СНТР-2024 (4/5)
52. ВИП ГЗ и ФНТП утверждаются Правительством по согласованию с Президиумом Совета.
53. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте РФ по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций ВИП ГЗ, а также оценку предложений о разработке ФНТП.
Переформулировано содержание первого этапа реализации СНТР (2017-2021 год), внесен новый этап:
В качестве инструментов реализации СНТР выделены (п.48):
а) ГП НТР.
б) Нацпроекты (нацпрограммы) и федпроекты.
в) Отраслевые стратегии.
г) Стратегические инициативы Президента. (Их реализация с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством в приоритетном порядке (п.54).
д) Программа фундаментальных научных исследований.
е) Стратегии и программы РНФ и других институтов развития.
ж) Документы госкорпораций.
з) Иные госпрограммы (госпрограммы РФ и регионов, нац- и федпроекты и т.п.).
Пункт 49) определяет, что при формировании федпроектов мероприятия по развитию науки и созданию наукоемких технологий обязательно включаются в ГП НТР, а мероприятия по внедрению могут содержаться в других программных мерах.
Экспертная роль РАН закреплена пунктом 51) – экспертиза осуществляется Правительством при участии РАН.
Ориентиры в финансировании обозначены амбициозные (п.55) – доведение бюджетных трат до 2% ВВП, а также достижение к 2035 году паритетных трат бюджета и частных инвестиций в НТР.
Финансирование закреплено (п.56) в виде многоуровневого (федеральный и региональный уровни), многоканальное (в т.ч. от госкорпораций и публично-правовых компаний, РНФ и институтов развития), многостороннее (средства бизнеса, в т.ч. по механизму государственно-частного партнерства).
Мониторинг, а также оценка результативности и эффективности реализации СНТР отнесены (п.58) к ведению Комиссии по НТР.
Выделены обязательные показатели оценки эффективности и результативности (п.59):
а) Доля молодых ученых.
б) Объем поступлений в бюджет от отечественных наукоемких технологий.
в) Соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
г) Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП.
д) Прирост внутренних затрат на науку и увеличение доли внебюджетного финансирования.
52. ВИП ГЗ и ФНТП утверждаются Правительством по согласованию с Президиумом Совета.
53. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте РФ по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций ВИП ГЗ, а также оценку предложений о разработке ФНТП.
Переформулировано содержание первого этапа реализации СНТР (2017-2021 год), внесен новый этап:
47. До 2030 года и в дальнейшей перспективе в рамках реализации настоящей Стратегии планируются:
a) перестройка системы управления в области науки, технологий технологического предпринимательства в условиях мобилизационного режима, обусловленного долгосрочным характером политических, экономических и технологических санкций;
б) учет прогноза научно-технологического развития при принятии управленческих решений в области науки, технологий и технологического предпринимательства, обеспечение
согласованности стратегического планирования в данной области и бюджетного процесса;
в) переход к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики;
г) ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий в целях обеспечения устойчивого развития здравоохранения, жилищно-коммунального комплекса, энергетики, ключевых отраслей промышленности, сферы безопасности, культуры, образования, социальной сферы, замещение устаревших технологий и стабильное увеличение экспорта отечественных наукоемких технологий и продукции;
д) опережающая разработка принципиально новых научно-технологических решений, в т.ч. основанных на природоподобных технологиях и обеспечиваюх конкурентоспособность и развитие российской экономики в стратегической перспективе.
В качестве инструментов реализации СНТР выделены (п.48):
а) ГП НТР.
б) Нацпроекты (нацпрограммы) и федпроекты.
в) Отраслевые стратегии.
г) Стратегические инициативы Президента. (Их реализация с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством в приоритетном порядке (п.54).
д) Программа фундаментальных научных исследований.
е) Стратегии и программы РНФ и других институтов развития.
ж) Документы госкорпораций.
з) Иные госпрограммы (госпрограммы РФ и регионов, нац- и федпроекты и т.п.).
Пункт 49) определяет, что при формировании федпроектов мероприятия по развитию науки и созданию наукоемких технологий обязательно включаются в ГП НТР, а мероприятия по внедрению могут содержаться в других программных мерах.
Экспертная роль РАН закреплена пунктом 51) – экспертиза осуществляется Правительством при участии РАН.
Ориентиры в финансировании обозначены амбициозные (п.55) – доведение бюджетных трат до 2% ВВП, а также достижение к 2035 году паритетных трат бюджета и частных инвестиций в НТР.
Финансирование закреплено (п.56) в виде многоуровневого (федеральный и региональный уровни), многоканальное (в т.ч. от госкорпораций и публично-правовых компаний, РНФ и институтов развития), многостороннее (средства бизнеса, в т.ч. по механизму государственно-частного партнерства).
Мониторинг, а также оценка результативности и эффективности реализации СНТР отнесены (п.58) к ведению Комиссии по НТР.
Выделены обязательные показатели оценки эффективности и результативности (п.59):
а) Доля молодых ученых.
б) Объем поступлений в бюджет от отечественных наукоемких технологий.
в) Соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств (в том числе без согласия правообладателей);
г) Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП.
д) Прирост внутренних затрат на науку и увеличение доли внебюджетного финансирования.
СНТР-2024 (5/5)
Итоги
Стратегия научно-технологического развития 2024 года обновлена, исходя из геополитических факторов, логики нацпроектов и госпрограммы НТР, формата приоритетных и сквозных технологий, уже принятых и планируемых ВИП ГЗ и ФНТП, Года и Десятилетия науки и технологий, идеологии научно-технологического суверенитета и безопасности. Речь идет об актуализации и точечной настройке. Нельзя говорить, что СНТР-2024 – это документ, который кардинально отличается от версии 2016 года.
Усилены компоненты, связанные с интересами России, несколько в тень отошло международное измерение. Четко прописана роль науки и технологий как фундаментальных основ развития, а также обеспечения независимости, безопасности и суверенитета России.
Основные новации связаны с природоподными технологиями. Это подтверждает роль Курчатовского института как главной научной организации страны, а президента Курчатника Михаила Ковальчука как одного из главных смыслообразователей в области стратегического научно-технологического развития.
Итоги
Стратегия научно-технологического развития 2024 года обновлена, исходя из геополитических факторов, логики нацпроектов и госпрограммы НТР, формата приоритетных и сквозных технологий, уже принятых и планируемых ВИП ГЗ и ФНТП, Года и Десятилетия науки и технологий, идеологии научно-технологического суверенитета и безопасности. Речь идет об актуализации и точечной настройке. Нельзя говорить, что СНТР-2024 – это документ, который кардинально отличается от версии 2016 года.
Усилены компоненты, связанные с интересами России, несколько в тень отошло международное измерение. Четко прописана роль науки и технологий как фундаментальных основ развития, а также обеспечения независимости, безопасности и суверенитета России.
Основные новации связаны с природоподными технологиями. Это подтверждает роль Курчатовского института как главной научной организации страны, а президента Курчатника Михаила Ковальчука как одного из главных смыслообразователей в области стратегического научно-технологического развития.
Дорогой надпрофессионального образования (1/3)
На площадке нового корпуса Мастерской управления «Сенеж» проходит трехдневная образовательная программа «Стратегии развития универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования» для представителей проректорского сообщества. Организуют программу проект «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с мастерской управления «Сенеж» и при поддержке «НОП».
Главная цель программы – обучение руководящего звена вузов с целью развития не только профессиональных, но и универсальных компетенций студентов. Одна из главных ценностей таких программ – возможность для проректоров создать свое неформальное сообщество, настоящий проректорский клуб друзей, готовых делиться друг с другом опытом, брать на вооружение лучшие практики коллег у себя в вузе и каждый день трансформировать образовательный процесс уже на своей земле.
Именно такой дружеский и теплый тон задала всей программе пленарная дискуссия, в которой приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.
На площадке нового корпуса Мастерской управления «Сенеж» проходит трехдневная образовательная программа «Стратегии развития универсальных компетенций в образовательных организациях высшего образования» для представителей проректорского сообщества. Организуют программу проект «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с мастерской управления «Сенеж» и при поддержке «НОП».
Главная цель программы – обучение руководящего звена вузов с целью развития не только профессиональных, но и универсальных компетенций студентов. Одна из главных ценностей таких программ – возможность для проректоров создать свое неформальное сообщество, настоящий проректорский клуб друзей, готовых делиться друг с другом опытом, брать на вооружение лучшие практики коллег у себя в вузе и каждый день трансформировать образовательный процесс уже на своей земле.
Именно такой дружеский и теплый тон задала всей программе пленарная дискуссия, в которой приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.
Дорогой надпрофессионального образования (2/3)
Ключевой темой сессии стал вопрос: зачем в вузе развивать надпрофессиональные навыки и как это делать? Первостепенная задача вузов – формировать базовые профессиональные компетенции, которые и составляют главный портфель знаний, умений и навыков молодого профессионала. Однако в современном мире одних «хардов» недостаточно, именно надпрофессиональные навыки позволяют выпускнику раскрыть свой потенциал, адаптироваться к новой среде и «распаковать» свою экспертность.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова обратила особое внимание, на то, что задача по формированию надпрофессиональных навыков – это такая же важная часть работы университета, как и выполнение основного учебного плана:
Сегодня особенно важно постоянно предлагать студентам новые возможности, держать их в курсе всего, что происходит в вузе и в их сфере. Это непростая задача, потому что для этого должна быть активная позиция у декана, проректоров, самого ректора. Учебный план мы все выполняем и это, конечно, очень важно! Но для профессионального развития студенту нужны и другие навыки — коммуникационные компетенции, например, чтобы, выйдя к работодателю он мог распаковать свою экспертность, показать, что он действительно умеет. А это, как раз, и есть задача надпрофессиональных навыков, которые также должны формироваться в вузе.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о важности дополнительных навыков для специалиста из любой сферы:
Ключевой темой сессии стал вопрос: зачем в вузе развивать надпрофессиональные навыки и как это делать? Первостепенная задача вузов – формировать базовые профессиональные компетенции, которые и составляют главный портфель знаний, умений и навыков молодого профессионала. Однако в современном мире одних «хардов» недостаточно, именно надпрофессиональные навыки позволяют выпускнику раскрыть свой потенциал, адаптироваться к новой среде и «распаковать» свою экспертность.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова обратила особое внимание, на то, что задача по формированию надпрофессиональных навыков – это такая же важная часть работы университета, как и выполнение основного учебного плана:
Сегодня особенно важно постоянно предлагать студентам новые возможности, держать их в курсе всего, что происходит в вузе и в их сфере. Это непростая задача, потому что для этого должна быть активная позиция у декана, проректоров, самого ректора. Учебный план мы все выполняем и это, конечно, очень важно! Но для профессионального развития студенту нужны и другие навыки — коммуникационные компетенции, например, чтобы, выйдя к работодателю он мог распаковать свою экспертность, показать, что он действительно умеет. А это, как раз, и есть задача надпрофессиональных навыков, которые также должны формироваться в вузе.
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о важности дополнительных навыков для специалиста из любой сферы:
Университетские компетенции записаны в стандартах, и основная задача вуза - дать, конечно же, их. Однако сегодня актуален вопрос: насколько в рамках основных и дополнительных образовательных программ реализуется подготовка надпрофессиональных навыков?
Наша позиция в РСВ – то, что вы даете в вузах – это фундамент. Но есть и надпрофессиональная надстройка. Именно она помогает нашим выпускниками развиваться, расти и двигаться вперед.
Дорогой надпрофессионального образования (3/3)
По мнению экспертов, надпрофессиональные навыки – ключевой инструмент не только для успешной карьеры, но и счастливой жизни. Каждый из экспертов поделился важнейшими универсальными навыками именно для себя:
🤩 Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова:
🤩 Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля:
🤩 Руководитель отдела сопровождения программ дополнительного профессионального образования Мастерской управления «Сенеж» Татьяна Снегирева:
🤩 Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов:
Запрос на развитые надпрофессиональные навыки актуален не только со стороны самих студентов, но и работодателей. Как показало исследование РСВ, работодатели ценят soft skills студентов не меньше, а иногда и больше, чем их профильные знания.
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» представила рейтинг самых востребованных надпрофессиональных навыков для работодателей:
1. Обучаемость
2. Саморазвитие
3. Следование правилам и процедурам
4. Адаптивность
5. Стрессоустойчивость
В ходе живой дискуссии особый интерес вызвал вопрос, связанный с критериями «активного проректора по молодежке». Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов пояснил, что эффективная работа проректора во многом зависит только от него самого и часто приходится отстаивать важность своего блока, пробивать новые возможности для своей команды и развития внеучебной жизни университета:
По мнению экспертов, надпрофессиональные навыки – ключевой инструмент не только для успешной карьеры, но и счастливой жизни. Каждый из экспертов поделился важнейшими универсальными навыками именно для себя:
Во-первых, это умение использовать свое ресурсное состояние, важно уметь вовремя от чего-то отказываться и самое главное — не обижаться на людей. Во-вторых, я думаю, важнейший навык – это коммуникация. Сегодня почти все наши процессы и задачи строятся именно вокруг этой компетенции. И особо хочу отметить, что для меня, как для работодателя, важнейшая компетенция — это ориентировка на результат. Главный навык сотрудника – это не просто идти к своей цели, а добиваться поставленных результатов.
Я бы выделил как важную компетенцию не только коммуникацию, но и целеполагание и полностью соглашусь, что сегодня нужны люди, ориентированные на результат.
Для меня важнейшие навыки – это эмоциональный интеллект и клиентоориентированность. Важно относиться друг к другу очень по-доброму, нужно четко чувствовать наших коллег, студентов, партнёров и руководство.
В свое время, когда я только начинал свою карьеру, мне помогла компетенция клиентоориентированности. В нашем деле умение общаться, в том числе и со старшим поколением, чувство эмпатии – это важнейшие инструменты работы. И второе — это навык стрессоустойчивости, как некое продолжение многозадачности. Сейчас, когда все мы решаем несколько задач сразу, находимся в разных коммуникационных пространствах, это важнейшая компетенция.
Запрос на развитые надпрофессиональные навыки актуален не только со стороны самих студентов, но и работодателей. Как показало исследование РСВ, работодатели ценят soft skills студентов не меньше, а иногда и больше, чем их профильные знания.
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» представила рейтинг самых востребованных надпрофессиональных навыков для работодателей:
1. Обучаемость
2. Саморазвитие
3. Следование правилам и процедурам
4. Адаптивность
5. Стрессоустойчивость
В ходе живой дискуссии особый интерес вызвал вопрос, связанный с критериями «активного проректора по молодежке». Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов пояснил, что эффективная работа проректора во многом зависит только от него самого и часто приходится отстаивать важность своего блока, пробивать новые возможности для своей команды и развития внеучебной жизни университета:
«Активный проректор» – это тот, кто находится, в каком-то смысле, в специфичной оппозиции университета, в том смысле, что вы часто не получаете должной поддержки со стороны ректора или коллег по ректорату. Часто нужно именно донести до ректора мысль важности вашей работы для общего успеха вуза. Нужно постоянно объяснять, что ваш блок – один из самых ключевых блоков в программе его развития, что важно не только студентам и сотрудникам вуза, но и есть в приоритетных задачах госполитики.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова специально для НОП рассказала о том, кто такой «активный проректор» и в чем сегодня заключается главная задача проректорского сообщества в формировании универсальных компетенций.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля и научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов поделились с НОП своими впечатлениями от первого дня образовательной программы.
Новый оплот нашего ИИ в Индии
Университет Иннополис @universityinnopolis и индийский Университет Беннета открыли совместную исследовательскую ИИ-лабораторию. Лаборатория создана на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта российского ИТ-вуза и Школы медиа Times Университета Беннета для изучения возможностей применения нейросетей, совместных международных исследовательских проектов, междисциплинарных научных работ и конференций в области ИИ.
Открытие прошло в рамках подписанного меморандума о взаимопонимании между Университетом Иннополис и Университетом Беннета — частным вузом в Большой Нойде, специализирующемся на образовании и исследованиях в инженерии, менеджменте, СМИ, гуманитарных и прикладных науках.
В преподавательский состав лаборатории вошли заместитель директора и руководитель ПИШ российского ИТ-вуза Искандер Бариев, директор Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев, автор 1 400 исследовательских работ в области ИИ Аджит Абрахам и декан Школы медиа Times Университета Беннета Санджив Ратна Сингх.
Во время визита в Университет Беннета делегаты российского ИТ-вуза провели для студентов Школы СМИ Times сессию о практическом применении искусственного интеллекта.
Соглашение и новая лаборатория станет мощным плацдармом для наращивания сотрудничества российского вуза с иностранными коллегами Индии в сфере развития искусственного интеллекта.
Заместитель директора, руководитель ПИШ Университета Иннополис Искандер Бариев для НОП:
Университет Иннополис @universityinnopolis и индийский Университет Беннета открыли совместную исследовательскую ИИ-лабораторию. Лаборатория создана на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта российского ИТ-вуза и Школы медиа Times Университета Беннета для изучения возможностей применения нейросетей, совместных международных исследовательских проектов, междисциплинарных научных работ и конференций в области ИИ.
Открытие прошло в рамках подписанного меморандума о взаимопонимании между Университетом Иннополис и Университетом Беннета — частным вузом в Большой Нойде, специализирующемся на образовании и исследованиях в инженерии, менеджменте, СМИ, гуманитарных и прикладных науках.
В преподавательский состав лаборатории вошли заместитель директора и руководитель ПИШ российского ИТ-вуза Искандер Бариев, директор Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев, автор 1 400 исследовательских работ в области ИИ Аджит Абрахам и декан Школы медиа Times Университета Беннета Санджив Ратна Сингх.
Во время визита в Университет Беннета делегаты российского ИТ-вуза провели для студентов Школы СМИ Times сессию о практическом применении искусственного интеллекта.
Соглашение и новая лаборатория станет мощным плацдармом для наращивания сотрудничества российского вуза с иностранными коллегами Индии в сфере развития искусственного интеллекта.
Заместитель директора, руководитель ПИШ Университета Иннополис Искандер Бариев для НОП:
Новая лаборатория, открытая на базе Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис – важная платформа для развития исследовательских проектов, публикации совместных научных работ и проведения международных конференций в области ИИ. Также это партнёрство позволит усилить наши учебные программы за счёт привлечения профессионалов с мировым опытом, которые присоединятся к профессорско-преподавательскому составу лаборатории.
Президент Владимир Путин в Послании-2024:
Молодежная политика. Новый нацпроект «Молодежь России». О будущем и для будущего России. Велика роль наставников с 1 сентября 2024 года – выплата 5000 руб. всем советников по воспитанию директоров. С 1 марта 2024 г. выплата до 10 тыс. рублей. «Майские указы» должны выполняться, но нужно добиваться роста. Разброс зарплат от регионов к региону несправедлив. Прошу Правительство в 2025 году отработать новую систему оплата труда в рамках пилотов регионов, а в 2026-м принять решение для всей страны.
Необходима мотивация для молодых специалистов приходить в школу. Целевым образом направят 9 млрд руб. на обновление инфраструктуры педагогических вузов. Строительство перспективных школ по пилотным регионам, далее они появятся во всех федеральных округах. Их станет 12.
Содержание обучения. Необходимо разобраться с расхождением дающихся знаний и вопросах экзаменов.
Механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Предложено дать выпускникам второй шанс – по выбору ученика пересдать ЕГЭ по одному предмету до срока завершения приемной кампании в вузах.
Молодежная политика. Новый нацпроект «Молодежь России». О будущем и для будущего России. Велика роль наставников с 1 сентября 2024 года – выплата 5000 руб. всем советников по воспитанию директоров. С 1 марта 2024 г. выплата до 10 тыс. рублей. «Майские указы» должны выполняться, но нужно добиваться роста. Разброс зарплат от регионов к региону несправедлив. Прошу Правительство в 2025 году отработать новую систему оплата труда в рамках пилотов регионов, а в 2026-м принять решение для всей страны.
Необходима мотивация для молодых специалистов приходить в школу. Целевым образом направят 9 млрд руб. на обновление инфраструктуры педагогических вузов. Строительство перспективных школ по пилотным регионам, далее они появятся во всех федеральных округах. Их станет 12.
Содержание обучения. Необходимо разобраться с расхождением дающихся знаний и вопросах экзаменов.
Механизм ЕГЭ должен совершенствоваться. Предложено дать выпускникам второй шанс – по выбору ученика пересдать ЕГЭ по одному предмету до срока завершения приемной кампании в вузах.