Союз композиторов России – Telegram
Союз композиторов России
9.73K subscribers
2.97K photos
130 videos
7 files
1.83K links
Композиторам — сочинять музыку
Слушателям — слышать и понимать музыку.

Издается в «Суть медиа»
Download Telegram
Очень по-разному. Коротко рассказываем, как композиторы музыкой передают слушателю дух праздника

Бах, Рождественская оратория
Музыка строгая, торжественная, наполненная счастьем — не явно, а внутри. звучит более радостно и просто, чем другие его сочинения. Первый номер из оратории — квинтэссенция восторга и праздника.

Пендерецкий, «Рождественская» симфония
Тревожная, мрачная, моментами напоминает шестую симфонию Чайковского. Есть необычная деталь: время от времени солируют оркестровые колокольчики. Чтобы услышать, включите момент на 11:10 — как будто зажигаются звезды в зловещей тьме.

Чайковский, «Щелкунчик»
Для изображения волшебства у Чайковского есть особые инструменты: арфы, челеста, колокольчики и мягкие пиццикато струнных. Атмосферу праздника создают вальсы, привычные для балов.

Штраусы, Вальсы
Музыка пышная и яркая, как наряд на праздник. Если замедление — то сладкое и мучительное, если кульминация — то яркое тутти. Штраусы не задумывали их как рождественские, но ассоциация прицепилась.
Потому что слушателям кажется, что это новая академическая музыка, которая наследует классике. Но это не так.

Рассказываем, какая это музыка на самом деле и как устроены настоящие нео-стили.

Что внутри:

→ Как верно определить жанр музыки, который называют неоклассикой

→ Какие нео-стили существуют: неоклассицизм, неоромантизм, необарокко

→ Как Прокофьев преображает классические формы и использует элементы музыкального языка Гайдна

Практикум: пробуем вместе отличить классику от неоклассики и ищем маркеры, по которым можно сделать это на слух.

→ Почему в 20 веке снова стали актуальными музыкальный язык и форма барокко
Это не неоклассика
Союз композиторов
Почему популярную музыку для фортепиано называют неоклассикой.
👍4
Микротренажер-викторина, чтобы разрабатывать внимание к деталям в музыке

Послушайте короткий фрагмент, вы услышите как бы по одной нотке в разном ритме. Попробуйте понять, на что это похоже, какие звуки вдохновили Тищенко на создание этой части его сонаты.

Про Тищенко — это петербургский композитор. В училище он был студентом Уствольской, а аспирантуру проходил под руководством Шостаковича. Шостакович очень ценил его талант и оркестровал его виолончельный концерт — произведение Шостаковичу очень полюбилось.

Сегодня в Союзе композиторов много учеников Тищенко — он много лет преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. На кафедре композиции сейчас преподают уже его студенты.

Музыку Тищенко писал с большим размахом, как Бетховен. В ней много кластеров (больших ворохов звуков, взятых вместе) и необычных приемов игры на инструментах. Если заинтересовались, послушайте его концерт для арфы — с него хорошо начинать знакомство.
Произошел перелом. Из-за этого современную музыку слушателям воспринимать сложнее, чем классическую. Рассказываем почему.

Немного про классическую гармонию с примерами и короткой тренировкой, а затем про перелом: кого и что не устроило в классической гармонии, что придумали и как от этого поменялась музыка.

Что внутри:

→ Как работает классическая гармония, что такое тоника, и как мы, сами того не зная, чувствуем, куда музыка должна прийти.

→ Как мы слышим устойчивые и неустойчивые аккорды, сколько их в музыке Моцарта, а потом в музыке Вагнера и как это влияет на наш слух?

→ Кто нарушил правила классической гармонии, и зачем он это сделал.

→ Что такое тональная и атональная музыка, и зачем композиторы рушили наработанные веками правила соединения звуков.
Что случилось: «Союз спасения» выдвинули на «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму», но музыкальный ряд эпизода «Конная атака» сильно похож на саундтрек к фильму «Меч короля Артура».

Композиторы написали открытое письмо: на имя президента Национальной академии кинематографических искусств и наук — с предложением пересмотреть выдвижение фильма на эту номинацию.

В открытом письме не только про плагиат: а в целом про невнимание продюсеров к музыкальной части фильма, и как вообще появляется такая музыка. Например, про тех, кто получал премию в предыдущие годы, о том, почему нельзя записывать музыку к высокобюджетному кино без оркестра и на ком лежит ответственность за музыку при создании фильма.

Еще подписывают петицию:
В ней требуют снять саундтрек к «Союзу спасения» с номинации на «Золотого орла», и внимательнее относиться к отбору номинантов на премию.

Сравните: музыка к «Союзу спасения» и музыка к «Мечу короля Артура»
👍1
Плагиат или просто похоже?
Anonymous Poll
74%
😡 Плагиат!
26%
😏 Просто похоже
Композитор создал методику, которая воспитывала в слушателе музыкальную культуру. Уроки сохранились на видео, посмотрите.

Это
записи, снятые в 70-х. Кабалевский показывает, как работает его подход и как помогает людям познавать музыку. На видео советские школьники, но подойдет любому начинающему.

Три кита музыки
На каких трех жанрах стоит музыка, кто и почему нужен для того, чтобы музыка родилась. Показывает, что такое пульс, доля и как в музыке появляется дыхание.

Основы стилей
О стилевых чертах композиторов. Необычно рассказывает о Бетховене, как о композиторе, который вдыхал атмосферу революции — не самый популярный ракурс сейчас
предлагает детям отгадать, кто написал необычную музыку, которую сам исполнил на рояле, и рассказывает.

Музыкальные образы Шостаковича
Как выстраивается цепочка музыкальных образов в музыке Шостаковича, и о том, как он работает со своей «темой фашистского нашествия» из ленинградской симфонии.
Рассказывают двое участников прошлых лет: как устроены «Читки», на что обратить внимание, что это дает композиторам.

Читки — это лекции, индивидуальные занятия с кураторами, концерты и разборы партитур с музыкантами, музыковедами и композиторами. Если хотите участвовать, подайте супер-простую заявку.
Здесь о том, как все проходит, советы, что самое важное получили. В активной ссылке по имени — видео с произведением участника на «Читках».

👤 Анастасия Богомаз

Как устроено: на читках все довольно просто — ты приезжаешь, твое выступление будет в порядке очереди, как на афише. Композитору надо рассказать пару слов о себе и своём произведении и быть готовым отвечать на вопросы из разряда «почему так написано, а не по-другому». Могут задать вопросы по записи музыкального текста.

Главный совет: утром выступления участников, вечером концерты и мастер-классы. На мастер-классы советую распределить время так, чтобы попасть ко всем кураторам. Я успела только к двум из трех. Там можно показать ноты и запись любых своих сочинений, поэтому лучше подготовить их заранее и сформулировать вопросы, которые хочешь задать. Читки отлично организованы, единственное, чего хотелось изменить — не хватало нот на концертах. Было бы здорово выдавать их слушателям.

👤 Кирилл Архипов

Мне посчастливилось дважды поучаствовать в Читках. Весной 2019-го в Казани и летом 2020-го в Москве. Оба раза были очень продуктивны и полезны, но по-разному.

Как помогло: в Казани тема электроакустической музыки, которую прекрасно раскрыли композиторы-кураторы Александр Хубеев и Николай Хруст, а также Jongwoo Yim из Hanyang University, убедила решить спектакль, над которым я тогда работал в электроакустическом ключе («Коля против всех», Центр Драматургии и Режиссуры), работая с только с электронной музыкой. И сейчас по-прежнему уверен, что это было правильным и даже единственным верным решением для постановки.

Какие читали лекции и что самое важное на читках: на читках в Москве я был чрезвычайно вдохновлен разнообразными и актуальными лично для меня темами лекций: от минимализма и редукции (Антон Светличный), музыки в драматическом театре и различных медиа-проектах (Владимир Раннев), до специфических отношений со звуком вообще каждого композитора (Ольга Бочихина). Особенно признателен Владимиру Ранневу, благодаря его решению я стал стипендиатом проекта. А вообще, наверное самой ценной составляющей читок является общение всех его участников и взаимный музыкальный интерес, все это очень, очень вдохновляет.
Видели же? Как относитесь в целом к такому высказыванию?
Anonymous Poll
78%
👍
12%
🤔
10%
Реакция филармонии: Разумеется, светооператор Станислав Семенюк, спроецировавший политический лозунг на сцену нашего зала, нарушил нормы служебной этики и должностные инструкции. В любой организации, где коллеги с уважением относятся друг к другу, подобный поступок не может не вызвать реакции. Было принято решение временно отстранить Станислава от доступа к пульту управления, сохранив за ним остальные должностные обязанности и заработную плату.

Антон Батагов: Это не политика, а просто основы человечности и порядочности. Но, к сожалению, современное российское общество основано на страхе, а человечность и порядочность успешно вычеркнуты из нашей жизни. Если жизнь не строится на этих основах, то получается именно то, что мы видим сейчас. А уж если учреждения культуры считают возможным допускать какие-либо другие основы, то куда уж дальше…

Это фрагменты, почитайте рассуждения целиком: о лукавстве, страхе, и предложении основать новый творческий союз.

+ подробности от главреда «Музыкальной академии».
Сохранилась запись урока Арама Хачатуряна, на котором он разбирает четыре сочинения студентов-композиторов: минималистичное, мрачноватое, виртуозно-джазовое и с фольклорными корнями.

Нашли редчайший учебный фильм 1979 года из двух серий, который снял режиссер Юрий Альдохин. Первую серию он опубликовал меньше года назад. На кадрах урок композиции в консерватории, а материал готовили для следующих поколений студентов.

Арам Ильич использует два термина, которые надо пояснить, чтобы стало яснее, что композитор требует от студентов.

Остинато — это равномерный постоянно повторяющийся ритм. По смыслу он отличается от бочки в эстрадной музыке. На рояле остинато всегда звучит маняще, тревожно, гипнотически. Этот прием был очень популярен в середине 20 века и популярен до сих пор.

Альтерация — это чуть-чуть измененные ноты тональности, которые звучат острее и необычнее других. В этом фрагменте Хачатурян говорит о том, что необычность этих нот студенту стоит подчеркнуть.
🎬 Почитайте интервью композитора Евгения Гальперина для «Музыкальной жизни». Интервью о том, как сегодня сочинять музыку к кино, как ее воспринимают слушатели и как общаться с режиссерами, чтобы написать то, что надо.

Вы скорее всего видели фильмы с его музыкой. Из последних — «Дылда» Балагова, «Нелюбовь» Звягинцева, «По воле божьей» Франсуа Озона, сериал «Отыграть назад» с Кидман и Хью Грантом, и еще больше 60-ти.

Читать минут 10-15 или побольше, если очень вдумчиво.

📰 В журнале «Музыкальная жизнь» красивые материалы о музыкальной жизни. В последнем выпуске это интервью, разговор о «Доме радио» Курентзиса, статья об исполнении современной музыки, биографический текст об Арно Бабаджаняне, еще рецензии, обзоры на новые пластинки, спектакли и фестивали.
Мы попросили «Музыкальную Академию» выбрать статьи из архива о том, как признанные мастера испытывали влияние своих предшественников, единомышленников и соперников.

Русские кумиры Стравинского
Музыковед Ричард Тарускин делится своим взглядом на «загадку» Стравинского: какими отечественными авторами восхищался молодой композитор и почему переписывал собственную историю.

Альбан Берг: Шёнберг и Малер
О Берге и его кумирах написал книгу близкий друг композитора. Это целая захватывающая история, почитайте фрагмент.

Мессиан о Моцарте и Дебюсси
Оливье Мессиан рассказал о том, почему считает Моцарта величайшим мастером ритма и как страсть к природе сделали из Дебюсси выдающегося реалиста.

Десятников о современных и ушебних композиторах
Композитор Леонид Десятников делится своими мыслями о композиторстве и рассказывает, почему он пишет музыку так, будто XX века не было.

Посмотрите новый выпуск журнала о Кшиштофе Пендерецком, метамодерне в музыке Десятникова и множеством других тем. Он только что вышел.
Владимиру Мартынову 75 лет. К юбилею «Мелодия» выпустила запись концерта, на котором впервые прозвучало сочинение «Войдите!» — им обозначен переход композитора к «новой простоте». Послушайте переиздание.

Контекст. «Войдите!» называют знаком «нового рождения» Мартынова. До этого он писал рок-музыку и авангард, разочаровался в нем, и взял паузу на 6 лет. В это время он изучал древнерусское богослужебное пение, преподавал в духовной академии и думал о смысле работы композитора. Это привело его к «новой простоте».

Комментарий к «Лествице». Им Мартынов предпосылает сочинение: «Каким интересным и завлекательным кажется нам блеск внешнего мира. И все же когда-нибудь мы должны превозмочь себя и преодолеть эту завесу из шума и блеска».

О музыке. Хорал струнных звучит молитвенно; челеста, как капли дождя или блики, а удары по деревянной коробочке, как робкий стук в дверь. Впечатление, что Мартынов стоит перед без безмятежным покоем истины, и смотрит на прекрасное.

Apple, Яндекс, YouTube, Spotify
Потому что, когда слушаешь, есть ощущение, что музыка сама как покорение космоса: постепенный взлет, напряжение от встречи с бесконечным, и необъятность пространства. Рассказываем, как композитор этого добился.

• Слушателям полезно, чтобы прояснить, как эта музыка на нас действует и как создает в нас нужное представление

• Композиторам, чтобы подумать, как применить эти приемы в своих работах

Что внутри:

→ Как Циммер понимает создание музыки (как программирование!).

→ Как выбраны инструменты и как порядок их вступления создает ощущение расширения пространства. На какую еще музыку это очень похоже.

→ Как работают мелодия и аккорды, почему их постоянно прерывает длинная загадочная нота. Как остинато создает эффект напряжения.

→ Что в этой музыке от классики и барокко, а что современно. И почему без барокко было бы тяжело создать нужную кинематографичность.
👍2