кириенков – Telegram
кириенков
2.38K subscribers
418 photos
1 video
735 links
culture vulture
Download Telegram
что сказать: новое «Убийство в «Восточном экспрессе» — грузная неудача и очень слабое кино. Кеннет Брана зачем-то попытался расцветить элегантный первоисточник — здесь лишняя подробность, тут переврали, в конце вовсе цирковое безобразие начинается; тяжело. при этом налицо сериальное мышление, как сейчас модно говорить — вселенная, которая может в любую сторону разрастаться: хотите — про шер Катрин расскажем, нет — отправимся к Нилу, а можем дальше сидеть с десертом и читать Диккенса (лучшие сцены в фильме). не знаю: по моим ощущениям, немедленно нужен ребут. программа минимум: смена режиссера и оператора, шутки другие придумать — ну и перестать книжки насиловать, конечно; там все чин по чину. и — усы, усы, усы: чуется, их фасон был придуман в первую очередь — и дальше все уже только под откос.
кажется, присяжные в белых ризах пока так и не выработали золотое неотменимое правило — зазорно ли делиться ссылками на минаевский Esquire? а писать туда? а если только про литературу и сериалы? уйму, в общем, вопросов еще предстоит решить и залакировать нравственным авторитетам, а пока — монолог Анны Наринской, неподражаемой, о любимых, в душу запавших книжках. для бывалого слушателя и читателя АН тут, должно быть, без сюрпризов — ну да, «Анна Каренина» самый глубокий роман на свете, а Всеволод Петров наш подземный классик, но как-то особенно приятно увидеть в ряду упомянутых Наринской авторов — Николая Эрдмана. если вы «Самоубийцу» (возьмем с самой верхней полки) вдруг до сих пор нет, то надо поскорее да.

https://esquire.ru/books-we-love-1
руки все не доходили поделиться: краткий взгляд на богатую (по-другому этот автор не умеет) корреспонденцию Джона Апдайка, которая в более-менее полном виде будет опубликована в 2021-м. воистину, man of letters — помните, главред «Нью-Йоркера» Дэвид Ремник говорил, что ДА писал в журнал даже с больничной койки; вот как надо работать.

https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/john-updike-revealed-as-a-prolific-letter-writer-to-readers-and-strangers
сюжет на стыке кино, литературы и российской внутренней политики. как известно, в локальной версии «Лиги справедливости» на месте семьи, говорившей на очень пристойном русском, оказались поляки — которых также переозвучили. в результате зритель, забредший на сеанс в районный мульплекс, не узнает, как на самом деле Флэш попрощался со спасенной девочкой. исправляем недоразумение.

в дубляже: Лех Валенса!
в оригинале: Достоевский!

а еще тот же герой очень уместно — и это, наверное, спойлер — упоминает «Кладбище домашних животных». 2017-й — действительно год Стивена Кинга.
ослепительное совершенно интервью трехлетней (не помню, как на него вышел) давности: Глеб Морев разговаривает с Александром Соболевым о подземной русской литературе, этическом измерении филологии, доходах писателей Серебряного века — и это я так, киркой по верхнему слою вожу; из тех бесед, с которыми не хочется расставаться — ну вот как недавно было с диалогом Марии Степановой и Ирины Шевеленко.

http://www.colta.ru/articles/literature/3598?page=115
знатный, по обыкновению, улов предлагает лев-оборинский обзор самых интересных ссылок на «Горьком» — в том числе по жгуче волнующим меня темам. вот, скажем, заметка газеты The Guardian про книгу Insomniac Dreams, которую я тут уже упоминал: раскрывается и непосредственное содержание снов, и трогательная набоковская забывчивость, и структура сборника — ну и сам профессор Барабтарло дает маху, конечно (обратите внимание на приведенный им пример):

https://www.theguardian.com/books/2017/nov/17/vladimir-nabokovs-dream-diary-reveals-experiments-with-backwards-timeflow

что еще интересного: препринт на сайте The Paris Review — как раз про сестру О. и brooding over the possible consequence of incest: https://www.theparisreview.org/blog/2017/11/17/insomniacs-dream-diary-part-five/

а сама книжка тем временем уже преспокойно лежит в Google Books: первые двадцать пять страниц можно полистать, остальное — за звонкую монету:

https://books.google.ru/books?id=kQ8mDwAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq=insomniac+dreams+nabokov&source=bl&ots=HJKDB9uTSy&sig=GROxf2pYlJt2nG15nI9e_VfSdmg&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjKhfzt6szXAhVTb5oKHZn_DgcQ6AEIVDAI#v=onepage&q=insomniac%20dreams%20nabokov&f=false
неспешно, «со скоростью шага», перечитал барнсовского «Попугая Флобера» — теперь в переводе и с комментариями Борисенко и Сонькина — и как-то иначе про эту книгу стал думать. ведь как оно было в первый раз, еще в школе: витиеватая, со смещением, биография любимого автора — на которого молится каждый, кого заботят не бочковатые идеи, а стиль и структура; ЖЗЛ мечты. на что обращаешь внимание теперь: проговорки рассказчика, норовящего перейти от кумира — к личному, жалящему, безотказно-сентиментальному. конечно, в юности хочется поскорее проскочить жену Брейтуэйта — верните беззубого гения! — а сейчас на этих как раз горьких, про измены, одиночество и мимо прожитую жизнь страницах и застреваешь. прав К.Кобрин, писавший по поводу «Нечего бояться»: «Барнс одержим смертью, точнее, он потрясен тем, что она существует» — и тем острее понимаешь, что это прозаик-мономан, снова и снова обследующий одну, но важнейшую тему мировой культуры. и между квазибиографическим «Попугаем» и прихотливо-эссеистическими «Уровнями жизни» (например) обнаруживаешь больше общего, чем замечал прежде. удивительный автор — и как здорово, что где-то год назад удалось повидать его лично.
не то чтобы я к этой дате специально готовился, но было, действительно, интересно, как встретят 55-летие «национального философа-джедая» — учитывая заливистый («лучший! за десять лет!») прием «iPhuck 10». небогатый урожай: через Совинформбюро (ТАСС, ОТР) ПВО поздравила редакция «Эксмо» во главе с О.Новиковым, там же — опыт периодизации пелевинской библиографии (К.Мильчин); обнаружены также сходные по типу фичеры на «КП» и «Полит.ру» — ну и группа с лекциями Дмитрия Быкова в ВК дала приветственный залп в полтретьего утра. грустно: окормляешь себе поколения, мемы всякие штудируешь, книжки исправно сдаешь — а тебя как беспонтового совписа чествуют.

с днем рождения! следить за приключениями вашего ума по-прежнему интереснее, чем за 9/10 российских беллетристов. очень надеюсь, что вы себе выбьете вакацию подольше, — не было же книжки в сейсмичном 2012 году, когда вашего голоса отчаянно не хватало, — и весной 2019-го (допустим) еще всех нас удивите.
на следующей неделе будет не протолкнуться от списков вокруг главной российской книжной ярмарки, но, кажется, вполне можно удовлетвориться вот этим крайне осмысленным выбором И.Гулина и Л.Биргер. хочется примерно все, куда еще не заглядывал — новую прозу Пепперштейна, Элтанг, Колоницкого, англо-американский авангард, «Одинокий город» скандальный, конечно, Мохова, переписку Линдгрен. из не попавшего в листинг, но попавшего на глаза — Л.Данилкин снабдил предисловием избранного Ленина («Ослиный мост»); хороший способ убедиться в (не)добросовестности его самого медийного биографа и толкователя.

https://www.kommersant.ru/doc/3476023
вторая кряду ссылка на «Коммерсант», но что поделать, если только этот ИД пока (будем надеяться) пишет о «Памяти памяти» Марии Степановой — да и прошлую, поэтическую, тоже обозревал. рецензии показались мне не слишком любопытными (слишком заметна разница в писательском классе между МС и ее критиками), а вот интервью, то есть авторизованная прямая речь, достаточно свободная, чтобы прочесть на одном дыхании, и вполне продуманная, чтобы прямо сейчас попасть в книгу с ее лучшими публичными выступлениями (такую сделают, будьте уверены) — короче, интервью замечательное.

https://www.kommersant.ru/doc/3473303
любимый мой жанр: Геннадий «совѣтскій указъ не указъ» Барабтарло общается с русскими журналистами — разумеется, на языке протопопа Аввакума и графа Толстого. обсуждают, конечно, Insomniac Dreams (имеется также перевод одного из сновидений Набокова), анонсировано «соглашеніе съ однимъ петербургскимъ издательствомъ объ изданіи книги въ русскомъ переложеніи», ну и самое, может быть, важное: Барабтарло считает, что в набоковских закромах осталось всего ничего. если, во всяком случае, сохранять филологическую опрятность и не издавать совсем уж черновики и наброски, показывать которые, по Набокову, все равно что «передавать по кругу образцы собственной мокроты».

http://calendar.fontanka.ru/articles/5683/
приложил руку к такому вот материалу: задумали его с автором и издательством Corpus летом, самый разговор с классиком состоялся в начале сентября — и вот к выходу его «Голубиного тоннеля» выпустили, наконец, длинный монолог Джона нашего Ле Карре. в зеркалах — Андрей Сахаров, Ким Филби, Иосиф Бродский, Путин, Трамп, Примаков и русская мафия. и обязательно посмотрите камео писателя в «Ночном администраторе».

https://daily.afisha.ru/brain/7552-saharov-byl-moim-geroem-dzhon-le-karre-o-kgb-trampe-i-novoy-holodnoy-voyne/
ходил вчера на «За пропастью во ржи» — не от большой любви к Сэлинджеру, а скорее, потому, что хотелось посмотреть фильм, из которого еще не успели вырезать Кевина Спейси. у него и без обвинений в домогательствах довольно отвратительный, по-моему, год: несносный сезон «Карточного домика», в Baby Driver все того же Андервуда с модуляциями играет, тут тоже не очень получилось (написал об этом ночью в ФБ). про кино, впрочем, тоже хочется пару слов сказать.

ну то есть да: очень все посредственно, на два такта разыграно (отказ — признание, война — синдром, избили на улице — поверил буддизм, предали дети — построил забор), но встречаются попытки как-то подмигнуть знающему читателю. выходит, однако, сломанный семафор: любимое Колфилдом слово phony звучит раз в 10 минут, имеется сакраментальный вопрос про уток, мимо красных шапок тоже не пройти — книжку перечитали перед съемками, да. что действительно бесит — на втором подряд фильме про Сэлинджера, — так это равнодушие к его многолетнему молчанию. документальный байопик манил разгадкой, но все как-то тоскливо съехало на уринотерапию и чуть ли не педофилию — тут предлагается поверить в буддистский перфоманс.

не то чтобы меня эта загадка прямо глодала, но правда же интересно, до чего он там в своем сарае дописался, почему никому не хотел показывать — и куда могла бы двинуться американская литература, если бы все не кончилось на «16 Хэпворта 1924 года». да и вообще — ну вот сколько вы нормальных фильмов про писателей знаете? я могу сходу только назвать «Капоте», да и то, наверное, из-за Сеймура Хоффмана; а вот чтобы про самый творческий процесс, про муки, в-поисках-сюжета-для-новой-песни, а не как здесь — где курят в потолок, рвут листочки и стучат по клавишам.
обнаружил, что у Захара Прилепина теперь есть шоу на НТВ — «на стыке жанров сетевого видеоблога и аналитической телепередачи». какое все-такие суетливое дело эта русская литература.
«Арзамас» в последнее время претендует на то, чтобы заменить собой плеер (а с появлением мега-курса про русскую культуру, вероятно, и весь интернет), но тут и сопротивляться особо не хочется: филолог Алина Бодрова рассказывает Филиппу Дзядко и Кириллу Головастикову о непристойном Пушкине. операция да, не слишком затейливая — вы думали, он все «Отцы пустынники и девы непорочны», а классик, помимо прочего, «В глуши, измучась жизнью постной,/Изнемогая животом,/Я не парю — сижу орлом/И болен праздностью поносной», — но слушать очень интересно все равно. предыдущий выпуск был с А.К. Жолковским (сентябрьский юбилей которого все проигнорировали), там тоже хорошо.

http://arzamas.academy/radio/announcements/bodrovaп
высокое иезуитство издательства «Азбука»: сообщается, будто уже доступны письма Набокова к жене, о которых русскоязычный читатель бредил с 2015-го (тогда вышел английский вариант, но к чему перевод, если где-то существует оригинал), но купить их ни на «Озоне», ни в «Читай-городах» нельзя — что бы там ни писали на сайте.

http://azbooka.ru/book/28866.shtml
читаю «Семь этюдов по физике» Карло Ровелли — кратчайшее, для dummies вроде меня, изложение научных достижений XX века:

«Квантовая механика и эксперименты с частицами научили нас тому, что мир — непрерывное, неустанное мельтешение объектов, постоянное возникновение и исчезновение эфемерных сущностей. Совокупность колебаний, как в мире накурившихся хиппи 1960-х».

в общем, автор умеет к себе расположить.
Дмитрию Быкову — 50, и где хлопушки, фейерверки, парады; где фичеры, подборки, документальные фильмы; где интервью с самым разговорчивым русским писателем современности. в двенадцатиперстную кишку интернета я не полез, но при беглом самом обзоре хочется поинтересоваться: это как понимать? почему тему отрабатывает все тот же фанатский паблик? до чего все-таки расточительно русское общество: Быков — каким бы докучливым, многословным, обо-всем-свое-мнение ни был — конечно, национальное достояние, один из важнейших местных literati, культуртрегер, да и слова в предложения складывает (когда в хорошей форме и про то, что твердо знает), как мало тут кто. заговор невнимания подозревать совсем не хочется, но загадка, да: о человеке надо писать в серии «ЖЗЛ: Биография продолжается», а не юбилеи игнорировать.

с днем рождения, ДЛБ!
когда-нибудь это должно было случиться: властелин гноя и сала, автор мемов «гнилое бридо» и «ведро живых вшей» опубликовал свою новую вещь на сайте, которое сейчас является бридом и ведром в самом буквальном смысле этого слова. что сказать: рассказ плохой, наскоро придуманный и написанный, как и то, что недавно выходило в Esquire; явно недостойно такого большого русского писателя, каким на нашей еще памяти был В.Г. Сорокин. если хотите провести те же 20 минут с большим для себя удовольствием и помахать ручкой юбилейному 2017-му, перечитайте лучше пелевинский «Хрустальный мир».

http://sorokin.lenta.ru
у всех, наверное, бывает: фантазируешь себе, когда наконец по любимой книжке сделают крутое кино или сериал, прикидываешь, кто мог бы снять и кто — сыграть. пару лет назад я писал, что Константин Лавроненко идеально бы смотрелся в телеверсии «Каменного моста»; несколько недель думал, отчего бы Netflix не дать 350, допустим, миллионов Абделатифу Кешишу (который «Жизнь Адель» и новое, про попы) на семь сезонов прустовских «Поисков». а сегодня вот утром после работы над текстом про Call Me By Your Name проснулся с готовыми заголовками в голове:

Luca Guadagnino to direct ‘Ada, or Ardor’ miniseries

Arnie Hammer joins the cast of ‘Ada, or Ardor’ as Van Veen