуссия состоится 28 ноября в конференц-зале № 8 с 13.00 до 13.45.
https://news.1rj.ru/str/youngscienceofficial/1302