НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
"Научно-образовательная политика" приглашает вас уже через 20 минут, в 13:00 (мск) принять участие в вебинаре проекта «Профстажировки 2.0», чтобы узнать:

как определиться с темой научной студенческой работы;

как выбрать интересный кейс;

как продуктивно общаться с работодателем в удаленном формате;

лайфхаки по оформлению готового решения;

о механизме рассмотрения итоговых работ и возможностях прохождения практик и стажировок.

Вебинар откроет генеральный директор АНО "Россия - страна возможностей" Алексей Комиссаров

📅Когда: 16 апреля в 13:00 (московское время)
💻Где: https://www.youtube.com/watch?v=q-I8NJyqYh4&feature=youtu.be
И чьи глаза эффективнее помогают? Видим фото двух тренеров - на стене и на столе.
Коллеги, приглашаю всех завтра прямо утром принять участие в вебинаре

#LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года – 2020?

Экзамены и аттестация – ключевой вопрос для всех вузов, без исключения. Который, если копнуть, разворачивается как огромная карта, в которой невозможное число белых пятен. Как организовать? С чего начать? Как проконтролировать? Как зачесть? Каким образом собрать комиссию и обеспечить ей грамотные условия для работы? Как все, что придется сделать, гармонизировать с существующей «нормативкой» etc.?
Давайте разбираться.

Мы пригласили для диалога коллег из Минобрнауки и наших друзей из ряда университетов, так что будет горячо и интересно!

17 апреля в 9.00 (МСК) на канале Go Online обсудим вопросы:

Какова позиция Минобрнауки России по проведению ГИА и ВКР в 2020 году, когда и какого ждать системного решения?

 С какими техническими, методическими и организационными сложностями сталкиваются университеты при организации дистанционной итоговой аттестации и как это решается? Опыт вузов.

 Как оптимально организовать экзамен с учетом особенностей дистанционного формата?

Как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?

 Какие особенности платформ прокторинга важно знать при организации итоговых аттестаций?

Модератор: Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35.

Эксперты:

Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;

Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета | ТГТУ;

Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета | ПГУ;

Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета | ТГУ;

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35;

Надежда Ярушкина, врио ректора Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ | Ульяновский Политех);

Борис Костишко, ректор Ульяновский государственный университет УлГУ;

Никита Мишаков, директор по развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu;

Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus – разработчика сервиса по анализу поведения пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций;

Василий Лебедев, ректор, основатель и генеральный директор Школы креативного мышления ИКРА
.

https://vk.com/go_online_university?w=wall-193461053_117
Forwarded from Усы Пескова
- Давайте реформируем РАН!
- А наукой они смогут заниматься?
- Нет. В этом и реформа
- Норм, мне нравится
Минобрнауки РФ сегодня обозначило позицию:

Вузы сами выбирают форму итоговой аттестации студентов и, в зависимости от того, что позволяет стандарт направления подготовки, могут отказаться от проведения государственного экзамена и провести только защиты выпускных квалификационных работ.

В этой связи у нас к вам три вопроса.

https://ria.ru/20200416/1570108095.html
Ваш университет готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?
Anonymous Poll
57%
Да
43%
Нет
Вы знаете как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?
Anonymous Poll
39%
Да
61%
Нет
Ваш университет планирует отказаться от проведения государственного экзамена?
Anonymous Poll
34%
Да
66%
Нет
Как хорошо, что у Минпросвещения
есть наиболее актуальные проблемы для первоочередного решения.

16 апреля состоялось первое онлайн-совещание Министра Просвещения РФ с ректорами педагогических вузов страны.

Федеральный министр в своем обращении к ректорам обозначил принципы взаимоотношений и работы министерства с педагогическими вузами страны, а также наиболее актуальные проблемы для первоочередного решения. Между участниками совещании прошел обмен мнениями по вопросам реализации образовательных программ в условиях дистанционного формата обучения, повышения качества подготовки и квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических университетов. 

А между тем, заместитель министра образования Ульяновской области Ирина Киселева (как и многие её коллеги в регионах) отправляет детей на каникулы:

"буквально вчера у нас было совещание с участием губернатора, обсуждался вопрос окончания учебного года. По итогам совещания Минобразования принято решение рекомендовать общеобразовательным организациям рассмотреть возможность завершения учебного года 30 апреля (для 1-8 классов). Направлены соответствующие рекомендации"

https://news.1rj.ru/str/bpshkola/1205
Редакция НОП, посовещавшись, решила что верной дорогой идем, товарищи.
Уже через 35 минут

#LIVE Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года – 2020?

Мы пригласили для диалога коллег из Минобрнауки и наших друзей из ряда университетов, так что будет горячо и интересно!

17 апреля в 9.00 (МСК) на канале Go Online обсудим вопросы:

Какова позиция Минобрнауки России по проведению ГИА и ВКР в 2020 году, когда и какого ждать системного решения?

С какими техническими, методическими и организационными сложностями сталкиваются университеты при организации дистанционной итоговой аттестации и как это решается? Опыт вузов.

 Как оптимально организовать экзамен с учетом особенностей дистанционного формата?

Как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?

 Какие особенности платформ прокторинга важно знать при организации итоговых аттестаций?

Модератор: Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35.

Эксперты:

Екатерина Бабелюк, советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации;

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;

Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета | ТГТУ;

Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета | ПГУ;

Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета | ТГУ;

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35;

Надежда Ярушкина, врио ректора Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ | Ульяновский Политех);

Борис Костишко, ректор Ульяновский государственный университет УлГУ;

Никита Мишаков, директор по развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu;

Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus – разработчика сервиса по анализу поведения пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций;

Василий Лебедев, ректор, основатель и генеральный директор Школы креативного мышления ИКРА.

https://vk.com/go_online_university?w=wall-193461053_117
СКИФ набирает обороты (1/2)

С участием агентства ТАСС 16 апреля в онлайн-формате была организована пресс-конференция, посвященная созданию мегасайенс-установки «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ) в Кольцове.

О государственной важности объекта рассказал заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников. Сооружение является уникальным как с точки зрения фундаментальных, так и прикладных наук. Именно по этой причине его создание было определено в качестве установки класса «мегасайенс» и является неотъемлемой частью реализации нацпроекта «Наука». СКИФ позволит на десятилетия обеспечить российскую науку уникальной инфраструктурой для решения задач науки в различных отраслях и обеспечить ее выход на международный уровень. На этапе обсуждения и разработки проекта эксперты ориентировались на лучшие мировые практики. В настоящий момент Минобрнауки формирует состав координационного совета, куда войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, включая РАН и Администрацию Президента. Цель совета – обеспечить эффективное взаимодействие всех частей проекта. Вопрос дальнейшего финансирования обсуждается. Объем и график движения средств на ближайшие 3 года определен, общая стоимость 37 млрд рублей. За пределами 3 лет распределение бюджета будет производиться, исходя из сметной стоимости объекта.

8 апреля был заключен госконтракт на сооружение СКИФа. При этом фактически работы по проектированию уже ведутся с 2019 года. 50% стоимости объекта составят инженерно-строительные работы. Часть инфраструктуры будет создана отечественными НИИ. По срокам: в 2023 году планируется запуск ускорительного корпуса, в 2024 – ввод в эксплуатацию 6 экспериментальных станций. Локализация объекта предполагается на уровне более 80%.

Генеральный директор Центрального проектно-технологического института Михаил Тарасов рассказал о работе института в соответствии с госконтрактом в проекте. К 2021 году ЦПТИ планирует закончить инженерные работы. Задействовано более 100 проектировщиков, которое работают в одной сети по одной модели. Михаил Тарасов отметил, что после формального назначения руководителя проекта было получено много откликов от инженеров, изъявивших желание включиться в проект. Это дало возможность привлечь к работе лучших. К концу 2020 года ЦПТИ рассчитывает разработать проектную документацию, а в течение 2021 – получить положительное решение Главгосэкспертизы для начала сооружения объекта. Госконтракт был заключен в условиях карантина, поэтому инженерам-проектировщикам созданы необходимые условия для дистанционной работы.

Видео-запись пресс-конференции: https://youtu.be/yxYzXMWzaFc
СКИФ набирает обороты (2/2)

Инициаторами проекта выступили Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН и Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН при активной поддержке мэра Кольцово Николая Красникова, об этом рассказал директор Федерального исследовательского центра «Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН» Валерий Бухтияров. Он подчеркнул, что институт ядерной физики уже имеет опыт создания подобных установок. Николай Красников принимал участие в поиске площадки для объекта, содействовал ее оперативному переводу в муниципальную собственность. Много времени было потрачено на распоряжение о проектировщике, издано 04 марта 2020 года. Важным остается вопрос о распределении полномочий между госзаказчиком и застройщиком, так как в госконтракте нет упоминания об Институте катализа. Для проведения работ создан проектный офис, куда приняты сотрудники других институтов Новосибирска, которые последние несколько лет участвовали в разработке проекта. В настоящий момент обеспечено частичное финансирование проектного офиса на ближайшие полгода усилиями Александра Нарукавникова, а ранее Сергея Кузьмина, действующего и бывшего заместители министра науки и высшего образования РФ соответственно.

СКИФ – уникальный источник четвертого поколения, которое включает в себя нестандартизированное технологическое оборудование с пользовательскими станциями. Его основная цель - проведение передовых исследований и разработок в различных отраслях наук. Идет обсуждение организаций, необходимых для вовлечения в проект. У института катализа есть предложения по всем направлениям, в частности генеральным конструктором предлагают сделать институт ядерной физики. Финансирование должно начаться уже в этом году. Интерес к работе на СКИФ есть у зарубежных коллег из Европы, Японии, Кореи и Китая. Программы международного обмена позволят создать эффективную систему взаимодействия, при которой одни идеи смогут рождать следующие. Еще один вопрос повестки – создание цифрового двойника.

Злободневной темой остается разработка вакцины от коронавируса. Как отметил Валерий Бухтияров, после 2025 года любые вакцины смогут происходить испытания на СКИФе, но вакцину от коронавируса создать не успеют.

Таким образом, мы в очередной раз убедились в том, что СКИФ – проект огромных масштабов, роль которого неоценима для реализации политики научно-технологического развития государства. И несмотря на то, что каждый спикер отметил оперативную и конструктивную работу каждой из сторон взаимодействия. Мы вынуждены отметить определенную долю лукавства. Все помнят, как много времени занял вопрос обсуждения и согласования запуска проекта. Кроме того, не была развита тема интеграции в СКИФ имеющихся разработок центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», а ведь сегодня именно Новосибирск является одной из тех немногочисленных точек России, где ведутся, в частности, передовые исследования для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Коронавирусный стресс-тест университетов (1/3)

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью «России 24» рассказал о переменах, которые происходят в университетской среде в связи с пандемией.

С каждым днем все больше проблем, которые достаточно очевидны для российских вузов. Но есть несколько основных, с которыми с первого дня столкнулись не только университеты, но и преподаватели со студентами.

Первое – отсутствие у преподавателей опыта работы в виртуальной среде. Все-таки мы привыкли, что занятия идут по понятному для нас сценарию, когда мы приходим в аудиторию, видим глаза студентов, получаем обратную связь. В онлайне все по-другому, эмоции зачастую обрываются, мы не чувствуем так хорошо студентов, и это был большой вызов. Нет соответствующих методических рекомендаций.

Второе непосредственно связано с первым – отсутствие учебных курсов, адаптированных к дистанционному формату. И в результате получилась ситуация, что в условиях пандемии произошло расслоение вузов. Часть из них по факту смогли организовать в основном дистанционное образование, а часть перешли к заочному обучению – когда идет выдача заданий, получение от студентов выполненных работ. Хотя бы в таком формате было организовано обучение.

Конечно, адаптация и преподавателей, и вузов с каждым днем становится совершенно и принципиально иной. Преподаватели более смелые стратегии используют, уникальные решения, в том числе касающиеся вовлеченности студентов, использования цифровых технологий. Самое сложное время – это была первая неделя.

Я бы поделил все вузы на три категории – кто достаточно хорошо адаптировался, значительная часть преподавателей, условно назовем ведущие университеты. Они имели опыт работы в виртуальной среде и обращения к национальной платформе «Открытое образование» или к иным платформам. У них есть понимание, как методически организовать эту работу. И эти вузы, я думаю, 70-80 вузов, может быть примерно 100 достаточно быстро адаптировались, легко себя чувствуют в этой ситуации. Не без издержек, конечно.

Вторая группа вузов – которым в целом удается организовать дистанционное образование, но с теми или иными элементами заочного образования.

И третья группа вузов – где в меньшей степени удается использовать дистанционные технологии, а в большей – заочный формат.

Что касается промежуточной и итоговой аттестации – по промежуточной сложности в основном нет, потому что летнюю сессию большинство вузов приняли решение проводить онлайн. По итоговой аттестации в разных вузах применяются различные решения. Есть передовые решения, когда, допустим, вузы адаптируются к этой ситуации, отказываются от какой-либо активности, делают маневры управленческие в рамках тех возможностей, которые им предоставляет законодательство и ФГОС. Такие возможности у вузов есть.

Общее решение по общежитиям свидетельствует о том, что это только один из примеров. У вузов много выпадающих доходах. И мы не так давно с участием ректоров вузов, управленческих команд проводили большую встречу, заседание рабочей группы – обсуждали вопросы финансовой устойчивости университетов. На ближайшую перспективу – на два-три месяца – до конца учебного года у абсолютного большинства вузов есть понимание по источникам доходов и по выплате заработной платы, в том числе с соблюдением требований, установленных «майскими указами». Но уже к лету очевидно ситуация с выпадающими доходами потребует реакции со стороны учредителей, в том числе Министерства науки и высшего образования. Сейчас мы с вузами эту большую работу проводим – смотрим как им помочь, у кого какие выпадающие доходы, насколько их можно компенсировать другими поступлениями, как будет складываться приемная кампания. Здесь очень много факторов, которые нужно учесть. Что касается студентов, то при нашей поддержке в ряде университетов запущен эксперимент по трудоустройству студентов. Это хорошая мера социальной поддержки студентов, которые оказались, пожалуй, самыми уязвимыми в это непростое время.

Запись интервью: https://youtu.be/ulvQyQvIm6U
Коронавирусный стресс-тест университетов (2/3)

Я думаю, что пока преждевременно ставить вопрос о том, что мы можем потерять некоторые вузы. В условиях пандемии обострились проблемы, которые мы раньше не видели – это эффективность работы ректоров и управленческих команд, и финансовой модели, которой придерживался вуз, учитывались ли экономические показатели как таковые. Как ни странно, в большей степени оказываются в уязвимом положении те вузы, у которых велика доля внебюджетных доходов. Кто сами зарабатывают или имеют большое количество студентов-платников, работают с компаниями, получают соответствующие заказы на научно-исследовательские и консалтинговые работы. Они в самом уязвимом положении. У кого значительную долю составляет государственное задание, они в наибольшей степени защищены.

Сегодня все вузы, которые существуют, несмотря на условия пандемии, готовятся к приему абитуриентов. Если уж мы затронули вопрос вузы – это не коммерческие организации, у них особая роль. Сугубо с точки зрения экономической, выполнения социально-экономических показателей мы не можем принимать решения, социальное измерение первично. В некоторых регионах вообще только по одному вузу, это точка притяжения для молодежи, особого типа людей и деятельности и потерять университет немыслимо, несмотря на все экономические аргументы. Мне кажется, надо подождать, посмотреть, как будет складываться эпидемиологическая ситуация. Мы сейчас понимаем, что в разных регионах она будет складываться по-разному. В целом система высшего образования сейчас готовится к приему студентов.

Мы рассматриваем несколько сценариев приемной кампании. Базовый завязан на сдачу ЕГЭ. Его сроки несколько сдвинулись, мы подготовили временный порядок, посоветовались с большинством вузов. И многие из них выразили готовность осуществлять прием с максимальным использованием онлайн или дистанционных технологий. Хотя надо сделать важную оговорку – часть вузов в области искусств и творчества и ряд других – имеют очень существенную специфику и им сложно будет организовать прием онлайн, а зачастую невозможно. Каждую такую ситуацию обсуждаем и ищем наиболее приемлемое решение, чтобы не поступиться качеством. Если взять творческие вузы – каждый из них это уникальное явление, и очный контакт во многом определяет решение, кто будет принят, а кто нет. Это специфика деятельности и сложно представить, что они все полностью могут перенести в онлайн. Если что-то и смогут – совсем незначительную часть.

Я бы разделил ситуацию с творческими вузами – здесь в наименьшей степени технологии онлайн способны обеспечить прием. Мы сейчас консультируемся совместно с Министерством культуры Российской Федерации и ищем решение, чтобы не поступиться качеством при приеме. И решение, которое в наибольшей степени удовлетворяло бы интересам творческих вузов.

Что касается дополнительных вступительных испытаний, скажем в классических университетах или в технических, то значительная часть подобного рода испытаний – где-то это четвертый экзамен, где-то по направлениям и специальностям одно организует вуз самостоятельно. Их можно организовать онлайн. Можно организовать тестирование абитуриента, например, поступающего на журналистику, понять его способности, позадавать вопросы. Тут все зависит в том числе и от готовности самих вузов действовать нестандартно в этих непростых условиях.
Коронавирусный стресс-тест университетов (3/3)

Ситуация с иностранными студентами, конечно, непростая, потому что много иностранных студентов по понятным причинам выехали, а часть из них осталась и занимаются они в общих группах. В этом смысле тяготы и лишения, которые выпали на долю студентов, в том числе испытывают и иностранцы. Это вопрос, в первую очередь, организации проживания в общежитии, готовности преподавателей заниматься с ними, но надо справедливости ради сказать, что основная часть иностранных студентов в ведущих вузах страны, которые были готовы и быстро адаптировались.

Как будет проходить приемная кампания, пока сложно сказать. Поскольку возможности организовать обучение онлайн потенциально существует, но сохранится ли тот же интерес, особенно учитывая разную ситуацию с пандемией. Пока преждевременно делать оценки. На данный момент чуть больше 65 000 иностранных студентов выехало из Российской Федерации. Большинство осталось.

Мы, конечно, рассматриваем разные сценарные варианты. Не исключаем возможность начала учебного года онлайн. Здесь главное обеспечить качество, но касаясь выбора стратегии поступления, образование – это такая ценность и семьи инвестируют в подготовку абитуриентов. Это длинная жизненная стратегия и выбор делается, по крайней мере, города или агломерации, где будет учиться ребенок, это длительная война мотивов. Не в последний момент выбор делается. Мое экспертное мнение – в большинстве своем, пусть даже с некой задержкой будет сдача ЕГЭ чуть позже, но основные предпочтения абитуриентов уже понятны и вряд ли они и их родители отступятся от выбранных стратегией. Ситуация с пандемией какие-то коррективы внесет, и какая-то часть родителей примет решение в силу разных причин, прежде всего потому что более понятна ситуация в родном регионе, и выпускники школ в большей степени, чем в прежние годы, останутся в регионах. Плюс мы не знаем, как будет складываться ситуация в зарубежных странах.

Высшее образование в условиях пандемии и после нее – это будет два разных высших образования. Мы уже видим обнажившиеся проблемы, но в то же время – много новых возможностей.

Вопрос корректировки оплаты – есть сугубо юридические моменты (что написано в договоре). В большинстве случаев грамотно организованное дистанционное образование в случае удовлетворенности студента не предусматривает снижения стоимости. Но есть и социальная справедливость – ситуация, которая предполагает в отдельных случаях, когда нет нормального дистанционного формата. В каждом таком случае по отношению к вузу и студенту надо будет принимать индивидуальные решения.