ENERGY ANALYTICS – Telegram
ENERGY ANALYTICS
7.57K subscribers
1.1K photos
158 videos
34 files
1.29K links
Энергетика • Нефть и газ • Горнодобыча • Экономика • Технологии

CEO: Абзал Нарымбетов, DBA, бизнес-аналитик, сертифицированный независимый оценщик запасов нефти и газа по стандарту SPE PRMS

📩 info@energyanalytics.pro
🎥 youtube.com/@EnergyPodcast
Download Telegram
Forwarded from ENERGY NAVIGATOR
За II квартал Saudi Aramco заработала больше, чем Apple, Microsoft, Facebook и Tesla все вместе.

Просто Космос 🚀

@EnergyNavigator
Forwarded from ENERGY NAVIGATOR
Кашаганский урок - lessons learnt?

Оператор Кашагана никак не может нарастить добычу после капремонта. Текущий уровень составляет всего 100 тыс. баррелей или менее 25%, при том что ожидалось намного больше. Причины кроются в неудачной реализации проекта замены компрессоров, изготовленных на итальянском заводе Nuovo Pignone, и поломкой шламоуловителя, которая лишь по счастливой случайности не привела к более серьезным последствиям.

Последняя причина намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Входной шламоуловитель газовой трубы является гигантским сепаратором, состоящим из множества «пальцев» и обеспечивающим защиту от конденсатных пробок, которые могут образовываться в газовом потоке. На самом деле это продолжение газовой трубы, которая, как мы помним, треснула в 2013 году, не выдержав из-за агрессивной среды. Тогда основной проблемой назвали неправильно подобранный материал и технологию сварки. Трубу тогда заменили, но шламоуловитель оставили… Как видно не на долго. И вот после 6 лет успешной эксплуатации старые проблемы настигли и его. Старая проблема предыдущего оператора, в виде плохого проектирования критических элементов вновь дала о себе знать. Теперь сложно прогнозировать сколько займёт ремонт, а возможно и полная замена.

Каждый день простоя на Кашагане несёт акционерам до 30 млн.долларов недополученной прибыли. В добавок к этому, в газотранспортную систему на время простоя не будет поступать значительный объём товарного газа.
Благо на помощь пришёл ТШО, который по поручению Президента РК перенаправит значительный объём на внутренний рынок страны.

@EnergyNavigator
Forwarded from PetroCouncil.kz
И снова остановка на КТК

Как нам стало известно, на этой неделе на Морском причале КТК в Новороссийске вновь вышли из строя 2 ВПУ (Выносные Причальные Устройства) из 3-х.

Предварительно, причина из-за коррозии подводных устройств.

Как следствие, возможно ожидается снижение объёмов прокачки нефти.

Напомним, что во время мартовского кризиса на КТК погрузка проходила при одном работающем ВПУ.
ENERGY ANALYTICS
Какой маршрут экспорта нефти следует рассмотреть Казахстану, чтобы избежать временного закрытия КТК в будущем?
Опрос был сделан 26 марта. Результаты опроса явно показывают противоположный результат тем «экспертам», которые считают, что альтернативы КТК нет ни сейчас, ни в будущем. При этом эти «эксперты» продолжают поддерживать КТК не только как самый дешевый маршрут, но и призывают использовать этот маршрут в течение длительного времени. Мое предложение этим "экспертам", суверенитет страны превыше всего и не подлежит обсуждению ни на каких условиях.
Forwarded from ENERGY MONITOR
⚡️ КТК снова штормит: работает лишь 1 ВПУ (из 3-х).

Одного ВПУ в настоящее время достаточно для перекачки нефти ввиду капремонта КТЛ на Тенгизе и снижения добычи на Кашагане.

Но почему часто стали ломаться ВПУ на морском терминале КТК?

Российские СМИ в 2021 году предупреждали, что КТК заполучил неопытного подрядчика на следующие 10 лет, и что аварии не за горами.
Благодаря лобби Транснефти и некоторых руководителей КТК была заменена иностранная компания ООО "Ламналко" (дочерняя компания Smit Lamnalco, которая подняла затонувшую подлодку КУРСК), которая 11 лет обслуживала терминал. Надежную компанию с 16 марта 2021 заменила дочерняя компания Транснефти "Транснефть-Сервис" (ТНС). Несмотря на возражения иностранных акционеров Гендиректор КТК Горбань (выходец из Транснефти) подписал 10-летний контракт с ТНС.

Странно, что вопреки корпоративным процедурам КТК результаты конкурса до сих пор не опубликованы. К примеру, ТНС был опубликован тендер от 11 февраля 2021 года на закупку водолазного оборудования стоимостью 3,6 млн евро со сроком поставки в декабре 2021 года, а также рабочих катеров. Как руководство КТК могло доверить 10-летний контракт компании без опыта и техники?

Вероятнее всего дорогостоящее водолазное оборудованию стоимостью в 3,6 млн евро так и не было закуплено или использовано, поскольку в марте месяца водолазы Транснефть-Сервис не могли провести обследование поврежденных ВПУ, ссылаясь на 2-х недельный шторм.

"Сейчас ТНС спускает водолазов на терминале КТК с обычного прогулочного катера, который также находится в аренде" - ранее писали российские СМИ.

"ТНС ранее выдавил с терминала КТК государственную компанию «Морспасслужбу», отвечавшую за готовность к ликвидации аварийных разливов нефти. Транснефть-Сервис стал новым исполнителем по этой услуге. И если изначально она обходилась консорциуму КТК в $28 тыс в месяц, то вскоре ТНС повысил цену до $890 тыс в месяц – в 30 раз!"

Нас интересует главный вопрос: куда смотрел экс-зампред НК "КазМунайГаз" и действующий Председатель Совета директоров КТК Данияр Берлибаев при творящем беспределе на КТК? И может ли он гарантировать бесперебойную работу КТК при ТНС?

P.S. геополитика и шторм на последних местах, на главном месте возможная коррупция и безответственность российского подрядчика!

@NRG_monitor
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz PRO
🇰🇿 Казахстанский экспорт по итогам первых шести месяцев 2022 года достиг $42,2 млрд – такого полугодового объема не было с 2014 года, пишет @kursivmedia. Неизменный залог успеха — высокие цены на нефть. С марта нефтяные котировки находятся выше отметки $100 за баррель — последний раз подобный уровень наблюдался как раз в 2014!

#экспорт @FINANCEkaz
Forwarded from ENERGY MONITOR
Возможно, сейчас крайними сделают АЗС, но они ведь покупают дизтопливо по оптовым ценам, которые сейчас взлетели в цене!

Парадокс: есть госрегулирование розничных цен на дизтопливо, но отсутствует госрегулирование оптовых цен на дизтопливо!

И по какой цене должны АЗС закупать дизтопливо?

При этом за последний год внутренние цены на нефть (для нужд НПЗ) выросли на 50% (с 60 тыс до 90 тыс тенге за тонну). С апреля текущего года выросли акцизы на дизтопливо с 9 360 до 35 786 тенге за тонну.

Несмотря на все это АЗС продолжали продавать дизтопливо по старым ценам.

Я вот поражаюсь, какая же раньше была маржа у некоторых давальцев! Теперь понятно, почему так легко команда ТК попрощалась давальческим бизнесом. Все сливки сняты.
"С" за стабильность

КМГ в этом полугодии получил такую же чистую прибыль, как и в первом полугодии 2021 года, при этом средняя цена на нефть марки Brent увеличилась на 66%.

В то время как чистая прибыль большинства крупных нефтегазовых/энергетических компаний значительно выросла во 2кв. по сравнению с прошлым 2кв: Saudi Aramco +190%, ExxonMobil +380%, Chevron +370%, Shell +210%, BP +280%.

Причину одинаковых финансовых результатов при разных ценах на нефть национальной компании, возможно, стоило бы лучше объяснить в презентации результатов, особенно в связи с предстоящим запланированным IPO.

В более длительном периоде 1П 2021 г. можно сравнить с 1П 2019 г. по аналогичному соотношению прибыли и цены на нефть.

2020 год является исключением из-за пандемии. Почти нулевая чистая прибыль при цене на нефть 40 долларов за баррель в первом полугодии. Возможно, это цена безубыточности для национальной компании.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Об обзоре Jusananalytics по нефти и газу Казахстана

В бизнес аналитике можно выделить 6 типов анализа данных. Чем глубже анализ, тем выше его ценность и конкурентные преимущества.

Самым простым является описательный анализ с использованием текущих и исторических данных для выявления тенденций и взаимосвязей.

На первый взгляд, отчет Jusananalytics выглядит описательным. Но... некоторые данные требуют уточнения в отчете.

Такие данные, как:

1. Рентабельные извлекаемые запасы нефти Казахстана составляют 11-12 млрд тонн (стр. 5). Значит при нынешних темпах добычи нефти у страны ее запасов хватит на 140 лет! Эти данные нуждаются в подтверждении независимыми аудиторами. Иначе будет, как в известной пословице про то, что есть три вида лжи - ложь, наглая ложь и оценка запасов нефти по ГКЗ в Казахстане.

2. О данных по добыче газа и о том, что Казахстан занимает 13 место в мире. Эти данные также нуждаются в корректировке. Около трети этого газа уже закачивается обратно в пласт, а 20% приходится на попутный. На внутренний рынок и экспорт отправляется менее половины. Казахстан далеко не входит даже в первую двадцатку по запасам газа. Иначе с чего бы стране ожидать дефицита газа в следующем году?

3. Информация об экспорте нефти из Казахстана в 2021 году указана в объеме 77,6 млн тонн (стр. 8). Это на 10 млн тонн больше официальной статистики. Хотя Jusananalytics ссылается на источник данных в виде годового отчета КМГ за 2021 год, в этом же отчете также указывается экспорт нефти 67 млн ​​тонн, что на 10 млн тонн меньше. Путаница в показаниях получается.

И так далее...

Но невзирая на все довольно заметные недочеты, отчет все же является хорошим началом в обзоре нефтегазовой индустрии страны, поэтому я желаю удачи в продолжении этой аналитической практики.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Начинаем учебный год с экспертной встречи «Визуализация данных и развитие инновационных стартапов в корпорациях», которая пройдёт 7 сентября в Бизнес-Школе КАЗГЮУ.

🎯Цель мероприятия: осветить глобальные цели по бизнес аналитике и понять структуру построения стартапов в корпоративной среде.

📢Спикеры:
Абзал Нарымбетов, бизнес-аналитик с 15-ти летним опытом в нефтесервисной (Baker Hughes), национальной (КМГ) и ТНК компаниях (TotalEnergies, Eni) поделится знаниями о бизнес-аналитике и лучших практиках бизнес-анализа.

Кемель Айтжанов, со-основатель бутиковой консалтинговой компании с фокусом на инновации «Bridge Group» расскажет как корпорациям развивать инновации со стартапами.

🗓 Дата: 7 сентября, 18:30 ч.
📍Место: г.Нур-Султан, шоссе Коргалжын, 8, университет КАЗГЮУ

📌Вход свободный для всех желающих.

Оставляйте заявку для участия по ссылке тут.
Forwarded from Tradereport.Kz
​​Казахстан поставляет меньше переработанных продовольственных товаров в Россию, чем Армения
При этом Казахстан является №1 импортером российского переработанного продовольствия

В 2021 году Россия импортировала обработанные продукты питания (processed food and agro-based products) на сумму 17,4 млрд USD. К этим продуктам относятся растительные масла, сыры, молочные продукты, алкоголь, корма для домашних животных, рыба, шоколад, кондитерские изделия и прочее. Основными поставщиками готовых продтоваров на российский рынок являлись Беларусь (3,7 млрд USD), Индонезия (1,5 млрд USD), Германия (1,3 млрд USD), Франция (1,0 млрд USD) и Италия (0,98 млрд USD). Несмотря продовольственное эмбарго, Россия в 2021-ом году из Европейского союза импортировала готовое продовольствие на 6,4 млрд USD. Среди стран ЕАЭС закуп из Армении оценивается в 294 млн USD, тогда как из Казахстана в 2021-ом импортировано обработанного продовольствия на 263 млн USD. Однако, стоит отметить, что за последние 5 лет импорт нашего продовольствия в РФ выросло на 78%, тогда как из Армении на 21%.

При этом Россия сама экспортировала готовые продукты питания в 2021 году на сумму 16,5 млрд USD. Главными рынками сбыта являются Казахстан (2,2 млрд USD), Китай (1,8 млрд USD), Турция (1,6 млрд USD), Южная Корея (1,2 млрд USD) и Беларусь (1,1 млрд USD).

Эти сравнения наглядно показывают почему на наших прилавках очень много российского продовольствия и практически незаметное количество казахстанского продовольствия на российских супермаркетах. Причин этому очень много: от низкой конкурентоспособности наших товаров на внешних рынках и до периодически возникаемых барьеров на внешних позициях, а также в целом можно отметить не готовность нашей пищевой промышленности к торговле с такими масштабами. Однако динамика роста оставляет позитивную надежду на будущее.

В свете последних событий импорт из ЕС в Россию практически перестал поступать. Это означает, что 6,3 млрд USD ранее покупаемых Россией из ЕС продтоваров вероятно заменятся продовольствием из "дружественных" для РФ стран.
Сможет ли Казахстан занять хотя бы 10% от освободившегося рынка французских вин, чешского пива, швейцарских сыров, шоколада, кондитерских изделий?
Как Вы уже знаете, Kazservice в преддверии дня работника нефтегазовой отрасли публикует ежегодный субъективный рейтинг ТОП-50 самых влиятельных людей нефтегазовой отрасли Казахстана.

Уверен, что у меня в подписчиках более чем достаточно людей, интересующихся или работающих в нефтянке в Казахстане. В связи с чем, предлагаю составить наш, НАРОДНО-ТЕЛЕГРАМНЫЙ, рейтинг самых влиятельных людей.

Я включу все те же самые фамилии из ТОП-10 и поставлю их на голосование, а потом сравним. Просто выберете из 10 человек тех, кто реально достоин входить в ТОП 10 по Вашему мнению. Можно указывать нескольких людей. Вы сможете включить других людей вне списка в наш групповой чат, которые, как Вы думаете, заслуживают быть в ТОП-10. Поехали!
Forwarded from PetroCouncil.kz
📌 Надежды правительства и акционеров Северо-Каспийского проекта на запуск проекта полномасштабного освоения Кашагана, похоже, отложены на длительный срок. От 6 месяцев до 1 года, а возможно и больше, может потребоваться на полное восстановление работы нефтегазового месторождения.

Утечка газа, в связи с чем была остановлена работа установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак», произошла из-за коррозии трубы, которая не прошла соответствующую проверку на качество. То есть ошибка была допущена еще на стадии строительства завода и не была выявлена компанией в последующем. А это значит, что может потребоваться полная ревизия всего комплекса «Болашак».

Подробнее в материале - почему остановился Кашаган, и кто в этом виноват?
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
На Ваш взгляд, кто является главным виновником бесконечных проблем Кашагана: превышение затрат в 3 раза, задержка запуска более чем на 10 лет, замена трубопровода, неудачная реализации проекта замены компрессоров, и поломка шламоуловителя и так далее...
Anonymous Poll
22%
Оператор экспериментальной фазы 1 до 2009 г. - Agip KCO (Eni)
10%
Совместная операционная компания с 2009 г. - NCOC
9%
Уполномоченный орган - ТОО PSA
46%
Все вышеперечисленное
19%
Не знаю
PetroCouncil.kz
📌 Надежды правительства и акционеров Северо-Каспийского проекта на запуск проекта полномасштабного освоения Кашагана, похоже, отложены на длительный срок. От 6 месяцев до 1 года, а возможно и больше, может потребоваться на полное восстановление работы нефтегазового…
Что произошло?
North Caspian Operating Company 3 августа остановила работу «Болашак» в связи с обнаружением признаков утечки газа на территории завода. По версии оператора, сработали датчики газа, после чего был осуществлен сброс давления на факелы.

Оператор промолчал о том, какой ущерб понесут акционеры консорциума, а также бюджет страны из-за остановки добычи нефти и газа.

Постепенное возобновление производства началось в ночь с 9 на 10 августа. Добыча нефти составляет всего 100 тыс. баррелей в сутки (б/с), что в четыре раза меньше, чем было до аварии (400 тыс. б/с).

Как сообщили Petrocouncil.kz источники в отрасли, в этом году на проекте произошло, как минимум, два события, которые продемонстрировали неполадки в работе комплекса. Сначала была выявлена неисправность одного из компрессоров обратной закачки газа, изготовленного в Nuovo pignone во Флоренции (Италия). Внутри компрессора была обнаружена упаковочная бумага, которую на заводе засунул и забыл убрать подрядчик НКОК.

После коррозии и сульфидного растрескивания лопнула часть трубы слагкетчера (резервуарное оборудование, в котором на выходе из трубопровода собираются газовые или жидкостные пробки).

Выяснилось, что эта труба не прошла тест на сульфидное и водородное коррозионное растрескивание (SSC и HIC). В сертификате заводских испытаний они не указаны. Такие проверки должен делать производитель. То же самое произошло и с трубами, которые поломались еще в 2013 году. Тогда вышли из строя трубы, соединяющие Кашаган и Болашак. В результате только начавшаяся добыча нефти была остановлена на 3 года — до ноября 2016 года.

Получается, что даже после того, как в 2013-м треснули трубы, из которого делали слагкетчер, их не проверяли на твёрдость, хотя это была основная причина той аварии. Проверку делали только сварных швов на слагкетчера в 2014-2015 годы. Хотя ее надо было менять.

Ремонт слагкетчера означает, что надо будет каждую трубу в нем менять, варить, тестировать сварку, проводить опрессовку. Даже выборочная замена повреждённых труб займет длительное время. Но когда дефект подтвержден в нескольких местах, то нужна полная замена оборудования. Такого количества материала, в таком качестве, с такими спецификациями сейчас у оператора нет. Надо их заказывать, потом ждать, пока их произведут, протестируют, доставят, установят и т.д.

Более того, при проверке были обнаружены повреждения в других линиях слагкатчера, а их 24. Например, в одной из труб было обнаружено значительное количество шлама. То есть, возможно что проблема масштабирована значительно.

Кто виноват?
Напомним, что оператором этапа строительства производственных объектов была итальянская Agip KCO, которую в 2010 году обвинили в многомиллионном мошенничестве.

Тогда финансовая полиция сообщила, что компанией дважды были учтены одни и те же расходы по выполненным строительно-монтажным работам по объекту «Установка комплексной подготовки нефти и газа наземного завода «Болашак» на сумму $110 млн, которые в последующем планировались к возмещению за счет добываемых объемов нефти и газа».

Вряд ли так случайно совпало, что сегодня выявляются ошибки, заложенные именно при строительстве Болашак. Насколько безопасно работать на этом заводе? Наши источники сообщают, что утечку газа обнаружили не датчики, а работник, проходивший мимо, и только потом включили сигнализацию. Если на заводе не срабатывают датчики, ломаются дорогостоящие компрессоры, лопаются трубы, не пора ли делать спрос от того, кто это строил? Тем более, если потратили на эту «стройку» свыше $50 млрд.

В 2021 году NCOC отчитался об успешном завершении периода опытно-промышленной разработки. Добыча выросла до 400 тыс. б/с. Утвержден план полномасштабного освоения Кашагана. Реализация второго этапа разработки месторождения к 2030 году должно позволить увеличить добычу до 700 тыс. б/с. Есть соглашение с третьей стороной (QazaqGaz) о выборке сырого газа. Осталось только приступить к реализации проекта. Расширение Кашагана должно было помочь трудоустроить десятки тысяч казахстанцев, уволенных с Тенгиза после завершения ПБР.