Союз композиторов России – Telegram
Союз композиторов России
9.73K subscribers
2.97K photos
129 videos
7 files
1.83K links
Композиторам — сочинять музыку
Слушателям — слышать и понимать музыку.

Издается в «Суть медиа»
Download Telegram
Микротренажер-викторина, чтобы разрабатывать внимание к деталям в музыке

Послушайте короткий фрагмент, вы услышите как бы по одной нотке в разном ритме. Попробуйте понять, на что это похоже, какие звуки вдохновили Тищенко на создание этой части его сонаты.

Про Тищенко — это петербургский композитор. В училище он был студентом Уствольской, а аспирантуру проходил под руководством Шостаковича. Шостакович очень ценил его талант и оркестровал его виолончельный концерт — произведение Шостаковичу очень полюбилось.

Сегодня в Союзе композиторов много учеников Тищенко — он много лет преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. На кафедре композиции сейчас преподают уже его студенты.

Музыку Тищенко писал с большим размахом, как Бетховен. В ней много кластеров (больших ворохов звуков, взятых вместе) и необычных приемов игры на инструментах. Если заинтересовались, послушайте его концерт для арфы — с него хорошо начинать знакомство.
Произошел перелом. Из-за этого современную музыку слушателям воспринимать сложнее, чем классическую. Рассказываем почему.

Немного про классическую гармонию с примерами и короткой тренировкой, а затем про перелом: кого и что не устроило в классической гармонии, что придумали и как от этого поменялась музыка.

Что внутри:

→ Как работает классическая гармония, что такое тоника, и как мы, сами того не зная, чувствуем, куда музыка должна прийти.

→ Как мы слышим устойчивые и неустойчивые аккорды, сколько их в музыке Моцарта, а потом в музыке Вагнера и как это влияет на наш слух?

→ Кто нарушил правила классической гармонии, и зачем он это сделал.

→ Что такое тональная и атональная музыка, и зачем композиторы рушили наработанные веками правила соединения звуков.
Что случилось: «Союз спасения» выдвинули на «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму», но музыкальный ряд эпизода «Конная атака» сильно похож на саундтрек к фильму «Меч короля Артура».

Композиторы написали открытое письмо: на имя президента Национальной академии кинематографических искусств и наук — с предложением пересмотреть выдвижение фильма на эту номинацию.

В открытом письме не только про плагиат: а в целом про невнимание продюсеров к музыкальной части фильма, и как вообще появляется такая музыка. Например, про тех, кто получал премию в предыдущие годы, о том, почему нельзя записывать музыку к высокобюджетному кино без оркестра и на ком лежит ответственность за музыку при создании фильма.

Еще подписывают петицию:
В ней требуют снять саундтрек к «Союзу спасения» с номинации на «Золотого орла», и внимательнее относиться к отбору номинантов на премию.

Сравните: музыка к «Союзу спасения» и музыка к «Мечу короля Артура»
👍1
Плагиат или просто похоже?
Anonymous Poll
74%
😡 Плагиат!
26%
😏 Просто похоже
Композитор создал методику, которая воспитывала в слушателе музыкальную культуру. Уроки сохранились на видео, посмотрите.

Это
записи, снятые в 70-х. Кабалевский показывает, как работает его подход и как помогает людям познавать музыку. На видео советские школьники, но подойдет любому начинающему.

Три кита музыки
На каких трех жанрах стоит музыка, кто и почему нужен для того, чтобы музыка родилась. Показывает, что такое пульс, доля и как в музыке появляется дыхание.

Основы стилей
О стилевых чертах композиторов. Необычно рассказывает о Бетховене, как о композиторе, который вдыхал атмосферу революции — не самый популярный ракурс сейчас
предлагает детям отгадать, кто написал необычную музыку, которую сам исполнил на рояле, и рассказывает.

Музыкальные образы Шостаковича
Как выстраивается цепочка музыкальных образов в музыке Шостаковича, и о том, как он работает со своей «темой фашистского нашествия» из ленинградской симфонии.
Рассказывают двое участников прошлых лет: как устроены «Читки», на что обратить внимание, что это дает композиторам.

Читки — это лекции, индивидуальные занятия с кураторами, концерты и разборы партитур с музыкантами, музыковедами и композиторами. Если хотите участвовать, подайте супер-простую заявку.
Здесь о том, как все проходит, советы, что самое важное получили. В активной ссылке по имени — видео с произведением участника на «Читках».

👤 Анастасия Богомаз

Как устроено: на читках все довольно просто — ты приезжаешь, твое выступление будет в порядке очереди, как на афише. Композитору надо рассказать пару слов о себе и своём произведении и быть готовым отвечать на вопросы из разряда «почему так написано, а не по-другому». Могут задать вопросы по записи музыкального текста.

Главный совет: утром выступления участников, вечером концерты и мастер-классы. На мастер-классы советую распределить время так, чтобы попасть ко всем кураторам. Я успела только к двум из трех. Там можно показать ноты и запись любых своих сочинений, поэтому лучше подготовить их заранее и сформулировать вопросы, которые хочешь задать. Читки отлично организованы, единственное, чего хотелось изменить — не хватало нот на концертах. Было бы здорово выдавать их слушателям.

👤 Кирилл Архипов

Мне посчастливилось дважды поучаствовать в Читках. Весной 2019-го в Казани и летом 2020-го в Москве. Оба раза были очень продуктивны и полезны, но по-разному.

Как помогло: в Казани тема электроакустической музыки, которую прекрасно раскрыли композиторы-кураторы Александр Хубеев и Николай Хруст, а также Jongwoo Yim из Hanyang University, убедила решить спектакль, над которым я тогда работал в электроакустическом ключе («Коля против всех», Центр Драматургии и Режиссуры), работая с только с электронной музыкой. И сейчас по-прежнему уверен, что это было правильным и даже единственным верным решением для постановки.

Какие читали лекции и что самое важное на читках: на читках в Москве я был чрезвычайно вдохновлен разнообразными и актуальными лично для меня темами лекций: от минимализма и редукции (Антон Светличный), музыки в драматическом театре и различных медиа-проектах (Владимир Раннев), до специфических отношений со звуком вообще каждого композитора (Ольга Бочихина). Особенно признателен Владимиру Ранневу, благодаря его решению я стал стипендиатом проекта. А вообще, наверное самой ценной составляющей читок является общение всех его участников и взаимный музыкальный интерес, все это очень, очень вдохновляет.
Видели же? Как относитесь в целом к такому высказыванию?
Anonymous Poll
78%
👍
12%
🤔
10%
Реакция филармонии: Разумеется, светооператор Станислав Семенюк, спроецировавший политический лозунг на сцену нашего зала, нарушил нормы служебной этики и должностные инструкции. В любой организации, где коллеги с уважением относятся друг к другу, подобный поступок не может не вызвать реакции. Было принято решение временно отстранить Станислава от доступа к пульту управления, сохранив за ним остальные должностные обязанности и заработную плату.

Антон Батагов: Это не политика, а просто основы человечности и порядочности. Но, к сожалению, современное российское общество основано на страхе, а человечность и порядочность успешно вычеркнуты из нашей жизни. Если жизнь не строится на этих основах, то получается именно то, что мы видим сейчас. А уж если учреждения культуры считают возможным допускать какие-либо другие основы, то куда уж дальше…

Это фрагменты, почитайте рассуждения целиком: о лукавстве, страхе, и предложении основать новый творческий союз.

+ подробности от главреда «Музыкальной академии».
Сохранилась запись урока Арама Хачатуряна, на котором он разбирает четыре сочинения студентов-композиторов: минималистичное, мрачноватое, виртуозно-джазовое и с фольклорными корнями.

Нашли редчайший учебный фильм 1979 года из двух серий, который снял режиссер Юрий Альдохин. Первую серию он опубликовал меньше года назад. На кадрах урок композиции в консерватории, а материал готовили для следующих поколений студентов.

Арам Ильич использует два термина, которые надо пояснить, чтобы стало яснее, что композитор требует от студентов.

Остинато — это равномерный постоянно повторяющийся ритм. По смыслу он отличается от бочки в эстрадной музыке. На рояле остинато всегда звучит маняще, тревожно, гипнотически. Этот прием был очень популярен в середине 20 века и популярен до сих пор.

Альтерация — это чуть-чуть измененные ноты тональности, которые звучат острее и необычнее других. В этом фрагменте Хачатурян говорит о том, что необычность этих нот студенту стоит подчеркнуть.
🎬 Почитайте интервью композитора Евгения Гальперина для «Музыкальной жизни». Интервью о том, как сегодня сочинять музыку к кино, как ее воспринимают слушатели и как общаться с режиссерами, чтобы написать то, что надо.

Вы скорее всего видели фильмы с его музыкой. Из последних — «Дылда» Балагова, «Нелюбовь» Звягинцева, «По воле божьей» Франсуа Озона, сериал «Отыграть назад» с Кидман и Хью Грантом, и еще больше 60-ти.

Читать минут 10-15 или побольше, если очень вдумчиво.

📰 В журнале «Музыкальная жизнь» красивые материалы о музыкальной жизни. В последнем выпуске это интервью, разговор о «Доме радио» Курентзиса, статья об исполнении современной музыки, биографический текст об Арно Бабаджаняне, еще рецензии, обзоры на новые пластинки, спектакли и фестивали.
Мы попросили «Музыкальную Академию» выбрать статьи из архива о том, как признанные мастера испытывали влияние своих предшественников, единомышленников и соперников.

Русские кумиры Стравинского
Музыковед Ричард Тарускин делится своим взглядом на «загадку» Стравинского: какими отечественными авторами восхищался молодой композитор и почему переписывал собственную историю.

Альбан Берг: Шёнберг и Малер
О Берге и его кумирах написал книгу близкий друг композитора. Это целая захватывающая история, почитайте фрагмент.

Мессиан о Моцарте и Дебюсси
Оливье Мессиан рассказал о том, почему считает Моцарта величайшим мастером ритма и как страсть к природе сделали из Дебюсси выдающегося реалиста.

Десятников о современных и ушебних композиторах
Композитор Леонид Десятников делится своими мыслями о композиторстве и рассказывает, почему он пишет музыку так, будто XX века не было.

Посмотрите новый выпуск журнала о Кшиштофе Пендерецком, метамодерне в музыке Десятникова и множеством других тем. Он только что вышел.
Владимиру Мартынову 75 лет. К юбилею «Мелодия» выпустила запись концерта, на котором впервые прозвучало сочинение «Войдите!» — им обозначен переход композитора к «новой простоте». Послушайте переиздание.

Контекст. «Войдите!» называют знаком «нового рождения» Мартынова. До этого он писал рок-музыку и авангард, разочаровался в нем, и взял паузу на 6 лет. В это время он изучал древнерусское богослужебное пение, преподавал в духовной академии и думал о смысле работы композитора. Это привело его к «новой простоте».

Комментарий к «Лествице». Им Мартынов предпосылает сочинение: «Каким интересным и завлекательным кажется нам блеск внешнего мира. И все же когда-нибудь мы должны превозмочь себя и преодолеть эту завесу из шума и блеска».

О музыке. Хорал струнных звучит молитвенно; челеста, как капли дождя или блики, а удары по деревянной коробочке, как робкий стук в дверь. Впечатление, что Мартынов стоит перед без безмятежным покоем истины, и смотрит на прекрасное.

Apple, Яндекс, YouTube, Spotify
Потому что, когда слушаешь, есть ощущение, что музыка сама как покорение космоса: постепенный взлет, напряжение от встречи с бесконечным, и необъятность пространства. Рассказываем, как композитор этого добился.

• Слушателям полезно, чтобы прояснить, как эта музыка на нас действует и как создает в нас нужное представление

• Композиторам, чтобы подумать, как применить эти приемы в своих работах

Что внутри:

→ Как Циммер понимает создание музыки (как программирование!).

→ Как выбраны инструменты и как порядок их вступления создает ощущение расширения пространства. На какую еще музыку это очень похоже.

→ Как работают мелодия и аккорды, почему их постоянно прерывает длинная загадочная нота. Как остинато создает эффект напряжения.

→ Что в этой музыке от классики и барокко, а что современно. И почему без барокко было бы тяжело создать нужную кинематографичность.
👍2
Космос в «Интерстелларе»
Союз композиторов
Как Циммер создает в «Интерстелларе» космическую атмосферу.
3
Сохранилась редкая документальная учебная запись 1979 года. Хачатурян помогает студентам писать музыку для разных инструментов и работать с партитурой.

Ищет места, где исполнителю-кларнетисту негде вздохнуть, предлагает упростить, думает, какой инструмент лучше подойдет для сухого удара — литавра или малый барабан.

Чему учит композиторов:

0:00 Разбирает произведение и помогает добавить в него паузы для дыхания исполнителя.

06:00 Предлагает использовать в музыке кубинские темы и рассказывает, как композиторы используют народную музыку.

8:25 Рассказывает, что чувствуют композиторы, когда используют народную музыку.

19:00 Объясняет, в каком порядке следует работать над произведением от эскиза до партитуры.
Поговорили с композитором Антоном Батаговым о том, что слушатели замечают в музыке, о значении соцсетей в жизни музыканта и о том, как музыка может высказываться на социальные темы.

→ Совет композитора
: «Я бы пожелал людям, которые слушают музыку в записи — слушать ее внимательно».

Что на видео:

• как сегодня поменялся мир и почему зло побеждает
• зачем композитору и филармониям уметь вести соцсети
• как относиться к критике
• как композитору помогает музыковед
• почему сочинения, как дети, должны постепенно стать свободными
• как Антон Батагов записывает музыку
• что рояли говорят о состоянии сознания в эту эпоху
• о советском и современном российском музыкальном искусстве
• о преподавании музыки
• как музыка высказывается на социальные и политические темы
• почему в процессе создания произведения важно уметь общаться с исполнителями
• откуда произошел Эйнауди и что за путаница с терминами и формулами
• какую музыку слушает сам композитор: плейлист

https://youtu.be/Wz6S1G8QNMQ