По сложной филиации идей вспомнилось. Как-то я помогала коллеге принимать ХХ век у заочников, — совсем беда была, раз меня, за романтизм высовывавшуюся редко и неохотно, привлекли — и ко мне села девушка с билетом по Кафке. Июнь, старый ещё четвёртый корпус, аудитория под крышей, выходящая на музей и на юг, в окнах горит пустая площадь, дураков нет пересекать открытое пространство в два часа пополудни саратовским летом. Заочница — выгоревшая до ковыльной белизны блондинка, круглолицая, томная от зноя, схваченная розоватым загаром, в голубом романтическом сарафане, только писать её, с этими горячими бликами на плечах и шее.
Лопочет что-то про Кафку, довольно беспомощно, я спрашиваю, как всегда:
— Что вы читали?
— "Превращение".
— Прекрасно, давайте про "Превращение".
— Это произведение начинается с того, что герой Кафки просыпается и обнаруживает, что превратился в гусенúцу...
Лопочет что-то про Кафку, довольно беспомощно, я спрашиваю, как всегда:
— Что вы читали?
— "Превращение".
— Прекрасно, давайте про "Превращение".
— Это произведение начинается с того, что герой Кафки просыпается и обнаруживает, что превратился в гусенúцу...
😁94🥰58👍34❤20
Теофраст Ренодо, которого мы все помним по "Сирано де Бержераку" Ростана, завёл в 1630 году в Париже адресное бюро, помогавшее, в том числе, нанимателям искать работников и наоборот, через год при покровительстве кардинала Ришелье к адресному бюро прибавилось первое новостное агентство с собственным изданием, La Gazette, — "не надо гласности! не надо Теофраста!" — а ещё год спустя бюро Ренодо начало проводить еженедельные конференции по общественно значимым вопросам и публиковать результаты дискуссий.
Общественно значимые вопросы были разнообразны: почему лев боится крика петуха, да и боится ли? почему мёртвое тело начинает кровоточить в присутствии убийцы? что следует ценить выше — изобретательность ума, верность суждения или отвагу? и пр. Конференции прекратились со смертью Ришелье в 1642 году, а до того отчёты широко обсуждались в Европе, их переводили на английский и публиковали в Англии.
В декабре 1640 года лондонские печатники Бэджер и Бишоп получают разрешение на печать для книготорговца Джаспера Эмери отчёта о конференции бюро Ренодо на тему "Будет ли когда что новое, или уже нет?". Декабрь, повторю, 1640 года, Короткий парламент уже разогнан, Долгий уже созван.
Будет ли в мире что новое? Да вот оно, ребят, мало не покажется.
Общественно значимые вопросы были разнообразны: почему лев боится крика петуха, да и боится ли? почему мёртвое тело начинает кровоточить в присутствии убийцы? что следует ценить выше — изобретательность ума, верность суждения или отвагу? и пр. Конференции прекратились со смертью Ришелье в 1642 году, а до того отчёты широко обсуждались в Европе, их переводили на английский и публиковали в Англии.
В декабре 1640 года лондонские печатники Бэджер и Бишоп получают разрешение на печать для книготорговца Джаспера Эмери отчёта о конференции бюро Ренодо на тему "Будет ли когда что новое, или уже нет?". Декабрь, повторю, 1640 года, Короткий парламент уже разогнан, Долгий уже созван.
Будет ли в мире что новое? Да вот оно, ребят, мало не покажется.
👍132❤27😁22🔥13🤔9
Чем дольше живу, тем чаще вспоминаю, как старший товарищ, клинический психиатр с многолетним стажем, говорил, что важно не путать свои страхи, ожидания, убеждения и фрустрации с картиной действительности — и тем более с самой действительностью.
👍145❤49🤔9😁5🔥4😢2
Неизвестный английский художник, середина XVIII века, элегантная публика смотрит представление "Короля Лира".
Смотрят они, скорее всего, тейтовскую переделку, чудовищный водевиль, где Эдгар в финале женится на Корделии, и все хорошие остаются живы. Джозеф Аддисон в "Зрителе" по её поводу писал, что "химерические представления о поэтической справедливости лишили трагедию половины красоты". Даже в редакции Гаррика, который Лира играл с двадцати четырёх лет и понемногу убрал многие несообразности, счастливый финал был сохранён; а Шут выброшен, зачем он.
Но что бы ни смотрели, каковы лица!..
Смотрят они, скорее всего, тейтовскую переделку, чудовищный водевиль, где Эдгар в финале женится на Корделии, и все хорошие остаются живы. Джозеф Аддисон в "Зрителе" по её поводу писал, что "химерические представления о поэтической справедливости лишили трагедию половины красоты". Даже в редакции Гаррика, который Лира играл с двадцати четырёх лет и понемногу убрал многие несообразности, счастливый финал был сохранён; а Шут выброшен, зачем он.
Но что бы ни смотрели, каковы лица!..
🔥73👍45❤28😁6
Когда перекроили учебные планы, мы стали читать русскому отделению и журналистам XIX век в один семестр, и на меня с моими всегдашними романтиками упал "большой социальный роман" — совсем не моё, но куда деваться. Тем более, что всегда можно зацепиться за метод. Вот про метод Флобера я как раз и читала журналистам-второкурсникам, про то, как импрессионистически, акцентами и рефлексами, он пишет Эмму, как не складывается образ, нет портрета на прежний манер, есть отблеск лампы на гладких тёмных волосах, ровная нить пробора в них, чистые белые ногти, увиденные Шарлем, изменчивые глаза. Журналисты слушали и даже записывали, кто ручкой в тетрадке, кто, по только что появившейся тогда моде, на диктофон.
И на экзамене я узнала, что Флобер воссоздаёт образ Эммы по ногтям. Спасибо, не по черепу, конечно.
Как мы слышим то, что слушаем, как понимаем, как запоминаем.
И на экзамене я узнала, что Флобер воссоздаёт образ Эммы по ногтям. Спасибо, не по черепу, конечно.
Как мы слышим то, что слушаем, как понимаем, как запоминаем.
❤118😁88👍23🔥7😢3🎉2
Ромео и Джульетту в XIX веке пишут бесконечно: буржуазный потребитель любит, чтобы красивенько, сладенько, возвышенно — и прослезился чтобы. К тому же, эти трагические влюблённые и морали не оскорбляют: не Тристан и Изольда какие, повенчались как порядочные.
Поэтому художники этот мармелад в шоколаде производят в промышленных количествах, спрос есть. Шедевров нет, но и у третьестепенных авторов попадается иногда нечто трогательное. Вот этого итальянца, Риккарди, даже канадская Галерея Оуэнса, где картина висит, по имени не знает, просто Н. Купил основатель галереи и патрон университета, когда по Европе путешествовал, в середине 1880-х.
Одна из немногих живописей, где Джульетте честные четырнадцать.
Поэтому художники этот мармелад в шоколаде производят в промышленных количествах, спрос есть. Шедевров нет, но и у третьестепенных авторов попадается иногда нечто трогательное. Вот этого итальянца, Риккарди, даже канадская Галерея Оуэнса, где картина висит, по имени не знает, просто Н. Купил основатель галереи и патрон университета, когда по Европе путешествовал, в середине 1880-х.
Одна из немногих живописей, где Джульетте честные четырнадцать.
👍97❤46😁2🔥1
А потом начинается модерн, он же ар-нуво, и художники берутся за Ромео и Джульетту с новыми силами. Утрированные страсти, любовь, смерть, красота погибели, скрипки воют истошно. Уильям Хатерелл иллюстрирует издание 1912 года как раз в этом стиле.
Всё понимаю, но — подсолнухи в веронском средневековом саду?..
Всё понимаю, но — подсолнухи в веронском средневековом саду?..
🔥67👍35😁28❤14
Ко времени написания пьесы Шекспира. А действие её отнесено в новелле Да Порто, которую пересказывает Банделло, ко "временам Бартоломео делла Скалла", у Шекспира названного Эскалом. Он правил в Вероне с 1301 года до смерти своей в 1304, ещё и Америку-то не открыли.
Telegram
Fuck you That's Why
Потому что к этому времени уже 90 лет как в Италии подсолнух был красивым экзотическим цветком - как раз для сада. И еще век его не рассматривали как источник семечек и масла. https://news.1rj.ru/str/suchstuff/644
❤43👍15👏2
Трагических любовников художники XIX века вообще любят писать. Что Ромео и Джульетту, что Тристана и Изольду (тут, конечно, Вагнер ещё масла в огонь плеснул), что Паоло и Франческу. Энгр именно Паоло и Франческу пишет бесконечно, сохранилось семь авторских копий-вариаций. Две покажу, первая из Музея Конде (1814), вторая из Художественного музея Анже (1816).
👍58❤31🔥7💔6
Давно и не мной замечено, что человек без должной саморегуляции сползает в магическое мышление. Естественный процесс, как рост волос — не стриги, не остановятся. Здесь можно долго рассуждать о том, почему магическое мышление для человека естественно, а для любого другого нужно заставлять ум правильно питаться и проходить десять тысяч шагов в день, но это отдельная тема, не о ней сейчас.
Уточню, что магическое мышление не равно вере в сглаз, венец безбрачия и пёсий чох, оно отвечает за всю картину мира. Всё повторяется, движение событий циклично, время делится на "тогда", охватывающее почти всё, чему ныне живущие не были свидетелями, там всё едино, и "сейчас" — вот некоторые черты, свойственные магическому мышлению. В классический период "тогда", условное прошлое, было по определению важнее, поскольку воспринималось как область авторитета, традиции и образца; предками данная, мудрость народная, исстари, искони и т.д. Сейчас мы наблюдаем распад подобного восприятия: распадается долго, как звёзды гаснут, но приоритет contemporary studies, изучения современности, ешь, пока не остыло, не на ровном месте вырос. У человека новейшего времени легендарное прошлое наступает уже вчера, "всегда" и "искони" заводятся тогда же: мои в остальном разумные студенты спрашивали, не сохранилось ли фотографий Алиеноры Аквитанской, — я подавила порыв ответить, что она уничтожила всё, когда ушла от мира в Фонтевро, эти шутки глупы и неприличны — потому что для них фотография была всегда, даже если знают фамилию Дагер, а то и Ньепс. "Всегда" — это не про знание истории, история хранится в мозгу на жёстком диске, а мы об операционной системе.
Отчего она у первокурсника XXI столетия магическая — оттого, что мозг человека не изменился не только со времён Аристотеля, но и со времён Гомера; почти, как вежливо оговорился довлатовский редактор. Всё норовит жить удобно, не соблюдая режим.
Уточню, что магическое мышление не равно вере в сглаз, венец безбрачия и пёсий чох, оно отвечает за всю картину мира. Всё повторяется, движение событий циклично, время делится на "тогда", охватывающее почти всё, чему ныне живущие не были свидетелями, там всё едино, и "сейчас" — вот некоторые черты, свойственные магическому мышлению. В классический период "тогда", условное прошлое, было по определению важнее, поскольку воспринималось как область авторитета, традиции и образца; предками данная, мудрость народная, исстари, искони и т.д. Сейчас мы наблюдаем распад подобного восприятия: распадается долго, как звёзды гаснут, но приоритет contemporary studies, изучения современности, ешь, пока не остыло, не на ровном месте вырос. У человека новейшего времени легендарное прошлое наступает уже вчера, "всегда" и "искони" заводятся тогда же: мои в остальном разумные студенты спрашивали, не сохранилось ли фотографий Алиеноры Аквитанской, — я подавила порыв ответить, что она уничтожила всё, когда ушла от мира в Фонтевро, эти шутки глупы и неприличны — потому что для них фотография была всегда, даже если знают фамилию Дагер, а то и Ньепс. "Всегда" — это не про знание истории, история хранится в мозгу на жёстком диске, а мы об операционной системе.
Отчего она у первокурсника XXI столетия магическая — оттого, что мозг человека не изменился не только со времён Аристотеля, но и со времён Гомера; почти, как вежливо оговорился довлатовский редактор. Всё норовит жить удобно, не соблюдая режим.
👍127❤57🔥15😁8🤔7🤯6
Люблю наглядность. Спроси романтика про Паоло и Франческу, он замашет руками, заведёт про стихию, про принцип мироустройства, про колючий стебель райской розы, по которому, раздирая себе и ум, и сердце, восходит Данте.
А где же про любовь, недоумевает вопросивший, где красивенькое? Подождите, всё будет, дайте людям в себя прийти и обжиться, будет и коврик с лебедями, и мармелад в шоколаде к чаю.
Встреча Данте и Вергилия с тенями Паоло и Франчески по версии Генриха Фюсли (ок. 1800, собрание Института искусств Чикаго) и Уильяма Блейка (1826-27, собрание Музея Метрополитен).
А где же про любовь, недоумевает вопросивший, где красивенькое? Подождите, всё будет, дайте людям в себя прийти и обжиться, будет и коврик с лебедями, и мармелад в шоколаде к чаю.
Встреча Данте и Вергилия с тенями Паоло и Франчески по версии Генриха Фюсли (ок. 1800, собрание Института искусств Чикаго) и Уильяма Блейка (1826-27, собрание Музея Метрополитен).
❤83👍32❤🔥6
Для Данте история Франчески — это именно её история, душа Паоло в "Божественной комедии" без речей, только плачет — значит очень много: да, она о мучении за грех сладострастия, но и о сбывшейся любви тоже, Данте исполнен сочувствия и тоски, ему этого дано не было. Более того, она о любви, которую побудила проявиться книга — и, судя по всему, отчасти из-за этого Данте падает замертво. Потому что сам пишет, потому что на его слова не отозвалась та, о ком они были, и потому что вот что бывает, если на слова отзываются; от одной попытки задуматься о таком можно лишиться чувств.
Нынче Франческу, особенно в англоязычных источниках, принято порицать за недостаточную прастихоспади агентность. Она, дескать, изображает себя пассивной жертвой, это любовь её себе подчинила, а не она сама свободно выбрала. Вот уж грехи наши тяжкие, воистину, у Данте любовь солнце с другими звёздами движет, но о том порицающим задуматься недосуг.
Интересно, как в живописи XIX века меняется иконография Франчески и Паоло. Первой половине столетия обычно больше интересен сам сюжет встречи в аду, второй — красивая история любви, финдесьеклю и ар-нуво — красивая же драма, так мы возвращаемся к адским мукам на новом этапе. Энгра, Россетти, Климта-младшего, Фюсли и Блейка показывала, вот ещё несколько.
1. Никола Монти, 1810. Галерея Уффици.
2. Ари Шеффер, 1835. Коллекция Уоллеса.
3. Уильям Дайс, 1837. Национальная галерея Шотландии.
4. Гюстав Доре, 1861. Галерея современного искусства, Страсбург.
5. Ансельм Фейербах, 1864. Коллекция князей Монако.
6. Чарльз Эдуард Халле, после 1866. Частная коллекция.
7. Амос Кассиоли, 1870. Частная коллекция.
8. Джордж Фредерик Уоттс, 1870. Художественная галерея Манчестера.
9. Гаэтано Превиати, 1887. Академия Каррара, Болонья.
10. Тоже Гаэтано Превиати, но уже 1909. Галерея современного искусства Феррары.
Нынче Франческу, особенно в англоязычных источниках, принято порицать за недостаточную прастихоспади агентность. Она, дескать, изображает себя пассивной жертвой, это любовь её себе подчинила, а не она сама свободно выбрала. Вот уж грехи наши тяжкие, воистину, у Данте любовь солнце с другими звёздами движет, но о том порицающим задуматься недосуг.
Интересно, как в живописи XIX века меняется иконография Франчески и Паоло. Первой половине столетия обычно больше интересен сам сюжет встречи в аду, второй — красивая история любви, финдесьеклю и ар-нуво — красивая же драма, так мы возвращаемся к адским мукам на новом этапе. Энгра, Россетти, Климта-младшего, Фюсли и Блейка показывала, вот ещё несколько.
1. Никола Монти, 1810. Галерея Уффици.
2. Ари Шеффер, 1835. Коллекция Уоллеса.
3. Уильям Дайс, 1837. Национальная галерея Шотландии.
4. Гюстав Доре, 1861. Галерея современного искусства, Страсбург.
5. Ансельм Фейербах, 1864. Коллекция князей Монако.
6. Чарльз Эдуард Халле, после 1866. Частная коллекция.
7. Амос Кассиоли, 1870. Частная коллекция.
8. Джордж Фредерик Уоттс, 1870. Художественная галерея Манчестера.
9. Гаэтано Превиати, 1887. Академия Каррара, Болонья.
10. Тоже Гаэтано Превиати, но уже 1909. Галерея современного искусства Феррары.
🔥53👍34❤28