НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Региональный дайджест – наука и образование (30 мая – 5 июня)

(30 мая) Президент Владимир Путин предложил Руслану Кухаруку возглавить Ханты-Мансийский автономный округ.

(31 мая) Президент Владимир Путин предложил Вячеславу Федорищеву возглавить Самарскую область. Глава государства подчеркнул, что это мощный промышленный регион.

В контексте смены губернаторов стоит напомнить: у Самарской области весьма высокий научно-технологический потенциал.

Оба региона – ХМАО и Самарскую область – роднит то, что они участвуют в научно-образовательных центрах мирового уровня. Этот факт важен при рассмотрении потенциала развития. И на предоставляемые НОЦами возможности стоит обратить внимание двум новым руководителям субъектов федерации.

(31 мая) Дмитрий Чернышенко и Александр Беглов обсудили социально-экономическое и научно-образовательное развитие Санкт-Петербурга.

Вице-премьер отметил ключевые мероприятия – открытие Санки-Петербургского отделения РАН, празднование 300-летия СПбГУ, а также комплекс активностей в рамках Десятилетия науки и технологий.

Дмитрий Чернышенко отметил успехи города в (до)школьном сегменте – ликвидирован дефицит учреждений. Александр Беглов уточнил объемы работы – за 5 лет 106 новых школ и 220 детсадов, в этом году план – 37 школ и 58 садов.

В школах, как рассказал губернатор Санкт-Петербурга, открываются лаборатории по разным направлениям, колы получают новое оборудование. Цель – чтобы дети могли получать дополнительные знания и даже первую профессию.

В области СПО и высшего образования Дмитрий Чернышенко поручил уделять большое внимание приемной кампании, а также программе капремонта общежитий вузов и колледжей.

(5 июня) Вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о реконструкции учебного корпуса Крымского федерального университета в Симферополе. Площадь вырастет с 3 до 7,7 тыс. кв. м., на ней смогут учиться более 700 студентов и работать около 220 сотрудников и преподавателей.
Президент на пленарке ПМЭФ – логика развития: наука, образование, технологии (1/2)

Президент Владимир Путин выступил на пленарном заседании XXVII Петербургского международного экономического форума. Его выступление лишний раз подтвердило важность научно-образовательного и инновационно-технологического фундамента для социально-экономического развития, обеспечения безопасности и суверенитета страны, а также возможностей для самореализации каждого россиянина.

Ключевые тезисы и логические цепочки президента

Новую социально-экономическую модель формирует взрывной рост технологий, который меняет практически все сферы жизни. Преимущества получат те государства, которые и производят новые решения, но и внедряют их оперативным и опережающем образом. У России высокий уровень готовности и восприимчивости к инновациям – как в ОПК, так и в гражданском секторе.

Главным инструментом опережающего развития станут проекты технологического суверенитета. Именно они станут системой настройки отраслевых и структурных технологических изменений в экономике.

Финансовым источником для проектов техсуверенитета должны стать инвестиции – в частности, банковское кредитование.

Важным фактором станет право на риск – его государство разделит с инвесторами. Через Фонд фондов и РФПИ реализуются и развиваются механизмы ГЧП. Их расширят на отрасли промышленности и космическую сферу.

Ключевыми для успешного достижения техсуверенитета и комплексного развития являются квалифицированные кадры. Система профобразования (СПО и высшая школа) будут перенастроены на рынок труда. Базой станет прогноз кадровой потребности экономики. Через него будет проходить трансформация системы образования. Цель – повысить долю высококвалифицированных специалистов на должностях с высокой добавленной стоимостью.

В сфере среднего профессионального образования эта задача решается через «Профессионалитет»: обновление материально-технической базы колледжей и техникумов, формирование учебно-производственных кластеров с работодателями и т.п.

Для высшего образования президент особо выделил два фактора развития. Первый – кампусы мирового уровня, второй – оценка образовательных организаций преимущественно по востребованности выпускников на рынке труда и росту их зарплат.

Президент Владимир Путин среди оснований трансформации экономики России особо выделил:

Шестое структурное изменение – форсированное, опережающее насыщение отраслей экономики современными технологиями и инновациями. Это, может, одно из ключевых направлений.


Задача известная – за шесть лет войти в топ-10 в мире по объему НИОКР, довести затраты на них не менее чем до 2% ВВП.

Инструменты – национальные проекты технологического суверенитета. Они системны – в них реализуются полные инновационные и кадровые циклы, уделяется внимание популяризация сектора НИОКР, интегрирован гарантированный спрос от квалифицированных заказчиков.
Президент на пленарке ПМЭФ – логика развития: наука, образование, технологии (2/2)

Одна из важнейших новостей для научно-образовательной сферы - в рамках НПТС проектов будут определены опорные колледжи, вузы и научно-исследовательские институты. Они, как отметил президент, должны стать основой для бурного роста новых отраслей в нашей стране.

Для опорных населенных пунктов (в т.ч., где расположатся опорные организации) будут разработаны мастер-планы. Всего – для 220 населенных пунктов:

В их число войдут все региональные центры, а также города, играющие важную роль в укреплении технологического суверенитета России.


Для реализации НПТС требуется совершенствование правовой базы для бизнеса, а также формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности. Исследования и изобретения должны проходить весь цикл, а не «ложиться на полку». Для этого планируется запустить механизм передачи патентов на научные разработку от заказчика к их создателям, а также малым инновационным предприятиям и технологическим компаниям. Однако, здесь необходимо не допустить перекосов.

Среди макрорегиональных ориентиров модератор Сергей Караганов предложил «сибиризацию» экономики страны. Владимир Путин подтвердил – многие научно-образовательные проекты будут реализованы как раз в Сибири. В целом сохраняется ориентир на региональное развитие, заложенный еще на самом старте научно-технологического прорыва.

Особое внимание на пленарке получил ОПК. Президент подчеркнул , что возрождение «оборонки» всегда проходило с прицелом на конверсию и диверсификацию производства. Речь идет о сопряженном развитии обеих линеек продукции – военной и гражданской. Это обеспечивает взаимное переплескивание идей и технологий. Существующий план по достижению в горизонте нескольких лет паритета этих двух линеек будет выполнен.

Выступление президента Владимира Путина еще раз закрепило системный подход к решению задач развития, импортообережения, обеспечения безопасности и суверенитета по всему спектру направления – в том числе по технологическому и кадровому.

Более подробно о науке и технологиях, а также настройке образовательной системы будет вестись речь на скором заседании Совета при Президенте по науке и образованию.

Подробнее.
Алексей Федоров, руководитель научной группы Российского квантового центра, советник заместителя председателя правления АО «Газпромбанк» по итогам секции «Наука – мода XXI века?» в рамках ПМЭФ-2024 специально для НОП:
Запрос на подготовку кадров в области квантовых технологий, безусловно, есть. Крупные проекты национального масштаба - Дорожные карты по вычислениям и квантовым коммуникациям - Росатом и РЖД являются сейчас ключевым драйвром для спроса на таких специалистов. Вместе с тем, с учетом интереса бизнеса возникает потребность в подготовке специалистов в области внедрений квантовых технологий в бизнес-процессы. На этом сфокусирована наша образовательная программа "Индустриальные квантовые технологии" в Университете МИСИС, которую мы делаем вместе с партнерами из бизнеса. Руководит программой со стороны МИСИС Наталия Малеева - руководитель дизайн-центра квантового проектирования. Студенты магистратуры «Индустриальные квантовые технологии» смогут проходить стажировки, реализуя возможность начать карьеру в крупнейших технологических компаниях.
Пространство для реализации мечты в Иннополисе

Новая лаборатория-шоурум «Индустрия 4.0» создана на базе Передовой инженерной школы как центр демонстрации и популяризации технологий, обучения и подготовки студентов, а в дальнейшем — кадров для промышленных предприятий, ИТ-компаний и разработчиков. На площади 340 кв. м выставлены образцы роботов, беспилотных летательных аппаратов, стенды цифровых проектов и другое. Первой пространство передовых технологий посетила делегация Раиса РТ Рустама Минниханова.

Пространство высокотехнологичных проектов создано по стандартам Индустрии 4.0 — четвертой промышленной революции, основанной на внедрении информационных технологий в промышленность, автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта.

Лаборатория-шоурум «Индустрия 4.0» на базе ПИШ Университета Иннополис разделена на несколько зон: Центр беспилотных авиационных систем, Центр беспилотных технологий, цифровых проектов, инсталляция с визуализацией зарегистрированных РИД и пространство для совместной работы над проектами студентов и сотрудников вуза, проведения лекториев и образовательных воркшопов.

Искандер Бариев, руководитель Передовой инженерной школы, заместитель директора Университета Иннополис @universityinnopolis для НОП:
В новом пространстве мы демонстрируем экспонаты в рамках технологий Индустрии 4.0 с разработками и лучшими цифровыми технологиями центров разработки нашего ИТ-вуза и индустриальных партнёров. В дальнейшем планируем наполнять экспозицию новыми продуктами, расширить образовательные стенды, дополнить пространство технологичными тренажёрами. Так студенты Университета Иннополис и программ ПИШ смогут получить практические навыки, необходимые для успешной карьеры в современном мире. Мы планируем дальше развивать лабораторию-шоурум Индустрии 4.0 как инновационную площадку для обучения пользователей работе с российскими решениями и оборудованием, подготовки кадров для цифровой трансформации, демонстрации передовых отечественных технологий и популяризации науки и технологий.


На выставке представлены проекты Центра беспилотных авиационных систем, цифровые продукты центров разработки Университета Иннополис, Передовой инженерной школы и Института дополнительного образования Университета Иннополис, среди которых:

🤩TeamFlame— отечественная система постановки задач и управления процессом разработки.

🤩GirFlame— отечественная система хранения и управления репозиториями.

🤩Иннокиберполигон — виртуальная лаборатория для проведения киберучений по информационной безопасности.

🤩Синтез+ — платформа цифровизации и автоматизации бизнес-процессов предприятия. 

🤩Мультимедийный виртуальный 3D-город, в котором можно найти информацию о проектах и разработках Университета Иннополис.

🤩Образовательная платформа для реализации полного цикла онлайн-обучений: управления контентом, организации работы в команде или по индивидуальному треку, выгрузки сквозной аналитики и других возможностей. Платформой пользуются более 130 тысяч человек.

На одной из стен выставочного зала размещена инсталляция с 739 свидетельствами о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности Университета Иннополис. Все эти РИД зарегистрированы Межотраслевым центром трансфера технологий ИТ-вуза.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Медиацентры Минобрнауки дорога к возможностям

Региональные площадки студенческого медиацентра – один из наиболее интересных проектов Минобрнауки России. Он открывает совершенно новые возможности перед творческими студентами.

На днях в стенах СФУ @SibFUofficial прошло обсуждение работу региональной площадки студенческого медиацентра Минобрнауки России. В обсуждении принимал участие руководитель департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Толмачёв.

Проректор по информационной политике Сибирского федерального университета Евгения Туртапкина рассказала НОП о возможностях, которые открывает медиацентр перед студентами вузов:
Можно ли ещё несколько лет назад предположить, что обычный студент из обычного университета в центре Сибири станет участником, скажем, питерского экономического форума или посетит дальневосточный саммит, или сможет пообщаться с губернатором или министром? Попадание в пул студенческого медиацентра при Минобрнауки сделало это возможным. Причём не только для будущих журналистов – в пресс-центре могут работать и экономисты, и биологи, была бы творческая жилка.


Региональные площадки созданы сегодня в 26 городах, в том числе в Красноярске на базе СФУ. Но принцип региональной
площадки как раз заключается в том, чтобы объединить творческих студентов разных вузов. И даже разной ведомственной принадлежности. В обсуждении участвовали представители официальных пресс-служб и студенческих медиа как СФУ, так и Университета Решетнёва (СибГУ), Красноярского педуниверситета (КГПУ), Аграрного университета (КрасГАУ), Института искусств (СГИИ ), Академии МЧС (СПСА), Сибирского юридического института (СибЮИ МВД). Свои проекты представили студенты ИМиФИ («Медиаполе»), ИФиЯК («ТВ СФУ» и «Лаборатория цифровых медиа»).

Ситуация во всех вузах разная. Есть такие, где в принципе нет студенческих СМИ. А есть, как в СФУ, десятки. В конце прошлого года мы насчитали свыше 180 творческих групп. Особенность таких студенческих медиа в их капсулированности и настроенности на задачи сообщества. За это их и ценят подписчики. Вместе с тем ребята откликаются и готовы браться за более глобальные темы. Они ценят бренд своего университета, гордятся городом. У них достаточно общих тем, которые могут стать актуальными в рамках региональной площадки.
– считает Евгения Туртапкина.

О принципах совместной работы ещё предстоит договариваться за рамками обсуждения, но уже предложено заявиться единой командой для освещения ближайшего КЭФ. В планах организация совместного ресурса и поддержка в обучении медаикомпетенциям.
Технологичный бизнес и бизнес в технологиях (1/2)

Россия обладает развитой технологической индустрией и активно поддерживает стартапы и малые инновационные предприятия. Существуют многочисленные программы поддержки и финансирования для технологических предпринимателей, такие как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд развития интернет-инициатив. В стране также функционирует множество акселераторов и инкубаторов, которые способствуют развитию стартапов и привлечению инвестиций. Одним из ключевых факторов развития сектора deep tech является четкое целеполагание и установление технологических приоритетов крупнейшими корпорациями, которые являются двигателем экономики и основным рынком, а также стратегическими инвесторами для стартапов. Однако, несмотря на все эти усилия, технологическое предпринимательство в России сталкивается с рядом проблем, таких как недостаток венчурного капитала, сложности выхода на международный рынок и нехватка квалифицированных специалистов.

В рамках ПМЭФ состоялась дискуссия на тему «Технологическое предпринимательство – основа развития экономики России», участники которой обсудили основные способы поддержки молодых предпринимателей в сфере технологий со стороны государства, пути создания условий для достижений в экономике, науке и технологиях, а также потенциал внедрения ИИ в критически важных отраслях развития экономики страны. Модератором дискуссии выступил Александр Ведяхин, Первый заместитель Председателя Правления ПАО Сбербанк.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов отметил, что перспективными направлениями, которые важно развивать в России, являются решения с использованием искусственного интеллекта, автоматизированный транспорт, цифровые «двойники» и медицинские технологии. Эти области обладают значительным потенциалом для инноваций и могут существенно способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни. По мнению министра, существуют регионы, которые самостоятельно создают фонды для поддержки университетских стартапов. Этот региональный инструмент может дополнительно способствовать развитию технологических проектов, предоставляя дополнительное финансирование и ресурсы для инновационных инициатив:
Технологические предприниматели — это те, кто рождает локальную монополию в сегменте. Локальная монополия рождает экономическую прибыль, экономическая прибыль рождает возможность для дальнейших разработок.
Технологичный бизнес и бизнес в технологиях (2/2)

Генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития; директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков указал на то, что в развитии технологий и стартапов не обойтись без мышления предпринимателя. По его мнению, формула успеха состоит в гарантированном спросе, включая искусственный, защищенный от других стран, на новых рынках, которые будут быстро расти, тогда скорость «втягивания туда стартапов будет максимальной»:
С моей точки зрения, базовая ошибка, которую сегодня совершает государство, в том, что мы на ранних этапах поддерживаем стартапы грантами. И мы тогда плодим «грантоедов». К примеру, у вас в стартапе работает пять человек. Если вы берете инвестицию, то из пяти человек двое пишут отчеты для государства. Это означает, что, даже когда вы выполните грант, сдадите этот отчет, у вас половина инженеров будут уметь только писать отчеты. Что будете делать? Искать стратега или искать следующий государственный грант? Конечно, то, что умеете лучше всего — искать следующий государственный грант, но на более высоком уровне.

Генеральный директор Института искусственного интеллекта AIRI; директор Центра технологий искусственного интеллекта СколТеха Иван Оселедец сделал акцент на том, что для роста стартапов важна системная совместная работа, сочетающая в себе личный бренд профессора, бренд университета и обучение студентов технологическому предпринимательству:
Студентов надо учить быть предпринимателями. У нас обычно либо учат быть предпринимателями, либо учат быть инженерами. В этом смысле опыт Сколтеха очень мог бы быть релевантным для всей страны. У нас более 80 стартапов, из них 25 успешных, а 10% работают с высоким уровнем прибыли. Почему? Потому что университет проектировался с нуля и в нем был заложен Центр предпринимательства и инноваций как важный компонент образовательной программы. Студенты одновременно проходят предпринимательские курсы и одновременно занимаются Deep Tech, кто-то идет в науку, а кто-то снова становится предпринимателем, и это работает.