в предыдущих сериях:
— публикация продолжения «Дара»: http://magazines.russ.ru/zvezda/2015/4/7bab.html
— реакция Долинина: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2580
— ответ Бабикова: http://magazines.russ.ru/nj/2015/281/publikaciya-vtoroj-chasti-dara-nabokova-i-ee-kritika.html
— ответ на ответ Долинина:
http://www.nabokovonline.com/uploads/2/3/7/7/23779748/14_dolinin_Ответ_Бабикову.pdf
— публикация продолжения «Дара»: http://magazines.russ.ru/zvezda/2015/4/7bab.html
— реакция Долинина: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2580
— ответ Бабикова: http://magazines.russ.ru/nj/2015/281/publikaciya-vtoroj-chasti-dara-nabokova-i-ee-kritika.html
— ответ на ответ Долинина:
http://www.nabokovonline.com/uploads/2/3/7/7/23779748/14_dolinin_Ответ_Бабикову.pdf
оказался на этом чудовищном во многих отношениях сайте исключительно из-за фейсбука Бориса Куприянова — но монолог продюсера писателя Иванова (несмотря на ужасные подзаголовки и язык) прочитал до конца, да. по словам Зайцевой, большим авторам в России живется весьма привольно — лишь бы найти бойкого представителя. там есть одна саморазоблачающая фраза: «писатель будет выглядывать из-за забора только тогда, когда ему захочется погулять» — не знаю, не очень мне верится в то, что такое стерильное, предполагающее максимальное делегирование, существование к чему-то хорошему приводит.
http://lit-ra.info/articles/professiya-pisatel/
http://lit-ra.info/articles/professiya-pisatel/
lit-ra.info
Профессия писатель
Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, о тонкостях писательского ремесла, о взаимоотношениях с издательствами, спонсорах, гонорарах, авторских правах и многом другом.
продолжаю, значит, колесить по заветным адресам: поговорил наконец со Львом Семеновичем Рубинштейном — и не за чачей, как в Грузии в августе 2015-го, а во вполне незамутненном состоянии духа. что сказать — скала и прелесть, да простят мне такую риторическую фигуру. «Большая картотетка» всегда у подушки — периодически по ней гадаю.
https://daily.afisha.ru/pokolenie/7188-ob-arhivah-sorokine-i-glavnyh-nacionalnyh-prazdnikah/
https://daily.afisha.ru/pokolenie/7188-ob-arhivah-sorokine-i-glavnyh-nacionalnyh-prazdnikah/
Афиша
Поэт Лев Рубинштейн об архивах, Сорокине и главных национальных праздниках
При поддержке музыкальной платформы #TBRGOPEN
told ya: ответная открытка от А.Бабикова А.Долинину — говорит, все враки и передергивания
https://www.facebook.com/ex.orientale/posts/711483452375507
https://www.facebook.com/ex.orientale/posts/711483452375507
Facebook
Log in or sign up to view
See posts, photos and more on Facebook.
вместо того чтобы обсуждать несносный Русский Букер, обратим лучше внимание на премию Андрея Белого. и тут же утыкаемся в прозе на свежий роман дорогого нашего Виктора Олеговича; ну дела. пока могу сказать только, что книжка Ильи Будрайтскиса «Диссиденты среди диссидентов» здорово скрасила мне несколько автобусных переездов; люблю умное левое.
https://gorky.media/news/obyavlen-korotkij-spisok-premii-andreya-belogo-2/
https://gorky.media/news/obyavlen-korotkij-spisok-premii-andreya-belogo-2/
«Горький»
Объявлен короткий список премии Андрея Белого
Сформирован короткий список литературной премии Андрея Белого. Об этом написал пресс-секретарь премии Денис Ларионов. В номинации «Поэзия» в список вошли: Дмитрий Григорьев. Птичья псалтырь. СПб.: Лимбус Пресс, 2016; Николай Звягинцев. Все пассажиры. Ailuros…
скриншот выше — из превосходной (другие «Пыльца» не публикует) статьи Синтии Озик «Мальчишки в подворотне» — еще одной темпераментной реплики в споре о дружелюбной и сложной литературе, который начали Франзен и Маркус. в сравнении с ними, Озик налегает главным образом на отсутствие достойной критической инфраструктуры и торжество грибницы рецензентов с «Амазона», профанирующих высокое дело Сэмюэля Джонсона и Лайонела Триллинга. ну да, не без кликушества — но сетования автора находят отзыв на любой культурной широте: и тут не хватает читателей, способных увидеть — хотя бы в пределах одного поколения — связи и закономерности, обозреть прозу как архипелаг, федерализовать, если позволите, современную словесность. не знаю, сколько у ребят в запасе серий, но этот цикл — определенно лучшее сейчас литературную шоу на русском языке, стоящее многих фейсбуков.
http://pollen-press.ru/2017/10/26/heyboyspp32/#return-note-2601-2
http://pollen-press.ru/2017/10/26/heyboyspp32/#return-note-2601-2
pollen
Синтия Озик: Мальчишки в подворотне, исчезающие читатели и призрачный близнец романа - pollen
В предыдущих сериях: Джонатан Франзен: «Уильям Гэддис и проблема сложных книг» Бен Маркус: «Почему экспериментальная литература грозит уничтожить книгоиздательство, Джонатана Франзена и жизнь как мы ее знаем» «Где-то в декабре 1910 года, — написала Вирджиния…
текст длиною в полчаса знаков — ноги затекут, гарантирую. Блум — прекрасный и яростный, уникальный пример народно-артистократического литературоведения — чтобы против Фуко и простофиль разом. не книга — шаровая молния; и обратите внимание на приложения — в англо-американском разделе можно поживиться интересными позициями.
https://daily.afisha.ru/pokolenie/7201-shekspir-i-okrestnosti-chto-takoe-zapadnyy-literaturnyy-kanon/
https://daily.afisha.ru/pokolenie/7201-shekspir-i-okrestnosti-chto-takoe-zapadnyy-literaturnyy-kanon/
Афиша
Шекспир и окрестности: что такое Западный литературный канон
При поддержке музыкальной платформы #TBRGOPEN
только-только приступил к «Памяти памяти» Марии Степановой, и уже в первой главе — радость филологического открытия.
помните, в интервью Сапрыкину и Мунипову — последний буквально ответ — МС рассказывала:
«У меня была такая история. Умер один человек, с которым мы никогда не были близки, но так получилось, что никого другого рядом не оказалось, и разбирать вещи выпало мне. Я обнаружила 20 томов дневников — подневных записей. Они были, по видимому, важны ему и нужны — лежали у изголовья кровати, так, чтобы в любой момент можно было дотянуться. Я привезла их домой, и в какой-то момент села читать. Очень подробные записи, которые велись десятилетиями, по дням, с 60-х годов — «Подъем в 9.30. Солнце. Звонила Дуся. Погуляли с собакой. На ужин картошка, котлеты, чай. Пришла Люда из собеса. Ложусь спать в 22.50». И так десятки тетрадей, по году на каждую. Из этих двадцати лет исключены всякие свидетельства какой-то — безусловно, интенсивной — душевной жизни. То есть человек пишет «читаю» — но не говорит, что именно. Говорит «смотрю телевизор» — но не говорит, что показывали».
и вот наконец призрак наливается плотью — это все про тетю Галю, про ее подземное существование, добиравшееся до бумаги в самом конспективном — расставить флажки в рыхлой земле — виде.
не хочется, конечно, преждевременно что-то заключать, но пока — по чисто тактильным и вкусовым ощущениям — лучший русский текст года (кто бы, впрочем, сомневался); не очень понятно, как сейчас можно вручать какие-то литературные призы, если через месяц это в продажу поступит; 2018-й — берегись.
помните, в интервью Сапрыкину и Мунипову — последний буквально ответ — МС рассказывала:
«У меня была такая история. Умер один человек, с которым мы никогда не были близки, но так получилось, что никого другого рядом не оказалось, и разбирать вещи выпало мне. Я обнаружила 20 томов дневников — подневных записей. Они были, по видимому, важны ему и нужны — лежали у изголовья кровати, так, чтобы в любой момент можно было дотянуться. Я привезла их домой, и в какой-то момент села читать. Очень подробные записи, которые велись десятилетиями, по дням, с 60-х годов — «Подъем в 9.30. Солнце. Звонила Дуся. Погуляли с собакой. На ужин картошка, котлеты, чай. Пришла Люда из собеса. Ложусь спать в 22.50». И так десятки тетрадей, по году на каждую. Из этих двадцати лет исключены всякие свидетельства какой-то — безусловно, интенсивной — душевной жизни. То есть человек пишет «читаю» — но не говорит, что именно. Говорит «смотрю телевизор» — но не говорит, что показывали».
и вот наконец призрак наливается плотью — это все про тетю Галю, про ее подземное существование, добиравшееся до бумаги в самом конспективном — расставить флажки в рыхлой земле — виде.
не хочется, конечно, преждевременно что-то заключать, но пока — по чисто тактильным и вкусовым ощущениям — лучший русский текст года (кто бы, впрочем, сомневался); не очень понятно, как сейчас можно вручать какие-то литературные призы, если через месяц это в продажу поступит; 2018-й — берегись.
прознал, что в редакции «НЛО» сейчас страшный дисконт, и не преминул среди дня нагрянуть. поразительная, действительно, ситуация: грандиозные их книжки, выпущенные в недавнем прошлом, отпускают по смешным ценам, да и новые можно купить дешевле, чем где бы то ни было. кроме того, в самом помещении довольно живописная ситуация: на входе сидят интеллектуалы-ЧОПовцы (ну то есть как: вроде грозные мордовороты, но с Алейдой Ассман в руках), а за прилавком орудует замечательный секретарь Людмила Хасановна Шафигуллина, терпевшая меня где-то час. короче, идите с пустым рюкзаком и загружайтесь — Жолковским, Щегловым, Долининым, Лавровым, Болтански с Тевено и т.д.
вчера вечером читал «Парижские встречи» — интервью, которые Василий Аксенов дал Юрию Коваленко с 1992-го по 2007-й. сборник не сказать чтобы первосортный — многовато порожних вопросов («что вы пожелаете себе на шестидесятилетие?»; «вам скоро 75 — какие мысли?»; в таком вот пенсионерском духе), — но два часа провел с интересом. Аксенов никогда не был моим любимым писателем (хотя я очень уважаю его короткие вещи, наследующие советским 20-м и американским 60-м; Олеша встречает Чивера; me gusta), и все равно — несколько точнейших наблюдений за русской жизнью (еще в середине 90-х угадан национал-религиозный реванш), очень обаятельное желание стать наконец интеллектуалом (автор сетует на то, что в молодости все стиляжничал, а надо было над книжками сидеть), феминизм (вот бы сейчас снова XVIII век), team Пелевин (Сорокина классик не жалует) и — самое, может быть, интересное — совершенно непакетное мышление. ну то есть как: мы привыкли, что русский эмигрант 70-80-х — непременно ястреб-республиканец, и зная его отношение к советской власти, можно достроить все остальное: от Ирака до права на ношение оружия. Аксенов — стопроцентный либерал — оказывается в этом смысле более сложной фигурой, чем, например, крупнейший наш поэт Лев Лосев: не милы ему свободное хождение огнестрела, чеченские боевики и хищный американский бизнес — и на молодого Путина, предлагавшего США дружбу и партнерство, он смотрел скорее с симпатией. многое за нулевые переменилось — от НТВ до Ходорковского, — и Аксенов честно свое разочарование регистрирует, но это, безусловно, какая-то более взвешенная риторика в сравнении со многими его живущими на Западе коллегами; не-алексиевич. ВПА — убежденный противник всяческого авторитаризма и ограничения прав и свобод, но без шишкинского (возьмем еще один докучливый пример) бичевания будто бы свойственного русским рабства. в общем, если бы в 2000-е появились-таки условные кадеты, Аксенов бы там в первой тройке значился — между Милюковым и Струве новой формации.
довольно неожиданный для сайта Vulture, славного своими рекапами и вообще крайне внятной сериальной журналистикой, материал — рецензия на сборник рассказов Сьюзен Сонтаг. вопрос, который ставит автор, вполне правомочен: зачем вообще читать ее прозу? столь же прозрачен и ответ: ну вот хотя бы ради описания встречи СС с Томасом Манном (биографический факт) или экспериментальных вещей, сочиненных под влиянием Борхеса и Бартелми.
http://www.vulture.com/2017/11/how-do-susan-sontags-stories-stack-up.html
http://www.vulture.com/2017/11/how-do-susan-sontags-stories-stack-up.html
VULTURE
How Does Susan Sontag’s Fiction Stack Up Against All Her Other Stuff?
I hesitate to call these stories essential, but they are full of optional delights.
что сказать: новое «Убийство в «Восточном экспрессе» — грузная неудача и очень слабое кино. Кеннет Брана зачем-то попытался расцветить элегантный первоисточник — здесь лишняя подробность, тут переврали, в конце вовсе цирковое безобразие начинается; тяжело. при этом налицо сериальное мышление, как сейчас модно говорить — вселенная, которая может в любую сторону разрастаться: хотите — про шер Катрин расскажем, нет — отправимся к Нилу, а можем дальше сидеть с десертом и читать Диккенса (лучшие сцены в фильме). не знаю: по моим ощущениям, немедленно нужен ребут. программа минимум: смена режиссера и оператора, шутки другие придумать — ну и перестать книжки насиловать, конечно; там все чин по чину. и — усы, усы, усы: чуется, их фасон был придуман в первую очередь — и дальше все уже только под откос.
кажется, присяжные в белых ризах пока так и не выработали золотое неотменимое правило — зазорно ли делиться ссылками на минаевский Esquire? а писать туда? а если только про литературу и сериалы? уйму, в общем, вопросов еще предстоит решить и залакировать нравственным авторитетам, а пока — монолог Анны Наринской, неподражаемой, о любимых, в душу запавших книжках. для бывалого слушателя и читателя АН тут, должно быть, без сюрпризов — ну да, «Анна Каренина» самый глубокий роман на свете, а Всеволод Петров наш подземный классик, но как-то особенно приятно увидеть в ряду упомянутых Наринской авторов — Николая Эрдмана. если вы «Самоубийцу» (возьмем с самой верхней полки) вдруг до сих пор нет, то надо поскорее да.
https://esquire.ru/books-we-love-1
https://esquire.ru/books-we-love-1
Журнал Esquire
Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает
В рубрике «Книги, которые мы любим» критик Анна Наринская рассказывает о стихах Блока, заученных наизусть, о выборе между Толстым и Достоевским, сестрами Бронте и Джейн Остин и о книгах, которые манипулируют нашим сознанием.
руки все не доходили поделиться: краткий взгляд на богатую (по-другому этот автор не умеет) корреспонденцию Джона Апдайка, которая в более-менее полном виде будет опубликована в 2021-м. воистину, man of letters — помните, главред «Нью-Йоркера» Дэвид Ремник говорил, что ДА писал в журнал даже с больничной койки; вот как надо работать.
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/john-updike-revealed-as-a-prolific-letter-writer-to-readers-and-strangers
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/john-updike-revealed-as-a-prolific-letter-writer-to-readers-and-strangers
the Guardian
John Updike revealed as a prolific letter writer to readers and strangers
Adding to his vast output as a novelist, short-story writer, poet and critic, a collection of his letters will reveal his startlingly abundant correspondence
сюжет на стыке кино, литературы и российской внутренней политики. как известно, в локальной версии «Лиги справедливости» на месте семьи, говорившей на очень пристойном русском, оказались поляки — которых также переозвучили. в результате зритель, забредший на сеанс в районный мульплекс, не узнает, как на самом деле Флэш попрощался со спасенной девочкой. исправляем недоразумение.
в дубляже: Лех Валенса!
в оригинале: Достоевский!
а еще тот же герой очень уместно — и это, наверное, спойлер — упоминает «Кладбище домашних животных». 2017-й — действительно год Стивена Кинга.
в дубляже: Лех Валенса!
в оригинале: Достоевский!
а еще тот же герой очень уместно — и это, наверное, спойлер — упоминает «Кладбище домашних животных». 2017-й — действительно год Стивена Кинга.
ослепительное совершенно интервью трехлетней (не помню, как на него вышел) давности: Глеб Морев разговаривает с Александром Соболевым о подземной русской литературе, этическом измерении филологии, доходах писателей Серебряного века — и это я так, киркой по верхнему слою вожу; из тех бесед, с которыми не хочется расставаться — ну вот как недавно было с диалогом Марии Степановой и Ирины Шевеленко.
http://www.colta.ru/articles/literature/3598?page=115
http://www.colta.ru/articles/literature/3598?page=115
www.colta.ru
«Чужая жизнь всегда занимательна, а жизнь поэта — стократ»
Глеб Морев и Александр Соболев поговорили о «Летейской библиотеке», посмертной литературной справедливости и филологии будущего
знатный, по обыкновению, улов предлагает лев-оборинский обзор самых интересных ссылок на «Горьком» — в том числе по жгуче волнующим меня темам. вот, скажем, заметка газеты The Guardian про книгу Insomniac Dreams, которую я тут уже упоминал: раскрывается и непосредственное содержание снов, и трогательная набоковская забывчивость, и структура сборника — ну и сам профессор Барабтарло дает маху, конечно (обратите внимание на приведенный им пример):
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/17/vladimir-nabokovs-dream-diary-reveals-experiments-with-backwards-timeflow
что еще интересного: препринт на сайте The Paris Review — как раз про сестру О. и brooding over the possible consequence of incest: https://www.theparisreview.org/blog/2017/11/17/insomniacs-dream-diary-part-five/
а сама книжка тем временем уже преспокойно лежит в Google Books: первые двадцать пять страниц можно полистать, остальное — за звонкую монету:
https://books.google.ru/books?id=kQ8mDwAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq=insomniac+dreams+nabokov&source=bl&ots=HJKDB9uTSy&sig=GROxf2pYlJt2nG15nI9e_VfSdmg&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjKhfzt6szXAhVTb5oKHZn_DgcQ6AEIVDAI#v=onepage&q=insomniac%20dreams%20nabokov&f=false
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/17/vladimir-nabokovs-dream-diary-reveals-experiments-with-backwards-timeflow
что еще интересного: препринт на сайте The Paris Review — как раз про сестру О. и brooding over the possible consequence of incest: https://www.theparisreview.org/blog/2017/11/17/insomniacs-dream-diary-part-five/
а сама книжка тем временем уже преспокойно лежит в Google Books: первые двадцать пять страниц можно полистать, остальное — за звонкую монету:
https://books.google.ru/books?id=kQ8mDwAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq=insomniac+dreams+nabokov&source=bl&ots=HJKDB9uTSy&sig=GROxf2pYlJt2nG15nI9e_VfSdmg&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjKhfzt6szXAhVTb5oKHZn_DgcQ6AEIVDAI#v=onepage&q=insomniac%20dreams%20nabokov&f=false
the Guardian
Vladimir Nabokov's dream diary reveals experiments with 'backwards timeflow'
Newly published collection of the Lolita author’s notes shows him investigating theory that dreams can be inspired by future events
неспешно, «со скоростью шага», перечитал барнсовского «Попугая Флобера» — теперь в переводе и с комментариями Борисенко и Сонькина — и как-то иначе про эту книгу стал думать. ведь как оно было в первый раз, еще в школе: витиеватая, со смещением, биография любимого автора — на которого молится каждый, кого заботят не бочковатые идеи, а стиль и структура; ЖЗЛ мечты. на что обращаешь внимание теперь: проговорки рассказчика, норовящего перейти от кумира — к личному, жалящему, безотказно-сентиментальному. конечно, в юности хочется поскорее проскочить жену Брейтуэйта — верните беззубого гения! — а сейчас на этих как раз горьких, про измены, одиночество и мимо прожитую жизнь страницах и застреваешь. прав К.Кобрин, писавший по поводу «Нечего бояться»: «Барнс одержим смертью, точнее, он потрясен тем, что она существует» — и тем острее понимаешь, что это прозаик-мономан, снова и снова обследующий одну, но важнейшую тему мировой культуры. и между квазибиографическим «Попугаем» и прихотливо-эссеистическими «Уровнями жизни» (например) обнаруживаешь больше общего, чем замечал прежде. удивительный автор — и как здорово, что где-то год назад удалось повидать его лично.