А потом начинается модерн, он же ар-нуво, и художники берутся за Ромео и Джульетту с новыми силами. Утрированные страсти, любовь, смерть, красота погибели, скрипки воют истошно. Уильям Хатерелл иллюстрирует издание 1912 года как раз в этом стиле.
Всё понимаю, но — подсолнухи в веронском средневековом саду?..
Всё понимаю, но — подсолнухи в веронском средневековом саду?..
🔥67👍35😁28❤14
Ко времени написания пьесы Шекспира. А действие её отнесено в новелле Да Порто, которую пересказывает Банделло, ко "временам Бартоломео делла Скалла", у Шекспира названного Эскалом. Он правил в Вероне с 1301 года до смерти своей в 1304, ещё и Америку-то не открыли.
Telegram
Fuck you That's Why
Потому что к этому времени уже 90 лет как в Италии подсолнух был красивым экзотическим цветком - как раз для сада. И еще век его не рассматривали как источник семечек и масла. https://news.1rj.ru/str/suchstuff/644
❤43👍15👏2
Трагических любовников художники XIX века вообще любят писать. Что Ромео и Джульетту, что Тристана и Изольду (тут, конечно, Вагнер ещё масла в огонь плеснул), что Паоло и Франческу. Энгр именно Паоло и Франческу пишет бесконечно, сохранилось семь авторских копий-вариаций. Две покажу, первая из Музея Конде (1814), вторая из Художественного музея Анже (1816).
👍58❤31🔥7💔6
Давно и не мной замечено, что человек без должной саморегуляции сползает в магическое мышление. Естественный процесс, как рост волос — не стриги, не остановятся. Здесь можно долго рассуждать о том, почему магическое мышление для человека естественно, а для любого другого нужно заставлять ум правильно питаться и проходить десять тысяч шагов в день, но это отдельная тема, не о ней сейчас.
Уточню, что магическое мышление не равно вере в сглаз, венец безбрачия и пёсий чох, оно отвечает за всю картину мира. Всё повторяется, движение событий циклично, время делится на "тогда", охватывающее почти всё, чему ныне живущие не были свидетелями, там всё едино, и "сейчас" — вот некоторые черты, свойственные магическому мышлению. В классический период "тогда", условное прошлое, было по определению важнее, поскольку воспринималось как область авторитета, традиции и образца; предками данная, мудрость народная, исстари, искони и т.д. Сейчас мы наблюдаем распад подобного восприятия: распадается долго, как звёзды гаснут, но приоритет contemporary studies, изучения современности, ешь, пока не остыло, не на ровном месте вырос. У человека новейшего времени легендарное прошлое наступает уже вчера, "всегда" и "искони" заводятся тогда же: мои в остальном разумные студенты спрашивали, не сохранилось ли фотографий Алиеноры Аквитанской, — я подавила порыв ответить, что она уничтожила всё, когда ушла от мира в Фонтевро, эти шутки глупы и неприличны — потому что для них фотография была всегда, даже если знают фамилию Дагер, а то и Ньепс. "Всегда" — это не про знание истории, история хранится в мозгу на жёстком диске, а мы об операционной системе.
Отчего она у первокурсника XXI столетия магическая — оттого, что мозг человека не изменился не только со времён Аристотеля, но и со времён Гомера; почти, как вежливо оговорился довлатовский редактор. Всё норовит жить удобно, не соблюдая режим.
Уточню, что магическое мышление не равно вере в сглаз, венец безбрачия и пёсий чох, оно отвечает за всю картину мира. Всё повторяется, движение событий циклично, время делится на "тогда", охватывающее почти всё, чему ныне живущие не были свидетелями, там всё едино, и "сейчас" — вот некоторые черты, свойственные магическому мышлению. В классический период "тогда", условное прошлое, было по определению важнее, поскольку воспринималось как область авторитета, традиции и образца; предками данная, мудрость народная, исстари, искони и т.д. Сейчас мы наблюдаем распад подобного восприятия: распадается долго, как звёзды гаснут, но приоритет contemporary studies, изучения современности, ешь, пока не остыло, не на ровном месте вырос. У человека новейшего времени легендарное прошлое наступает уже вчера, "всегда" и "искони" заводятся тогда же: мои в остальном разумные студенты спрашивали, не сохранилось ли фотографий Алиеноры Аквитанской, — я подавила порыв ответить, что она уничтожила всё, когда ушла от мира в Фонтевро, эти шутки глупы и неприличны — потому что для них фотография была всегда, даже если знают фамилию Дагер, а то и Ньепс. "Всегда" — это не про знание истории, история хранится в мозгу на жёстком диске, а мы об операционной системе.
Отчего она у первокурсника XXI столетия магическая — оттого, что мозг человека не изменился не только со времён Аристотеля, но и со времён Гомера; почти, как вежливо оговорился довлатовский редактор. Всё норовит жить удобно, не соблюдая режим.
👍127❤57🔥15😁8🤔7🤯6
Люблю наглядность. Спроси романтика про Паоло и Франческу, он замашет руками, заведёт про стихию, про принцип мироустройства, про колючий стебель райской розы, по которому, раздирая себе и ум, и сердце, восходит Данте.
А где же про любовь, недоумевает вопросивший, где красивенькое? Подождите, всё будет, дайте людям в себя прийти и обжиться, будет и коврик с лебедями, и мармелад в шоколаде к чаю.
Встреча Данте и Вергилия с тенями Паоло и Франчески по версии Генриха Фюсли (ок. 1800, собрание Института искусств Чикаго) и Уильяма Блейка (1826-27, собрание Музея Метрополитен).
А где же про любовь, недоумевает вопросивший, где красивенькое? Подождите, всё будет, дайте людям в себя прийти и обжиться, будет и коврик с лебедями, и мармелад в шоколаде к чаю.
Встреча Данте и Вергилия с тенями Паоло и Франчески по версии Генриха Фюсли (ок. 1800, собрание Института искусств Чикаго) и Уильяма Блейка (1826-27, собрание Музея Метрополитен).
❤83👍32❤🔥6
Для Данте история Франчески — это именно её история, душа Паоло в "Божественной комедии" без речей, только плачет — значит очень много: да, она о мучении за грех сладострастия, но и о сбывшейся любви тоже, Данте исполнен сочувствия и тоски, ему этого дано не было. Более того, она о любви, которую побудила проявиться книга — и, судя по всему, отчасти из-за этого Данте падает замертво. Потому что сам пишет, потому что на его слова не отозвалась та, о ком они были, и потому что вот что бывает, если на слова отзываются; от одной попытки задуматься о таком можно лишиться чувств.
Нынче Франческу, особенно в англоязычных источниках, принято порицать за недостаточную прастихоспади агентность. Она, дескать, изображает себя пассивной жертвой, это любовь её себе подчинила, а не она сама свободно выбрала. Вот уж грехи наши тяжкие, воистину, у Данте любовь солнце с другими звёздами движет, но о том порицающим задуматься недосуг.
Интересно, как в живописи XIX века меняется иконография Франчески и Паоло. Первой половине столетия обычно больше интересен сам сюжет встречи в аду, второй — красивая история любви, финдесьеклю и ар-нуво — красивая же драма, так мы возвращаемся к адским мукам на новом этапе. Энгра, Россетти, Климта-младшего, Фюсли и Блейка показывала, вот ещё несколько.
1. Никола Монти, 1810. Галерея Уффици.
2. Ари Шеффер, 1835. Коллекция Уоллеса.
3. Уильям Дайс, 1837. Национальная галерея Шотландии.
4. Гюстав Доре, 1861. Галерея современного искусства, Страсбург.
5. Ансельм Фейербах, 1864. Коллекция князей Монако.
6. Чарльз Эдуард Халле, после 1866. Частная коллекция.
7. Амос Кассиоли, 1870. Частная коллекция.
8. Джордж Фредерик Уоттс, 1870. Художественная галерея Манчестера.
9. Гаэтано Превиати, 1887. Академия Каррара, Болонья.
10. Тоже Гаэтано Превиати, но уже 1909. Галерея современного искусства Феррары.
Нынче Франческу, особенно в англоязычных источниках, принято порицать за недостаточную прастихоспади агентность. Она, дескать, изображает себя пассивной жертвой, это любовь её себе подчинила, а не она сама свободно выбрала. Вот уж грехи наши тяжкие, воистину, у Данте любовь солнце с другими звёздами движет, но о том порицающим задуматься недосуг.
Интересно, как в живописи XIX века меняется иконография Франчески и Паоло. Первой половине столетия обычно больше интересен сам сюжет встречи в аду, второй — красивая история любви, финдесьеклю и ар-нуво — красивая же драма, так мы возвращаемся к адским мукам на новом этапе. Энгра, Россетти, Климта-младшего, Фюсли и Блейка показывала, вот ещё несколько.
1. Никола Монти, 1810. Галерея Уффици.
2. Ари Шеффер, 1835. Коллекция Уоллеса.
3. Уильям Дайс, 1837. Национальная галерея Шотландии.
4. Гюстав Доре, 1861. Галерея современного искусства, Страсбург.
5. Ансельм Фейербах, 1864. Коллекция князей Монако.
6. Чарльз Эдуард Халле, после 1866. Частная коллекция.
7. Амос Кассиоли, 1870. Частная коллекция.
8. Джордж Фредерик Уоттс, 1870. Художественная галерея Манчестера.
9. Гаэтано Превиати, 1887. Академия Каррара, Болонья.
10. Тоже Гаэтано Превиати, но уже 1909. Галерея современного искусства Феррары.
🔥53👍34❤28
А это богачество повешу отдельно, тем более, что в альбом больше десяти не лезет. "Паоло и Франческа", 1897 год, сэр Фрэнсис Бернард Дикси, один из главных мастеров-кондитеров викторианской эпохи, бесконечно писавший красивый, возвышенный и условно-исторический мармелад в шоколаде. Тут тебе и викинги декоративно горят на собственных похоронах, и китсова Belle Dame Sans Merci клонится нарядно с седла к рыцарю в балетной, вопреки латам, стойке, и Ромео с Джульеттой целуются, и святой Георгий разит дракона, а принцесса обнажённым плечиком светит, и Изольда в алом платье, расшитом каменьями, томится у окна — и каменья выписаны будьте-нате, и блики на золочёном подлокотнике кресла богатые.
Так плохо, что уже хорошо.
Так плохо, что уже хорошо.
❤90👍33😁16🤔2👀1