Университеты и геостратегические территории: развитие, основанное на доверии (1/2)
Прямо сейчас на площадке Северо-Восточного федерального университета @svfunews стартует III форум «Университеты и развитие геостратегических территорий». Форум традиционно проводится при поддержке НОП. Главная тема форума в этом году: «Развитие, основанное на доверии».
Сегодня именно в объединении усилий вузов, органов власти, индустриальных партнеров и геостратегических территорий заключается путь к эффективному решению серьезных вызовов, стоящих перед обществом и сферой науки и образования. Это единство невозможно без взаимного доверия и готовности работать сообща для достижения общей цели.
Форум открыла пленарная дискуссия с участием главы Республики Саха (Якутия), представителей федеральных органов власти и ректорского сообщества ведущих вузов страны. Модераторами дискуссии выступили Евгений Сженов @szhenov, научный руководитель экспертно–аналитического центра НОП и Василий Саввинов, проректор СВФУ.
Айсен Николаев @aisen_nikolaev, глава Республики Саха (Якутия), специально для НОП:
Прямо сейчас на площадке Северо-Восточного федерального университета @svfunews стартует III форум «Университеты и развитие геостратегических территорий». Форум традиционно проводится при поддержке НОП. Главная тема форума в этом году: «Развитие, основанное на доверии».
Сегодня именно в объединении усилий вузов, органов власти, индустриальных партнеров и геостратегических территорий заключается путь к эффективному решению серьезных вызовов, стоящих перед обществом и сферой науки и образования. Это единство невозможно без взаимного доверия и готовности работать сообща для достижения общей цели.
Форум открыла пленарная дискуссия с участием главы Республики Саха (Якутия), представителей федеральных органов власти и ректорского сообщества ведущих вузов страны. Модераторами дискуссии выступили Евгений Сженов @szhenov, научный руководитель экспертно–аналитического центра НОП и Василий Саввинов, проректор СВФУ.
Айсен Николаев @aisen_nikolaev, глава Республики Саха (Якутия), специально для НОП:
Я рад, что СВФУ в третий раз собирает замечательную команду на форум, посвященный геостратегическому развитию России. Университеты – это гораздо больше, чем просто образовательные учреждения. Они закладывают развитие общества на десятилетия вперед. В нынешнее непростое время роль университетов и их роль в геостратегическом развитии территории нашей страны – кратно возрастает. Сегодня наша страна подвергается колоссальному давлению западных стран. Мы боремся за то, чтобы наша и другие страны существовали в обществе, в котором нет тотального диктата извне. Уверен, что сегодня и в эти дни мы много будем говорить именно о роли доверия к будущему курсу, который обязательно будет проложен нашим президентом.
Ориентируясь лишь на старые методы, мы не сможем развивать такую обширную территорию. Я рад, что стратегия Северо-Восточного федерального университета и других вузов идет в русле развития общей стратегии развития нашей республики. СВФУ сегодня является базисным университетом нашего региона. Серьезную трансформацию проводим по среднему профессиональному образованию, так как имеется высокий спрос на рабочие кадры и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в креативных индустриях. Изменения должны быть не только в улучшении подходов к материально-техническому оснащению, но и в переосмыслении учебных процессов, практикоориентированной подготовке выпускников. Я рад, что такую работу мы проводим в тесной связке с федеральными вузами и крупными предприятиями. Конечно, предстоит много работы, и без доверия здесь никак.
Университеты и геостратегические территории: развитие, основанное на доверии (2/2)
Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:
Олег Чурилов, директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ:
Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:
Взаимодействие и достижение результата – это про все доверие и готовность идти рядом, плечом к плечу, не обращая внимания ни на какие вызовы и форс-мажоры. Доверие – это про решения родителей, дети которых получают высшее образование в вузах республики, это про выпускников университета, которые готовы доверить развитие своей карьеры работодателям, развивающимся на территории региона.
Это про инвесторов, которые также доверяют политике региона. Я уверена, что при наличии такого тесного взаимодействия и поддержке СВФУ, являясь флагманским, ключевым университетом, решающим стратегические задачи, продолжит решать важные задачи, реализовывать новые инициативы, становясь точкой роста не только для Якутии, но и всего Дальнего Востока.
Олег Чурилов, директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ:
Отрадно видеть, что глава региона уделяет большое внимание университету и вопросам технологического развития, которые могут быть решены с помощью вузов. У технологических проектов есть своя особенность – срок между началом проекта и получением результатов иногда может доходить до пяти лет. Было бы здорово, например. Если бы студенческие стартапы, которые создаются в университетах Якутии в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», получили поддержку в виде инвестиций от региональных фондов. Ребята, которые вовлекаются в технологическое предпринимательство, несомненно, только пробуют. Но такая возможность в долгосрочной перспективе серьезно повлияет на развитие региона и страны.
Telegram
Ольга Петрова
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
О задачах работы с молодёжью и для молодёжи, о развитии науки и образования
Я в «ВК» - https://vk.com/olga.pet1208
О задачах работы с молодёжью и для молодёжи, о развитии науки и образования
Я в «ВК» - https://vk.com/olga.pet1208
Forwarded from Майский указ
Протокол.pdf
569.5 KB
Минобрнауки будет внедрять образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» в качестве обязательного в программы высшего образования и повышения квалификации. Для этого будут подготовлены соответствующие отраслевые специалисты и педагогический состав. Одновременно Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве получит бюджет на проведение НИОКР на тему анализа и оценки рисков социально-экономического развития России, связанных с внедрением ИИ в отраслях экономики и социальной сфере. Центры обработки данных, создаваемые для целей ИИ, смогут при помощи Минэнерго на льготных условиях присоединится к электрическим сетям и получить льготные тарифы на электроэнергию. Минцифры продолжит внедрят технологии ИИ в компаниях с госучастием, а МИД будет еще активнее продвигать интересы России в сфере ИИ на международной арене.
Марафон «Цифровых кафедр»: пусть победит сильнейший
Московский Политех @mospolytech принял участие в Марафоне «Цифровых кафедр», который стартовал в марте. Университет делегировал сильную команду, в состав которой вошли руководитель «Цифровой кафедры» Денис Воронин, руководитель образовательных программ Александр Гневшев и студентка факультета экономики и управления Елизавета Вострецова.
Марафон «Цифровых кафедр» – площадка для обмена опытом, создания сети профессиональных связей и поддержки идей, которая способствует подъему уровня образования в цифровой эпохе. Марафон предлагает уникальную возможность университетам — соревноваться за звание лучшей «цифровой кафедры», с акцентом на инновационных подходах к популяризации своих достижений. Проект проходит в 8 федеральных округах и уже объединил более 100 вузов и 350 экспертов.
Очный этап марафона пройдет с 29 марта по 19 апреля. Команды «цифровых кафедр» встретятся для презентации кейсов взаимодействия с индустриальными партнерами и представления проектов, которые родились в период обучения студентов на «цифровых кафедрах».
Выбор участников команды Московского Политеха не случаен: Денис Воронин отвечал за организацию всего процесса обучения на «Цифровой кафедре» вуза, Александр Гневшев курировал содержательную часть программ, а Елизавета Вострецова показала выдающиеся результаты в учебе. Ключевые компетенции руководителей – выстраивание взаимодействия с индустриальными партнерами для разработки актуальных программ и дальнейшего трудоустройства выпускников.
Руководитель «Цифровой кафедры» Московского Политеха Денис Воронин для НОП:
В рамках Марафона команда Московского Политеха продемонстрировала инновационные образовательные практики и лучшие студенческие проекты, разработанные и внедренные в ходе обучения на «Цифровых кафедрах». Среди них – системы каталогизации материалов для авиа- и машиностроения, оптимизация управления клеточными инкубаторами, предиктивная аналитика для интернет-магазинов, цифровой архив технологий.
Московский Политех @mospolytech принял участие в Марафоне «Цифровых кафедр», который стартовал в марте. Университет делегировал сильную команду, в состав которой вошли руководитель «Цифровой кафедры» Денис Воронин, руководитель образовательных программ Александр Гневшев и студентка факультета экономики и управления Елизавета Вострецова.
Марафон «Цифровых кафедр» – площадка для обмена опытом, создания сети профессиональных связей и поддержки идей, которая способствует подъему уровня образования в цифровой эпохе. Марафон предлагает уникальную возможность университетам — соревноваться за звание лучшей «цифровой кафедры», с акцентом на инновационных подходах к популяризации своих достижений. Проект проходит в 8 федеральных округах и уже объединил более 100 вузов и 350 экспертов.
Очный этап марафона пройдет с 29 марта по 19 апреля. Команды «цифровых кафедр» встретятся для презентации кейсов взаимодействия с индустриальными партнерами и представления проектов, которые родились в период обучения студентов на «цифровых кафедрах».
Выбор участников команды Московского Политеха не случаен: Денис Воронин отвечал за организацию всего процесса обучения на «Цифровой кафедре» вуза, Александр Гневшев курировал содержательную часть программ, а Елизавета Вострецова показала выдающиеся результаты в учебе. Ключевые компетенции руководителей – выстраивание взаимодействия с индустриальными партнерами для разработки актуальных программ и дальнейшего трудоустройства выпускников.
Руководитель «Цифровой кафедры» Московского Политеха Денис Воронин для НОП:
Наша цель – популяризировать «Цифровую кафедру» Московского Политеха, привлечь новых партнеров и студентов, мотивированных на получение передовых цифровых компетенций и реализацию технологических проектов.
В рамках Марафона команда Московского Политеха продемонстрировала инновационные образовательные практики и лучшие студенческие проекты, разработанные и внедренные в ходе обучения на «Цифровых кафедрах». Среди них – системы каталогизации материалов для авиа- и машиностроения, оптимизация управления клеточными инкубаторами, предиктивная аналитика для интернет-магазинов, цифровой архив технологий.
Научная матрешка: школьная, фундаментальная и прикладная науки (1/2)
Сегодня все больше молодых людей включаются в науку, а подрастающее поколение увлекается научными исследованиями уже со школьной скамьи. У одного из ключевых акторов молодежной политики в нашей стране – «Движения Первых», объединившего множество детско-юношеских организаций России, выделен отдельный вектор – «Наука». В Движении Первых сложилась хорошая традиция – в формате прямых эфиров программы «Объясните нормально» активисты еженедельно задают вопросы о науке и исследовательской деятельности молодым ученым, представителям научно-образовательных учреждений, просветительских и научных проектов.
Гостем недавнего выпуска программы «Объясните нормально» стал Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». В основе всего разговора с ним была заложена ключевая тема – реализация одной из ведущих задач Десятилетия науки и технологий, одним из идеологов которого выступает Никита Марченков, а именно увеличением доли молодых ученых молодежи в науку и становление молодого ученого уже со школьного возраста.
Молодой ученый сегодня, по мнению Никиты Марченкова, это школьник или студент, способный быстро подстраиваться под изменения, браться за новые задачи, которыми искрит мир научных исследований. При «идеальном раскладе» молодой ученый должен уметь рассказывать о своих проектах людям. В качестве примера можно привести ответ на вопрос о том, почему вместо леса, который есть на определенном участке города, через 5 лет появится ядерная установка. Как сказал Никита Марченков, молодой ученый должен объяснить, что благодаря этой установке будут лечить людей от онкологических заболеваний, чтобы они понимали, что с этой наукой будет удобнее и приятнее жить.
Отдельного внимания была удостоена подготовка будущих специалистов в сфере точных наук уже со школьной скамьи. Точные науки созданы на основе всех предложенных и доказанных теорий ученых прошлого и для того, чтобы стать физиком, школьники должны раскрывать свою любознательность, интерес к науке. Сегодня существует множество форматов знакомства с исследованиями, в том числе научно-популярный туризм, позволяющий в рамках поездки в какой-либо регион посетить научные объекты. Особое место в этом вопросе занимает научное волонтерство, значимость данного направления работы уже неоднократно подчеркивалось самим Никитой Марченковым, а на базе РДДМ реализуется проект «Волонтеры науки».
Сегодня все больше молодых людей включаются в науку, а подрастающее поколение увлекается научными исследованиями уже со школьной скамьи. У одного из ключевых акторов молодежной политики в нашей стране – «Движения Первых», объединившего множество детско-юношеских организаций России, выделен отдельный вектор – «Наука». В Движении Первых сложилась хорошая традиция – в формате прямых эфиров программы «Объясните нормально» активисты еженедельно задают вопросы о науке и исследовательской деятельности молодым ученым, представителям научно-образовательных учреждений, просветительских и научных проектов.
Гостем недавнего выпуска программы «Объясните нормально» стал Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». В основе всего разговора с ним была заложена ключевая тема – реализация одной из ведущих задач Десятилетия науки и технологий, одним из идеологов которого выступает Никита Марченков, а именно увеличением доли молодых ученых молодежи в науку и становление молодого ученого уже со школьного возраста.
Молодой ученый сегодня, по мнению Никиты Марченкова, это школьник или студент, способный быстро подстраиваться под изменения, браться за новые задачи, которыми искрит мир научных исследований. При «идеальном раскладе» молодой ученый должен уметь рассказывать о своих проектах людям. В качестве примера можно привести ответ на вопрос о том, почему вместо леса, который есть на определенном участке города, через 5 лет появится ядерная установка. Как сказал Никита Марченков, молодой ученый должен объяснить, что благодаря этой установке будут лечить людей от онкологических заболеваний, чтобы они понимали, что с этой наукой будет удобнее и приятнее жить.
Отдельного внимания была удостоена подготовка будущих специалистов в сфере точных наук уже со школьной скамьи. Точные науки созданы на основе всех предложенных и доказанных теорий ученых прошлого и для того, чтобы стать физиком, школьники должны раскрывать свою любознательность, интерес к науке. Сегодня существует множество форматов знакомства с исследованиями, в том числе научно-популярный туризм, позволяющий в рамках поездки в какой-либо регион посетить научные объекты. Особое место в этом вопросе занимает научное волонтерство, значимость данного направления работы уже неоднократно подчеркивалось самим Никитой Марченковым, а на базе РДДМ реализуется проект «Волонтеры науки».
VK
Движение Первых. Пост со стены.
Не пропусти новый сезон «Объясните нормально» 🔥
Проект Движения Первых возвращается в абсолю... Смотрите полностью ВКонтакте.
Проект Движения Первых возвращается в абсолю... Смотрите полностью ВКонтакте.
Научная матрешка: школьная, фундаментальная и прикладная науки (2/2)
Возможность прикоснуться лично к науке очень важна для молодежи и детей: в их глазах опровергаются стереотипы о том, что лаборатория – страшное, мрачное и грязное место с пожилыми учеными в старых халатах. Благодаря этому они начинают больше интересоваться миром исследований. Сегодня возможность попасть в лабораторию есть у каждого заинтересованного в науке человека – для этого Курчатовский институт создал платформу для молодых ученых scienceid.net, на ней размещены маршруты научно-популярного туризма, в которых молодежь может принять участие и заняться текущими задачами, присоединиться к практическим исследованиям. Ограничений по возрасту практически нет, главное условие – желание.
Школьников, жадных до науки, в нашем государстве большое количество и знакомясь в ходе общения с коллегами с «перечнем» ее векторов, молодежи легче определиться, с чем конкретно связать свое будущее. Никита Марченков в рамках выпуска поделился необходимыми ступенями для становления молодого ученого:
1. Хорошее базовое образование;
2. Ориентированность на проект, так как любое исследование у молодого ученого должно иметь начало и план, как и когда он придет к его логическому завершению;
3. Обладание мягкими навыками, такими как умение презентовать материалы, вести научную коммуникацию, оформлять дизайн презентации.
Никита Марченков акцентировал внимание на важности фундаментального образования для современного молодого ученого. Говоря о новых открытиях, физики по большей части базируются на том, что уже создано до них, и лишь после этого они ищут «белые пятна» и исследуют их, находят им объяснение. Работа физика сегодня — формулировать гипотезы, чтобы в дальнейшем их подтверждать экспериментом, в качестве примера Никита Марченков привел достижения Игоря Курчатова:
Команда Никиты Марченкова сегодня продолжает дело величайших отечественных ученых и решает задачи по развитию методов наблюдения атомарного строения вещества. В частности, они следят за тем, как разные строения вещества ведут себя в разных условиях. Так, например, чтобы мобильный телефон работал и в +50, и в -50 градусов исследователи берут кристаллы, находящиеся в нем, и испытывают их в экстремальных условиях. Такая научная преемственность поколений обеспечивает движение российской науки к новым горизонтам, сохраняя при этом напутствие Президента Курчатника Михаила Ковальчука молодым ученым помнить о том, что они стоят на плечах гигантов и верно расставлять приоритеты.
Возможность прикоснуться лично к науке очень важна для молодежи и детей: в их глазах опровергаются стереотипы о том, что лаборатория – страшное, мрачное и грязное место с пожилыми учеными в старых халатах. Благодаря этому они начинают больше интересоваться миром исследований. Сегодня возможность попасть в лабораторию есть у каждого заинтересованного в науке человека – для этого Курчатовский институт создал платформу для молодых ученых scienceid.net, на ней размещены маршруты научно-популярного туризма, в которых молодежь может принять участие и заняться текущими задачами, присоединиться к практическим исследованиям. Ограничений по возрасту практически нет, главное условие – желание.
Школьников, жадных до науки, в нашем государстве большое количество и знакомясь в ходе общения с коллегами с «перечнем» ее векторов, молодежи легче определиться, с чем конкретно связать свое будущее. Никита Марченков в рамках выпуска поделился необходимыми ступенями для становления молодого ученого:
1. Хорошее базовое образование;
2. Ориентированность на проект, так как любое исследование у молодого ученого должно иметь начало и план, как и когда он придет к его логическому завершению;
3. Обладание мягкими навыками, такими как умение презентовать материалы, вести научную коммуникацию, оформлять дизайн презентации.
Никита Марченков акцентировал внимание на важности фундаментального образования для современного молодого ученого. Говоря о новых открытиях, физики по большей части базируются на том, что уже создано до них, и лишь после этого они ищут «белые пятна» и исследуют их, находят им объяснение. Работа физика сегодня — формулировать гипотезы, чтобы в дальнейшем их подтверждать экспериментом, в качестве примера Никита Марченков привел достижения Игоря Курчатова:
Игорь Курчатов, который стал руководителем Курчатовского института 80 лет назад, разобравшись, как устроен атом, смог на базе этого поставить его на службу человека. Из этого была создана атомная энергетика и благодаря этому сегодня Россия является главным поставщиком атомной энергии в мире.
Команда Никиты Марченкова сегодня продолжает дело величайших отечественных ученых и решает задачи по развитию методов наблюдения атомарного строения вещества. В частности, они следят за тем, как разные строения вещества ведут себя в разных условиях. Так, например, чтобы мобильный телефон работал и в +50, и в -50 градусов исследователи берут кристаллы, находящиеся в нем, и испытывают их в экстремальных условиях. Такая научная преемственность поколений обеспечивает движение российской науки к новым горизонтам, сохраняя при этом напутствие Президента Курчатника Михаила Ковальчука молодым ученым помнить о том, что они стоят на плечах гигантов и верно расставлять приоритеты.
Telegram
Научно-образовательная политика
Российская наука: сохраняя традиции, к новым горизонтам
После Второй мировой войны атомный проект в СССР стал катализатором развития множества новых направлений науки, технологий, изменил геополитическую картину мира. В рамках атомного и космического проекта…
После Второй мировой войны атомный проект в СССР стал катализатором развития множества новых направлений науки, технологий, изменил геополитическую картину мира. В рамках атомного и космического проекта…
В июне 2023 года был запущен Центральный университет — первый в России вуз на основе STEM-модели (Science, Technology, Engineering, Mathematics), созданный крупнейшими компаниями. Университет объединил опыт лучших физико-математических и технических вузов страны и бизнес-экспертизу крупнейших компаний-работодателей для создания высококвалифицированных кадров в ИТ.
Первая программа обучения — магистерская — была запущена в сентябре 2023 года, на ней сейчас учатся 44 студента. Но количество заявок было настолько велико, что вуз решил запустить весенний набор на магистратуру. Из 10 000 заявок отбор прошли 62 абитуриента.
Главная ценность Центрального университета - практика. Во втором семестре для учащихся первого потока открывается ML-студия. Студенты смогут присоединиться к командам Центра технологий искусственного интеллекта Тинькофф и получить уникальный опыт работы по внедрению современных технологий в продукты. Сильные студенты могут рассчитывать на стажировку в других крупнейших ИТ-компаниях.
В сентябре 2024 года в вузе запустится первая программа бакалавриата на 500 студентов. Набор на нее уже открыт, у будущих студентов есть возможность получать гранты на обучение.
Первая программа обучения — магистерская — была запущена в сентябре 2023 года, на ней сейчас учатся 44 студента. Но количество заявок было настолько велико, что вуз решил запустить весенний набор на магистратуру. Из 10 000 заявок отбор прошли 62 абитуриента.
Главная ценность Центрального университета - практика. Во втором семестре для учащихся первого потока открывается ML-студия. Студенты смогут присоединиться к командам Центра технологий искусственного интеллекта Тинькофф и получить уникальный опыт работы по внедрению современных технологий в продукты. Сильные студенты могут рассчитывать на стажировку в других крупнейших ИТ-компаниях.
В сентябре 2024 года в вузе запустится первая программа бакалавриата на 500 студентов. Набор на нее уже открыт, у будущих студентов есть возможность получать гранты на обучение.
Государственная дума начинается со студента
Студенты Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского @rgunhru в стенах нашего парламента встретились с заместителем председателя Государственной Думы по науке и высшему образованию, членом фракции «Единая Россия» в Госдуме Екатериной Харченко.
Екатерина Харченко поделилась с НОП впечатлениями от встречи:
Студенты Университета Вернадского, целью обучения которых является подготовка профессиональных управленческих кадров для сельских территорий, ознакомились с основными принципами работы Госдумы, представители свое виденье в части законодательного регулирования процессов, связанных с региональным управлением и территориальным планированием. В рамках диалога обсуждались ключевые вопросы научно-образовательной повестки страны: механизмы господдержки молодёжных социальных и научных проектов, были обозначены приоритеты для обеспечения технологического суверенитета России.
Проректор Университета Вернадского Андрей Тихонов, специально для НОП:
Студенты Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского @rgunhru в стенах нашего парламента встретились с заместителем председателя Государственной Думы по науке и высшему образованию, членом фракции «Единая Россия» в Госдуме Екатериной Харченко.
Екатерина Харченко поделилась с НОП впечатлениями от встречи:
Сегодня одной из приоритетных задач является выстраивание системного диалога молодёжи и органов государственной власти. В стенах Государственной Думы встретилась со студентами Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского, будущими управленцами и работниками АПК. Обсудили различные молодёжные проекты, инициативы, направленные на включение молодёжи в обширную госповестку.
Студенты Университета Вернадского, целью обучения которых является подготовка профессиональных управленческих кадров для сельских территорий, ознакомились с основными принципами работы Госдумы, представители свое виденье в части законодательного регулирования процессов, связанных с региональным управлением и территориальным планированием. В рамках диалога обсуждались ключевые вопросы научно-образовательной повестки страны: механизмы господдержки молодёжных социальных и научных проектов, были обозначены приоритеты для обеспечения технологического суверенитета России.
Проректор Университета Вернадского Андрей Тихонов, специально для НОП:
Хочется выразить слова благодарности в адрес депутата Государственной Думы Екатерины Владимировны Харченко за организацию содержательной встречи со студентами нашего вуза. Для будущих управленцев крайне важно в период обучения погрузиться в профессиональную среду, озвучить свои идеи и инициативы. Проговорили ряд полезных инициатив, которые в ближайшее время реализуем совместно с нашими ребятами.