прознал, что в редакции «НЛО» сейчас страшный дисконт, и не преминул среди дня нагрянуть. поразительная, действительно, ситуация: грандиозные их книжки, выпущенные в недавнем прошлом, отпускают по смешным ценам, да и новые можно купить дешевле, чем где бы то ни было. кроме того, в самом помещении довольно живописная ситуация: на входе сидят интеллектуалы-ЧОПовцы (ну то есть как: вроде грозные мордовороты, но с Алейдой Ассман в руках), а за прилавком орудует замечательный секретарь Людмила Хасановна Шафигуллина, терпевшая меня где-то час. короче, идите с пустым рюкзаком и загружайтесь — Жолковским, Щегловым, Долининым, Лавровым, Болтански с Тевено и т.д.
вчера вечером читал «Парижские встречи» — интервью, которые Василий Аксенов дал Юрию Коваленко с 1992-го по 2007-й. сборник не сказать чтобы первосортный — многовато порожних вопросов («что вы пожелаете себе на шестидесятилетие?»; «вам скоро 75 — какие мысли?»; в таком вот пенсионерском духе), — но два часа провел с интересом. Аксенов никогда не был моим любимым писателем (хотя я очень уважаю его короткие вещи, наследующие советским 20-м и американским 60-м; Олеша встречает Чивера; me gusta), и все равно — несколько точнейших наблюдений за русской жизнью (еще в середине 90-х угадан национал-религиозный реванш), очень обаятельное желание стать наконец интеллектуалом (автор сетует на то, что в молодости все стиляжничал, а надо было над книжками сидеть), феминизм (вот бы сейчас снова XVIII век), team Пелевин (Сорокина классик не жалует) и — самое, может быть, интересное — совершенно непакетное мышление. ну то есть как: мы привыкли, что русский эмигрант 70-80-х — непременно ястреб-республиканец, и зная его отношение к советской власти, можно достроить все остальное: от Ирака до права на ношение оружия. Аксенов — стопроцентный либерал — оказывается в этом смысле более сложной фигурой, чем, например, крупнейший наш поэт Лев Лосев: не милы ему свободное хождение огнестрела, чеченские боевики и хищный американский бизнес — и на молодого Путина, предлагавшего США дружбу и партнерство, он смотрел скорее с симпатией. многое за нулевые переменилось — от НТВ до Ходорковского, — и Аксенов честно свое разочарование регистрирует, но это, безусловно, какая-то более взвешенная риторика в сравнении со многими его живущими на Западе коллегами; не-алексиевич. ВПА — убежденный противник всяческого авторитаризма и ограничения прав и свобод, но без шишкинского (возьмем еще один докучливый пример) бичевания будто бы свойственного русским рабства. в общем, если бы в 2000-е появились-таки условные кадеты, Аксенов бы там в первой тройке значился — между Милюковым и Струве новой формации.
довольно неожиданный для сайта Vulture, славного своими рекапами и вообще крайне внятной сериальной журналистикой, материал — рецензия на сборник рассказов Сьюзен Сонтаг. вопрос, который ставит автор, вполне правомочен: зачем вообще читать ее прозу? столь же прозрачен и ответ: ну вот хотя бы ради описания встречи СС с Томасом Манном (биографический факт) или экспериментальных вещей, сочиненных под влиянием Борхеса и Бартелми.
http://www.vulture.com/2017/11/how-do-susan-sontags-stories-stack-up.html
http://www.vulture.com/2017/11/how-do-susan-sontags-stories-stack-up.html
VULTURE
How Does Susan Sontag’s Fiction Stack Up Against All Her Other Stuff?
I hesitate to call these stories essential, but they are full of optional delights.
что сказать: новое «Убийство в «Восточном экспрессе» — грузная неудача и очень слабое кино. Кеннет Брана зачем-то попытался расцветить элегантный первоисточник — здесь лишняя подробность, тут переврали, в конце вовсе цирковое безобразие начинается; тяжело. при этом налицо сериальное мышление, как сейчас модно говорить — вселенная, которая может в любую сторону разрастаться: хотите — про шер Катрин расскажем, нет — отправимся к Нилу, а можем дальше сидеть с десертом и читать Диккенса (лучшие сцены в фильме). не знаю: по моим ощущениям, немедленно нужен ребут. программа минимум: смена режиссера и оператора, шутки другие придумать — ну и перестать книжки насиловать, конечно; там все чин по чину. и — усы, усы, усы: чуется, их фасон был придуман в первую очередь — и дальше все уже только под откос.
кажется, присяжные в белых ризах пока так и не выработали золотое неотменимое правило — зазорно ли делиться ссылками на минаевский Esquire? а писать туда? а если только про литературу и сериалы? уйму, в общем, вопросов еще предстоит решить и залакировать нравственным авторитетам, а пока — монолог Анны Наринской, неподражаемой, о любимых, в душу запавших книжках. для бывалого слушателя и читателя АН тут, должно быть, без сюрпризов — ну да, «Анна Каренина» самый глубокий роман на свете, а Всеволод Петров наш подземный классик, но как-то особенно приятно увидеть в ряду упомянутых Наринской авторов — Николая Эрдмана. если вы «Самоубийцу» (возьмем с самой верхней полки) вдруг до сих пор нет, то надо поскорее да.
https://esquire.ru/books-we-love-1
https://esquire.ru/books-we-love-1
Журнал Esquire
Литературный критик Анна Наринская — об «Анне Карениной», «Джейн Эйр» и книгах, которые она перечитывает
В рубрике «Книги, которые мы любим» критик Анна Наринская рассказывает о стихах Блока, заученных наизусть, о выборе между Толстым и Достоевским, сестрами Бронте и Джейн Остин и о книгах, которые манипулируют нашим сознанием.
руки все не доходили поделиться: краткий взгляд на богатую (по-другому этот автор не умеет) корреспонденцию Джона Апдайка, которая в более-менее полном виде будет опубликована в 2021-м. воистину, man of letters — помните, главред «Нью-Йоркера» Дэвид Ремник говорил, что ДА писал в журнал даже с больничной койки; вот как надо работать.
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/john-updike-revealed-as-a-prolific-letter-writer-to-readers-and-strangers
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/john-updike-revealed-as-a-prolific-letter-writer-to-readers-and-strangers
the Guardian
John Updike revealed as a prolific letter writer to readers and strangers
Adding to his vast output as a novelist, short-story writer, poet and critic, a collection of his letters will reveal his startlingly abundant correspondence
сюжет на стыке кино, литературы и российской внутренней политики. как известно, в локальной версии «Лиги справедливости» на месте семьи, говорившей на очень пристойном русском, оказались поляки — которых также переозвучили. в результате зритель, забредший на сеанс в районный мульплекс, не узнает, как на самом деле Флэш попрощался со спасенной девочкой. исправляем недоразумение.
в дубляже: Лех Валенса!
в оригинале: Достоевский!
а еще тот же герой очень уместно — и это, наверное, спойлер — упоминает «Кладбище домашних животных». 2017-й — действительно год Стивена Кинга.
в дубляже: Лех Валенса!
в оригинале: Достоевский!
а еще тот же герой очень уместно — и это, наверное, спойлер — упоминает «Кладбище домашних животных». 2017-й — действительно год Стивена Кинга.
ослепительное совершенно интервью трехлетней (не помню, как на него вышел) давности: Глеб Морев разговаривает с Александром Соболевым о подземной русской литературе, этическом измерении филологии, доходах писателей Серебряного века — и это я так, киркой по верхнему слою вожу; из тех бесед, с которыми не хочется расставаться — ну вот как недавно было с диалогом Марии Степановой и Ирины Шевеленко.
http://www.colta.ru/articles/literature/3598?page=115
http://www.colta.ru/articles/literature/3598?page=115
www.colta.ru
«Чужая жизнь всегда занимательна, а жизнь поэта — стократ»
Глеб Морев и Александр Соболев поговорили о «Летейской библиотеке», посмертной литературной справедливости и филологии будущего
знатный, по обыкновению, улов предлагает лев-оборинский обзор самых интересных ссылок на «Горьком» — в том числе по жгуче волнующим меня темам. вот, скажем, заметка газеты The Guardian про книгу Insomniac Dreams, которую я тут уже упоминал: раскрывается и непосредственное содержание снов, и трогательная набоковская забывчивость, и структура сборника — ну и сам профессор Барабтарло дает маху, конечно (обратите внимание на приведенный им пример):
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/17/vladimir-nabokovs-dream-diary-reveals-experiments-with-backwards-timeflow
что еще интересного: препринт на сайте The Paris Review — как раз про сестру О. и brooding over the possible consequence of incest: https://www.theparisreview.org/blog/2017/11/17/insomniacs-dream-diary-part-five/
а сама книжка тем временем уже преспокойно лежит в Google Books: первые двадцать пять страниц можно полистать, остальное — за звонкую монету:
https://books.google.ru/books?id=kQ8mDwAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq=insomniac+dreams+nabokov&source=bl&ots=HJKDB9uTSy&sig=GROxf2pYlJt2nG15nI9e_VfSdmg&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjKhfzt6szXAhVTb5oKHZn_DgcQ6AEIVDAI#v=onepage&q=insomniac%20dreams%20nabokov&f=false
https://www.theguardian.com/books/2017/nov/17/vladimir-nabokovs-dream-diary-reveals-experiments-with-backwards-timeflow
что еще интересного: препринт на сайте The Paris Review — как раз про сестру О. и brooding over the possible consequence of incest: https://www.theparisreview.org/blog/2017/11/17/insomniacs-dream-diary-part-five/
а сама книжка тем временем уже преспокойно лежит в Google Books: первые двадцать пять страниц можно полистать, остальное — за звонкую монету:
https://books.google.ru/books?id=kQ8mDwAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq=insomniac+dreams+nabokov&source=bl&ots=HJKDB9uTSy&sig=GROxf2pYlJt2nG15nI9e_VfSdmg&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjKhfzt6szXAhVTb5oKHZn_DgcQ6AEIVDAI#v=onepage&q=insomniac%20dreams%20nabokov&f=false
the Guardian
Vladimir Nabokov's dream diary reveals experiments with 'backwards timeflow'
Newly published collection of the Lolita author’s notes shows him investigating theory that dreams can be inspired by future events
неспешно, «со скоростью шага», перечитал барнсовского «Попугая Флобера» — теперь в переводе и с комментариями Борисенко и Сонькина — и как-то иначе про эту книгу стал думать. ведь как оно было в первый раз, еще в школе: витиеватая, со смещением, биография любимого автора — на которого молится каждый, кого заботят не бочковатые идеи, а стиль и структура; ЖЗЛ мечты. на что обращаешь внимание теперь: проговорки рассказчика, норовящего перейти от кумира — к личному, жалящему, безотказно-сентиментальному. конечно, в юности хочется поскорее проскочить жену Брейтуэйта — верните беззубого гения! — а сейчас на этих как раз горьких, про измены, одиночество и мимо прожитую жизнь страницах и застреваешь. прав К.Кобрин, писавший по поводу «Нечего бояться»: «Барнс одержим смертью, точнее, он потрясен тем, что она существует» — и тем острее понимаешь, что это прозаик-мономан, снова и снова обследующий одну, но важнейшую тему мировой культуры. и между квазибиографическим «Попугаем» и прихотливо-эссеистическими «Уровнями жизни» (например) обнаруживаешь больше общего, чем замечал прежде. удивительный автор — и как здорово, что где-то год назад удалось повидать его лично.
не то чтобы я к этой дате специально готовился, но было, действительно, интересно, как встретят 55-летие «национального философа-джедая» — учитывая заливистый («лучший! за десять лет!») прием «iPhuck 10». небогатый урожай: через Совинформбюро (ТАСС, ОТР) ПВО поздравила редакция «Эксмо» во главе с О.Новиковым, там же — опыт периодизации пелевинской библиографии (К.Мильчин); обнаружены также сходные по типу фичеры на «КП» и «Полит.ру» — ну и группа с лекциями Дмитрия Быкова в ВК дала приветственный залп в полтретьего утра. грустно: окормляешь себе поколения, мемы всякие штудируешь, книжки исправно сдаешь — а тебя как беспонтового совписа чествуют.
с днем рождения! следить за приключениями вашего ума по-прежнему интереснее, чем за 9/10 российских беллетристов. очень надеюсь, что вы себе выбьете вакацию подольше, — не было же книжки в сейсмичном 2012 году, когда вашего голоса отчаянно не хватало, — и весной 2019-го (допустим) еще всех нас удивите.
с днем рождения! следить за приключениями вашего ума по-прежнему интереснее, чем за 9/10 российских беллетристов. очень надеюсь, что вы себе выбьете вакацию подольше, — не было же книжки в сейсмичном 2012 году, когда вашего голоса отчаянно не хватало, — и весной 2019-го (допустим) еще всех нас удивите.
на следующей неделе будет не протолкнуться от списков вокруг главной российской книжной ярмарки, но, кажется, вполне можно удовлетвориться вот этим крайне осмысленным выбором И.Гулина и Л.Биргер. хочется примерно все, куда еще не заглядывал — новую прозу Пепперштейна, Элтанг, Колоницкого, англо-американский авангард, «Одинокий город» скандальный, конечно, Мохова, переписку Линдгрен. из не попавшего в листинг, но попавшего на глаза — Л.Данилкин снабдил предисловием избранного Ленина («Ослиный мост»); хороший способ убедиться в (не)добросовестности его самого медийного биографа и толкователя.
https://www.kommersant.ru/doc/3476023
https://www.kommersant.ru/doc/3476023
Коммерсантъ
Non/fiction: главные книги
С 29 ноября по 3 декабря в ЦДХ пройдет 19-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction — за пять дней здесь можно обеспечить себя чтением на весь следующий год. Игорь Гулин и Лиза Биргер выбрали 50 книг для взрослых и детей, на которые…
вторая кряду ссылка на «Коммерсант», но что поделать, если только этот ИД пока (будем надеяться) пишет о «Памяти памяти» Марии Степановой — да и прошлую, поэтическую, тоже обозревал. рецензии показались мне не слишком любопытными (слишком заметна разница в писательском классе между МС и ее критиками), а вот интервью, то есть авторизованная прямая речь, достаточно свободная, чтобы прочесть на одном дыхании, и вполне продуманная, чтобы прямо сейчас попасть в книгу с ее лучшими публичными выступлениями (такую сделают, будьте уверены) — короче, интервью замечательное.
https://www.kommersant.ru/doc/3473303
https://www.kommersant.ru/doc/3473303
Коммерсантъ
"Я эту книгу писала всю жизнь"
Поэт Мария Степанова — об отличиях истории и памяти. Беседовал Андрей Архангельский
любимый мой жанр: Геннадий «совѣтскій указъ не указъ» Барабтарло общается с русскими журналистами — разумеется, на языке протопопа Аввакума и графа Толстого. обсуждают, конечно, Insomniac Dreams (имеется также перевод одного из сновидений Набокова), анонсировано «соглашеніе съ однимъ петербургскимъ издательствомъ объ изданіи книги въ русскомъ переложеніи», ну и самое, может быть, важное: Барабтарло считает, что в набоковских закромах осталось всего ничего. если, во всяком случае, сохранять филологическую опрятность и не издавать совсем уж черновики и наброски, показывать которые, по Набокову, все равно что «передавать по кругу образцы собственной мокроты».
http://calendar.fontanka.ru/articles/5683/
http://calendar.fontanka.ru/articles/5683/
calendar.fontanka.ru
«Только русскія женщины такъ громко говорятъ по телефону»
Дневники сновидений Владимира Набокова изданы в США.«Фонтанка» впервые на русском языке публикует отрывок из этой книги, и говорит с автором издания, профессором Университета Миссури Геннадием Барабтарло о «сонном эксперименте» великого писателя.Выпущенная…
приложил руку к такому вот материалу: задумали его с автором и издательством Corpus летом, самый разговор с классиком состоялся в начале сентября — и вот к выходу его «Голубиного тоннеля» выпустили, наконец, длинный монолог Джона нашего Ле Карре. в зеркалах — Андрей Сахаров, Ким Филби, Иосиф Бродский, Путин, Трамп, Примаков и русская мафия. и обязательно посмотрите камео писателя в «Ночном администраторе».
https://daily.afisha.ru/brain/7552-saharov-byl-moim-geroem-dzhon-le-karre-o-kgb-trampe-i-novoy-holodnoy-voyne/
https://daily.afisha.ru/brain/7552-saharov-byl-moim-geroem-dzhon-le-karre-o-kgb-trampe-i-novoy-holodnoy-voyne/
Афиша
«Сахаров был моим героем»: Джон Ле Карре о КГБ, Трампе и новой холодной войне
В издательстве Corpus выходит «Голубиный туннель» — мемуары великого британского писателя Джона Ле Карре. Еще в сентябре корреспондент «Афиши Daily» вместе с другими ...
ходил вчера на «За пропастью во ржи» — не от большой любви к Сэлинджеру, а скорее, потому, что хотелось посмотреть фильм, из которого еще не успели вырезать Кевина Спейси. у него и без обвинений в домогательствах довольно отвратительный, по-моему, год: несносный сезон «Карточного домика», в Baby Driver все того же Андервуда с модуляциями играет, тут тоже не очень получилось (написал об этом ночью в ФБ). про кино, впрочем, тоже хочется пару слов сказать.
ну то есть да: очень все посредственно, на два такта разыграно (отказ — признание, война — синдром, избили на улице — поверил буддизм, предали дети — построил забор), но встречаются попытки как-то подмигнуть знающему читателю. выходит, однако, сломанный семафор: любимое Колфилдом слово phony звучит раз в 10 минут, имеется сакраментальный вопрос про уток, мимо красных шапок тоже не пройти — книжку перечитали перед съемками, да. что действительно бесит — на втором подряд фильме про Сэлинджера, — так это равнодушие к его многолетнему молчанию. документальный байопик манил разгадкой, но все как-то тоскливо съехало на уринотерапию и чуть ли не педофилию — тут предлагается поверить в буддистский перфоманс.
не то чтобы меня эта загадка прямо глодала, но правда же интересно, до чего он там в своем сарае дописался, почему никому не хотел показывать — и куда могла бы двинуться американская литература, если бы все не кончилось на «16 Хэпворта 1924 года». да и вообще — ну вот сколько вы нормальных фильмов про писателей знаете? я могу сходу только назвать «Капоте», да и то, наверное, из-за Сеймура Хоффмана; а вот чтобы про самый творческий процесс, про муки, в-поисках-сюжета-для-новой-песни, а не как здесь — где курят в потолок, рвут листочки и стучат по клавишам.
ну то есть да: очень все посредственно, на два такта разыграно (отказ — признание, война — синдром, избили на улице — поверил буддизм, предали дети — построил забор), но встречаются попытки как-то подмигнуть знающему читателю. выходит, однако, сломанный семафор: любимое Колфилдом слово phony звучит раз в 10 минут, имеется сакраментальный вопрос про уток, мимо красных шапок тоже не пройти — книжку перечитали перед съемками, да. что действительно бесит — на втором подряд фильме про Сэлинджера, — так это равнодушие к его многолетнему молчанию. документальный байопик манил разгадкой, но все как-то тоскливо съехало на уринотерапию и чуть ли не педофилию — тут предлагается поверить в буддистский перфоманс.
не то чтобы меня эта загадка прямо глодала, но правда же интересно, до чего он там в своем сарае дописался, почему никому не хотел показывать — и куда могла бы двинуться американская литература, если бы все не кончилось на «16 Хэпворта 1924 года». да и вообще — ну вот сколько вы нормальных фильмов про писателей знаете? я могу сходу только назвать «Капоте», да и то, наверное, из-за Сеймура Хоффмана; а вот чтобы про самый творческий процесс, про муки, в-поисках-сюжета-для-новой-песни, а не как здесь — где курят в потолок, рвут листочки и стучат по клавишам.
обнаружил, что у Захара Прилепина теперь есть шоу на НТВ — «на стыке жанров сетевого видеоблога и аналитической телепередачи». какое все-такие суетливое дело эта русская литература.
«Арзамас» в последнее время претендует на то, чтобы заменить собой плеер (а с появлением мега-курса про русскую культуру, вероятно, и весь интернет), но тут и сопротивляться особо не хочется: филолог Алина Бодрова рассказывает Филиппу Дзядко и Кириллу Головастикову о непристойном Пушкине. операция да, не слишком затейливая — вы думали, он все «Отцы пустынники и девы непорочны», а классик, помимо прочего, «В глуши, измучась жизнью постной,/Изнемогая животом,/Я не парю — сижу орлом/И болен праздностью поносной», — но слушать очень интересно все равно. предыдущий выпуск был с А.К. Жолковским (сентябрьский юбилей которого все проигнорировали), там тоже хорошо.
http://arzamas.academy/radio/announcements/bodrovaп
http://arzamas.academy/radio/announcements/bodrovaп
высокое иезуитство издательства «Азбука»: сообщается, будто уже доступны письма Набокова к жене, о которых русскоязычный читатель бредил с 2015-го (тогда вышел английский вариант, но к чему перевод, если где-то существует оригинал), но купить их ни на «Озоне», ни в «Читай-городах» нельзя — что бы там ни писали на сайте.
http://azbooka.ru/book/28866.shtml
http://azbooka.ru/book/28866.shtml
читаю «Семь этюдов по физике» Карло Ровелли — кратчайшее, для dummies вроде меня, изложение научных достижений XX века:
«Квантовая механика и эксперименты с частицами научили нас тому, что мир — непрерывное, неустанное мельтешение объектов, постоянное возникновение и исчезновение эфемерных сущностей. Совокупность колебаний, как в мире накурившихся хиппи 1960-х».
в общем, автор умеет к себе расположить.
«Квантовая механика и эксперименты с частицами научили нас тому, что мир — непрерывное, неустанное мельтешение объектов, постоянное возникновение и исчезновение эфемерных сущностей. Совокупность колебаний, как в мире накурившихся хиппи 1960-х».
в общем, автор умеет к себе расположить.