Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Самый быстрый (среди практических) интенсив

Как преподаватель, активно слежу за практиками коллег. Все понимают, что продактами становятся после практики и наработки кейсов. Конечно, ещё эффективнее обучение на производстве, после продолжительной работы на реальном продукте под руководством ментора. Но если вы начинающий продакт или предприниматель и ищете способ в предельно короткие сроки проапрейдить свои знания и наработать кейсы управления продуктами, то вам может подойти двухдневный интенсивный курс для продактов GeekBrains от Mail.ru Group.
Представители семи успешных продуктов, работающих в быстрорастущих сферах, расскажут про свой опыт, как оценивать рынок, формировать УТП, строить продуктовую аналитику, понимать все этапы разработки, работать в команде и создавать востребованный продукт. По сути, получить самые вкусные и актуальные инсайты в работе продакта. Концентрированно и за 2 дня. Обучение онлайн с записями, все преподаватели - практики и руководители (CPO, CIO, Head’ы - тут у GeekBrains всегда было на высоком уровне).
Например, есть возможность послушать Евгения Паршина (CPO Альфа-банка и предпринимателя), который расскажет про быстрое прототипирование и запуск MVP без кода. Евгений Паршин для меня пример того, как надо работать, а главное пример того, что можно уйти в менеджмент и стать успешным. Конечно, речь пойдет и про Custdev Canvas - шаблон для структурирования информации по касдеву в систему взаимосвязанных блоков. Фактически это инструмент визуализации вашего исследования, который используется для планирования, анализа и контроля ситуации.

Приходите на интенсив GeekBrains от Mail.ru Group по ссылке - https://geekbrains.ru/link/nylrtI
Дайджест событий и мероприятий от меня

1. Запустился рейтинг молодых медиаменеджеров от Odgers Berndtson для новых медиа (от VK до TikTok) - https://youngmediaman.ru/new/, где я участвовал в роли создателя методологии расчета рейтинга в роли независимого консультанта. Интересно, что на рынке выше ценятся специалисты, имеющиеся опыт работы в нескольких платформах, скорость набора подписчиков и конкурентоспособность самой платформы. Следите за новостями рейтинга, чтобы узнать, кто самый влиятельный и ценный для рынка медиа.

2. 20 июня будет Product Camp в уникальном онлайн-формате, а значит, что шансов и возможностей поучаствовать будет больше. Надеюсь у организаторов получится сохранить свой привычный формат, который отличается от других продуктовых конференций неформальным общением, краудсорсингом организации и теплотой. Я был несколько раз на кемпе, “прийду” и в этот раз. Регистрироваться тут - http://productcamp.ru/

3. Для начинающих исследователей рекомендую посетить вебинар “Как и зачем продакту проводить CustDev?”, который пройдет 18 июня в 19:00 (МСК) на бесплатном вебинаре от ProductStar, на котором выступит Татьяна Сукманская, CEO «Местной еды». Самое важное будет в конце, где расскажут про анализ результатов и внедрение инсайтов в работу. Подключайтесь здесь - @ProductStarProductBot
Nocode: продакты против больших трат денег

В процессе преподавания продакт-менеджмента в модуле “Исследование продукта” я заметил, что самое вкусное и вызывающее интерес у студентов место в нем - это результаты проблемных и решенческих интервью (на работающем прототипе). И это разумно: именно тут острие работы продакт-менеджера, получение обратной связи с минимальными усилиями.
Понятная ценность для пользователя, минимальные ресурсы и получение обратной связи - и есть основа исследовательской части работа продакт-менеджера. Чтобы большими и масштабируемыми ресурсами уже не рисковать, а не привлекать для реального роста бизнеса. Ещё раз: ценность, минимальные ресурсы и обратная связь.
Для таких проверок есть огромное количество инструментов, начиная от столба с плакатом для классифайда и видео-роликом для облачного хранилища (ранее тут некоторые описывал - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/33):
1. Google-таблицы / Формы / Excel: создаете любой опрос или ведете клиентскую базу в таблице. Кстати, могу поделиться своей Nocode-проверкой гипотезы, что книги могут выбрать и купить по фрагменту: я запуска такой опрос (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSedaVvOifCxRxCeTrrsNk0zUWuD4Jl_nZTojNXwGL-GD6ZxFA/viewform#responses)с фрагментами книг без названий и вариантами ответов “Купить/Узнать книгу/Следующий фрагмент”, выяснил, что покупка редка, а любопытства много.
Сюда же добавлю специализированный и более разнообразный инструмент форм https://www.typeform.com/.
2.Tilda, Ecwid и co. Реально можно подвигать блоки и запустить простейшие лендинги. Этот я сделал, потратив 4 часа (разбираясь с тильдой - http://freshproductmanager.tilda.ws
3.Notion и ее лендинги - постепенно перевожу свою работу в этот прекрасный инструмент. А недавно узнал про то, что там можно сделать лендинги - https://vc.ru/services/48188-notion-gayd-po-registracii-i-bazovym-vozmozhnostyam
4.Чат-боты в мессенджерах: очень хороший обзор https://vc.ru/services/57488-14-servisov-dlya-sozdaniya-chat-bota-bez-navykov-programmirovaniya есть тут. От себя добавлю, что также пробовал для выбора книги по фрагменту сделать бот на BotMother.
Еще хорошие инструменты, об использовании которых я расскажу в следующий раз:
5.Webflow поможет наверстать простенький фронт - https://site-builders.ru/konstruktor-sajtov-webflow
6.AirTable может помочь собрать интерфейс CRM-ки: https://sergeyfilimonov.com/blog/airtable-cms-markdown/
7.Stacker app без кода и программирования - https://stacker.app/samples/client-project-portal
8.Integromat поможет собрать простенький бекенд без кода и с интеграциями - https://www.integromat.com/en/use-cases
9.Bubble - https://bubble.is/ технология «drag & drop» позволяет легко добавлять и перемещать элементы страницы: текст, видео, карты, иконки, изображения, кнопки и пр. Все поддается настройке вплоть до цвета фона, иконок, прозрачности элементов.
Исчерпывающая подборка есть тут https://nocodelist.co

Кстати, про опыт запуска и практикум по MVP буду проводить вебинар 23 июля, а 25 июня в 20:00 (по МСК) Otus приглашает на День открытых дверей курса «Product Manager IT-проектов». У нас в конце июля стартует третий поток и уже есть первые студенты. Бесплатная регистрация по ссылке: https://otus.pw/CfWa/ Первые 20 участников, зарегистрировавшихся на этот вебинар, получат сертификат на скидку. Готовьте вопросы и присоединяйтесь!
Продакт может запустить стартап

На карантине активно читал книги, понравилась хорошая настольная книга Максима Спиридонова и Вячеслава Маковича «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». В книге описаны несколько простых шагов, которые помогут продактам найти и оценить свою бизнес-идею, с сопровождением тезисов других практиков:
“Шаг 1. Определиться с критериями
Начните с подбора критериев в соответствии со своими интересами, способностями, амбициями, потребностями и целями. Что касается рыночных критериев, то ключевым для стартапа являются: наличие большого рынка и возможность управляемого масштабирования с постоянным увеличением стоимости бизнеса
Шаг 2. Начать вести дневник идей
Регулярно записывайте идеи, которые приходят к вам, и периодически пересматривайте данный список. Чтобы найти одну хорошую идею, нужно найти много разных и настроить свой мозг на постоянный поиск возможностей. Именно поиск, а не придумывание.
Шаг 3. Целенаправленно заниматься поиском идеи
Вот несколько наиболее распространённых методов нахождения идей:
● Столкнуться с проблемой и найти решение (проведение проблемных интервью).
● Найти, скопировать или адаптировать. Идею можно взять, например, с другого географического рынка или из другой отрасли. Анализируйте рынки, смотрите, куда инвестируют фонды, следите за рейтингами успешных стартапов (например, Inc. 5000), посещайте целевые выставки, общайтесь.
● Коммерциализировать свои разработки.
Шаг 4. Понятно описать свою идею
Бизнес-идея начинает приобретать понятный вид только после описания ключевых элементов бизнес-модели:
● ценностного предложения: в достижении каких целей клиента и/или в решении каких его проблем вы будете помогать?
● продукта: за что именно вам будут платить деньги? На начальном этапе стоит рассчитывать на одну основную модель монетизации, возможные варианты рассмотрим далее;
● клиентов: на какую аудиторию вы в первую очередь ориентируетесь?
● продаж: как вы будете привлекать потенциальных клиентов и превращать их в реальных?
● рынка: например, российский рынок онлайн-обучения иностранным языкам или глобальный рынок CRM-решений для бизнеса?
Важное замечание: технология — это не продукт.
Шаг 5. Оценить наличие рынка
Для этого вам пригодятся такие ресурсы, как Crunchbase, CB Insights, TechCrunch, Inc., Rusbase, SimilarWeb. Посмотрите количество целевых запросов в Yandex Wordstat и Google Trends, а также статистическую информацию по структуре расходов населения / бизнесов (в конечном счёте они отражают объёмы рынков).
Шаг 6. Проверить реализуемость и сходимость экономики
Стоимость привлечения клиента в ваш бизнес и себестоимость продуктов, продаваемых этому клиенту, должны быть ниже дохода, получаемого от этого клиента. Как минимум с определённого времени. Для прогноза юнит-экономики можно использовать показатели схожих бизнесов, экспертные оценки и запуск собственного MVP.
Шаг 7. Проверить свою личную ценность для данного проекта. Нужны ли вы этой бизнес-идее?”
Каждый может запустить стартап за 3 дня, используя навыки Product-менеджера.
Кстати, на бесплатном вебинаре от образовательного портала GeekBrains от Mail ru Group за 1 час можно будет пройти все стадии запуска продукта в максимально короткие сроки: от идеи до продажи. Трансляция подойдет для всех продакт-менеджеров. Вебинар состоится 24 июня в 20.00 (МСК), спикер - CPO Альфа-банка Женя Паршин.
Запись открыта по ссылке: https://geekbrains.ru/link/jEpmkI
Действуйте!
1
Дайджест мероприятий, к которым я подключаюсь

1. Принципов Agile не достаточно, чтобы создать успешный продукт - онлайн-конференция ProductSense Stories "Пролог» 8-9 июля. 9 июля Ryan Singer, Head of Product Strategy в Basecamp и автор книги "Shape Up: Stop Running in Circles and Ship Work that Matters", рассказывает о своем опыте выстраивания процессов и культуры. Также будут доклады “Suhas Vadyaraju, Badoo. Let the numbers guide you: Snippets of experimentation at one of the world's largest dating app companies” и “Василий Рудоманов, Acronis. How to conquer new businesses, satisfy existing customers and handle technical debt in single roadmap?”
Зарегистрироваться бесплатно на сайте или через бота @ProductSenseStoriesBot

2. Как построить успешную карьеру продакта и выбрать правильную сферу и компанию? Узнаете 2 июля в 19:00 (мск) на бесплатном онлайн-вебинаре «Карьерная стратегия для продакта» от ProductStar, где Александр Токмаков, Product Manager в Везёт, ответит на актуальные вопросы по построению успешной карьеры в продакт-менеджменте.
— Как выбрать правильную сферу и компанию?
Зарегистрироваться на вебинар - @ProductStarProductBot

3. Получите информацию о практиках привлечения трафика, а также возможностях работы в условиях с ограниченным бюджетом на конференции по IT-бизнесу BDSM 2020 https://bds.marketing. Если вам нужно послушать практические доклады без воды (которые вы сможете применять уже завтра) и пообщаться с людьми из темы биздева/продуктов — смело регистрируйтесь.

4. 15-16 июля пройдет главная онлайн-конференция для всех, кто делает и продвигает B2B и B2C SaaS продукты — Product-Led Growth! Product-Led Growth — стратегия роста продуктов, когда привлечение, активация, удержание — это функции продукта, а не маркетинга или продаж. Будет много кейсов роста от российских и зарубежных Product-Led компаний, как Miro, Product-Led Institute, Hubspot, Wrike, FlowMapp. Регистрируйтесь и узнавайте, как добиться устойчивого роста без гигантских затрат на маркетинг и продажи: https://bit.ly/2UW92l8
1
Канал про технологии, образование и активную жизненную позицию


Это время - время блогов. Тот же Яндекс активно ставит на Дзен (а у него одна из самых выгодных экономик продакта) именно с точки зрения платформы блогеров. Коммуникации развиваются благодаря новым возможностям управлять потреблением (например, пролистывание сториз), получать и давать обратную связь, развивать коммьюнити и свой прайс на рекламу. А значит, каждый может стать медиаменеджером на растущем рынке новых платформ и форматов.
Как показали проблемные интервью с агенствами блоггеров (для методологии https://youngmediaman.ru/new/), главное в мире блогов сейчас - это конкурентноспособность платформы (рост DAU, MAU платформы), скорость набора подписчиков медиа, общий стаж работы в новых медиа, опыт работы в разных платформах и, как ни странно, опыт работы в классических или оффлайн медиа.
Мне очень нравится смотреть “средние” блоги по аудитории и вовлечению (3-5к подписчиков), на их потенциал и как они развиваются. И в этой связи хочу порекомендовать блог продюсера курсов Otus и будущего крутого продакт-менеджера Фари Рословец - @xuyanet (телеграмм-канал и YouTube-канал) - про технологии, образование и активную жизненную позицию. Приятным простым и предельно наделенным смыслом слогом. Подписывайтесь и развивайтесь!
1
Как общаться с UX-дизайнерами


Это пост #диптих – мы с Алексеем Рытовым, продактом из SEMrush, договорились одновременно написать о взаимоотношениях продуктовых менеджеров с UX-специалистами. Читайте пост на эту тему на его канале @product_proverbs.

Когда-то давно я пришел к дизайнеру без полного CJM, но описанием цвета и точным СТА кнопок без сроков реализации (и кажется, сказал что-то негативное про предыдущие работы). Тогда я совершил 5 ошибок и сейчас делюсь своими рекомендациями, которые помогут получить продуктовый кайф от работы с продуктовым дизайнером. Итак:

- Скажите дизайнеру, какой результат нужно получить. Чтобы юзер смог сделать что? Дайте побольше понятной и полезной аналитики (сколько и каких сценариев есть, какие приносят большее счастье, какие деньги) и как новый результат может улучшить эти показатели.

- Дайте свободу в части дизайна. Никаких точных описаний кнопок и полностью продуманных текстов. Только общие указания по контенту, что даст простор для творчества. Максимум - можно сделать мокап, но и это лучше если делать, то с дизайнером. И никаких собственных вкусов. Только тренды, только тестирование на конечных пользователях. Клики привлекает контент.

-Еще раз - продает контент. И нет продающих сайтов. Есть продающий контент, который дизайнер подает. Но лично детали обсуждать.

-Обратную связь эффективнее давать в формате бутерброда с большим слоем хлеба. Обязательно похвалите, потом еще раз. Дизайнера всегда есть за что похвалить. А потом скажите, что можно усилить (очень хорошее слово) в подаче контента. Усилить - не исправить. А потом похвалите еще раз.

-Держите в тонусе сроков по реализации дизайна и в информационном поле по реализации в разработке и итогах по аналитике: всегда будет возможность формулировать новые гипотезы и рефлексировать.
Что уже создали на No-code

Наши возможности запустить свой продукт без разработчиков все более перспективны и безграничны. Смотрите, что уже запустили:

-Ezume - saas сервис по созданию резюме, который позволяет как конструктор сгенерить симпатичное резюме. SaaS сервис сделан на Bubble.io
- ImmuneCorps - волонтерский сервис. Помогает людям с высоким риском заражения COVID-19 получить помощь в виде похода в магазин, выгула собаки, работы по дому и др. Сервис сделан на Bubble.io
Peer to Peer для детей, где дети могут обмениваться своими знаниями и опытом с другими детьми и зарабатывать). Стек - Tlida.
TopShare - сервис подбора индивидуального плана тренировок. Стек - чистый Bubble.
- eTutorium LMS - площадка для дистанционного обучения, которая позволяет делать конструктор тестов, проводить вебинары, геймифицировать мотивацию, получать аналитику по прохождению. Сервис сделан на Bubble.io
Look App — приложение, где можно делиться своими образами, брендами одежды, стоимостью и лайкать. Стек - Glide.
Reachr — сервис, который соединяет бренды с блогерами для сотрудничества в рекламных кампаниях. Платформа забирает 10% со стоимости заказа. Стек - Webflow (сайт с формой заказа), Airtable (база данных), Zapier.
Сервис для проверки знаний по охране труда в органах исполнительной власти. Стек: Wordpress, WP-Pro-Quiz, Ultimate Membership Pro, WooCommerce.
Comet — сервис поиска подходящего фрилансера-профессионала под любой запрос. Транзакции на платформе уже превышают $1 млн в месяц. Стек - Webflow (сайт с формой заказа), Airtable (база данных), Zapier.
-Tavalo - мобильное приложение по предзаказу еды в ресторане, оплате чека и шерингу оплаты с друзьями. Также ребята сделали на No-code приложения для приема заказов для ресторанов. Стек - Adalo
Memolly-subnoscription - сервис управления подписками на разные сервисы на Adalo
Bookcelerator - витрина смартридов книг с подпиской, сделана на Notion
- Book nerds - приложение для ведения списков книг, которые хотите прочитать. Можно трекать что читаете сейчас, ставить оценку и писать отзывы, устанавливать челленж и отслеживать ваш прогресс, делиться книгами с друзьями и др. Стек - Glide.

Благодарности каналам, посвященным no-code, за участие в наполнении. Рекомендую подписаться!:
@code_breakers - Все самое интересное и сочное о No-code решениях: инструменты No-code, практические кейсы, обучающие видео и материалы, best practice.
@sashadontcode - Канал про ноукод движ и визуальную разработку. Новости | Софт | Мысли | How-to's и много чего еще.
Особенности большой и небольшой продуктовых команд e-commerce

Сегодня совместный пост с Адметом Акхтером, автором телеграмм-канала Expecto Productum! и продакт-менеджером Froot.kz (“Ozon” на рынке Казахстана) про то, как похожи и не похожи большие и небольшие продуктовые команды:

Особенности большой команды (например, Ozon.ru):
- Один продакт отвечает строго за часть продукта или отдельные сервисы. Все нюансы архитектуры, юзер-сториз и ключевых продуктовых метрик в рамках части продукта на нем. Все части собираются в единые воронки и стараются улучшить свои метрики, не сломав чужие.
- Каждый юнит имеет OKR или понятное влияние на ключевые бизнесовые метрики в рамках своих фичей и сервисов. С развитием продукта и расширением ассортимента товаров растет и продуктовая команда.
- Профессиональный рост и наработка кейсов происходит быстрее у отдельного продакта, чем в небольшой команде, хотя влияния в целом меньше
- Когда разрабатывается кросс-функциональная фича, выбирается лид, который организует совместные обсуждения и руководство релизом. Между продуктами и разного профиля менеджерами происходит синергия и взаимодополнение.
- 50+ стейкхолдеров и направлений бизнеса! Побеждает фича, которая принесет больше всего денег (GMV/AIV/маржа/…), всегда есть data driven борьба за место в беклоге, даже среди CPO вертикалей
- Продакты и руководители вертикалей плотно взаимодействуют с бизнес-направлениями, собирая требования и экспертизу, как лучше продавать те или иные товары.

Особенности небольшой команды (например, Froot.kz):
- Когда в компании развивается экосистема, то технически это уже не один и не два продукта. На стадии роста концентрированно оптимизацией заниматься некому, нужно выпускать новые решения на прод, метрики растут быстро.
- Каждый задействованный продакт получает экспертность в кратном выражении, руководя ограниченным ресурсом в людях и времени. Права на ошибку может не быть.
- У отдельного продакта по разному развиты скиллы. Нужно хорошо изучить опыт друг друга, правильно выстроить процессы и распределить функционал. При необходимости, можно взращивать из коллег новых продактов.
- В маленькой команде расти быстро можно, но при этом нужно заниматься постоянным самообразованием. Может возникнуть ситуация, что ты окажешься самым опытным и потребуется искать внешние источники для развития.
- Решения становятся значимее и принимаются быстрее. Возрастает ответственность.
- Команда может быть небольшой от того, что компания относительно новая на рынке. Это означает, что накопленных данных может не хватать, в ход включается креативность. Гипотезы становятся основой для поиска инсайтов.
- Идеи генерируются в ходе обсуждений, исследования рынка и конкурентов, или даже смежных рынков. Любой сотрудник в компании может предложить свою идею и быть услышанным.
- У небольшой команды больше шансов стать кроссфункциональной. Добиться взаимозаменяемости продактов можно обсуждением и ревью кейсов, постоянным обменом знаниями.
- Когда темп роста выйдет на плато, самое время будет заниматься оптимизацией воронок. Но это уже другая история.
Зачем нужны карьерные сайты?


В июне закончился мой первый образовательный курс для начинающих продактов в Otus. Это был нереально крутой опыт, который хочется повторить снова. А потом ещё.
Главное, чего хочет знать сейчас молодой (да и не только) специалист продакт, это:
- что я могу сделать и должен знать, чтобы влиять на развитие продукта;
- какие навыки должны быть у продакта (по классике и не только, например, у Growth PM)
и сколько зарабатывает продакт-менеджер.
Мой ответ - это можно узнать только на реальной работе в продукте. И в помощь для погружения “по колено” всегда есть курсы практиков и карьерные сайты.
Чтобы получить свой первый оффер работы продактом, я сделал 110 откликов и прошел 35 интервью в разных компания в поисках своего места (подробнее тут вторая история).
Из этого опыта я могу сказать, что для точного попадания нужно знать о компании следующую информацию: кто ищет и его прямые контакты (это очень важно, чтобы можно было заранее обсудить с будущим руководителем работу, чтобы не отнимать впоследствии целый час на интервью), под какие задачи ищут и какие задачи будут в первый месяц работы, требования и условия. Тогда я пользовался разными телеграмм-каналами вакансий, но если бы тогда я знал про сайт https://careerspace.app/ и телеграм-каналы @careerspace и @product_space, я бы пользовался ими. Потому что там:
- ежедневно вручную собирают лучшие вакансии рынка для продактов и не только
- почти к каждой вакансии есть прямой контакт (не почта, а мессенджер),
- к каждой вакансии есть зарплатная вилка (если работодатель ее не дает, то цифра собирается на основе данных, которые собирают от пользователей)
- есть лайфхак-поддержка по карьере в рамках канала @bezaspera


Помимо прямого назначения, карьерные ресурсы в любое время интересны открытой информацией о расширении и/или обновлении команды, что может дать пищу для новых продуктовых гипотез (о том, что кто-то развивает какое-то направление, какая-то когда мигрирует из какой-то компании, потому что не все получилось).
А также порталы интересны описаниями трендов в ожиданиях работодателей, относительно рынка продакт-менеджеров.

В общем, каналы @careerspace и @product_space - некий пульс рынка. Подписывайтесь и следите за ними, это держит в тонусе!
Как с опытом работы продакт-менеджером начинаешь мыслить (Продуктовая философия)

1. Положительный тренд важнее, чем абсолютные значения и всплески. Это игра в долгую.
2. Контекст у продукта один. Ключевые пользовательские метрики и бизнес-показатели едины.
3. Всегда есть те, кто будет платить и любить несмотря ни на что (А-сегмент). И важно понимать, что жалующихся и недовольных будет больше на порядок. Продакт отвечает за счастье сегмента А.
4. Не будет 100% конверсии и 0 рублей для создания воронки. Всегда есть сила трения, всегда есть потери. Нужно быть “продуктово” недовольным и стремиться к недостижимым цифрам. Каждое позитивное изменение воронки - улучшение unit-экономики.
5. 20% усилий - 80% денег: в первую очередь нужно расширять узкие места в воронках и продукте.
6. Циклы комфортнее процесса. От гипотез - к решению, от простого решения - к новому, более сложному и/или эффективному.
7. Все нужно проверять. 99,9% гипотезы - которые без жалости нужно убивать аналитикой и экономикой. Для остального есть команда разработки.
8. Коммуникации и метрики - процесс. Без проджект-менеджмента никак не получить результат.

На данный пост вдохновил Сергей Лавриненко, автор телеграм-канала “Колонка некодера” и постом https://news.1rj.ru/str/necodernotes/444
Меня часто спрашивают: как стать продактом

И я уже рассказывал про это здесь (вторая история):

1. Устроиться на работу junior-продактом под крыло к опытным продактам и в продуктовую среду.
2. Начать выполнять продуктовые задачи на текущем месте работы (если вы проджект-менеджер - это просто, если вы бухгалтер - посложнее, но не сдавайтесь) или на месте работы ментора.
3. Запустить свой проект от гипотезы до хотя бы попытки свести unit-экономику (желательно, тоже с ментором)

Курсы для продактов хороши для усвоения новых знаний, расширения кругозора. Но только с практикой можно освоить новую профессию. Об этом, кстати, пойдет речь на трехдневном марафоне Как стать продактом или проджектом от Нетологии - http://netolo.gy/fIq. Приходите, чтобы узнать, как пройти под одному из трех путей.
Подборка продуктов-трендов лета 2020

Тренды помогают быстро валидировать гипотезы. Ранее писал об этом тут.
Тренды бодрят, мотивируют и являются отличным дополнением к утреннему кофе перед продуктивным днем. Я даже веду записи трендов в рамках канала “Шуховская башня” (осторожно: может быть как 1 пост в месяц, так и >15 за час).

Сегодня при поддержке самого крутого сервиса Signum.ai по выявлению трендов, подготовили подборку самых интересных и перспективных продуктов-трендов этого лета, на мой вкус.

1. Покупка квартиры, ипотека или аренда? Для многих вечная дилемма может вскоре стать неактуальной – снимать жильё становится гораздо выгоднее, чем раньше. С платформой Rhove арендаторы могут получить долю в арендуемых квартирах, тем самым инвестируя в собственное жильё. Активы повышаются пропорционально росту стоимости жилого комплекса, сотрудничающего с Rhove, позволяя арендаторам оставаться такими же гибкими, получать реальные финансовые выгоды и не чувствовать себя в съёмной квартире “на птичьих правах”.
2. Во время пандемии поход в розничный магазин стал похож на полосу препятствий – избегать других посетителей, общаться с консультантом на расстоянии двух метров, лишний раз не прикасаться к товару, да и тележку лучше толкать ногой – повсюду микробы. Чтобы обезопасить покупателей во время шоппинга, сеть Showfields, ещё недавно делающая ставку на тактильный покупательский опыт, в корне изменила принцип работы своих магазинов. Минимум реального взаимодействия, максимум – цифрового. При помощи приложения, посетитель Showfields может пообщаться с виртуальным консультантом, узнать состав, цену и характеристики товара, отсканировав код на упаковке, добавить продукты в цифровую корзину, оформить заказ и получить продезинфицированные покупки на кассе.
3. Пандемия поставила под вопрос качество корпоративного обучения. Снимать профессиональные видео в студии – небезопасный и довольно дорогостоящий процесс. Да и поспешно записывать ролик на телефон дома – прямой путь к демотивации сотрудников. Как всегда, на помощь приходит искусственный интеллект! С помощью инструментов на базе ИИ компании могут создавать deepfake-видео – ролики с синтезированным изображением любого человека, будь то CEO организации или Дэвид Бэкхэм. Виртуальный спикер в реальном амплуа обратится к аудитории на нужном языке и озвучит любой текст. Щепотка креатива – и корпоративное обучение станет самой приятной и увлекательной частью рабочего процесса.
4. Летние Олимпийские игры 2020 перенесли на целый год (на 2021), но это не значит, что профессиональным спортсменам можно расслабиться. В отсутствие возможности свободно тренироваться на стадионах и участвовать в соревнованиях бегуны переключились на виртуальные гонки. Пробежать марафон с коллегой из соседнего штата на глазах у миллионов возможно и во время пандемии коронавируса – стоит только только назначить время и запустить прямой эфир в Инстаграме. Такой “социальный” способ подготовки к будущим соревнованиям нравится как самим бегунам, так и всем любителям этого вида спорта – теперь у каждого есть возможность почувствовать себя в эпицентре событий. Лишь бы не укачало!
5. Пандемия сподвигла лишённых гарантий сотрудников сменить работу. Сервис Dumpling предлагает бывшим наемным работникам запустить собственный бизнес в сфере доставки продуктов. Находить покупателей, доставлять товары из сотни точек, устанавливать размер чаевых и не бояться завтрашнего дня. Заманчивая альтернатива, учитывая всё ещё высокий спрос на онлайн-шоппинг и слухи о надвигающейся второй волне заболевания.


Сначала вы работаете на тренд, потом тренд работает на вас. Подключайтесь к трендам.
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 1)


1. Как уместить дизайн в спринт

Разработчик не может оценить фичу, пока не увидит дизайн. Поэтому рисуйте дизайн на спринт вперед. Если сейчас у вас 3 спринт, продуктовая команда готовит стори для спринта 4. Одновременно с этим, дизайнер отрисовывает интерфейсы для спринта 5. В таком варианте, в 4ом у вас уже есть утвержденный дизайн. Варьируйте люфт по времени "дизайн-разработка" в зависимости от скорости аппрува дизайна заказчиком.
Что нужно еще пробовать:
- совместить аналитику и дизайн в один спринт, как совмещаете тестирование и разработку;
- сократить длительность спринтов;
- релизиться как можно чаще;
Иногда аппрув дизайна не является частью процесса, например в продуктовых компаниях. Тогда можно делать его в том же спринте, что и разработку. Это сложно, но некоторым удается. Последние делятся секретом успеха: прорабатывайте стори до начала спринта, например, с помощью прототипов. Дизайнеры и разработчики должны иметь общее видение о том, как будет выглядеть дизайн.

2.Что делать, если команда не вкладывается в оценки

Давать точные оценки и попадать в них - сложно. Но чтобы было проще, можно пробовать:
-вылет в 20-30% считается допустимой нормой, его стоит закладывать в начальную оценку.
- детализировать требования. Чем четче сформулирована задача, тем точнее оценка;
- дробить фичи мельче. Оптимально на 1-4 дня работы;
- разбивать фичи на задачи (декомпозиция). Выделяйте таски на бекенд, фронтенд, тестирование и т.д.
- делать прототипы на сложные фичи;
- закладывать средний вылет в будущие оценки;
- трекать успеваемость (оценка vs фактические затраты) по каждому члену команды. Доносить на 1-1 митингах;
-проводить ретро

Про это и не только я смогу узнать 22 августа на практическом онлайн-интенсиве образовательной экосистемы GeekBrains от Mail.ru Group.
Всего за один интенсив получится:
▪️пройти 4 стадии жизни проекта и сбора команды;
▪️узнать, как работать с удаленными командами и строить диаграмму Ганта, чтобы эффективно реализовывать проекты;
▪️как обосновывать сроки через деньги заказчику.
Станьте джедаем в менеджменте проектов — https://geekbrains.ru/link/Xxa7oH
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 2)


Фундаментальный и, пожалуй, главный навык проджект-менеджера - коммуникации. Не получится заменеджить проект, не умея договариваться.
Настроить проектную зону, сделать доску для мозговых штурмов или сделать понятный репорт сможет любой, кто умеет гуглить и перенимать опыт.
А вот объяснить разработчику, в чём он неправ (при этом мотивировать поменяться) - важнее и сложнее. Есть очень интересная статья про 14 типов менеджеров, которые бесят разработчиков.
Прокачаться в коммуникациях нереально сложно, особенно с интровертным бекграундом. Хорошая новость в том, что некоторым это удается. Универсального рецепта, конечно, не существует. Постарайтесь брать на себя инициативу, стараться управлять не микроменеджментом, а демонстрациями возможностей, находить в коллегах хорошее и продуктивное.

Самые интересные книги, которые я могу порекомендовать по коммуникациям для продактов, это:
1. Трудные диалоги: Что и как говорить, когда ставки высоки. (Гренни, Макмиллан)
2. Как пасти котов (Рейнвотер)

Также, делюсь еще двумя ссылками:
- Чек-лист для создания scrum-проектов (для каждого типа он свой), по которому проходит аудит: https://telegra.ph/Scrum-project-audit-checklist-03-10
-В Otus, где я преподаю для начинающих продакт-менеджеров, открывается набор на очень интересный курс Agile Project Manager - https://otus.pw/srrn/, где можно точно научиться выстраивать работу по Scrum, Kanban и Waterfall, управлять рисками, работать с командой и стейкхолдерами и закрывать задачи вовремя.
Две точки зрения на метрики нетворкинга

Контакты на работе и мероприятиях, друзья в соцсетях, форумы - все это основа современного нетворкинга. Что с этим со всем делать? Решать вопросы, давать и брать. Многие из нас ловили себя на мысли, что в очередной раз раздали визитки и сходили на бесполезное мероприятие. Но что если для ощущения пользы нам просто не хватает метрик и аналитики от этого события. Сегодня подумали о метриках нетворкинга с экспертом по международному нетворкингу Пашей Хегаем (автором https://news.1rj.ru/str/SFPavel)

Как видит метрики продакт-менеджер: в нетворкинге есть 2 формата: когда отдаешь и когда берешь.

Ключевая метрика для формата “Бери”:
1. Процент решенных вопросов / Количество решенных вопросов за счет нетворкинга за 1 день с момента возникновения проблемы. 1 день можно изменять по себя.

Сопутствующие метрики:
2.Среднее время на решение вопроса
3.Общее количество контактов, за счет которых получилось решить вопрос за 1 день
4.Доля контактов, с которыми есть планы поддерживать и развивать контакт
5.Количество откликов на запрос (например, в ленте Facebook)

Ключевая метрика для формата “Давай” (также дублируются с “Бери”, потому что из “Давай” может быть переход в формат помощи “Бери”)
1.Процент вопросов, которые ты можешь решить из тех, с которыми к тебе обращаются, за 1 день

Сопутствующие метрики:
2.Общее количество обращений к тебе (в которых получилось решить вопрос за 1 день)
3.Среднее время, за которое находится решение
4.Доля контактов, которые поддерживают и развивают контакт с вами
5.Количество ваших откликов на запросы (например, в ленте Facebook)


Как видит метрики эксперт по нетворкингу: основной метрикой нетворка для меня, особенно эмоционального, о котором я много пишу - является количество людей, которым я помог.
И перевалив отметку в 4000+ я выделил некоторые закономерности:

1. После 1000+, я начал намного лучше разбираться в людях, все типологии личности (типо MBTI) уже стали мастерством, которое я даже не осознаю. Во многом это произошло за счет проведения 500+ собеседований, когда наш стартап рос

2. После 2000+, в моем окружении появились люди практически по любому вопросу. Основная ценность, которую я даю своему окружению - это доступ к моей референтной группе, в которой можно найти ответ практически на любой вопрос и порой даже несколько раз

3. После 3000+ начали происходить чудеса, репутация стала работать на саму себя. Крутые ребята, инвесторы, топ-менеджеры стали сами добавляться ко мне в друзья и находить выход для общения со мной, кто-то из них даже приходит посоветоваться, но зачастую также за выходом на людей из моей референтной группы

4. После 4000+ вокруг меня появилось сообщество (heg.ai), при этом произошло это достаточно органически и за счет того, что люди в моем окружении стали уже знакомиться без моего участия, эти горизонтальные связи послужили причиной создания сообщества, которое уже живет своей жизни и без моего активного участия наращивает мой социальный капитал

5. Я подхожу к 5000+ контактам (в этом году перевалю) и кажется в этот момент вокруг сообщества появится продукт, по нетворкингу, который позволит людям не только в моей референтной группе находить друг друга и общаться в том же самом, эмоционально позитивном формате, как сейчас это происходит в нашем сообществе.
Методика освоения новых знаний ADASTRA для продактов

Основа методики
— Группа из замотивированных что-то узнать новое, которая двигается в ежедневном режиме. Все дают обратную связь всем. Каждый получает огромную насмотренность. Чем больше людей - тем лучше.
— Ежедневные (!) задания с примерами. Задания, примеры и действия — основа. Теория — справочные материалы.

Основные принципы ADASTRA

Act Daily. Ежедневно предпринимать действия. Неважно — результат будет положительный или отрицательный. Из результата каждого действия можно сделать вывод или зафиксировать профит. Действия, а не уроки — это основа всему. Учиться надо тому, что делаешь, а не откладывать действия до того, как научишься. Ежедневность — единственный способ приучиться действовать. Всегда будет либо опыт, либо успех.

As Student and Teacher. Вы ничему не научитесь, если будете только учиться. Самый лучший способ научиться чему-то — учить этому других. Только так вы сможете учиться на чужих ошибках и глубже разбираться в том, что вы не можете по-человечески объяснить другим. Тут и страх опозориться, и адреналин, и выход из зоны комфорта, и борьба с синдромом самозванца. Попеременно выступать в роли ученика и учителя — способ научиться в разы быстрее и глубже, чем быть только учеником.

Retractions Accepted. Обучение — это последовательный процесс. На каждом новом шаге обучения вы можете осознать, что раньше вы что-то не понимали. Это отличный повод вернуться назад и переделать это по-новому. Сделать и переделать — значит, глубоко понять. Нельзя сразу научиться всему.

По этой методологии работает бесплатная программа акселерации продакт-менеджеров от Product University (оплата после трудоустройства). Мы в Otus также запускаем 4-й поток курса для продактов в октябре, но если хотите прокачаться уже в сентябре, идите к Аркадию Морейнису и Алексею Черняку. Будет интенсивно, тяжело, но эффективно.
Регистрация и подробности по ссылке - https://bit.ly/3gCthfG
Учитесь, делая.
Солянка материалов от друзей из Product Mindset

1.Как ЦИАН запускал b2b-сервис «Сотрудники»

У b2b-пользователей ЦИАН: например, есть аккаунт агентства, с которого размещено 3000 объявлений от 500 риелторов. Работают они по-разному: кто-то хорошо, кто-то плохо, а кто-то размещает не очень хороший контент или невежливо общается с клиентами. Если мы узнаем о таком, сначала предупреждаем, а потом блокируем аккаунт. Изначально разделения на пользователей в аккаунте не было, поэтому мы блокировали сразу все агентство.
Эта боль бросалась в глаза — ее нужно было закрывать в первую очередь. Поэтому мы запустили сервис «Сотрудники» — это мультиаккаунты для агентств, в которых каждый риэлтор может завести собственный аккаунт и отвечать только за свои объявления. Если риелтор нарушает правила сервиса, мы блокируем его, а не агентство. Еще этот сервис позволяет отслеживать метрики и показатели эффективности агентов, сравнивать их в перспективе.
MVP «Сотрудников» продвигали через email-рассылки, пуши и отдел продаж. Казалось, мы донесли информацию до аудитории, но сервисом пользовались около 1% агентств. Мы провели количественный опрос, собрали 1200 ответов и разложили ожидания клиентов по методу Кано. Когда мы разделили ответы по группам (исходя из размеров агентств), то заметили интересную особенность. У крупных/средних и маленьких агентств была противоположная оценка одних и тех же фич.
Маленькие агентства назвали нежелательными и привлекательными фичами те, которые не совпадали с большими агентствами.
В этой ситуации надо понять, что на двух стульях вы усидеть не сможете — придется сегментировать пользователей и для каждого сегмента делать свой MVP со своим набором функций.
Мы перезапустили сервис, точнее, две версии сервиса, с учетом новых данных и клиенты стали его использовать. Отличие в наборах функций для аккаунтов крупных и мелких агентств.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/340

2. Кто такой продуктовый маркетолог?

Менеджер маркетинга продукта отвечает за стратегию вывода продукта на рынок. Его задача — снимать барьеры между продуктом и целевой аудиторией: помогать маркетинговой команде правильно коммуницировать ценность продукта в рекламных кампаниях, сейлзовой команде — лучше понимать боли клиентов и предлагать релевантные решения, продуктовой команде — получать обратную связь от рынка и повышать первичные конверсии и adoption. Цель менеджера маркетинга продукта — сфокусировать работу маркетинговой и сейлзовой команды вокруг продуктового роадмапа.
Например, Вы — менеджер маркетинга продукта в b2b-компании, которая продает чат-ботов. Вы смотрите в продуктовый роадмап и видите, что через месяц в продукте появится возможность связывать чат-ботов и почтовые рассылки.
Как хороший PMM, вы почти наверняка сделаете несколько вещей:
1. Вместе с маркетинговой командой разработаете новое позиционирование, которое упростит продажи продукта целевой аудитории — его будут использовать в рекламных кампаниях, текстах на сайте, презентациях и коммуникациях сейлзов.
2. Убедитесь, что сейлз-команда понимает, как продавать новую версию продукта — проведете тренинг, чтобы донести ценность новой фичи; объясните, каким сегментам пользователей новая фича нужна сильнее всего; расскажете про возможные возражения и способы их отработать.
3. Подготовите коммуникацию, которая повысит adoption новой фичи: отправите письма текущим пользователям, настроите для них релевантную персонализацию на сайте, подключите ретаргетинг, чтобы с помощью новой фичи реактивировать старых клиентов.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/337

3. Интересные выступления и статьи (лучше сохранить в закладки)
- Профессиональные ориентиры продуктовой компетенции. Как понять и нанять того, кто нужен вашей команде. Любовь Карпова, Яндекс, Head of Yandex.Tracker.
- Коммуникация с разработкой: как выпускать сложные портфели, мотивировать разработчиков и делать так, чтобы они любили ваши задачи. Ксения Аполонская, Headhunter, менеджер продукта.
- Jobs-to-be-done: теория и практика. Дмитрий Капаев и Артём Жиганов, Useful, сооснователи.
5 А/В-тестов по неожиданности инсайтов и росту метрик

Специально для друзей из Epic Growth Channel подготовил пост о 5 А/В-тестов из своей практики, которые дали неожиданные инсайты и рост метрик. Первые три можно прочитать тут - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/544.
И вот ещё 2 только для читателей канала @FreshProductgo
4.Траст-фактор про оригинальность и наличие официальной гарантии на проверенных селлерах повысит продажи в электронике
Гипотеза: официальная поставка и гарантия вырастит продажи электроники в онлайн-магазине
Результаты: рост 8+% по выручке.
Интерпретация и как было на самом деле: информация помогла для привлечения тех, кто сомневался в происхождении техники в интернет-магазине. Продажи известных и дорогих брендов выросли особенно хорошо.

5.Реферальная программа на некупленных товарах (книгах) сработала лучше, чем на купленных и ранее прочитанных
Гипотеза: реферальная программа ранее работала только на купленных книгах, а раскатка программы на некупленные товары увеличит охват и тем самым увеличит продажи.
Результаты: продажи выросли на 10+%, но не совсем за счет реферальной программы.
Интерпретация и как было на самом деле: часть по старой привычке, часть по неопытности пользователи покупали товар, чтобы поучаствовать в реферальной программе. Охват знающих о рефералке вырос на 60+%.

Обсудить тесты можно в чате канала. Если Вам нужны консультации по проведению А/В-тестов или по другим вопросам по продакт менеджменту, можно писать автору канала @SKoloskov.
Всем роста главных продуктовых метрик!