theoria naturans | теория творящая – Telegram
theoria naturans | теория творящая
107 subscribers
37 photos
1 video
1 file
44 links
учреждающие заметки

Марк - юрист, политический теоретик, магистр философии (еуспб)

Для связи: @nostate

Статьи: https://independent.academia.edu/MarkBelov1
Download Telegram
🌆 Фреймы власти в городском планировании: серия ридингов«Спор за город: критика извне и изнутри городских исследований и практик» х «Покидая междуцарствие: “старое” и “новое” в политической теории»

Как городские планировщики, архитекторы, фасилитаторы или специалисты по соучаствующему проектированию думают о власти, когда разрабатывают мастер-план или проект благоустройства? Так можно было бы адаптировать к российской практике вопрос, на который предлагает ответы планировщик и фасилитатор Мартин Вестин в своем исследовании «Rethinking Power in Participatory Planning»

⚫️ Со-модератор: Илья Севастьянов, специалист в области public participation (соучаствующее проектирование), партнер Городрешает.рф, приглашенный преподаватель ФГРР НИУ ВШЭ и студент факультета социальных наук МВШСЭН, организатор секции «Партисипаторная Россия» 2023:

На ридинге мы вслед за Вестиным проанализируем различные концепции власти (Гоббс, Арендт, Фуко и др.) и увидим, какие выводы он делает о роли урбаниста на примере анализа руководств по городскому планированию и двух кейсов о строительстве жилья и благоустройстве парка. 

Текст Вестина опубликованный в 2019 году отражает актуальные дискуссии среди планировщиков. Он разбирается в практиках соучастия и диалога, которые используются как дополнение к работе планировщика или архитектора и сводятся к технической деятельности “как” в серии принятия решений по разработке продукта. Такие практики базируются на малоизвестных российскому читателю работах планировщиков Форестера, Хили и Иннес, а те в свою очередь опирались на идею «уважительных дискуссий» и коммуникативную теорию Хабермаса. Ни Хабермас, ни вторящие ему планировщики не смогли предложить универсальную концепцию власти для выработки адекватной методики принятия решений в конфликтных ситуациях. Мы попробуем критически отнестись и к предложению Вестина, предложившему новый концептуальный инструмент, позволяющий планировщику или архитектору развить некоторую “чувствительность” в ситуациях взаимодействия с гражданами, органами власти, застройщиками и другими стейкхолдерами во время разработки проектов.


⚫️ Со-модераторы: Иван Наумов, политический теоретик, аспирант ЕУСПб и Марк Белов, юрист, политический теоретик, магистр ЕУСПб:

В истории политической мысли город всегда виделся ареной столкновения различных мнений и оспаривания представлений об общем благе. В этих постоянных спорах рождалась душа политии. В этих спорах древние греки, а затем итальянские гуманисты, находили единство своего политического сообщества. Постепенно вместе с индустриальным развитием город переставал иметь структурное единство, однако, различные новые социальные группы от денди до одурманенных поэтов своими практиками рождали новые социальные пространства. В XXI в. атомизация и top-down планирование превратили город в машину, функционирующую по велению «профессиональных служащих», уже не обращающихся к мнению тех, кто всегда составлял душу города – горожанам. Партисипаторное планирование является одним из инструментов, с помощью которых «профессиональные служащие» и урбанисты могут учитывать мнения горожан.


Как думают о власти городские планировщики, как мы можем идентифицировать эти представления в реальных процессах планирования, в особенности партисипаторных (или соучастных), какую роль играют планировщики — в этих вопросах мы приглашаем попробовать разобраться политических ученых, антропологов, социологов, урбанистов, городских планировщиков и городских исследователей, архитекторов, градостроителей, фасилитаторов, специалистов по соучаствующему проектированию, а также всех заинтересованных в обсуждении проблемы власти в урбанистике.

❣️ Формат: онлайн
❣️ Даты и время: 12 марта – 7 мая с 19:00 до 21:00 (по мск; GMT+3)

📩 Зарегистрируйтесь, чтобы получить приглашение в чат ридинг-группы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2💅1👾1
Forwarded from Res Publica ЕУСПб
🌞 Друзья, рады объявить, что дедлайн подачи тезисов для участия в конференции «Векторы-2025» в Шанинке продлен до 3 марта!

В связи с этим организаторы секции «Покидая междуцарствие: "старое" и "новое" в политической теории» решили поделиться своими любимыми книгами из списка литературы к этой панели. Сегодня о своих фаворитах расскажут Марк Белов и Михаил Куренков.

Напоминаем, что желающим выступить на этой секции необходимо отправить свои ФИО, информацию о месте учебы или работы, название доклада и аннотацию (до 500 слов) на respublicasvectors@gmail.com.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💅4👾1
Такая программа получилась у нашей секции в этом году. С меньшим международным участием чем в прошлом, но с куда большим интересом со стороны российских исследователь. И поставленные проблемы, конечно, фундаментальные. Очень рад, что мы причастны к их обсуждению.
💅3😁1👾1
Forwarded from Res Publica ЕУСПб
ПрограммаМеждуцарствия.pdf
4.6 MB
😫 Time of monsters

Друзья (старые и новые), рады объявить о том, что для знакомства стала доступна полная программа секции «Покидая междуцарствие: „старое“ и „новое“ в политической теории» на грядущей конференции Векторы-2025 в Шанинке!

🧍 В течении трех насыщенных дней (10-11, 13 апреля) мы планируем обсудить самый широкий круг вопросов, все из которых, так или иначе, связаны с проблемой нового в политическом. Учреждающая власть и учрежденная конституция, самые разные виды утопий, конец этого мира и новое начало из руин прошлого — все эти темы не останутся без внимания наших докладчиков.

Ждем всех заинтересованных в совместном продуктивном диалоге и призываем регистрироваться в качестве слушателей на странице нашей панели. До встречи через две недели!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💅3👾2👍1
Читая «Философию права русского либерализма» Анджея Валицкого, неожиданно наткнулся на цитату Лукача, которой можно описать происходящее сегодня в странах развитой демократии. При этом Лукач считал, что советской России удалось избежать подобного вследствие замедленного капиталистического развития. На это Валицкий отвечает, что строки написаны в период сталинского террора. Но оставим это за скобками.
Верным остаётся то, что переживаемое сегодня вновь разочарование демократией также сопряжено с критикой её институтов, но в отличие от прошлого, не предполагает наличия реально-политической альтернативы. Тогда это было советы. Впрочем, альтернативы нет как слева, так и справа.
👍5🤔1💅1👾1
Правые, левые и учредительная власть

В книге «Правые и левые: история и судьба» Марсель Гоше делает значимое для идеи учредительной власти наблюдение, касающееся устойчивости деления политических сил на «правых» и «левых» в современных обществах. Он связывает это с появлением в жерновах Французской революции феномена представительства. Первый парламент, вдохновленный руссоистской идеей общей воли, по своей модели должен был быть антипартийным, поскольку его целью являлось раскрытие общей воли нации. Гоше пишет: «Поэтому депутат должен оставаться лицом совершенно независимым: именно действуя исключительно по указу собственной совести, он может достойно исполнять свою роль, которая заключается в том, чтобы высказываться от лица всей страны».

Такая идея представительства связывается Гоше как с историческими, так и с философско-антропологическими условиями. Человеческий коллектив до эпохи Просвещения мыслит себя единым целым, стремящимся увидеть воплощение своей социальности в материальном мире. Эту роль в средневековье выполняет монарх, а доктринальное обоснование находится в теории двух тел короля. Однако столкновение разных сословий в XVIII-XIX вв. разрушает эту иллюзию, что приводит к «травме социальности». Гоше не говорит об этом так, но это следует из его рассуждений и ссылке на Клода Лефора о тоталитарных режимах и их «фантазматическом стремлении вернуться к воплощению единого общества в теле». «Правые» и «левые» поэтому помогают индивиду локально определить себя в новой топографии политического пространства, где отсутствует единая воля, но все еще есть картина социальности.

И здесь открывается проблема для теории учредительной власти. Если акт учреждения должен установить новый политический порядок, общие правила игры как сказали бы либералы, то такое действие предполагает возвращение к трансцедентальной иллюзии единой воли, которая сегодня невозможна. Сам Гоше пишет, что сегодня новое согласие — это признание неустранимого несогласия. Этот онтологический антагонизм, конечно, дает почву политике идентичности и новым социальным движениям. Но по существу еще больше приводит к потере единства, по которому тоскует Гоше. Индивиды и малые группы оказываются изолированы в сферах, не соприкасающихся друг с другом, а свое единство находят виртуально через персонализированное бюрократическое правительство. Это напоминает демократический материализм, где есть только тела и языки. Другим вариантом является учреждение политического пространства одной группой, подавляющей все остальные. Но это человеческая история проходила. Таким образом, учредительная власть сталкивается с необходимостью нахождения новой истины, способной объединить различные общественные силы и явить социальность таким образом, чтобы в ней находили отражение общие для коллективов образы. Полагаю, что здесь в игру вступает материалистическая диалектика, но в силу малого знания ничего сказать не могу.

Если же я правильно понимаю политический проект самого Гоше, то он сводится к усилению прав человека, укреплению институтов представительской демократии и исполнительной власти. Короче говоря, буржуазная социал-демократия. Впрочем, он сам так и говорит. Но, как видно, демократии не справились с той задачей, которую им ставил сам Гоше, а именно — они не смогли «найти средство соединить друг с другом принимающую решения политику и политическое, которое институирует пространство между индивидуумами».
👾2💅1
Сегодня тут, онлайн
👾2
🔴 «Спор за город»: программа первого дня секции 10 апреля

Первый день секции пройдет в конференц-зале Гайдар (3 этаж) — соседнем с Шанинкой корпусе института Гайдара. Начинаем в 11:00!

11:00 — 13:00

📝 От сноса к спору: городские конфликты и общественные движения

Обсуждаем сопротивление горожан комплексному развитию территорий, результаты, которых добиваются городские активисты, конфликт власти и градозащитников с Еленой Тыкановой, Тимофеем Раковым, Марком Беловым и Елизаветой Финогеевой.

13:15 — 14:30

📝От сноса к спору: городское наследие и инструменты контроля

Говорим про неформальные правила института аварийности, снос как насилие, замену города цифровым двойником и апроприацию наследия Калининградской области с Полиной Патимовой, Ангелиной Филип и Софьей Калинычевой.

Со-организаторы сессии «От сноса к спору»:
Любовь Чернышева, PhD in Sociology, к.с.н., старший научный сотрудник Социологического института РАН, Postdoc Researcher at Bauhaus University Weimar, участница коллектива Нежный урбанизм
Снежана Грозовская, архитектор, исследовательница в области городского наследия, автор телеграм-канала Urban Heritage

15:30 — 17:15

📝По городу пешком: тело, движение и повседневность

О теле в пространстве и критических практиках ходьбы, страхах перед городом и ответах им рассуждаем вместе с Софьей Лопатко, Валерией Уткиной, Евгением Гаврилиным и Владимиром Сенчило.

17:15 — 18:30

Круглый стол с обсуждением проектов «Сестринская городьба» Алисы Ченцовой, «Город как косплей: архитектурный фикшн и макет гипертекста» Жени Эйсер и курса «Как писать о городе: теория и практика» Светы Коваленко.


🏃‍♀️Как пройти на нашу секцию с полным видео-маршрутом

🖇 Полную программу секции на все четыре дня смотрите здесь!

До встречи!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👾2👍1
CHOOSE YOUR FIGHTER
или я доложилась на Векторах

Томас Гоббс – протопозитивист, он не любил Эдварда Кука и common law. его критика общего права самая неисследованная и недооцененная. даже сами британцы об этом пишут. зря-зря🏃‍♀️
Френсис Бэкон – сильно недооцененный jurisprude: он много говорил и писал о праве, предлагал реформу по кодификации и упорядочиванию common law.
Мишель Монтень писал в Опытах о праве как о привычке (привет, Джон Остин) и критиковал излишнее вмешательство в право (привет Савиньи). Цитату Монтеня про фикцию права см. тут.
Герхарт Гуссерль – сын Эдмунда Гуссерля был философом права. бау! феноменология права у нас есть дома. критиковал англо-американскую философию права за игнорирование исследования истории (философии/права)
Франц Кафка (наш слон) написал притчу «Перед законом» и запустил цепочку событий. а именно статей, интерпретирующих эту притчу о долгом ожидании обычного человека у врат закона. в «Закон» войти ему так и не удалось, поэтому…
…Деррида ( и Агамбен), каждый по-своему, интерпретировали притчу Кафки и тот факт, что главный горой так и не вошел в «Закон», умерев в ожидании у его врат. У Дерриды про это можно прочесть в работе «Перед законом» у Агамбена в главе «Форма закона» Homo Sacer. Нежно внедряю Дерриду и его “Force of Law” в программу по теории права. В “Force of Law” Деррида утверждает, что справедливость демонстрировать не получится, потому что деконструировать нечего ахах а в основе лежит не идея о справедливом, а скорее всего какой-то акт насилия. дескать, давайте без пафоса, ребята.
Ник Ланд озаглавил свое эссе 1993 г. как «После закона» – перевод можете прочитать в книге Дух и зубы. Если кратко, то ничего святого в праве больше нет. Вообще интересно, что Ланд утверждает, что философия с момента суда над Сократом стремится создать высший трибунал, то есть последнюю инстанцию апелляции и справедливости. Вообще самый сложный для меня персонаж, разбираемся.

иллюстрации делали с GPT
#философияправа
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👾21
Forwarded from Res Publica ЕУСПб
🚩 Вся власть плебеям!

В последнем номере «Социологического обозрения» вышла статья профессора и директора ИЦ Res Publica Олега Хархордина Плебейский республиканизм: конец олигархии или аристократии? Не секрет, что наиболее известными авторами нео-классической республиканской традиции в России являются Квентин Скиннер и Филипп Петит, чья интерпретация республиканизма доминирует сегодня в интеллектуальной среде. Между тем за последние 15 лет появились новые радикальные прочтения идейного наследия Макиавелли, Кондорсе и Джефферсона, получившие гордое имя плебейского республиканизма. Статья Олега Хархордина посвящена трем центральным авторам данного направления — Джону Маккормику, Лоренсу Хэмилтону и Камиле Вергаре.

В статье последовательно раскрываются практические предложения каждого автора по введению институциональных изменений современных демократий, которые позволят обеспечить наилучшее представительство исключенных из принятия решений слоев населения и противостоять коррупции политических систем: от трибунов и трибуната до публик и советов. Теория плебейского республиканизма неожиданным образом оказывается актуальной для современной России. Как? Узнаете в статье!

➡️ Дополнением к обстоятельному изложению Олега Валерьевича может стать статья выпускника магистерской программы центра «Современная политическая теория» Марка Белова «Возвести стены закона»: плебейский республиканизм и учреждение публичного пространства, опубликованная в сборнике статей конференции Векторы. Марк обращается к теории плебейского республиканизма с тем, чтобы решить проблему поступка как акта свободы и закона, ограничивающего его, но в то же время являющегося условием политического, которую он обнаруживает в тексте Ханны Арендт «Vita Activa». Плебейский республиканизм с его акцентом на возможности ненасильственного переучреждения порядка через внедрение чрезвычайных институтов плебса в существующие конституции, по мнению автора, может помочь реализовать подлинную свободу политического, не разрушая при этом его основания в виде «стен закона».

Изображение: The Secession of the People to the Mons Sacer, engraved by B.Barloccini, 1849
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
💅2👍1👾1
👆
В сборнике Векторов за 23-24 гг. вышла моя статья о плебейском республиканизме, основанная на докладе, который, в свою очередь, основан на эссе по республканизму на курсе Олега Хархордина.

Для меня плебейский республиканизм ценен как минимум потому, что он разбавляет элитистский республиканизм Скиннера/Петтита. Но большим вопросом остаётся то, является ли республиканизм вообще полноценной политической парадигмой сегодня. Если республиканизм Петтита это просто либерализм + добродетель, то плебейский республиканизм это марксизм + Макиавелли (говоря очень грубо). В самих работах плебейских авторов содержатся более интересные вещи, чем собственно полноценная политическая идеология. Например, интеллектуальная история коррупции как имманентного свойства любого политического порядка в книге Камилы Вергары.

Но, пожалуй, главной ценностью любого республиканизма является то, что он рассматривает политическую форму как неотъемлемое качество самого человеческого сообщества, через что оно проявляется в мире. Осталось выхватить такое понимание республиканизма из цепких лап государства.
💅6👍4👾2
Карикатура Валерия Каррика на дореволюционную думу. Очень хорошо подмечено чаяние наивных (или особенно хитрых) депутатов, общественных деятелей, да и юристов тоже, считающих, что можно состоять в сомнительных, а иногда и вовсе в людоедских организациях и при этом себя не запятнать, да ещё и вести там некую борьбу за правду.
2👍1👾1
Врата закона для тебя одного

Легендарный исследователь боли и праздников Митя Никитин написал четырехтактный пост (раз-и-два-и-три-и-четыре-и) о магических аспектах бюрократии (или бюрократических аспектах магии?). Тут, конечно же, напрашивается дополнение в отношении магии и правовых практик, ведь сама по себе бюрократия без уполномочивающей ее власти права — не работает.

Еще греки, как показывает исследование Татьяны Кудрявцевой, верили в магическую силу слов, произносимых на судебном поединке. Более того, магия использовалась во время подготовки к судебному процессу или прямиком на слушаньях, с тем чтобы навести на процессуального оппонента порчу или безмолвие.

Брайн Левак в книге об охоте на ведь в Европе раннего Нового времени выделяет два типа магии: черную магию (maleficent) и колдовство (sorcery). Совершение черной магии требовало подготовительных действий. К примеру, чтобы убить человека было необходимо создать его куклу и проткнуть ее иглой. Такой тип магии требовал от исполнителя наличия особенной силы, приобретенной в результате контракта с дьяволом (не случаен архетип «адвоката дьявола» в кинематографе). Колдовство же, напротив, являлось мастерством, которое могло быть выучено любым и требовало повторения правильных механистических действий. Главное, что объединяет магию и право в данном случае — это функция претворения в жизнь реального результата.

Не трудно заметить, что подобные последствия от юридических действий испытывает на себе и социально-правовая реальность. Совершение юридически значимых действий приводит к «юридическому эффекту», изменяющему материальную ткань отношений между субъектами — наделяет правами одних и обязывает других.

Впервые о связи магии и права применительно к западным общества заявили американские правовые реалисты. Они говорили, что судебные решения — это «magic solving words». Но это было не более чем метафорой, а структурно-функциональные аспекты права и магии не рассматривались всерьез. Альф Росс, известный скандинавский правовой реалист, в эссе «Tû-Tû» рассматривал правовые категории не более чем абстракции, наравне с непонятными выдуманными словами придуманного им племени Noît-cif.

В такой перспективе магия для права действительно не более чем метафора. Однако, как и магия, право является не просто словами, но сложной оккультной техникой, способной изменять реальность. Джесси Аллен в качестве примера исполнения магического ритуала приводит оглашение решения суда. Юридический эффект обретает силу в то же мгновение, когда слова произнесены судьей. Если суд ошибся, то для отмены или изменения эффекта потребуется провести еще оно заклинание, например, в виде исправления описки или опечатки.

Сродни магии, право является техникой, которой обучают посвященных студентов юридических факультетов, а для точного претворения его в реальность требуются условия и ритуальные действия, такие как зал суда, повторение одних и тех же фраз перед началом судебного заседания (отводы суду, ходатайства, препятствующие рассмотрению дела и т.д.). Или же, как в примере Мити, специальный свиток, на котором жрец ставит свою печать (нотариальная бумага).

Как и бюрократия, право имеет свой исток в практиках, не имеющих ничего общего с классическими представлениями о рациональности. Жорж Гурвич, российский юрист и социолог, писал, что потлач или дар, являлись «примитивными формами правовых феноменов». Например, дар функционировал как современная форма контракта. Благодаря Марселю Моссу мы знаем, что одаряемый должен был передать дар другому. Это было не добровольное действие, но обязательство. Не это же ли почти мистическое чувство испытывает современный участник гражданских правоотношений, когда исполняет обязательство по договору?
2💅1👾1
продолжение
____
Дэвид Гребер объяснял нашу любовь к бюрократии тем, что она ограничивает наше воображение, позволяя обрести твердую почву под ногами, ведь воображать слишком много — изнурительно и опасно. Но без «здоровой» доли бюрократии человеческие общества не смогли бы существовать. Но есть ли в бюрократии частица божественности, которую Митя упоминает вслед за Жижеком? Право, как и магия, может быть использовано как во благо, так и во вред. Колин Даян в книге «The Law Is a White Dog: How Legal Rituals Make and Unmake Persons» подробно описывает то, как с помощью юридических фикций создавались целые категории угнетенных: рабы, женщины, умалишенные и т.д. Врата закона, открытые для одного, не доступны другим. Поэтому в ситуации выхолащивания субстанционального основания права, когда регулятивных норм становится больше, чем когда-либо прежде, но аномия никуда не уходит, теоретики постанархизма Сол Ньюман и Массимо Ла Торре предлагают отказаться от понимания права как проводника какой-либо суверенности. Возможно, что это же означает необходимость отказаться от очарования бюрократией и правом.

А до тех пор ангелочек в кабинете нотариуса вряд ли сможет вскарабкаться на колонну.
2💅2👾1
В дополнение к отказу от очарованности:

Ответ Негри, как мы уже видели, решительно и радикально имманентен. В борьбе против юридической и теологической мысли он отстаивает предельно человеческий, творческий исток политического общения, чья сила не сводится ни к установленным законам, ни к божественному авторитету, но заключается в собственно человеческом стремлении к общению и творчеству
💅1👾1