Композитора назвали самым исполняемым в мире, ничего себе. В подкасте-практикуме пробуем написать в его знаменитой технике и понять, что в ней привлекает слушателя. Послушайте.
что в выпуске
• кто такой Арво Пярт, как и почему он изобрел tintinnabuli
• какие звуки нужны для сочинения в такой технике, что такое устойчивые и неустойчивые звуки, как они сочетаются друг с другом
• как ритм участвует в технике tintinnabuli и почему в этой музыке то поют, то не поют
• упражнение: cочиняем в этой технике мелодию со словами и подголосок к ней, и слушаем, что получается
что в выпуске
• кто такой Арво Пярт, как и почему он изобрел tintinnabuli
• какие звуки нужны для сочинения в такой технике, что такое устойчивые и неустойчивые звуки, как они сочетаются друг с другом
• как ритм участвует в технике tintinnabuli и почему в этой музыке то поют, то не поют
• упражнение: cочиняем в этой технике мелодию со словами и подголосок к ней, и слушаем, что получается
Как Арво Пярт пишет в технике tintinnabuli
Союз композиторов
Как Арво Пярт пишет в технике tintinnabuli
Мелодия собрала с Кольтой плейлист ранних джазовых композиций советского времени — он неожиданно идеально настраивает на праздники
В нем архивные записи произведений 30-х и 40-х. Про содержание почитайте в заметке: кто исполняет и как эти композиции стали известны.
Под него получается спокойно суетиться в предпраздничные дни: додумывать планы, возиться по дому, выкладывать мандарины.
→ Apple, Spotify
В нем архивные записи произведений 30-х и 40-х. Про содержание почитайте в заметке: кто исполняет и как эти композиции стали известны.
Под него получается спокойно суетиться в предпраздничные дни: додумывать планы, возиться по дому, выкладывать мандарины.
→ Apple, Spotify
Композиторские читки: в марте в Нижнем Новгороде мы будем внимательно слушать и обсуждать произведения молодых композиторов, чтобы доработать их, дать стипендии и помочь исполняться.
Несколько дней вы занимаетесь: слушаете лекции, проходите индивидуальные занятия с композиторами-кураторами и «читки» с оркестром. Каждый день читают четыре-пять партитур.
Слушают и обсуждают МАСМ и композиторы-кураторы: Габриэль Прокофьев, Николай Хруст и Алексей Сысоев.
В результате мы выделяем именные стипендии Союза, Международная академия молодых композиторов выбирает своих стипендиатов, МАСМ определяет резидентов — ансамбль исполнит ваше произведение в своей программе.
Чтобы участвовать, заполните форму, отправьте фото, копию паспорта, одну или несколько партитур в формате pdf на почту. В теме письма укажите «Композиторские читки»: events@unioncomposers.ru
Посмотрите, как это было раньше и почитайте подробнее обо всех условиях: например, какие партитуры присылать.
Несколько дней вы занимаетесь: слушаете лекции, проходите индивидуальные занятия с композиторами-кураторами и «читки» с оркестром. Каждый день читают четыре-пять партитур.
Слушают и обсуждают МАСМ и композиторы-кураторы: Габриэль Прокофьев, Николай Хруст и Алексей Сысоев.
В результате мы выделяем именные стипендии Союза, Международная академия молодых композиторов выбирает своих стипендиатов, МАСМ определяет резидентов — ансамбль исполнит ваше произведение в своей программе.
Чтобы участвовать, заполните форму, отправьте фото, копию паспорта, одну или несколько партитур в формате pdf на почту. В теме письма укажите «Композиторские читки»: events@unioncomposers.ru
Посмотрите, как это было раньше и почитайте подробнее обо всех условиях: например, какие партитуры присылать.
Очень по-разному. Коротко рассказываем, как композиторы музыкой передают слушателю дух праздника
Бах, Рождественская оратория
Музыка строгая, торжественная, наполненная счастьем — не явно, а внутри. звучит более радостно и просто, чем другие его сочинения. Первый номер из оратории — квинтэссенция восторга и праздника.
Пендерецкий, «Рождественская» симфония
Тревожная, мрачная, моментами напоминает шестую симфонию Чайковского. Есть необычная деталь: время от времени солируют оркестровые колокольчики. Чтобы услышать, включите момент на 11:10 — как будто зажигаются звезды в зловещей тьме.
Чайковский, «Щелкунчик»
Для изображения волшебства у Чайковского есть особые инструменты: арфы, челеста, колокольчики и мягкие пиццикато струнных. Атмосферу праздника создают вальсы, привычные для балов.
Штраусы, Вальсы
Музыка пышная и яркая, как наряд на праздник. Если замедление — то сладкое и мучительное, если кульминация — то яркое тутти. Штраусы не задумывали их как рождественские, но ассоциация прицепилась.
Бах, Рождественская оратория
Музыка строгая, торжественная, наполненная счастьем — не явно, а внутри. звучит более радостно и просто, чем другие его сочинения. Первый номер из оратории — квинтэссенция восторга и праздника.
Пендерецкий, «Рождественская» симфония
Тревожная, мрачная, моментами напоминает шестую симфонию Чайковского. Есть необычная деталь: время от времени солируют оркестровые колокольчики. Чтобы услышать, включите момент на 11:10 — как будто зажигаются звезды в зловещей тьме.
Чайковский, «Щелкунчик»
Для изображения волшебства у Чайковского есть особые инструменты: арфы, челеста, колокольчики и мягкие пиццикато струнных. Атмосферу праздника создают вальсы, привычные для балов.
Штраусы, Вальсы
Музыка пышная и яркая, как наряд на праздник. Если замедление — то сладкое и мучительное, если кульминация — то яркое тутти. Штраусы не задумывали их как рождественские, но ассоциация прицепилась.
Потому что слушателям кажется, что это новая академическая музыка, которая наследует классике. Но это не так.
Рассказываем, какая это музыка на самом деле и как устроены настоящие нео-стили.
Что внутри:
→ Как верно определить жанр музыки, который называют неоклассикой
→ Какие нео-стили существуют: неоклассицизм, неоромантизм, необарокко
→ Как Прокофьев преображает классические формы и использует элементы музыкального языка Гайдна
→ Практикум: пробуем вместе отличить классику от неоклассики и ищем маркеры, по которым можно сделать это на слух.
→ Почему в 20 веке снова стали актуальными музыкальный язык и форма барокко
Рассказываем, какая это музыка на самом деле и как устроены настоящие нео-стили.
Что внутри:
→ Как верно определить жанр музыки, который называют неоклассикой
→ Какие нео-стили существуют: неоклассицизм, неоромантизм, необарокко
→ Как Прокофьев преображает классические формы и использует элементы музыкального языка Гайдна
→ Практикум: пробуем вместе отличить классику от неоклассики и ищем маркеры, по которым можно сделать это на слух.
→ Почему в 20 веке снова стали актуальными музыкальный язык и форма барокко
Это не неоклассика
Союз композиторов
Почему популярную музыку для фортепиано называют неоклассикой.
👍4
Микротренажер-викторина, чтобы разрабатывать внимание к деталям в музыке
Послушайте короткий фрагмент, вы услышите как бы по одной нотке в разном ритме. Попробуйте понять, на что это похоже, какие звуки вдохновили Тищенко на создание этой части его сонаты.
Про Тищенко — это петербургский композитор. В училище он был студентом Уствольской, а аспирантуру проходил под руководством Шостаковича. Шостакович очень ценил его талант и оркестровал его виолончельный концерт — произведение Шостаковичу очень полюбилось.
Сегодня в Союзе композиторов много учеников Тищенко — он много лет преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. На кафедре композиции сейчас преподают уже его студенты.
Музыку Тищенко писал с большим размахом, как Бетховен. В ней много кластеров (больших ворохов звуков, взятых вместе) и необычных приемов игры на инструментах. Если заинтересовались, послушайте его концерт для арфы — с него хорошо начинать знакомство.
Послушайте короткий фрагмент, вы услышите как бы по одной нотке в разном ритме. Попробуйте понять, на что это похоже, какие звуки вдохновили Тищенко на создание этой части его сонаты.
Про Тищенко — это петербургский композитор. В училище он был студентом Уствольской, а аспирантуру проходил под руководством Шостаковича. Шостакович очень ценил его талант и оркестровал его виолончельный концерт — произведение Шостаковичу очень полюбилось.
Сегодня в Союзе композиторов много учеников Тищенко — он много лет преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. На кафедре композиции сейчас преподают уже его студенты.
Музыку Тищенко писал с большим размахом, как Бетховен. В ней много кластеров (больших ворохов звуков, взятых вместе) и необычных приемов игры на инструментах. Если заинтересовались, послушайте его концерт для арфы — с него хорошо начинать знакомство.
Соната No.5 II. Allegro doppio
Борис Тищенко
Прислушайтесь, определите.
Как у Тищенко появилась идея для музыки?
Anonymous Quiz
45%
💧 Из крана капала вода
31%
⏰ В разных комнатах тикали часы
14%
🐦 За окнами чирикали птички
10%
🔨За стеной сссед бил молотком
Произошел перелом. Из-за этого современную музыку слушателям воспринимать сложнее, чем классическую. Рассказываем почему.
Немного про классическую гармонию с примерами и короткой тренировкой, а затем про перелом: кого и что не устроило в классической гармонии, что придумали и как от этого поменялась музыка.
Что внутри:
→ Как работает классическая гармония, что такое тоника, и как мы, сами того не зная, чувствуем, куда музыка должна прийти.
→ Как мы слышим устойчивые и неустойчивые аккорды, сколько их в музыке Моцарта, а потом в музыке Вагнера и как это влияет на наш слух?
→ Кто нарушил правила классической гармонии, и зачем он это сделал.
→ Что такое тональная и атональная музыка, и зачем композиторы рушили наработанные веками правила соединения звуков.
Немного про классическую гармонию с примерами и короткой тренировкой, а затем про перелом: кого и что не устроило в классической гармонии, что придумали и как от этого поменялась музыка.
Что внутри:
→ Как работает классическая гармония, что такое тоника, и как мы, сами того не зная, чувствуем, куда музыка должна прийти.
→ Как мы слышим устойчивые и неустойчивые аккорды, сколько их в музыке Моцарта, а потом в музыке Вагнера и как это влияет на наш слух?
→ Кто нарушил правила классической гармонии, и зачем он это сделал.
→ Что такое тональная и атональная музыка, и зачем композиторы рушили наработанные веками правила соединения звуков.
Что случилось с классической гармонией
Союз композиторов
Что случилось с классической гармонией
Что случилось: «Союз спасения» выдвинули на «Золотой орел» в номинации «Лучшая музыка к фильму», но музыкальный ряд эпизода «Конная атака» сильно похож на саундтрек к фильму «Меч короля Артура».
Композиторы написали открытое письмо: на имя президента Национальной академии кинематографических искусств и наук — с предложением пересмотреть выдвижение фильма на эту номинацию.
В открытом письме не только про плагиат: а в целом про невнимание продюсеров к музыкальной части фильма, и как вообще появляется такая музыка. Например, про тех, кто получал премию в предыдущие годы, о том, почему нельзя записывать музыку к высокобюджетному кино без оркестра и на ком лежит ответственность за музыку при создании фильма.
Еще подписывают петицию:
В ней требуют снять саундтрек к «Союзу спасения» с номинации на «Золотого орла», и внимательнее относиться к отбору номинантов на премию.
Сравните: музыка к «Союзу спасения» и музыка к «Мечу короля Артура»
Композиторы написали открытое письмо: на имя президента Национальной академии кинематографических искусств и наук — с предложением пересмотреть выдвижение фильма на эту номинацию.
В открытом письме не только про плагиат: а в целом про невнимание продюсеров к музыкальной части фильма, и как вообще появляется такая музыка. Например, про тех, кто получал премию в предыдущие годы, о том, почему нельзя записывать музыку к высокобюджетному кино без оркестра и на ком лежит ответственность за музыку при создании фильма.
Еще подписывают петицию:
В ней требуют снять саундтрек к «Союзу спасения» с номинации на «Золотого орла», и внимательнее относиться к отбору номинантов на премию.
Сравните: музыка к «Союзу спасения» и музыка к «Мечу короля Артура»
👍1
Композитор создал методику, которая воспитывала в слушателе музыкальную культуру. Уроки сохранились на видео, посмотрите.
Это записи, снятые в 70-х. Кабалевский показывает, как работает его подход и как помогает людям познавать музыку. На видео советские школьники, но подойдет любому начинающему.
Три кита музыки
На каких трех жанрах стоит музыка, кто и почему нужен для того, чтобы музыка родилась. Показывает, что такое пульс, доля и как в музыке появляется дыхание.
Основы стилей
О стилевых чертах композиторов. Необычно рассказывает о Бетховене, как о композиторе, который вдыхал атмосферу революции — не самый популярный ракурс сейчас
предлагает детям отгадать, кто написал необычную музыку, которую сам исполнил на рояле, и рассказывает.
Музыкальные образы Шостаковича
Как выстраивается цепочка музыкальных образов в музыке Шостаковича, и о том, как он работает со своей «темой фашистского нашествия» из ленинградской симфонии.
Это записи, снятые в 70-х. Кабалевский показывает, как работает его подход и как помогает людям познавать музыку. На видео советские школьники, но подойдет любому начинающему.
Три кита музыки
На каких трех жанрах стоит музыка, кто и почему нужен для того, чтобы музыка родилась. Показывает, что такое пульс, доля и как в музыке появляется дыхание.
Основы стилей
О стилевых чертах композиторов. Необычно рассказывает о Бетховене, как о композиторе, который вдыхал атмосферу революции — не самый популярный ракурс сейчас
предлагает детям отгадать, кто написал необычную музыку, которую сам исполнил на рояле, и рассказывает.
Музыкальные образы Шостаковича
Как выстраивается цепочка музыкальных образов в музыке Шостаковича, и о том, как он работает со своей «темой фашистского нашествия» из ленинградской симфонии.
Рассказывают двое участников прошлых лет: как устроены «Читки», на что обратить внимание, что это дает композиторам.
Читки — это лекции, индивидуальные занятия с кураторами, концерты и разборы партитур с музыкантами, музыковедами и композиторами. Если хотите участвовать, подайте супер-простую заявку.
Читки — это лекции, индивидуальные занятия с кураторами, концерты и разборы партитур с музыкантами, музыковедами и композиторами. Если хотите участвовать, подайте супер-простую заявку.
Здесь о том, как все проходит, советы, что самое важное получили. В активной ссылке по имени — видео с произведением участника на «Читках».
👤 Анастасия Богомаз
Как устроено: на читках все довольно просто — ты приезжаешь, твое выступление будет в порядке очереди, как на афише. Композитору надо рассказать пару слов о себе и своём произведении и быть готовым отвечать на вопросы из разряда «почему так написано, а не по-другому». Могут задать вопросы по записи музыкального текста.
Главный совет: утром выступления участников, вечером концерты и мастер-классы. На мастер-классы советую распределить время так, чтобы попасть ко всем кураторам. Я успела только к двум из трех. Там можно показать ноты и запись любых своих сочинений, поэтому лучше подготовить их заранее и сформулировать вопросы, которые хочешь задать. Читки отлично организованы, единственное, чего хотелось изменить — не хватало нот на концертах. Было бы здорово выдавать их слушателям.
👤 Кирилл Архипов
Мне посчастливилось дважды поучаствовать в Читках. Весной 2019-го в Казани и летом 2020-го в Москве. Оба раза были очень продуктивны и полезны, но по-разному.
Как помогло: в Казани тема электроакустической музыки, которую прекрасно раскрыли композиторы-кураторы Александр Хубеев и Николай Хруст, а также Jongwoo Yim из Hanyang University, убедила решить спектакль, над которым я тогда работал в электроакустическом ключе («Коля против всех», Центр Драматургии и Режиссуры), работая с только с электронной музыкой. И сейчас по-прежнему уверен, что это было правильным и даже единственным верным решением для постановки.
Какие читали лекции и что самое важное на читках: на читках в Москве я был чрезвычайно вдохновлен разнообразными и актуальными лично для меня темами лекций: от минимализма и редукции (Антон Светличный), музыки в драматическом театре и различных медиа-проектах (Владимир Раннев), до специфических отношений со звуком вообще каждого композитора (Ольга Бочихина). Особенно признателен Владимиру Ранневу, благодаря его решению я стал стипендиатом проекта. А вообще, наверное самой ценной составляющей читок является общение всех его участников и взаимный музыкальный интерес, все это очень, очень вдохновляет.
👤 Анастасия Богомаз
Как устроено: на читках все довольно просто — ты приезжаешь, твое выступление будет в порядке очереди, как на афише. Композитору надо рассказать пару слов о себе и своём произведении и быть готовым отвечать на вопросы из разряда «почему так написано, а не по-другому». Могут задать вопросы по записи музыкального текста.
Главный совет: утром выступления участников, вечером концерты и мастер-классы. На мастер-классы советую распределить время так, чтобы попасть ко всем кураторам. Я успела только к двум из трех. Там можно показать ноты и запись любых своих сочинений, поэтому лучше подготовить их заранее и сформулировать вопросы, которые хочешь задать. Читки отлично организованы, единственное, чего хотелось изменить — не хватало нот на концертах. Было бы здорово выдавать их слушателям.
👤 Кирилл Архипов
Мне посчастливилось дважды поучаствовать в Читках. Весной 2019-го в Казани и летом 2020-го в Москве. Оба раза были очень продуктивны и полезны, но по-разному.
Как помогло: в Казани тема электроакустической музыки, которую прекрасно раскрыли композиторы-кураторы Александр Хубеев и Николай Хруст, а также Jongwoo Yim из Hanyang University, убедила решить спектакль, над которым я тогда работал в электроакустическом ключе («Коля против всех», Центр Драматургии и Режиссуры), работая с только с электронной музыкой. И сейчас по-прежнему уверен, что это было правильным и даже единственным верным решением для постановки.
Какие читали лекции и что самое важное на читках: на читках в Москве я был чрезвычайно вдохновлен разнообразными и актуальными лично для меня темами лекций: от минимализма и редукции (Антон Светличный), музыки в драматическом театре и различных медиа-проектах (Владимир Раннев), до специфических отношений со звуком вообще каждого композитора (Ольга Бочихина). Особенно признателен Владимиру Ранневу, благодаря его решению я стал стипендиатом проекта. А вообще, наверное самой ценной составляющей читок является общение всех его участников и взаимный музыкальный интерес, все это очень, очень вдохновляет.
Реакция филармонии: Разумеется, светооператор Станислав Семенюк, спроецировавший политический лозунг на сцену нашего зала, нарушил нормы служебной этики и должностные инструкции. В любой организации, где коллеги с уважением относятся друг к другу, подобный поступок не может не вызвать реакции. Было принято решение временно отстранить Станислава от доступа к пульту управления, сохранив за ним остальные должностные обязанности и заработную плату.
Антон Батагов: Это не политика, а просто основы человечности и порядочности. Но, к сожалению, современное российское общество основано на страхе, а человечность и порядочность успешно вычеркнуты из нашей жизни. Если жизнь не строится на этих основах, то получается именно то, что мы видим сейчас. А уж если учреждения культуры считают возможным допускать какие-либо другие основы, то куда уж дальше…
Это фрагменты, почитайте рассуждения целиком: о лукавстве, страхе, и предложении основать новый творческий союз.
+ подробности от главреда «Музыкальной академии».
Антон Батагов: Это не политика, а просто основы человечности и порядочности. Но, к сожалению, современное российское общество основано на страхе, а человечность и порядочность успешно вычеркнуты из нашей жизни. Если жизнь не строится на этих основах, то получается именно то, что мы видим сейчас. А уж если учреждения культуры считают возможным допускать какие-либо другие основы, то куда уж дальше…
Это фрагменты, почитайте рассуждения целиком: о лукавстве, страхе, и предложении основать новый творческий союз.
+ подробности от главреда «Музыкальной академии».