СНТР-2024 (1/5)
Президент Владимир Путин своим указом утвердил новую Стратегию научно-технологического развития. Ключевые новации и отличия от версии 2016 г.
Окончательно сформировано понятие «научно-технологического» развития в противовес раннему «научному и технологическому» (п.3).
Введено этатистское уточнение: независимость государства и конкурентоспособность государства (п.4г).
Определены понятия: наукоемкая продукция, наукоемкие технологии, (включая сквозные и критические), квалифицированный заказчик. Введены в СНТР «важнейшие инновационные проекты государственного значения» и «федеральные научно-технические программы».
Интегрирована концепция «технологического суверенитета» (п.4и):
Закреплено значение СНТР в качестве основы для всех документов в области научно-технологического развития (от госпрограмм до программ развития фондов) (п.7).
Переопределен второй этап госполитики 2002-2021 гг. и введен третий этап (п.10):
Уточнена и подчеркнута роль науки (п.11):
Выделены негативные тенденции в противовес пространному разделу в СНТР-2016 (п.11): несогласованность приоритетов НТР на различных уровнях, низкая восприимчивость экономики, концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны, «слепое» следование глобальным трендам без учета собственных интересов.
В п.14 как и ранее подчеркнуто, что НТР является одним из стратегических национальных приоритетов РФ. Роль отечественной науки прописана более рельефно:
Переписан раздел с большими вызовами (п.15):
а) Трансформация миропорядка и рост нестабильности.
б) Исчерпание возможности экстенсивного роста на фоне формирования экономки данных и использования ИИ.
в) Демографический переход.
г) Антропогенный фактор и окружающая среда.
д) Продовольственная безопасность и продовольственная независимость России на фоне глобального продовольственного кризиса.
е) Энергетический переход.
ж) Гибридные угрозы – военные, террористические, информационные, биологические, риск инфенкций.
з) Пространственное развитие, Мировой океан, Арктика и Антарктика.
Реакция на большие вызовы в виде наукоемких технологий и продукции подчеркнуто зациклине исключительно на национальные интересы РФ и повышение качества жизни населения. Убрано уточнение о «востребованности в мире».
Особо отмечена роль фундаментальной науки и ее самобытность:
Президент Владимир Путин своим указом утвердил новую Стратегию научно-технологического развития. Ключевые новации и отличия от версии 2016 г.
Окончательно сформировано понятие «научно-технологического» развития в противовес раннему «научному и технологическому» (п.3).
Введено этатистское уточнение: независимость государства и конкурентоспособность государства (п.4г).
Определены понятия: наукоемкая продукция, наукоемкие технологии, (включая сквозные и критические), квалифицированный заказчик. Введены в СНТР «важнейшие инновационные проекты государственного значения» и «федеральные научно-технические программы».
Интегрирована концепция «технологического суверенитета» (п.4и):
и) суверенитет РФ в технологической сфере (далее - технологический суверенитет) – способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства
Закреплено значение СНТР в качестве основы для всех документов в области научно-технологического развития (от госпрограмм до программ развития фондов) (п.7).
Переопределен второй этап госполитики 2002-2021 гг. и введен третий этап (п.10):
в) с 2022 года по настоящее время - этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления, сопровождающийся консолидацией общества и хозяйствующих субъектов для решения задач научно-
технологического развития.
Уточнена и подчеркнута роль науки (п.11):
11. В настоящее время российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества.
Выделены негативные тенденции в противовес пространному разделу в СНТР-2016 (п.11): несогласованность приоритетов НТР на различных уровнях, низкая восприимчивость экономики, концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны, «слепое» следование глобальным трендам без учета собственных интересов.
В п.14 как и ранее подчеркнуто, что НТР является одним из стратегических национальных приоритетов РФ. Роль отечественной науки прописана более рельефно:
российские наука и технологии являются ключевым инструментом для ответа на эти [большие] вызовы, играя важную роль не только в обеспечении национальных интересов, но и в решении глобальных проблем человечества.
Переписан раздел с большими вызовами (п.15):
а) Трансформация миропорядка и рост нестабильности.
б) Исчерпание возможности экстенсивного роста на фоне формирования экономки данных и использования ИИ.
в) Демографический переход.
г) Антропогенный фактор и окружающая среда.
д) Продовольственная безопасность и продовольственная независимость России на фоне глобального продовольственного кризиса.
е) Энергетический переход.
ж) Гибридные угрозы – военные, террористические, информационные, биологические, риск инфенкций.
з) Пространственное развитие, Мировой океан, Арктика и Антарктика.
Реакция на большие вызовы в виде наукоемких технологий и продукции подчеркнуто зациклине исключительно на национальные интересы РФ и повышение качества жизни населения. Убрано уточнение о «востребованности в мире».
Особо отмечена роль фундаментальной науки и ее самобытность:
19. Ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на внутреннюю логику своего развития.
publication.pravo.gov.ru
Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
СНТР-2024 (2/5)
Уточнен перечень приоритетов НТР – в основном они касаются уточнения новых (в т.ч. сквозных и критических технологий, ВИП ГЗ и ФНТП) направлений.
Изменена логика пункта ж) – теперь в нем выделено значение гуманитарных наук и этики развития:
О нелегкой судьбе гуманитаристики в контексте приоритетов мы писали ранее.
Введено два новых приоритета. Пункт з) посвящен климатически активным веществам. А вот пункт и) политически важен. Это большой успех Курчатовского института:
Определен платформенный формат развития:
Вместо пространных рассуждений о двух стратегиях развития теперь раздел IV о целях и задачах НТР содержит четкую формулировку:
Точечно настроены цели НТР (п.24).
Основополагающие принципы госполитики пересмотрены более масштабно. Теперь они выстроены так (п.27):
Уточнен перечень приоритетов НТР – в основном они касаются уточнения новых (в т.ч. сквозных и критических технологий, ВИП ГЗ и ФНТП) направлений.
Изменена логика пункта ж) – теперь в нем выделено значение гуманитарных наук и этики развития:
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.
О нелегкой судьбе гуманитаристики в контексте приоритетов мы писали ранее.
Введено два новых приоритета. Пункт з) посвящен климатически активным веществам. А вот пункт и) политически важен. Это большой успех Курчатовского института:
и) переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.
Определен платформенный формат развития:
22. Особую актуальность для реализации приоритетов научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения (научно-технологических платформ) в физической, цифровой и биологической сферах.
Вместо пространных рассуждений о двух стратегиях развития теперь раздел IV о целях и задачах НТР содержит четкую формулировку:
23. Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Точечно настроены цели НТР (п.24).
Основополагающие принципы госполитики пересмотрены более масштабно. Теперь они выстроены так (п.27):
a) неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим, промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития;
б) сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, необходимых для ответа на большие вызовы и обеспечивающих независимость и конкурентоспособность государства;
в) государственная и общественная поддержка фундаментальных и поисковых научных исследований как инструмента долгосрочного развития страны;
г) патриотическое воспитание российских ученых, повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов, значимых для обеспечения независимости и конкурентоспособности государства, при сохранении ими возможности выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских и технологических задач;
д) использование публичных механизмов, обеспечивающих доступ наиболее результативных исследовательских коллективов, других субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам на основании независимой научной (научно-технической) экспертизы.
Telegram
Научно-образовательная политика
«Приоритет 7 и ¾»
В Стратегии научно-технологического развития, как известно, семь приоритетных направлений развития.
Однако, общественные и гуманитарные науки и направления исследований не очень укладывалась в стройный треугольник идей прорыва.
В рамках…
В Стратегии научно-технологического развития, как известно, семь приоритетных направлений развития.
Однако, общественные и гуманитарные науки и направления исследований не очень укладывалась в стройный треугольник идей прорыва.
В рамках…
СНТР-2024 (3/5)
Пересмотрены и основные направления госполитики в рамках (п.28):
Переосмыслены, исходя их геополитических условий, а также методологии Десятилетия науки и технологий конкретные направления:
а) Инфраструктура (п.29): (мегасайенс, институциональные формы, доступ исследователей, поддержка отдельных территорий с высоким потенциалом, поддержка русскоязычной научной литературы, отечественные базы данных).
б) Молодежь (п.30) (планирование, репутационные механизмы, непрерывность кадровых циклов, привлечение иностранных ведущих и молодых ученых, социнфраструктура).
в) Управление (п.31) (согласование правового регулирования, прогнозирование и предиктивная аналитика, головные научные организации, непрерывность финансирования КНТПП полного инновационного цикла, независимая экспертиза, цифровая инфраструктура).
г) Международка (п.32) (взаимовыгодный и равноправный формат сотрудничества, СНГ-БРИКС-ШОС-ЕврАзЭС, продвижение собственной научной повестки, локализация крупных международных проектов, научная дипломатия, участие российских ученых в международных проектах).
В СНТР включен раздел о системе органов госвласти по НТР:
33. Общее руководство осуществляет Президент.
34. Совет при Президенте РФ по науке и образованию – стратегическое целеполагание.
35. Правительство – реализация мер.
36. Комиссия по научно-технологическому развитию РФ (при Правительстве) – координация действий, определение мер и инструментов реализации госполитики, представление Совету приоритетов и перечня важнейших наукоемких технологий).
37. По вопросам регионального и муниципального развития Комиссия действует совместно с комиссиями Госсовета.
38. Правительство через Комиссию планирует и проводит мероприятия организационного и правового характера.
39. Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук. Порядок функционирования этого НТС определяется Правительством.
40. Обеспечивает деятельность Комиссии ее аппарат в структуре Аппарата Правительства. Инфоаналитическое обеспечение возлагается на «центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству РФ».
41. О согласованности действий всех участников.
42. Для достижения цели и выполнения задач научно- технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов РФ – заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие.
Пересмотрены и основные направления госполитики в рамках (п.28):
а) создания условий для взаимовлияния науки и общества <…>;
б) организации системы трансфера технологий, управления интеллектуальной собственностью, ее охраны и защиты, развития передовых инженерных школ, опытно-конструкторских производств и студенческих конструкторских бюро в целях обеспечения быстрого перехода к стадии практического применения результатов научных исследований;
в) вовлечения научных и образовательных организаций, малых технологических компаний в технологическое обновление отраслей экономики и в создание новых рынков товаров и услуг во взаимодействии с крупными компаниями и органами государственной власти РФ;
г) создания системы государственной поддержки малых технологических компаний, обеспечивающей их ускоренный рост, технологический прорыв и устойчивое положение на национальном и мировых рынках;
д) реализации информационной политики, направленной на развитие технологической культуры, восприимчивости общества к результатам исследований в области науки, технологий и технологического предпринимательства, популяризацию достижений выдающихся ученых, инженеров, предпринимателей, освещение их роли в обеспечении социально-экономического и пространственного развития страны;
е) формирования института квалифицированного заказчика <…>.
Переосмыслены, исходя их геополитических условий, а также методологии Десятилетия науки и технологий конкретные направления:
а) Инфраструктура (п.29): (мегасайенс, институциональные формы, доступ исследователей, поддержка отдельных территорий с высоким потенциалом, поддержка русскоязычной научной литературы, отечественные базы данных).
б) Молодежь (п.30) (планирование, репутационные механизмы, непрерывность кадровых циклов, привлечение иностранных ведущих и молодых ученых, социнфраструктура).
в) Управление (п.31) (согласование правового регулирования, прогнозирование и предиктивная аналитика, головные научные организации, непрерывность финансирования КНТПП полного инновационного цикла, независимая экспертиза, цифровая инфраструктура).
г) Международка (п.32) (взаимовыгодный и равноправный формат сотрудничества, СНГ-БРИКС-ШОС-ЕврАзЭС, продвижение собственной научной повестки, локализация крупных международных проектов, научная дипломатия, участие российских ученых в международных проектах).
В СНТР включен раздел о системе органов госвласти по НТР:
33. Общее руководство осуществляет Президент.
34. Совет при Президенте РФ по науке и образованию – стратегическое целеполагание.
35. Правительство – реализация мер.
36. Комиссия по научно-технологическому развитию РФ (при Правительстве) – координация действий, определение мер и инструментов реализации госполитики, представление Совету приоритетов и перечня важнейших наукоемких технологий).
37. По вопросам регионального и муниципального развития Комиссия действует совместно с комиссиями Госсовета.
38. Правительство через Комиссию планирует и проводит мероприятия организационного и правового характера.
39. Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук. Порядок функционирования этого НТС определяется Правительством.
40. Обеспечивает деятельность Комиссии ее аппарат в структуре Аппарата Правительства. Инфоаналитическое обеспечение возлагается на «центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству РФ».
41. О согласованности действий всех участников.
42. Для достижения цели и выполнения задач научно- технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов РФ – заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие.
СНТР-2024 (4/5)
52. ВИП ГЗ и ФНТП утверждаются Правительством по согласованию с Президиумом Совета.
53. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте РФ по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций ВИП ГЗ, а также оценку предложений о разработке ФНТП.
Переформулировано содержание первого этапа реализации СНТР (2017-2021 год), внесен новый этап:
В качестве инструментов реализации СНТР выделены (п.48):
а) ГП НТР.
б) Нацпроекты (нацпрограммы) и федпроекты.
в) Отраслевые стратегии.
г) Стратегические инициативы Президента. (Их реализация с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством в приоритетном порядке (п.54).
д) Программа фундаментальных научных исследований.
е) Стратегии и программы РНФ и других институтов развития.
ж) Документы госкорпораций.
з) Иные госпрограммы (госпрограммы РФ и регионов, нац- и федпроекты и т.п.).
Пункт 49) определяет, что при формировании федпроектов мероприятия по развитию науки и созданию наукоемких технологий обязательно включаются в ГП НТР, а мероприятия по внедрению могут содержаться в других программных мерах.
Экспертная роль РАН закреплена пунктом 51) – экспертиза осуществляется Правительством при участии РАН.
Ориентиры в финансировании обозначены амбициозные (п.55) – доведение бюджетных трат до 2% ВВП, а также достижение к 2035 году паритетных трат бюджета и частных инвестиций в НТР.
Финансирование закреплено (п.56) в виде многоуровневого (федеральный и региональный уровни), многоканальное (в т.ч. от госкорпораций и публично-правовых компаний, РНФ и институтов развития), многостороннее (средства бизнеса, в т.ч. по механизму государственно-частного партнерства).
Мониторинг, а также оценка результативности и эффективности реализации СНТР отнесены (п.58) к ведению Комиссии по НТР.
Выделены обязательные показатели оценки эффективности и результативности (п.59):
а) Доля молодых ученых.
б) Объем поступлений в бюджет от отечественных наукоемких технологий.
в) Соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
г) Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП.
д) Прирост внутренних затрат на науку и увеличение доли внебюджетного финансирования.
52. ВИП ГЗ и ФНТП утверждаются Правительством по согласованию с Президиумом Совета.
53. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте РФ по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций ВИП ГЗ, а также оценку предложений о разработке ФНТП.
Переформулировано содержание первого этапа реализации СНТР (2017-2021 год), внесен новый этап:
47. До 2030 года и в дальнейшей перспективе в рамках реализации настоящей Стратегии планируются:
a) перестройка системы управления в области науки, технологий технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима, обусловленного долгосрочным характером политических, экономических и технологических санкций;
б) учет прогноза научно-технологического развития при принятии управленческих решений в области науки, технологий и технологического предпринимательства, обеспечение
согласованности стратегического планирования в данной области и бюджетного процесса;
в) переход к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики;
г) ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий в целях обеспечения устойчивого развития здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, ключевых отраслей промышленности, сферы безопасности, культуры, образования, социальной сферы, замещение устаревших технологий и стабильное увеличение экспорта отечественных наукоемких технологий и продукции;
д) опережающая разработка принципиально новых научно-технологических решений, в т.ч. основанных на природоподобных технологиях и обеспечиваюх конкурентоспособность и развитие российской экономики в стратегической перспективе.
В качестве инструментов реализации СНТР выделены (п.48):
а) ГП НТР.
б) Нацпроекты (нацпрограммы) и федпроекты.
в) Отраслевые стратегии.
г) Стратегические инициативы Президента. (Их реализация с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством в приоритетном порядке (п.54).
д) Программа фундаментальных научных исследований.
е) Стратегии и программы РНФ и других институтов развития.
ж) Документы госкорпораций.
з) Иные госпрограммы (госпрограммы РФ и регионов, нац- и федпроекты и т.п.).
Пункт 49) определяет, что при формировании федпроектов мероприятия по развитию науки и созданию наукоемких технологий обязательно включаются в ГП НТР, а мероприятия по внедрению могут содержаться в других программных мерах.
Экспертная роль РАН закреплена пунктом 51) – экспертиза осуществляется Правительством при участии РАН.
Ориентиры в финансировании обозначены амбициозные (п.55) – доведение бюджетных трат до 2% ВВП, а также достижение к 2035 году паритетных трат бюджета и частных инвестиций в НТР.
Финансирование закреплено (п.56) в виде многоуровневого (федеральный и региональный уровни), многоканальное (в т.ч. от госкорпораций и публично-правовых компаний, РНФ и институтов развития), многостороннее (средства бизнеса, в т.ч. по механизму государственно-частного партнерства).
Мониторинг, а также оценка результативности и эффективности реализации СНТР отнесены (п.58) к ведению Комиссии по НТР.
Выделены обязательные показатели оценки эффективности и результативности (п.59):
а) Доля молодых ученых.
б) Объем поступлений в бюджет от отечественных наукоемких технологий.
в) Соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
г) Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП.
д) Прирост внутренних затрат на науку и увеличение доли внебюджетного финансирования.
СНТР-2024 (5/5)
Итоги
Стратегия научно-технологического развития 2024 года обновлена, исходя из геополитических факторов, логики нацпроектов и госпрограммы НТР, формата приоритетных и сквозных технологий, уже принятых и планируемых ВИП ГЗ и ФНТП, Года и Десятилетия науки и технологий, идеологии научно-технологического суверенитета и безопасности. Речь идет об актуализации и точечной настройке. Нельзя говорить, что СНТР-2024 – это документ, который кардинально отличается от версии 2016 года.
Усилены компоненты, связанные с интересами России, несколько в тень отошло международное измерение. Четко прописана роль науки и технологий как фундаментальных основ развития, а также обеспечения независимости, безопасности и суверенитета России.
Основные новации связаны с природоподными технологиями. Это подтверждает роль Курчатовского института как главной научной организации страны, а президента Курчатника Михаила Ковальчука как одного из главных смыслообразователей в области стратегического научно-технологического развития.
Итоги
Стратегия научно-технологического развития 2024 года обновлена, исходя из геополитических факторов, логики нацпроектов и госпрограммы НТР, формата приоритетных и сквозных технологий, уже принятых и планируемых ВИП ГЗ и ФНТП, Года и Десятилетия науки и технологий, идеологии научно-технологического суверенитета и безопасности. Речь идет об актуализации и точечной настройке. Нельзя говорить, что СНТР-2024 – это документ, который кардинально отличается от версии 2016 года.
Усилены компоненты, связанные с интересами России, несколько в тень отошло международное измерение. Четко прописана роль науки и технологий как фундаментальных основ развития, а также обеспечения независимости, безопасности и суверенитета России.
Основные новации связаны с природоподными технологиями. Это подтверждает роль Курчатовского института как главной научной организации страны, а президента Курчатника Михаила Ковальчука как одного из главных смыслообразователей в области стратегического научно-технологического развития.
Дорогой надпрофессионального образования (1/3)
На площадке нового корпуса Мастерской управления «Сенеж» проходит трехдневная образовательная программа «Стратегии развития универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования» для представителей проректорского сообщества. Организуют программу проект «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с мастерской управления «Сенеж» и при поддержке «НОП».
Главная цель программы – обучение руководящего звена вузов с целью развития не только профессиональных, но и универсальных компетенций студентов. Одна из главных ценностей таких программ – возможность для проректоров создать свое неформальное сообщество, настоящий проректорский клуб друзей, готовых делиться друг с другом опытом, брать на вооружение лучшие практики коллег у себя в вузе и каждый день трансформировать образовательный процесс уже на своей земле.
Именно такой дружеский и теплый тон задала всей программе пленарная дискуссия, в которой приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.
На площадке нового корпуса Мастерской управления «Сенеж» проходит трехдневная образовательная программа «Стратегии развития универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования» для представителей проректорского сообщества. Организуют программу проект «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с мастерской управления «Сенеж» и при поддержке «НОП».
Главная цель программы – обучение руководящего звена вузов с целью развития не только профессиональных, но и универсальных компетенций студентов. Одна из главных ценностей таких программ – возможность для проректоров создать свое неформальное сообщество, настоящий проректорский клуб друзей, готовых делиться друг с другом опытом, брать на вооружение лучшие практики коллег у себя в вузе и каждый день трансформировать образовательный процесс уже на своей земле.
Именно такой дружеский и теплый тон задала всей программе пленарная дискуссия, в которой приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.
Дорогой надпрофессионального образования (2/3)
Ключевой темой сессии стал вопрос: зачем в вузе развивать надпрофессиональные навыки и как это делать? Первостепенная задача вузов – формировать базовые профессиональные компетенции, которые и составляют главный портфель знаний, умений и навыков молодого профессионала. Однако в современном мире одних «хардов» недостаточно, именно надпрофессиональные навыки позволяют выпускнику раскрыть свой потенциал, адаптироваться к новой среде и «распаковать» свою экспертность.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова обратила особое внимание, на то, что задача по формированию надпрофессиональных навыков – это такая же важная часть работы университета, как и выполнение основного учебного плана:
Сегодня особенно важно постоянно предлагать студентам новые возможности, держать их в курсе всего, что происходит в вузе и в их сфере. Это непростая задача, потому что для этого должна быть активная позиция у декана, проректоров, самого ректора. Учебный план мы все выполняем и это, конечно, очень важно! Но для профессионального развития студенту нужны и другие навыки — коммуникационные компетенции, например, чтобы, выйдя к работодателю он мог распаковать свою экспертность, показать, что он действительно умеет. А это, как раз, и есть задача надпрофессиональных навыков, которые также должны формироваться в вузе.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о важности дополнительных навыков для специалиста из любой сферы:
Ключевой темой сессии стал вопрос: зачем в вузе развивать надпрофессиональные навыки и как это делать? Первостепенная задача вузов – формировать базовые профессиональные компетенции, которые и составляют главный портфель знаний, умений и навыков молодого профессионала. Однако в современном мире одних «хардов» недостаточно, именно надпрофессиональные навыки позволяют выпускнику раскрыть свой потенциал, адаптироваться к новой среде и «распаковать» свою экспертность.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова обратила особое внимание, на то, что задача по формированию надпрофессиональных навыков – это такая же важная часть работы университета, как и выполнение основного учебного плана:
Сегодня особенно важно постоянно предлагать студентам новые возможности, держать их в курсе всего, что происходит в вузе и в их сфере. Это непростая задача, потому что для этого должна быть активная позиция у декана, проректоров, самого ректора. Учебный план мы все выполняем и это, конечно, очень важно! Но для профессионального развития студенту нужны и другие навыки — коммуникационные компетенции, например, чтобы, выйдя к работодателю он мог распаковать свою экспертность, показать, что он действительно умеет. А это, как раз, и есть задача надпрофессиональных навыков, которые также должны формироваться в вузе.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о важности дополнительных навыков для специалиста из любой сферы:
Университетские компетенции записаны в стандартах, и основная задача вуза - дать, конечно же, их. Однако сегодня актуален вопрос: насколько в рамках основных и дополнительных образовательных программ реализуется подготовка надпрофессиональных навыков?
Наша позиция в РСВ – то, что вы даете в вузах – это фундамент. Но есть и надпрофессиональная надстройка. Именно она помогает нашим выпускниками развиваться, расти и двигаться вперед.
Дорогой надпрофессионального образования (3/3)
По мнению экспертов, надпрофессиональные навыки – ключевой инструмент не только для успешной карьеры, но и счастливой жизни. Каждый из экспертов поделился важнейшими универсальными навыками именно для себя:
🤩 Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова:
🤩 Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля:
🤩 Руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева:
🤩 Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов:
Запрос на развитые надпрофессиональные навыки актуален не только со стороны самих студентов, но и работодателей. Как показало исследование РСВ, работодатели ценят soft skills студентов не меньше, а иногда и больше, чем их профильные знания.
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» представила рейтинг самых востребованных надпрофессиональных навыков для работодателей:
1. Обучаемость
2. Саморазвитие
3. Следование правилам и процедурам
4. Адаптивность
5. Стрессоустойчивость
В ходе живой дискуссии особый интерес вызвал вопрос, связанный с критериями «активного проректора по молодежке». Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов пояснил, что эффективная работа проректора во многом зависит только от него самого и часто приходится отстаивать важность своего блока, пробивать новые возможности для своей команды и развития внеучебной жизни университета:
По мнению экспертов, надпрофессиональные навыки – ключевой инструмент не только для успешной карьеры, но и счастливой жизни. Каждый из экспертов поделился важнейшими универсальными навыками именно для себя:
Во-первых, это умение использовать свое ресурсное состояние, важно уметь вовремя от чего-то отказываться и самое главное — не обижаться на людей. Во-вторых, я думаю, важнейший навык – это коммуникация. Сегодня почти все наши процессы и задачи строятся именно вокруг этой компетенции. И особо хочу отметить, что для меня, как для работодателя, важнейшая компетенция — это ориентировка на результат. Главный навык сотрудника – это не просто идти к своей цели, а добиваться поставленных результатов.
Я бы выделил как важную компетенцию не только коммуникацию, но и целеполагание и полностью соглашусь, что сегодня нужны люди, ориентированные на результат.
Для меня важнейшие навыки – это эмоциональный интеллект и клиентоориентированность. Важно относиться друг к другу очень по-доброму, нужно четко чувствовать наших коллег, студентов, партнёров и руководство.
В свое время, когда я только начинал свою карьеру, мне помогла компетенция клиентоориентированности. В нашем деле умение общаться, в том числе и со старшим поколением, чувство эмпатии – это важнейшие инструменты работы. И второе — это навык стрессоустойчивости, как некое продолжение многозадачности. Сейчас, когда все мы решаем несколько задач сразу, находимся в разных коммуникационных пространствах, это важнейшая компетенция.
Запрос на развитые надпрофессиональные навыки актуален не только со стороны самих студентов, но и работодателей. Как показало исследование РСВ, работодатели ценят soft skills студентов не меньше, а иногда и больше, чем их профильные знания.
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» представила рейтинг самых востребованных надпрофессиональных навыков для работодателей:
1. Обучаемость
2. Саморазвитие
3. Следование правилам и процедурам
4. Адаптивность
5. Стрессоустойчивость
В ходе живой дискуссии особый интерес вызвал вопрос, связанный с критериями «активного проректора по молодежке». Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов пояснил, что эффективная работа проректора во многом зависит только от него самого и часто приходится отстаивать важность своего блока, пробивать новые возможности для своей команды и развития внеучебной жизни университета:
«Активный проректор» – это тот, кто находится, в каком-то смысле, в специфичной оппозиции университета, в том смысле, что вы часто не получаете должной поддержки со стороны ректора или коллег по ректорату. Часто нужно именно донести до ректора мысль важности вашей работы для общего успеха вуза. Нужно постоянно объяснять, что ваш блок – один из самых ключевых блоков в программе его развития, что важно не только студентам и сотрудникам вуза, но и есть в приоритетных задачах госполитики.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова специально для НОП рассказала о том, кто такой «активный проректор» и в чем сегодня заключается главная задача проректорского сообщества в формировании универсальных компетенций.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов поделились с НОП своими впечатлениями от первого дня образовательной программы.
Новый оплот нашего ИИ в Индии
Университет Иннополис @universityinnopolis и индийский Университет Беннета открыли совместную исследовательскую ИИ-лабораторию. Лаборатория создана на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта российского ИТ-вуза и Школы медиа Times Университета Беннета для изучения возможностей применения нейросетей, совместных международных исследовательских проектов, междисциплинарных научных работ и конференций в области ИИ.
Открытие прошло в рамках подписанного меморандума о взаимопонимании между Университетом Иннополис и Университетом Беннета — частным вузом в Большой Нойде, специализирующемся на образовании и исследованиях в инженерии, менеджменте, СМИ, гуманитарных и прикладных науках.
В преподавательский состав лаборатории вошли заместитель директора и руководитель ПИШ российского ИТ-вуза Искандер Бариев, директор Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев, автор 1 400 исследовательских работ в области ИИ Аджит Абрахам и декан Школы медиа Times Университета Беннета Санджив Ратна Сингх.
Во время визита в Университет Беннета делегаты российского ИТ-вуза провели для студентов Школы СМИ Times сессию о практическом применении искусственного интеллекта.
Соглашение и новая лаборатория станет мощным плацдармом для наращивания сотрудничества российского вуза с иностранными коллегами Индии в сфере развития искусственного интеллекта.
Заместитель директора, руководитель ПИШ Университета Иннополис Искандер Бариев для НОП:
Университет Иннополис @universityinnopolis и индийский Университет Беннета открыли совместную исследовательскую ИИ-лабораторию. Лаборатория создана на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта российского ИТ-вуза и Школы медиа Times Университета Беннета для изучения возможностей применения нейросетей, совместных международных исследовательских проектов, междисциплинарных научных работ и конференций в области ИИ.
Открытие прошло в рамках подписанного меморандума о взаимопонимании между Университетом Иннополис и Университетом Беннета — частным вузом в Большой Нойде, специализирующемся на образовании и исследованиях в инженерии, менеджменте, СМИ, гуманитарных и прикладных науках.
В преподавательский состав лаборатории вошли заместитель директора и руководитель ПИШ российского ИТ-вуза Искандер Бариев, директор Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев, автор 1 400 исследовательских работ в области ИИ Аджит Абрахам и декан Школы медиа Times Университета Беннета Санджив Ратна Сингх.
Во время визита в Университет Беннета делегаты российского ИТ-вуза провели для студентов Школы СМИ Times сессию о практическом применении искусственного интеллекта.
Соглашение и новая лаборатория станет мощным плацдармом для наращивания сотрудничества российского вуза с иностранными коллегами Индии в сфере развития искусственного интеллекта.
Заместитель директора, руководитель ПИШ Университета Иннополис Искандер Бариев для НОП:
Новая лаборатория, открытая на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис – важная платформа для развития исследовательских проектов, публикации совместных научных работ и проведения международных конференций в области ИИ. Также это партнёрство позволит усилить наши учебные программы за счёт привлечения профессионалов с мировым опытом, которые присоединятся к профессорско-преподавательскому составу лаборатории.