Forwarded from Копилка текстов
Как объяснять правки автору
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
3🔥12❤6👍5
«Личностно (?) ориентированный подход». Как напишете?
Final Results
28%
Раздельно: личностно ориентированный подход
72%
Через дефис: личностно-ориентированный подход
🤔3👍2👀2❤1🔥1
Личностно-ориентированный или личностно ориентированный подход?
В словаре Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН «Академос» находим, что норма — «личностно ориентированный», т. е. наречие с прилагательным. Однако там же понятия «индивидуально-ориентированный» и «системно-ориентированный» записаны через дефис, и это уже прилагательные. Почему так?
«Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно чётко разграничить сложное прилагательное с „первой наречной частью“ и словосочетание наречия с прилагательным», — говорит эксперт Ольга Иванова, один из разработчиков «Академоса».
🤔 Любопытно. Читаем дальше.
Оказывается, если такие сочетания наречий с прилагательными со временем превращаются в термины, их начинают писать через дефис. Складывается регулярная практика, а потом словари фиксируют её как норму. В общем, официальная регистрация, поздравления,кольца дефисы. Так, например, получилось с «индивидуально-ориентированным» и «системно-ориентированным».
«Личностно-ориентированный подход» — тоже термин. Смотрите: когда мы пишем «личностно-ориентированный подход», нам важно, какой подход, а не как он ориентирован. Кстати, слово уже давно в справочниках и других изданиях по педагогике.
✍️ Как быть нам, простым авторам? Предлагаю писать «личностно-ориентированный подход», чтобы лингвисты поскорее заметили этот термин и поселили его в «Академосе». Но если вам ближе раздельный вариант, это тоже окей.
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В словаре Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН «Академос» находим, что норма — «личностно ориентированный», т. е. наречие с прилагательным. Однако там же понятия «индивидуально-ориентированный» и «системно-ориентированный» записаны через дефис, и это уже прилагательные. Почему так?
«Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно чётко разграничить сложное прилагательное с „первой наречной частью“ и словосочетание наречия с прилагательным», — говорит эксперт Ольга Иванова, один из разработчиков «Академоса».
🤔 Любопытно. Читаем дальше.
Оказывается, если такие сочетания наречий с прилагательными со временем превращаются в термины, их начинают писать через дефис. Складывается регулярная практика, а потом словари фиксируют её как норму. В общем, официальная регистрация, поздравления,
«Личностно-ориентированный подход» — тоже термин. Смотрите: когда мы пишем «личностно-ориентированный подход», нам важно, какой подход, а не как он ориентирован. Кстати, слово уже давно в справочниках и других изданиях по педагогике.
✍️ Как быть нам, простым авторам? Предлагаю писать «личностно-ориентированный подход», чтобы лингвисты поскорее заметили этот термин и поселили его в «Академосе». Но если вам ближе раздельный вариант, это тоже окей.
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍8👏7❤4🔥2
Вы попросили нейросеть помочь с текстом, структурировать информацию и т. п. Результат вас не устроил. Как поступите?
Anonymous Poll
12%
Просто сделаю всё сам(-а), без помощи нейросети
64%
Возьму результат от нейросети за основу и сделаю так, как мне надо
12%
Буду объяснять нейросети, в чём она ошиблась, пока не добьюсь приемлемого результата
12%
Не пользуюсь нейросетями, хочу посмотреть ответы
1❤3👍3👀3
#ИИспытания продолжаются!
Я среди тех, кто даёт нейросети задание, а потом по-своему переделывает результат. Похоже, это самая популярная стратегия.
Чтобы постоянно обучать ИИ, мне пока не хватает ни времени, ни навыков. Однако идея натренировать DeepSeek так, чтобы он лучше решал хотя бы типовые задачи, кажется заманчивой!
Решила начать с малого. Почистила историю в DeepSeek, оставила чаты, в которых мы с ним обсуждаем что-то одно и не отклоняемся от темы. Затем в каждом из них создала новые запросы или уточнила старые.
«Упрощение текстов»
Когда я не поняла, что хотел сказать автор, то взмолилась: «В этой ветке я буду просить тебя структурировать и редактировать тексты... Делай это так, чтобы они легко читались!».
При таком запросе DeepSeek уничтожает авторский стиль, интересные детали и добавляет отсебятину, поэтому я осторожна. Даю ему не больше пары предложений, зато самых забористых. Главное — разобраться, о чём речь, а дальше уже можно редактировать самой.
В следующий раз попрошу нейросеть сохранять стиль, не добавлять ничего от себя и убирать только повторяющиеся мысли.
«Правки по Розенталю»
Предложила DeepSeek возомнить себя Д. Э. Розенталем и проверять тексты, опираясь на его справочники, а также на материалы «Грамоты.ру». Попросила сообщать мне о проблемах, если не получилось найти нужное правило.
В целом DeepSeek справляется, но до профессионального редактора и корректора ему далеко: не понимает тонкости (например, когда не нужна запятая между частями сложносочинённого предложения).
«Оформление источников (APA)»
Дала задание оформлять литературу в стиле APA 7th edition, учитывать мелкие детали (пробелы, запятые, курсивное начертание и т. п.), избавляться от лишнего и делать два списка по алфавиту — русскоязычный и англоязычный. Потом поискала огрехи и объяснила, что убрать, а что добавить. Отдельно попросила нейросеть говорить мне, а не фантазировать, если она не может найти информацию о том или ином источнике.
На этом мы пока остановились, но я продолжу тренировать DeepSeek, когда мне снова понадобится оформить список литературы.
💬 Так и работаем! DeepSeek запоминает свою роль и прежние задачи в чате, воспринимает мои уточнения и раз за разом выдаёт всё более адекватные результаты. А чему вы учите нейросети?
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Я среди тех, кто даёт нейросети задание, а потом по-своему переделывает результат. Похоже, это самая популярная стратегия.
Чтобы постоянно обучать ИИ, мне пока не хватает ни времени, ни навыков. Однако идея натренировать DeepSeek так, чтобы он лучше решал хотя бы типовые задачи, кажется заманчивой!
Решила начать с малого. Почистила историю в DeepSeek, оставила чаты, в которых мы с ним обсуждаем что-то одно и не отклоняемся от темы. Затем в каждом из них создала новые запросы или уточнила старые.
«Упрощение текстов»
Когда я не поняла, что хотел сказать автор, то взмолилась: «В этой ветке я буду просить тебя структурировать и редактировать тексты... Делай это так, чтобы они легко читались!».
При таком запросе DeepSeek уничтожает авторский стиль, интересные детали и добавляет отсебятину, поэтому я осторожна. Даю ему не больше пары предложений, зато самых забористых. Главное — разобраться, о чём речь, а дальше уже можно редактировать самой.
В следующий раз попрошу нейросеть сохранять стиль, не добавлять ничего от себя и убирать только повторяющиеся мысли.
«Правки по Розенталю»
Предложила DeepSeek возомнить себя Д. Э. Розенталем и проверять тексты, опираясь на его справочники, а также на материалы «Грамоты.ру». Попросила сообщать мне о проблемах, если не получилось найти нужное правило.
В целом DeepSeek справляется, но до профессионального редактора и корректора ему далеко: не понимает тонкости (например, когда не нужна запятая между частями сложносочинённого предложения).
«Оформление источников (APA)»
Дала задание оформлять литературу в стиле APA 7th edition, учитывать мелкие детали (пробелы, запятые, курсивное начертание и т. п.), избавляться от лишнего и делать два списка по алфавиту — русскоязычный и англоязычный. Потом поискала огрехи и объяснила, что убрать, а что добавить. Отдельно попросила нейросеть говорить мне, а не фантазировать, если она не может найти информацию о том или ином источнике.
На этом мы пока остановились, но я продолжу тренировать DeepSeek, когда мне снова понадобится оформить список литературы.
💬 Так и работаем! DeepSeek запоминает свою роль и прежние задачи в чате, воспринимает мои уточнения и раз за разом выдаёт всё более адекватные результаты. А чему вы учите нейросети?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥9❤5👍3
Антиканцелярит: конкретика и глаголы
Расписывая пользу от урока или задания, автор иногда срывается и начинает жечь канцеляритом:
«В завершение занятия обучающиеся приняли участие в интерактивном упражнении, направленном на стимулирование творческого мышления и создание объединяющего творческого продукта, демонстрирующего объединяющий потенциал искусства».
Уважаемые знатоки! Внимание, вопрос: что делали дети и какой продукт они создали? Вариант «творческий» не принимается. 😜
Короче, одному автору известно, что там происходило. Чтобы об этом узнал и читатель, надо написать конкретно. И глаголов, глаголов побольше!
Было:
В завершение занятия...
Стало:
В конце занятия мы вместе сделали «Дерево класса». Было трогательно: ученики обводили ладони, смеялись и писали друг другу комплименты на «пальчиках-листочках».
👍 Теперь фразы, в которых еле-еле проглядывает смысл, превращаются в отчётливые образы. Согласитесь, «вместе сделали» гораздо лучше безликого «интерактивного упражнения»!
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Расписывая пользу от урока или задания, автор иногда срывается и начинает жечь канцеляритом:
Уважаемые знатоки! Внимание, вопрос: что делали дети и какой продукт они создали? Вариант «творческий» не принимается. 😜
Короче, одному автору известно, что там происходило. Чтобы об этом узнал и читатель, надо написать конкретно. И глаголов, глаголов побольше!
Было:
В завершение занятия...
Стало:
В конце занятия мы вместе сделали «Дерево класса». Было трогательно: ученики обводили ладони, смеялись и писали друг другу комплименты на «пальчиках-листочках».
👍 Теперь фразы, в которых еле-еле проглядывает смысл, превращаются в отчётливые образы. Согласитесь, «вместе сделали» гораздо лучше безликого «интерактивного упражнения»!
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤10🔥10😁3
Пользуетесь Ctrl + C и Ctrl + V? Несу вам ещё несколько сочетаний клавиш, которые помогают работать в Word быстрее.
Менять, перемещать
Ctrl + A — выделить весь текст (и потом, например, изменить шрифт во всём документе!);
Ctrl + X — вырезать текст (а затем вставить куда надо с помощью Ctrl + С);
Ctrl + Z — отменить последнее действие.
Оформлять
Ctrl + B — сделать текст жирным;
Ctrl + I — курсивом;
Ctrl + U — подчеркнуть;
Ctrl + K — вставить гиперссылку.
Искать
Ctrl + F — открыть окно поиска;
Ctrl + H — открыть окно поиска и замены.
💬 Пишите в комментариях, какими сочетаниями клавиш вы пользуетесь.
#невеликийкомбинатор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8👍6❤4🤩1
Как сохранить накопированное
Звёздная пара Ctrl + C и Ctrl + V хороша для разовых задач: скопировал, вставил, забыл. Но что делать, если нужно сохранить фрагменты текста или картинки для ваших будущих статей?
В комментариях к пятничному посту Марина рассказала об отличном инструменте — Ditto. Это простая программка для Windows, которая хранит всё, что вы скопировали.
Я решила попробовать. Оказалось удобно! И пользоваться легко.
Скачать Ditto: тут.
Открыть Ditto: Ctrl + «Ё».
Выбрать элемент: щелчок левой кнопкой мыши.
Вставить элемент в Word (или куда-то ещё): двойной щелчок.
А ещё в настройках Ditto можно указать, сколько элементов хранить и как долго.
❤️ Спасибо, Марина!
#невеликийкомбинатор
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Звёздная пара Ctrl + C и Ctrl + V хороша для разовых задач: скопировал, вставил, забыл. Но что делать, если нужно сохранить фрагменты текста или картинки для ваших будущих статей?
В комментариях к пятничному посту Марина рассказала об отличном инструменте — Ditto. Это простая программка для Windows, которая хранит всё, что вы скопировали.
Я решила попробовать. Оказалось удобно! И пользоваться легко.
Скачать Ditto: тут.
Открыть Ditto: Ctrl + «Ё».
Выбрать элемент: щелчок левой кнопкой мыши.
Вставить элемент в Word (или куда-то ещё): двойной щелчок.
А ещё в настройках Ditto можно указать, сколько элементов хранить и как долго.
❤️ Спасибо, Марина!
#невеликийкомбинатор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥12👍4❤3
Как объяснить термин, не давая ему определение
Статьи для педагогических СМИ типа «Учительской газеты» или «Мела» пишутся совсем не так, как научные: простой язык, максимум личного опыта и практических фишечек, минимум теории и терминов. И уж если автор использует термины, он должен позаботиться, чтобы читатели их поняли.
Правда, если просто вставить определение вроде «Диссеминация опыта — это процесс... (а тут куча страшных слов)», оно будет выглядеть как документальная врезка в мультфильме. Надо искать другие пути.
⭐️ Объяснить своими словами, в стиле статьи
Для иллюстрации вернёмся к статье «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?», которую я недавно вам показывала. В ней мы с авторами хотели упомянуть диссеминацию опыта.
Возможно, термин в заголовке оттолкнул бы читателей, поэтому мы отразили суть своими словами. «Писать, выступать, делиться» — да, в общих чертах, но для понимания этого достаточно.
Сам термин ввели в первом же абзаце, но не стали давать ему определение. Фрагмент «Чем полезна диссеминация опыта? Над этим вопросом мы...» идёт сразу после заголовка, так что читатель сможет связать термин с дружелюбной троицей «писать, выступать, делиться опытом».
⭐️ Использовать контекст
Контекст тоже помогает (в нашем случае это реплики авторов). Анастасия Луконина рассказала об описании опыта и выступлениях, Светлана Агеева — о передаче мастерства другим, Светлана Савина — о конкретных приёмах, видеороликах и клипах.
😉 В общем, чтобы познакомить читателей с термином, не обязательно давать ему строгое определение.
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Статьи для педагогических СМИ типа «Учительской газеты» или «Мела» пишутся совсем не так, как научные: простой язык, максимум личного опыта и практических фишечек, минимум теории и терминов. И уж если автор использует термины, он должен позаботиться, чтобы читатели их поняли.
Правда, если просто вставить определение вроде «Диссеминация опыта — это процесс... (а тут куча страшных слов)», оно будет выглядеть как документальная врезка в мультфильме. Надо искать другие пути.
⭐️ Объяснить своими словами, в стиле статьи
Для иллюстрации вернёмся к статье «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?», которую я недавно вам показывала. В ней мы с авторами хотели упомянуть диссеминацию опыта.
Возможно, термин в заголовке оттолкнул бы читателей, поэтому мы отразили суть своими словами. «Писать, выступать, делиться» — да, в общих чертах, но для понимания этого достаточно.
Сам термин ввели в первом же абзаце, но не стали давать ему определение. Фрагмент «Чем полезна диссеминация опыта? Над этим вопросом мы...» идёт сразу после заголовка, так что читатель сможет связать термин с дружелюбной троицей «писать, выступать, делиться опытом».
⭐️ Использовать контекст
Контекст тоже помогает (в нашем случае это реплики авторов). Анастасия Луконина рассказала об описании опыта и выступлениях, Светлана Агеева — о передаче мастерства другим, Светлана Савина — о конкретных приёмах, видеороликах и клипах.
😉 В общем, чтобы познакомить читателей с термином, не обязательно давать ему строгое определение.
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤10👍7🔥5
«Кто засомневался, тем уважение»
Сегодня День воспитателя и всех дошкольных работников! Уже вчера ВК-лента наполнилась поздравлениями и рассказами о празднике. Выбрала для вас пост в паблике саратовского детского сада № 44. Давайте разберём, что в нём цепляет.
✅ Открытость и смелость. Авторы сказали и о родителях, которые участвовали в дне самоуправления, и обо всех остальных: «Кто согласился, тем преогромное спасибо. Вы — наша опора! Кто засомневался, тем уважение. В споре и конструктивном диалоге рождается истина! Кто сопротивлялся, тем дарим любовь. Каждый имеет право на эмоции, своё мнение!»
Вообще о тех, кто сомневается и сопротивляется, обычно не пишут: соцсети — витрина с гирляндами, и в новостях хочется говорить только о позитиве и поддержке. Однако авторы обратили ситуацию в свою пользу и показали: мы всех любим и принимаем, готовы к диалогу. Сильная позиция, которая укрепляет имидж детского сада.
✅ Крючок для читателей. Вы же заметили крючок? «А в итоге: дети счастливы... педагоги веселы... родители (расскажем в комментах)». Конечно же интересно узнать, что думают герои дня, и ты идёшь смотреть, что там в комментариях.
✅ Необычный приём — суть события на картинке («Родители в роли воспитателей»), подробности в комментариях («К нам в гости пришла настоящая улитка... Потом дети самостоятельно поиграли. Это ОЧЕНЬ громко, к такому уровню шума нужна привычка...»), в самом тексте акцент на опыте дня, впечатлениях и эмоциях.
❤️ Надеюсь, вы получили такое же удовольствие от этого поста, как и я. И напоследок поздравляю всех-всех-всех, кто работает с дошкольниками. Желаю больше поводов для ярких новостей на ваших страницах и в пабликах!
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Сегодня День воспитателя и всех дошкольных работников! Уже вчера ВК-лента наполнилась поздравлениями и рассказами о празднике. Выбрала для вас пост в паблике саратовского детского сада № 44. Давайте разберём, что в нём цепляет.
✅ Открытость и смелость. Авторы сказали и о родителях, которые участвовали в дне самоуправления, и обо всех остальных: «Кто согласился, тем преогромное спасибо. Вы — наша опора! Кто засомневался, тем уважение. В споре и конструктивном диалоге рождается истина! Кто сопротивлялся, тем дарим любовь. Каждый имеет право на эмоции, своё мнение!»
Вообще о тех, кто сомневается и сопротивляется, обычно не пишут: соцсети — витрина с гирляндами, и в новостях хочется говорить только о позитиве и поддержке. Однако авторы обратили ситуацию в свою пользу и показали: мы всех любим и принимаем, готовы к диалогу. Сильная позиция, которая укрепляет имидж детского сада.
✅ Крючок для читателей. Вы же заметили крючок? «А в итоге: дети счастливы... педагоги веселы... родители (расскажем в комментах)». Конечно же интересно узнать, что думают герои дня, и ты идёшь смотреть, что там в комментариях.
✅ Необычный приём — суть события на картинке («Родители в роли воспитателей»), подробности в комментариях («К нам в гости пришла настоящая улитка... Потом дети самостоятельно поиграли. Это ОЧЕНЬ громко, к такому уровню шума нужна привычка...»), в самом тексте акцент на опыте дня, впечатлениях и эмоциях.
❤️ Надеюсь, вы получили такое же удовольствие от этого поста, как и я. И напоследок поздравляю всех-всех-всех, кто работает с дошкольниками. Желаю больше поводов для ярких новостей на ваших страницах и в пабликах!
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤9👍5🎉3
Перехитрить прокрастинацию за 15 минут
Бывает, что вы листаете новости, наводите порядок на столе или моете чашки вместо того, чтобы сесть за работу (например, писать новый текст или править старый)? Между тем чувство, что время тает, становится всё сильнее. И чем оно сильнее, тем меньше хочется браться за дело: вдруг возникнут неприятные нюансы или выяснится, что оно совсем неподъёмное… Мне знакомо это тревожное чувство, но я знаю способ, как от него избавиться.
⭐️ Это правило 15 минут. Закройте все вкладки и лишние программы, переведите телефон в беззвучный режим и отложите его, попросите коллег или близких не отвлекать вас. Всё, это ваши 15 минут — используйте их, чтобы просто разобраться в работе, которую вы откладывали. Поймёте, что там к чему, а потом уже будете по-серьёзному делать.
«Стоп! Уже три часа прошло?» — очнулась я, когда почти закончила тягостную задачу. Получилось! Потом ещё раз. Теперь я часто пользуюсь правилом 15 минут, и в большинстве случаев оно мне помогает.
Смысл в следующем: когда человек сосредоточивается на задаче и не отвлекается от неё минут 10–15, он приходит в рабочее состояние. Бросать её на полпути уже не хочет, потому что поймал эффект Зейгарник*, а тревожиться не может — зачем, если дело идёт?
😉 Попробуете?
____
* Суть эффекта: люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершённые. Описан советским психологом Б. В. Зейгарник. М. А. Рикерс-Овсянкина в дальнейших исследованиях показала, что человек стремится довести начатое дело до конца.
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Бывает, что вы листаете новости, наводите порядок на столе или моете чашки вместо того, чтобы сесть за работу (например, писать новый текст или править старый)? Между тем чувство, что время тает, становится всё сильнее. И чем оно сильнее, тем меньше хочется браться за дело: вдруг возникнут неприятные нюансы или выяснится, что оно совсем неподъёмное… Мне знакомо это тревожное чувство, но я знаю способ, как от него избавиться.
⭐️ Это правило 15 минут. Закройте все вкладки и лишние программы, переведите телефон в беззвучный режим и отложите его, попросите коллег или близких не отвлекать вас. Всё, это ваши 15 минут — используйте их, чтобы просто разобраться в работе, которую вы откладывали. Поймёте, что там к чему, а потом уже будете по-серьёзному делать.
«Стоп! Уже три часа прошло?» — очнулась я, когда почти закончила тягостную задачу. Получилось! Потом ещё раз. Теперь я часто пользуюсь правилом 15 минут, и в большинстве случаев оно мне помогает.
Смысл в следующем: когда человек сосредоточивается на задаче и не отвлекается от неё минут 10–15, он приходит в рабочее состояние. Бросать её на полпути уже не хочет, потому что поймал эффект Зейгарник*, а тревожиться не может — зачем, если дело идёт?
😉 Попробуете?
____
* Суть эффекта: люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершённые. Описан советским психологом Б. В. Зейгарник. М. А. Рикерс-Овсянкина в дальнейших исследованиях показала, что человек стремится довести начатое дело до конца.
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤10👍8🔥5😍1
Котики против канцелярита
Почему-то некоторые авторы думают, что раз в законе есть слово «обучающийся», значит так надо писать везде, даже в соцсетях. А в соцсетях язык другой — живой, бодрый, ведь там важно увлечь подписчика и не загрузить его унылой канцелярщиной.
Даже один #хитрыйзасланец будет выбиваться из стиля поста: «Марафон „Мой пушистый друг“ продолжается! На фото обучающаяся 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася».
Если кажется, что не слишком-то и выбивается, просто поставьте главных героев рядом. «Кот и обучающаяся». «Пушистый друг обучающейся». Не звучит! Да и вообще будто один живой, а другой какой-то картонный...
Надо править! Для соцсетей подойдёт нейтральное слово, такое, которое уместно в разных стилях речи. В нашем примере это «ученица» или «первоклассница»:
❌ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото обучающаяся 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася.
✅ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото ученица 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася.
✅ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото первоклассница Лида Иванова и её кот Вася.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Почему-то некоторые авторы думают, что раз в законе есть слово «обучающийся», значит так надо писать везде, даже в соцсетях. А в соцсетях язык другой — живой, бодрый, ведь там важно увлечь подписчика и не загрузить его унылой канцелярщиной.
Даже один #хитрыйзасланец будет выбиваться из стиля поста: «Марафон „Мой пушистый друг“ продолжается! На фото обучающаяся 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася».
Если кажется, что не слишком-то и выбивается, просто поставьте главных героев рядом. «Кот и обучающаяся». «Пушистый друг обучающейся». Не звучит! Да и вообще будто один живой, а другой какой-то картонный...
Надо править! Для соцсетей подойдёт нейтральное слово, такое, которое уместно в разных стилях речи. В нашем примере это «ученица» или «первоклассница»:
❌ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото обучающаяся 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася.
✅ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото ученица 1-го класса Лида Иванова и её кот Вася.
✅ Марафон «Мой пушистый друг» продолжается! На фото первоклассница Лида Иванова и её кот Вася.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍14🔥6❤4
Пусть всякий раз, когда вы...
...пишете о детях, то улыбаетесь, вспоминая их затеи;
...делитесь идеями, то знаете, насколько это ценно для коллег;
...рассказываете о себе, то осознаёте, какие вы на самом деле волшебники!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤18🎉10🍾5
Что не так с цитатой?
На каждой странице автора и книги в LiveLib есть вкладка «Цитаты». Удобно, когда нужно найти незаезженную цитату для эпиграфа или ссылки на авторитетный источник.
А подборки там... Бесконечные! Пополняют их все желающие. Правда, из-за этого случаются сбои. Над одним из них мы и поразмышляем.
💬 На скриншоте цитата из книги Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Вопросы:
– что с ней не так?
– как вы это поняли?
Ваши ответы — в комментарии! Подсказкабудет там же. 😉
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
На каждой странице автора и книги в LiveLib есть вкладка «Цитаты». Удобно, когда нужно найти незаезженную цитату для эпиграфа или ссылки на авторитетный источник.
А подборки там... Бесконечные! Пополняют их все желающие. Правда, из-за этого случаются сбои. Над одним из них мы и поразмышляем.
💬 На скриншоте цитата из книги Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Вопросы:
– что с ней не так?
– как вы это поняли?
Ваши ответы — в комментарии! Подсказка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1👀7👍5❤3👻1
Цитата-матрёшка
Разгадка: высказывание принадлежит К. Д. Ушинскому. В книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили обращается к его мысли:
«Кто же они, эти папы и мамы шестилеток? Это самая молодая группа родителей в школе, имеющая мало опыта воспитания ребенка. Но, как это ни парадоксально, воспитание и обучение кажутся им лёгким делом. Почему им так кажется? Пусть поможет мне К. Д. Ушинский объяснить это явление: „Искусство воспитания имеет ту особенность...“»
🔥 Вот она, цитата в цитате! Её на LiveLib по ошибке приписали Ш. А. Амонашвили. На самом деле со слов «Искусство воспитания имеет ту особенность...» начинается труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Вчера Светлана обнаружила, что цитата и название книги «Здравствуйте, дети!» даже звучат по-разному. Шалва Александрович пишет эмоционально, отрывисто, восклицая и вопрошая. Слог Константина Дмитриевича размеренный и, как подметили Ирина, Анна и Кристина, сложный для восприятия.
⭐️ Вывод: не всё, что в книге, — высказывания автора. Вот способ проверить, не «матрёшка» ли цитата:
загуглить её (в кавычках-лапках "...") →
пробежать взглядом пару страниц и выяснить, кто автор, →
поискать первоисточник ("..." +фамилия) →
убедиться в авторстве (и заодно в точности цитирования).
Не обращайте внимания на сборники изречений, статьи с цитатами, заметки в соцсетях и подсказки от ИИ — в них тоже могут бытьо грехи.
Иногда первоисточник попадается сразу, а иногда приходится хорошенько поискать. Я нашла книгу «Здравствуйте, дети!» на сайте Международного центра гуманной педагогики (6-й из 20 томов!), а «Человек как предмет воспитания» — в сервисе «Яндекс Книги».
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Разгадка: высказывание принадлежит К. Д. Ушинскому. В книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили обращается к его мысли:
«Кто же они, эти папы и мамы шестилеток? Это самая молодая группа родителей в школе, имеющая мало опыта воспитания ребенка. Но, как это ни парадоксально, воспитание и обучение кажутся им лёгким делом. Почему им так кажется? Пусть поможет мне К. Д. Ушинский объяснить это явление: „Искусство воспитания имеет ту особенность...“»
🔥 Вот она, цитата в цитате! Её на LiveLib по ошибке приписали Ш. А. Амонашвили. На самом деле со слов «Искусство воспитания имеет ту особенность...» начинается труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Вчера Светлана обнаружила, что цитата и название книги «Здравствуйте, дети!» даже звучат по-разному. Шалва Александрович пишет эмоционально, отрывисто, восклицая и вопрошая. Слог Константина Дмитриевича размеренный и, как подметили Ирина, Анна и Кристина, сложный для восприятия.
⭐️ Вывод: не всё, что в книге, — высказывания автора. Вот способ проверить, не «матрёшка» ли цитата:
загуглить её (в кавычках-лапках "...") →
пробежать взглядом пару страниц и выяснить, кто автор, →
поискать первоисточник ("..." +фамилия) →
убедиться в авторстве (и заодно в точности цитирования).
Не обращайте внимания на сборники изречений, статьи с цитатами, заметки в соцсетях и подсказки от ИИ — в них тоже могут быть
Иногда первоисточник попадается сразу, а иногда приходится хорошенько поискать. Я нашла книгу «Здравствуйте, дети!» на сайте Международного центра гуманной педагогики (6-й из 20 томов!), а «Человек как предмет воспитания» — в сервисе «Яндекс Книги».
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1👍6🔥5❤3
Самара!
Друзья, кто из Самары и области?
Уверена, у вас есть педагогический опыт, которым вы готовы делиться с коллегами. А как рассказывать о нём, чтобы быть заметнее на фестивалях и конференциях, чтобы подписчики читали и ставили лайки?
Поработаем над этим на очном интенсиве «От практики к публичному выступлению». Приглашаю!
🔜 17 октября с 9:30 до 15:00 (местн.), регистрация с 9:00.
🔜 Самара, Московское шоссе, 125А (ИРО Самарской области).
Программа
– как описать педагогическую практику;
– кофе-брейк;
– как использовать это описание, чтобы планировать выступления, а также тексты для соцсетей и журналов;
– кофе-брейк;
– как учитывать потребности аудитории и формат события, готовясь выступать.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева — спикеры межрегиональных и всероссийских событий для педагогов, мои единомышленники и соавторы, которых вы время от времени видите в канале. Я тоже буду на интенсиве.
❤️ Приходите! Регистрация по ссылке.
Друзья, кто из Самары и области?
Уверена, у вас есть педагогический опыт, которым вы готовы делиться с коллегами. А как рассказывать о нём, чтобы быть заметнее на фестивалях и конференциях, чтобы подписчики читали и ставили лайки?
Поработаем над этим на очном интенсиве «От практики к публичному выступлению». Приглашаю!
Программа
– как описать педагогическую практику;
– кофе-брейк;
– как использовать это описание, чтобы планировать выступления, а также тексты для соцсетей и журналов;
– кофе-брейк;
– как учитывать потребности аудитории и формат события, готовясь выступать.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева — спикеры межрегиональных и всероссийских событий для педагогов, мои единомышленники и соавторы, которых вы время от времени видите в канале. Я тоже буду на интенсиве.
❤️ Приходите! Регистрация по ссылке.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥9❤7👍5
Хеппи-энд или новая серия?
Школьный инфоповод — огонь и ми-ми-ми? Забежала кошка, проскользнул ужик,приземлился пришелец... Конечно, сразу хочется написать об этом в соцсетях. Написали? Следите за реакцией и готовьтесь писать снова.
Яркий пример: недавно в нижегородской «Школе 800» появилась летучая мышь. Восторг детей и взрослых измерялся в лайках и репостах — взлетели в десять раз!
Когда такое случается, подписчики ждут либо продолжения, либо хеппи-энда. Давайте посмотрим на примере этой новости, что, как и когда делать.
Вариант 1 (реальный): мышку почти сразу отправили в Москву. История закончилась: не будут же читатели писать в Московский зоопарк, правда?
Редактор ВК-группы просто обновил пост: «UPD. Малыш отправляется в Центр реабилитации рукокрылых при Московском зоопарке!» (UPD, от update, — новость дополнена). Этот способ хорош, когда новость ещё свежа, её не перекрыли другие записи в ленте. А вот если бы ещё несколько дней решали, что делать со зверьком, то стоило бы писать новый пост.
Вариант 2 (возможный): мышка осталась у педагога. История не закончилась! Почему? Потому что детям есть у кого спросить о мышкином здоровье.
В этом случае здорово выкладывать новости: сначала почаще, раз в неделю или две, потом всё реже.
🎩 А у вас были подобные истории? Писали о них в соцсетях?
#лайкрепост
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Школьный инфоповод — огонь и ми-ми-ми? Забежала кошка, проскользнул ужик,
Яркий пример: недавно в нижегородской «Школе 800» появилась летучая мышь. Восторг детей и взрослых измерялся в лайках и репостах — взлетели в десять раз!
Когда такое случается, подписчики ждут либо продолжения, либо хеппи-энда. Давайте посмотрим на примере этой новости, что, как и когда делать.
Вариант 1 (реальный): мышку почти сразу отправили в Москву. История закончилась: не будут же читатели писать в Московский зоопарк, правда?
Редактор ВК-группы просто обновил пост: «UPD. Малыш отправляется в Центр реабилитации рукокрылых при Московском зоопарке!» (UPD, от update, — новость дополнена). Этот способ хорош, когда новость ещё свежа, её не перекрыли другие записи в ленте. А вот если бы ещё несколько дней решали, что делать со зверьком, то стоило бы писать новый пост.
Вариант 2 (возможный): мышка осталась у педагога. История не закончилась! Почему? Потому что детям есть у кого спросить о мышкином здоровье.
В этом случае здорово выкладывать новости: сначала почаще, раз в неделю или две, потом всё реже.
🎩 А у вас были подобные истории? Писали о них в соцсетях?
#лайкрепост
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤6👍4🔥4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
«От практики к публичному выступлению». Интенсив состоялся!
😍 Как же радостно было встретиться, дорогие коллеги и подписчики из Самарской области! Мы хотели, чтобы интенсив оказался не только познавательным, но и душевным, дружеским. Благодаря вашей поддержке всё получилось.
Что было на интенсиве?
💡Разобрали 10 вопросов, которые помогают описывать педагогические практики. Это небольшая, но важная часть нашего большого руководства «Как педагогу описывать свои разработки». На примере своего проекта «Семья одна — эмоции разные» Светлана Савина показала, как она ответила на каждый вопрос.
Потом все потренировались и описали занятие «Портрет моего я». Следом придумали, как рассказывать о нём, если предстоит...
...обучать коллег,
давать мастер-класс,
выступать очно или онлайн,
вести родительское собрание,
писать статью для «Учительской газеты» или пост в ВК.
На каждый формат у Светланы нашлись примеры из жизни. Обучение коллег? Дайте понять, как занятия типа «Портрет моего я» решат проблемы в классе или группе. Соцсети? Разделяйте текст с фотографиями и клип на два поста, и вы увидите, как у вас растут охваты.
💡Светлана Агеева объяснила, каким должен быть текст для выступления: простым, с одной ключевой мыслью, с историями и примерами, без сложных терминов и канцелярита. Самое главное — при подготовке такого текста постоянно держать в голове: устная речь значительно отличается от письменной!
И, наконец, обсудили, как тренировать дикцию и меньше волноваться, выходя к аудитории.
❤️ В ноябре или декабре планируем подобный интенсив, только теперь онлайн. Следите за новостями в канале и сторис!
___
Авторы клипа: Светлана Савина и Елена Звонарёва, д/с № 128 г. Воронежа.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
😍 Как же радостно было встретиться, дорогие коллеги и подписчики из Самарской области! Мы хотели, чтобы интенсив оказался не только познавательным, но и душевным, дружеским. Благодаря вашей поддержке всё получилось.
Что было на интенсиве?
💡Разобрали 10 вопросов, которые помогают описывать педагогические практики. Это небольшая, но важная часть нашего большого руководства «Как педагогу описывать свои разработки». На примере своего проекта «Семья одна — эмоции разные» Светлана Савина показала, как она ответила на каждый вопрос.
Потом все потренировались и описали занятие «Портрет моего я». Следом придумали, как рассказывать о нём, если предстоит...
...обучать коллег,
давать мастер-класс,
выступать очно или онлайн,
вести родительское собрание,
писать статью для «Учительской газеты» или пост в ВК.
На каждый формат у Светланы нашлись примеры из жизни. Обучение коллег? Дайте понять, как занятия типа «Портрет моего я» решат проблемы в классе или группе. Соцсети? Разделяйте текст с фотографиями и клип на два поста, и вы увидите, как у вас растут охваты.
💡Светлана Агеева объяснила, каким должен быть текст для выступления: простым, с одной ключевой мыслью, с историями и примерами, без сложных терминов и канцелярита. Самое главное — при подготовке такого текста постоянно держать в голове: устная речь значительно отличается от письменной!
И, наконец, обсудили, как тренировать дикцию и меньше волноваться, выходя к аудитории.
❤️ В ноябре или декабре планируем подобный интенсив, только теперь онлайн. Следите за новостями в канале и сторис!
___
Авторы клипа: Светлана Савина и Елена Звонарёва, д/с № 128 г. Воронежа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4❤13🔥12😍4
Как нейросеть устраняет канцелярит
Недавно Нина, автор канала «Проект в школе», поделилась, что нейросеть помогает ей бороться с канцеляризмами — и это отличный способ не возиться самой. Мне сразу захотелось о нём написать.
Находим в школьной ВК-ленте канцелярское предложение: «Сегодня в рамках оперативно-профилактических мероприятий ВРИО инспектора ПДН сержант полиции Петрова Ю. А. провела со старшеклассниками беседу о противодействии вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность».
Идём с ним в DeepSeek. Вариантов задач несколько.
1️⃣ «Объясни». Прошу нейросеть просто показать, где именно таится канцелярит. Способ хорош, если вы хотите лучше замечать канцеляризмы.
Так, DeepSeek увидел «в рамках», «оперативно-профилактические мероприятия», «провести беседу», «противодействие вовлечению» и придрался к должности Петровой. Однако он предложил заменить «в рамках» на такое же казённое «в ходе» и мало покритиковал перегруженную концовку. А ещё он забыл, что «Петрова Ю. А.» — тоже маркер официально-делового стиля. «Юлия Андреевна Петрова» или «Юлия Петрова» звучат гораздо живее, и для соцсетей это уместнее.
2️⃣ «Перепиши». Объясняю, что предложение написано в официально-деловом стиле, и для ВК-паблика школы это не подходит. Даю задание переделать, ограничений не ставлю. Пускай творит!
На радостях от свободы DeepSeek предложил три текста с разными акцентами. Где-то, конечно, канцелярит остался, но в целом результат мне понравился.
Вот что я бы выбрала и доработала: «Как уберечь себя от неприятностей? Именно об этом сегодня говорила со старшеклассниками наш инспектор ПДН Юлия Андреевна. Встреча была посвящена профилактике правонарушений: как распознать манипуляции и не дать вовлечь себя в деятельность, которая противоречит закону. Важные знания для жизни!»
3️⃣ «Отредактируй». Допустим, я не хочу разбивать предложение на несколько и добавлять какую-то ещё информацию. Предупреждаю об этом творца.
Творец упростил текст, но не избавился от всех канцеляризмов. Попросила доработать, DeepSeek оставил аббревиатуру и нашёл довольно странные синонимы. После этого мы общались минут десять, итог — «ла-а-адно, так и быть, давай зачётку».
Вот что получилось: «Сегодня инспектор по делам несовершеннолетних Юлия Андреевна Петрова объяснила старшеклассникам, к чему могут привести противозаконные поступки и как не дать втянуть себя в сомнительные дела».
😉 В общем, первый и второй варианты — твёрдая четвёрка. Третий... Пожалуй, вымученная тройка: нейросети — за слабые правки, а мне — за слабые промпты. Обоим учиться и учиться!
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Недавно Нина, автор канала «Проект в школе», поделилась, что нейросеть помогает ей бороться с канцеляризмами — и это отличный способ не возиться самой. Мне сразу захотелось о нём написать.
Находим в школьной ВК-ленте канцелярское предложение: «Сегодня в рамках оперативно-профилактических мероприятий ВРИО инспектора ПДН сержант полиции Петрова Ю. А. провела со старшеклассниками беседу о противодействии вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность».
Идём с ним в DeepSeek. Вариантов задач несколько.
Так, DeepSeek увидел «в рамках», «оперативно-профилактические мероприятия», «провести беседу», «противодействие вовлечению» и придрался к должности Петровой. Однако он предложил заменить «в рамках» на такое же казённое «в ходе» и мало покритиковал перегруженную концовку. А ещё он забыл, что «Петрова Ю. А.» — тоже маркер официально-делового стиля. «Юлия Андреевна Петрова» или «Юлия Петрова» звучат гораздо живее, и для соцсетей это уместнее.
На радостях от свободы DeepSeek предложил три текста с разными акцентами. Где-то, конечно, канцелярит остался, но в целом результат мне понравился.
Вот что я бы выбрала и доработала: «Как уберечь себя от неприятностей? Именно об этом сегодня говорила со старшеклассниками наш инспектор ПДН Юлия Андреевна. Встреча была посвящена профилактике правонарушений: как распознать манипуляции и не дать вовлечь себя в деятельность, которая противоречит закону. Важные знания для жизни!»
Творец упростил текст, но не избавился от всех канцеляризмов. Попросила доработать, DeepSeek оставил аббревиатуру и нашёл довольно странные синонимы. После этого мы общались минут десять, итог — «ла-а-адно, так и быть, давай зачётку».
Вот что получилось: «Сегодня инспектор по делам несовершеннолетних Юлия Андреевна Петрова объяснила старшеклассникам, к чему могут привести противозаконные поступки и как не дать втянуть себя в сомнительные дела».
😉 В общем, первый и второй варианты — твёрдая четвёрка. Третий... Пожалуй, вымученная тройка: нейросети — за слабые правки, а мне — за слабые промпты. Обоим учиться и учиться!
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2👍10❤8🔥5😁1