НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
РНФ – на фронте науки и техсуверенитета

Премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с гендиректором Российского научного фонда Владимиром Беспаловым.

Векторы работы РНФ
РНФ – главный грантовый институт развития в отечественной науке.

Эталонная (по мнению Владимира Беспалова) система экспертизы.

В 2023 году профинансировано 11 тыс. проектов.

Фонду поручено поддерживать не только НИРы (фундаментальные и поисковые исследования), но и ОКРы. В 2023 г. поддержано 60 проектов.

Конкурс технологических партнеров – 200 предложений от 122 организаций, поддержано 56 от 36 предприятий.

Наука молодых. С 2017 г. РНФ запустил отдельные конкурсы (Президентскую программу для молодых исследователей – в 2023 г.: более 45 тыс. молодых ученых до 39 лет, это 70% всех исполнителей, среди них 10 тыс. аспирантов и 8 тыс. студентов.

Пространственное развитие России поддерживается с помощью региональных конкурсов.

Зоны внимания от Михаила Мишустина
Главная задача РНФ – участвовать в решении главной задачи – достижении промышленного, финансового, технологического суверенитета.

Затраты на НИОКР будут доведены до 2% ВВП. Это будет формировать заказы на науку и трансфер технологий в промышленность.

Векторы: мегасайенс, поддержка талантов, молодежные лаборатории, обновление приборной базы.

Важная задача – популяризация науки как поля достижений, а также вектора профессионального развития молодежи. При этом Михаил Мишустин не удовлетворился тем, что РНФ выпускает ежеквартальные отчены. Сам Владимир Беспалов признал, что молодежь их не читает. Открытым остается вопрос – читает ли их вообще кто-то.

Премьер-министр взял с гендиректора РНФ обещание подумать, что может Российский научный фонд сделать для популяризации науки, научных достижений среди школьников и молодёжи.

Итог
РНФ в целом позитивно отчитался о работе. Проблемы (а их есть и немало) не прозвучали в открытой части.

Неосторожным может быть признано замечание гендиректора РНФ о публикационной активности:

При поддержке Российского научного фонда учёные добиваются значимых научных результатов, которые обнародуются в ведущих высокорейтинговых журналах. На фоне общего снижения публикационной активности грантополучатели фонда выдерживают качество и объёмы публикаций.

Получается, что подразумеваются ведущие журналы, которые индексированы в БД, операторами которых являются компании из недружественных стран. Про отечественные журналы Владимир Беспалов не упоминал.

Фонд сильно гордится своей системой экспертизы. Но она была заложена еще в эпоху первых волн мегагрантов. Да и сам РНФ получился после отмены второй итерации ФЦП Кадры. Равно как и Президентская программа стартовала не без непонятных решений и странной фокусировки конкурсов.

Остается открытым вопрос отношений РАН и РНФ. Академия стремится перетянуть всю экспертизу себе, что и соответствует ее статусу, а также сделать ее институциональной. РНФ исповедует другой подход – персональное участие экспертов. Но и к составу предметных советов вопросы как были, так и остаются.

Подробнее.
🌚1
PR-поток «Мастерской новых медиа»

«Мастерская новых медиа» выпустила единственный в 2024 году поток PR-специалистов. Выпускниками стали руководители пресс-служб, консалтинговых и коммуникационных агентств со всей страны. Теперь самое крупное российское медиасообщество достигло почти тысячи участников. Уже во время обучения слушатели PR-потока запустили несколько информационных кампаний, которые охватили более 17 млн жителей России.

Конкурс на поток «Связи с общественностью» составил 26 человек на место. Выпускниками стали 75 человек, лидеры по количеству участников – Москва и Московская область, Пермский край, Санкт-Петербург и Воронежская область. Мастерами потока стали пресс-секретарь Председателя Правительства России Борис Беляков, основатель группы «ИМА» Андрей Гнатюк, руководитель Экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов.

В Мастерской ЭИСИ и «ИМА-консалтинг» участники изучили опыт работы ключевых игроков PR-отрасли России. В Мастерской Бориса Белякова со слушателями встретились руководители пресс-служб практически всех вице-премьеров Правительства России и министерств, а также главные редакторы СМИ.

Спикерами программы стали начальник Управления Президента России по общественным проектам Сергей Новиков, официальный представитель МИД России Мария Захарова, генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак, профессор МГИМО, полковник Службы внешней разведки в отставке Андрей Безруков, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина, директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов, главный редактор РБК Петр Канаев и другие эксперты в области PR, коммуникаций, консалтинга и новых технологий.

Во время обучения участники запустили социальные акции. «Страна героев» с историями участников Великой Отечественной войны и спецоперации охватила более 15 млн человек, акция «Горжусь учителем» собрала около 2 млн участников, которые рассказали о своих школьных наставниках. Еще одна инициатива – «Помогать – это модно» – реализуется сейчас: добровольцы всех федеральных округов делятся историями о том, почему они помогают другим.

Выпускники станут членами сообщества «Мастерской новых медиа», в котором получат дополнительные возможности для развития, реализации проектов, проведения информационных кампаний и карьерные предложения.

Юлия Аблец, основатель «Мастерской новых медиа», заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы», для НОП:
В сообществе «Мастерской новых медиа» теперь почти тысяча медийщиков по всей стране, это 88 регионов России. Более того, в этом году обучение окончили первые международные участники: из Беларуси и Бельгии. Нашей задачей было создать распределенное сетевое сообщество медийщиков, которые действуют автономно, самостоятельно. При формировании нашего сообщества мы сразу говорили: нам нужно деятельное сообщество. Просто собирать людей вместе, что-то вместе обсуждать – это уже неплохо. Но у нас другая цель: деятельное сообщество, которое в итоге своего объединения будет что-то создавать для страны. И кажется, нам это тоже удалось.
Региональный дайджест – наука и образование (30 мая – 5 июня)

(30 мая) Президент Владимир Путин предложил Руслану Кухаруку возглавить Ханты-Мансийский автономный округ.

(31 мая) Президент Владимир Путин предложил Вячеславу Федорищеву возглавить Самарскую область. Глава государства подчеркнул, что это мощный промышленный регион.

В контексте смены губернаторов стоит напомнить: у Самарской области весьма высокий научно-технологический потенциал.

Оба региона – ХМАО и Самарскую область – роднит то, что они участвуют в научно-образовательных центрах мирового уровня. Этот факт важен при рассмотрении потенциала развития. И на предоставляемые НОЦами возможности стоит обратить внимание двум новым руководителям субъектов федерации.

(31 мая) Дмитрий Чернышенко и Александр Беглов обсудили социально-экономическое и научно-образовательное развитие Санкт-Петербурга.

Вице-премьер отметил ключевые мероприятия – открытие Санки-Петербургского отделения РАН, празднование 300-летия СПбГУ, а также комплекс активностей в рамках Десятилетия науки и технологий.

Дмитрий Чернышенко отметил успехи города в (до)школьном сегменте – ликвидирован дефицит учреждений. Александр Беглов уточнил объемы работы – за 5 лет 106 новых школ и 220 детсадов, в этом году план – 37 школ и 58 садов.

В школах, как рассказал губернатор Санкт-Петербурга, открываются лаборатории по разным направлениям, колы получают новое оборудование. Цель – чтобы дети могли получать дополнительные знания и даже первую профессию.

В области СПО и высшего образования Дмитрий Чернышенко поручил уделять большое внимание приемной кампании, а также программе капремонта общежитий вузов и колледжей.

(5 июня) Вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о реконструкции учебного корпуса Крымского федерального университета в Симферополе. Площадь вырастет с 3 до 7,7 тыс. кв. м., на ней смогут учиться более 700 студентов и работать около 220 сотрудников и преподавателей.
Президент на пленарке ПМЭФ – логика развития: наука, образование, технологии (1/2)

Президент Владимир Путин выступил на пленарном заседании XXVII Петербургского международного экономического форума. Его выступление лишний раз подтвердило важность научно-образовательного и инновационно-технологического фундамента для социально-экономического развития, обеспечения безопасности и суверенитета страны, а также возможностей для самореализации каждого россиянина.

Ключевые тезисы и логические цепочки президента

Новую социально-экономическую модель формирует взрывной рост технологий, который меняет практически все сферы жизни. Преимущества получат те государства, которые и производят новые решения, но и внедряют их оперативным и опережающем образом. У России высокий уровень готовности и восприимчивости к инновациям – как в ОПК, так и в гражданском секторе.

Главным инструментом опережающего развития станут проекты технологического суверенитета. Именно они станут системой настройки отраслевых и структурных технологических изменений в экономике.

Финансовым источником для проектов техсуверенитета должны стать инвестиции – в частности, банковское кредитование.

Важным фактором станет право на риск – его государство разделит с инвесторами. Через Фонд фондов и РФПИ реализуются и развиваются механизмы ГЧП. Их расширят на отрасли промышленности и космическую сферу.

Ключевыми для успешного достижения техсуверенитета и комплексного развития являются квалифицированные кадры. Система профобразования (СПО и высшая школа) будут перенастроены на рынок труда. Базой станет прогноз кадровой потребности экономики. Через него будет проходить трансформация системы образования. Цель – повысить долю высококвалифицированных специалистов на должностях с высокой добавленной стоимостью.

В сфере среднего профессионального образования эта задача решается через «Профессионалитет»: обновление материально-технической базы колледжей и техникумов, формирование учебно-производственных кластеров с работодателями и т.п.

Для высшего образования президент особо выделил два фактора развития. Первый – кампусы мирового уровня, второй – оценка образовательных организаций преимущественно по востребованности выпускников на рынке труда и росту их зарплат.

Президент Владимир Путин среди оснований трансформации экономики России особо выделил:

Шестое структурное изменение – форсированное, опережающее насыщение отраслей экономики современными технологиями и инновациями. Это, может, одно из ключевых направлений.


Задача известная – за шесть лет войти в топ-10 в мире по объему НИОКР, довести затраты на них не менее чем до 2% ВВП.

Инструменты – национальные проекты технологического суверенитета. Они системны – в них реализуются полные инновационные и кадровые циклы, уделяется внимание популяризация сектора НИОКР, интегрирован гарантированный спрос от квалифицированных заказчиков.
Президент на пленарке ПМЭФ – логика развития: наука, образование, технологии (2/2)

Одна из важнейших новостей для научно-образовательной сферы - в рамках НПТС проектов будут определены опорные колледжи, вузы и научно-исследовательские институты. Они, как отметил президент, должны стать основой для бурного роста новых отраслей в нашей стране.

Для опорных населенных пунктов (в т.ч., где расположатся опорные организации) будут разработаны мастер-планы. Всего – для 220 населенных пунктов:

В их число войдут все региональные центры, а также города, играющие важную роль в укреплении технологического суверенитета России.


Для реализации НПТС требуется совершенствование правовой базы для бизнеса, а также формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности. Исследования и изобретения должны проходить весь цикл, а не «ложиться на полку». Для этого планируется запустить механизм передачи патентов на научные разработку от заказчика к их создателям, а также малым инновационным предприятиям и технологическим компаниям. Однако, здесь необходимо не допустить перекосов.

Среди макрорегиональных ориентиров модератор Сергей Караганов предложил «сибиризацию» экономики страны. Владимир Путин подтвердил – многие научно-образовательные проекты будут реализованы как раз в Сибири. В целом сохраняется ориентир на региональное развитие, заложенный еще на самом старте научно-технологического прорыва.

Особое внимание на пленарке получил ОПК. Президент подчеркнул , что возрождение «оборонки» всегда проходило с прицелом на конверсию и диверсификацию производства. Речь идет о сопряженном развитии обеих линеек продукции – военной и гражданской. Это обеспечивает взаимное переплескивание идей и технологий. Существующий план по достижению в горизонте нескольких лет паритета этих двух линеек будет выполнен.

Выступление президента Владимира Путина еще раз закрепило системный подход к решению задач развития, импортообережения, обеспечения безопасности и суверенитета по всему спектру направления – в том числе по технологическому и кадровому.

Более подробно о науке и технологиях, а также настройке образовательной системы будет вестись речь на скором заседании Совета при Президенте по науке и образованию.

Подробнее.
Алексей Федоров, руководитель научной группы Российского квантового центра, советник заместителя председателя правления АО «Газпромбанк» по итогам секции «Наука – мода XXI века?» в рамках ПМЭФ-2024 специально для НОП:
Запрос на подготовку кадров в области квантовых технологий, безусловно, есть. Крупные проекты национального масштаба - Дорожные карты по вычислениям и квантовым коммуникациям - Росатом и РЖД являются сейчас ключевым драйвром для спроса на таких специалистов. Вместе с тем, с учетом интереса бизнеса возникает потребность в подготовке специалистов в области внедрений квантовых технологий в бизнес-процессы. На этом сфокусирована наша образовательная программа "Индустриальные квантовые технологии" в Университете МИСИС, которую мы делаем вместе с партнерами из бизнеса. Руководит программой со стороны МИСИС Наталия Малеева - руководитель дизайн-центра квантового проектирования. Студенты магистратуры «Индустриальные квантовые технологии» смогут проходить стажировки, реализуя возможность начать карьеру в крупнейших технологических компаниях.
Пространство для реализации мечты в Иннополисе

Новая лаборатория-шоурум «Индустрия 4.0» создана на базе Передовой инженерной школы как центр демонстрации и популяризации технологий, обучения и подготовки студентов, а в дальнейшем — кадров для промышленных предприятий, ИТ-компаний и разработчиков. На площади 340 кв. м выставлены образцы роботов, беспилотных летательных аппаратов, стенды цифровых проектов и другое. Первой пространство передовых технологий посетила делегация Раиса РТ Рустама Минниханова.

Пространство высокотехнологичных проектов создано по стандартам Индустрии 4.0 — четвертой промышленной революции, основанной на внедрении информационных технологий в промышленность, автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта.

Лаборатория-шоурум «Индустрия 4.0» на базе ПИШ Университета Иннополис разделена на несколько зон: Центр беспилотных авиационных систем, Центр беспилотных технологий, цифровых проектов, инсталляция с визуализацией зарегистрированных РИД и пространство для совместной работы над проектами студентов и сотрудников вуза, проведения лекториев и образовательных воркшопов.

Искандер Бариев, руководитель Передовой инженерной школы, заместитель директора Университета Иннополис @universityinnopolis для НОП:
В новом пространстве мы демонстрируем экспонаты в рамках технологий Индустрии 4.0 с разработками и лучшими цифровыми технологиями центров разработки нашего ИТ-вуза и индустриальных партнёров. В дальнейшем планируем наполнять экспозицию новыми продуктами, расширить образовательные стенды, дополнить пространство технологичными тренажёрами. Так студенты Университета Иннополис и программ ПИШ смогут получить практические навыки, необходимые для успешной карьеры в современном мире. Мы планируем дальше развивать лабораторию-шоурум Индустрии 4.0 как инновационную площадку для обучения пользователей работе с российскими решениями и оборудованием, подготовки кадров для цифровой трансформации, демонстрации передовых отечественных технологий и популяризации науки и технологий.


На выставке представлены проекты Центра беспилотных авиационных систем, цифровые продукты центров разработки Университета Иннополис, Передовой инженерной школы и Института дополнительного образования Университета Иннополис, среди которых:

🤩TeamFlame— отечественная система постановки задач и управления процессом разработки.

🤩GirFlame— отечественная система хранения и управления репозиториями.

🤩Иннокиберполигон — виртуальная лаборатория для проведения киберучений по информационной безопасности.

🤩Синтез+ — платформа цифровизации и автоматизации бизнес-процессов предприятия. 

🤩Мультимедийный виртуальный 3D-город, в котором можно найти информацию о проектах и разработках Университета Иннополис.

🤩Образовательная платформа для реализации полного цикла онлайн-обучений: управления контентом, организации работы в команде или по индивидуальному треку, выгрузки сквозной аналитики и других возможностей. Платформой пользуются более 130 тысяч человек.

На одной из стен выставочного зала размещена инсталляция с 739 свидетельствами о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности Университета Иннополис. Все эти РИД зарегистрированы Межотраслевым центром трансфера технологий ИТ-вуза.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Медиацентры Минобрнауки дорога к возможностям

Региональные площадки студенческого медиацентра – один из наиболее интересных проектов Минобрнауки России. Он открывает совершенно новые возможности перед творческими студентами.

На днях в стенах СФУ @SibFUofficial прошло обсуждение работу региональной площадки студенческого медиацентра Минобрнауки России. В обсуждении принимал участие руководитель департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Толмачёв.

Проректор по информационной политике Сибирского федерального университета Евгения Туртапкина рассказала НОП о возможностях, которые открывает медиацентр перед студентами вузов:
Можно ли ещё несколько лет назад предположить, что обычный студент из обычного университета в центре Сибири станет участником, скажем, питерского экономического форума или посетит дальневосточный саммит, или сможет пообщаться с губернатором или министром? Попадание в пул студенческого медиацентра при Минобрнауки сделало это возможным. Причём не только для будущих журналистов – в пресс-центре могут работать и экономисты, и биологи, была бы творческая жилка.


Региональные площадки созданы сегодня в 26 городах, в том числе в Красноярске на базе СФУ. Но принцип региональной
площадки как раз заключается в том, чтобы объединить творческих студентов разных вузов. И даже разной ведомственной принадлежности. В обсуждении участвовали представители официальных пресс-служб и студенческих медиа как СФУ, так и Университета Решетнёва (СибГУ), Красноярского педуниверситета (КГПУ), Аграрного университета (КрасГАУ), Института искусств (СГИИ ), Академии МЧС (СПСА), Сибирского юридического института (СибЮИ МВД). Свои проекты представили студенты ИМиФИ («Медиаполе»), ИФиЯК («ТВ СФУ» и «Лаборатория цифровых медиа»).

Ситуация во всех вузах разная. Есть такие, где в принципе нет студенческих СМИ. А есть, как в СФУ, десятки. В конце прошлого года мы насчитали свыше 180 творческих групп. Особенность таких студенческих медиа в их капсулированности и настроенности на задачи сообщества. За это их и ценят подписчики. Вместе с тем ребята откликаются и готовы браться за более глобальные темы. Они ценят бренд своего университета, гордятся городом. У них достаточно общих тем, которые могут стать актуальными в рамках региональной площадки.
– считает Евгения Туртапкина.

О принципах совместной работы ещё предстоит договариваться за рамками обсуждения, но уже предложено заявиться единой командой для освещения ближайшего КЭФ. В планах организация совместного ресурса и поддержка в обучении медаикомпетенциям.
Технологичный бизнес и бизнес в технологиях (1/2)

Россия обладает развитой технологической индустрией и активно поддерживает стартапы и малые инновационные предприятия. Существуют многочисленные программы поддержки и финансирования для технологических предпринимателей, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд развития интернет-инициатив. В стране также функционирует множество акселераторов и инкубаторов, которые способствуют развитию стартапов и привлечению инвестиций. Одним из ключевых факторов развития сектора deep tech является четкое целеполагание и установление технологических приоритетов крупнейшими корпорациями, которые являются двигателем экономики и основным рынком, а также стратегическими инвесторами для стартапов. Однако, несмотря на все эти усилия, технологическое предпринимательство в России сталкивается с рядом проблем, таких как недостаток венчурного капитала, сложности выхода на международный рынок и нехватка квалифицированных специалистов.

В рамках ПМЭФ состоялась дискуссия на тему «Технологическое предпринимательство – основа развития экономики России», участники которой обсудили основные способы поддержки молодых предпринимателей в сфере технологий со стороны государства, пути создания условий для достижений в экономике, науке и технологиях, а также потенциал внедрения ИИ в критически важных отраслях развития экономики страны. Модератором дискуссии выступил Александр Ведяхин, Первый заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов отметил, что перспективными направлениями, которые важно развивать в России, являются решения с использованием искусственного интеллекта, автоматизированный транспорт, цифровые «двойники» и медицинские технологии. Эти области обладают значительным потенциалом для инноваций и могут существенно способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни. По мнению министра, существуют регионы, которые самостоятельно создают фонды для поддержки университетских стартапов. Этот региональный инструмент может дополнительно способствовать развитию технологических проектов, предоставляя дополнительное финансирование и ресурсы для инновационных инициатив:
Технологические предприниматели — это те, кто рождает локальную монополию в сегменте. Локальная монополия рождает экономическую прибыль, экономическая прибыль рождает возможность для дальнейших разработок.
Технологичный бизнес и бизнес в технологиях (2/2)

Генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития; директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков указал на то, что в развитии технологий и стартапов не обойтись без мышления предпринимателя. По его мнению, формула успеха состоит в гарантированном спросе, включая искусственный, защищенный от других стран, на новых рынках, которые будут быстро расти, тогда скорость «втягивания туда стартапов будет максимальной»:
С моей точки зрения, базовая ошибка, которую сегодня совершает государство, в том, что мы на ранних этапах поддерживаем стартапы грантами. И мы тогда плодим «грантоедов». К примеру, у вас в стартапе работает пять человек. Если вы берете инвестицию, то из пяти человек двое пишут отчеты для государства. Это означает, что, даже когда вы выполните грант, сдадите этот отчет, у вас половина инженеров будут уметь только писать отчеты. Что будете делать? Искать стратега или искать следующий государственный грант? Конечно, то, что умеете лучше всего — искать следующий государственный грант, но на более высоком уровне.

Генеральный директор Института искусственного интеллекта AIRI; директор Центра технологий искусственного интеллекта СколТеха Иван Оселедец сделал акцент на том, что для роста стартапов важна системная совместная работа, сочетающая в себе личный бренд профессора, бренд университета и обучение студентов технологическому предпринимательству:
Студентов надо учить быть предпринимателями. У нас обычно либо учат быть предпринимателями, либо учат быть инженерами. В этом смысле опыт Сколтеха очень мог бы быть релевантным для всей страны. У нас более 80 стартапов, из них 25 успешных, а 10% работают с высоким уровнем прибыли. Почему? Потому что университет проектировался с нуля и в нем был заложен Центр предпринимательства и инноваций как важный компонент образовательной программы. Студенты одновременно проходят предпринимательские курсы и одновременно занимаются Deep Tech, кто-то идет в науку, а кто-то снова становится предпринимателем, и это работает.