кириенков – Telegram
кириенков
2.39K subscribers
417 photos
1 video
735 links
culture vulture
Download Telegram
80. слава богу, не застал
31😱1🤓1
Владимир Набоков и его теория медиа
40🤓15
ну вот и как он это делал
37
не очень понятно, какой пост сегодня уместно выложить, но давайте считать, что про галлюцинаторно-антивоенно-фарсовый роман «Радуга тяготения», служащий утешением всем, кто опасается упадка искусства обмана, — нормально.
47
бывает. но мы-то с вами понимаем, что к чему
38🤓3
«После войны будет это возвращение, как после долгой болезни, к тому, что мы опять будем разными, мы станем раздражительными, и никто нас не будет за это упрекать, все будут говорить: «Ну слава тебе господи, опять он ведет себя просто как последняя… непонятно кто». (Смеется.) Мне кажется, это очень человечная история, в этическом смысле это оппозиция насилию и жестокости. Главное, чтобы в тебе было что-то живое, чтобы ты не был говорящим автоматом, не говорил словесными обмылками, в которых нет никакого смысла».

большой, неровный, важный разговор. раз, два.
22😱2🤓1
Набоков Жестко про англоязычную литературную критику
🤓195
внутренняя сторона манжетки первого русского издания «Ариэля» Сильвии Плат. предлагают, видимо, надеть стеклянный колпак на свою голову
😱20🤓10
easy, you know, does it, son. из романов остаются, следовательно, Bend Sinister и The Original of Laura — и другое, другое, другое.
7
🦋 Следующей в серии "Набоковский корпус" выйдет книга "Сквозняк из прошлого".
8
во второй серии Lucky Hank — нудноватого и все-таки вызывающего привыкание (рубашки? молескины? идеальные оправы для очков?) сериала про токсичного профессора литературы — появился Джордж Сондерс: образ как бы обаятельный, но и бесконечно ироничный (среди прочего, обратите внимание, как он по-николь-кидмановски аплодирует студентам). остается понять, почему автор «Десятого декабря» тут похож на Алексея Поляринова, состаренного с помощью нейросетей.
🤓264😱3
​​каскад набоковских ссылок и анонсов в подморозившемся (простите!) канале:

— в Букмейте эксклюзивно вышел роман «Взгляни на арлекинов!» — головокружительные «окольные мемуары», которые чем дальше, тем меньше похожи на шутку для своих: путешествие сквозь смерть в финале — один из самых визионерских фрагментов набоковской прозы. не пренебрегайте комментариями и статьями переводчика Андрея Бабиковым (в «Прочтении Набокова» захватывающеt про прототипов персонажей LATH и особенности перевода «Арлекинов» и «Сквозняка из прошлого» на русский)

— в Букмейте же — весь доступный на сегодняшний день «Набоковский корпус» (текст, аудио). традиционно обращаю внимание на собранных под одной обложкой «Волшебника» и «Solus Rex» — самого радикального Набокова «европейского периода»

— на Кинопоиске — мой большой спекулятивный материал про киноадаптации Набокова. ну потому что невозможно каждую неделю читать новости про воскрешения и перезапуски самых невзрачных франшиз тридцатилетней давности. ждем окончания девелопмента Laughter in the Dark Скотта Фрэнка и всего описанного в статье

— последнее по дате, но не по важности: 27 апреля в 18:30 в Доме русского зарубежья обсуждаем с Андреем Бабиковым его лекцию о русских источниках «Ады»: «Anna Arkadievitch Karenina», true Batch outboys the riot и многое, многое другое. приходите все, кто остался на Терре

HBD!
30🤓4
замечательное пополнение для давно не обновлявшейся рубрики Nabopop в блоге Fulmerford (да, как то самое выдуманное имя из интервью Playboy 1964 года: «With the Devil's connivance, I open a newspaper of 2063 and in some article on the books page I find: "Nobody reads Nabokov or Fulmerford today." Awful question: Who is this unfortunate Fulmerford?»). и если интерес палеонтолога Росса к «Аде» еще можно как-то объяснить (читает себе по вечерам как изящный образчик nature writing), то что, скажите на милость, эта книга забыла на столе у Пола Радда в еще более легкомысленном произведении — комедии «Люблю тебя, чувак».
🤓83
«У меня есть одно странное воспоминание-картинка из эпохи 90-х. В Институт философии в Москве приехал Жак Деррида — он идет по коридору, а впереди него, пятясь задом, группа молодых аспирантов-философов, восторженно облепивших мэтра. Смотрят на него как на мессию, ничего вокруг не видят и методично отодвигают своими задами идущего навстречу мэтру знатока античной философии Татьяну Васильеву. А та смотрит на все как на какой-то балаган. Правильно смотрит, элемент балагана во всем этом был. У Болтански и Кьяпелло в «Новом духе капитализма», есть понятие «культурный делец»: торговец приезжает в провинцию продавать модные тренды, но он продает не столько товар, сколько само время: его новизну, скорость. И здесь это было — задыхающийся восторг провинциалов перед новым».

большое интервью с Александром Ивановым; как обычно, масса удовольствия. про наслаждение от чтения (которого почти не чувствуется в современной критической продукции), издательские просчеты и про то, почему никакого Сорокина-«прорицателя» не существует.
14🤓3😱2
​​86 лет Пинчону. отметить предлагаю не как обычно, а читая профайл его агента Кандиды Донадио (имя, действительно, как из книжки именинника), которая открыла ТРП, Хеллера, Рота, Гэддиса и залучила другого нашего кумира — Джона Чивера.
25🤓3
​​в пятницу не стало Мартина Эмиса, одного из мушкетеров новой-старой английской прозы (с легкостью гуглятся такие же точно фотографии покойного с Макьюэном и Рушди); странно, страшно об этом думать — овация на каннской премьере «Зоны интересов» и, в безжалостном параллельном монтаже, смерть автора книги. про литературные достоинства его романов и эссе расскажут — рассказывают прямо сейчас — другие, мы же напомним речь Эмиса «Набоков и литературное величие«, прочитанную к 100-летнему юбилею титана.
22😱2
​​одно из редких чудес 2023 года — превращение «Наследников» из невыносимо однообразного (и всеми почему-то любимого) сериала в шоу, про которое действительно хочется говорить взахлеб; как было принято формулировать в нашей юности, состоялся выход на проектную мощность. я не упускал случая, к месту и не очень, сообщить о том, что этот странный культ меня до смерти раздражает («вы бы лучше с таким жаром обсуждали «Лучше звоните Солу»), но что поделать: в финальном сезоне произошел давно анонсированный переворот — и, готов настаивать, наконец-то стало по-настоящему интересно, смешно и дико. чем бы все завтра утром ни закончилось (хотя про законченность сейчас поступают противоречивые сигналы), это правда огромное достижение — пополнить фан-базу буквально на последнем дыхании. мочи их, Кенни.
23🤓4😱1
«Он крайне болезненно относился к попыткам критиков «разъяснить» его (зачем он написал «Лолиту»?) и пробраться в его личную жизнь, и отчасти поэтому его поздние книги становились все менее реалистичными и все более уклончивыми и обманчивыми. К тому же совершенствование его «приемного» английского языка во франкоязычной части Швейцарии, в которой он поселился в начале 1960-х годов, приобретало лабораторный характер, откровенно отдавало очень толстым словарем, особенно в части специальных терминов и разговорных выражений. Казалось, что из его книг исчезло истинное вдохновение и нравственное содержание, а на самом деле первым он стал управлять еще более искусно, а второе теперь было запрятано намного глубже (как, например, детально прослеженный от начала и до конца нравственный конфликт в «Аде», связанный со смертью Люсетты, или уничижительное описание садизма безымянного психиатра в «Сквозняке из прошлого»). Все это отталкивало поклонников «Пнина» или «Других берегов», ждавших от Набокова мастерского изображения «настоящей» жизни и «реальных» героев».

огромное мое интервью с редактором «Набоковского корпуса» Андреем Бабиковым к выходу «Взгляни на арлекинов!» (уже везде) и «Сквозняка из прошлого» (скоро везде): чем сейчас заняты главные набоковеды, как соотносятся Вадим Вадимович и Владимир Владимирович и чего мы ждем дальше от Corpus и «Корпуса».
32🤓3😱1
не черный экран, скрывающий то, что произошло в дайнере, где подают «лучшие луковые кольца в штате»; не острый приступ вдохновения, настигший измочаленного креативного директора в хиппи-ретрите; не опустошительная исповедь, объясняющая, куда же пропали два процента населения Земли. и все равно — в высшей степени убедительная, трезвая, справедливая развязка. на фото единственный человек в семье, который уже понимает, как ему повезло, что все закончилось именно так. надеюсь, наши кумиры Франческа Орси и Кейси Блойс проявят твердость, и это — ледяной мартини, сложенные кое-как ладони и залитый золотым светом Гудзон — действительно все.
28
сегодня вечером расскажу, чему Набоков научился сам и чему может научить нас; подключайтесь. в качестве тизера — бодрящая цитата из набоковского письма редактору The New Yorker Катарине Уайт: «I want to tell you how much I appreciate your readiness to see the point of view of self-centered authors».
🤓189
​​анонсированная в нашем огромном интервью книга Ольги Ворониной «Тайнопись: Набоков. Архив. Подтекст» обрела будоражащую аннотацию. чтобы не расплескать, процитируем издательницу Ирину Кравцову целиком. трудно представить, что бы могло сильнее взбесить автора — да, планировавшего публиковать и лекции, и письма, и сны, но на своих условиях — но мы не он, и мы с нетерпением ждем.
🤓62😱1